ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ
УДК 378.001.891
концепция создания депозитария результатов научных исследований в области образования для совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров
Харитонова Т.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство», ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author describes the reasons for establishing a research depository for career development and retraining in educational services; examines the management structure, financing, regulatory and technical support.
В статье обосновывается необходимость и возможность создания депозитария результатов научных исследований в области образования для совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Рассматриваются практические подходы к созданию такого депозитария: вопросы структуры управления, финансирования, нормативная и техническая база поддержки и т.п.
Ключевые слова: депозитарий, сфера образования, научные исследования, педагогические кадры, концепция.
Проблемы образования во всем мире сегодня становятся приоритетными, т.к. они определяют будущее каждой страны в отдельности и мирового сообщества в целом. Перед современным образованием стоит стратегическая задача воспитания новой личности, способной обеспечить не только собственное жизнетвор-чество, но и разумную жизнедеятельность других людей. Декларируемые на международном уровне принципы образования предполагают создание условий для целенаправленного систематического развития человека в современном обществе.
В новых условиях неуверенность в новых методологических подходах к образованию, некомпетентность, а иногда и личная ограниченность представляют собой серьезные барьеры в совершенствовании индивидуального стиля деятельности педагога, создании уникальной обучающей технологии взаимодействия с учащимся. Необходимость развития научных и творческих начал в педагогической деятельности провозглашена на декларативном уровне,
но подлежит постоянному контролю в повседневной действительности.
По мировым стандартам современный педагог — это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариантных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных условиях.
Обновляемое в инновационной деятельности образование (обучение и воспитание) базируется на значительном позитивном опыте, накопленном отечественной педагогической наукой и практикой. Перед современным педагогом стоит задача опережающего научного прогнозирования тех условий, в которых он может стать подлинно независимой и ответственной личностью, способной преодолевать внешние влияния и пределы заданного, интегрировать на уровне своего индивидуального стиля деятельности достижения мировой педагогической науки и практики.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ
В современном отечественном образовании существуют противоречия между объективно растущими требованиями к индивидуальному педагогическому стилю деятельности как показателю развития творческой индивидуальности, профессиональности, компетентности педагогов и ограниченной доступностью к передовым научно-теоретическим и методическим разработкам в области образования.
Одной из ведущих идей развития современного образования является субъектное развитие личности педагога в процессе творческой самореализации с использованием прогрессивного педагогического опыта глобального образования. Реализация ведущей идеи требует преобразования сложившейся системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Развитие этой системы должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:
• научно-практическим подходом;
• открытым взаимодействием с окружающей и информационной средой;
• непрерывностью педагогического образования;
• преемственностью передового педагогического опыта и др.
Однако наибольший эффект может быть достигнут при реализации этих принципов в системе непрерывного образования при соблюдении следующей совокупности условий: •целенаправленного реформирования и модернизации системы непрерывного педагогического образования на основе его интернационализации и интеграции в глобальную образовательную систему;
•обновления содержания педагогического образования в соответствии с тенденциями, принципами и направлениями развития глобальной образовательной системы;
•систематического изучения и целесообразного применения прогрессивных исследований, новых информационных и педагогических технологий, используемых в глобальной образовательной системе;
•развития глобального, проблемно-педагогического мышления и критического сознания, активной гражданской и педагогической позиции, профессиональной ответственности;
•внедрения технологии индивидуальнотворческой подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования посредством диагностики индивидуального стиля деятельности, совместного целеполага-
ния и планирования на каждом уровне педагогического образования;
• непрерывного совершенствования методологической культуры, исследовательского стиля деятельности в системе непрерывного педагогического образования;
• развития критического самосознания и рефлексивной позиции педагога на основе улучшения психологической подготовки;
• реализации демократического управления и самоуправления в системе непрерывного педагогического образования, а также профессиональной свободы в целях развития педагогического творчества.
Одной из действенных мер по реализации вышеуказанных принципов и выполнению заявленных условий совершенствования и дальнейшего развития системы подготовки и переподготовки педагогических кадров является создание специализированного открытого депозитария научных исследований и методических разработок в сфере образования.
Идея создания в России информационной системы, в которой будет накапливаться и храниться информация о научных исследованиях и методических разработках в сфере образования, т.е. депозитария, направлена на совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями глобальной образовательной системы. На начальном этапе депозитарий для педагогических кадров может функционировать как самостоятельная структура, но по мере создания единого информационного пространства он должен быть объединен с другими аналогичными информационными системами в централизованную структуру — Единый депозитарий научных исследований и методических разработок в сфере образования.
Кроме осуществления непосредственно депозитарной деятельности — сбора и хранения отчетов о результатах научных исследований и методических разработок в сфере образования, Единый депозитарий может осуществлять и другие виды деятельности. Например, к нему можно будет обратиться за информацией о результатах хранящегося в нем конкретного научного исследования или методической разработки в сфере образования или за поиском и приобретением информации в других информационных системах. Это необходимо для обеспечения конкурентоспособности создаваемого депозитария, т.к. в современных условиях
депозитарные функции по существу выполняют и некоторые другие структуры, например, РГБ или ВНТИЦ. Не исключено, что функции Единого депозитария научных исследований и методических разработок в сфере образования будут возложены именно на них.
Концепция создания новой структуры предусматривает, что создаваемый депозитарий должен стать единственным депозитарием, имеющим право накапливать, хранить и обеспечивать доступ к информации в области научных исследований и методических разработок в сфере образования. Замыкая на себя все функции по учету, хранению и предоставлению информации, открытый депозитарий в сфере образования создаст только одну контрольную инстанцию, перед которой надо будет отчитываться в обязательном порядке. По мнению разработчиков, это позволит в определенной степени решить проблему защиты прав интеллектуальной собственности. Создание открытого депозитария значительно упростит процедуру поиска и доступа к информации.
Таким образом, Единый открытый депозитарий научных исследований и методических разработок в сфере образования должен представлять собой:
• единую поисковую систему, содержащую ссылки на хранящиеся в депозитарии научные исследования и методические разработки;
•реестр научных исследований и методических разработок в области образования;
•реестр исследователей и разработчиков в области образования — юридических и физических лиц.
Реестр научных исследований и методических разработок в области образования может быть построен с использованием различных критериев:
•тематического (по тематике исследования);
•временного (по периодам исследования); •целевого (с учетом целей и задач исследования) и т.п.
Наиболее эффективным представляется именно целевой критерий, т.к. его использование логично сочетается с изложенной выше идеей создания специализированного открытого депозитария научных исследований и разработок в сфере образования для совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Кроме того, целевой принцип размещения информации позволит
решить проблему платности услуг депозитария для конечного потребителя. Выдача информации должна проводиться на коммерческой основе, лишь заранее установленный круг лиц имеет право на получение информации на безвозмездной основе. Необходимое в условиях рыночных отношений функционирование депозитария на коммерческой основе может существенно ограничить доступ к информации для отдельных категорий пользователей. Однако целевой критерий отбора может обеспечить свободный доступ к информации для этих категорий в зависимости от сложившей ситуации (например, для педагогических работников, проходящих обязательное повышение квалификации один раз в пять лет и т.п.).
Средства, полученные депозитарием в качестве платы за доступ к хранящейся в нем информации, могут быть использованы на расширение информационной базы, например, для приобретения отчетов зарубежных научноисследовательских организаций или отдельных авторов о результатах научных исследований и методических разработок в сфере образования.
Таким образом, концептуально может быть определена двухуровневая система «держания» информации в депозитарии. На первом уровне может храниться информация отдельных «целевых депозитариев», предоставляющаяся на условиях платности или безвозмездно различным категориям пользователей. На втором уровне должна храниться объединенная информация, в т.ч. дополненная данными зарубежных исследователей и международных организаций. Указанная информация может быть использована органами государственного и муниципального управления для принятия стратегических и тактических управленческих решений в сфере образования.
Функционирование депозитария должно осуществляться в четко определенном правовом поле. Поэтому, по мнению разработчиков, концепция создания и функционирования Единого открытого депозитария научных исследований и методических разработок в сфере образования должна быть закреплена на правовом уровне постановлением Правительства РФ и конкретизирована в соответствующих положениях Минобрнауки России.
Специализированный открытый депозитарий научных исследований и методических разработок в сфере образования для совершенствования системы подготовки и пере-
теоретические проблемы информатики
подготовки педагогических кадров является по существу одним из «целевых депозитариев» первого уровня. Как было отмечено выше, на современном этапе такой депозитарий может существовать как самостоятельная структура. Далее остановимся более подробно на концепции его создания и функционирования.
На современном этапе развития системы образования в РФ раздробленность и недостаточная развитость ее инфраструктуры, в т.ч. информационной среды, стали сдерживать дальнейший прогресс. Стали очевидными следующие негативные тенденции:
•ограниченность доступа для большей части пользователей, в т.ч. российских учителей, к передовым научным, научно-практическим и научно-методическим разработкам в сфере образования;
•отчужденность и оторванность современных научных исследований от реальных потребностей сферы образования.
Анализ существующей информационный среды российского образования показал наличие нескольких структур, которые могут обеспечивать и частично обеспечивают приток информации в систему подготовки и переподготовки педагогических кадров. К сожалению, функционируют эти структуры обособленно и разрозненно, их деятельность практически не связана между собой.
На повестку дня выдвигается необходимость создания депозитарной организации, которая обеспечивала бы возможность обмена информацией в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров. Профессиональное сообщество и органы управления сферой образования в основном согласны с такой постановкой вопроса. Создание специализированного депозитария научных исследований и методических разработок в сфере образования для совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров (далее — Депозитария) преследует следующие основные цели: накапливание, хранение, обеспечение доступа к информации и обмена информацией в области научных исследований и методических разработок в сфере образования для педагогических кадров.
Создание и функционирование такой структуры является залогом успешного решения следующих задач:
•дальнейшее совершенствование и развитие системы подготовки и подготовки педагогических кадров;
•повышение эффективности деятельности образовательных структур в сфере подготовки и переподготовки педагогических кадров;
•обеспечение и упрощение доступа педагогических кадров к информации научного и научно-методического характера в сфере образования.
Депозитарий должен выполнять следующие функции:
•сбор, учет и хранение всех видов информации о результатах научных исследований и методических разработках в сфере образования, необходимой для совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;
•обеспечение доступа педагогических кадров к информации о результатах научных исследований и методических разработках в сфере образования на безвозмездной основе;
•обеспечение доступа иных заинтересованных лиц (помимо педагогических кадров) к информации о результатах научных исследований и методических разработках в сфере образования на коммерческой основе;
•содействие в поиске дополнительной информации (в иных информационных системах), необходимой для совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Депозитарий должен основывать свою деятельность на следующих основных принципах: •четкая и прозрачная нормативная база всех аспектов деятельности Депозитария;
•эффективное регулирование деятельности Депозитария со стороны органов государственного управления системой образования;
•управление деятельностью Депозитария с учетом общественных (общегосударственных) интересов;
•недискриминационный доступ педагогических кадров к услугам Депозитария.
Практическая работа по подготовке проекта создания Депозитария и его дальнейшему осуществлению будет включать в себя решение следующих вопросов.
1. Регулирование деятельности Депозитария. С учетом ранее определенных функций Депозитарий в своем окончательном виде должен иметь лицензию на осуществление депозитарной деятельности.
По отношению к Депозитарию государство в лице Минобрнауки России будет осуществлять контроль и надзор, а также участвовать в управлении Депозитарием через специально разработанные для этого механизмы.
2. Структура управления Депозитарием, прежде всего, должна отражать общественные (общегосударственные) интересы, но в то же время учитывать особую роль и ответственность государства в создании, функционировании и регулировании Депозитария. Государство должно проводить свое влияние через набор различных инструментов, который может включать участие в органах управления, право вето в некоторых категориях решений и т.п. В целом структура управления должна строиться на современных принципах и учитывать имеющийся опыт.
3. Нормативная база. В качестве нормативной базы создания и функционирования Депозитария требуется принятие специальных распоряжений Минобрнауки России.
4. Финансирование создания и деятельности Депозитария. Участие государства в финансировании создания Депозитария вероятно в форме внесения в его капитал своих активов в виде денежных средств или иного имущества. В процессе функционирования Депозитарий должен будет окупать себя самостоятельно,
Литература
хотя с учетом его статуса извлечение прибыли не является превалирующей целью его деятельности. Значительная доля прибыли должна будет расходоваться на дальнейшее развитие Депозитария.
5. Технические вопросы. Вопросы информационных технологий имеют первостепенное значение при создании Депозитария. Используемые системы, разработанные с учетом передовых технологий, должны иметь запас прочности и масштабность, рассчитанные на дальнейшее развитие отечественной системы образования.
6. Подготовка проекта по созданию Депозитария. Высокая технологичность проекта и необходимость его осуществления с учетом эффективного использования имеющихся и привлекаемых ресурсов потребует всесторонней проработки всех аспектов его реализации и разработки детального бизнес-плана, возможно, с участием внешних консультантов.
Разработанный бизнес-план должен содержать программу действий по созданию Депозитария и его дальнейшему развитию на несколько лет вперед, а также предлагаемые ближайшие практические шаги органов государственного управления сферой образования.
1. Кривошеева Т.М., Танеева Е.Ш., Харитонова Т.В. Модели функционирования депозитариев научных исследо-
ваний в сфере образования. М., 2007.
2. Кривошеева Т.М., Танеева Е.Ш., Харитонова Т.В. Создание открытого депозитария научных исследований в
сфере образования. М., 2007.
3. Платонова Н.А., Погребова Е.С., Волкова С.К. Особенности формирования открытого депозитария научных
исследований в сфере образования. М., 2007.
4. Шабурова Н.Н. Моделирование системы информационного обеспечения современных форм научных иссле-
дований в академическом научно-исследовательском институте. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2006.
УДК 378.001.891
методика формирования депозитария научных исследований в сфере образования
Ковалева Л.Н.,
инженер отдела организации научно-исследовательских работ,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The scientific and methodological support for education sector requires a corresponding open database. The successful implementation of programs serves as a basis for the research depository development and for the