УДК 687.016 Б01: 10.12737/2553
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ОТДЕЛКИ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ДЕКОРИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Крюкова Наталья Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством и технологий в сервисе, [email protected],
Бабушкина Вера Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления качеством и технологий в сервисе, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», г. Тольятти, Российская Федерация
Статья посвящена проблемам отделки одежды в контексте модных тенденций. Показано, что современная мода отдает предпочтение видам отделки, в которых сочетаются элементы ручного декорирования материалов и новые технологии изготовления. Рассмотрены способы выполнения перфорации в одежде. На основе предложенного алгоритма выполнено проектирование и изготовление моделей женской одежды, в которых апробированы авторские способы выполнения отделки в технике гильоширования.
Ключевые слова: отделка, одежда, перфорация, гильоширование, декорирование одежды, модные тенденции.
В настоящее время потребитель предъявляет высокие требования к современной одежде. Так, она должна быть не только хорошо сконструирована и изготовлена из текстильных материалов с высокими эксплуатационными свойствами, но и выражать индивидуальность человека. Индивидуализировать образ потребителя позволяет обращение при проектировании и изготовлении одежды к ее отделке. Отделка в значительной степени формирует эстетическое восприятие, позволяет существенно улучшить качество и расширить ассортимент одежды.
Изучение способов получения отделки изделий и их апробирование представляется одной из актуальных задач конструктивно-декоративного решения одежды. Актуальность обусловлена тем, что с появлением новых видов материалов и новых видов отделки с различными свойствами возникает необходимость исследовать и оценивать технологию получения отделки.
В ранее проведенных исследованиях [1-3] на основе теоретического осмысления многообразия видов отделки была составлена их классификация. Данная классификация представлена в виде структурной многоуровневой схемы, где все виды отделки одежды рассматриваются по четырем уровням:
1) по способу изготовления: поверхностная отделка, объемная отделка, дополнительные аксессуары;
2) по способу воздействия на материал: механическое воздействие, физико-химическое воздействие, комбинированное воздействие;
3) по способу соединения (фиксации) отделки: ниточное соединение, клеевое соединение, сварное, заклепочное, фиксация с помощью ВТО, фиксация с помощью ВТО и химических средств;
4) по ассортименту (наименованию) видов отделки: аппликация, вышивка, отделочные строчки и швы, отделочная фурнитура, отделка шнуром, бейкой, бахромой, складки, драпировки, защипы, буфы, плиссе, гофре и т.д.
Анализ современных модных тенденций в одежде с позиции изучения видов и способов выполнения отделки показал еще большее их разнообразие, что свидетельствует о необходимости внесения дополнений в существующую классификацию, чтобы накопленные знания привели к уровню системного подхода для точного ориентирования в многообразии видов и технологии выполнения отделки в одежде.
Установлено, что современная мода возвращает внимание к ручной работе, не отрицая, однако, что быстро развивающиеся высокотехнологические инженерные разработки расширяют инновации в отделке швейных изделий. В настоящее время все большее внимание привлекает отделка, в которой сочетаются элементы ручной работы и новые методы ее изготовления (сварка, склеивание, лазерная обработка и др.). Причем новые технологии отделки одежды - это не всегда ноу-хау. Зачастую они связаны с использованием традиционного опыта декорирования различных материалов или с перенесением традиционных способов отделки на новые материалы. Рассматривая ретроспективу и перспективу развития технологий выполнения отделки, следует отметить значительное влияние на эти технологии процессов дифференциации и интеграции в мировой промышленности химических волокон и текстиля.
Большое разнообразие отделок характерно для изделий высокой моды и индивидуализированного спроса, для которых традиционно изысканным украшением служат такие виды отделки, как объемная вышивка и аппликация, перфорация, инкрустация, новые методы крашения и печатания и др., которые ранее не были представлены в существующей классификации.
Проведенный анализ модных тенденций сезона осень-зима 2013-2014 и весна-лето 2014 (на основе более 200 коллекций) позволил в качестве одной из ключевых тенденций выделить перфорацию - фигурный прорезной рисунок. Дизайнеры продолжают осваивать
данную технологию отделки. Так, перфорированные узоры на ткани и коже представили модные дома Alexander McQueen, Burberry Prorsum, Damir Doma, Sacai и многие другие (рис. 1).
Рисунок 1 - Перфорация в коллекциях Burberry Prorsum Alexander McQueen, Damir Doma
Поскольку имеющиеся в специальной литературе сведения о данном виде отделки носят в основном описательный характер, то были выполнены теоретические и экспериментальные исследования отделки одежды перфорацией.
Первые предпосылки возникновения перфорации как вида отделки можно обнаружить в элементах одежды эпохи Возрождения в Германии. Своеобразие костюма этого периода заключалось в том, что одежда имела разрезы по конструктивным линиям (проймам, локтевым швам, на груди), сквозь которые выпускали белую полотняную нижнюю рубаху, что создавало особый декоративный эффект (рис. 2).
Рисунок 2 - Женская и мужская одежда эпохи Возрождения
Проведённый анализ традиционных и инновационных способов выполнения перфорации в одежде позволил составить классификацию видов перфорации, которая может быть внесена в ранее разработанную общую классификацию видов отделки, выделив следующие её группы (рис. 3):
- перфорация, полученная вырезанием ножницами на неосыпаемых тканях и на трикотаже;
- перфорация, полученная прорубанием текстиля с помощью профессиональных дыроколов или на прессах; используется, как правило, в кожгалантерее и позволяет создавать декорированную кожу, украшенную различными рисунками и орнаментами;
- перфорация, полученная в результате гильоширования - выжигания по ткани;
- перфорация, полученная за счёт лазерной обработки текстиля, которая производится бесконтактным методом и позволяет работать со сложными, «сыпучими», синтетическими, смесовыми тканями.
Прорубание текстиля с помощью профессиональных дыроколов или на прессах
Вырезание ножницами
Рисунок 3 - Классификация видов перфорации в одежде
Одним из самых новых и интереснейших видов прикладного творчества является гильоширование - выжигание по ткани. Слово «гильоширование» французского происхождения и означает получение рисунка в виде орнамента, представляющего собой густую сеть волнистых линий, переплетающихся между собой; изображения подобного вида носят название гильошей. Выжигание по ткани основано на свойстве тканей, состоящих из химических волокон, плавиться и склеиваться под действием высокой температуры. В нашей стране техника гильоширования была запатентована в 1990 году Зинаидой Петровной Котенковой, которая работала с Вячеславом Зайцевым [41].
Различают несколько видов гильоширования (рис. 4):
- прорезной ажур (перфорация) - может иметь различные формы: точки (уколы), отверстия, штрихи, сеточка и другие всевозможные очертания.
- ажурная обработка края - выполняется несколькими способами: обколка, нарезка, «стебельчатый шов», штрихи (пунктир), скобки.
- аппликация.
Рисунок 4 - Виды выполнения гильоширования
В результате анализа исторических прототипов и тенденций современной моды в рамках дипломного проектирования на кафедре УКиТС ПВГУС разработана творческая коллекция молодежной женской одежды под девизом «Лавальер». Образ коллекции создан путем использования оригинального кроя, новых конструктивно-декоративных членений, разнообразия силуэтных форм и применения в качестве отделки перфорации, выполненной в технике гильоширования. Проектирование и изготовление моделей одежды с данным видом отделки выполнялось в соответствии с разработанным алгоритмом (рис. 5).
Для выполнения отделки в технике гильоширования подходят только синтетические ткани. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими. При этом тепло генерируется в материале, позволяя перевести термопластическое вещество в вязкотекучее состояние без образования жидкой ванны. На качество образования рисунка на ткани оказывают влияние такие факторы, как химическая природа свариваемого материала, температурные пределы его размягчения и плавления, давление в зоне обработки материала, температура и время прогрева материала, толщина материала и др. В связи с этим пакет материалов молодежных
комплектов в коллекции составили тонкие труднообрабатываемые ткани, такие как шифон крэш, крепдешин, плащевая ткань из синтетических волокон.
Рисунок 5 - Алгоритм проектирования и изготовления изделия с перфорацией в технике гильоширования
Рисунок 6 - Перевод рисунка на ткань через трафарет
В качестве основного инструмента для гильоширования использован аппарат для выжигания по дереву и тканям «Узор +». Кроме того, применяется стекло, которое предохраняет рабочий стол от повреждений, трафарет (рис. 6), хлопчатобумажная ткань для снятия нагара с горячей иглы, мелкая наждачная бумага (применяется для очистки горячей иглы от гари), а также простой карандаш для перевода рисунка на ткань через трафарет. Готовность иглы к выжиганию проверяется на кусочке ткани, что дает возможность регулировать оптимальный уровень температуры накала иглы. Кончик иглы в процессе выжигания следует держать перпендикулярно выжигаемой поверхности. В процессе резки ткани горячую иглу необходимо очищать от слоя расплавленной массы ткани наждачной бумагой или кусочком хлопчатобумажной ткани.
Особенностью оформления материалов в технике гильоширования является игра с имитацией. В результате ранее гладкокрашеную плащевую ткань, из которой были изготовлены женские брюки и головные уборы, украшает рисунок, характерный для ткани с отделкой ришелье (рис.7).
Рисунок 7 - Модели коллекции «Лавальер» с отделкой в технике гильоширование
Другой вариант выполнения отделки в технике гильоширования был апробирован при изготовлении женской туники (рис. 8). В данном случае выжигание выполняется в технике аппликации на прозрачной ткани. В представленный выше алгоритм добавляются следующие этапы:
- выжигание верхнего слоя из контрастной ткани по полупрозрачному контуру;
- прокладывание клеевой паутинки на бумажной основе на перфорированную отрезную часть с изнаночной стороны с помощью утюга горизонтальными полосками через каждые 2 см;
- соединение перфорированной отрезной часть спинки с основной деталью клеевым способом.
Рисунок 8 - Выполнение отделки в технике гильоширование в модели женской туники
из прозрачной ткани
Таким образом, исследование предметной области изготовления отделки одежды показало, что новые виды отделки могут быть получены в изделиях из современных материалов, содержащих синтетические нити, с использованием традиционных способов декорирования материалов. Так, применение техники гильоширования позволяет
создавать коллекционные изделия, предназначенные для участия в творческих конкурсах и выставках, и подразумевает учет всех этапов проектирования: от разработки эскиза до изготовления изделий индивидуализированного спроса.
Литература
1. Крюкова, Н.А. Технологические процессы в сервисе. Отделка одежды из различных материалов: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ :ИНФРА-М, 2007. - 440 с.
2. Крюкова, Н.А. Разработка способа создания и закрепления отделки с объемными эффектами в изделиях из трикотажных полотен: дис. ... канд. техн. наук. - М., 2004.
3. Крюкова, Н.А. Теоретические и методологические основы проектирования формоустойчивой одежды из трикотажных полотен: монография / Н.А. Крюкова, Н.М. Конопальцева. - М.: ГОУВПО «МГУС», 2006. - 168 с.
4. Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. - М.: Академия Развития, 2002.
5. Амосова, Э.Ю. Формирование модных тенденций под воздействием инновационных технологий // Текстильная промышленность. - 2010. - № 2. - С. 40-43.
DEVELOPING MODERN TRIMMINGS TECHNOLOGIES ON THE BASIS OF CONVENTIONAL MATERIAL DECORATION TECHNIQUES
Kriukova Natal'ia Aleksandrovna, Candidate of Engineering, Associate Professor at the Department of Quality Control and Technologies in Service, Volga Region State University of Service, Togliatty, Russia, [email protected],
Babushkina Vera Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Quality Control and Technologies in Service, Volga Region State University of
Service, Togliatty, Russia, kaf [email protected]
The article views the issues of garment decoration in the light of fashion trends. The authors claim that current fashions favour the types of decoration which are a combination of hand decoration and innovative production technologies. The article considers methods of perforation and proposes an algorithm, which is further tested by the authors in a pilot project of developing and producing designer women's clothing, with trimming done in accordance with an innovative approach to guilloche.
Ключевые слова: trimmings, garment / apparel, perforation, guilloche, garment decoration, fashion trends.
CTp. 103 H3 210
References
1. Kriukova, N.A. Tekhnologicheskie protsissy v servise. Ordelka odezhdy iz razlichnykh materialov [Technological processes in service. Trimming garments produced of various materials]. Uchebnoe posobie [A study guidebook]. Moscow: FORUM: INFRA-M, 2007. - pp.440.
2. Kriukova, N.A. Razrabotka sposoba sozdaniia i zakrepleniia otdelki s ob''evnymi effektami iz trikotazhnikh poloten [Methods of developing and fastening the bulk trimmings of textile fabric products]. Dissertatsiia kandidata tekhnicheskikh nauk [A Candidate of Engineering dissertation]. Moscow, 2004.
3. Kriukova, N.A. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy proektirovaniia formoustoichivoi odezhdy iz trikotazhnykh poloten [Theoretical and methodological basis of shape-stable textile-fabric apparel design]. Moscow: GOU VPO MGUS Publ., 2006. - pp.168.
4. Kotenkova, Z.P. Vyzhiganie po tkani. Izdeliia v tekhnike gil'oshirovaniia. [Burning process. Guilloche]. Moscow: Akademiia Razvitiia Publ., 2002.
5. Amosova, E.Iu. Formirovanie modnykh tendentsii pod vozdeistviem innovatsionnykh tekhnologii [Innovative technologies molding fashion trends]. Tekstil'naia promyshlennost' [Textile industry]. - 2010. - № 2. - pp. 40-43.