том 11. № 4. 2019 http://intech-spb.com/i-methods/
Разработка требований к средствам измерений военного назначения как продукции отечественного производства
Синюков Виктор Васильевич
к.т.н., доцент, ведущий научный сотрудник Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Россия, sinukovhome@mail.ru
В работе предложены обобщённые критерии отнесения средств измерений военного назначения, применяемых в области обороны и безопасности государства, к продукции отечественного производства, разработанные на основе экспертного оценивания требований действующих нормативных документов, регулирующих вопросы подтверждения производства промышленной продукции в Российской Федерации. В настоящее время ведущими научно-производственными организациями: Союзом машиностроителей России, Союзом разработчиков программного обеспечения топливно-энергетического комплекса под эгидой Минпромторга ведётся активная работа по формированию требований к средствам и системам измерений, а также включению этого раздела в Общероссийский классификатор. Разработчиками сформулированы и вынесены на обсуждение основные требования к конструкторской, технологической документации и юридическим документам; технологическим операциям изготовления продукции; используемому программному обеспечению; доле иностранных комплектующих в составе продукции данного вида. Однако, требования к средствам измерений военного назначения, применяемым в области обороны и безопасности государства до настоящего времени не определены, хотя они имеют целый ряд характерных особенностей и необходимы для определения перечня средств измерений военного назначения при комплектовании современного вооружения. В Министерстве обороны Российской Федерации Координационным научно-техническим советом при Головной научно-исследовательской испытательной организации по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности Российской Федерации начата разработка критериев отнесения средств измерений военного назначения, применяемых в области обороны и безопасности, к продукции отечественного производства. В этой работе принял активное участие научный и педагогический состав Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». При определении требований к средствам измерений военного назначения, как продукции отечественного производства, учтены их специфические особенности, установленные Федеральными законами, Постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министра обороны. Предложенные требования могут быть использованы в Проекте обобщённых критериев, разрабатываемом в соответствии с решением Координационного научно-технического совета при Головной научно-исследовательской испытательной организации по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности Российской Федерации.
Ильинов Евгений Владимирович
Иванов Алексей Владимирович
к.т.н., доцент, начальник управления Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Россия, vaiu@mil.ru
к.в.н., доцент, начальник научно-исследовательского центра Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Россия, vaiu@mil.ru
АННОТАЦИЯ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: средства измерений; продукция отечественного производства; обобщённые критерии; требования; характеристики.
Введение
Оснащение современных образцов вооружения, военной и специальной техники средствами измерений, поставка их в Вооруженные Силы и организации Министерства обороны Российской Федерации является важной задачей. Для комплектации современного вооружения допускаются средства измерений, включенные в действующую редакцию «Перечня средств измерений, разрешенных для их комплектации вооружения, военной и специальной техники, поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации и организации Министерства обороны Российской Федерации» (далее — Перечень) и выпущенные из производства в период действия свидетельства об утверждении их типа [1]. Перечень ведётся Главным научным метрологическим центром Минобороны России и утверждается начальником Управления метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации.
В Перечень включаются серийно выпускаемые средства измерений отечественного производства, удовлетворяющие одному из условий:
- включенные в ведомственный раздел Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений;
- принятые в установленном порядке на снабжение (в эксплуатацию) в Вооруженных Силах;
- включенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, прошедшие экспертизу Главного научного метрологического центра Минобороны России.
Однако, понятие «Средство измерений отечественного производства» в настоящее время не имеет точного определения, критерии отнесения средств измерений, применяемых в области обороны и безопасности, к «Средствам измерений, произведенным на территории Российской Федерации» не установлены, а их определение является актуальной задачей.
Анализ действующих нормативно-правовых документов
Анализ действующих нормативно-правовых документов показал, что подтверждение производства промышленной продукции, применяемой в области обороны и безопасности государства, на территории Российской Федерации регулируют Федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации и приказы Министра обороны Российской Федерации [2]. В целях формирования критериев отнесения, рассмотрим основные положения этих документов.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который вводит в стране национальный режим на закупку товаров, производство работ и предоставление услуг, промышленная продукция это товары, которые произведены в результате осуществления деятельности в сфере промышленности.
Постановления Правительства [от 14 января 2017 г. № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок, товаров, работ (и услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» и от 24.12.2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок
товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства»] устанавливают запрет на закупку продукции промышленного назначения иностранного производства для нужд обороны страны и безопасности государства. Исключением являются следующие случаи: если производство данной продукции есть на территории Российской Федерации (в этом случае запрет распространяется и на страны Евразийского экономического союза); если производство на территории Российской Федерации отсутствует, но оно есть на территории стран Евразийского экономического союза; если не доказано уникальности качественных характеристик, планируемого к закупке иностранного оборудования.
В таблице представлены основные критерии, установленные действующими нормативными документами, подтверждающие производство промышленной продукции на территории Российской Федерации.
Таблица
Требования основных нормативных документов
№ п/п Наименование нормативного документа Продукция признается произведенной на территории Российской Федерации в случаях
1 Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 - если производится в рамках специального инвестиционного проекта; - если соответствует требованиям отнесения продукции промышленного назначения к продукции, не имеющей аналогов, произведенной в Российской Федерации; - если соответствует требованиям Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года
2 Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 - если имеется специальный инвестиционный контракт; - если имеется акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой продукции требованиям, предусмотренным приложением к данному Постановлению; - если имеется сертификат, в котором указано происхождения продукции, по которому Российская Федерация является страной её происхождения. Сертификат выдается уполномоченной организацией государства, являющегося участником Соглашения от 20 ноября 2009 г., в случае отсутствия производимой промышленной продукции в приложении к Постановлению № 719 (форма СТ-1)
3 Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 - если продукция, полностью произведена в стране, которая является участником Соглашения; - если товар, подвергнут достаточной обработке (переработке), с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза конечной продукции (стране, где он был подвергнут последней существенной переработке (обработке), достаточной для придания товару его характерных свойств); - если продукция, государство происхождения которого определяется на основе принципа кумулятивности (страна происхождения конечной продукции)
В приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», содержатся требования к конкретным наименованиям промышленной продукции, произведённой в Российской Федерации. На сегодняшний день критерии отнесения установлены более чем к 600 наименованиям продукции, этот перечень продолжает расширяться заинтересованными ведомствами. Постановление строится на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014). Промышленная продукция типа «Средства и системы измерений» в Классификаторе отсутствует.
В настоящее время Минпромторгом, Союзом машиностроителей России, Союзом разработчиков программного обеспечения топливно-энергетического комплекса [3] активно прорабатываются «Требования к средствам и системам измерения и автоматизации» и включению этого раздела в ОК 034-2014. В странах Союза Независимых Государств тоже активно ведется работа по разработке требований [4]. Разработчиками сформулированы и вынесены на обсуждение требования к конструкторской, технологической документации и юридическим документам; технологическим операциям изготовления продукции; используемому программному обеспечению; доле иностранных комплектующих в составе продукции данного типа.
В Министерстве обороны Координационным научно-техническим советом при Головной научно-исследовательской испытательной организации по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности Российской Федерации начата разработка критериев отнесения средств измерений, применяемых в области обороны и безопасности, к продукции отечественного производства. В Вооруженных Силах Российской Федерации используются средства измерений военного назначения, к которым кроме перечисленных выше требований применяется целый ряд специфических, установленных Федеральными законами, Постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации [5-6]. Одними из основных дополнительных требований, предъявляемых к средствам измерений, применяемым в области обороны и безопасности государства, являются проведение метрологической экспертизы и специального обследования.
Формирование экспертной группы
Для определения обобщённых критериев отнесения была сформирована экспертная группа. С целью получения качественного результата, к участникам экспертной группы предъявлялись следующие требования: высокий профессиональный уровень в оцениваемой области, способность перспективно мыслить, отсутствие субъективизма, наличие служебного, производственного и (или) исследовательского опыта в данной области [7]. Формированию экспертной группы предшествовал расчёт на основе использования методов математической статистики и «здравого смысла», т.к. при малой группе экспертов на итоговый результат в значительной степени влияет оценка каждого эксперта, а одновременно с ростом числа экспертов увеличиваются трудности, связанные с обработкой результатов опроса и координацией работы группы.
При определении количественного состава группы использовался подход, основанный на рассмотрении связи числа экспертов с надежностью экспертных оценок [8]. В этом случае, при условии, что все N экспертов дают правильные оценки, подверженные лишь случайным ошибкам, поскольку за счет заранее обусловленной компетентности экспертов систематиче-
ские ошибки отсутствуют. Принимая в качестве показателя точности оценок /-го эксперта дисперсию с2 (или среднеквадратическое отклонение (СКО) о.) оцениваемого параметра, показатель точности групповой оценки можно определить выражением:
(1)
где N — количество экспертов.
При одинаковой точности оценок всех экспертов о1=о2=...= oN , выражение (1) принимает вид:
^i. (2)
1N VN
Данное выражение показывает, что при увеличении числа экспертов точность оценки повышается, однако прирост точности при увеличении N уменьшается.
Для повышения эффективности решения по определению количества экспертов предполагается, что компетентность экспертов различна, тогда можно построить ряд о1< о2<.. .< oN , который при допущении равномерного роста ошибок относительно наименьшей ошибки о количественно определяемого
Коэффициентом k = const > 1, принимает вид:
а1 < (а2 = ка1) < (а3 = к2а1) <... < (аN = kN 1а1). В этом случае (1) преобразуется к виду:
i=1
^ . (3)
Используя перечисленные выкладки, установлено, что увеличение числа экспертов, начиная с некоторого значения, приводит к росту ошибок экспертизы. Это объясняется тем обстоятельством, что уменьшение групповой ошибки за счёт взаимного погашения случайностей в ошибках разных экспертов перекрывается увеличением ошибки за счёт внесения неопределенности в достоверность решения при росте абсолютного числа экспертов, поскольку в этом случае, в соответствии с моделью, в группе оказываются эксперты, имеющие существенные случайные ошибки оценки.
Выполнив расчёт, используя перечисленные выше выкладки, была создана группа, состоящая из 10 экспертов — сотрудников Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», обладающих служебным и (или) исследовательским опытом в области метрологического обеспечения вооружения, военной и специальной техники, в том числе имеющих учёные степени (звания).
Определение обобщённых критериев
В результате обработки данных экспертного оценивания, которое было выполнено методом анкетирования [9], получены представленные ниже критерии (требования), предъявляемые к средствам измерений военного назначения, применяемых в области обороны и безопасности государства, с целью их отнесения к продукции отечественного производства.
1. Требования к организации (собственнику):
1.1. Более 50% доли уставного капитала, акций и др. принадлежит:
- Российской Федерации или субъекту Российской Федерации;
- гражданину или группе граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на её территории, не имеющим гражданства иностранных государств и являющимся налоговыми резидентами стран — членов Евразийского экономического союза;
- российской публично-правовой компании (государственной корпорации, государственной компании и т.д.);
- российскому государственному или муниципальному унитарному предприятию или учреждению.
2. Требования к производству:
2.1. Наличие у производителя следующих служб и подразделений:
- отдела технического контроля;
- метрологической службы, включающей:
• лабораторию, осуществляющую измерения и контроль;
• метрологическое подразделение, осуществляющее поверочные работы;
• подразделение метрологического обеспечения, осуществляющее метрологическое сопровождение проекта, метрологическую экспертизу, аттестацию методик измерений, внутренний метрологический надзор и т.д.
2.2. Осуществление на территории Российской Федерации производителем средств измерений, отвечающим вышеуказанным требованиям, следующих операций:
- входной контроль комплектующих изделий и материалов;
- изготовление конструкционных элементов: корпуса, механических элементов блоков, модулей и других составных частей;
- проведение промежуточного контроля изделий, деталей и узлов;
- изготовление печатных узлов (производство печатных плат и монтаж элементов);
- производство управляющего программного обеспечения с обязательной регистрацией в Едином реестре российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, прошивка микропрограмм;
- антикоррозийная обработка, лазерная гравировка, нанесение защитных покрытий, окончательная сборка средств измерений;
- разработка, согласование и утверждение методик поверки (при необходимости);
- поверка средств измерений;
- выходной контроль, проведение заводских испытаний средств измерений;
- представление средств измерений для проведения испытаний в целях утверждения типа (в соответствии с действующим законодательством);
- проведение метрологической экспертизы;
- представление для выполнения специальной проверки (в соответствии с действующим законодательством);
- представление сведений для внесения изменений в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (при необходимости).
2.3. Сервисное обслуживание и поверка:
- наличие на территории Российской Федерации сервисных центров, осуществляющих технологическую поддержку, обеспечивающих ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание средств измерений;
- наличие собственной или привлечение на договорной основе испытательной лаборатории продукции родукции (в случаях, предусмотренных действующим законодательством — аккредитованной);
- возможность поверки средств измерений в метрологических воинских подразделениях Министерства обороны Российской Федерации.
3. Требования к продукции:
3.1. Наличие у производителя прав собственности, либо других законных оснований для владения и использования:
- технологической, эксплуатационной и конструкторской документации в объёме, достаточном для производства средств измерений, их эксплуатации и модернизации;
- специализированных программных продуктов, необходимых для производства, модернизации и эксплуатации средств измерений;
- производственных и технологических новшеств, которые относятся к категории коммерческой тайны, и являются необходимыми для производства и модернизации средств измерений;
- патентов на изобретения и полезные модели, используемых при производстве и модернизации средств измерений.
3.2. Доля отечественных комплектующих в составе изделия:
- 100% номенклатуры узлов и блоков в которых обрабатывается измерительная информация (для средств измерений, используемых при обслуживании вооружения, военной и специальной техники — в которых обрабатывается информации ограниченного распространения);
с 01.01.2020:
- не менее 40% от общей номенклатуры;
- не менее 40% от стоимости комплектующих;
- программное обеспечение (прикладное программное обеспечение средств измерений) не менее 100%.
с 01.01.2021:
- не менее 70% от общей номенклатуры;
- не менее 70% от стоимости комплектующих;
- программное обеспечение (прикладное программное обеспечение средств измерений) не менее 100%.
Оценка достоверности результатов работы экспертной группы выполненная путем определения согласованности мнений экспертов на основе дисперсионного коэффициента конкордации [10] показала, что гипотеза о согласии экспертов в ранжировании принимается.
Заключение
В разработке обобщённыхкритериев, организованныхГлавным научно-метрологическим центром Минобороны России приняло участие тридцать научно-исследовательских организаций и учебных заведений Министра обороны Российской Федерации [11]. Подтверждением положительного результата выполненного исследования явилось включение восьми разработанных нами требований к средствам измерений военного назначения в общий список, состоящий из тринадцати обобщённых критериев отнесения средств измерений, применяемых в области обороны и безопасности государства, к продукции отечественного производства после первого этапа обсуждения.
Литературы
1. Лесун И. В. Основные направления развития метрологического обеспечения вооружения и военной техники. URL: http://federalbook.ru/files/OPK-7/III/ Lesun.pdf (дата обращения 15.11.2019).
2. Ушаков И. Е. Законодательная метрология и технология разработки нормативной документации. СПб.: Изд-во Северо-Западного технического университета, 2003. 75 с.
3. Дубинин А. В. Критерии отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, произведенной в Российской Федерации. URL: http://soyuzmash.ru/docs/ prez /prez-ksian-151117-1.pdf (дата обращения 15.11.2019).
4. Амандыкова А. Б., Бугубаева А. У., Салтыкова О. С., Салтыков Б. Р., Бугубаева А. У., Иванова И. В. Комплексные исследования процессов обеспечения качества продукции машиностроительных предприятий и формирование системы нормативных документов для повышения эффективности производства // Материалы VII международной научно-технической конференции «Измерения и испытания в судостроении и смежных отраслях» (Санкт-Петербург, 15-17 октября 2018 г.). Санкт-Петербург, 2018. С. 19-24.
5. Литвинов В. Г. Метрологическое обеспечение измерительного контроля. Достижение качества продукции метрологическими методами. М.: Изд-во ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1985. 398 с.
6. Яковлев В. П. Нормативные и организационные основы метрологического обеспечения. СПб.: Изд-во СПб ГТУ РП, 2011. 100 с.
7. Синюков В. В., Ерин О. Л., Шипко Ю. В. Анализ подходов отнесения технических устройств к средствам измерений военного назначения // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2018. № 6(6). С. 102-112.
8. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Статистика, 1980. 263 с.
9. Гуцыкова С. В. Метод экспертных оценок. Теория и практика. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2011. 144 с.
10. Инмон У., Фридман Л. Методология экспертной оценки проектных решений для систем с базами данных: пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1986. 280 с.
11. Проект обобщенных критериев отнесения средств измерений, применяемых в области обороны и безопасности, к продукции отечественного производства. Мытищи: Главный научный метрологический центр Минобороны России, 2019. 12 с.
DEVELOPMENT OF REQUIREMENTS FOR MEASURING INSTRUMENTS MILITARY PURPOSE PRODUCTS OF DOMESTIC PRODUCTION
EVGENIY V. ILINOV,
Voronezh, Russia, vaiu@mil.ru
VIKTOR V. SINYUKOV,
Voronezh, Russia, sinukovhome@mail.ru
ALEKSEY V. IVANOV
Voronezh, Russia, vaiu@mil.ru
PhD, Docent, Head of research center Federal State Official Military Educational Institution of Higher Education "Military Educational and Scientific Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy"
PhD, Docent leading researcher Federal State Official Military Educational Institution of Higher Education "Military Educational and Scientific Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy"
PhD, Docent, Head of research Department Federal State Official Military Educational Institution of Higher Education "Military Educational and Scientific Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy"
ABSTRACT
The work proposes generalized criteria for classifying military-purpose measuring instruments used in the field of state defense and security as domestic products, developed on the basis of expert assessment of the requirements of existing regulatory documents governing the confirmation of industrial production in the Russian Federation. Currently, leading research and production organizations: the Russian Engineering Union, the Union of Software Developers of the Fuel and Energy Complex under the auspices of the Ministry of Industry and Trade are actively working to formulate requirements for measurement tools and systems, as well as to include this section in the All-Russian Classifier. The developers formulated and submitted for discussion the basic requirements for design, technological documentation and legal documents; manufacturing operations; software used; the share of foreign components in the composition of this type of product. However, the requirements for military measuring instruments used in the field of state defense and security have not yet been determined, although they have a number of characteristic features and are necessary to determine the list of military measuring instruments for the acquisition of modern weapons. At the Ministry of Defense of the Russian Federation, the Coordinating Scientific and Technical Council at the Head Research and Testing Organization for Ensuring the Unity of Measurements in the Field of Defense and Security of the Russian Federation has begun the development of criteria for classifying military measuring instruments used in the field of defense and security as domestic products. The scientific and pedagogical staff of the Head of research center Federal State Official Military Educational Institution of Higher Education «Military Educational and Scientific Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy». When determining the requirements for military measuring instruments, as domestic products, their specific features established by the Federal Laws, Decrees of the Government of the Russian Federation, and orders of the Minister of Defense were taken into account. The proposed requirements can be used in the draft generalized criteria developed in accordance with the decision of the Coordinating Scientific and Technical Council at the Head Research and Testing Organization to ensure the uniformity of measurements in the field of defense and security of the Russian Federation.
Keywords: measuring instruments; Products of domestic production; Generalized criteria; requirements; characteristics.
REFERENCES
1. Lesun I. V. Osnovnye napravleniya razvitiya metrologicheskogo obespecheniya vooruzheniya i voennoy tekhniki [The main directions of development of metrological support of weapons and military equipment]. URL: http://federal-book.ru/files/OPK-7/III/ Lesun.pdf (date of access 15.11.2019). (In Russian)
2. Ushakov I. E. Zakonodatel'naya metrologiya i tekhnologiya razrabotki normativnoy dokumentatsii: uchebnoe posobie [Legal metrology and regulatory development technology]. St. Petersburg: Severo-Zapadnyy tekhnicheskiy universi-tet Publ., 2003. 75 p. (In Russian)
3. Dubinin A. V. Kriterii otneseniya promyshlennoy produktsii k pro-myshlennoy produktsii, proizvedennoy v Rossiyskoy Federatsii [Criteria for classifying industrial products as industrial products manufactured in the Russian Federation]. URL: http://soyuzmash.ru/docs/ prez /prez-ksian-151117-1.pdf (data of access 15.11.2019). (In Russian)
4 Amandykova A. B., Bugubaeva A. U., Saltykova O. S., Saltykov B. R., Bugubaeva A. U., Ivanova I. V. Kompleksnye issle-
dovaniya protsessov obespecheniya kachestva produktsii mashinostroitel'nykh predpriyatiy i formirovanie sistemy normativnykh dokumentov dlya povysheniya ehffektivnosti proizvodstva [Complex researches of processes of quality assurance of production of machine- building enterprises and formation of system of normative documents for increase of efficiency of production]. Materialy VII mezhdunarodnoy nauchno- tekhnicheskoy konferentsii "Izmereniya iispytaniya v sudostroenii i smezhnykh otraslyakh" [Materials of the VII international scientific and technical conference "Measurements and tests in shipbuilding and related industries", St. Petersburg, October 15-17, 2018]. St. Petersburg, 2018. Pp. 19-24. (In Russian)
5 Litvinov V. G. Metrologicheskoe obespechenie izmeritel'nogo kontrolya. Dostizhenie kachestva produktsii metrologich-eskimi metodami [Metrological support of measuring control. Achievement of product quality by metrological meth-ods]. Moscow: Voennaya akademiya imeni F.Eh. Dzerzhinskogo Publ., 1985. 398 p. (In Russian)
6. Yakovlev V. P. Normativnye i organizatsionnye osnovy metrologiche-skogo obespecheniya: uchebnoe posobie [Normative and organizational bases of metrological support]. St. Petersburg: Saint Petersburg State Technological University of Plant Polymers Publ., 2011. 100 p. (In Russian)
7. Sinyukov V. V., Erin O. L., Shipko YU.V. Analiz podkhodov otneseniya tekhnicheskikh ustroystv k sredstvam izmereniy voennogo naznacheniya [Analysis of approaches to attribution of technical devices to military measuring instruments]. Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya ipraktika [Air and space forces. Theory and practice]. 2018. No. 6(6). Pp. 102-112. (In Russian)
8. Beshelev S. D., Gurvich F. G. Matematiko-statisticheskiye metody ekspertnykh otsenok [Mathematical and statistical methods of expert estimates]. 2nd ed. Moscow: Statistika, 1980. 263 p. (In Russian)
9 Gutsykova S. V. Metod ehkspertnykh otsenok. Teoriya i praktika [Method of expert assessments. Theory and practice]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 2011. 144 p. (In Russian)
10. Inmon W. H., Friedman L.J. Design review methodology for a data base environment. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1982. XVI, 284 p.
11. Proekt obobshchennykh kriteriev otneseniya sredstv izmereniy, primenyaemykh v oblasti oborony i bezopasnosti, k produktsii otechestvennogo proizvodstva [The draft of generalized criteria for attribution of measuring instrument used in the field of defense and security to domestic product]. Glavnyy nauchnyy metrologicheskiy tsentr Minoborony Rossii, 2019. 12 p. (In Russian)