Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология : Сб. науч. трудов /Л.С. Выготский. — М., 1991.
2. Павлов, И.П. Лекции по физиологии. — М., 1952.
3. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М. : ИНФРА-М, 1998.
4. Давыдов, В.В. Последние выступления / В.В. Давыдов. — М., 1998.
5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
6. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. — М., 1956.
7. Рубинштейн, С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии,
1960.— №3.
Статья поступила в редакцию 12.04.08.
УДК 371.315.7
В.А. Куклев, канд. пед. наук, доц. Ульяновского государственного технического университета, г. Ульяновск
\ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ
В работе представлены результаты исследования нового научного знания о мобильном обучении; раскрыты компоненты средств мобильного обучения; приведена их авторская классификация; введено понятие «мобильный учебник»; выделены специфические формы мобильного обучения: изучения учебного материала, общения, контроля, выполнения практических заданий; особое внимание уделено технологиям, определяющим внедрение мобильного обучения.
Ключевые слова: инновация, мобильное обучение, мобильный учебник, формы мобильного обучения, среда обучения.
Основные тенденции развития образования связаны с повышением качества образования, компьютеризацией, диверсификацией, индивидуализацией, непрерывностью, многоуровневостью, интенсификацией образования. Развитие образования обостряет существующие проблемы образования: доступность, качество, эффективность. Проблемы характеризуются наличием противоречий, барьеров развития; потребностью преодоления, предмета особого внимания, необходимостью решения, осмысления непонимания. К современным проблемам образования относят вопросы методологии и организации современного образования. Методология современного образования неразрывно связана с целью и механизмом образования, которые реализуются через технологии образования. Идет поиск новых форм, появляется новая форма образования — открытое дистанционное образование (ОДО), которое выполняет интегрирующую роль в XXI веке.
Основные тенденции развития ОДО реализуются на основе информационно-телекоммуникационных технологий путем диффузии в традиционную организацию учебного процесса, ориентации на потребность в непрерывном профессиональном образовании. Развитие информационных технологий создало условия для реализации единой информационно-образовательной среды, доступ к которой может быть реализован в любое время и в любом месте. На наших глазах зарождается мобильное образование, как часть ОДО, такое образование использует в качестве средств обучения мобильные беспроводные устройства (сотовые телефоны, коммуникаторы, смартфоны, карманные персональные компьютеры, планшетные компьютеры, ноутбуки с устройствами беспроводного доступа), темпы распространения таких устройств растут очень интенсивно.
Идеи ОДО развивают известные ученые России и преподаватели, увидевшие в такой форме новые перспективы для образовательного процесса. В пропаганду новых идей внесли вклад: А.А. Андреев, В.И. Солдат-кин, В.П. Тихомиров, С.А. Щенников, Е.С. Полат, М.И. Нежурина, И.В. Роберт, Л.Х. Зайнутдинова,
А.Ю. Уваров, В.П. Демкин, В.Г. Михайловский, Г.В. Мо-
жаева, М.И. Беляева, А.В. Соловов, А.В. Осин, С.Л. Каплан, Г.А. Краснова, Л. Г. Лаптев, С.Л. Лобачев, К.Ю. Лупанов, А.А. Поляков, А.А. Скамницкий, П.И. Образцов, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,
A.Е. Петров, Ю.В. Исаев, М. П. Карпенко, Д. Ш. Матрос, М.А. Вознюк, А.Н. Долматов, В.Н. Васильев, Л.С. Лисицына, В.Е. Бочков, А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман, Ю.Ф. Тельнов,
B.П. Тихомирова и др.
В ходе авторских педагогических поисков в рамках ОДО осуществлялся эволюционный переход от компьютеризированных учебников через сетевые образовательные ресурсы к мобильному обучению [1]. Другие работы [2-6] дали новый толчок для изучения методологии мобильного обучения (МО), стали отправной точкой для дальнейших исследований [7].
Целью нашего исследования является разработка теоретико-методологического и методического обоснования концепции мобильного обучения. В соответствии с целью сформулированы задачи исследования: выявить и систематизировать проблемы электронного и комбинированного обучения в высшем профессиональном образовании; разработать и обосновать теоретическое содержание вопроса формирования системы мобильного обучения; определить сущность понятия «мобильный учебник» в системе гибкого обучения в условиях профессионального образования; разработать концепцию, модель и педагогическую технологию реализации мобильного обучения, которые свяжут воедино все компоненты учебного процесса в целостную интегрированную систему, обеспечат требуемый уровень сформированнос-ти профессиональной компетентности, достаточный для профессиональной деятельности.
Научная новизна заключается в том, что впервые на основе системного подхода получено новое научное знание о мобильном обучении, его структуре, содержании, специфике, возможностях и педагогических условиях формирования; обоснованы концептуальные подходы и модель мобильного обучения, её сущность, специфика и впервые дано определение мобильного учебника, которое позволяет расширить понятийный тезаурус исследу-
11710212
емой проблемы; обоснована педагогическая технология мобильного обучения, в результате применения которой изменяются традиционные формы обучения: семинар становится электронным форумом, процесс общения — мобильным форумом или чатом, лекции становятся электронными, практикум становится обязательным компонентом формирования профессиональной компетентности. предложены формы мобильного обучения: изучение учебного материала, общение, контроль и выполнение практических заданий. Обоснован, разработан и реализован системный подход формирования гибкого обучения, включающий в себя комплекс моделей, в которых системообразующим фактором выступает мобильное обучение.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие теоретических основ профессионального образования на основе применения новых информационных и педагогических принципов, мобильных технологий и заключается в том, что: определены целевой, содержательный, технологический, результативный компоненты процесса мобильного обучения, которые могут служить теоретическим основанием для обогащения теории профессионального образования; разработана концепция, модель и педагогическая технология формирования мобильного обучения, которые связывают воедино все компоненты учебного процесса в целостную интегрированную систему; результаты исследования обогащают теорию профессионального образования новым научным знанием о структуре мобильного обучения в системе ОДО, методах его формирования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: разработаны и внедрены в образовательный процесс учебно-методический комплекс «Инновационные технологии в образовании» [8] и комплекс дидактических средств (сетевые версии обучающих курсов, компьютеризированные учебники, электронные учебники, компьютерные информационно-учебные пособия, различные модули контроля уровня подготовленности обучаемых, компьютерные практикумы, электронные схемокурсы, электронные хрестоматии, тест-игры, компьютерные кроссворды, терминологические тренинги для электронных учебных изданий и др.); официально зарегистрировано и доступно для применения более 100 программных разработок; разработаны научно-практические рекомендации по проектированию, организации и реализации мобильного обучения; прогностический потенциал исследования обусловлен принципиальной возможностью организации на его основе последующих научно-исследовательских работ по изучению перспектив формирования гибкого обучения, совершенствованию форм, методов и систем организации учебного процесса в вузах, адаптации разработанных рекомендаций к условиям подготовки специалистов различных сфер профессиональной деятельности.
Утверждение правильности идеи нашего исследования находим в статье Бэна Баннистера [9], который утверждает, что развитие мобильных мультимедийных услуг, мобильного Интернета, широковещательной мобильной связи способствует мобильному обучению. Ученые обсуждают перспективы МО для образования, выделяя составляющие гибкого обучения, к которому относят дистанционное обучение, включающее: on-line, мобильное и дистанционное обучение на основе бумажных носителей.
Отдельные работы исследуют перспективы и возможности мобильного обучения. А. А. Андрееев, В. И. Сол-даткин в [10] анализируют применение мобильных портативных персональных компьютеров (МППК) в системе ОДО, вводят классификацию МППК, включающую: специализированные (интегральные обучающие систе-
мы, текстовые плейеры, калькуляторы, электронные блокноты) и универсальные устройства (сетевые и несетевые).
И. Бескровный [11] подчеркивает, что теоретической основой для внедрения МО является убеждение в том, что этот процесс должен соответствовать современному этапу развития общества и экономики и обслуживать его. Если в 1990-е годы обучение было проблемно-сфокусированным, то сейчас на Западе говорят о контекстуальном, неформальном и непрерывном обучении. И. Бескровный приводит основные характеристики современного обучения и соответствующие им технологические требования; новое обучение характеризуется: ориентированностью на обучаемого, индивидуальностью, кол-лаборативностью, ситуационностью, непрерывностью, доступностью; к новым технологиям относятся: ориентированность на клиента, персонифицированность, сетевые технологии, мобильные технологии, надежность.
А.А. Федосеев, А.В. Тимофеев [12], рассматривая мобильные технологии в образовании, отмечают, что возможностей современных коммуникационных устройств вполне достаточно для полноценной мобильной работы в различных профессиональных областях — бизнесе, науке и образовании; они подчеркивают, что перспективным представляется использование современных мобильных устройств в рамках технологий дистанционного обучения, заметив, что использование коммуникаторов для изучения учебного материала затруднено из-за малых размеров экрана, но и здесь возможно использование специальных устройств вывода информации в виде очков, которые позволяют достичь высоких разрешений. Мобильные устройства обеспечивают взаимодействие участников учебного процесса с различной степенью интерактивности и управление учебным процессом.
Нами обобщены и систематизированы подходы, описывающие общие принципы традиционного обучения, показаны внешние и внутренние закономерности обучения, системно представлена эволюция принципов обучения, отражены особенности ОДО и МО. В нашей работе представлены методы МО, как составной части ОДО; раскрыты компоненты средств МО, приведена их авторская классификация; охарактеризованы электронные книги для МО, введено понятие «мобильный учебник»; предложен и обоснован метод наращиваемого ядра в качестве учебного, в том числе при МО; раскрыты формы и технологии МО; предложены формы МО; особое внимание уделено технологиям, определяющим внедрение МО; приведены материалы технологической реализации МО, а также авторские свидетельства на разработки [7]. Показано, что в МО изменяются традиционные формы обучения: семинар становится электронным форумом, процесс общения — мобильным форумом или чатом, лекции — электронными, практикум — обязательным компонентом формирования профессиональной компетентности.
В ходе теоретического экспериментального исследования и практической работы были получены следующие результаты.
1. Анализ показал, что развитие электронного обучения обусловлено значительными изменениями на рынке труда, возрастанием требований к персоналу, внедрением информационных технологий в деятельность специалистов. Электронное обучение способствует: совершенствованию информационно-коммуникационных технологий; формированию информационного общества; развитию подходов мобильного обучения, т. е. обучения с помощью мобильных устройств, обучения в любое время и в любом месте; появлению понятия «электронная педагогика»; формированию гибкого обучения на основе новых возможностей мобильных телекоммуникационных услуг по доставке учебных текстов, графических материалов и
проведению видеоконференций. Анализ показывает, что в мире широко обсуждаются: место и роль мобильных образовательных моделей и технологий, а также теория и практика применения мобильных устройств в обучении. В России подобные разработки находятся только в стадии апробации в отдельных вузах, где накапливается опыт и методы новой педагогики. МО является составной частью ОДО, использует технологии традиционного обучения с учетом специфики открытого дистанционного образования. Методы МО позволяют адаптировать технологии обучения под возможности студентов, делают обучение более удобным для обучаемых, содержат качественно новые возможности организации обучения. Мобильное обучение: придает новое качество обучению; наиболее полно отражает тенденции в образовании современного человека, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени; является новым инструментарием в формировании человека информационного общества, в котором формируется новая среда обучения, независимая от места и времени. Установлено, что в области МО, как компонента электронного обучения получили наибольшее применение компьютерные (электронные) учебники, электронные книги, мобильные учебники в качестве мобильного контента. Развиваются системы мобильного тестирования (например, SMS-тестирование). Появляются мобильные игры и симуляции. Рост числа карманных персональных компьютеров, смартфонов, коммуникаторов, ультрапор-тативных бюджетных ноутбуков (например, ASUS EEE PC 701), а также других беспроводных устройств объективно ведет к использованию мобильного контента в обучении. На основе проведенного анализа сделан вывод, что формы традиционного обучения имеют место в системе дистанционного обучения, могут быть реализованы в технологиях дистанционного обучения (кейс-технологии, сетевой и телекоммуникационной технологиях), в контактном и в неконтактном периодах, однако обладают определенной спецификой.
2. Сформулированы принципы МО. Отмечено, что под влиянием современной дидактики происходят изменения в содержании основных принципов обучения, что проявляется при дистанционной форме обучения, в электронном, МО. Известные принципы традиционного обучения, составляя основное исходное положение теории, науки или мировоззрения, являются руководящими правилами реализации какой-либо деятельности. Принципы традиционного обучения в условиях осуществления ОДО дополняются новыми (принцип свободного доступа, дистанционности обучения и др.), реализация новых принципов влечет качественные изменения во всех элементах педагогической системы: в основу содержания образования закладываются профессиональные задачи, меняются характер знания, требования к уровню подготовки преподавателей, а также тип деятельности преподавателя и студента. Наиболее существенными принципами МО являются: непрерывность и адаптивность; индивидуализация процесса обучения; контекстуальность обучения; доступность; поддержка управления временем и обучением; гибкое взаимодействие преподавателя с обучаемыми. При этом в МО определяющим становится принцип самообразования. В связи с этим передача информации происходит от одного к другому, от одного ко многим, от многих к многим, что неизбежно ведет к изменению роли преподавателя в мобильном обучении. В качестве педагогических критериев МО предлагаются: элементы мобильности; свойства технической поддержки мобильных работников; использование карманных персональных компьютеров и других мобильных устройств. В качестве технических критериев МО предлагаются: простота использования; типы мобильного взаимодействия;
инструментарий обучения. По мере развития коммуникационных возможностей мобильных устройств продолжается развитие и наполнение содержания дидактических принципов обучения.
3. Выявлено, что автоматизация и компьютеризация обучения изменяют методы обучения. Традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические) в условиях электронного и мобильного обучения используют специфические сервисы обучения в условиях информационно-образовательной среды (электронную почту, форумы, чаты, веб-сайты) на основе форматов представления информации (гипертекст, гипермедиа, аудио- и видеофрагментов, интерактивных компонентов, инструментария виртуального практикума и удаленной лаборатории, компьютерных тренажеров, интерактивных тестов). МО предоставляет возможность реализации личностно-ориентированного подхода на основе индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуализация обучения уже заложена в основу ОДО, следовательно, и в МО каждый обучаемый двигается по своей, индивидуальной траектории. Дифференциация в МО реализуется при организации учебного процесса и самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. МО позволяет: организовать высокую степень интерактивности между преподавателем и обучаемым; обеспечить эффективную обратную связь посредством мобильных устройств; увеличить долю обучения в сотрудничестве и обучения в рабочих группах.
4. Анализ показал, что квалиметрический подход к содержанию образования позволяет оценить содержание учебных материалов. Для проведения экспертной оценки содержания необходимо иметь в качестве экспертов не менее восьми представителей науки и образования. Статистическая обработка результатов экспертной оценки позволяет выделить ядро содержания учебного материала в виде совокупности базовых тем. Компонентом обучения становится система комплексных показателей качества знаний. На примере интегрированного курса «Электромагнитная экология» показан вариант реализации такой системы в виде рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения. Такая технология обладает рядом преимуществ, способствующих повышению качества обучения.
На основе квалиметрического подхода предлагается реализовать метод наращиваемого ядра, который: реализует полимодальное восприятие информации; использует организационные, логические, технические и методические приемы; выделяет ядро предметной области с использованием методики экспертной оценки как составной части квалиметрического подхода; осуществляет оценку первоначальной компетентности, строит индивидуальную траекторию обучения; организует процесс обучения по плану с оценкой достигнутого результата обучения. Применение метода наращиваемого ядра позволит увеличить объем усвоенной учебной информации.
Сформулировано определение: «Мобильный учебник — это электронная обучающая система, предназначенная для использования на беспроводных устройствах, позволяющая изучать теоретический материал в текстовом и графическом виде, просматривать (прослушивать) аудиовизуальные компоненты; выполнять функцию входного, текущего и итогового контроля знаний; осуществлять общение с преподавателем и другими обучаемыми; формировать профессиональные навыки и умения; предоставлять возможность доступа к информационным ресурсам в любое время и в любом месте».
На базе исследований обобщена и систематизирована классификация средств МО, в которой выделены мобильные средства для: изучения мобильного контента; мобильного общения; мобильного контроля
знаний; формирования профессиональных навыков и умений; поддержки МО. Предложена типизация мобильных средств для изучения мобильного контента: мобильные учебники, электронные книги, системы вМв-тестирования, мобильные словари и переводчики, мобильное телевидение и мобильная экскурсия. С учетом особенностей технической реализации проанализированы формы электронного обучения. Выделены специфические формы МО: а) формы изучения учебного материала: структурированный текст, видеолекция, компьютерная презентация; б) формы общения: чат, форум, е-шаП, обмен файлами, видеоконференция;
в) формы контроля: тестирование, опросы в форуме и чате, подготовка отчетов по проектам и исследованиям;
г) формы выполнения практических заданий: тренинг, групповой проект, исследование.
5. Рассмотрены научно-методические основы применения средств МО. Систематизированы и обобщены технологии МО как компоненты ОДО. Подчеркнуто, что сегмент мобильных технологий в ОДО направлен на реализацию индивидуального обучения с помощью портативных переносных устройств. Необходимо использовать преимущества МО: повышение интереса к обучению у сотрудников, активно использующих мобильные устройства; заинтересовать МО более длительный период; экономия средств и времени по сравнению с обычным обучением и онлайн-обучением в офисе; ускорение рабочих процессов; постоянное повышение квалификации, позволяющее улучшить качество работы. Развитие средств МО заставляет по-новому взглянуть на технологии реализации мобильного обучения. МО использует технологии: представления и изучения учеб-
ного материала; мобильного общения; мобильного контроля знаний; формирования профессиональных навыков и умений; поддержки мобильного обучения. В качестве педагогического инструментария в МО используются: интерактив, моделинг, мультимедиа, коммуникативность, производительность.
6. Процесс формирования МО является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. МО находится в стадии внедрения, апробации. Перспектива использования технологий МО представляется в виде оптимального сочетания традиционных и инновационных способов реализации учебного процесса. Использование МО в современных образовательных средах позволяет: обеспечить высокий уровень адаптивности, интерактивности обучаемых; снять пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками информации; реализовать дидактическую систему интерактивного самообучения.
Таким образом, нами проанализировано становление и развитие электронного обучения, представлен понятийный аппарат методологии МО; выявлена, показана объективность появления новых технологий ОДО в виде МО. Отмечено, что в настоящее время методология МО находится в стадии развития; она развивается вместе с развитием образовательных систем, принципов, методов, средств, форм и технологий обучения; одновременно изменяются методы, нормы, критерии научного познания.
Становится очевидным, что российские исследователи и педагоги-практики должны постоянно заниматься поиском наиболее совершенных и современных методов и технологий мобильного обучения, внедрением их в педагогические процессы образования.
1.
2.
3.
5.
6.
Библиографический список
Куклев, В.А. Опыт разработки и применения электронных образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию / В.А. Куклев // Информатика и образование. — 2006. — №2.
Куклев, В.А. Электронное обучение по специальности «Юриспруденция» / В.А. Куклев // Право и образование. — 2006. — №6. Куклев, В.А. Инновационный образовательный проект на основе электронного обучения/В. А. Куклев//Информатика и образование. — 2007. — № 5.
Куклев, В.А. Мобильная информационно-справочная система//Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. 3.10.-6.10.2007. — М.: / В.А. Куклев. — М.: Рособразование, 2007.
Куклев, В.А. Мобильное обучение завтра? Уже сегодня / В.А. Куклев // Университетская книга. — 2007. — № 3.
Куклев, В.А. Моделирование содержания интегрированных курсов в высших учебных заведениях телекоммуникационного профиля (на материале курса «Электромагнитная экология»). Дис. ...к.пед.н.: 13.00.08 / Ульяновск: УлГУ, 2002.
Куклев, В.А. Методология мобильного обучения / В.А. Куклев. — Ульяновск: УлГТУ, 2006.
Инновационные технологии в образовании: учебно-практическое пособие/составитель В.А. Куклев; Ульян. гос. техн. ун-т. — Ульяновск: УлГТУ, 2007.
Баннистер, Б. Реальный масштаб времени — это текущий момент. / Б. Баннистер // Мобильные системы. 2006. — № 2. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / Отв. редактор В.И. Солдаткин. — М. : Высшая школа, 2003.
Бескровный, И. Homo Mobiles: шаг в сторону матрицы / И. Бескровный // E-Learning World. — 2004. — №4.
12. Федосеев, А.А. Мобильные технологии в образовании // Труды XII Всероссийской научно-методической конференции «Телема-тика'2005». 6-9 июня 2005 / А.А. Федосеев, А.В. Тимофеев. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tm.ifmo.ru
Статья поступила в редакцию 2.07.08.
10
11
УДК 378 (471.6)
А.В. Скрипкина, канд. пед. наук, зав. отделом грантов КГУКИ, г. Краснодар
ИМИДЖ И КОРПОРАТИВНАЯ МИССИЯ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
В работе описываются цели высшего учебного заведения в условиях конкуренции, основные направления формирования положительного имиджа вуза, принципы и современные методы разработок в образовательных системах, позиционирование учебного заведения на всех стадиях жизненного цикла вуза.
Ключевые слова: имидж вуза, конкурентоспособность образовательных программ, кыорпоративная миссия, статус университета, имиджевые мероприятия, стратегические партнеры.
На рынке образовательных услуг главной целью выс- лучение прибыли за счет повышения конкурентоспособ-шего учебного заведения в условиях конкуренции явля- ности образовательных программ обучения. Эта цель ется формирование положительного имиджа вуза и по- может быть достигнута за счет повышения качества обу-