Научная статья на тему 'Разработка стратегии предприятия'

Разработка стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОСРЕДА / МАКРОСРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / MICROENVIRONMENT / MACROENVIRONMENT / INTERNAL ENVIRONMENT / STRATEGY DEVELOPMENT / PHARMACEUTICAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сотников Павел Юрьевич

В статье рассмотрено значение диагностики состояния организации в повышении эффективности её деятельности, изучены подходы к анализу макрои микросреды предприятия. На примере фармацевтической организации проведён анализ внешней и внутренней среды. По результатам анализа разработаны стратегии для предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE STRATEGY

The article deals with the importance of the diagnosis of the state of the organization in improving the efficiency of its activities, studied approaches to the analysis of macro and microenvironment of the enterprise. On the example of the pharmaceutical organization the analysis of external and internal environment is carried out. Based on the results of the analysis, strategies for the enterprise have been developed

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии предприятия»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 УДК: 615.12:33

Сотников Павел Юрьевич, студент факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: pavel. sotnikov.3000@mail. ra

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: в статье рассмотрено значение диагностики состояния организации в повышении эффективности её деятельности, изучены подходы к анализу макро- и микросреды предприятия. На примере фармацевтической организации проведён анализ внешней и внутренней среды. По результатам анализа разработаны стратегии для предприятия.

Ключевые слова: микросреда, макросреда, внутренняя среда, разработка стратегии, фармацевтическая организация.

Sotnikov Pavel Yurievich, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University

e-mail: pavel.sotnikov.3000@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE STRATEGY

Abstract: the article deals with the importance of the diagnosis of the state of the organization in improving the efficiency of its activities, studied approaches to the analysis of macro - and microenvironment of the enterprise. On the example of the pharmaceutical organization the analysis of external and internal environment is carried out. Based on the results of the analysis, strategies for the enterprise have been developed.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018

Key words: microenvironment, macroenvironment, internal environment, strategy development, pharmaceutical organization

Развитие деятельности организации является результатом воздействия на нее множества факторов внешнего и внутреннего окружения [1]. Каждый элемент в рамках этого окружения влияет на успешность ее действий, накладывает ограничения и определяет условия будущего существования [3].

ПАО «Марбиофарм» - крупное, современное, динамично развивающееся фармацевтическое предприятие, находящееся в г. Йошкар-Ола республики Марий Эл [6].

Для анализа макросреды организации проводится PEST- анализ по таким факторам, как политико-правовые, экономические, социально-демографические, технологические [2].

Экономические аспекты являются важным условием деловой активности для большинства предприятий. Эти макроэкономические показатели влияют на уровень жизни населения и его платежеспособность. С помощью этой информации можно спрогнозировать спрос, уровень цен, прибыльность. Поэтому анализ экономических факторов позволяет понять, как формируются и распределяются экономические ресурсы на уровне государства. К экономическим факторам относят: уровень инфляции в стране, занятость и безработица в регионах [4].

Годовой уровень инфляции в стране по итогам 2016 года составил 7,2%. Темп инфляции в 2016 году по отношению к 2015 снизился на 44,23%.

При анализе занятости и безработицы в регионе было установлено, что с начала 2016 года за предоставлением государственных услуг по содействию занятости в центр занятости обратилось 18266 человек, в том числе за содействием в поиске подходящей работы - 5591 человек, из них 5159 человек, или 92,3% - незанятые трудовой деятельностью. По сравнению с соответствующим периодом 2015 года число получателей государственных

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 услуг уменьшилось на 0,4%, численность обратившихся в поисках работы уменьшилась на 6,6 %.

В 2016 году в установленном порядке зарегистрировано 3007 безработных, что на 793 человека меньше, чем в 2015 году.

По состоянию на 31 декабря 2016 в сравнении с аналогичным периодом 2015 года на регистрируемом рынке труда численность безработных, официально зарегистрированных в центре занятости, уменьшилась с 1571 до 1385 человек [6].

Динамика социально-демографических показателей оказывает существенное воздействие на потребительное поведение населения. К ним относятся: численность населения; уровень рождаемости, смертности и прочие

[5].

Численность населения региона с каждым годом увеличивалась, что является благоприятным фактором для организации, так как положительно влияет на спрос.

При анализе показателей рождаемости и смертности было установлено, что рождаемость с 2015 по 2016 года уменьшилась с 3959 до 3865, однако есть и благоприятная тенденция-это снижение смертности с 3100 до 3081человека.

Важно следить за динамикой технологических изменений, так как существует угроза потери рынка, если немного отстать от существующих тенденций. Анализ технологической составляющей макросреды позволяет своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, а также вовремя отказаться от устаревших используемых технологий.

В рамках объявленного Правительством РФ курса на импортозамещение ключевым фактором инновационного развития становится выпуск отечественных субстанций, производство которых было практически уничтожено. В Стратегии «Фарма-2020» прописана серьезная поддержка отечественных производителей фармацевтических субстанций. В результате к 2020 году предприятия будут выпускать субстанции в количестве,

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 необходимом для производства 50% готовых лекарственных форм в денежном выражении, включая не менее 85% по номенклатуре из списка стратегических ЛС к 2020 году.

Для оценки степени воздействия факторов внешней и внутренней среды предприятия используют SWOT-анализ, который позволяет систематизировать полученную информацию в общую картину для принятия взвешенных решений, касающихся развития бизнеса (таблица 1).

Таблица 1 - SWOT-матрица

Сильные стороны Слабые стороны

- крупнейшее фармацевтическое предприятие; - опыт работы на рынке; - поставка продукции по РФ и в другие страны; - широкий ассортимент продукции; - высокий контроль качества; - инвестиционная деятельность; - использование современных технологий; - увеличение производительности труда. - снижение выручки -увеличение себестоимости продаж

Возможности Угрозы

- развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения РФ - снижение уровня инфляции; - снижение безработицы в регионе; - увеличение численности населения региона; - снижение смертности в регионе; - поддержка государством отечественных производителей фармацевтических субстанций - зависимость от государственного регулирования; - зависимость от курса валюты; - снижение рождаемости;

Выбор стратегии развития предприятия в современных рыночных условиях является важным ключевым моментом. SWOT-анализ позволяет из различных стратегических альтернатив выбрать наиболее оптимальную (таблица 2).

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018

Таблица 2 - Стратегии развития ПАО «Марбиофарм»

Стратегия Мероприятия

Снижение себестоимости 1. Применение трудосберегающих технологий, улучшение организации производства 2. Рациональное и экономное применение материальных ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий 3. Сокращение затрат на управление и обслуживание производства 4. Ликвидация непроизводительных потерь и расходов 5. Совершенствование стимулирования

Увеличение выручки 1. повышение качества продукции; 2. повышение эффективности реализации 3. увеличение гибкости производства: расширение объема, изучение ассортимента и т. п. 4. повышение эффективности процессов ценообразования.

Список использованных источников:

1. Бушина, Н.С. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности аптечной организации на региональном фармацевтическом рынке / Бушина, Н.С., Власова О.В. // Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Юго-западный государственный университет. - 2016.- С. 26-30.

2. Власова, О.В. Методический подход к оценке стратегического потенциала здравоохранения региона / Ю.В. Вертакова, О.В. Власова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2013. -№ 6. - С. 42-51.

3. Власова, О.В. Оптимизация использования ресурсного потенциала медицинской организации / Власова О.В. // Политика, экономика и инновации. -2017. -№ 5 (15).- С. 13

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018

4. Власова, О.В. Миграционный прирост населения как индикатор экономического развития региона /Власова О.В. // Иннов: электронный научный журнал. -2017.- № 3 (32). - С. 15

5. Власова О.В. Проблемы и тенденции развития здравоохранения в России и за рубежом // Научный аль-манах Центрального Черноземья. 2014. № 2. С. 114-116.

6. ПАО «Марбиофарм» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПАО «Марбиофарм». Режим доступа: http://www.marbiopharm.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.