Научная статья на тему 'Влияние содержания полимерных волокон на технологический процесс создания перфорации на текстильных материалах'

Влияние содержания полимерных волокон на технологический процесс создания перфорации на текстильных материалах Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
186
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФОРАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВЫЖИГАНИЯ / BURNING PROCESS / ПОЛИМЕРНЫЕ ВОЛОКНА / POLYMER FIBERS / СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТКАНИ / SYNTHETIC FABRICS / ДЕКОР / DECOR / ДИЗАЙН / DESIGN / PUNCHING

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Гарифуллина Г. А.

В современной моде существует огромное количество вариантов декора текстиля. Одним из самых актуальных является перфорация, которую сегодня дизайнеры предлагают выполнять для всего ассортимента одежды. Огромное значение на стадии проектирования перфорированных моделей одежды приобретает химический состав тканей. Содержание полимерных волокон имеет огромное значение для разработки технологических процессов выполнения перфорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние содержания полимерных волокон на технологический процесс создания перфорации на текстильных материалах»

УДК 677. 0277

Г. А. Гарифуллина

ВЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ ВОЛОКОН НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

СОЗДАНИЯ ПЕРФОРАЦИИ НА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Ключевые слова: перфорация, технологический процесс выжигания, полимерные волокна, синтетические ткани,

декор, дизайн.

В современной моде существует огромное количество вариантов декора текстиля. Одним из самых актуальных является перфорация, которую сегодня дизайнеры предлагают выполнять для всего ассортимента одежды. Огромное значение на стадии проектирования перфорированных моделей одежды приобретает химический состав тканей. Содержание полимерных волокон имеет огромное значение для разработки технологических процессов выполнения перфорации.

Keywords: punching, burning process, polymer fibers, synthetic fabrics, decor, design.

In today's fashion there are plenty of options for decoration textiles. One of the most pressing is the perforation, which today designers offer to perform for the entire range of garments. Great importance in the design stage perforated clothing patterns acquires the chemical composition of tissues. The content ofpolymer fibers is of great importance for the development of technological processes perforations.

Индустрия моды каждый сезон предлагает для потребителей оригинальные и креативные решения в коллекциях одежды «от-кутюр». Основным направлением в современной «Высокой» моде последних двух-трех лет является не поиск принципиально новых форм и сулуэтов, а декоративное оформление поверхности тканей и готовых изделий.

Дизайнеры и художники выполняют на текстильных материалах аппликации, художественную вышивку, резку, перфорацию, создание эффекта выцветшей, «состаренной» поверхности, росписи и т.д. [1].

В этом сезоне одним из главных модных трендов моды специалистами провозглашена перфорация - фигурный прорезной рисунок. И если раньше изысканными узорами украшались в основном обувь и сумки, то теперь пришло время перфорированных платьев, верхней одежды, брюк. Анализ прошедших Недель Высокой моды подтверждает тот факт, что перфорированная одежда встречается практически в каждой коллекции [2].

Как прием обработки ткани, перфорация появилась относительно недавно, с тех пор как лазеры и компьютерные технологии перестали быть прерогативой ученых, и пришли в обычную жизнь. Ее прообразами считаются кружево и гильоширование, метод, когда при помощи тонкой иглы, мастера выполняли искусную, узорчатую отделку на ткани.

Прообраз перфорации был изобретен в 1970-х годах и назывался гильошированием. С помощью специального электрического инструмента с тонкой иглой, аналогичного паяльнику или прибору для выжигания по дереву, мастера выполняли кружевную отделку на ткани.

Для этого заранее разработанный и нанесенный на бумагу рисунок располагался на стекле, сверху закреплялось полотно. Подсвечивающая снизу лампа позволяла видеть узор сквозь ткань. Точными точечными движениями мастер прожигал в материале отверстия. Этот вид отделки превратился в целое искусство [3].

В конце XX века лазером в сочетании с компьютером перфорируют ткани, с высокой точностью создавая на них различные по форме узоры [4].

Новым в прочтении этой тенденции стало то, что теперь особым шиком считается не просто перфорированная ткань, а тончайшая кожа, обработанная лазером. При помощи технологии лазерного перфорирования кожи дизайнеры достигают невероятных эффектов и рисунков, изменяя свойства и функциональность материала.

Многие дизайнеры применили технологию перфорирования при создании спортивных и полуспортивных моделей.

Также интересное звучание получило применение перфорации в верхней одежде, которая теперь вписывается в летний гардероб благодаря разнообразным тиснениям и прорезям на тканях, которые делают ткань дышащей и практически невесомой. Перфорацией в этом сезоне может быть украшено все, даже брюки.

Помимо лаконичных моделей, полупрозрачных из-за множества мелких близко расположенных отверстий, дизайнеры представили и более романтичную и сексуальную версию тренда. Они украсили сложной перфорацией вечерние платья, юбки и блузы. При этом рисунок на ткани может быть настолько сложным и искусно выполненным, что с трудом можно отличить кожу от кружева, а прорези - от рисунков на ткани.

В коллекциях Высокой моды перфорация выполняется в виде кожаной паутины , которая надевается поверх платьев. Модели одежды (плащи, платья, куртки, топы) украшают перфорацией в виде традиционного принта р1е^е-рои1е - «гусиная лапка» [2].

Перфорация выполняется в виде мелкого рисунка, крупного и целых орнаментов.

В деталях одежды с перфорированными элементами выполняют рваные края, что придает изделиям интересные летящие эффекты.

В последнее время дизайнеры выполняют перфорацию не только в виде крупных отверстий, но и в виде сетки, гороха, ромбов, а также сложных плетений.

Перфорированные ячейки в виде плетения создают ощущение вязаного крючком полотна. Такой неординарный подход позволяет создать легкие ажурные наряды.

Фигурная перфорация сходна с эффектом плетения. Однако, в данном случае, вспоминается скорее вязка спицами, а не крючком. Одежда с такой перфорацией смотрится менее вычурно.

Самый дерзкий и вызывающий сегодня в моде вариант перфорации - сетка. [5].

Актуальность темы перфорации на мировых подиумах сегодня требует особого внимания специалистов по разработке текстильных материалов, которые могут быть подвержены процессу перфорирования.

В данном аспекте огромное значение приобретает текстиль с содержанием синтетических волокон.

Для перфорации принято использовать материалы с плотной структурой. Бархат, плащевка, капрон, кожа, велюр, замша, драп - далеко не полный перечень тканей, используемых для перфорации. Такие ткани как: шерсть, хлопок, шелк, вискоза, не смогут держать форму, так как имеют разреженное плетение. В этих тканях перфорированные точки достаточно быстро расползутся и превратятся в обыкновенные дыры [6].

Перфорация производится несколькими этапами:

1. При помощи векторного редактора в компьютере создается рисунок. Этот рисунок представляет собой совокупность мелких точек и крупных деталей в виде ромбов, капель, лепестков и др. Стебли и другие длинные линии выполняются пунктиром.

2. В зависимости от того, какой толщины ткань (до 10 мм) программное обеспечение настраивается на параметры работы лазера, мощность луча и скорость лазера.

3. Ткань раскладывается и закрепляется. Запускается станок.

Процесс изготовления перфорированной ткани автоматизирован. Сверхточный лазер прожигает отверстия в ткани, одновременно оплавляя края материала. По завершении процесса получается перфорированная ткань с разнообразным рисунком. Такая ткань применяется не только в области дизайна, но и в технических целях.

Перфорация - феноменальный ход, при помощи которого модельеры нашли способ впустить воздух в одежду. Таким образом, можно применять ткани с содержанием синтетических волокон для различных ассортиментных групп.

Для изготовления изделий в технике гильо-ширования подходят только синтетические ткани, содержащие полиэфирные, полиамидные волокна: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат и т.д.

Эти ткани под воздействием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими [7].

Непригодными для гильоширования являются хлопчатобумажные, вискозные, и шерстяные ткани, а также смесовые ткани с шерстяными, вискозными и хлопчатобумажными волокнами, так как при обжиге они горят, а не плавятся и не обладают клейкостью.

Интересным вариантом явилось применение очень тонкой натуральной и искусственной кожи, которая сейчас выпускается текстильной промышленностью. В состав тканей добавляются полимерные волокна, придающие дополнительные эксплуатационные свойства. Огромное количество отверстий на коже позволяет человеку комфортно себя чувствовать в таких изделиях.

Таким образом, декоративная отделка перфорацией - это та составляющая современного костюма, которая способна подчеркнуть его индивидуальность и творческую направленность. Современные достижения науки по разработке синтетических тканей с различным содержанием полимерных волокон позволяют сегодня дизайнерам одежды реа-лизовывать самые креативные замыслы.

Литература

1. Кумпан, Е.В. Лазерная обработка полимерных материалов в декорировании одежды / Е.В.Кумпан, Г.А.Гарифуллина // Вестник Казан. технол. ун-та. -2012. - Т.14. - № 14 - С. 123-125.

2. Основные тренды моды [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://modnitsam.ru/perforirovannaya-tkan/,свободный.

3. Виноградов Б.А., Перепелкин К. Е., Мещерякова Г. П. Действие лазерного излучения на полимерные материалы / Б. А. Виноградов - М.: Наука, 2007. - 448 с.

4. Тихарева А. П. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности / Тихарева А.П., Бузов Б. А., Алыменков Н.Д. Учебник для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -447с.

5. Перфорация - основной тренд в моде сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://modabook.net/perforaciya-trend-leta-2014/, свободный.

6. Постнова М. В. Гильоширование : искусство выжигания по ткани / Постнова М. В. Монография - С -П., Лениздатп, 1997. -227 с.

7. Кумпан, Е.В. Применение формообразующих полимерных материалов в декорировании одежды / Е.В.Кумпан, Г.А.Гарифуллина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т.15. - № 14 - С. 121-122.

© Г. А. Гарифуллина - ст. преподаватель каф. дизайна, КНИТУ, gulnarakdrv@rambler. © G. A. Garifullina - art. Lecturer Department "Design" KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.