Научная статья на тему 'Модель открытого депозитария научных исследований в сфере образования'

Модель открытого депозитария научных исследований в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Харитонова Т. В.

На основе позитивных характеристик вышеперечисленных моделей автором предлагается принципиально новая модель модель открытого депозитария. Открытый депозитарий депозитарий, доступный для научных и управленческих работников сферы образования. Автором также предлагаются регистрационные формы, на основании которых производится размещение информации в депозитарии, и рекомендации по их заполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Open Research Depository Model in Education

This paper presents an open depository model, which includes the positive characteristics of existing models analyzed by the author. The open depository serves researchers and administrative staff in education. The study introduces registration forms to input the data into the research depository and comments on the process of filling the forms.

Текст научной работы на тему «Модель открытого депозитария научных исследований в сфере образования»

УДК 378.001.891

МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО ДЕПОЗИТАРИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Харитонова Т. В.

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

This paper presents an open depository model, which includes the positive characteristics of existing models analyzed by the author. The open depository serves researchers and administrative staff in education. The study introduces registration forms to input the data into the research depository and comments on the process of filling the forms.

На основе позитивных характеристик вышеперечисленных моделей автором предлагается принципиально новая модель — модель открытого депозитария. Открытый депозитарий — депозитарий, доступный для научных и управленческих работников сферы образования. Автором также предлагаются регистрационные формы, на основании которых производится размещение информации в депозитарии, и рекомендации по их заполнению.

Депозитарий научных исследований в сфере образования представляет собой базу данных, предназначенную для сбора, хранения и представления с целью использования основных результатов научных разработок, проводимых в сфере образования.

На сегодняшний день можно выделить несколько альтернативных моделей функционирования депозитариев научных исследований в сфере образования. Приведем краткую характеристику основных моделей.

Первая модель предполагает, что основу базы данных депозитария составляет Реестр, в который заносится информация о НИР (НИОКР) в области образования и который снабжен поисковой системой. в свободном доступе размещается перечень выполненных НИР (НИОКР) в области образования, аннотация работ, сведения об их исполнителях. Сведения обновляются ежемесячно. в закрытом доступе размещаются отчеты о результатах НИР (НИОКР), которые предоставляются пользователям по специальным заявлениям при наличии квитанций об оплате.

вторая модель основывается на том, что материалы в сфере образования, поступающие на регистрацию в депозитарий, распределяются специалистами по специфическим базам данных (БД) в зависимости от содер-

жания. Базы данных в зависимости от типа снабжены on-line или/и локальной поисковой системой, по некоторым базам данных поиск осуществляется в режиме отложенных запросов. в свободном режиме возможен доступ только к демоверсиям БД, в которых размещается перечень выполненных НИР (НИОКР), диссертаций по всем отраслям науки и техники, в том числе и в области образования, аннотация работ, сведения об их исполнителях. в зависимости от типа БД сведения обновляются ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Доступ к полным версиям БД возможен только в коммерческом режиме. Обслуживание происходит на договорной основе. Оплата осуществляется по подписке (независимо от количества обращений и полученных документов) или по предоплате (заключается договор на каждый вид работ).

Основу базы данных депозитария согласно третьей модели составляет реестр, в который заносится информация о разработках высших учебных заведений и научных учреждений Минобрнауки России и направлениях их деятельности. Реестр снабжен поисковой системой. Поисковая система обеспечивает максимальные возможности доступа к базе данных. Поиск ведется по следующим направлениям:

• отраслевой направленности;

• ключевым словам;

• названию организации.

Четвертая модель в общих чертах повторяет собой деятельность вНТИЦ, основанную на депонировании научных работ.

Депонирование (передача на хранение) — особый способ публикации научных работ. Депонированные научные работы приравниваются к опубликованным печатным изданиям. Авторы депонированных научных работ сохраняют права, вытекающие из законодательства об авторском праве, но не могут претендовать на выплату гонорара. Депонированию подлежат разрешенные в установленном порядке к открытому опубликованию отдельные статьи, обзоры, монографии, сборники научных трудов, материалы конференций, съездов, симпозиумов и совещаний. Информация о депонированных научных работах в виде рефератов и библиографических описаний размещается в соответствующих реферативных журналах и базах данных депозитария, а также в ежемесячном библиографическом указателе депозитария «Депонированные научные работы».

По результатам депонирования по запросу автора в его адрес направляется справка о депонировании научной работы с указанием фамилий авторов, названия и регистрационного номера работы, наименования и номера биб-

лиографического указателя, в котором опубликовано библиографическое описание.

На основе позитивных характеристик вышеперечисленных моделей нами предлагается принципиально новая модель открытого депозитария. Открытый депозитарий — депозитарий, доступный для научных и управленческих работников сферы образования.

графический вариант модели представлен на рис. 1.

Модель открытого депозитария должна функционировать на основе следующих принципов.

1. Размещение информации производится на основе утвержденных регистрационных документов (формы представлены в табл. 1, 2).

2. Данная модель предполагает возможность регистрации НИР (НИОКР) и результатов их выполнения в трех вариантах:

1) «регистрация в онлайновом режиме»;

2) «регистрация непосредственно в регистрационном центре»;

3) «регистрация с использованием почтовой связи».

3. В Единый реестр выполняемых НИР и НИОКР заносится информация о НИР (НИОКР) в области образования.

4. Реестр снабжен поисковой системой.

5. В свободном доступе размещается перечень

1. По ведению Единого реестра выполняемых НИР и НИОКР в сфере образования

= в в

S s s

& & &

1 I 1

О, &

I I I

£ & &

со CO CO

cs СЯ

Организации-исполнители НИР и НИОКР в

Рис. 1. Рекомендуемая модель открытого депозитария научных исследований в сфере образования

Таблица 1

Форма № 1. Информационная карта НИР и НИОКР в сфере образования

№ п/п Название раздела в информационной карте Нир и НиОкр комментарий по заполнению

1 Наименование НИР(НИОКР) Приводится полное наименование НИР (НИОКР) в соответствии с Государственным контрактом или другими регламентирующими документами

2 Наименование программы (проекта) Приводится полное наименование программы (проекта), в рамках которой выполнена НИР (НИОКР)

3 Заказчик Указывается Государственный заказчик НИР (НИОКР)

4 Исполнитель (соисполнители) Указывается Организация-исполнитель НИР (НИОКР). При наличии соисполнителей указываются также организации-соисполнители НИР (НИОКР)

4.1 Руководитель НИР (НИОКР) Указывается фамилия, имя, отчество, контактный телефон руководителя НИР (НИОКР)

4.2 Ответственный исполнитель НИР (НИОКР) Указывается фамилия, имя, отчество, контактный телефон руководителя НИР (НИОКР)

5 Год разработки Приводится год начала и окончания работы над НИР (НИОКР)

6 Тематика НИР (НИОКР) Приводятся ключевые слова, отражающие тематику НИР (НИОКР)

7 Классификационные индексы НИР (НИОКР) Приводятся классификационные индексы, отражающие тематику НИР (НИОКР): УДК, ББК, ГРНТИ

8 Актуальность НИР (НИОКР) Приводится актуальность исследований, содержащихся в НИР (НИОКР) (не более пяти предложений)

9 Содержание НИР (НИОКР) Приводится подробное содержание НИР (НИОКР)

10 Результаты НИР (НИОКР) Приводится краткое описание результатов, полученных в ходе НИР (НИОКР)

11 Апробация результатов НИР (НИОКР) Приводится информация, где и как были апробированы результаты НИР (НИОКР), в том числе теоретическая апробация (обсуждение на конференциях, семинарах, круглых столах); практическая апробация (полевые исследования)

12 Применение результатов НИР (НИОКР) Указывается, где и как могут быть применены результаты НИР (НИОКР)

13 Публикация результатов НИР (НИОКР) Указывается наименование статей, монографий, учебных пособий, которые были опубликованы по результатам НИР (НИОКР), а также их выходные данные

выполненных НИР (НИОКР) в области образования, аннотация работ, сведения об их исполнителях. Сведения обновляются ежемесячно.

6. Отчеты о результатах НИР (НИОКР) фор мируют базу данных отчетов по НИР и НИОКР в сфере образования. Доступ пользователей к базе данных осуществляется в свободном режиме для ознакомления с материалами, и на договорной основе с возможностью копирования на электронные носители.

Практическое использование данной модели предполагает разработку и утверждение специальных регистрационных форм, а также рекомендаций по их заполнению.

По нашему мнению, состав регистрационных форм должен быть следующим.

Форма № 1. Информационная карта НИР и НИОКР в сфере образования (табл. 1).

Форма № 2. Информационная карта организаций-исполнителей НИР и НИОКР в сфере образования (табл. 2 на с. 26).

Таблица 2

Форма № 2. Информационная карта НИР и НИОКР в сфере образования

№ п/п Название раздела в информационной карте комментарий по заполнению

1 информация о контактном лице

1.1 Сведения о лице, предоставившем информацию Указывается фамилия, имя, отчество, должность и контактный телефон лица, заполнившего Информационную карту

2 Общая информация

2.1 Полное наименование организации Полное наименование организации, включая организационно-правовую форму, указывается строго в соответствии с Уставом

2.2 Краткое наименование организации Краткое наименование организации указывается в соответствии с Уставом

2.3 ИНН Указывается в соответствии со свидетельством о присвоении ИНН

2.4 ОГРН Указывается в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица

2.5 Свидетельство о государственной регистрации: • номер; • дата; • орган регистрации Указывается в соответствии со свидетельством о регистрации организации (свидетельство, выданное при создании организации), если организация создана до 1 июля 2002 года. Организации, зарегистрированные после 1 июля 2002 года, указывают сведения в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица, выданным организации в ИМНС при создании организации

2.6 Лицензии: • номер; • дата выдачи; • дата окончания действия лицензии Данные указываются в соответствии с бланком лицензии. Заполнение производить в следующей последовательности: 1. Номер лицензии. 2. Дата выдачи лицензии. 3. Если лицензия выдана без ограничения срока действия, указывается «Бессрочная»; если лицензия выдана на ограниченный срок, указывается дата окончания срока действия лицензии

2.7 Уставный капитал Указывается в соответствии с данными бухгалтерской отчетности на отчетную дату

2.8 Стоимость активов Указывается в соответствии с данными бухгалтерской отчетности на отчетную дату

3 руководство

3.1 Информация о лице, являющемся руководителем организации Указывается фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон лица, являющегося руководителем организации

4 контактная информация

4.1 Фактический адрес Указывается адрес фактического нахождения исполнительных органов организации. Необходимо указать: город; индекс; индекс; адрес (без указания названия региона, города и индекса); регион

4.2 Почтовый адрес Указывается адрес получения организацией почтовой корреспонденции. Необходимо указать: город; индекс; адрес (без указания названия региона, города и индекса); регион

4.3 Место нахождения Указывается юридический адрес организации в соответствии с Уставом. Необходимо указать: город; индекс; адрес (без указания названия региона, города и индекса); регион

Таблица 2 (Продолжение)

№ п/п Название раздела в информационной карте комментарий по заполнению

4.4 Телефоны, факсы Указываются номера телефонов и факсов для контакта с организацией

4.5 Адрес электронной почты Указываются адреса электронной почты для контакта с организацией

4.6 Адрес в Интернет Указывается адрес сайта организации в сети Интернет

4.7 Дополнительная контактная информация Указывается дополнительная контактная информация, которая, по мнению лица, заполнившего отчет, необходима для контактов с организацией

5 дополнительная информация об организации Любая дополнительная информация, которая на взгляд лица, заполнившего Информационную карту, сможет полнее отразить уровень профессиональной деятельности организации

6 технологии и персонал

6.1 Количество штатных сотрудников организации, всего Указывается количество штатных сотрудников организации, непосредственно связанных с осуществлением научно-исследовательской деятельности

6.2 В том числе штатных сотрудников, имеющих ученую степень Указывается количество штатных сотрудников организации, имеющих степень кандидата наук, доктора наук

6.3 Участие в научных проектах (НИР, НИОКР, гранты) Указываются научные проекты в области образования, выполненные организацией или при непосредственном участии организации, за последние 3 года

6.4 Публикации в научных журналах Указываются основные публикации сотрудников организации по вопросам образования в ведущих научных журналах (ВАК) за последние 3 года

6.5 Организация научных мероприятий Указываются конференции, семинары и иные научные мероприятия, проведенные организацией или при ее непосредственном участии за последние три года

Форма № 3. Информационная карта ор-ганизаций-соисполнителей НИР и НИОКР в сфере образования.

Приведем правила заполнения указанных форм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рекомендации по заполнению информационной карты Нир и НиОкр в сфере образования

1. Информационную карту можно заполнять вручную или интерактивно (электронную версию карты, размещенную на специальном сайте организации-реестродержателя).

2. Информационную карту следует заполнять на русском языке.

3. Если Информационная карта заполняется на бумажном носителе, ее следует заверить подписью руководителя НИР (НИОКР) и печатью организации-исполнителя.

рекомендации по заполнению информационной карты организаций-исполнителей Нир и НиОкр в сфере образования

1. Информационную карту можно заполнять вручную или интерактивно (электронную версию карты, размещенную на специальном сайте организации-реестродержателя).

2. Информационную карту следует заполнять на русском языке.

3. При заполнении Информационной карты следует внимательно проверять все внесенные данные, поскольку сведения Информационной карты раскрываются в сети Интернет и их изучение открыто для всех пользователей, в том числе и для контролирующих органов.

4. Обязательно соответствие полей Информационной карты, наименования которых подчеркнуты.

5. Следует обязательно указывать информацию о лице, заполнившем Информационную карту, для осуществления взаимодействия в случае возникновения вопросов по предоставленным данным.

6. Проверка заполненной Информационной карты позволяет еще раз удостовериться в равильности и достоверности данных.

7. Если Информационная карта заполняется на бумажном носителе, ее следует заверить подписью руководителя и печатью организации-исполнителя.

Форма информационной карты организа-ций-соисполнителей НИР и НИОКР в сфере образования и рекомендации по ее заполнению практически совпадают с требованиями к информационной карте организаций-исполнителей.

Для утверждения приведенных выше форм и рекомендаций по их заполнению требует внедрения следующих нормативных документов Минобрнауки России:

• приказ о создании депозитария результатов НИР и НИОКР в сфере образования в структуре Федерального агентства по образованию;

• приказ об утверждении форм спецификаций и аннотаций для научных разработок, подлежащих включению в депозитарий результатов НИР и НИОКР в сфере образования;

• письмо о порядке учета сведений о результатах научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, с приложениями и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.