Научная статья на тему 'Разработка структурно-логической схемы основных понятий темы "Живопись" для применения в художественном образовании'

Разработка структурно-логической схемы основных понятий темы "Живопись" для применения в художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ / АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ / СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА / ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ "ЖИВОПИСЬ" / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрушева Л.К., Патрушев Д.В., Соломина М.В.

В специальной, учебной, популярной литературе по изобразительному искусству определение понятия «живопись» многими авторами формулируется по-разному. В данной статье приводится анализ определения понятия «живопись» разных авторов; сформулировано авторское определение понятия «живопись»; сделан вывод, что это понятие комплексное. Представлена система понятий темы «Живопись» в виде структурно-логической схемы основных понятий для применения в художественном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патрушева Л.К., Патрушев Д.В., Соломина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка структурно-логической схемы основных понятий темы "Живопись" для применения в художественном образовании»

2. Андреев Н. П. Система Аарне и каталогизация русских сказок / Сказочная комиссия в 1924-1925 гг. Л., 1926. С. 15-20.

3. Аникин В. П. Принципы жанрово-тематической классификации и архивной систематизации сказок // Русский фольклор : [Полевые исследования / редкол.: П. С. Выходцев (отв. ред.) и др.]. Л. : Наука, 1985. Т. 23. С. 181-188.

4. Гашпарикова В. О. О проблематике каталогов фольклорной прозы славян // Фольклор. Проблемы тезауруса / РАН ИМЛИ. М. : Наследие, 1994. С. 145-154.

5. Лутовинова Е. И. Сюжетный состав и принципы систематизации волшебных сказок с героиней-женщиной. Кемерово, 1998.

6. Лутовинова Е. И. Волшебные сказки Кемеровской области: Указатель сюжетов. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997.

7. Матвеева Р. П. Сюжетный состав русских волшебно-фантастических сказок Сибири // Локальные особенности русского фольклора Сибири. Новосибирск, 1985. С. 5-55.

8. Смирнов А. М. Систематический указатель тем и вариантов русских народных сказок / Изв. ОРЯС. СПб., 1911. Т. XVI. Кн. 4 ; СПб., 1912. Т. XVII. Кн. 3 ; СПб., 1914. Т. XIX. Кн. 4.

Л. К. Патрушева, Д. В. Патрушев, М. В. Соломина

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ «ЖИВОПИСЬ» ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В специальной, учебной, популярной литературе по изобразительному искусству определение понятия «живопись» многими авторами формулируется по-разному. В данной статье приводится анализ определения понятия «живопись» разных авторов; сформулировано авторское определение понятия «живопись»; сделан вывод, что это понятие комплексное. Представлена система понятий темы «Живопись» в виде структурно-логической схемы основных понятий для применения в художественном образовании.

Ключевые слова: живопись, основные понятия, анализ понятий, структурно-логическая схема, основные понятия темы «Живопись», художественное образование.

Художественное образование является частью многокомпонентной системы содержания образования, где наряду с подсистемами: умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта осуществления эмоционально-ценностного отношения к миру - важной является подсистема знаний [6].

В художественном образовании «Живопись» является одной из основных содержательных линий наряду с «Рисунком» и «Декоративно-прикладным искусством». Следует отметить, что «живопись» следует рассматривать как искусство, как тему и непосредственно понятие [11].

В результате анализа школьных программ, учебников и методических пособий по изобразительному искусству мы выяснили, что понятие «живопись» является сложным, так как состоит из нескольких простых; каждый автор «по-своему» формулирует данное определение; иногда понятие «живопись» формулируется авторами недостаточно полно; тема «Живопись» изучается на протяжении нескольких лет; она вполне содержательно представлена в школьных учебниках. Руководствуясь принципами отбора содержания общего образования на основе системно-

© Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Соломина М. В., 2018 68

деятельностного подхода, сформулированными В. В. Краевским (принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; принцип структурного единства содержания общего образования на разных уровнях его формирования) [13], мы считаем, что совокупность понятий по теме «живопись» требует систематизации для совершенствования процесса проектирования усвоения обучающимися содержания, в том числе для обучения будущих учителей изобразительного искусства.

Все это обусловило цель исследования: выявление понятий темы «Живопись» для разработки структурно-логической схемы основных понятий и ее апробация на уроках изобразительного искусства.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- выявить и проанализировать основные понятия по теме «Живопись», изучив учебную, специальную, научно-популярную литературу;

- исследовать уровень остаточных знаний по теме «Живопись» у будущих учителей изобразительного искусства;

- разработать структурно-логическую схему основных понятий по живописи, апробировать её на уроках изобразительного искусства.

Мы убеждены, что качество подготовки учащихся по изобразительному искусству и будущих учителей изобразительного искусства по живописи будет выше, если содержание будет усваиваться в системе с применением структурно-логической схемы основных понятий по теме «Живопись».

Исследование проводилось с 2012 по 2018 г.

На первом этапе (2011-2012 гг.) студенткой факультета технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (сейчас - факультет технологий инжиниринга и дизайна Вятского государственного университета) В. Родионовой под руководством научного руководителя, доцента Л. К. Патрушевой в рамках курсовой работы по теории и методике преподавания изобразительного искусства был выполнен анализ 13 определений понятия «живопись» разных авторов; исследован уровень остаточных знаний у студентов по теме «Живопись».

В 2015-2016 учебном году мы продолжили поиск и анализ определений понятия «живопись» других авторов; также исследовали уровень остаточных знаний у студентов по теме «Живопись»; разработали структурно-логическую схему основных понятий по теме «Живопись» и апробировали ее на уроках изобразительного искусства.

На заключительном этапе разрабатывались методические средства для усвоения содержания темы «Живопись» с применением разработанной в исследовании структурно-логической схемы.

Одним из базовых компонентов содержания образования являются знания. Последние представлены в изобразительном искусстве совокупностью культурологических, искусствоведческих, специальных понятий. Понятия составляют основу знаний. В понятиях выражается содержание предмета, раздела, темы.

Педагоги, методисты отмечают, что «понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления учащихся; понятия усваиваются в системе, в связи друг с другом; понятия усваиваются постепенно, по мере изучения предмета; понятия в процессе обучения постепенно развиваются; сложные понятия формируются в процессе их развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных предметов (на межпредметной основе); при непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение [3; 7].

Вначале мы рассмотрим комплексное определение понятия «живопись», затем более простые, составляющие основу темы «Живопись». Для этого нами были изучены разные источники: учебные пособия для средних и высших учебных заведений,

школьные программы по изобразительному искусству, художественные энциклопедии и словари.

В результате поиска нами выявлено 37 определений понятия «живопись». Ниже мы приведем некоторые из них. Попробуем выбрать наиболее понятное и оптимально полное для применения в художественном образовании на основе анализа главных и второстепенных признаков, из которых формулируется определение.

Автор учебного пособия «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» С. В. Погодина формулирует понятие следующим образом: «Живопись - один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отражают на плоскости всё многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов». В данном понятии упор автором сделан на главные признаки («один из важнейших видов изобразительного искусства», «произведения которого отражают на плоскости»), а также - на второстепенный признак, дающий информацию о материалах и инструментах («различных цветных красящих материалов») [9].

Н. М. Сокольникова, автор учебного пособия «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», пишет, что «живопись - это искусство цвета. Это вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей» [12]. Автор в понятии делает акцент на главном признаке («вид изобразительного искусства», «искусство цвета») и на иных признаках («отражают действительность», «оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей»).

Автор учебника для вузов «Изобразительное искусство» И. Э. Кашекова, выделяет цвет как главное средство живописи. Конкретно сформулированного понятия «живопись» автор не использует. Но приводит множество интересных цитат и высказываний знаменитых личностей об искусстве, что делает учебник весьма познавательным. Например, автор Б. Р. Виппер пишет о живописи так: «Если архитектура создает пространство, а скульптура - тела, то живопись соединяет тела с пространством, а фигуры с предметами вместе с их окружением, с тем светом и воздухом, в котором они живут» [5].

А. Д. Алехин в книге для учителя «Изобразительное искусство» не формулирует конкретное понятие «живописи», но ссылается на разницу: «...в отличие от графики живопись запечатлевает образы во всем блеске и богатстве красок» [1]. Автор дает информацию об иных признаках («образы», «богатство красок»), но ничего не упоминается о главных признаках.

В отличие от предыдущих вариантов понятия «живопись», автор «Популярной художественной энциклопедии» А. М. Полевой более конкретно и многогранно рассматривает понятие с нескольких сторон: «Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. В художественных произведениях. используется цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду» [10]. Автор делает акцент на главные признаки («вид изобразительного искусства», «твердая поверхность», «используется цвет и рисунок, светотень», «композиции»), второстепенные признаки, дающие информацию о выразительных средствах («выразительность мазков, фактуры»), а также иные признаки («красочное богатство», «объемность предметов», «пространственная глубина и световоздушная среда»).

В толковых словарях Д. Н. Ушакова и Т. Ф. Ефремовой понятие «живопись» трактуется практически одинаково, во-первых, как «искусство изображать предметы и

явления реального мира с помощью красок», во-вторых, как «произведения такого искусства» и, в-третьих, как «манера изображения» и «особый жанр этого искусства» [4, 14]. Следует отметить, что первый смысл определения не дает уточнения о способе, технике изображения с помощью красок «предметов и явлений реального мира». Однако живопись как произведения искусства, как манера и особый жанр, без сомнения, должны быть включены в определение понятия «живопись» для художественного образования.

Для наглядности наличие в определениях разных авторов главных и второстепенных признаков представим ниже в табл. 1.

Таблица 1

Анализ понятий «Живопись» разных авторов

Признаки Авторы

Н. М. Сокольникова С. В. Погодина И. Э. Кашекова А. Д. Алехин В.М. Полевой

1. Главные, характеризующие понятие

1.1. Нарисованное изображение на плоскости + +

1.2. Композиция +

1.3. Цвет, тон, светотень + + +

1.4. Вид изобразительного искусства + + +

2. Второстепенные, дающие информацию о выразительных средствах

2.1. Мазок +

2.2. Фактура +

2.3. Пятно

3. Обобщенные, дающие информацию о материалах и инструментах

3.1. Кисть, мастихин

3.2. Красящее вещество (гуашь, темпера и т. д.) + +

3.3. Бумага, холст + +

4. Иные

4.1. Отражение действительности, образов + +

4.2. Воздействие на мысли, чувства +

4.3. Средство живописи +

4.4. Богатство красок + +

4.5. Пространственная глубина, световоздушное пространство +

4.6. Объем предметов +

В результате анализа определений авторов Н. М. Сокольниковой, И. Э. Кашековой, А. М. Прохорова, А. Д. Алехина, С. В. Погодиной следует заключить, что все они содержат главные и второстепенные признаки, но в разных сочетаниях. Мы считаем, что определение, особенно для школы, должно быть четким и понятным, полным и легко запоминаться.

На основе данных признаков понятий составим следующее определение: Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощью красок и разных инструментов (кисть, мастихин,

палитра и др.), с использованием цвета, тона, светотени, пятна, фактуры и выразительности мазков.

С дополнением из толковых словарей Д. Н. Ушакова и Т. Ф. Ефремовой:

Живопись - это произведения искусства.

Живопись - это манера изображения, как особый жанр этого искусства [4, 14].

Возможно, определение выглядит «сухим» с перечислением инструментов (кисть, мастихин), материалов (палитра и др.), художественно-выразительных средств живописи (цвет, тон, светотень, пятно, фактура и выразительность мазков). Однако эти признаки используют в своих определениях многие авторы. Также мы заметили, что часто студенты перечисляют их при формулировании определения понятия «живопись».

На следующем этапе мы выполнили поиск и систематизацию понятий, составляющих содержание темы «Живопись». Для этого мы изучили шесть источников из серии специальной литературы, в которых, по нашему мнению, наиболее полно раскрыто содержание темы. В табл. 2 «Представленность понятий по теме "Живопись" в специальной литературе» мы обобщили описываемые в источниках понятия в тематические группы и отметили их наличие в каждом из них.

Таблица 2

Представленность понятий по теме «Живопись» в специальной литературе

Понятия Авторы

Н.М. Сокольникова С. В. Погодина И. Э. Кашекова Ю. П. Шашкова И. Баранчук Н.И. Платонова, В.Д. Синюков

Живопись (определение) + + + +

Виды живописи:

Монументальная + + + +

Монументально-декоративная + + + +

Станковая + +

Миниатюрная + +

Иконопись + + + +

Жанры:

Портрет + + + +

Пейзаж + + + + + +

Натюрморт + + + + + +

Анималистический + + + + +

Батальный + + +

Исторический + + + + + +

Бытовой + + + +

Мифологический + + +

Художественно-выразительные средства:

Цвет + + + + + +

Колорит + + + + +

Линия + + +

Мазок + + +

Перспектива + + +

Пятно + + +

Светотень +

Понятия Авторы

Н.М. Сокольникова С. В. Погодина И. Э. Кашекова Ю. П. Шашкова И. Баранчук Н.И. Платонова, В.Д. Синюков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактура

Контраст + + + +

Композиция + + +

Художественные материалы и инструменты:

Бумага + + + + +

Холст + + + + +

Растворители + +

Акварель + + + + + +

Гуашь + + + + + +

Палитра + + + +

Кисть + + + + +

Мастихин + +

Масляные краски + + + + +

Акрил + +

Пастель + + + +

Техники:

Масляная + + + + +

Темперная + + + + +

Акварельная + + + + + +

Гуашевая + + + + + +

Пастельная + + + + +

Акриловая + +

Мозаичная + +

Восковая + +

Фресковая + +

Витражная + +

Следует отметить, что, учебное пособие «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» Н. М. Сокольниковой [12] содержит 26 понятий, раскрывающих виды, жанры, течения, средства и техники живописи.

В учебном пособии «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» С. В. Погодиной [9] представлено 34 основных понятия. В пособии подробно описываются виды и жанры живописи. Понятия приведены по жанрам живописи, что удобно в преподавании.

В учебнике для вузов «Изобразительное искусство» И. Э. Кашековой [5] мы обнаружили 14 понятий по теме «Живопись», раскрывающих средства и жанры живописи.

Учебное издание Ю. П. Шашкова «Живопись и ее средства» [15] помимо основного содержания имеет отдельный краткий словарь специальных терминов, включающий 29 понятий.

В книге И. Баранчука «Живопись от А до Я» [2] раскрыты 26 понятий по живописи. Понятия объединены по разделам: материалы и техники живописи; жанры, течения, направления в живописи. Стоит отметить нестандартность изложения материала и порекомендовать эту книгу младшим школьникам.

«Энциклопедический словарь юного художника» Н. И. Платоновой и В. Д. Синюкова [8] содержит большое количество понятий по теме «Живопись». В словаре приводятся сведения из истории. Словарь рассчитан на средний и старший школьный возраст.

Отметим, что во всех анализируемых источниках понятия, составляющие тему «живопись», сформулированы достаточно понятным научным языком, раскрыты полно.

В результате анализа следует отметить, что в рассматриваемых источниках по живописи содержится разное количество исследуемых понятий: от 15 до 42. «Энциклопедический словарь юного художника» Н. И. Платоновой и В. Д. Синюкова [8] содержит наибольшее количество понятий по теме «Живопись».

На следующем этапе исследования мы провели опрос будущих учителей изобразительного искусства с целью определения уровня остаточных знаний по теме «Живопись». На опросе студентам давалось задание: написать, что такое «живопись»; перечислить понятия, которые включает в себя тема «Живопись», а также понятия, которые ассоциируются с этой темой.

В опросе приняли участие студенты I, II, III, IV курсов Вятского государственного гуманитарного университета (сейчас - Вятский государственный университет): в 2012 г. - 38 человек; в 2016 г. - 46 человек. Результаты опроса представлены на рис. 1.

Уровень остаточных знаний у будущих учителей изобразительного искусства по теме «Живопись» за 2012 и 2016 гг.

Рис. 1

В результате анализа результатов опроса по теме «Живопись» следует констатировать, что

- результаты опроса студентов 2016 г. подтверждают тенденцию 2012 г.;

- к IV курсу имеется положительная динамика уровня остаточных знаний студентов по теме «Живопись»;

- остаточные знания студентов по теме «Живопись» неполные и имеют практическую направленность. В большинстве случаев респонденты указывают материалы (масляные краски, гуашь, акрил, темпера и др.) и инструменты (кисть, мастихин, палитра и др.) для выполнения живописи и не приводят определение. Из

общего количества опрошенных в 2012 и 2016 гг. только пять студентов написали определение понятия, состоящее из главных и второстепенных признаков.

Это позволяет сделать вывод о том, что

- будущим учителям изобразительного искусства не хватает структурированных знаний по теме «Живопись»;

- работа по систематизации основных понятий темы «Живопись» актуальна.

Для разработки структурно-логической схемы основных понятий темы

«Живопись» мы взяли за основу тематические группы понятий («виды», «жанры», «художественно-выразительные средства», «художественные материалы и инструменты», «техники», «основные направления, стили и течения») и сами понятия, которые систематизировали в табл. 2. В схеме (рис. 2) нами использовано 44 понятия. Схема позволяет наглядно представить систему понятий и рекомендуется нами для внедрения в процесс обучения школьников на уроках изобразительного искусства, в системе дополнительного художественного образования и будущих учителей изобразительного искусства.

Структурно-логическая схема основных понятий темы «Живопись»

Апробация этой схемы осуществлялась на уроках изобразительного искусства в 6-7-х классах в МКОУ ООШ д. Павлово Пижанского района Кировской области. На первом этапе мы пронаблюдали, что учащиеся при описании своих работ и произведений художников почти не используют специальные художественные понятия, а, затрудняясь, употребляют бытовую речь. Затем мы провели обобщение знаний учащихся с применением структурно-логической схемы основных понятий темы «Живопись», объяснив ее строение и отдельные понятия. На каждом уроке мы

применяли схему как справочный материал. Наблюдения в ходе проведенных уроков с использованием структурно-логической схемы основных понятий по теме «Живопись» показали, что учащиеся стали ориентироваться в понятиях, при описании своих работ и произведений художников легко и правильно применяли понятия, выстраивая их в логическую цепочку, и четко формулировали предложения.

На следующем этапе исследования мы планируем апробировать методику применения структурно-логической схемы по теме «Живопись» при обучении будущих учителей изобразительного искусства в вузе.

Следует резюмировать, что структурно-логическая схема из 44 основных понятий по теме «Живопись» может применяться на различных этапах художественного образования школьников и взрослых. Результаты этого исследования подтверждают, что любые знания, в том числе и по живописи, формируются и развиваются в системе; понятия усваиваются не сразу, а постепенно, по мере изучения предмета. Представленная в виде наглядной схемы система понятий темы способствует лучшему осознанию и усвоению ее содержания [11]. Решив задачи исследования, мы не считаем его завершенным. Мы показали необходимость обратить внимание на такой компонент содержания художественного образования, обучения, как система знаний, понятий для совершенствования процесса проектирования усвоения обучающимися содержания.

Список литературы

1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа : кн. для учителя. М., 1984. 160 с.

2. БаранчукИ. Живопись от А до Я. М., 2003. 80 с.

3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии : учеб. для студ. биол. фак. пед. ин-тов. М., 1983. С. 347.

4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. М., 2000. URL: https://www. efremova. info.

5. Кашекова И. Э. Изобразительное искусство : учеб. для вузов. М., 2009. 853 с.

6. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1982. 319 с.

7. Патрушева Л. К. Дидактика образовательной области «Технология» : учеб. пособие. Киров, 2006. 215 с.

8. Платонова Н.И. Живопись. Энциклопедический словарь юного художника. URL: http://nashol.com/2013013069499/enciklopedicheskii-slovar-unogo-hudojnika-platonova-n-i-sinukov-v-d-1983.html

9. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов среднего профессионального заведения [Текст]/ С. В. Погодина. М., 2010. 352 с.

10. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. М., 1986. 447 с.

11. Соломина М. В., Патрушева Л. К. Разработка структурно-логической схемы основных понятий по теме «Рисунок» для применения в художественном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 18. С. 174-178. URL: http://e-koncept.ru/2016/56221.htm

12. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 368 с.

13. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989. 320 с.

14. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь. Рисунок. URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=66499

15. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов. М., 2006. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.