Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕПРЕССОРНЫХ ПРОКЛАДОК С КОМПОЗИЦИЕЙ, УЛУЧШАЮЩЕЙ СВОЙСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, ПОЛУЧЕННОГО НА ОСНОВЕ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА'

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕПРЕССОРНЫХ ПРОКЛАДОК С КОМПОЗИЦИЕЙ, УЛУЧШАЮЩЕЙ СВОЙСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, ПОЛУЧЕННОГО НА ОСНОВЕ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОКОНДЕНСАТ / ПРИСАДКА / КОМПОЗИЦИЯ / ДИЗЕЛНОЕ ТОПЛИВО / ОХЛАДИТЕЛЬ / ТЕРМОМЕТР / СОПОЛИМЕР / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Ражабов Рустам Нусратилло Ўғли, Фозилов Садриддин Файзуллаевич, Фазилов Акбар Алишерович, Фозилов Хасан Садриддин Угли, Мавланов Бобохон Арашович

В данной статье рассмотрены разработка технологии получения эффективных композиционных многофункциональных присадок на основе местного вторичного сырья улучшающие физико-химические свойства дизельных топлив полученных из газоконденсата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Ражабов Рустам Нусратилло Ўғли, Фозилов Садриддин Файзуллаевич, Фазилов Акбар Алишерович, Фозилов Хасан Садриддин Угли, Мавланов Бобохон Арашович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A TECHNOLOGY FOR MANUFACTURING BREAK PADS WITH A COMPOSITION IMPROVING THE PROPERTIES OF DIESEL FUEL OBTAINED ON THE BASIS OF GAS CONDENSATE

The article presents the results of a study of light hydrocarbon composition and low-temperature properties of gas condensates of local raw materials.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕПРЕССОРНЫХ ПРОКЛАДОК С КОМПОЗИЦИЕЙ, УЛУЧШАЮЩЕЙ СВОЙСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, ПОЛУЧЕННОГО НА ОСНОВЕ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА»

№ 11 (104)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ноябрь, 2022 г,

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕПРЕССОРНЫХ ПРОКЛАДОК С КОМПОЗИЦИЕЙ, УЛУЧШАЮЩЕЙ СВОЙСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, ПОЛУЧЕННОГО НА ОСНОВЕ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА

Ражабов Рустам Нусратилло угли

преподаватель,

Ташкентского Государственного технического университета,

Республика Узбекистан, г. Ташкент

Фозилов Садриддин Файзуллаевич

д-р техн. наук, проф., Бухарский инженерно-технологический институт, Республика Узбекистан, г. Бухара E-mail: sadriddinf@mail.ru

Фазилов Акбар Алишерович

директор

Бухарского нефтеперерабатывающие завода, Республика Узбекистан, г. Бухара

Фозилов Хасан Садриддин угли

преподаватель, «Технология химической переработки газа», Бухарского инженерно-технологического института, Республика Узбекистан, г. Бухара E-mail: _ fozilovhasann@gmail.com

Мавланов Бобохон Арашович

канд. хим. наук, доц., «Технология химической переработки газа», Бухарского инженерно-технологического института, Республика Узбекистан, г. Бухара

Ниязова Раъно Нажмутдиновна

преподаватель

кафедры "Химическая технология органических веществ", Бухарского инженерно-технологического института, Республика Узбекистан, г. Бухара E-mail: r. niyozova@list.ru

DEVELOPMENT OF A TECHNOLOGY FOR MANUFACTURING BREAK PADS WITH A COMPOSITION IMPROVING THE PROPERTIES OF DIESEL FUEL OBTAINED ON THE BASIS OF GAS CONDENSATE

Rustam Rajabov

Lecturer,

Tashkent State Technical University Uzbekistan, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Sadriddin Fozilov

Doctor of Technical Sciences, Professor, Bukhara Engineering and Technology Institute, Republic of Uzbekistan, Bukhara

Библиографическое описание: РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕПРЕССОРНЫХ ПРОКЛАДОК С КОМПОЗИЦИЕЙ, УЛУЧШАЮЩЕЙ СВОЙСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, ПОЛУЧЕННОГО НА ОСНОВЕ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. Ражабов Р.Н. [и др.]. 2022. 11(104). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/14489

№ 11 (104)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ноябрь, 2022 г,

Akbar Fazilov

Director

of the Bukhara oil refinery, Republic of Uzbekistan, Bukhara

Khasan Fozilov

Lecturer,

"Technology of chemical gas processing", Bukhara Institute of Engineering and Technology, Republic of Uzbekistan, Bukhara

Bobokhon Mavlanov

Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, "Technology of Chemical Gas Processing", Bukhara Institute of Engineering and Technology, Republic of Uzbekistan, Bukhara

Rano Niyazova

Lecturer

at the Department of Chemical Technology of Organic Substances, Bukhara Institute of Engineering and Technology, Republic of Uzbekistan, Bukhara

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены разработка технологии получения эффективных композиционных многофункциональных присадок на основе местного вторичного сырья улучшающие физико -химические свойства дизельных топлив полученных из газоконденсата.

ABSTRACT

The article presents the results of a study of light hydrocarbon composition and low-temperature properties of gas condensates of local raw materials.

Ключевые слова: газоконденсат, присадка, композиция, дизелное топливо, композиция, охладитель, термометр, сополимер, технология.

Keywords: raw materials, reagents, condensate, oil, gas oil, gasoline, diesel fuel, naphtha, fuel oil, kerosene, pressure, distillation, fractionation, hydrotreating.

В результате осуществляемого сегодня в мире процесса дизелизации автомобильного транспорта, в результате экономичности дизельного двигателя по сравнению с карбюраторным двигателем и высокого КПД, производство дизельного топлива составляет 1,7 млрд. тонн до 2 млрд тонн. Одной из актуальных проблем является внедрение стабилизаторов для удовлетворения возрастающих потребностей в дизельном топливе. В связи с этим научно-исследовательская работа направлена на создание новых эффективных видов и технологий.

После обретения нашей республикой независимости были предприняты широкие меры по разработке технологий использования полимерных стабилизаторов, добавляемых в дизельные топлива, и их производства. Наблюдаемый в последние годы в мире растущий дефицит энергоресурсов вынуждает традиционных теплоносителей быть более экономными и искать нетрадиционные энергосберегающие виды топлива на основе местных ресурсов.

Известно, что двигатели, работающие на дизельном топливе, имеют ряд преимуществ перед карбюраторными: во-первых, они на 25 % экономичнее, во-вторых, состав газов, образующихся при работе

дизеля, в значительной степени соответствует экологическим нормам, в-третьих, они дешевле и более серый [1,2].

В настоящее время одним из актуальных вопросов является разработка и внедрение чистых, безотходных и экологически чистых технологий получения эффективных присадок на основе местного вторичного сырья.

Эти технологии не только улучшают качество дизельных топлив, но и обеспечивают уровень потребности в дизельных топливах, получаемых на основе газового конденсата в сложных климатических условиях Республики Узбекистан в аномальных условиях за счет улучшения их качества по ряду физико-химических показателей. химико--технологические показатели [3,4].

В результате мировых исследований по созданию технологий синтеза и производства стабилизаторов на основе пропилена и этилена, полиметакрилатных сополимеров для дизельных топлив получен ряд научных результатов, в том числе следующие.

Присадки наиболее эффективны в топливах, где: 1. Диапазон температур кипения превышает 90% -20% - 100°С 2. Температурный диапазон окончания

№ 11 (104)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ноябрь, 2022 г,

перегонки топлива 25-30°С минус 90% его температуры кипения. 3. Содержание закристаллизованных углеводородов, выделившихся при температуре на 10°С ниже точки помутнения, менее ^0 0S. Низкотемпературные свойства дизельных топлив с депрессорными присадками не изменяются при хранении.

В основное дизельное топливо добавляли Keшflux 6100 и Keroflux 3614, писадку немецкой

фирмы "BASF". Присадки добавлялись в топливо в концентрации 0,01-0,05%.

Принимая во внимание, что цена диспергатора парафина выше цены депрессорной присадки, и для выбора оптимального состава присадок в топливе важна не только общая эффективная концентрация состава, но и соотношение присадки: депрессор: добавляли диспергатор от 1 : 1 до 5 [5].

Таблица 1.

Депрессор пониженных температурных свойств дизельного топлива эффекты присадок

Присадки Конечная температура фильтрации, °С Температура замерзания, °С

имя С %, масс.

безприсадки -30 -42

Kepoflux 6100 0,02 -30 -

Kepoflux 6100 0,03 -32 -

Kepoflux 3614 0,02 -31 -

Kepoflux 6100 Kepoflux 3614 0,02 0,005 -34 -52

Керофлух 6100 Kepoflux 3614 0,02 0,0056 -40 -

Kepoflux 6100 Kepoflux 3614 0,0225 0,0075 -48 -

Kepoflux 6100 Kepoflux 3614 0,02 0,01 -40 -

Kepoflux 6100 Kepoflux 3614 0,02 0,02 -35

Kepoflux 6100 Kepoflux 3614 0,015 0,005 -32 -42

Kepoflux 6100 Kepoflux 3614 0,010 0,002 -30 -42

КМПП+ММА КМПП+ММА 0,01 0,02 -30 -40

ММА+БОТММА ММА+БОТММА 0,01 0,02 -30 -40

Требование к техническому состоянию Не выше -35 Не выше-45

Предложены способы получения модифицированных сополимерных композиций низкомолекулярного полиэтилена с метилакрилатом (РР-1) и метилметакрилата с гетероциклическими соединениями (РР-2), используемых в качестве добавок к газоконденсатному дизельному топливу.

Разработан способ получения композиционного порошка РР-1 в лабораторных условиях. Лабораторное оборудование, использованное для получения композиционного порошка РР-1, состоит из кругло-донной трехгорлой колбы объемом 500 мл, снабженной термостатом с перевернутым холодильником, термометром и мешалкой.

Рассчитанное количество сополимера низкомолекулярного полиэтилена с метилакрилатом помещали в реакционную колбу и оставляли на 8 часов для растворения необходимого количества ДТ до образования 1,0% раствора.

Время приготовления не менее восьми часов. Через четыре часа перемешивание прекращали в смесительном устройстве и соотношение компонентов составляло 1:1 по массе в колбе в течение 40 минут при поддержании температуры 305°С с помощью термостата. смешивали с сополимерами, образованными метилметакрилатными гетероциклическими соединениями.

После введения компонентов их перемешивали еще 20 минут, после чего перемешивание прекращали, а готовый состав выдерживали 12 часов. Через восемь часов, отобрав пробы и убедившись, что полученная композиционная паста однородна и не расслаивается, в нее был добавлен ДЮ в количестве 0,5% по массе. В ДМО определена эффективность композиционной смолы РР-1 по цетановому числу и кинематической вязкости.

№ 11 (104)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ноябрь, 2022 г,

Описанное выше устройство использовалось для получения композитной пробки РР-2. Смешивая сополимер бензолсазолтионилметилметакрилата (БОТММА) с метилакрилатом (МА), сополимером низкомолекулярного полипропилена (НМПП), улучшающим низкотемпературные свойства, в колбу помещали рассчитанные количества ДТ и запускали смесительное устройство, а процесс проводили в течение 80 минут при температуре 30 оС. Соотношение БОТММА к сополимеру МА и ММА к привитому сополимеру БОТ варьировали от 20:80 до 70:30.

Перемешивание заканчивали через 2 часа, а полученный композитный порошок РР-2 выдерживали при концентрации 2,0% в ДТ в течение 12 часов. После этого отбирали пробы и анализировали, убедившись, что полученная суспензия не расслаивается на слои. Испытания работоспособности пробки ДТ ги РР-2 проводились по ЦС, ТЛ и ТЦ ГОСТ.

Композиционная смола РР-3 была получена в лабораторных условиях. Расчетное количество исходных компонентов: Присадки КероАих 6100 и

КероАих 3614 смешивали в соотношении 50:25:25 соответственно.

Композитный депрессор РР-4 изготовлен на основе азот-, серо-, кислородсодержащих гетероциклических соединений и низкомолекулярного полиэтилена.

Разработанные композиционные смолы РР-1, РР-2, РР-3 и РР-4 использовались для повышения качества ДМО. Все пеллеты выпускаются в виде концентратов, что исключает необходимость проектирования специального участка сбора для приготовления пеллет [6].

Для производства окатышей использовалась единая принципиально новая технологическая схема устройства, представленная на рис. 2. Композитные окатыши получали в реакторах смешения с закрытой рубашкой по схеме «пар-вода». Реактор 6 загружали соответствующими зарядами из емкостей РР-1, РР-2, РР-3 и РР-4 с помощью насосов через манометры.

1 -КМПП+ММА (РР-1); 2 - ММА+БОТММА (РР-2); 3 - Кепофлюкс 6100 (РР-3); 4 - Кепофлюкс 3614 (РР-4). 1, 2, 3, 4 -дозирующие емкости для соответствующих бункеров, 5 - смеситель, 6 - реактор, 7 - емкость дизельного топлива, 8- бункер готового концентрата

Рисунок 1. Технологическая схема получения композиционных многофункциональных порошков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смесительное устройство было запущено, и процесс смешивания проводился с соблюдением оптимального времени. При производстве присадки на основе РР-3 в корпус реактора подают теплоноситель и нагревают смесь до температуры 40 0С. Оптимальная температура получения шлаков на основе РР-1 и РР-2 составляет 35 0С.

После окончания процесса смесь окатышей в реакторе охлаждают до 25 0С, РР -1, РР-2 и РР-3 выгружают в бак концентрата окатышей 7, отбирают пробу на анализ и упаковывают в промышленную

установку. контейнер определенной вместимости. Экспериментальные исследования влияния композитных праймеров ЯЯ-1, ЯЯ-2, ЯЯ-3 и на показатель качества ДТ представлены в таблице 2.

В опытно--промышленных производственных условиях, проводимых на БНКИЗ, изготовлена опытная партия из 20 тонн базового компонента ДТ, содержащего 0,2% исходного концентрата сырья, на основе которого РР-1, РР-2 и РР-3. Композитный порошковый тест ДТ был испытан, приготовлены партии [7].

№ 11 (104)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ноябрь, 2022 г,

Таблица 1,

Влияние показателей качества ДТ композитных грунтовок RR-1, RR-2 и R-3

показатели Цетан- ное число Фракционный состав, оС начало кипения 10 % 20 % 30 % 40 % 50 % 60 % 70 % 80 % 90 % Конец кипе-нияоС выход, % Кинематическая вязкость 20 оС мм/с да Тк ,о С

ДТ 42 95 142 160 175 185 196 210 220 240 265 275 98 1,8 -40

ДТ РР-1 0,2 масс, % 44 100 145 161 177 188 198 212 223 238 270 280 98,3 1,82 -50

ДТ РР-2 0,2 масс. % 46 105 147 162 179 189 198,3 213 225 240 280 285 98,5 1,83 -52

ДТ РР-3 0,2 масс. % 48 108 148 165 180 190 199 214 226 242 285 290 98,7 1,84 -55

ДТ РР-4 0,2 масс. % 49 110 150 168 182 192 200 215 227 245 290 295 98,9 1,85 -56

ГОСТ 305-82 по норму. Дизель топливо Dts 989: 20 01 Не меньше 45 - - - - - - - - - - - - 1,8-5,0 -45

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс производства модифицированных композитных присадок является безотходным и экологически безопасным (поскольку осуществляется по замкнутому циклу), а при их производстве не образуются вещества, отравляющие атмосферу; ДТ присадки

отличается тем, что ее можно приготовить в виде готового концентрата 5%, 10% и 20%. Разработанные композиционные смолы многофункциональны и не имеют аналогов, эффективно улучшают низкотемпературные свойства ДТ.

Список литературы:

1. Бойко Е.В. Химия нефти и топлив: Учебное пособие. / Е.В.Бойко. - Ульяновск: УлГТУ.2007. 60 с.

2. Будяков Ю.В. Исследование составов и методов переработки газовых конденсатов и нефтяных оторочек заполярного месторождения. / автореф. дисс. к.х.н. Самара - 2006.

3. Ражабов Р.Н., Фозилов С.Ф., Мавлонов Б.А., Ражабов С. X,. Газли кони газ конден-сатини таркибини урга-ниш ва уни таджик килиш/ «Озик-овкат, нефтгаз ва кимё саноатини ривожлантиришнинг долзарб муаммоларини ечишнинг инновацион йуллари» Халкаро илмий-амалий конференцияси материаллари. (2020 йил 12-14 ноябрь). 1-том. Бухоро. - 2020.-с. 343-346.

4. Ражабов Р.Н., Фозилов С.Ф., Мавлонов Б.А., Фозилов X. С. Денгизкул конининг газ конденсати физик-кимевий хоссалари. «Инновационные пути решения актуальных проблем развития пищевой и нефтегазохимической промышленности» материалы международной научно-практической конференции.(2020 йил 12-14 ноябрь) 2-том. Бухоро. - 2020.-с.296-299.

5. Ражабов Р.Н., Фозилов С.Ф., Мавлонов Б.А., Ражабов С. X. ^андим конини таркибидаги газ конденсатини тадкик килиш. «Инновационные пути решения актуальных проблем развития пищевой и нефтегазохимической промышленности» материалы международной научно-практической конференции.(2020 йил 12-14 ноябрь) 2-том. Бухоро. - 2020.- С. 299-302.

6. Rajabov R.N., Samiev A.A., Fozillov S.F., Mavlanov B.A., Axmedova O.B. Gazokondensatlar asosida dizel yoqilg'ilari olish va ularning fizik-kimyoviy xossalarini yaxshilash. Фан ва технологиялар тараккиёти. -2020. -№ 3. -С. 90-95.

7. Ражабов Р.Н, Мавланов Б.А., Фозилов С.Ф. Махаллий хомашё газконденсатлари енгил углеводородлар таркибини ва уларнинг куйи хароратли хоссаларини урганиш. Фан ва технологиялар тараккиёти. - 2022. -№ 2. - С. 3-8.

8. Nazhmutdinovna, Niyazova Rano. "Environmental Problems of Chewing Chrome Tanned Leather." Texas Journal of Multidisciplinary Studies 5 (2022): 230-231.

9. Nazhmiddinovna, Niyazova Rano. "Fattening of collagen fibers of skin tissue." in-Chief: Akhmetov Sayranbek Makhsutovich, Doctor of Technical Sciences (2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.