Научная статья на тему 'Разработка стратегии инновационного развития предприятия'

Разработка стратегии инновационного развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суханова Е.А., Латышенко Г.И.

Представлен проект по разработке стратегии инновационного развития предприятия молокоперерабатывающей отрасли ООО «Агромилк». Предложены мероприятия, направленные на техническое перевооружение, сокращение непроизводственных расходов, повышение производительности труда, снижение энергоемкости производства, повышение качества продукции и полезности ее для потребителей, в основу которых заложены инновационные для данного предприятия решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии инновационного развития предприятия»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 65.01

Е. А. Суханова Научный руководитель - Г. И. Латышенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Представлен проект по разработке стратегии инновационного развития предприятия молокоперерабаты-вающей отрасли - ООО «Агромилк». Предложены мероприятия, направленные на техническое перевооружение, сокращение непроизводственных расходов, повышение производительности труда, снижение энергоемкости производства, повышение качества продукции и полезности ее для потребителей, в основу которых заложены инновационные для данного предприятия решения.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Агромилк», зарегистрированное 13 ноября 2006 года, место нахождения предприятия: Россия, Красноярский край, город Же-лезногорск, улица Южная, д. 18. Предприятие специализируется на производстве молочной продукции.

В процессе исследования были выявлены следующие проблемы предприятия, тормозящие его развитие: оборудование с высоким уровнем морального и физического износа; неоптимальная структура и численность персонала; высокие коммунальные платежи и большие неиспользуемые производственные площади; высокие энергозатраты (вследствие дублирования морально изношенного оборудования, и размеров используемого здания). Оборудование и производственные площади не являются собственностью предприятия и находятся в долгосрочной муниципальной аренде.

Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия, включает анализ макроокружения объекта исследования, анализ сил покупателей, поставщиков и конкурентов ООО «Агромилк», а также анализ внутреннего потенциала предприятия. Были выявлены следующие тенденции макроокружения предприятия: в экономической сфере наблюдается тенденция к монополизации рынка; в политико-правовой сфере усиливается давление на малый бизнес путем увеличения административных барьеров; в социально-культурной сфере ожидается рост доходов населения в ближайшие годы, это означает, что спрос на молочную продукцию будет расти, что благоприятно скажется на производителях; в связи с вступлением в ВТО усилится конкуренция с зарубежными поставщиками; в технологической сфере наблюдаются тенденции развития высоких технологий, появления инновационного оборудования, сопровождающиеся активной государственной поддержкой.

Конкурентный анализ выявил следующие тенденции микроокружения: сохраняется тенденция чувствительности покупателей к цене, но наблюдается повышение требований к качеству молочной продукции, ее полезным свойствам; ситуация с поставщиками остается на прежнем уровне, молочная перерабатывающая промышленность испытывает постоянный дефицит ресурсов, причем кардинальных изменений в динамике поголовья КРС в ближайшее время не предвидится ввиду малой инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а значит, проблема недос-

татка основного сырья остается одним из важнейших ограничителей развития отрасли.

Учитывая вышеизложенные тенденции, для обеспечения выживания местных производителей молочной продукции, необходимо своевременно предпринять кардинальные меры их долгосрочного (стратегического) развития. Вступление в ВТО угрожает возрастанием конкуренции с иностранными производителями продуктов питания, которые владеют более совершенными техникой и оборудованием, высокой степенью механизации и автоматизации производства, а значит и более эффективными методами производства и управления. Для обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей молочной продукции необходимо в срочном порядке разработать и реализовать программы стратегического развития, направленные на техническое перевооружение, сокращение непроизводительных расходов, повышение производительности труда, снижение энергоемкости производства, повышение качества продукции и полезности ее для потребителей. Это возможно лишь благодаря использованию инноваций.

Предлагаемая стратегия инновационного развития предприятия предусматривает выход предприятия на новый уровень через улучшение технологической оснащенности производства, совершенствование системы маркетинга, построенной на пропаганде здоровых продуктов питания, повышении уровня информированности потенциальных потребителей о предприятии.

Стратегия инновационного развития, включает производственную, кадровую, маркетинговую, инвестиционную стратегии, а также предусматривает оценку их экономической эффективности.

В рамках производственной стратегии определяется оптимальный объем переработки сырья, определяется стоимость и переработки молока. Предлагается приобретение и внедрение модульного молокопере-рабатывающего завода, что комплексно решит первостепенные проблемы предприятия, мешающие выходу на новый уровень развития. Модульный молочный завод - это готовый к выпуску продукции молочный завод, утепленный, оснащенный системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования, укомплектованный молокоперерабатывающим оборудованием, смонтированным в единую технологическую схему, расходными материалами, приборами контроля качества

Секция «Экономика и бизнес»

молока, технической и технологической документацией, сертификатами. Инновационность данного проекта заключается: в кардинальном изменении организации производства молочной продукции (по сравнению с существующим процессом); оптимизации планировочных решений; унификации конструкций цехов и оборудования; автоматизации производственных, транспортных и упаковочных операций; совершенствовании инфраструктуры предприятия; снижении энергопотребления; улучшении условий производства и труда работников; повышении эффективности использования территории предприятия; возможности дальнейшего повышения объемов переработки за счет приобретения дополнительных модулей.

В рамках инвестиционной стратегии осуществлен расчет потребности в инвестициях для реализации стратегии, определены способы финансирования (лизинг и получение краткосрочного кредита). Размер требуемых инвестиций составит: 8 692,66 тыс. руб. -лизинговые платежи; 5 000 тыс. руб. краткосрочный кредит. Так как лизинговые платежи целиком отно-

сятся на себестоимость продукции, то окупаемость инвестиций рассчитана только по кредиту. Срок окупаемости составит 1,4 года; чистый приведенный доход (КРУ) - 17 338,01 тыс. руб. Оценка эффективности стратегии показала, что через 5 лет рентабельность деятельности предприятия вырастет на 46,71 %, чистая прибыль будет составлять 14 242,60 тыс. руб. в год, что более чем в 17 раз превышает прибыль за 2011 год.

После реализации стратегии предприятие будет обладать: новейшим инновационным собственным оборудованием; оптимальной структурой персонала с необходимым количеством сотрудников; отсутствием издержек за арендную плату; оптимальной производственной мощностью и показателями ее использования; меньшими коммунальными расходами и затратами на электроэнергию; современной системой маркетинга; возможностью расширения производственной мощности для выхода на новый уровень производства.

© Суханова Е. А., 2013

УДК 65.01

В. С. Сученкова Научный руководитель - К. Ю. Лобков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

В КРАСНОЯРСКЕ

Рассматривается рынок стоматологических услуг города Красноярска. Выявляются приоритетные стратегии развития. А также проводится анализ районов города, где необходимо открывать стоматологические клиники.

Состояние здоровья россиян постоянно ухудшается. Бесконечные социальные катаклизмы, экологические катастрофы - все эти факторы, ухудшают здоровье, увеличивающие процент заболеваемости, что в целом негативно влияет общий уровень и продолжительность жизни населения.

Красноярск это город большого количества заводов, не секрет не для кого, что в городе плохая экология (загрязненный воздух, грязная вода). Большинство продуктов, которые употребляются в пищу, не натуральные в них содержится множество нитратов. Полость рта вместе с зубами является начальным отделом пищеварительного тракта. Передние зубы играют важную роль в четкости произношения звуков речи. Правильный уход за полостью рта позволяет надолго сохранить здоровые, красивые зубы.

Сегодня стоматология является одним из самых доходных бизнесов. Условно рынок стоматологических услуг можно разделить на три составляющие:

Первая - это сектор государственных и ведомственных стоматологий. Они существуют в основном на государственные дотации, хотя оказывают и дополнительные платные услуги.

Вторая - частные стоматологические кабинеты на одно кресло. Это одна из наиболее распространенных

форм, число врачей, желающих работать на себя, не уменьшается.

Третья - частная клиника. Разница между стоматологическим кабинетом и клиникой состоит в том, что в кабинете должен сидеть человек-«оркестр». Он должен быть и пародонтологом, и терапевтом, и детским врачом, и ортопедом, и тут же хирургом. Кроме того, пациент, хочет лечиться и получать все услуги и консультации в одном месте. Сектор частных клиник сегодня динамично развивается.

Для того что бы понимать целесообразность, где и в каком районе открывать клиники необходимо понимать насыщенность рынка. Для этого был проведен анализ стоматологий приходящихся на каждый район города Красноярска. На рис. 1 представлены данные проведенного анализа.

В результате проведенного анализа, удалось выяснить, что в городе официально функционирует 221 стоматология, которые расположены в разных районах города. Для города численность жителей, в котором достигла 1 000 000 это, безусловно, недостаточно. На основании данных приведенных в диаграмме можно сделать вывод о том, что в каждом районе города, за исключением центрального существует недостаток стоматологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.