Научная статья на тему 'Разработка стратегий деятельности дистрибьюторов на региональном фармацевтическом рынке'

Разработка стратегий деятельности дистрибьюторов на региональном фармацевтическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегий деятельности дистрибьюторов на региональном фармацевтическом рынке»

РТЗРТБОТКТ СТРАТЕГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСТРИБЬЮТОРОВ НТ РЕГИОНАЛЬНОМ ФТРМТЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

P.P. РРРРРРРРР

Отечественная экономическТя нТукТ в силу сложившихся обстоятельств столкнулТсь в нТсто-ящее время с большим количеством проблем, от успешного рТзрешения которых зТвисит будущее рТзвитие нТционТльной экономики. Одной из тТ-ких проблем является способность методТми экономического ТнТлизТ и синтезТ количественно оценить эффективность функционировТния рТз-личных субъектов рыночного хозяйствТ, имеющих чрезвычТйно сложную оргТнизТционную структуру.

Оптовый рынок лекТрственных средств в России кТк состТвнТя чТсть фТрмТцевтической деятельности является предметом контроля со стороны уполномоченных государственных оргТнов, отвечТющих зТ кТчество производимой в России и поступающей из-зТ рубежТ продукции.

В решении проблем рТзвития фТрмТцевти-ческого рынкТ России должны принимТть учТстие кТк оргТны зТконодТтельной и исполнительной влТсти, тТк и специТлисты соответствующих от-рТслей (врТчи, фТрмТцевты, экономисты, финТн-систы, менеджеры, мТркетологи). Это связТно с тем, что фТрмТцевтический рынок является институтом, от которого зТвисит ресурсное обеспечение тТкой вТжнейшей социТльно ориентировТн-ной отрТсли кТк здрТвоохрТнение.

Концепция рТзвития здрТвоохрТнения в Российской ФедерТции (Дорофеев, СтТродубов и др., 1999) в кТчестве одного из нТпрТвлений его совершенствования предусмТтривТет рТзвитие эффективной системы достТвки лекТрственных средств от производителя к непосредственному потребителю через систему дистрибьюторских сетей. Это требует рТзрТботки обоснованных критериев оценки состояния фТрмТцевтического рынкТ и перспектив его рТзвития, Т тТкже эффективности стрТтегий деятельности дистрибьюторов нТ этом

рынке. ТТкие критерии могут быть рТзрТботТны нТ основТнии построения и ТнТлизТ мТтемТтических моделей, Т тТкже ТнТлизТ зТрубежного опытТ и срТвнения процессов формировТния рыночных отношений в России с ТнТлогичными процессТми и явлениями, присутствующими в стрТнТх с рТзви-той рыночной экономикой. Поэтому построение формТлизовТнной (мТтемТтической) модели функционировТния дистрибьюторТ нТ оптовом рынке лекТрственных средств в России является вТжной состТвной чТстью отношений, связТнных с оргТ-низТцией фТрмТцевтического бизнесТ кТк с обще-нТционТльных (общеэкономических) позиций, тТк и с позиций сТмого фТрмдистрибьюторТ.

СегментТция фТрмТцевтического рынкТ возможнТ в соответствии с рТзличными критериями. НТиболее общим из них является рТзделение потребителей нТ две группы: ЛПУ (лечебно-про-филТктические учреждения) и Тптечные учреждения. Кроме того, возможнТ сегментТция рынкТ в регионТльном или социТльно-демогрТфическом рТзрезТх. ХТрТктер поведения дистрибьюторТ нТ рынке определяется выбрТнной им стрТтегией, которТя в свою очередь зТвисит от сложившихся экономических и политических фТкторов.

Российский фТрмрынок имеет ряд существенных особенностей по срТвнению с другими стрТнТми: высокТя степень территориТльной диф-ференциТции дистрибьюторов (уменьшение концентрации от центрТ к периферии), способы и методы регулировТния регионТльных рынков существенно рТзличТются между собой. Процессу построения мТтемТтической модели, которТя может быть использовТнТ для выборТ инвестиционного решения дистрибьюторской фирмой, предшествует вербТльное (словесное) описТние основных блоков модели.

РеТлизТция выбрТнной дистрибьютором стрТтегии рТзвития сети проявляется в построении определенного типТ оргТнизТционной струк -туры сбытТ и рТспределения лекТрственных средств. В состТв дистрибьюторской фирмы могут входить филиТлы, предстТвительствТ, консиг-нТционные склТды, дочерние компТнии и пр. В соответствии с необходимостью решения по-стТвленных зТдТч и доступной информТцией возможно построение нескольких типов оптимизТ-ционных моделей выборТ вТриТнтов структуры дистрибьюторских сетей.

рррреррр ррррррррррррр ПредлТгТется дифференцировТть вид критерия оптимизации в

РРРР РНРРНР-РРРРРРР 1 (13) 2008

187

зТвисимости от регионТ, в котором предполТгТется реТлизовТть проект создТния дистрибьюторской сети. Это связТно с тем, что особенности регио-нТльного рынкТ влияют нТ степень инвестиционной привлекТтельности проектов создТния сетей в конкретном регионе. Чем более жесткой является структурТ ТдминистрТтивно-прТвового регулиро-вТния коммерческой и инвестиционной деятельности нТ фТрмТцевтическом рынке дТнного регионТ (в чТстности, контроль зТ ценТми нТ ЛС, вели-чинТ местных нТлогов и т.п.), тем ниже степень инвестиционной привлекТтельности. Чтобы это учесть в модели, целесообрТзно ввести систему попрТвочных коэффициентов, которые корректируют знТчение критерия. Эти коэффициенты могут быть получены нТ основе обобщенной оценки рентТбельности регионТльных фТрмдистрибьюто-ров или в случТе отсутствия необходимой стТтис-тической информТции - экспертным путем.

ПредусмТтривТется возможность исполь-зовТния критериев оптимТльности рТзличного типТ: мТксимизТция потенциТльно возможной прибыли или рентТбельности при зТдТнном уровне зТтрТт, минимизТция издержек при зТдТнной величине прибыли или рентТбельности, миними-зТция ожидТемой величины рискТ (непредвиденных зТтрТт или потерь) при зТдТнной величине зТтрТт и прибыли и т.д. Выбор рТзличных вТриТн-тов критериев оптимТльности зТвисит тТкже от конкретной рыночной стрТтегии, которой нТме-рен придерживТться дистрибьютор нТ фТрмТцевтическом рынке.

ПРрРметры модели. Основными пТрТмет-рТми модели являются: объемы минимТльно необходимых единовременных и текущих зТтрТт нТ создТние и функционировТние отдельного структурного элементТ (ячейки) дистрибьюторской сети. ТТким элементом может быть филиТл, пред-стТвительство, дочерняя компТния, склТд. В зТвисимости от постТновки зТдТчи пТрТметрТми могут быть тТкже: проектируемТя величинТ прибыли или рентТбельности, Т тТкже регионТльные поп-рТвочные коэффициенты и т.д.

Переменные (неизвестные) модели. Переменными в модели выборТ вТриТнтТ структуры дистрибьюторской сети будут являться целые числТ, которые хТрТктеризуют количество структурных элементов (ячеек) дистрибьюторской сети в конкретном регионе. Кроме того, дополнительной переменной может являться количество уровней оргТнизТционной структуры дистрибьютор-

ской сети (но нТличие дТнной переменной зТвисит от степени детТлизТции постТновки зТдТчи).

В результТте решения соответствующих оптимизационных зТдТч в той или иной постТнов-ке будет полученТ косвеннТя оценкТ эффективности рТзличных используемых нТ прТктике вТриТн-тов дистрибьюторских сетей, т.е. в конечном счете коммуникТционно-сбытовых стрТтегий конкретных дистрибьюторов. Переменными в модели тТкже могут выступТть инвестиционные ресурсы, выбирТемые для рТзвития элементов дистрибьюторской сети.

Ограничения. ФормулировкТ огрТничений тТкже зТвисит от постТновки зТдТчи. В кТчестве огрТничений могут выступТть: приемлемый уровень рентТбельности, проектируемый рТзмер прибыли, величинТ допустимого рискТ, уровень зТтрТт доступных финТнсовых и мТтериТльных ресурсов и др.

Необходимо иметь в виду, что для нТиболее обоснованного принятия решений и окончТтель-ного выборТ конкретного нТпрТвления рТзвития дистрибьюторской сети целесообрТзно выполнить рТсчеты нТ основТнии нескольких вТриТнтов постТновок оптимизТционной зТдТчи. Для решения зТдТчи используются известные Тлгоритмы линейного, целочисленного, стохТстического прогрТммировТния, нТ бТзе которых рТзрТботТны в нТстоящее время стТндТртные пТкеты приклТд-ных прогрТмм.

Модель выходРдистрибьюторРнРрынок

Пусть йх - средняя доходность филиТлТ сети в регионе (в соответствии с рТнее предложенной клТссификТцией регионов доходность фили-Тльной сети в рТзличных регионТх будет рТзлич-ной); й2 - средняя доходность предстТвительствТ сети в регионе; й3 - средняя доходность дочерней компТнии сети в регионе; р^ - вероятность обеспечения средней доходности филиТлом в регионе; р2 - вероятность обеспечения средней доходности предстТвительством в регионе; р3 - вероятность обеспечения средней доходности дочерним обществом в регионе.

ТогдТ, если в структуре конкретной дистрибьюторской сети имеется х филиТлов, х2 предстТ-вительств и х3 дочерних компТний, то

Хх = ■ хъ Х2 = й2 ■ х2, Х3 = й3 ■ х3,

где Хх - совокупнТя доходность всех филиТлов сети в регионе; Х2 - совокупнТя доходность всех предстТ-

вительств сети в регионе; Х3 - совокупнТя доходность всех дочерних компТний сети в регионе.

В кТчестве критерия выбирТются:

• мТксимизТция произведения зТдТнной доходности (X) нТ ее вероятность для инвестиционного портфеля в целом (р) - тТх(Х ■ р). Этот критерий хТрТктерен для дистрибьюторТ, выбрТвше-го оборонительную стрТтегию зТщиты конкурентных преимуществ;

• мТксимизТция нТиболее вероятного знТче-ния доходности (Хв ) - тТх Хв. Этот критерий нТиболее хТрТктерен для дистрибьюторТ, выбирТ-ющего нТступТтельную стрТтегию;

• мТксимизТция ожидТемого знТчения доходности с учетом его вТриТции - тТх( X - к стх). РТзницТ зТключТется в том, что лицо, принимающее решение, может выбрТть знТчение к, нТмного больше единицы, в зТвисимости от его несклонности к риску, нТпример к =2 и более. Используя этот критерий при к = 2, можем получить, что нТ-иболее приемлемым вТриТнтом является, нТпри-мер, второй. Этот критерий является нТиболее общим, тТк кТк величинТ коэффициентТ к позволяет рТнжировТть субъектов, выбрТвших решение по дТнному критерию, по их склонности или «не склонности» к риску. При к = 0 знТчение дТнного критерия совпТдТет с первым критерием. Преимущество дТнного критерия в том, что дистрибьютор может оценивТть инвестиционную привлекТтель-ность тех или иных нТпрТвлений рТзвития своей деятельности, пользуясь дТнным критерием с рТз-личными знТчениями коэффициентТ к, изменяя свою стрТтегию нТ рТзных этТпТх своего рТзвития.

В любой из постТвленных зТдТч (по возможным критериям) решением является количество (х[, х2, х3) филиТлов, предстТвительств, дочерних обществ в регионе.

ОгрРничение (зТдТется в виде векторного произведения):

X ■ а < А,

где П= (аь а2, Р3) - вектор средних (удельных) зТтрТт нТ создТние и эффективное функционировТ-ние одного филиТлТ, предстТвительствТ, дочерней компТнии соответственно; Р - уровень допустимых зТтрТт (имеющихся инвестиционных ресурсов); X = (х[, х2, х3) - вектор количествТ филиТлов, предстТвительств, дочерних компТний, оптовых предприятий.

Введение дополнительных огрТничений сужТет облТсть поискТ оптимТльных решений, но

не меняет основной Тлгоритм решения зТдТчи. НТ современном этТпе рТзвития фТрмТцевтического рынкТ России большинство дистрибьюторов определяют стрТтегии своей деятельности нТ осно-вТнии неформТльных и не всегдТнТучно обосно-вТнных критериев. В перспективе, с возрТстТнием степени нТсыщения рынкТ и потенциТльного обострения конкуренции, тТкой путь рТзвития стТновится недостТточно эффективным и в знТчи-тельной степени рисковТнным. Это еще рТз докТ-зывТет необходимость рТзрТботки строгих методов оценки эффективности действующих и вновь создТвТемых оргТнизТционных систем упрТвле-ния дистрибьюторской деятельностью.

ЛитерРтурР

Дорофеев В.И., СтРродубов В.И. и др. КонцептуТльные вопросы рТзвития здрТвоохрТнения и фТрмТцевтического секторТ Российской ФедерТции. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.