Научная статья на тему 'Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность фармацевтической организации'

Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность фармацевтической организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4040
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ФИРМЫ / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ВОЗМОЖНОСТИ / УГРОЗЫ / THE FIRM''S INTERNAL ENVIRONMENT / EXTERNAL ENVIRONMENT FACTORS / COMPANY / PHARMACEUTICAL MARKET / OPPORTUNITIES AND THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кешишян Лиана Акоповна, Жиляева Алена Михайловна, Храмцова Анастасия Станиславовна

Статья посвящена анализу внешней и внутренней среды фармацевтической компании. Было установлено влияние данных факторов на ее деятельность. По результатам анализа выявлены сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы ее макрои микросреды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FACTORS OF THE EXTERNAL AND THE INTERNAL ENVIRONMENT ON THE PHARMACEUTICAL ORGANIZATION ACTIVITY

The article is devoted to the analysis of the external and the internal environment of a pharmaceutical company. The influence of these factors on its activity was revealed. The results of the analysis identified the strengths and weaknesses of the firm, and also its potential opportunities and threats

Текст научной работы на тему «Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность фармацевтической организации»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 УДК: 615.12:338.2

Кешишян Лиана Акоповна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: liana-keshishyan@mail.ru

Жиляева Алена Михайловна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: ale.zhilyaewa2017@yandex.ru

Храмцова Анастасия Станиславовна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: khramtsova_96@inbox.ru

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: статья посвящена анализу внешней и внутренней среды фармацевтической компании. Было установлено влияние данных факторов на ее деятельность. По результатам анализа выявлены сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы ее макро- и микросреды.

Ключевые слова: внутренняя среда фирмы, факторы внешней среды, фармацевтический рынок, возможности, угрозы.

Keshishyan Liana Akopovna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University e-mail: liana-keshishyan@mail.ru

Zhilyaewa Alyona Mihaylowna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University e-mail: ale.zhilyaewa2017@yandex.ru

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018

Khramtsova Anastasia Stanislavovna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University

e-mail: khramtsova_96@inbox.ru

THE INFLUENCE OF FACTORS OF THE EXTERNAL AND THE INTERNAL ENVIRONMENT ON THE PHARMACEUTICAL ORGANIZATION

ACTIVITY

Abstract: the article is devoted to the analysis of the external and the internal environment of a pharmaceutical company. The influence of these factors on its activity was revealed. The results of the analysis identified the strengths and weaknesses of the firm, and also its potential opportunities and threats.

Keywords: the firm's internal environment, external environment factors, company, pharmaceutical market, opportunities and threats.

Основой для формирования эффективной стратегии фармацевтической компании являются результаты анализа внешней и внутренней среды, в которой функционирует хозяйствующий субъект. Элементы предпринимательской среды организации должны постоянно изучаться и анализироваться руководством, для повышения ее конкурентоспособности и стабилизации финансового положения [1].

ОАО «Фармация» является одной из ведущих компанией на рынке фармацевтических и медицинских услуг Пензенской области. Бизнес компании диверсифицирован и включает 130 розничных точек и ветеринарную аптеку, аптечный склад, а также ряд медицинских центров. Ее целью является предоставление широкого спектра фармацевтических товаров и медицинских услуг.

На предприятии применяются самые передовые методы и технологии в поставках, хранении, реализации лекарственных средств, в их изготовлении по рецептам. На всех звеньях и уровнях осуществляется надежный и жесткий

контроль над качеством продукции и сервиса. Важной составляющей успеха компании в «Фармации» считают высококвалифицированный персонал. Большинство работников «Фармации» - дипломированные специалисты. Многие повышают свой уровень образования и продолжают учиться в профильных вузах. В компании на базе нескольких аптек организована «Школа передового опыта», в которой молодые специалисты учатся у опытных наставников.

Для определения влияния факторов внешней макросреды на функционирование фирмы необходимо использовать PEST-анализ. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 - PEST-анализ для ОАО «Фармация» за 2012-2016г.

Фактор Влияние

P - Политические

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2017 год» [2] Государственное регулирование цен на ЖНВЛП

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» [1] Увеличение доли рецептурных ЛС ведет к снижению спроса на данные препараты

E - Экономические

Снижение безработицы в регионе ( с 67,4 тыс.чел. до 63,4 тыс.чел.)[3] Увеличение затрат населения на ЛС и ПМУ

Увеличение занятости населения региона (с 668,3 тыс.чел. до 675,9 тыс.чел.)[3] Увеличение затрат населения на ЛС и ПМУ

Увеличение среднего дохода населения (19126 руб. до 25337 руб.)[3] Увеличение затрат населения на ЛС и ПМУ

S - Социальные

Снижение численности населения региона (с 1 376 538 до 1 348 703 человек) [3] Снижение спроса на ЛС и ПМУ

Снижение рождаемости в регионе (с 14859 Снижение спроса на ЛС и ПМУ

до 13705 человек)[3]

Снижение смертности в регионе (с 20513 до 19562 человек) [3] Рост потребления ЛС и обращений за ПМУ

Снижение заболеваемости населения (с 78550,6 до 76575,5 человек)[3] Снижение спроса на ЛС и ПМУ

T - Технологические

Развитие современных технологий и методов диагностики и лечения заболеваний. Возможность сделать прорыв на рынке фармацевтических товаров и медицинских услуг

Таким образом, по результатам анализа макроокружения установлено, что политические условия в большей степени негативно влияют на динамику рынка. Ряд законов, норм и стандартов значительно замедляют работу компании, ввиду большого количества необходимой документации и прочих издержек. Влияние социального фактора также велико, естественная убыль населения отрицательно сказывается на спросе на ЛС и ПМУ [2]. Анализ экономических факторов показал, что, несмотря на ряд возможностей, связанных с улучшением материальной обеспеченности населения существуют угроз, такие как инфляции, не смотря на снижение его уровня по сравнению с исследуемым периодом. Технологические факторы благоприятно сказываются на деятельности предприятия. Благодаря новым технологиям, компании могут следить за качеством своей продукции, расширять ее ассортимент, минимизировать издержки [3].

Для оценки эффективности деятельности ОАО «Фармация» необходимо проанализировать финансовое состояние компании с целью определения степени финансовых рисков и прогнозирования доходности капитала. Итоги финансовой деятельности организации представлены в отчете о финансовых результатах ОАО «Фармация».

Таблица 2 - Показатели финансовой эффективности деятельности ОАО «Фармация» за 2014-2016г.

Наименование показателя Код За Январь -Декабрь 2016 г. За Январь -Декабрь 2015 г. За Январь -Декабрь 2014 г. 2016/ 2014

Выручка 2110 2 658 154 2 880 571 2 703 620 -1,68

Наименование показателя Код За Январь -Декабрь 2016 г. За Январь -Декабрь 2015 г. За Январь -Декабрь 2014 г. 2016/ 2014

Себестоимость продаж 2120 (2 167 398) (2 350 935) (2 198 088) -1,41

Валовая прибыль (убыток) 2100 490 756 529 636 505 532 -2,92

Коммерческие расходы 2210 (435 929) (417 086) (405 008) 7,63

Управленческие расходы 2220 (34 010) (30 397) (29 244) 16,30

Прибыль (убыток) от продаж 2200 20 817 82 153 71 280 -70,7

По данным финансовой отчетности (форма №2) за исследуемые периоды можно сделать следующие выводы:

- выручка предприятия и себестоимость продаж достигла наибольших показателей в 2015 году, а наименьших в 2016 году;

- в 2016 году наблюдается увеличение коммерческих и управленческих расходов, что привело к снижению прибыли от продаж;

- в 2016 году чистая прибыль предприятия уменьшилась по сравнению с 2014 годом на 70,7%, что говорит об ухудшении финансового состояния предприятия.

Для расчета прогнозной прибыли от продаж на 12 месяцев было использовано построение графика динамики показателя и линии тренда линейного типа (рисунок 1).

90 000 80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

Прибыль от продаж, тыс. руб.

Прибыль от продаж, тыс. руб.

-Линейная(Прибыль от продаж, тыс. руб.)

2014

2015

2016

Рисунок 1 - Динамика прибыли от продаж ОАО «Фармация»

На рисунке 1 представлена динамика изменения прибыли от продаж ОАО «Фармация». По графику прослеживается тенденция к годовому уменьшению показателя. Коэффициент достоверности аппроксимации R = 0,5943 указывает на степень соответствия трендовой модели исходным данным прибыли от продаж.

Для систематизации полученных результатов о влиянии факторов внешней и внутренней среды необходимо использовать SWOT-матрицу (таблица 3).

Таблица 3 - SWOT-матрица для ОАО «Фармация»

Сильные стороны: Слабые стороны:

- крупнейшая аптечная сеть региона; - высококвалифицированный персонал; - высокий контроль качества - диверсификация предприятия - снижение доходности; - высокие коммерческие и управленческие расходы;

Возможности: Угрозы:

- лидерство в рейтинге крупнейших фарм. компаний региона позволяет рассчитывать на государственные инвестиции. - снижение уровня безработицы; - увеличение занятости населения; - увеличение средней заработной платы населения; - уменьшение смертности; - снижение уровня инфляции. - зависимость от государственного регулирования цен на ЖНВЛС; - снижение численности населения; - снижение рождаемости; - снижение заболеваемости; - увеличение доли рецептурных препаратов;

На основе матрицы были обозначены проблемы, стоящие перед компанией. Эти проблемы обусловлены имеющимися положительными и отрицательными факторами внутри компании, а также имеющимися внешними угрозами и возможностями.

Таким образом, на деятельность фирмы воздействуют многие факторы, чаще всего с внешней стороны, и так любая выстроенная годами модель неизменно подвергается проверке на прочность, которая требует всегда следить за изменениями на рынке, а так же корректировать модель поведения

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 компании, в соответствии с тенденциями, которые помогут сохранять свои преимущества перед конкурентами [4].

Список использованных источников:

1. Бушина, Н.С. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности аптечной организации на региональном фармацевтическом рынке / Бушина, Н.С., Власова О.В. // Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Юго-западный государственный университет. - 2016.- С. 26-30.

2. Власова, О.В. Оценка текущего состояния региональной системы здравоохранения / Власова О.В., Бушина Н.С.// Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Юго-западный государственный университет. - 2016. - С. 36-38.

3. Власова, О.В. Исследование факторов, влияющих на уровень подушевого финансирования в регионе / Власова О.В.// Университетская наука: взгляд в будущее материалы международной научно-практической конференции, посвященной 81-летию курского государственного медицинского университета и 50-летию фармацевтического факультета. в 3-х томах. под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Ткаченко,П.В. Калуцкого, О.О. Куриловой. - КГМУ - 2016. - С. 33-37.

4. О диверсификации как направлении повышения эффективности деятельности предприятия/ Кешишян Л.А., Попцова В.А., Филонова А.В. //Региональный вестник - №4. 2016. с. 41-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.