Научная статья на тему 'Разработка требований к структуре и содержанию депозитария научных исследований в сфере образования'

Разработка требований к структуре и содержанию депозитария научных исследований в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачева И. Н.

Депозитарий научных исследований предлагает доступ к научно-исследовательской информации; депозитарий научных исследований в сфере образования производит и распространяет информационные продукты. Депозитарий сочетает использование традиционных технологий и современных методов обеспечения доступа к информации в сфере образования через сети, а также производит печатную продукцию, которая предназначена для госструктур и общественности. Депозитарий предлагает научные публикации и информацию различного характера, относящейся к образованию. Данная программа занимается накоплением, перенесение данных с одного носителя на другой и распространение депозитарных материалов, а также координацию деятельности депозитариев. Задачей депозитария научных исследований в сфере образования является доступность информационных продуктов в национальном масштабе. Депозитарий информирует общественность с помощью сбора, организации, защиты, сохранения и консультирования пользователей информацией о научных исследованиях в сфере образования. Депозитарий предлагает информацию как для пользователей в РФ, так и другим заинтересованным лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка требований к структуре и содержанию депозитария научных исследований в сфере образования»

УДК 378.001.891

РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ДЕПОЗИТАРИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Логачёва И.Н.,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Depository libraries provide access to scientific research information; scientific research depository library in education produces and distributes information products. Depository library combines conventional technology with state-of-the-art methods--provides public access to Government information online, produces printed publications that serve the information needs of Federal agencies and the Russian public. Depository library disseminates the scientific publications and information in education. This program involves the acquisition, format conversion, and distribution of depository materials and the coordination of depository libraries. The mission of the depository library in education is to disseminate information products nationwide. Depository library safeguards the public’s right to know by collecting, organizing, maintaining, preserving, and assisting users with information. Depository library provides information throughout the Russian Federation and participating parties.

Депозитарий научных исследований предлагает доступ к научно-исследовательской информации; депозитарий научных исследований в сфере образования производит и распространяет информационные продукты. Депозитарий сочетает использование традиционных технологий и современных методов обеспечения доступа к информации в сфере образования через сети, а также производит печатную продукцию, которая предназначена для госструктур и общественности. Депозитарий предлагает научные публикации и информацию различного характера, относящейся к образованию. Данная программа занимается накоплением, перенесение данных с одного носителя на другой и распространение депозитарных материалов, а также координацию деятельности депозитариев. Задачей депозитария научных исследований в сфере образования является доступность информационных продуктов в национальном масштабе. Депозитарий информирует общественность с помощью сбора, организации, защиты, сохранения и консультирования пользователей информацией о научных исследованиях в сфере образования. Депозитарий предлагает информацию как для пользователей в РФ, так и другим заинтересованным лицам.

База данных научных исследований в сфере образования (далее — БД НИО) — это упорядоченная совокупность данных о выполнении и результатах НИР и научных проектов в сфере образования, предназначенная для хранения, накопления, обработки и использования с помощью ЭВМ.

Структура БД НИО — это совокупность ее устойчивых связей, обеспечивающих целостность и способность сохранения основных свойств при различных внешних и внутренних воздействиях.

Структура БД НИО органически взаимосвязана с ее содержанием и поэтому должна

рассматриваться и описываться в неразрывной взаимосвязи с содержанием БД НИО. Совокупность параметров, выбранных для описания структуры БД НИО, должна обеспечивать описание объекта в целом, т.е. характеризовать и его содержание.

Для определения структуры БД НИО были проанализированы следующие документы:

• соответствующая нормативно-правовая база РФ, отраслевые нормативно-правовые документы;

• информационная карта НИОКР (ИК), регистрационная карта НИОКР (РК), с по-

мощью которых следует собирать информацию о НИР;

• структура отчетных данных о проектах, выполненных по грантам крупнейших гран-тодателей в сфере образования;

• структура отчетной документации о НИР, выполненных по тематическому плану по заданию Рособразования;

• перечень федеральных и отраслевых программ в сфере образования;

• опыт построения открытых баз данных ведущих российских научных организаций, в частности, Научная электронная библиотека (НЭБ), Банк данных ВИНИТИ, Библиографические базы данных ИНИОН);

• CERIF-2004 — Общий европейский формат для исследовательской информации (Common European Research Information Format) (применяется для обмена информацией о научных проектах; определяет набор обязательных и дополнительных полей, которые должны использоваться для описания научных проектов, финансируемых ЕС, включая поля «название проекта», «абстракт (project role)», «руководители проекта (director and principal investigators)», «контактный адрес», «наименование финансирующей организации» и «ключевые слова»).

Анализ состояния научно-методического и информационно-аналитического обеспечения, решения органами управления образованием и научно-педагогическим сообществом современных задач реформирования и развития образования, направлений, целей и задач совершенствования этого обеспечения посредством создания специализированного открытого депозитария научных исследований в образовании позволили сформулировать основные требования к его структуре и содержанию.

К структуре и содержанию депозитария (базы научных исследований) предъявляются следующие требования:

• возможность высокой оперативности поиска научно-исследовательских работ и научных проектов (научной продукции) по сформулированной проблеме или задаче модернизации и развития образования;

• ориентированность на основные современные проблемы и задачи модернизации и развития образования, сформулированные в основополагающих концептуальных,

нормативных и программных федеральных и отраслевых документах;

• формирование и использование при проектировании и наполнении депозитария нового, специализированного, актуального, современного рубрикатора базы научных исследований в образовании, основанного на контент-анализе основополагающих концептуальных, нормативных и программных федеральных и отраслевых документов, определяющих стратегию реформирования и развития образования;

• использование в рубрикаторе базы научных исследований названий, терминов и понятий, использованных в основополагающих концептуальных, нормативных и программных федеральных и отраслевых документах;

• максимально возможное точное соответствие структуре и содержанию решаемых задач модернизации и развития образования;

• возможность получения комплексной по-лидисциплинарной научной и аналитической информации по решаемой задаче;

• обеспечение целостности информационноаналитического обеспечения решения задачи;

• включение в базу данных научных исследований результатов НИР и научных проектов в практико-ориентированной форме — методик, методов, концепций, технологий, рекомендаций, выводов и другой научной и методической продукции, обеспечивающих их непосредственное применение при принятии решений;

• обязательное включение в состав базы данных результатов научных проектов и работ по проблемам и задачам, поставленным на среднесрочную перспективу реформирования образования, а ретроспективно — за период, в котором решались задачи, сохранившие свою актуальность до настоящего времени;

• точное описание видов научных работ, включаемых в базу данных, и перечень источников НИР и проектов;

• следование структуры изложения материалов по каждой работе, включаемой в базу данных, логике разработке основной научной продукции (результата);

• обеспечение возможности оценки пользователем научного уровня и надежности представленных результатов;

• выбор и использование процедур группировки данных, обеспечивающих необходимую полноту представления и высокую оперативность поиска информации.

Кроме того, описания научных исследований в образовании (НИО), представленные в базе данных, должны обеспечивать:

• идентификацию НИО;

• возможность установления контактов с владельцами и правообладателями НИО;

• возможность решения задач управления НИО, в том числе подготовки аналитических и статистических данных по их состоянию;

• возможность решения задач, связанных с охраной интеллектуальной собственности;

• обращение к характеристикам НИО, необходимым для правильного решения пользователя о целесообразности обращения к информационному ресурсу с учетом специфики задач;

• возможность реализации поиска по значениям заданных показателей (атрибутный); тематический (по классификационному дереву); по свободной лексике (лексический); гипертекстовой навигации.

• контроль выполнения технологических процедур по сопровождению метаданных персоналом системы.

С учетом приведенных выше понятий, условий и требований нами предложен ряд параметров для характеристики (описания) структуры БД НИО. Структура специализированной БД НИО с необходимой и достаточной для решения поставленных перед ней задач полнотой может быть описана следующими документами:

• перечень комплексных целевых, научных, научно-технических и других программ, наименование реестров, из состава которых будут отобраны и включены в БД НИО научно-исследовательские работы, научные проекты, научная продукция и научные труды;

• перечень научных организаций и учебных заведений и других структур, из состава которых будут отобраны и включены в БД НИО научно-исследовательские работы, научные проекты, научная продукция и научные труды;

• перечень видов источников научной информации, рекомендуемые для включения в БД НИО;

• формы включения информации о выполненных НИР, научных проектах, научных трудах и т. п. и содержащихся в них результатах;

• рубрикатор БД НИО;

• реквизиты информации.

На основании проведенного анализа документов, обзора перечня и анализа содержания научных программ в состав базы данных научных исследований в области образования необходимо включить:

• научные труды и результаты научных исследований, отмеченные премиями Президента РФ в области образования и премиями Правительства РФ в области образования (в соответствии с рубриками базы данных);

• докторские и кандидатские диссертации по тематике, отвечающей рубрикатору базы данных.

Основными видами источников научной информации, рекомендуемыми для включения в базу данных, являются:

• отчеты о НИР;

• отчеты о выполнении научных проектов;

• циклы научных трудов и научных исследований;

• докторские и кандидатские диссертации. Информацию о научных исследованиях

следует включать в базу данных в формах, обеспечивающих возможность получить полное представление о выполнении и результатах работы. Такими формами должны быть в совокупности:

• реферат (с обязательным описанием методов выполнения исследований и разработок);

• выводы и рекомендации по работе;

• основная научная, методическая и другая продукция.

Путем сопоставительного анализа, синтеза и группировки, экспертной оценки основных направлений развития образования в России стало возможным обосновать значимость и важность того или иного научного направления и раздела, и, следовательно, необходимость включения в структуру содержания базы научных исследований (Депозитария) соответствующей рубрики, а в базу научных исследований — включения НИР и проектов по этим направлениям и разделам. В результате был спроектирован специализированный, актуальный, современный рубрикатор базы научных исследований в образовании. Представленный ниже основной вариант рубрика-

тора предназначен для наполнения БД НИО научно-исследовательскими работами, проектами, научными трудами, он вполне охватывает и описывает структуру проектируемого депозитария (базы научных исследований).

Рубрикатор «Научные исследования

в образовании»

1. Молодежная политика в образовании.

2. Общее образование: содержание и техноло-

гии.

2.1. Система образования детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Государственные образовательные стандарты общего образования.

2.3. Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся.

2.4. Формирование современных ключевых компетенций.

2.5. Информатизация обучения в школе.

2.6. Профильное обучение в старшей школе.

2.7. Единый государственный экзамен.

2.8. Дополнительное образование детей.

2.9. Поддержка сельской школы.

3. Одаренные дети.

4. Профилактика безнадзорности и правонару-

шений несовершеннолетних.

5. Дети-инвалиды.

6. Профессиональное образование: содержание и технологии:

6.1.Новый перечень профессий начального профессионального образования.

6.2. Квалификационные стандарты по областям деятельности.

6.3. Государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования.

6.4. Образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования.

6.5. Фундаментализация профессионального образования.

6.6. Модульно-компетентностный подход в проектировании и реализации образовательных программ в системе профессионального образования.

6.7. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования.

6.8. Непрерывное профессиональное образование.

6.9. Модели интеграции в профессиональном образовании.

6.10. Многоуровневые учреждения начального и среднего профессионального образования.

6.11. Преемственность различных уровней образования.

6.12. Многоуровневая структура высшего образования.

6.13. Информационно-коммуникативные технологии подготовки кадров в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

6.14. Университетские комплексы.

6.15. Интеграция высшего и среднего профессионального образования в Европейское образовательное пространство, международная мобильность российской молодежи. Реализация мероприятий Болонского и Копенгагенского процессов.

7. Воспитание учащихся и студентов.

8. Оценка и контроль качества образования.

9.Сохранение и укрепление здоровья учащихся и студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Сохранение и развитие кадрового потенциала системы образования.

11. Формирование научных школ в российских вузах.

Научно-исследовательская работа студентов, научно-техническое творчество молодежи, научно-исследовательская деятельность школьников.

12. Нормативно-правовое обеспечение развития и модернизации образования.

13. Управление в системе образования.

13.1. Модели интегрированных образовательных учреждений.

13.2. Механизмы взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей.

13.3. Общенациональные университеты и системообразующие вузы.

13.4. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, развития мобильности, совершенствования информационного обмена в сфере образования.

13.5. Новые организационно-правовые формы деятельности, экономическая самостоятельность образовательных учреждений.

13.6. Информационно-коммуникационные технологии в рамках единого образовательного пространства.

14. Прогнозирование развития, мониторинг и статистика образования.

15. Экономические отношения в сфере образования и развитие новых механизмов финансирования.

15.1. Модели финансирования образовательных организаций.

15.2. Экономическая самостоятельность образовательных организаций (учреждений).

15.3. Инвестиционная привлекательность сферы образования.

15.4. Формирование эффективного рынка образовательных услуг.

16. Национальные проблемы образования.

17. Региональная образовательная политика.

18. Международное научно-образовательное сотрудничество.

Представленный рубрикатор должен быть согласован с Государственным рубрикатором научно-технической информации (ГРНТИ), который представляет собой универсальный иерархический классификатор областей знаний, принятый для систематизации всего потока научно-технической информации в России и странах СНГ.

УДК 378.001.891

МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕПОЗИТАРИЕВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Танеева Е. Ш., Платонова Н. А.,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The central concept of a depository library in education is that of a collection of records, or pieces of information related to research results in education. Depository libraries collect, organize, maintain, preserve, and assist users with information. The data is managed to ensure its integrity and quality, it allows shared access by a community of users. There are a number of different ways of organizing a schema, that is, of modeling the database structure: these are known as database models (or data models). The data model (for example, relational, object-relational, network) determines the query languages that are available to access the database. Scientific research depository library in education produces and distributes information products. Depository library provides access to the scientific publications and information in education and disseminates information products nationwide.

В данной статье представлены описательные модели функционирования депозитариев, анализируются системы сбора и архивации результатов научных исследований в сфере образования. Депозитарии собирают, систематизируют, сохраняют данные таким образом, чтобы пользователи информации могли получать совместный доступ к целостным и качественным данным. В сфере образования научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и их результаты представляются в виде различных моделей данных (например, реляционных, объектно-ориентированных и сетевых баз данных), которые определяют язык запросов, используемый для получения доступа к базе данных депозитария научных исследований в сфере образования. Депозитарий научных исследований в сфере образования позволяет объединить информацию, представляемую различными организациям в РФ, снизить уровень непрозрачности и сложности систематизации.

В данной статье проанализированы описательные модели функционирования баз данных и депозитариев научных разработок, в т.ч. и в сфере образования. Выявлены четы-

ре вида моделей функционирования депозитариев научных исследований. Каждой описательной модели соответствует отдельное положение о порядке размещения отчетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.