Важной тактической формой управления инвестиционными потоками муниципального образования являются финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно, путем долевого участия власти в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования.
Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения местная власть должна обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии жителей города и района. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата, что является одним из путей стабилизации и комплексного преобразования экономики.
литература
1. грицына в.,ЕурнышеваИ. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. 2000. № 3. ш
2. заверюха А.х.,Ульянов Е.в., меньшикова о.А. Концептуальные подходы к регулированию ¡о взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер // Финансы. 2000. № 1. о
3. Иоаннесян с.л. Государственное регулирование инвестиционного процесса в России // X США: Экономика. Политика. Идеология. 1997. № 3. ^
4. Еаменецнийм.И., рутковская Е.А. Задачи и возможности активизации инвестиционной ^ деятельности // Экономика строительства. 1996. № 6.
Ш
о Ь
МАРТЫШЕНКО С.Н., МАРТЫШЕНКО Н.С., ВЛАСЕНКО А.А. W
□
□
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОИ ОТРАСЛИ РЕГИОНА Ш
НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ^
ö
ш
Сегодня эффективная экономическая политика на любом уровне управления невозмож- s
на без учета сложившейся структуры потребительского спроса, определяемой в процессе а маркетингового исследования.
разработка системы мероприятий маркетингового исследования напрямую зависит от
целей, которые ставит перед собой экономический субъект, инициирующий такие исследо- £5
вания. Результатом маркетингового исследования должны быть рекомендации к принятию ^
управленческих решений по достижению цели. Такие решения должны влиять на структуру $
потребительского спроса таким образом, чтобы способствовать достижению цели экономи- о
ческого роста. ö
Современные тенденции развития спроса на туристские услуги проявляется в: >
- изменении стереотипов поведения туристов; £5
- в специализации и индивидуализации спроса; 2
- экспансии выездного туризма; g
- изменении частоты и длительности поездок; о
I
>
- интенсификации туристского отдыха. о
Исследование поведения потребителей туруслуг, как правило, производятся на осно- ^
вании специальных моделей, отражающих ключевые элементы процесса потребления и их |
взаимосвязь. Модель строится на основании гипотез, относительно процесса потребления. о
Ряд таких моделей можно найти в трудах известных маркетологов. Например, серия таких т
моделей приведена в книге 0'Шонеси [4]. 5
Отметим некоторые особенности таких моделей. Во-первых, они чаще всего носят кон- ^
цептуальный, а не методический характер. То есть, они показывают, что именно исследовать, Е
но не показывают как исследовать, чтобы прийти к управленческому решению. Этот подход о
I
вообще свойственен для многих зарубежных консалтинговых фирм, которые по заказу кли- о ента выполняют исследование целевого рынка, но не берутся за выработку рекомендаций по 0)
принятию решений. Во-вторых, большинство приведенных в научной литературе моделей ориентировано на товарный рынок и не учитывает специфику сферы услуг.
Мы ставим перед собой целью разработать модели, которые позволяли бы оптимизировать принятие решений относительно развития туристской отрасли на уровне региона.
Для региона в первую очередь выгоден въездной туризм. А он зависит не столько от уровня развития туристских фирм, а сколько от уровня развития инфраструктуры, нацеленной на обслуживание туристов. Мы будем вести речь о таких регионах, в которых имеются высокие потенциальные возможности для развития туризма, но они пока в полной мере не реализованы. Характерным примером такого региона является Приморский край.
На начальном этапе, когда уровень развития инфраструктуры не высок, предприятия, обслуживающие туристский комплекс, должны ориентироваться на внутреннего потребителя, то есть жителей региона. Жители пользуются такими объектами не только в отпускное время, как большинство туристов, но и во время своего досуга. С этой точки зрения многие предпри-Ш ятия, обслуживающие туристский комплекс, можно отнести к категории объектов двойного ¡5 назначения.
о Совершенствование инфраструктуры можно достигнуть вводом новых предприятий и X объектов и совершенствованием качества обслуживания на действующих предприятиях. ^ При выборе стратегии развития отрасли необходимо ориентироваться на сложившуюся ^ структуру потребления, так как стратегия - это план действий, которые должны создать условия для изменения структуры потребления в желаемом направлении. Политика развития ^ отрасли будет тем эффективнее, чем больше будет учитывать мнение потребителей, выража-□ емое через потребление тех или иных товаров или услуг.
^ Рассмотрим основные элементы математической модели, позволяющей оптимизировать N стратегию управления отраслью. Основной информацией для рассматриваемой модели явля-д ется информация о состоянии предприятий отрасли и информация, характеризующая повесь дение потребителей на момент выработки стратегии развития или взаимодействие потреби-<л, телей с предприятиями отрасли.
Вклад в экономику региона вносят не столько сами турфирмы, выполняющие в основ-£ ном торгово-посреднические функции на рынке, а сколько предприятия производящие тур-ё продукт и обслуживающие туристов и отдыхающих. Именно здесь сосредоточены основные а трудовые ресурсы. Оплачивая услуги транспорта, комплексных средств размещения (КСР), § предприятий общественного питания и т.п., потребители формируют налоговую базу пред> приятий сервиса. Обслуживающие предприятия различаются, как по видам предоставляемых услуг, так и по уровню (разряду) обслуживания.
0
1 I
ш
Систему данных, характеризующих состояние предприятий отрасли, можно представить в виде таблицы (табл. 1). о Предполагается, что из всех предприятий, обслуживающих туристов, выбрано s групп о предприятий, специализирующихся на оказании определенных видов услуг. Обозначим за > г = 1,2,..., s - номер группы предприятий. Как правило, в туризме такие предприятия предо-2 ставляют услуги, которые различаются по уровню качества или классу обслуживания. Раз-2 ный уровень обслуживания предполагает и разную стоимость услуг.
^ Для каждой г-ой группы предприятий сервиса известно количество уровней обслужива-о ния 1Г. Разряды услуг также можно упорядочить по номеру hr = 1,2,..., 1Г. С каждым разрядом о услуги можно сопоставить четыре показателя (табл. 1): ^ С^г - средняя стоимость услуги г-ой группы предприятий разряда | тг^- число потребителей, которых могут обслужить предприятия г-ой группы по разря-
0 ду hr (мощность);
т число потребителей, обслуживаемых предприятиями г-ой группы по разряду hr;
5 - средний коэффициент загрузки мощностей предприятий г-ой группы с hr - ым раз-
^ рядом обслуживания.
1 т'^г = ^гт^г (1) о Эти показатели являются показателями государственной статистической отчетности
о предприятий туристского комплекса и могут быть взяты из официальных источников. Если
00 официальных статистических данных окажется недостаточно, то можно предпринять само-
стоятельное дополнительное обследование этих предприятий. Эта информация в любом случае является учетной на любом сервисном предприятии, и для ее сбора специальных исследований проводить не требуется. Именно эти четыре показателя являются определяющими при формировании налоговых отчислений предприятий сферы туристских услуг. Они складываются, как результат удовлетворения спроса на каждый конкретный вид услуг.
При разработке оптимизационной модели количество групп предприятий и уровней обслуживания (разрядов) могут выбираться в зависимости от требуемой точности результатов и на первых этапах может быть не столь уж велико.
Потребители, покупающие предлагаемый спектр туристских услуг различаются, как по возможностям потребления, так и по стилю жизни, побуждающему их к определенной модели потребления, обусловленной комплексностью туруслуги. Поэтому прежде, чем строить планы по наиболее полному удовлетворению потребителей, необходимо выделить среди них однородные группы, сходные по спектру и уровню потребляемых услуг. Задача сегментирования рынка потребителей является важнейшей задачей, и от успеха ее решения зависит и конечный результат - планирование развития предприятий, обслуживающих потребителей. Сложность задачи заключается в том, что никто этих групп исследователю предоставить не может. Выделить их можно только в процессе организации собственных исследований и целенаправленного сбора и обработки маркетинговых данных [2 и 3].
На этапе разработки модели можно предположить, что задача сегментирования потребителей решена. В результате ее решения, кроме описания сегментов, должны быть определены еще ряд показателей. Необходимо оцененить объемы сегментов или количество потенциальных потребителей, составляющих сегменты: ир П2,..., п^ ..., ик, где q = 1,2,..., к - номер сегмента потребителей, к - количество сегментов.
Таблица 1
Параметры, описывающие структуру потребления
Ш
Ü Ь Ü (О X
СП
а
z ш
о ь
N □
□
Ш
О
Ö
I—
ф
о а ф
I
>
0
1 I
ф
m н
О
а
ö <
>
о
0
1_
0
1_
о
о о
CL
о ф
со
О Ф т
0
1
О
А)
£ I-
ч: ш
л а. ч: ■=
К X О. S m =Г
га о CL 2 га m
ц
о ю о
Экономические показатели предприятий
О 1
ш с
о ш ^
5 ю ¥
5 ^
н о с
01 I I
s га н
=т m о
о о
о <*> I
■& -о ^
-&Ч5 °
Сегменты рынка потребителей услуг туристского комплекса
п1
(чел.)
п2
(чел.)
п3
(чел.)
пя
(чел.)
пк
(чел.)
Разряд 1
'11
41
'11
p111
p211
p311
Разряд 2
12
12
12
p112
p212
p312
Разряд 3
13
13
1= к
1= S
L ч
ш
-
13
p113
p213
p313
Разряд Ь1
c1h1
11h1
"1h1
p11hi
p21hi
p31hi
Разряд ¡1
c1l1
'11
p11l1
p21l1
p31l1
pq11
pq12
pq13
pq1h1
pq1l1
pk11
pk12
pk13
pk1hi
pk1l1
Разряд 1
c21
21
21
p121
p221
p321
pq21
pk21
Разряд 2
c22
22
22
p122
p222
p322
pq22
pk22
Разряд 3
c23
m23
v23
p123
p223
p323
pq23
pk23
i= к 1= s
L ч
<u
Разряд Ь2
c2h2
m2h2
v2h2
p12h2
p22h2
p32h2
pq2h2
pk2h2
Разряд ¡2
c2l2
m2l2
v2l2
p12l2
p22l2
p32l2
pq2l2
pk2l2
га н с о; с s >. о.
Q. [=
1- 4
ш
Разряд 1 Разряд 2 Разряд 3
Разряд Ьг
Сг1 сг2 сгЗ
crhr
nr1 nr2 пгЗ
mrhr
vj1_ vj2_ vr3
vrhr
Plr1 Plr2 Plr3
Plrhr
P2r1 P2r2 P2r3
P2rhr
P3r1 P3r2 РЗгЗ
P3rhr
Pqr1 Pqr2 Pqr3
Pqrhr
Pkr1 Pkr2 Pkr3
Pkrhr
Разряд I
Plflr
P2r1r
P3f1r
Pkt1r
CU
Л h 0 (U J
СП
a
z
га н i= o; i= s
>. Q.
P- ■=
ш
CL
Разряд 1 Разряд 2 Разряд 3
Разряд
Cs1 cs2 cs3
ms1 ms2 ms3
Vs1 vs2 vs3
Pls1 Pls2 Pls3
p1shс
P2s1 P2s2 P2s3
p2shс
P3s1 P3s2 P3s3
P3shc
Pqs1 Pqs2 Pqs3
Pqshs
Pks1 Pks2 Pks3
Pkshc
in
О b
N □
□
CU
О
D i—
Q)
0
1 I Q) m i— О
a
о <
>
о
0
1_
0
1_
о
Разряд /5
СПs
msU
vn,
PlsU
P2sU
P3ri«-
Pqsiя
PksU
Отношение к туристским услугам потребители различных сегментов проявляют, приобретая те или иные услуги в определенных пропорциях. Отношение представителей одного сегмента к услугам одной группы предприятий можно характеризовать частотным рядом (йдгг йдг>у ЪЧг1г- Оценить параметры ддгьт (д = 1 ,к, г = 1,5, Л = 1,1 г) можно в результате маркетинговых исследований. Каждый частотный ряд удовлетворяет условию:
2>,
й,.=1
qrh
= 1
(2)
Таким образом, для описания одного сегмента потребителей используется 5 частотных рядов. Все частотные ряды в разрезе сегментов потребителей и групп предприятий составляют матрицу, характеризующую рынок потребителей и их отношения к спектру предпочитаемых ими услуг (табл. 1).
Частотные ряды являются оценками распределения фактических затрат потребителей, которые они несут, пользуясь различными сочетаниями (количественными и качественными) туристских услуг различных групп предприятий (рис.1).
Группа предприят ий 1
Сегмент потребителей д!
Сегмент потребителей
О О CL
О Q) со
Группа предприят ий 2
и
О) т
Группа предприят ий s
0
1
о 0)
Рис.1. Распределение затрат двух сегментов потребителей (д1 и д2).
q - средних затрат потребителя, складывающихся в процессе потребления услуг всего
(3)
На основе данных табл.1 для каждого сегмента потребителей можно рассчитать показа тель С,
комплекса предприятий, обслуживающего туристский бизнес:
s s 1г
^ = Т кг = ^ ( ^ Pqrhr)
Г=1 Г=1 Г=1
где Цг - средние затраты потребителей q -го сегмента на приобретение товаров и услуг г-ой группы предприятий.
После того как была определена основная система экономических показателей и характеристик рынка потребителей, можно сформулировать содержательный смысл оптимизационной модели выбора стратегий развития туристской отрасли.
предполагается, что целью формирования политики развития отрасли является выбор оптимального набора проектов из портфеля бизнес-проектов, который можно интерпретировать как серию предложений по созданию новых объектов, обслуживающих туристов, - А1, А2,... А{,..., Ат, где Ь = 1, 2, ..., Т- номер проекта.
С реализацией каждого проекта связаны определенные затраты Ш1,, Ш2, .••, Шр ..., Шт. Каждый проект рассчитан на обслуживание определенного количества потенциальных потребителей (мощность предприятия в плановом периоде): а1, а2,..., аь, .... ар Условия проекта всегда предполагают определение вида услуг и уровня обслуживания (одного или нескольких). То есть, по условиям проектов каждому из них проекту можно сопоставить свои индексы соответствия г и hr ( г - номер группы предприятия, hr - уровень или разряд, предоставляемых услуг), что можно записать как:
аь = аь (гЬ (4)
пакет проектов, предлагаемых к реализации, можно описать характеристиками, приведенными в первых пяти столбцах табл. 2.
Очевидно, что объем средств на реализацию проектов, нацеленных на развитие отрасли, всегда ограничен. Пусть, общий объем распределяемых средств равен Шо.
теперь задачу определения стратегии развития отрасли можно рассматривать как оптимизационную, то есть задачу выбора из портфеля предложений такого набора проектов в пределах имеющихся средств Шо, реализация которого должна привести отрасль к желаемым структурным изменениям и экономическому росту.
Мы подошли к ключевому этапу построения модели - определению критерия выбора проектов. от того, как будет сформулирован критерий, будет зависеть и постановка задачи сегментирования. Сформулируем содержательный смысл одного из возможных вариантов критерия. Для этого произведем серию логических рассуждений.
Предлагаемый критерий основан на том, что в основе сегментирования потребителей лежит уровень их затрат на туристские услуги по всем рассматриваемым видам предприятий. другими словами, предполагается наличие социально-демографической классификации потенциальных потребителей.
Таблица 2
Параметры и переменные, описывающие проекты
Номер проекта Сегменты рынка потребителей услуг туристского комплекса Переменные выбора проекта Сегменты рынка потребителейуслуг туристского комплекса (чел.)
Мощности проектов Стоимости проектов (тыс. руб) Индексы соответствия 1 2 3 Я К
1 а1 М 1 ¡11 Р1 Х11 Х12 Х13 Х1 Х1к
2 а2 Мг Г2, ¡2 Р 2 Х21 Х22 Х23 Х2к
3 а3 М3 Гз, ¡3 Рз Х31 Х32 Х33 Х3Ч Х3к
t а м г, 1 Рь ха ХЬ2 ХЬ3 Хы ХЬк
Т аТ Wт Гт, ¡т Рт хп Хт2 Хт3 ХTq Хтк
Ш
Л
ь о (О X
СП
а
г
ш
^
о ь
N □
□
Ш
О о
I—
ф
о а ф
I
>
0
1 I
ф
ш н
О
а
о <
>
о
0
1_
0
1_
о о
со
О
I—
О
о о.
о ф
со
О Ф т
0
1
О
о
Предположим, что к моменту реализации проектов прогнозируются изменения в уровне доходов представителей сегментов. Естественно рассчитывать на положительную тенденцию. Это предположение мы определим, как первую гипотезу.
Если не принять такую гипотезу, то как можно рассчитывать на экономический эффект от ввода новых объектов сферы услуг, когда при падении уровня жизни нагрузка и на действующие предприятия уменьшится. На момент ввода новых проектов мы можем ожидать различный рост экономического благосостояния для различных сегментов.
предположим прогнозируется, что каждый сегмент по мере роста благосостояния потенциальных потребителей, из которых он состоит, увеличит свои средние расходы на покупку туристских услуг Cq на величину Dq% (д=1,2,3,...к). Очевидно, мы можем полагать, что структура существующего потребления обусловлена уровнем доходов, а желаемая структура расходов сегмента более совершенна. Таким образом, при повышении уровня доходов менее обеспеченные слои населения будут изменять структуру расходов не случайным образом, а устремятся к Ш структуре расходов следующего по уровню благосостояния сегмента. Конечно, за рассматри-¡5 ваемый период большинство из них скорей всего не перейдут в следующий сегмент, но тенден-о ция изменения структуры потребления туристских услуг будет выдержана. Такое предположе-X ние можно выделить как вторую гипотезу. Исключение составляет сегмент с самым высоким ^ уровнем расходов на удовлетворение рекреационных и туристских потребностей. Но для него ^ структуру потребления можно считать оптимальной. В конце концов, эта гипотеза полностью
согласуется с классической моделью иерархии потребностей А.Маслоу. ^ В качестве критерия выбора проектов из портфеля предложений можно использовать □ сумму модулей разности отклонений смежных частотных рядов сегментов, характеризую-
Ь
щих структуру их потребления, по группам предприятий и уровням обслуживания.
к-1 s 1Г
О А =1 I % I
ш q=1 Г=1 Ъг=1
^ тт (5)
О В формуле (5) элементы частотных рядов, складывающиеся после ввода новых объектов 0 отрасли, отмечены штрихом, а весовые коэффициенты 0qr:
ш
1с
qr
о V" ^ (5)
Qqr =
£ 1 кг
1 г=1
^ необходимы для того, чтобы отразить различия важности товаров и услуг, предоставляемых
0 каждой группой предприятий, для отдельно взятого сегмента потребителей.
1 Такой критерий, в отличие от распространенных критериев [1 и 5], имеет социальную ^ направленность. Оптимизируя структуру туристской отрасли, он способствует не столько а развитию одного отдельного или группы предприятий, а сколько созданию фундамента эко-< номического роста всего региона.
о Математическая модель задачи имеет четыре группы, отличающихся по смыслу перемен-о ных:
о - переменные, отражающие отток потребителей с действующих предприятий;
о - переменные, отражающие приток потребителей на действующие предприятия;
¡2 - переменные, характеризующие загрузку вновь вводимых предприятий ;
о — —
§_ хц (г = 1, Т; д = 1, к) (матрица X в табл. 2);
;= - бинарные переменные выбора проектов ( в табл. 2), которые имеют следующий смысл
о |1 — если проект г выбирается из портфеля предложений Л^,Л^,..., Л^
'! г [0 — если проект не выбирается
о Переменные, относящиеся к первым трем группам, измеряются в единых единицах изме-| рения - количество человек, переменные четвертой группы не имеют размерности, посколь-^ ку представляют собой коды.
о Теперь можно перейти к обсуждению содержательного смысла основных ограничений 00 задачи.
для этого потребуется сформулировать следующую серию гипотез. Причем, различные сочетания гипотез будут приводить к различным вариантам модели. В реальной ситуации необходимо подобрать такую модель, которая бы более адекватно описывала ее. в качестве примера мы рассмотрим одну из возможных цепочек логического построения гипотез.
Третья гипотеза. Предполагается замкнутость системы потребления. То есть потребители не могут поступать извне. Согласно гипотезе считается, что загрузка вновь вводимых предприятий происходит за счет перераспределения потребителей товаров и услуг действующих предприятий. Это предположение в дальнейшем может быть смягчено. Но на первых этапах построения модели оно необходимо.
Четвертая гипотеза. С вводом новых объектов потребители могут перераспределяться по уровням услуг в группе предприятий, но только в пределах своего сегмента, т.е. переход потребителей от сегмента к сегменту невозможен. Если разрешить переходы, то мы перейдем
Ш
к другому классу моделей, для которых должны быть установлены иные правила выделения л сегментов потребителей. о
Пятая гипотеза. Все вновь вводимые предприятия должны иметь тот же коэффициент ® загрузки, как и все действующие предприятия той же группы и уровня обслуживания. Предполагается, что с вводом новых предприятий загрузка и ранее действующих предприятий изменится.
Формализация гипотез приводит к системе ограничений оптимизационной зада-
чи. Кроме того, система включает ограничение по объему инвестиционного фонда, о ограничения на рост доходов потребителей различных сегментов и ряд балансовых ограничений. Для того чтобы не перегружать статью достаточно громоздкими математическими выкладками, ограничимся описанием содержательного смысла основ- □ ных элементов модели. ^
С математической точки зрения, задача оптимизации инвестиций относится к клас- "v-су нелинейных моделей, со смешанными переменными (включая бинарные переменные о выбора проектов). Сложность задачи такова, что она не может быть решена с помощью £ стандартных программных средств. Поэтому для ее решения нами был разработан спе- о циальный алгоритм, который был реализован в среде EXCEL. Апробация программы про- ® изводилась на контрольных примерах реальной размерности. Такой критерий, в отличие i от распространенных критериев [1, 4], имеет социальную направленность. Оптимизируя о структуру туристской отрасли, он способствует не столько развитию одного отдельного £ или группы предприятий, а сколько созданию фундамента экономического роста всего | региона. о
Рассмотрим числовой пример решения задачи распределения инвестиций. В примере ис- о пользуются гипотетические данные. В табл. 3 приведены основные данные для примера. > В табл. 4 описан портфель бизнес-проектов, включающий десять предложений по вводу £5 новых объектов по обслуживанию туристского комплекса. Проекты заданы показателями: 2 мощность проекта, стоимость проекта, индексы соответствия по видам услуг и уровням об- g служивания. Стоимость предложенных к рассмотрению проектов составляет 50 миллионов о рублей. Общий объем распределяемых инвестиций составляет 20 миллионов рублей. Про- о гноз роста реальных доходов потенциальных потребителей задан значениями Dj = 30%, D2 = ^ 20%, D3 =10%. |
В результате решения оптимизационной задачи определены переменные pj, p¿, Р3, ...pío, ш
Сй
определяющие выбор проектов из портфеля предложений (всего было отобрано 5 проектов) >s
и матрица X плановой загрузки вновь вводимых объектов, обслуживающих туристский комп- g
лекс (последние четыре столбца в табл. 4). ®
На графиках рис. 2 и рис. 3 представлены частотные ряды распределения потребителей :>
двух смежных сегментов для двух групп предприятий до и после ввода новых проектов. Для g
третьей и четвертой группы предприятий можно построить аналогичные графики. ^
Таблица 3
Параметры, описывающие структуру потребления для числового примера
Ш
Л
ь о (О X
СП
а
г
ш
^
о ь
N □
□
Ш
О о
I—
ф
о а ф
I
>
0
1 I
ф
ш н
О
а
о <
>
о
0
1_
0
1_
о о
со О 1—
О
о о.
Экономические показатели предприятий Сегменты рынка потребителей услуг туристского комплекса
Группы предприяти Разряды предприяти Средняя стоимость услуг(руб) Кол-во потребителей (чел.) Коэффициент использования мощности п1 = 10000 (чел.) П2 = 5000 (чел.) П3 =2000 (чел.)
Разряд 1 2000 500 0,75 0,01 0,40 0,90
Р ^ пя пи Разряд 2 800 500 0,56 0,01 0,50 0,10
ур е Разряд 3 700 700 0,74 0,48 0,08 0,00
р п Разряд 4 300 750 0,68 0,50 0,02 0,00
гч Разряд 1 2500 670 0,54 0,01 0,38 0,85
пя пи Разряд 2 1000 300 0,62 0,02 0,30 0,10
ур ч: е Разряд 3 600 900 0,49 0,30 0,26 0,05
р п Разряд 4 100 1500 0,47 0,68 0,06 0,00
Разряд 1 3000 400 0,55 0,00 0,10 0,85
и га н пя пи Разряд 2 2000 600 0,35 0,00 0,40 0,05
ур рп е Разряд 3 600 800 0,69 0,30 0,48 0,05
пр Разряд 4 150 1200 0,60 0,70 0,02 0,05
и> Разряд 1 3500 500 0,50 0,00 0,20 0,75
и га н пя пи Разряд 2 2000 1000 0,43 0,10 0,60 0,13
ур е Разряд 3 1000 1000 0,49 0,40 0,14 0,10
р п Разряд 4 200 1000 0,54 0,50 0,06 0,03
Таблица 4
Параметры и переменные, описывающие проекты
Номер проекта Сегменты рынка потребителей услуг туристского комплекса Переменные выбора проекта Сегменты рынка потребителей услуг туристского комплекса (чел.)
Мощности проектов Стоимости проектов (тыс. руб) Индексы соответствия 1 2 3
1 50 4000 Г|=1, Й-|=1 Рг= 1 0 50 0
2 60 3500 г2=1, Ь2=2 Рг= 0 0 0 0
3 100 15000 Гз=2, ^з=1 Рэ= 0 0 0 0
4 100 8000 г4=2, Ь4=2 Р4= 1 0 0 0
5 60 7000 Г5=2, ^5=3 Р5= 0 0 0 0
6 150 5000 Гб=2, Ьб=4 Р= 1 93 0 0
7 100 4000 г7=3, й7=1 Р7= 0 0 0 0
8 100 2000 Г8=3, ^8=2 Р8= 1 0 0 40
9 50 1000 Г9=4, ^=2 Р9= 1 0 0 0
10 30 500 10=4, Лю=3 р 10= 0 0 0 5
0
1
о
о
0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00
□ сегмент 1 тсегмент 2
Разряд 1 Разряд 2 Разряд 3 Разряд 4 группа предприятий 1
0,8 0 0,7 0 0,60 0,5 0 0,40 0,3 0 0,2 0 0,10 0,0 0
□ с е гме нт 1 Щс е гме нп
^—
/ | '—?
У
А
Г
Разряд 1 Разряд 2 Разряд 3 Разряд 4 группа предприяти й 1
Рис. 2. Структура загрузки группы предприятий 1 до и после ввода новых объектов
□ сегменпП □ с е гме нт2
0,70-^
0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00-
г
□ Р я д 1
□ Р яд 2
Г
Разряд 1 Разряд 2 Разряд 3 Разряд 4
группа предпртий 2
Разряд 1 Разряд 2 Разряд 3 Разряд 4
группа предпртий 2
Рис. 3. Структура загрузки группы предприятий 2 до и после ввода новых объектов
т
л ь о (О X
СП
а
г
ш
^
о ь
N □
□
т
о
о
I—
ф
о а ф
для того чтобы частотные ряды распределения потребления не менялись очень резко, можно ввести ограничения, отражающие инерционность потребителей. Ее можно учесть, если для каждого элемента всех частотных рядов ввести некоторое пороговое значение % допустимого изменения. Если % взять очень маленьким, то может оказаться, что не все дополнительные средства будут истрачены. для определения порогового значения можно произвести эксперимент.
Числовой пример демонстрирует возможность решения рассмотренной оптимизационной задачи с помощью разработанной программы. С ее помощью предполагается исследовать 0 и другие критерии выбора проектов и условия ограничений. о
о
ЛИТЕРАТУРА £
о
1. Крушвиц Л. Инвестиционные расчёты. СПб.: Питер, 2001. £
2. МартышенкоН.С. Методическое обеспечение анализа поведения потребителей на регио- |= нальном туристском рынке // Вестник Тихоокеанского государственного экономического Е университета. 2005. № 4. ю
3. Мартышенко С.Н. Совершенствование математического и программного обеспечения обработки первичных данных в экономических и социологических исследованиях // Вест- о ник ТГЭУ. 2006. № 2. ®
4. ОШонесси.Конкурентный маркетинг. СПб.: Питер, 2002. :>
5. Янковский К.П., Мухарь И.В. Организация инвестиционной и инновационной деятельнос- ^ ти. СПб.: Питер, 2001.