Научная статья на тему 'Разработка теории креативности в сфере высшего образования'

Разработка теории креативности в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И КОНЦЕПЦИИ КРЕАТИВНОСТИ / THEORY AND CREATIVITY CONCEPT / СФЕРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION SPHERE / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIOCULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марич Виктория Леонидовна, Ялунер Елена Васильевна

В большинстве исследований, посвященных творчеству в вузах, под креативностью учащихся понимается наличие крайне широкого спектра способностей и навыков. Общепринятого определения понятия креативности в высшем учебном заведении на настоящий момент в исследовательской среде не выработано. Сложность использования вышеупомянутых трактовок состоит в том, что все они были разработаны на базе изучения высокоодаренных личностей, и непосредственное их использование в контексте дискуссии о способностях учащихся в высшей школе затруднительно. Действительно, возможно ли говорить, к примеру, о научной новизне или социальной ценности подготавливаемых в рамках обучения в вузе курсовых работ? Актуальной представляется разработка собственного понимания термина «высокая креативность» применительно к учащимся высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory working out of creativity in higher education sphere

In the majority of the researches devoted to creativity in high schools, presence of the widest spectrum of abilities and skills is understood like creativity pupils. It is not developed the standard definition of concept creativity in a higher educational institution currently in the research sphere. Complexity of use of aforementioned treatments consists that all of them have been developed on the basis of studying highly gifted persons, and their direct use in a discussion context about abilities of pupils at the higher school is inconvenient. Can we to speak, for example, about scientific novelty or social value prepared within the limits of training in high school of term papers? Actual working out of own understanding of the term «high creativity» with reference to pupils of higher educational institutions is represented.

Текст научной работы на тему «Разработка теории креативности в сфере высшего образования»

Разработка теории креативности в сфере высшего образования

Theory working out of creativity in higher education sphere

УДК 378.1:159

Марич Виктория Леонидовна

проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Marich Viktoriya Leonidovna

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103

Ялунер Елена Васильевна

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, доктор экономических наук, доцент 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 7

Yaluner Elena Vasil'evna

Kavalergardskaya Str. 7, St. Petersburg, 191015

А

>

В большинстве исследований, посвященных творчеству в вузах, под креативностью учащихся понимается наличие крайне широкого спектра способностей и навыков. Общепринятого определения понятия креативности в высшем учебном заведении на настоящий момент в исследовательской среде не выработано. Сложность использования вышеупомянутых трактовок состоит в том, что все они были разработаны на базе изучения высокоодаренных личностей, и непосредственное их использование в контексте дискуссии о способностях учащихся в высшей школе затруднительно. Действительно, возможно ли говорить, к примеру, о научной новизне или социальной ценности подготавливаемых в рамках обучения в вузе курсовых работ? Актуальной представляется разработка собственного понимания термина «высокая креативность» применительно к учащимся высших учебных заведений.

In the majority of the researches devoted to creativity in high schools, presence of the widest spectrum of abilities and skills is understood like creativity pupils. It is not developed the standard definition of concept creativity in a higher educational institution currently in the research sphere. Complexity of use of aforementioned treatments consists that all of them have been developed on the basis of studying highly gifted persons, and their direct use in a discussion context about abilities of pupils at the higher school is inconvenient. Can we to speak, for example, about scientific novelty or social value prepared within the limits of training in high school of term papers? Actual working out of own understanding of the term «high creativity» with reference to pupils of higher educational institutions is represented.

Ключевые слова: теория и концепции креативности, сфера высшего образования, социокультурное пространство

Keywords: theory and creativity concept, higher education sphere, sociocultural space

В большинстве исследований, посвященных творчеству в вузах, под креативностью учащихся понимается наличие крайне широкого спектра способностей и навыков. Общепринятого определения понятия креативности в высшем учебном заведении на настоящий момент в исследовательской среде не выработано, однако принципиальные согласия достигнуты по следующим позициям:

1. необходимо разделять понятия «высокой одаренности» (таланта) и «повседневной творческой деятельности»;

2. необходимо проводить границу между креативностью как творчеством в конкретной предметной области и креативностью как процессом преоб-

разовательной активности, возможным в разных предметных областях.

Понятие «высокой креативности» трактуется в литературе, как:

• выход за рамки существующего опыта, кардинально изменяющий понимание предмета [1];

• способность личности создавать новые или оригинальные идеи, продукты, предметы творчества, которые оцениваются экспертами как имеющие научную, эстетическую, социальную или технологическую ценность [2];

• производство нового знания [3].

Сложность использования вышеупомянутых трактовок состоит в том, что все они были разработаны на базе изучения высокоодаренных личностей, и непосредственное их использование в контексте дискуссии о способностях учащихся в высшей школе затруднительно. Действительно, возможно ли говорить, к примеру, о научной новизне или социальной ценности подготавливаемых в рамках обучения в вузе курсовых работ? Актуальной представляется разработка собственного понимания термина «высокая креативность» применительно к учащимся высших учебных заведений.

Непосредственное отношение к высшему образованию имеют гуманистические концепции, базирующиеся на убеждении, что все учащиеся обладают креативностью в той или иной степени. Хорошо отражающим суть данных концепций является термин «повседневная креативность», впервые употребленный в отчете Национального комитета по творческому и художественному образованию (National Advisory Committee on Creative and Cultural Education — NACCCE) в 1999 г.

Понятие повседневой креативности трактуется в литературе, как:

• проявление нескольких взаимосвязанных качеств:

♦ свободной экспрессии,

♦ критического анализа,

♦ дивергентного мышления,

♦ холистического подхода [4];

• наличие развитого вероятностного мышления; навыков, позволяющих генерировать идеи и выдвигать гипотезы [5];

• способность использовать полученные знания и навыки для достижения целей, фокусироваться на их достижении [6];

• сила, обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии [7].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Студент

N

V-

Цель

(для чего учить?)

Содержание

(чему учить?)

И

Техническая подсистема

Средства

(с помощью чего?)

Методы

(каким образом?)

Формы

(в каких условиях?)

И—N

Педагог

< >

Рис. 1. Образовательная среда в высшем учебном заведении

Сравнительный анализ классической и креативной образовательных сред в высшей школе

Таблица 1

Параметры Типы образовательной среды

Классическая Креативная

Главная задача Создание условий для обучения знаниям, умениям и навыкам Повышение эффективности обучения знаниям, умениям и навыкам за счет развития творческого потенциала студентов

Роль преподавателя Определяющая (руководитель) Направляющая (эсперт-консультант)

Методы управления группой Преимущественно административно-педагогические Преимущественно педагогико-психологи-ческие

Среда воздействия Не играет определяющей роли, часто зависит от стиля преподавания Проблемная ситуация, самостоятельность, доверие, поощрение, творческая атмосфера, информационная доступность

Технологии преподавания Традиционные Как традиционные, так и экспериментальные

Высшее образование должно рассматривать креативность именно в контексте роли, которую играет данная способность в подготовке студентов к сложной и многозадачной работе.

Соответственно, встает вопрос о выработке объективных критериев креативной активности применительно к разным дисциплинарным областям. Данные критерии должны помочь преподавателям высшей школы спроектировать свои занятия таким образом, чтобы у студентов развивались именно те способности, которые будут впоследствии необходимы в соответствии с выбранной профессиональной областью [8].

Безусловно, невозможно ставить знак равенства между способностями, характеризующими креативность студента, готовящегося стать, к примеру, инженером-теплоэнергетиком, и способностями, характеризующими креативность студента, обучающегося по исторической специальности. Инженер, получивший специализированные знания и навыки и развивший способность к творческому воображению, как правило, будет способен применять их только в рамках решения инженерных проблем. Различные типы проблем требуют различных творческих решений, поэтому в высшем образовании креативные методы принимают самые разные формы в зависимости от специфики дисциплины. Под образовательной средой мы понимаем часть социокультурного пространства, представляющую собой зону взаимодействия целей, содержания, средств, методов и форм обучения, а также субъектов образовательных процессов [9].

Компоненты образовательной среды высшего учебного заведения представлены на рис. 1.

Креативная образовательная среда отличается от классической направленностью на поощрение творческой деятельности учащихся высших учебных заведе-

ний. Ее характеризует расширенный список образовательных целей, к которым также относят следующие:

• актуализация творческого потенциала студента;

• культивирование творческого отношения к организационным и управленческим процессам на будущем рабочем месте.

Также креативная образовательная среда отличается специфическим выбором средств и методов обучения внутри технической подсистемы. Методы и средства, используемые в рамках данной среды, в настоящем исследовании мы будем также называть креативными.

Принципы функционирования креативной образовательной среды:

1) понимание студентами цели и смысла собственных действий;

2) получение глубинных знаний, умений и навыков;

3) обоснованный отказ от сложившихся стереотипов и выработка свежего взгляда на проблему;

4) применение средств воздействия, стимулирующих творческий подход;

5) развитие аналитических, интеграционных, коммуникативных и других способностей, необходимых для работы в команде.

В креативной образовательной среде центр воздействий смещается в неформальное поле, где преподаватель становится в большей мере лидером, чем педагогом в принятом смысле этого слова. С изменением его роли изменяется и вся система воздействия: задачи, функции, стиль, технологии (например, технология принятия решений) и т. д.

Опираясь на проведенный Э. М. Коротковым сравнительный анализ традиционного и креативного типов менеджмента, мы сформулировали следующие характеристики креативной образовательной среды, отраженные в табл. 1 [10].

Рис. 2. Управление креативностью в (студенческой) группе

«Пропасть», отделяющая энтузиастов от большинства

Разработчики новаций и первые пользователи

Заинтересовавшееся большинство в группе

< >

« Мешкающие » члены группы

Рис. 3. Реакции на изменения в организации

При развитии креативности учащихся проявляются следующие позитивные тенденции:

1)в группе возрастают интеграционные процессы и понимание ответственности за конечный результат;

2) увеличивается уровень общей культуры и взаимопонимания как в учебной группе, так и между группой и преподавателем;

3) наблюдается положительная динамика целеполага-ния к учебе.

Под социокультурной средой мы понимаем совокупность различных (макро- и микро-) условий жизнедеятельности учащегося и его социального (ролевого) поведения, куда могут быть отнесены как случайные контакты индивида, так и глубинные взаимодействия с другими людьми, и конкретное природное, предметное окружение как открытая к взаимодействию часть социума (по Н. Б. Крыловой) [11].

Не вызывает сомнения тот факт, что социокультурная среда может быть как оптимально благоприятной, так и нейтральной или даже враждебной для учащегося. Учет социальных и культурных факторов объективно необходим и связан с фактом «опосредованности» психолого-педагогического воздействия, оказываемого на относительно автономного индивида. Мы полагаем актуальным рассмотрение ряда социально-культурных теорий креативности в силу объективной необходимости их учета педагогом высшей школы.

Теория исследователя креативных процессов в организации Р. Сила известна под названием «теория представлений» и относится к социально-культурным концепциям креативности. Модель управления креативностью в рабочей группе, предложенная им в 2002 г. и адаптированная к системе высшего образования, представлена на рис. 2 [12]. Исследователь выделает ряд аспектов, потенциально влияющих на эффективность стимулирования креативности в (студенческой) группе.

К ним относятся: • аспекты управленческой деятельности, осуществляемой (педагогом) внутри группы (планирование, организация, мотивация, контроль);

• социально-культурные аспекты (мифы, легенды, символьные интерпретации и т. д.), существующие в группе.

Данные аспекты символически представлены в виде лепестков цветка, объединенных вокруг некой «сердцевины», заключающей в себе совокупность групповых и индивидуальных идей и представлений, выступающих фильтром суждений и оценок.

Исследователь, приводя образный пример, выдвигает гипотезу о том, что в процессе работы над стимулированием креативности в группе начинать преобразования необходимо с сердцевины, т. е. с установки на корректные представления и суждения, меняющие отношение к методам работы, и уже затем переходить непосредственно к практике стимулирования креативности. Данная гипотеза, на наш взгляд, представляет актуальность и для высшей школы.

Концепция нововведений предложена известным исследователем организационных процессов Дж. Муром, изучавшим отношение членов рабочих подразделений организации (рабочих групп) к нововведениям. Распределение данных отношений представлено на рис. 3 [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полагая стимулирование креативности в организации нововведением и заменяя произвольную рабочую группы из рассмотренного нами примера на студенческую группу, мы видим, что возможность применения креативных методов в высшем учебном заведении зависит от того, какое количество человек будет вовлечено в обсуждение проблемы и выработку вариантов ее решения. Если набирается критическая масса людей с активной позицией внутри группы, то, говоря словами Дж. Мура, это помогает «пересечь пропасть», отделяющую группу энтузиастов от большинства, готового пойти на изменения при наличии убедительных аргументов и позитивных примеров. Условия успешного принятия изменений группой:

1) разъяснение целей преобразований, желаемых направлений развития и связанных с ними ключевых проблем;

2) отсутствие сопротивления со стороны лидеров организации;

< >

Общество

Система образования

Отбор инноваций

Обучающая среда

Рис. 4. Развитие креативности в рамках системы высшего образования (ВО)

3) развитые внутренние коммуникации, стимулирование взаимодействия по проблеме;

4) ощутимое поощрение новаторской деятельности;

5) рациональные сроки выполнения заданий, ясные цели и намерения [14].

Одной из наиболее известных социально-культурных концепций креативности является так называемая «трехфакторная теория», в рамках которой выдвигается предположение о том, что на личностную креативность влияют:

• факторы индивидуального характера;

• культурные аспекты (автор использует термин «область знаний»);

• социальные аспекты (называемые автором «сфера») [15].

«Область знаний» — это устойчивая совокупность информации, правил и процедур, имеющих символический характер. «Сфера» включает в себя людей, являющихся своеобразными сторожами «области знаний» и определяющих, какие новые знания, идеи, продукты могут быть включены в нее.

Данная система взглядов на креативность может быть адаптирована и применена в системе высшего образования (ВО) [16]. В системе образования, в которую вовлечены студенты и педагоги, преподаватель (например, истории) является представителем «сферы». В данной роли он руководит процессом передачи знаний и оценкой результатов обучения.

Изучаемая дисциплина является «областью знаний», в которой происходит взаимодействие преподавателя и студентов. Преподаватель создает условия для развития креативности в ходе изучения предмета, например, ставит перед студентами сложную проблему, не имеющую однозначного решения. В рамках модели «стимул-реакция» студенты вовлекаются в поиск оптимальных вариантов решения проблемы, приобретая опыт творческих подходов.

На рис. 4 мы видим, что все компоненты образовательной системы связаны: отдельно взятый преподаватель истории, вовлеченный в опыт стимулирования креативности, связан со всей «сферой» преподавателей истории и с более широким сообществом преподавателей других предметов. Через эти связи

будет распространяться информация об успешности эмпирической апробации методов стимулирования креативности, и, если она будет положительной, это будет способствовать появлению «духа креативности» в образовательной организации.

Подводя итоги данным теориям, мы считаем нужным отметить, что в каждой из них содержится рациональное зерно, актуальное для их применения или частичного использования в системе ВО.

Общие выводы данных теорий сведены нами к следующим.

1. Эффективность стимулирования креативности учащихся зависит не только от успешности психологического воздействия на студентов, но и от ряда социально-культурных факторов.

2. Возможность успешного применения креативных методов при обучении учащихся в высшем учебном заведении зависит от того, какое количество человек будет вовлечено в обсуждение проблемы и выработку вариантов ее решения. Необходимо наличие определенной критической массы внутри учебной группы и выполнение ряда иных условий.

3. Переход к креативным методикам в высших учебных заведениях целесообразно начинать с групповых и индивидуальных представлений и суждений студентов, работая в направлении изменения скептического отношения на заинтересованное, а впоследствии позитивное.

4. Через связи между компонентами образовательной системы осуществляется распространение информации об эмпирической апробации методов стимулирования креативности.

5. В случае, когда практические испытания методов стимулирования креативности подтверждают успешность теоретических посылок, это способствует появлению «духа креативности» в образовательной организации.

В завершение темы необходимо отметить, что в рамках такой современной тенденции высшего образования, как глобализация, данная парадигма претерпевает определенные изменения. Все чаще мы сталкиваемся с ситуацией обучения в одной группе студентов, представляющих разные нации и народно-

сти, что добавляет к социально-культурным факторам, рассмотренным выше, этническую компоненту. Таким образом, на современном этапе развития высшего образования можно говорить уже об этносоциокультурной парадигме [17].

Литература

1. Feldman D. H., Czikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world, a framework for the study of creativity. London: Praeger Publishers, Westport, 1994.

2. Vernon P. E. The nature-nurture problem in creativity // Handbook of creativity: perspectives on individual differences. N.Y.: Plenum Press, 1999.

3. Dacey J., Lennon K. Understanding creativity: the interplay of biological, psychological and social factors. N.Y.: Buffalo, Creative Education Foundation, 2000.

4. Vernon P. E. The nature-nurture problem in creativity // Handbook of creativity: perspectives on individual differences. N.Y.: Plenum Press, 1999.

5. Craft A. Life-wide creativity // Developing Creativity in Higher Education: an Imaginative Curriculum. London: Routledge-Falmer, 2006.

6. Seltzer K., Bentley T. The creative age: knowledge and skills for the new economy. London: Demos, 1999. 214 p.

7. Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Исследование креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 56-64.

8. Jackson N. J., Shaw M. Subject Perspectives on Creativi- g

ty // Developing Creativity in Higher Education: an Imagina- x tive Curriculum. London: Routledge-Falmer, 2006.

9. Образовательная среда как объект управления: [Элект- ш

ронный ресурс]. Режим доступа: http://gcon.pstu.ru/ped- °

sovet/programm/-section=13_5_4_2.htm. [Загл. с экрана]. го

10. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента. ^ М.: Издат.-консалтинговое предприятие «ДеКа», 2007. н-245 с. m

11. Образовательная среда как объект управления: [Элек- ^ тронный ресурс]. Режим доступа: http://gcon.pstu.ru/ped- ^ sovet/programm/-section=13_5_4_2.htm. [Загл. с экрана]. ^

12. Seel R. Emergence in Organisations: [Электронный ре- ш сурс]. Режим доступа: http://www.new-paradigm.co.uk/ ^ emergence-human.htm. [Загл. с экрана]. о

13. Geoffrey Moore's concept of the chasm: [Электронный ^ ресурс]. Режим доступа: http://www.jarche.com/node/393. ш [Загл. с экрана]. ^

14. Fullan M. Change Forces with a vengeance. London: Rout- -a ledgeFalmer, 2003. <

15. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the psychology ¡i of discovery and invention. N.Y.: Harper Collins, 1997. ^ 327 p.

16. Jackson N. J. Creativity in history and history education. Imaginative Curriculum Working Paper: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.heacademy.ac.uk/2762. htm/. [Загл. с экрана].

17. The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference. Back Bay Books. 301 p.

Коммуникации предпринимательской структуры: маркетинговый аспект мотивации персонала

Communications of enterprise structure: marketing aspect of motivation of the personnel

УДК 339.13:366.1

Галенко Валентин Павлович

проректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук, профессор

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

Galenko Valentin Pavlovich

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, 191023

Плотников Владимир Александрович

профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

Plotnikov Vladimir Aleksandrovich

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, 191023

В статье рассматриваются маркетинговые аспекты коммуникаций в предпринимательских структурах, раскрыт ценностно-ориентированный подход по от-

Аренков Игорь Анатольевич

профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

Arenkov Igor Anatol'evich

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, 191023

ношению к рыночному взаимодеиствию компании. Определена новая роль потребителей на основе идентификации воспринимаемой ими потребительской ценности, а также значение «внутреннего маркетинга» как тотальной реализации принципа «ориентации на потребителя» и мотивации персонала к производительному труду.

In the article marketing aspects of communications in enterprise structures are considered, the value focused approach in relation to market interaction of the companies is shown. The new role of consumers is defined on the basis of identification of consumer value perceived by them, and also value of «internal marketing» as total realization of a principle «orientations to the consumer» and motivations of the personnel to productive work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.