Научная статья на тему 'Интерпретация кружева в современной одежде с помощью лазерной перфорации и гравировки'

Интерпретация кружева в современной одежде с помощью лазерной перфорации и гравировки Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
467
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛ / MATERIAL / КРУЖЕВО / LACE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ПЕРФОРАЦИЯ / PERFORATION / ГРАВИРОВКА / ENGRAVING

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кумпан Е.В.

В работе установлено, что проектирование современных костюмов с элементами заимствования орнаментальных композиций народного кружева, выполненных с помощью лазерной перфорации и гравировки, расширяют структуру ассортимента одежды. Анализ различных способов перфорации и гравировки показал, что конечный результат в рассмотренных техниках аналогичен, но отличительной особенностью является, вид применяемого материала, технология выполнения и инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретация кружева в современной одежде с помощью лазерной перфорации и гравировки»

УДК 677.027 Е. В. Кумпан

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КРУЖЕВА В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ С ПОМОЩЬЮ ЛАЗЕРНОЙ ПЕРФОРАЦИИ И ГРАВИРОВКИ

Ключевые слова: материал, кружево, технология, перфорация, гравировка.

В работе установлено, что проектирование современных костюмов с элементами заимствования орнаментальных композиций народного кружева, выполненных с помощью лазерной перфорации и гравировки, расширяют структуру ассортимента одежды. Анализ различных способов перфорации и гравировки показал, что конечный результат в рассмотренных техниках аналогичен, но отличительной особенностью является, вид применяемого материала, технология выполнения и инструменты.

Keywords: material, lace, technology, perforation, engraving.

In this work established that the design of modern costumes with elements of borrowing lace ornamental compositions, performed using laser perforating and engraving, expand the structure of the assortment of clothes. Analysis of different methods of perforating and engraving showed that the end result is considered in similar techniques, but the distinguishing feature is, the type of material used, the technology and tools.

Введение

На сегодняшний день потребитель предъявляет к современной одежде, обуви и другим предметам широкого потребления все более высокие требования, хочет, чтобы они отличались подлинной красотой, качеством и высокой степенью удобства [1].

Во все времена для придания красоты, утонченности костюму, в качестве декора, отделки деталей одежды, портные применяли кружево.

За последнее десятилетие кружево превратилось в один из неиссякаемых источников вдохновения, в котором материал, форма, конструкция, декор и способ исполнения традиционной технологии являются творческой идеей для создания совершенно новых художественно-конструкторских и технологических решений моделей современной одежды [2].

Современные дизайнеры, выделяя особенности кружева, его основные элементы, переосмысливая их, создают современные образы, стили. Примером такого переосмысления являются работы известных домов мод, где яркие узоры, золотая вышивка, гладь, цветные платки, вязка, заимствованы у экспозиций этнографических музеев и используются в сочетании современных форм и материалов.

Многие дизайнеры при создании своих коллекций используют прорезные фигурные рисун-ки,напоминающие ажур, кружево на текстильных материалах синтетического и натурального происхождения, а также на искусственной и натуральной коже. Современные технологии позволяют, так искусно наносить рисунок на изделие, что очень трудно отличить ткань от кружева. Разнообразные прорези делают текстильный материалдышащим, а изделия получаются очень легкими, изящными [3].

В настоящее время, наиболее распространенным способом получения прорезного ажура является перфорация. Перфорация может выполняться автоматизированным или механическим путем. Автоматизированный способ в свою очередь делится на лазерный и вырубочный, а механический способ включает различного вида пробойники, гильоширование и резьба [4].

Исследовательская часть

Лазерная резка и перфорация может выполняться на всех видах текстильных материалах, включающих в волокнистый состав натуральные и синтетические волокна, а также на натуральной и искусственной коже. При помощи лазерной технологии можно создавать эксклюзивные «кружевные» элементы или вырезать отдельные детали с высочайшей точно-стьюс погрешностью до 0,01 мм, что предоставляет уникальные возможности для дизайнеров, в условиях, которые диктует современная мода.

Малое термическое воздействие на поверхности материала, сочетание разных по составу материалов в пределах одной операции и высокая точность позиционирования кромок путем автоматической регистрации, дает возможность получать продукцию высокого качества занебольшое время. Лазерная перфорация и резка дает эффект легкости и прозрачности, меняет фактуру поверхностиматериа-ла, позволяет нанести рисунок любой сложности или имитировать орнаменты [4].

Весь технологический процесс лазерной резки и перфорации контролируется и управляется оператором с помощью компьютера. На мониторе компьютера отображается скорость, мощность, время работы, размер файла.Программа позволяет в процессе работы в течение нескольких минут, вносить какие-либо изменения в рисунок или производить изменения размеров изделия. Встроенная память, позволяет сохранять файлы в лазерном станке и работать без компьютера, вызывая исполнение программы из памяти лазерного станка [5].

Основным элементом лазерного станка является - лазерная газовая трубка, в которой индуцируется лазерный луч и далее, через систему зеркал, попадает в лазерную головку, где с помощью линзы фокусируется и выходит из сопла, попадая на разрезаемую или гравируемую поверхность [6].

Лазер с точностью до сотой доли секунды прожигает отверстия в материале, одновременно оплавляя его края заданной формы без зазоров. Опаливание среза детали текстильного материала не дает ей

осыпаться, исключает необходимость в дополнительной обработке края. При лазерной перфорации на текстильных материалах натурального происхождения, таких как хлопок, шерсть и шелк, а также натуральной коже срез заданного рисунка приобретает светло-коричневый оттенок, подчеркивающий рисунок и фактуру материала. Для синтетических тканей и искусственной кожи, цвет опаленного среза зависит от химического состава применяемых в производстве красителей, и не отличается от цвета самого материала. Опаленный срез перфорируемого рисунка обладает высокой стойкостью к механическим воздействиям, при эксплуатации рисунок не деформируется.

Так же к способам создания перфорации можно отнести такой вид резки, как вырубка, приданном процессерисунок разрезается по определенному шаблону. Технологический процесс вырубки производитсяпри помощи остро заточенных штампов. Машина для вырубки имеет массивную чугунную станину, что способствует улучшению качества вырубки, позволяет работать с широким диапазоном текстильных материалов на основе натуральных и синтетических волокон, как по толщине, так и по плотности, а также натуральной и искусственной коже. Автоматизированные способы перфорирования текстильных материалов и кожи применимы при выпуске изделий в промышленных масштабах [7].

Для индивидуального производства единичных изделий, самый распространенный способ перфорирования основан на использовании пробойников. Данный способ перфорации применяется для пальтовых натуральных и синтетических текстильных материалов инетканых материалах таких, как войлок, фетр, также натуральной и искусственной коже. Принцип работы заключается в выборе пробойника нужного диаметра и конфигурации. Пробойники могут иметь различную конфигурацию - цветочки, листочки, треугольники, квадраты, капельки, овалы и еще много других необычных форм.

При декорирования кожгалантерейных изделий применяется способ резьбы. Для выполнения резьбы используютсятакие инструменты, как нож или резец, а также трафарет рисунка. Принцип работы заключается в вырезании линий, их углублении. Специфика работы заключается в том, что кожу прорезают не до конца, а только в половину толщины.

Для нанесения небольшого рисунка на текстильный материал и кожу, в индивидуальном производстве широко применяют метод гильоширования, данная техника основана на применении нагретого наконечника, с помощью которогонаносятся узоры и орнаменты. Недостатком данной техники является трудность выполнения сплошной длинной линии, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез [7].

Для изготовления изделий в технике гильо-ширования подходят только синтетические текстильные и нетканые материалы, а также натуральная и искусственная кожа, так как они под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими. Непригодны для гильоширования ткани из волокон растительного и животного происхождения [8-9]. Преимущества и недостатки рассмотренных способов перфорации и резки представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ технологии выполнения перфорации и гравировки

Виды перфорации Преимущества при выполнении Недостатки

Автоматизированный лазерный Точность населения рисунка, гибкость технологического процесса -позволяет вносить изменения в рисунок. Применяется для вырубки на больших и малых деталях, для всех видов текстильных материалов и кожи Высокая стоимость оборудования

Автоматизированный вы-рубочный Применяется для вырубки в больших количествах, для всех видов текстильных материалов и кожи. Высокая стоимость оборудования; непрору-баемость в некоторых случаях; замена клише при смене рисунка

Механический пробойнико- вый Возможность создавать большое количество различных узоров при малом количестве пробойников. Применяется для плотных текстильных и нетканых материалов, для натуральной и искусственной кожи Ручная работа; большая затрата времени, требует навыков и точности при выполнении рисунка

Механический способ гильо-ширования (выжигание) Возможность создавать большое количество различных узоров; гибкость в использовании. Применяется для синтетических текстильных и нетканых материалов, а также натуральной и искусственной коже Трудоемкость выполнения; большая затрата времени; требует навыков; при выжигании остается нагар в виде темного налета

Механический резьбовой Гибкость в использовании; малая стоимость инструментов Требует навыков ручной работы, затрата большого количества времени. Применяется только для натуральной кожи толщиной от 2 мм

Заключение

Проанализировав специфику выполнения различных техник перфорации и гравировки, можно сделать вывод, что конечный результат создания вырезанного узора (ажура) в рассмотренных техниках аналогичен, но отличительной особенностью является, метод выполнения и применяемые инструменты, а также волокнистый состав и плотность текстильных и нетканых материалов, натуральной и искусственной кожи.

Использование перфорации и гравировки имеет широкое применение, как для отделки современного изделия - одежды, обуви, аксессуаров, сумок, ремней, перчаток, так и для современных костюмов при интерпретации кружева и орнамента [9,10].

Литература

1. В.А. Володин. Мода и стиль. Современная энциклопедия.- М.: Аванта, 2002.- 479 с.: ил

2. Ждановская Г.А., Васина Е.А. Потребительское поведение и факторы, определяющие колебание спроса на те

или иные виды товаров и услуг. Маркетинг и маркетинговые исследования в России. М., 1996. С.6-7.

3. Д.Ю. Ермилова. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с

4. Модные тренды осень -зима 2014-2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fashion-trends.me/modnye-ЫшЫ^еп^гта, свободный.

5. Перфорация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.

6. Е.В. Кумпан, Г.А. Гарифуллина. Лазерная обработка полимерных материалов в декорировании одежды / Вестник Казанского технологического университета. - Казань: КГТУ - 2012. - №14. - С. 123-126

7. В.Т. Голубкова,Р.Н. Филимоненкова. Подготовительно-раскройное производство швейных предприятий: учебное пособие. - Минск: Выш. школа, 2002. - 206 с.

8. И.А. Гербер. Оборудование производства изделий из кожи. Лекции. — Омск: Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности, 2013. — 29 с.

9. А. Клюшина. Оригинальные изделия из кожи своими руками. Секреты изготовления М.: Центрполиграф, 2010. - 128 с.

10. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Легпромбытиздат 1987. — 232 с.

© Е. В. Кумпан - к.т.н., доцент кафедры дизайна КНИТУ, elenevk@mail.ru.

© E. V. Kumpan - PhD, department of Design, Institute of technology of light industry of fashion and design, Kazan national research technological University, elenevk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.