ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 УДК: 615.12:338.26.313
Королев Николай Маркиянович, студент факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России e-mail: [email protected]
Степанова Лилия Денисовна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
e-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в статье рассмотрен процесс разработки стратегии организации, изучены особенности анализа внешней и внутренней среды при составлении плана организации. Разработан стратегический план развития фармацевтической организации.
Ключевые слова: внутренняя и внешняя среда, стратегический план, стратегия, фармацевтическая организация
Korolev Nikolay Markiyanovich, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University e-mail: [email protected]
Stepanova Liliya Denisovna, student of the faculty of Economy and Management, Kursk State Medical University e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE STRATEGIC PLAN OF THE ORGANIZATION
Abstract: the article examines the process of developing the organization's strategy, the features of the analysis of the external and internal environment were
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 studied when drawing up the organization's plan. The strategic plan of the pharmaceutical organization was developed.
Key words: external and internal environment, strategic plan, strategy, pharmaceutical organization.
Современные организации постоянно сталкиваются с ситуациями, требующими немедленного принятия управленческих решений [4]. Для достижения необходимого результата данные решения должны соответствовать общей стратегии организации [2].
Стратегия развития предприятия - это долгосрочный план предприятия, описывающий основные сегменты хозяйственной деятельности [3].
Стратегический план - документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи, стратегию их достижения с учётом внешней среды и внутренних особенностей предприятия [1].
Основной целью настоящей работы является разработка стратегического плана ОАО «Росфармация».
Для достижения поставленной цели был проведен SWOT-анализ ОАО «Росфармация». Это оптово-снабженческая организация, работающая на Российском рынке лекарственных средств около 70 лет, широко известная в России и странах ближнего зарубежья [7]. Финансовые результаты деятельности данной организации представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Отчёт о финансовых результатах деятельности ОАО «Росфармация» и динамика его показателей за 2014 - 2016 гг., тыс. руб.
2014 год 2015 год 2016 год Темп прирост а 2016 г. к 2015 Темп прироста 2016 г. к 2014 г., %
Выручка 13290 10773 139812 29,77 5,20
Себестоимость продаж _ - -44176 3,54 _
Валовая прибыль 12964 65069 95636 46,98 В 6,38 раза
Управленческие расходы -5607 - -40766 80,75 В 6,27 раза
Прибыль (убыток) от 7357 42515 54870 29,06 В 6,45 раза
Проценты к уплате _ - -29393 -44,86 -42,32
Прочие доходы 12013 55439 142204 -74,35 18,37
2014 год 2015 год 2016 год Темп прирост а 2016 г. к 2015 Темп прироста 2016 г. к 2014 г., %
Прочие расходы _ - -66282 - -
Прибыль (убыток) до - 24279 101399 -58,24 -
Текущий налог на - -93 -119 27,96 -
в т. ч. постоянные -5158 -1703 -737 -56,72 -85,71
налоговые обязательства
Наибольший темп прироста наблюдается у показателя прибыль от продаж
(увеличился в 6,42 раза). При этом виден рост по всем основным показателям.
Все финансовые результаты деятельности предприятия сказываются на эффективности [5]. Представленные в таблице 2 показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности предприятия за последние три
года.
Таблица 2 - Показатели рентабельности ОАО «Росфармация» за 2014-2016 гг.
Рентабельность, % 2014 год 2015 год 2016 год Темп прироста 2016 г. к 2014 г., %
Rобщая -32,33 32,11 11,61 -135,92
R производства 6,13 99,64 124,21 В 19,25 раза
Rпродаж 5,54 39,46 39,25 В 6,09 раза
Рентабельность производства в период с 2014-2016 гг. растет быстрыми
темпами, что говорит об эффективной работе предприятия. Рентабельность продаж также увеличивается, а общая рентабельность ежегодно меняется, но в последнее время положительна.
Для оценки факторов внешней среды используем результаты исследований фармацевтического рынка из научных публикаций экспертов [6].
Согласно оценкам маркетингового агентства DSM Group, по итогам 2015 г. объем российского фармацевтического рынка в ценах конечного потребления достиг 1 064 млрд руб., а с учетом сектора парафармацевтики — 1 259 млрд руб., при этом объем государственных и муниципальных закупок по группе товарной номенклатуры «Препараты лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях» превысил 281 млрд руб [10].
Оценка импортозависимости российского фармацевтического рынка выглядит следующим образом. В целом на российском рынке в 2015 г. доля
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 импортных препаратов в стоимостном выражении составила 73%, в натуральном (по количеству упаковок) — 39%. При этом в коммерческом сегменте доля импортных препаратов в стоимостном выражении достигала 74%, в натуральном приблизилась к 44% [11].
Общая экономическая ситуация в стране на 2016 год выглядит следующим образом. Современная экономика России в марте 2014 г. была подвергнута воздействию антироссийских экономических санкций [5]. Впоследствии введенные санкции были продлены и ужесточены. Из-за чего наблюдался экономический спад по всем отраслям экономики [9].
В первом полугодии 2016 г. происходило последовательное замедление экономического спада. Если в I квартале снижение ВВП составляло -1,2% к соответствующему периоду прошлого года, то во II квартале оно составило, по оценке Минэкономразвития России, -0,6%. Темп спада ВВП сокращался с -0,8% в апреле, до -0,6% в мае и -0,5% в июне [8].
В 2016 году уровень инфляции составил 7,2%, а в 2015 году составлял 12,91%. Темп инфляции в 2016 году по отношению к 2015 снизился на 44,23%
[9].
Влияние факторов внутренней и внешней среды представлены в таблице
5.
Таблица 5 - SWOT-анализ ОАО «Росфармация»
Внутренняя среда организации
Б - сильные стороны W - слабые стороны
Высокий уровень деловой репутации Высокая доля заемных средств
Жесткий контроль качества Высокий уровень импортозависимости
Широкий перечень видов деятельности предприятия
Федеральная лицензия
Экспорт продукции в страны СНГ
Высокая рентабельность продаж и производства
Большой опыт работы на рынке
Внешняя среда организации
О - возможности Т - угрозы
Рост количества аптек и аптечных сетей Высокий уровень конкуренции
Снижение уровня инфляции Антироссийские экономические санкции
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018
По результатам анализа был разработан и составлен следующий стратегический план развития ОАО «Росфармация»:
1. Миссия предприятия - удовлетворение потребности населения в высококачественных фармацевтических товарах и лекарственных средствах по доступным ценам по различным регионам РФ и ближнего зарубежья.
2. Цели предприятия: организация оптово-розничной торговли фармацевтическими препаратами и лекарственными средствами; организация хранения товаров для производителей и покупателей; поддержание высокого уровня деловой репутации; получение максимальной прибыли; проведение сбытовой политики; продажа качественных лекарственных препаратов; сдача в аренду нежилых помещений; экспорт продукции в страны СНГ и ближнего зарубежья;
3. Основные задачи для достижения стратегических целей: разработать стратегию сбыта продукции; актуализировать ассортимент продаваемой продукции; ввести систему управления качеством; создать базу покупателей; создать розничную аптечную сеть; организовать складирование товаров в соответствии с требованиями хранения; сдавать в аренду неиспользуемые нежилые площади; вести внедрение собственных брэндов с целью повышения уровня деловой репутации.
4. Для достижения данных целей наиболее подходящей является стратегия вперед идущей вертикальной интеграции. В данном случае нам необходимо организовать собственную розничную систему сбыта.
Также возможно ведение стратегии обратной вертикальной интеграции. Она может дать фирме очень благоприятные результаты, связанные с тем, что уменьшится зависимость от колебания цен и запросов поставщиков. Более того, поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов.
5. Цели организации в функциональных стратегиях таковы:
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018
1) Маркетинговая стратегия: определение потребности населения, освоение новых рынков, мониторинг потребительского спроса, рекламирование организации и товаров.
2) Производственная стратегия: получение, хранение и продажа фармацевтической продукции и лекарственными средствами; контроль за качеством продукции; доставка до потребителя.
3) Стратегия НИОКР: введение новых видов услуг; разработка и внедрение новшеств; модернизация в этой сфере деятельности.
4) Финансовая стратегия: сохранение и поддержка на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, составление бюджетов по предприятию и по его подразделениям.
5) Стратегия менеджмента: эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов; активизация работников всех подразделений по контролю за движением и использованием всех ресурсов.
6. Наиболее значимым проектом для Общества является создание собственной розничной сети аптек и тесное партнерство с поставщиками в связи с активным развитием данных направлений.
Список использованных источников:
1. Бушина, Н.С. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности аптечной организации на региональном фармацевтическом рынке / Бушина, Н.С., Власова О.В. // Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Юго-западный государственный университет. - 2016.- С. 26-30.
2. Власова, О.В. Оптимизация использования ресурсного потенциала медицинской организации / Власова О.В. // Политика, экономика и инновации. -2017. -№ 5 (15).- С. 13.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018
3. Власова О.В. Проблемы и тенденции развития здравоохранения в России и за рубежом // Научный аль-манах Центрального Черноземья. 2014. № 2. С. 114-116.
4. Власова, О.В. Методический подход к оценке стратегического потенциала здравоохранения региона / Ю.В. Вертакова, О.В. Власова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2013. -№ 6. - С. 42-51.
5. Власова, О.В. Миграционный прирост населения как индикатор экономического развития региона /Власова О.В. // Иннов: электронный научный журнал. -2017.- № 3 (32). - С. 15
6. Власова, О.В. Исследование трудовых ресурсов учреждения здравоохранения / Власова О.В. // Биотехнология и биомедицинская инженерия.Сборник материалов IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -КГМУ - 2016. - С. 142-146.
7. Официальный сайт ОАО «Росфармация» [Электронный ресурс]// -Режим доступа: http://www.rosfarm.ru/ / (дата обращения 13.01.2018 г.)
8. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, Е.А. Бобровский и др. -Курск: КГМУ. - 2017. - 164 с.
9. Теория и практика применения корреляционно-регрессионного анализа в исследованиях: монография / С.А. Беляев, Е.А. Бобровский, Н.С. Бушина и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2016. 80 с.
10. Хорева Т. А. Системный подход к стратегическому планированию инновационного развития промышленных предприятий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2011. №7-1 (102). С.17-23.
11. Шувалов С.С., Сёмин А.А. Проблемы научного обеспечения проектов импортозамещения в фармацевтической промышленности // Ремедиум. 2017. №1-2. С.46-50