Научная статья на тему 'Разработка стратегии развития системы профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких отраслях городского хозяйства г. Москвы: концептуальные подходы'

Разработка стратегии развития системы профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких отраслях городского хозяйства г. Москвы: концептуальные подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА / СТРАТЕГИЯ / ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGH-TECH INDUSTRY / SPECIALIZED EDUCATION / LABOR MARKET / STRATEGY / THE TRENDS OF MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фещенко Т. С.

В статье рассмотрены концептуальные походы к разработке стратегии профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких отраслях городского хозяйства Москвы в условиях современного уровня развития науки и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фещенко Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE SYSTEM FOR THE PROFILE OF TEACHING TRAINING STUDENTS TO WORK IN HIGH-TECH INDUSTRIES URBAN MOSCOW: APPROACHES

The article discusses conceptual approaches to the development of school education strategies to prepare students to work in knowledge-intensive sectors of the economy of the city of Moscow in the modern level of development of science and technology.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии развития системы профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких отраслях городского хозяйства г. Москвы: концептуальные подходы»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.027 Фещенко Т.С.

ORCID: 0000-0002-3571-3647, доктор педагогических наук, доцент, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский институт открытого образования»

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К РАБОТЕ В НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА Г. МОСКВЫ:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Аннотация

В статье рассмотрены концептуальные походы к разработке стратегии профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких отраслях городского хозяйства Москвы в условиях современного уровня развития науки и технологий.

Ключевые слова: наукоемкие отрасли; профильное обучение, рынок труда, стратегия, тренды современного образования

Feshchenko T.S.

ORCID: 0000-0002-3571-3647, PhD in Pedagogy, State Autonomous Institution of Higher Education «Moscow Open

Education Institute»

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE SYSTEM FOR THE PROFILE OF TEACHING TRAINING STUDENTS TO WORK IN HIGH-TECH INDUSTRIES URBAN MOSCOW: APPROACHES

Abstract

The article discusses conceptual approaches to the development of school education strategies to prepare students to work in knowledge-intensive sectors of the economy of the city of Moscow in the modern level of development of science and technology.

Keywords: high-tech industry; specialized education, labor market, strategy, the trends of modern education.

В недавнем прошлом считалось, что образование дается человеку раз и навсегда. В настоящее время р азрабатывается принципиально новая модель образования, которая должна выстраиваться с учетом процессов, влияющих на её формирование. В первую очередь следует учитывать тренды, задающие основные процессы в образовании будущего [2]. К последним, прежде всего, можно отнести технологии, развитие которых широко обсуждается и прогнозируется. Так, согласно теории Глазьева С.Ю. [3], в настоящее время мы находимся на пороге шестого технологического уклада, ядром которого является объединение глобальных направлений с науки и технологий - НБИКС. Н» - это нано, новый подход к конструированию материалов «под заказ» путем атомно-молекулярного конструирования, «Б» - это «био», что позволит вводить в конструирование неорганических материалов биологическую часть и таким образом получать гибридные материалы, «И» - информационные технологии, которые дадут возможность в такой гибридный материал, чтобы в итоге получить принципиально новую интеллектуальную систему, «К» - это когнитивные технологии, основанные на изучении сознания, познания, мыслительного процесса, поведения живых существ, и человека, в первую очередь. Необходимо также отметить, что в настоящее время высокие технологии дополняются социальными технологиями и сливаются с ними (НБИКС)[1] Изучение природы человека и её совершенствование становится возможным не только за счет процессов социализации, но и за счет конвергенции наук и технологий. При этом сохранение идентичности человека остается первостепенным задачей современного общества. Решать эту задачу, призвано, в первую очередь, образование.

Образование по современным представлениям - это всеобъемлющий процесс, который охватывает все сферы жизни и деятельности человека. На сферу образования оказывают влияние политические, экономические, социальные и культурные факторы глобальной трансформации общества как с точки зрения содержания, форматов подготовки, так и самого места образования в жизни общества[2].

В связи с этим нужна принципиально новая стратегия подготовки школьников к социализации в новых экономических условиях с одной стороны, с другой - развитие системы общего образования должно обеспечить его индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования. Необходимо также развитие системы непрерывного профессионального образования, в том числе расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Реализация стратегической цели государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина предполагает решение ряда приоритетных задач, включая:

- обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; развитие вариативности образовательных программ; обновление механизмов финансирования в соответствии с задачами инновационного развития; увеличение оплаты труда работников образовательных учреждений до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

- создание современной системы непрерывного образования, в том числе создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования, корпоративных

программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров, потребителей услуг непрерывного профессионального образования.

Рассматривая концептуальные подходы к разработке стратегии развития системы профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких отраслях городского хозяйства Москвы, следует остановиться на ключевых понятиях: стратегия, концепция, подход, система.

Итак, прежде всего, отнесемся к понятию стратегия с точки зрения её определения, разработки и назначения.

Будем рассматривать стратегию как интегрированную модель действий, которые необходимо совершать для достижения поставленных целей. В нашем случае - это построение модели системы профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких областях городского хозяйства Москвы. Разумеется, для совершения необходимый действий, нужно составить план, направление деятельности в котором выделяются по результатам стратегического анализа. В нашем исследовании объектами такого анализа служат, во-первых, система профильного обучения, существующая в Москве настоящее время. Во-вторых, рынок труда с позиции востребованности специалистов для наукоемких областей городского хозяйства. В-третьих, система подготовки учителя к работе в профильных классах, ориентированных на указанные области. К отраслям города, где в первую очередь необходимы специалисты, можно отнести энергетику, транспорт, строительство. Однако нельзя забывать, что образование должно быть опережающим и обеспечивать экономическое развитие страны не только в ближайшее время, но и в условиях бурного развития технологий, о чём уже упоминалось ранее (НИБКС). Развитие науки и технологий, смена технологических укладов неизбежно повлекут за собой появление новых профессий и специальностей. Именно это и должна предвосхитить система профильного обучения.

Основной вызов современной системе образования и, прежде всего, системе профильного обучения состоит в том, чтобы предъявить новые подходы и решения в подготовке школьников к успешной социализации, позволяющие избежать потерь в качестве. При этом надо с одной стороны использовать имеющийся опыт профилизации старшей школы, с другой - воспользоваться форсайтом, как наиболее эффективным инструментом формирования приоритетов в сферах науки и технологий, экономики, государства и общества. В этом смысле определенным ориентиром может служить Доклад «Будущее образования - глобальная повестка»[2]. В нем отмечены два основных тренда, которые будут формировать новую промышленность: интеллектуализация и экологизация. Это повлечет за собой:

- появление новых материалов, используемых в транспорте, строительстве производстве, медицине;

- необходимость применения новых технологий, например 3D печати в локальном производстве;

- появление технологий умной среды и Интернета вещей, в том числе на уровне использования электрической и других видов энергии, бытовой и робототехники;

- применение биотехнологий на основе генной технологии.

Следовательно, выстраивая стратегию системы профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких областях, необходимо учитывать указанные тренды и их особенности. Кроме того, стратегическое планирование должно базироваться на результатах стратегического анализа. В качестве этого анализа удобно использовать SWOT, как наиболее концептуального простого.

Приведем пример матрицы этого анализа (базовый вариант), используя лишь один объект анализа - систему профильного обучения, существующую в Москве в настоящее время (табл.1).

Таблица 1 -Базовый SWOT анализ

Сильные стороны

Наименование Описание

Существующий опыт профилизации недавнего прошлого (Концепция профильного обучения и ее реализация в период с 2002 года по настоящее время). Более детальное изучение основ профилизации с учетом возможностей школьников, социального заказа, возможностей школы для реализации, дифференцированного подхода к обучению и др.

Опыт Москвы по созданию многопрофильных образовательных комплексов В Москве 632 образовательные организации, которые имеют большой потенциал, как в кадровом, так и материально-техническом обеспечении образовательного процесса

Проекты «Медицинский класс в Московской школе», «Инженерный класс в московской школе». Проекты, в которых в совокупности участвуют около 140 Московских школ открывают путь реализации подготовки школьников к избранию востребованных обществом специальность для дальнейшей успешной социализации.

Курчатовский проект в Московской школе Курчатовский проект действует в рамках модернизации региональных систем общего образования и направлен на повышение качества образования реализуется с 2011 г.

Университетские субботы и др. Многие вузы Москвы (МИСиС, МПГУ, МГУ, ВШЭ и др.) открыты для взаимодействия со школами путем создания лекториев, проведения семинаров, научных сессий и др.

Окончание табл. 1 -Базовый SWOT анализ

Слабые стороны

Подготовка учителя к работе в современных профильных классах с учетом развития науки и технологий Отсутствует система подготовки учителя к работе в профильных классах, которая охватывает все уровни, обеспечивая преемственность: - высшее образование (подготовка студентов к работе в школе; подготовка преподавателей вузов к обучению студентов); - система дополнительного профессионального образования (повышение квалификации учителей и преподавателей системы ДПО); - внутришкольная система повышения квалификации; - сетевое взаимодействие образовательных, научных и других организаций.

Подготовка администрации образовательной организации к работе в режиме профильной школы Нет рациональных подходов и способов организации образовательной среды (расписание, оснащение кабинетов, организация предпрофильной подготовки, определение психологической готовности школьников к обучению в выбранном профиле, система профориентационной работы и работы по организации помощи в самоопределении и дальнейшей социализации школьников).

Создание образовательной среды, соответствующей современному состоянию развития науки и технологий Оснащение школ современными лабораториями, 3Б принтерами, геоиформационными системами и др.

Возможности

Использование существующего опыта передовых образовательных организаций Опыт школ - участников Московских проектов (около 90 школ участвуют в проекте «Инженерный класс в Московской школе», около 50 - в проекте «Медицинский класс»); 90% школ (образовательных центров) предлагают более трех профильных программ. Опыт и возможности Школы новых технологий, Электронной школьной республики (ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева») и др.

Обучение на стажировочных площадках Использование вузовских, музейных и др. ресурсов

Расширение профильной направленности в рамках конкретного профиля С учетом развития науки и технологий, например, в рамках естественнонаучного профиля может существовать биоинженерный класс, или класс, ориентированный на глубокое изучение нанотехнологий и др.

Риски (угрозы)

Высокая подверженность изменениям экономической обстановки в стране Материально-техническое обеспечение образовательного процесса может быть приостановлено

Неопределенность демографической ситуации Старение кадров

Стремительное развитие науки и технологий Устаревание знаний и умений до окончания обучения

Таким образом, при разработке стратегического планирования можно учитывать позиции, обозначенные в таблице 1, как ориентиры для последовательных действий. Разумеется, что для детальной проработки стратегического планирования и построения модели стратегии, необходимо провести более глубокий анализ по всем направлениям рассматриваемой проблемы.

Перейдем теперь к рассмотрению понятия «концепция» в рамках нашего исследования.

Итак, модельную концепцию стратегии развития системы профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких отраслях городского хозяйства города Москвы будем рассматривать как совокупность теоретических представлений о модели стратегии, которая включает:

- эмпирический базис, выступающий обоснованием актуальности модели стратегии и направлений ее разработки;

- теоретические основы как совокупность идей, принципов, подходов;

- модельный блок концепции;

- внутриконцептуальные модели как абстрактные идеализированные представления отдельных компонентов модели стратегии развития системы профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких отраслях городского хозяйства города Москвы и взаимосвязей компонентов;

- структурно-функциональную модель профильного обучения в городе Москва (на городском, окружном, институциональном уровнях) с учётом межведомственного взаимодействия в рамках сетевой модели социального партнёрства;

- модель научно-образовательной среды для подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в области наукоёмких технологий естественнонаучной направленности в организациях общего и дополнительного образования; индикаторов оценки качества научно-образовательной среды, а также образовательных результатов школьников и профессионального роста педагогов;

- ядро - основные положения концепции;

- следствия как систему научно-методических решений в реализации компонентов модели стратегии развития системы профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких отраслях городского хозяйства города Москвы.

Очевидно, что основные положения концепции должны быть описаны через следующие составляющие:

1) подходы и принципы

2) цели

3) организационно-управленческий компонент

4) научно-методический компонент

5) опытно-экспериментальный компонент

6) диагностический компонент

7) взаимосвязь стратегических и тактических решений

8) перспективы.

В модельный же блок концепции целесообразно включить (как в графическом, так и в аналитическом представлении) следующие схемы:

1. Целевой компонент

2. Аналитический

3. Организационно-управленческий

4. Научно-методический

5. Опытно-экспериментальный

6. Диагностический компонент

Определение составляющих концепции позволяет трактовать это как подход к её построению и детальной разработке. В данном случае такой подход является определенным ракурсом исследования, исходной позицией или отправной точкой.

И наконец, завершая описание подхода к разработке стратегии в этом контексте, отметим значение понятия «система».

Прежде всего, профильное обучение рассматривается как педагогическая система, значит, она имеет взаимосвязанные, взаимообусловленные элементы. Перечислим эти элементы:

1. Границы, которые выделяют данную систему среди других.

2. Компонентный состав (внутренние элементы).

3. Организация (иерархия, упорядочение элементов).

4. Динамика (взаимодействие между составляющими за счет устойчивых связей и отношений, обеспечивающее их синхронное взаимодействие и интеграцию в целостную систему свойств этих элементов).

5. Содержание (сущность, закономерности, системные свойства и качества).

6. Внешние и внутренние функции всей системы.

Таким образом, подходы к построению рассматриваемой стратегии лежат в нескольких плоскостях, а именно: социально-экономической; научно технологической; педагогической.

Литература

1. Бахтиярова Е. З. О судьбоносном значении НБИКС-технологий в развитии человечества // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. №4 (20), вып. 1 . URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-sudbonosnom-znachenii-nbiks-tehnologiy-v-razvitii-chelovechestva (дата обращения: 17.03.2016).

2. Доклад «Будущее образования - глобальная повестка» [Электронный ресурс] URL: http ://edu203 5 .org/pdf/GEF.Agenda_m_full.pdf(дата обращения: 17.04.2016).

3. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. — СПб. : СПбГУП, 2011. - 48 с., ил. - (Избранные лекции Университета ; Вып. 118).

References

1. Bakhtiyarova EZ On the fateful meaning NBIKS technologies in the development of mankind // Vestn. Tom. state. Univ. Philosophy. Sociology. Political science. 2012. №4 (20), vol. 1 . URL: http://cyberleninka.rU/article/n/o-sudbonosnom-znachenii-nbiks-tehnologiy-v-razvitii-chelovechestva (reference date: 17.03.2016).

2. The report «The Future of Education - a global agenda» [Electronic resource] URL: http: //edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru_full.pdf (reference date: 04.17.2016).

3. Strategy for the advanced development of Russia in the global crisis. - SPb. : SPbGUP, 2011. - 48, il. - (Selected Lectures University, Issue 118.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.