Научная статья на тему 'Разработка цифровых образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию'

Разработка цифровых образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куклев В. А.

статье рассмотрены вопросы информатизации области знаний по безопасности жизнедеятельности, приведены примеры программных разработок, направленных на формирование умений и навыков и авторские разработки электронных образовательных ресурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куклев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article there are viewed questions of informatization of safety ability to live knowledge, given examples of software developments, aimed at forming abilities and skills and author developments of electronic educational resources.

Текст научной работы на тему «Разработка цифровых образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию»

УДК 371.315.7

В.А. Куклев к.п.н. (Ульяновский ГТУ) РАЗРАБОТКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНИКОВ ЧЕРЕЗ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ К МОБИЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

V.A.Kuklev (Ulianovsky STate university) DEVELOPMENT OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES OF SAFETY ABILITY TO LIVE STARTING FROM COMPUTER TEXT-BOOKS THROUGH NET TECHNOLOGIES TO MOBILE EDUCATION.

В статье рассмотрены вопросы информатизации области знаний по безопасности жизнедеятельности, приведены примеры программных разработок, направленных на формирование умений и навыков и авторские разработки электронных образовательных ресурсов.

In article there are viewed questions of informatization of safety ability to live knowledge, given examples of software developments, aimed at forming abilities and skills and author developments of electronic educational resources.

о

VO re iP ro re :p

и cu

T X I

X

cu f— I

0

1

T

^

re I

В.А. Куклев

Информационное обеспечение в безопасности жизнедеятельности связано с появлением в 90-х годах ХХ века качественно новых возможностей технических средств, которые способствовали развитию компьютерных обучающих программ. Новое поколение компьютеров и применение оптоволоконной связи обусловили появление и быстрое развитие мультимедиа, гипермедиа и сетевых технологий. Публикации [1, 2] вызывают профессиональный интерес, так как по-новому позволяют посмотреть на проблему формирования умений и навыков средствами электронной педагогики по безопасности жизнедеятельности. Авторские работы связаны с разработкой и применением цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в области безопасности жизнедеятельности и экологии.

В ходе авторских исследований осуществлялось эволюционное развитие ЦОР учебного и научного назначения от компьютеризированного учебника до электронных обучающих систем, в том числе и в области безопасности жизнедеятельности.

Нами апробирована технология разработки и применения компьютерных информационно-учебных пособий, примеры которых приведена на рис. 1. Разрабатываемые средства обучения вовлекают в образовательный процесс, повышают эффективность обучения, реализуют индивидуальный подход.

Компьютеризированный учебник «Основы электромагнитной экологии» предназначен для научных работников, специалистов проектирования и эксплуатации радиосредств, работников служб государственного надзора за связью и санитарно-эпидемиологического профиля, аспирантов и студентов вузов телекоммуникационного профиля, изучающих в рамках действующих планов новую интегрированную дисциплину «Электромагнитная экология»; в учебнике рассмотрен специфический вид антропогенного загрязнения окружающей среды — электромагнитное загрязнение. Учебник состоит из двух частей: текстуальной [3] и компьютерной — в виде программы для ЭВМ.

В педагогической науке развивается новое направление — электронная педагогика, предметом которой является педагогическая система открытого образования, система педагогических методов, методик, форм обучения и воспитания в высокотехнологичных информационно-образовательных средах. Автором накоплен определенный опыт разработки ряда средств электронной педагогики [4-7]. К сожалению, в литературе еще не устоялась терминология таких средств. Наиболее полное определение трактует такие элементы как компьютерные средства учебного назначения.

Автором обобщен опыт использования инструментария педагогического дизайна в образовании [8-10], проанализированы особенности применения педагогических технологий в высшей школе [1113], а затем творчески использованы в авторских разработках.

Автором проводятся исследования в области реализации педагогического проектирования и педагогических технологий. Реализацией

а)

Рис. 1. Примеры цифровых информационных ресурсов

б)

принципа наглядности стала разработка электронных схемокурсов, представляющих обобщенные и систематизированные материалы учебных дисциплин в графической и текстуальной формах.

В настоящее время разрабатывается новая политика контроля и оценки образовательной деятельности [14]. Контроль знаний — часть обучения, по которому можно оценить качество образования. В высокотехнологичных информационно-образовательных средах используется тестовый контроль знаний, обладающий достоинствами и недостатками. Известны три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый. Известны также так называемые терминологические задания. На их основе нами разрабатываются терминологические тренинги трех видов: систематизации и интенсивного запоминания [15], понимания терминов, закрепления и запоминания терминов.

Терминологический тренинг систематизации и интенсивного запоминания терминов, понятий и ключевых слов предназначен для встраивания в электронные учебные издания.

Дальнейшее развитие получил викторинный

метод обучения, подготовленный для реализации в технологии дистанционного обучения. Проходит апробацию метод наращиваемого ядра в электронном обучении, как ключевой компонент проводимого исследования.

В качестве средства обучения, как формы представления содержания обучения, разработаны компьютерные информационно-учебные пособия: «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (рис.1), «Основы электромагнитной экологии». С целью формирования навыков и умений подготовлены: виртуальная лабораторная работа, компьютерные практикумы и тренажеры (рис. 2).

Развитие сферы образования связано с модернизацией, ориентированной на удовлетворение образовательных потребностей населения. Одним из путей совершенствования образования является организация информационно-образовательной среды (ИОС), включающей средства передачи данных, информационные ресурсы, аппаратно-программное и организационно-методическое обеспечение. Появление ИОС есть следствие информатизации деятельности человека, что затронуло и образование.

Рис. 2. Выполнение виртуальной лабораторной работы и практикума

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

у

а

I

Технологии ИОС позволяют решать принципиально новые дидактические задачи: изучение явлений и процессов в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования; представление в удобном для изучения масштабе времени различных физических, химических, биологических и социальных процессов, реально протекающих с очень большой или очень маленькой скоростью. Функционирование ИОС обозначило появление нового принципа образования — управление знаниями. Данное положение относится и к области безопасности жизнедеятельности.

Последующие авторские работы связаны с использованием сетевых технологий в целях реализации дистанционного образования в среде WebCT. Инструментарий педагогического дизайна успешно использован при создании 125 электронных обучающих систем по дисциплинам, изучаемым в институте дистанционного образования Ульяновского государственного технического университета.

Использование в рамках дистанционного образования современных телекоммуникационных сетей позволяет сегодня говорить о необходимости создания особой дидактики и специальной методологии образования как составной части общей педагогики. Дидактика дистанционного обучения базируется на сочетании общедидактических принципов со специфическими, творчески интерпретируя их в процессе адаптации к новым задачам обучения.

Реализация этих принципов в образовательном процессе осуществляется в комплексе с традиционными дидактическими принципами наглядности, доступности, следования от простого к сложному, индивидуального подхода, системности и др.

Рассмотренный подход применен при создании пакета ЦОР по дисциплине «Основы безопас-■

ности труда», вклющего следующие компоненты:

- бумажный вариант учебно-методического комплекса (УМК) [15];

- электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по дисциплине (рис. 3);

- модуль тестирования и статистики (рис. 4);

- электронный схемокурс (включает обобщенную и систематизированную в текстовом и графическом виде информацию, структурированную по темам дисциплины);

- практикум с задачами и упражнениями;

- приложения с руководящими и нормативными документами;

- полный курс дистанционного обучения для использования в среде WebCT СЕ версии 4.1 (рис. 5);

- подсистема тестирования знаний для использования в среде WebCT СЕ версии 4.1. (содержит 431 тестовое задание);

- мобильный учебник для карманных персональных компьютеров со встроенной системой тестирования знаний;

0

ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

Рис. 3. Заставка электронного учебно-методического комплекса

а) регистрация перед началом тестирования б) выполнение тестовых заданий

Рис. 4. Ход выполнения тестирования знаний

а) электронное руководство для студента

б) практическое задание для студента

Рис. 5. Компоненты дистанционного курса в среде WebCT

- JAVA-учебник для мобильных устройств, сотовых телефонов, смартфонов.

На разработки получены свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ: Российского агентства по патентам и товарным знакам — 4, Национального информационного фонда неопубликованных документов и государственного координационного центра информационных технологий при министерстве образования и науки РФ — 62.

Представленные работы иллюстрируют эволюционный переход в разработке программного обеспечения, выполняемого на автономных рабочих местах и в компьютерных сетях, к мобильному обучению студентов. Разрабатываемые средства обучения, на наш взгляд, вовлекают в образовательный процесс, повышают эффективность обучения, реализуют индивидуальный подход.

Литература

1. Котов В., Степучева Г. Применение компьютерных технологий в преподавании ОБЖ/ОБЖ // Основы безопасности жизни. — 2005.— № 9.— С. 32—36.

2. Вакунин Е.И., Коряков А.Е., Синюков А.В., Семизаров Д.В. Программное обеспечение виртуальных лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Безопасность жизнедеятельности.

- 2005. - № 9. - С. 53-56.

3. (Сподобаев Ю.М., Кубанов В.П. Основы электромагнитной экологии. - М.: Радио и связь, 2000.

- 240 с.)

4. Сподобаев Ю.М., Куклев В.А., Брусенцов Г.П., Витевский А.В, Мущенко В.И. Компьютерное информационно-учебное пособие «Менеджмент телекоммуникаций» [Электронный ресурс]. - М.: Роспатент. (Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2001611789 от 26.12.2001).

5. Абульханова К.А. и др. Компьютерное информационно-учебное пособие «Психология и педагогика». - М.: ВНТИЦ. - № 50200300065-50200300068.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Денисова Л.И., Куклев В.А., Куклева И.И. Компьютерное информационно-учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф». - М.: ВНТИЦ. - № 50200300147-50200300152.

7. Куклев В.А. Компьютерное информационно-учебное пособие «Информационная безопасность в телекоммуникационных системах (КИУП ИБ ТКС)». - М.: ВНТИЦ. - № 50200300269.

8. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М.В. Моисеевой. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004. - 216 с.

9. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / Под ред. З.О. Джали-ашвили. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 336 с.

10. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: «Филинь», 2003. - 616 с.

11. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 220 с. о

12. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических ^ дисциплин): Монография. - Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. - 364 с.

13. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.

14. Основы открытого образования / Отв. ред. В.И. Солдаткин. - Т.2. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 680 с.

15. Куклев В.А., Воеводин А.Ю. Терминологический тренинг систематизации и интенсивного запоминания терминов, понятий и ключевых слов для электронных учебных изданий. - М.: ВНТИЦ. № 50200500088.

16. Основы безопасности труда: учебно-методический комплекс / В.А. Куклев; УлГТУ. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 163 с.

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

у

а

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.