Научная статья на тему 'Оценка динамики и емкости рынка стоматологических материалов и оборудования в России'

Оценка динамики и емкости рынка стоматологических материалов и оборудования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2313
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИИ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / DENTAL MATERIALS AND EQUIPMENT MARKET IN RUSSIA / ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манашеров Тамаз Омарович

В статье оценивается рынок стоматологических материалов и оборудования в России, кратко анализируется развитие предпринимательства в сфере материально-технического обеспечения стоматологии в России в период после 1992 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE VOLUME OF DENTAL MATERIALS AND EQUIPMENT MARKET IN RUSSIA

Dental materials and equipment market in Russia in Russia are analyzed in the paper. Entrepreneurship development in the dentistry logistics in Russia after 1992 briefly analyzed in the article too.

Текст научной работы на тему «Оценка динамики и емкости рынка стоматологических материалов и оборудования в России»

УДК 338.465.4

Т. О. Манашеров

ЗАО «Юнидент» Ленинский пр., 156, Москва, 119571, Россия

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: tamaz@unident.net

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ И ЕМКОСТИ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИИ

В статье оценивается рынок стоматологических материалов и оборудования в России, кратко анализируется развитие предпринимательства в сфере материально-технического обеспечения стоматологии в России в период после 1992 г.

Ключевые слова: рынок стоматологических материалов и оборудования в России, развитие предпринимательства.

В настоящей публикации оценивается рынок стоматологического оборудования и материалов в России, а также динамика производства и импорта товаров в данной сфере бизнеса. Анализ основан на официальных данных статистической отчетности и косвенных методах расчета, базирующихся на информации о структуре затрат ряда стоматологических сетей и стоматологических клиник. Имеющиеся коммерческие обзоры рассматриваемого рынка не носят комплексного характера, а публикации в стоматологических журналах в основном посвящены медицинским или организационным проблемам стоматологического бизнеса. В подавляющем большинстве случаев маркетинговые исследования по стоматологическим услугам и рынку материально-технического обеспечения стоматологии относятся к коммерческому сектору. При этом «за кадром» остается государственный сектор стоматологических услуг, который по-прежнему играет существенную роль в данной сфере медицинского обслуживания в России, обеспечивая примерно 60 % ее продаж [1]. Именно поэтому требуется комплексный анализ всего сектора, обеспечивающего предоставление стоматологических услуг в России, включая его государственный и негосударственный сегменты. Приведенные в настоящей статье результаты являются частью проводимой автором работы по комплексному анализу развития стоматологического бизнеса в России (см., например, [1-3]).

Необходимо отметить то обстоятельство, что анализ развития бизнеса в сфере материально-технического обеспечения стоматологии затруднен из-за весьма ограниченного доступа к экономической и финансовой информации относительно предприятий, работающих в этой сфере. Как правило, это небольшие компании, имеющие юридическую форму закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Такие фирмы не обязаны публично размещать данные о своем развитии. Помимо этого, в целях оптимизации налогообложения и защиты бизнеса от недружественных захватов и поглощений компании имеют сложную юридическую структуру, включающую несколько аффилированных между собой юридических лиц. В результате для оценки реальных объемов производства и продаж необходимо располагать консолидированными данными о всей группе компаний, составляющих конкретный бизнес. Последнее обстоятельство еще более затрудняет количественные оценки в данной области предпринимательской деятельности. Исключение составляют предприятия, имеющие юридическую форму открытых акционерных обществ, которые обя-

^БЫ 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11, выпуск 3 © Т. О. Манашеров, 2011

заны публиковать информацию о результатах своей деятельности, структуре собственности, существенных сделках и т. д.

В последние два десятилетия российская медицинская промышленность развивалась в условиях жесткой конкуренции, которая осуществлялась с двух сторон. С одной стороны, на рынок России ввозится большое количество высококачественной дорогой продукции, произведенной в странах ЕС, США, Японии и продукции в среднем ценовом сегменте, произведенной в Южной Корее. Эта продукция, в основном, приобретается частным сектором стоматологического бизнеса. С другой стороны, в последние годы на российский рынок начался массовый ввоз дешевой продукции из Китая и Бразилии, которая начала оказывать давление на российских производителей на их традиционном рынке - поставкам для государственных лечебных заведений.

Такой конкурентный прессинг имел двоякие последствия.

1. Измеренный в сопоставимых ценах объем продаж у традиционных предприятий медицинской промышленности, сохранившихся с советских времен, фактически не увеличивался. Однако острая конкуренция заставила таких производителей существенно расширить ассортимент и повысить качество продукции и эффективность производства. Ярким примером такого предприятия является ОАО «Казанский медико-инструментальный завод».

2. Отсутствие на рынке качественных отечественных стоматологических материалов и инструментов и дороговизна импорта стимулировали в 90-е гг. создание в анализируемой сфере предпринимательства целого ряда частных предприятий, часть из которых успешно развилась, обеспечила частичное импортозамещение по стоматологическим материалам и инструментам и начала выходить на международный рынок. Примером таких компаний являются ООО «ВладМиВа» (г. Белгород), производственный комплекс «Аве-рон» (г. Екатеринбург), группа компаний «Русимплант» (г. Москва), ООО «РусАтлант» (г. Москва) и др.

Емкость рынка и объем производства и импорта стоматологических материалов

и оборудования для стоматологии

Федеральная служба статистики России располагает официальными данными о производстве продукции, использующейся в стоматологии, по ограниченному кругу позиций с 1997 г. Данные о производстве в натуральном выражении ограничены информацией о выпуске рабочих мест стоматолога и зубных боров. При этом очевидно, что данные о производстве зубных боров - неполные, так как характеризуют производство только на ОАО «Казанский медико-инструментальный завод». Между тем зубные боры в России производятся, по крайней мере, еще на одном предприятии - фирме «РусАтлант». Причем это высококачественные боры, которые экспортируются во многие страны 1.

Относительно стоимостных объемов производства материалов, инструментов и оборудования для стоматологии в России официальная статистика представляет слишком агрегированные данные, из которых затруднительно оценить объемы производства именно для стоматологии. Это связано с тем, что как в использовавшейся ранее (до 2002 г.) системе ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства), так и в современном статистическом классификаторе ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) производство продукции для стоматологии отдельно не выделяется.

В ОКВЭД производство продукции для стоматологии включено в следующие показатели: 1) производство прочих фармацевтических продуктов и изделий медицинского назначения (код 24.42.2), в том числе производство стоматологических цементов и пломбировочных материалов, цемента для восстановления костной ткани (фактически в статистике отдельно не выделяется); 2) производство прочих химических продуктов, не включенных в другие группировки (код 24.66.4), в том числе производство паст для лепки; зуботехнических восков и прочих материалов на гипсовой основе, используемых в зубоврачебной практике (фактически в статистике отдельно не выделяется); 3) производство медицинской диагности-

1 Сухонос С. И. Фирма «РусАтлант»: http://www.stomvest.ru/lnks/products_67.shtml.

ческой и терапевтической аппаратуры, хирургического оборудования, медицинского инструмента, ортопедических приспособлений и их составных частей; производство аппаратуры, основанной на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма-излучений (код 33.10.1), в том числе производство инструментов и приспособлений, используемых в стоматологии (фактически в статистике отдельно не выделяется); 4) производство медицинской мебели, в том числе хирургической, стоматологической и ветеринарной; производство стоматологических и аналогичных им кресел с устройствами для поворота, подъема и наклона и их составных частей (код 33.10.2).

В связи с этим необходимо использовать косвенные методы оценки рынка материалов, инструментов и оборудования для стоматологии в России.

Рынок стоматологических установок. Динамика производства рабочих мест стоматолога и зубных боров в России в 1997-2009 гг. приводится в табл. 1.

Таблица 1

Динамика производства зубных боров и рабочих мест стоматолога в России в 1997-2009 гг., тыс. штук

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Зубные боры, тыс. шт. н.д. 2134,9 4230 5508 5393 6203 6003 5166 4270 4063 4595 4714 4372

Рабочее место стоматолога, шт. 351 399 338 411 501 475 343 461 277 377 507 363 140

* Источник: официальные данные Федеральной службы статистики РФ от 17.01.2011 г.

Отметим то обстоятельство, что в рассматриваемом периоде динамика обоих приведенных показателей носила неустойчивый характер. Сразу после кризиса 1998 г. имело место оживление производства, связанное, несомненно, с частичным импортозамещением, вследствие значительной девальвации рубля. Однако после 2002 г. наблюдается снижение производства зубных боров вплоть до 2006 г. Начавшийся с 2007 г. рост был прерван финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг.

Производство рабочих мест стоматолога, осуществляемое ОАО «Комета» (г. Ульяновск), после 2001 г. носило неустойчивый характер. В 2002-2007 гг. объемы производства колебались в пределах от 280 до 500 штук в год. В 2008-2009 гг. имело место снижение производства, обусловленное наступлением финансово-экономического кризиса. Сам объем производства был весьма незначителен, если иметь в виду то обстоятельство, что, по нашим оценкам, в 2009 г. в России имелось примерно 83 тыс. стоматологических установок 2. С учетом нормативных сроков амортизации 10-15 лет 3 примерно 10 % из них или около 8 тысяч штук ежегодно должны заменяться на новые установки. Иначе говоря, за счет российского производства обновляется от 0,4 до 0,6 % имеющегося парка стоматологических установок. В ежегодной замене стоматологических установок доля российского производства мизерна и составляет около 5 %. Фактически состояние парка стоматологических установок в России полностью определяется импортом этого вида оборудования.

Емкость рынка стоматологических установок в 2010 г., включая рентгеновские установки для стоматологии и продажи пленки для них, составляла, по нашей оценке, 2,2 млрд руб. или примерно 72 млн долл. США, в том числе емкость рынка самих стоматологических устано-

2 Таможенный тариф Российской Федерации. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 718. URL: www.customs.ru/ru/tariffs.

3 Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1: http://www.afga.ru/?p=128&prt=all.

вок - 1,6 млрд руб. или 56 млн долл. США, рентгеновских установок - 441 млн руб. или 14,7 млн долл. США, пленки для рентгеновских установок - 75 млн руб. или 2,5 млн долл. США (табл. 2).

Таблица 2

Оценка рынка стоматологических установок, рентген установок для стоматологии

и пленки для них в России в 2010 г.

Показатель Значение

Число стоматологических установок в России в 2010 г., шт. 82 700

Средняя норма амортизации, % 10

Нормативный срок службы, лет * 10

Оценка количества заменяемых ежегодно стоматологических установок, шт. 8 270

Разбиение приобретаемых на рынке стоматологических установок по ценовым сегментам, % Цена, тыс. руб.

50 90

20 210

15 300

15 450

Оценка рынка стоматологических установок, млрд руб. 1,6

Оценка рынка стоматологических установок, млн долл. США 55

Оценка рынка рентгеновских установок для стоматологии, млн руб. ** 441

Оценка рынка рентгеновских установок для стоматологии, млн долл. США ** 14,7

Оценка рынка пленки для рентгеновских установок, млн руб. 75

Оценка рынка пленки для рентгеновских установок, млн долл. США 2,5

Итого рынок стоматологических и рентгеновских установок и пленки для стоматологии, млн долл. США 72

Итого рынок стоматологических и рентгеновских установок и пленки для стоматологии, млрд руб. 2,2

* Нормативные сроки службы стоматологических установок колеблются от 10 до 15 лет, но из практики известно, что в условиях конкуренции многие клиники стремятся обновлять оборудование по возможности быстрее. Поэтому взята нижняя граница по нормативным срокам службы.

Приведены официальные данные об импорте рентгеновских установок для стоматологии, предоставленные Росстатом от 17.01.2011 г.

Эти оценки могут быть несколько увеличены с учетом потребностей в оборудовании для вновь открывающихся стоматологических клиник. По нашей оценке, в период 1999-2007 гг. в России в среднем за год вводилось в действие примерно 800 стоматологических установок [1]. При средней цене стоматологической установки, равной 10 тыс. долл. США, объем рынка может быть увеличен еще на 8 млн долл.

Следовательно, общий объем рынка стоматологических установок, включающий затраты на замену устаревшего оборудования и на расширение их парка, может быть оценен в 64 млн долл. США или примерно в 1,9 млрд руб. Эта оценка весьма близка к объему импорта бормашин и запчастей к ним в 2008 г., составившему 66,6 млн долл. (табл. 3).

Очевидно то, что при изменении экономической конъюнктуры фактические объемы продаж могут существенно отклоняться от приведенных параметров. Это, в частности, видно на примере кризисного 2009 г., когда импорт стоматологических установок значительно снизился и составил примерно 35 млн долл. США (см. табл. 3).

Таблица 3

Импорт расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии в России в 2000-2009 гг. - всего, тыс. долл. *

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Импорт расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии - всего, тыс. долл. (8) = (3) + (4) + (5) + (6) + (7) 28 073 46 838 33 203 44 665 48 923 50 201 79 871 117 531 157 096 102 435

в том числе:

1) мпорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, тыс. долл. 10 794 14 437 12 164 14 032 14 806 18 093 22 829 34 860 45 128 35 960

2) импорт бормашин и частей к ним, тыс. долл. 17 279 32 401 21 040 27 781 30 006 30 064 38 960 55 986 66 621 34 648

3) импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, и импорт бормашин - всего, тыс. долл. (3) = (1) + (2) 28 073 46 838 33 203 41 813 44 812 48 157 61 789 90 846 111749 70 608

4) импорт ренген аппаратов для использования в стоматологии н.д. н.д. н.д. 2 851 4 111 2 045 8 405 12 658 25 197 14 696

5) импорт боров, дисков, наконечников и щеток для использования в бормашинах н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 7 214 10 760 14 139 11 839

6) импорт зубов искусственных н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 2 357 2 991 5 746 5 179

7) импорт кресел стоматологических и частей к ним н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 106 276 265 113

8) импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, плюс импорт боров, дисков, наконечников, искусственных зубов, тыс. долл. (8) = (1) + (5) + (6) - - - - - - 32 400 48 611 65 013 52 978

* Источник: официальные данные Федеральной службы статистики от 17.01.2011 г.

Рынок материалов и инструмента. Суть использованного нами подхода к оценке данного рынка сводится к следующему. На основании имевшихся данных о приобретении материалов и инструмента в сети стоматологических клиник «Юнидент - Стоматология» (г. Москва), а также ряда других московских стоматологических клиник в 2010 г. был определен средний объем затрат на материалы и инструменты, приходящийся на одну стоматологическую установку. На основании этих данных и информации о числе стоматологических установок была оценена емкость рынка в России по названным позициям. Результаты расчетов приводятся в табл. 4.

Таблица 4

Оценка рынка стоматологических материалов и инструментов в России в 2010 г. *

Оценка рынка, млрд руб. Оценка рынка, млн долл. США

Терапевтические и лечебные материалы, штифты и др. 4,9 165

Затраты на приобретение инструментов и запасных частей для оборудования - всего 2,7 92

Вспомогательные и дезинфицирующие материалы 3,2 106

Слепочная масса, гипсы и пр. 1,7 56

Расходные материалы и инструменты, исключая вспомагательные, дезинфицирующие, слепочные материалы и гипсы 7,7 256

Расходные материалы и инструменты - всего 12,5 418

Оценка рынка стоматологических услуг (взято на уровне 2008 г.) 220 7333

Доля затрат на материалы и инструменты в продажах услуг, % 5,7 5,7

* Источник: расчеты автора.

Из данных табл. 4 видно, что общая емкость рынка стоматологических материалов и инструментов в России в 2010 г. составляла примерно 12,5 млрд руб. или 417 млн долл. США, в том числе: рынка терапевтических и лечебных материалов, штифтов и др. - 4,9 млрд руб.; стоматологических инструментов и запасных частей для стоматологического оборудования -2,7 млрд руб.; вспомогательных и дезинфицирующих материалов, используемых в стоматологии - 3,2 млрд руб.; слепочной массы и гипса - 1,7 млрд руб.

Ранее была выполнена оценка рынка стоматологических услуг в России применительно к 2008 г. Величина этого рынка составляла примерно 220 млрд руб. [1]. Следовательно, доля затрат на материалы, инструменты и запасные части к оборудованию в общем объеме продаж стоматологических услуг в России составила в 2010 г. 5,7 %. (см. табл. 4). Эта оценка соответствует известным нам данным о структуре затрат в отдельных стоматологических клиниках и сетях клиник. Доля затрат на материалы, инструменты и запасные части к оборудованию в общем объеме продаж колеблется в разных стоматологических сетях и клиниках в пределах от 5 до 10 %. В связи с этим можно сделать вывод о том, что выполненная на макроуровне оценка рынка стоматологических материалов, инструментов и запасных частей к оборудованию находится в соответствии с данными на уровне отдельных стоматологических компаний.

Импорт материалов и оборудования для стоматологии. Федеральная служба статистики не располагает длинными рядами сопоставимых данных об импорте расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии в Россию. Наиболее длинный ряд данных за 10 лет (2000-2009 гг.) имеется по динамике импорта зубных цементов и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, а также по импорту бормашин. По другим позициям имеются лишь данные за период 2006-2009 гг.: импорт боров, дисков, наконечников и щеток для использования в бормашинах; импорт зубов искусственных; импорт кресел стоматологических и частей к ним. По импорту рентген-аппаратов для использования в стоматологии данные охватывают период с 2003 по 2009 г. (см. табл. 3).

Общий объем импорта расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии в Россию в 2008 г. составлял в 2008 г. примерно 157 млн долл. или примерно 3,9 млрд руб., а в кризисном 2009 г. - 102,4 млн долл. или приблизительно 3,3 млрд руб. (см. табл. 3).

В период экономического подъема (2001-2008 гг.) суммарный объем импорта зубных цементов и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, и импорта бормашин в стоимостном выражении возрос почти в 4 раза (см. табл. 3, 5), в том числе импорт зубных цементов и материалов для пломбирования - в 4,2 раза, импорт бормашин - в 3,9 раза. В данном периоде заметный рост импорта был характерен для всех лет за исключением 2002 г. В 2009 г. в связи с уменьшением спроса вследствие экономического кризиса суммарный импорт по рассматриваемым позициям сократился на 37 % (см. табл. 5).

Таблица 5

Темп роста импорта зубных цементов, материалов для пломбирования, бормашин

в Россию в 2001-2009 гг., %. *

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009/ 2000 2008/ 2000

Импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость 134 84 115 106 122 126 153 129 80 333 418

Импорт бормашин и частей к ним 188 65 132 108 100 130 144 119 52 201 386

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость и импорт бормашин - всего 167 71 126 107 107 128 147 123 63 252 398

* Источник: посчитано на основе данных табл. 3.

В натурально-вещественной форме импорт зубных цементов, материалов для пломбирования зубов и цементов, реконструирующих кость, возрос незначительно с 287 тонн в 2000 г. до 338 тонн в 2008 г., или на 18 %. В кризисном 2009 г. величина импорта по этой позиции практически вернулась к исходному уровню (291 т). Следовательно, значительный рост импорта в стоимостной форме был обусловлен высоким темпом увеличения цен на товары рассматриваемой номенклатуры. Цены возросли в 2001-2008 гг. примерно в 3,6 раза: с 37,6 до 133,4 долл. за кг. По нашему мнению, такой рост средних цен может быть объяснен изменением структуры импортируемых материалов в пользу более качественных и дорогостоящих позиций. Так, например, светоотверждаемые пломбировочные материалы превосходят по цене традиционные в 4 раза.

Сопоставление емкости рынка стоматологических расходных материалов и инструментов, исключая вспомогательные, дезинфицирующие, слепочные материалы и гипсы (256 млн долл. США - см. табл. 4), с объемом импорта по соответствующим позициям в предкризисном 2008 г. (65 млн долл. США - см. табл. 3) позволяет сделать вывод о том, что за счет импорта удовлетворяется примерно четверть потребности российской стоматологии в соответствующей продукции (65/256 * 100 % = 25 %).

Таким образом, рост импорта бормашин вплоть до 2008 г. происходил как за счет его увеличения в натуральном выражении (с 12 032 шт. в 2006 г. до 14 194 шт. в 2008 г.), так и за счет увеличения цен (с 3,2 тыс. долл. за единицу в 2006 г. до 4,7 тыс. долл. за единицу в 2008 г.). В 2009 г. произошел обвал импорта бормашин: за год он снизился почти в два раза с 14 194 штук до 7 550 штук в 2009 г. (табл. 6).

Динамика импорта рентгеновской аппаратуры для стоматологии приведена в табл. 7.

Таблица 6

Импорт зубных цементов, материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость и бормашин в Россию в 2000-2009 гг. *

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2008/2000, % 2009/2000, %

Импорт зубных цементов, материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость

Тонн 287 221 164 158 142 187 217 273 338 291 118 101

Средня цена долл./кг 37,6 65,3 74,2 88,8 104,3 96,8 105,3 127,9 133,4 123,5 355 328

Средняя цена в руб./кг по среднегодовому обменному курсу рубля к доллару США 1 056 1 903 2 325 2 717 2 999 2 737 2 861 3 273 3 313 3 936 314 373

Среднегодовой курс, руб./долл. США 28,1 29,1 31,4 30,6 28,8 28,3 27,2 25,6 24,8 31,9

Импорт бормашин

Количество, шт. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 12 032 13 440 14 194 7 550

Средняя цена, тыс. долл./шт. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 3,2 4,2 4,7 4,6

* Источник: Официальные данные Федеральной службы статистики от 17.01.2011 г.

Таблица 7

Импорт аппаратуры, основанной на действии рентгеновского излучения, для использования в стоматологии в Россию в 2003-2009 гг. *

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2008/2003, % 2009/2003, %

Количество, шт. 990 1 355 1 612 2 114 2 719 3 976 2 434 402 246

Средняя цена, тыс. долл./шт. 2,9 3,0 1,3 4,0 4,7 6,3 6,0 220 210

* Источник: Официальные данные Федеральной службы статистики от 17.01.2011 г.

В 2004-2008 гг. импорт этого оборудования в натуральной форме возрос примерно в 4 раза. Одновременно с этим средние цены на рентген-установки, импортируемые в Россию, выросли в 2,2 раза: с 2,9 тыс. долл. в 2003 г. до 6,3 тыс. долл. в 2008 г. (см. табл. 8).

Таблица 8

Импорт боров, дисков, наконечников и щеток для использования в бормашинах, искусственных зубов и кресел стоматологических в Россию в 2006-2009 гг.

в натуральном выражении *

Показатель 2006 2007 2008 2009 2008/2006, % 2009/2008, %

Боры, диски, наконечники и щетки для использования в бормашинах, млн шт. 5,6 5,9 9,8 7,7 173,2 79,1

Средняя цена, долл./шт. 1,3 1,8 1,4 1,5 113 106

Зубы искусственные из пластмассы, сотен шт. 550 012 523 144 1 301 685 357 753 236,7 27,5

Средняя цена, долл./100 шт. 4,3 5,5 3,7 10,5 86 285

Зубы искусственные из других материалов, сотен шт. 28 41 1 583 4 289 5 653,6 270,9

Средняя цена, долл./100 шт. 153 2 270 591 328 386 56

Кресла стоматологические и части к ним, кг 12 706 25 137 25 323 11 694 199,3 46,2

Средняя цена, долл./кг 8,3 11,0 10,5 9,7 125 92

* Источник: Официальные данные Федеральной службы статистики от 17.01. 2011 г.

В последние перед кризисом годы экономического подъема быстро рос импорт боров, дисков, наконечников и щеток для использования в бормашинах. В 2008 г. относительно 2006 г. этот показатель в натуральном выражении возрос в 1,7 раза при росте цен на 13 % (см. табл. 8). Бурно рос импорт искусственных зубов из пластмассы (в 2,4 раза), и особенно из прочих материалов - примерно в 57 раз. Импорт стоматологических кресел в том же периоде увеличился почти в 2 раза при росте средней цены примерно на 25 % (см. табл. 8).

В кризисном 2009 г. произошло существенное снижение импорта по всем рассматриваемым позициям за исключением искусственных зубов из прочих материалов (рост за 2009 г. в 2,7 раза). Динамика средних цен в 2009 г. была разнонаправленной: на зубы искусственные их прочих материалов и на стоматологические кресла и части к ним цены снизились, а по остальным позициям возросли. Особенно значительным был рост цен на искусственные зубы из пластмассы - в 2,9 раза (см. табл. 8).

Сравнение Таможенного тарифа РФ от 2006 г. и Единого таможенного тарифа от 2009 г. 4 по позициям, связанным со стоматологией, показывает, что тарифы ввозных пошлин установлены на уровне от 5 до 10 % от таможенной стоимости. При этом ставки ввозных таможенных пошлин по сравнимым позициям в Едином таможенном тарифе, принятом решением Межгосударственного совета евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г., остались на том же уровне, что и в Таможенном тарифе РФ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 718. Следовательно, рост цен на стоматологические материалы и оборудование не был связан с увеличением импортных пошлин.

На основе официальных статистических данных о производстве и импорте продукции для стоматологии в России можно сделать следующие выводы.

4 Единый таможенный тариф таможенного союза. Утвержден решением Межгосударственного совета евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. №18. URL: http://www.tsouz.ru/db/ettr/tnved/Pages/default.aspx.

1. Общий объем рынка стоматологических установок по состоянию на 2010 г., включающий затраты на замену устаревшего оборудования и на расширение их парка, составляет примерно 64 млн долл. США или примерно 1,9 млрд руб. Емкость рынка рентгеновских установок для стоматологии и продажи пленки для них составляет 506 млн руб. или 17,2 млн долл. США. Более 95 % продаж на этом рынке в России составляет импорт.

2. Общая емкость рынка стоматологических материалов и инструментов в России в 2010 г. составляла примерно 12,5 млрд руб. или 417 млн долл. США, в том числе: рынка терапевтических и лечебных материалов, штифтов и др. - 4,9 млрд руб.; стоматологических инструментов и запасных частей для стоматологического оборудования - 2,7 млрд руб.; вспомогательных и дезинфицирующих материалов, используемых в стоматологии, -3,2 млрд руб.; слепочной массы и гипса - 1,7 млрд руб. На импорт приходится примерно четверть поставок на этом рынке.

3. В 1997-2009 гг. динамика производства продукции для стоматологии в России носила неустойчивый характер. Сразу после кризиса 1998 г. имело место оживление производства, связанное с частичным импортозамещением вследствие значительной девальвации рубля. Однако после 2002 г. наблюдалось снижение производства зубных боров вплоть до 2006 г. Начавшийся с 2007 г. рост был прерван финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг.

4. Государственная статистика России не позволяет определить объемы производства медицинской продукции для стоматологии в стоимостном выражении, так как представляет слишком агрегированные данные.

5. Анализ динамики импорта продукции для стоматологии в России в период 20002009 г. позволяет сделать вывод о его существенном увеличении, как в стоимостном, так и в натурально-вещественном выражении. Например, импорт зубных цементов, материалов для пломбирования, бормашин в Россию в стоимостном выражении в 2001-2008 гг. возрос примерно в 4 раза, несколько снизившись в 2009 г.

6. По большинству анализируемых позиций в 2000-2009 гг. наблюдался существенный рост цен на единицу импортируемой для стоматологии продукции. Средняя цена единицы рентген-аппаратуры для стоматологии возросла в 2,2 раза, стоматологических кресел - на 25 %, зубных цементов, материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, - в 3,6 раза, одной бормашины - более чем на 40 %. Рост цен, по нашему мнению, был обусловлен, в основном, переходом на импорт более качественных и дорогостоящих образцов оборудования и материалов.

Анализ развития бизнеса в сфере материально-технического обеспечения производства стоматологических услуг в России в период 1990-2010 гг. (см. Приложение) позволяет сделать следующие выводы.

1. В постсоветский период в России сохранились, сумели адаптироваться к рыночным условиям и продолжили выпуск стоматологической продукции ряд предприятий, созданных в советский период. Например, одно из крупнейших предприятий медицинской промышленности - ОАО «Казанский медико-инструментальный завод», разрабатывающий и выпускающий стоматологическое оборудование и инструмент для терапевтической стоматологии, зуботехнических и ортопедических работ.

2. Следующее направление развития бизнеса - создание совместных предприятий с иностранными производителями (ЗАО «СтомаДент», «Делкам-Урал», группа компаний «Русим-плант»). Эти компании развернули производство в России с использованием западных технологий и методов управления бизнесом. Это в начале 1990-х гг. способствовало сокращению дефицита качественных стоматологических материалов и инструмента, а позже сдерживало рост цен на данный вид продукции в связи с отсутствием таможенных пошлин в цене производимых в России товаров стоматологического назначения.

3. Были созданы научные инновационные компании, которые производят собственные стоматологические материалы и торгуют отечественными и импортными стоматологическими материалами и оборудованием («ВладМиВа», ЗАО НПО «Полистом», ООО «НКФ Омега-Дент2»). Данное направление формирования материально-технического обеспечения производства стоматологических услуг в России обеспечило использование в рассматриваемом сегменте исследуемого рынка научно-технического задела и кадрового потенциала, накопленного в советский период в отраслевой и академической науке.

4. Создание компаний бывшими работниками предприятий военно-промышленного комплекса («Аверон», ЗАО «Тайфун-мед», ООО «РусАтлант») в ходе резкого сокращения объемов производства и высвобождения рабочей силы в ВПК. Этот путь развития предпринимательства в сфере материально-технического обеспечения производства стоматологических услуг позволил привнести в него высокую производственную культуру, технологии и высококвалифицированную рабочую силу предприятий ВПК. Это содействовало формированию российских производств стоматологических товаров, способных производить продукцию, конкурентную на внутреннем и международном рынках.

5. Как правило, производители продукции для стоматологии формируют группу компаний, включающую собственно производственную фирму, исследовательский центр, торговый дом, через который идет реализация собственной продукции, а также товаров, произведенных другими отечественными и зарубежными поставщиками.

Список литературы

1. Манашеров Т. О. Развитие рынка стоматологии в России // ЭКО. 2011. № 2. С. 161-168.

2. Манашеров Т. О. Оценка объема производства стоматологических услуг в России // Актуальные проблемы развития современного общества: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2010. Ч. 2. С. 16-24.

3. Манашеров Т. О. Оценка перспектив развития рынка стоматологических услуг г. Москвы в 2010-2012 гг. // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10, вып. 2. С. 87-92.

Материал поступил в редколлегию 28.03.2011

T. O. Manasherov

ESTIMATION OF THE VOLUME OF DENTAL MATERIALS AND EQUIPMENT MARKET IN RUSSIA

Dental materials and equipment market in Russia in Russia are analyzed in the paper. Entrepreneurship development in the dentistry logistics in Russia after 1992 briefly analyzed in the article too.

Keywords: dental materials and equipment market in Russia, entrepreneurship development.

Приложение

Основные отечественные производители и поставщики на рынке материально-технического обеспечения стоматологии в России

№ Название компании Местоположение Год основания Вид бизнеса Происхождение

Производство и продажа оборудования и материалов для зуботехнических лабораторий

1 Научно-производственный комплекс «Аверон» (averon.ru/company) г. Екатеринбург 1990 Разработка, производство и продажа оборудования для зуботехнических лабораторий Основан специалистами выходцами из оборонной промышленности

2 Делкам-Урал (www.delcam-ural.ru) г. Екатеринбург 1993 Автоматизация зуботехнических лабораторий, поставка оборудования, программного обеспечения, обучение специалистов. Автоматизация зуботехнических лабораторий является одним из направлений бизнеса. В основном предприятие ориентировано на средний и крупный бизнес в машиностроении Совместное предприятие с английской компанией «Delcam р1с»

3 ЗАО «Геософт» (www.geosoft.ru) г. Москва 1990 Производство приборов для облицовки металлических каркасов фотокомпозитами «Fotest». Основной бизнес - производство оборудования для стоматологических кабинетов и продажа стоматологических товаров

4 ООО «Стоммат» (www.stommat.ru) г. Москва 1991 Разработка и производство литейных стоматологических сплавов «Целлит» и легкоплавкого сплава «С» для производства литых штампов, моделей и других деталей, используемых в технологическом процессе зубопротезирования Создано научными сотрудниками на базе института НПО ЦНИИТМАШ, специализирующегося на разработке материалов и технологических процессов металлургического производства для тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения

Продолжение табл.

№ Название компании Местоположение Год основания Вид бизнеса Происхождение

Производство и продажа оборудования для оказания стоматологических услуг

5 ОАО «Казанский медико-инструментальный завод» (www.kmizmarket.ru) г. Казань 1931 Разработка и производство стоматологического оборудования и инструмента для терапевтической стоматологии, зуботехнических и ортопедических работ Создано в Киеве на основе решения советского правительства, перевезено в г. Казань во время войны в 1941 г. Одно из крупнейших предприятий медицинской промышленности России

6 ЗАО «Геософт» (www.geosoft.ru) г. Москва 1990 Основной бизнес - производство оборудования для стоматологических кабинетов и продажа стоматологических товаров

7 ООО «РусАтлант» г. Москва 1988 Основной вид деятельности - производство алмазного инструмента «МонАлиТ»® для стоматологии и различных отраслей промышленности Создано научными сотрудниками и бывшими специалистами военно-космической индустрии

8 ЗАО «Тайфун-мед» Московская область, г. Серпухов 1998 Разработка и производство турбинных и микромоторных стоматологических наконечников, электроприводов для стоматологических установок, портативных и стоечных бормашин, продажа оборудования для стоматологических кабинетов и продажа других стоматологических товаров Создано на базе оборонного предприятия ОАО «Серпуховской завод "Металлист"»

Производство и продажа материалов для стоматологии

9 ООО «ВладМиВа» (www.vladmiva.ru) г. Белгород 1992 Производство и продажа стоматологических материалов Основана научными сотрудниками

10 ЗАО «СтомаДент» (www.stomadent.ru) Московская область, пос. Томилино 1989 Производство и продажа стоматологических материалов Создано как совместное российско-американское предприятие с американской фирмой «Дентсплай Интернейшнл»

Окончание табл.

№ Название компании Местоположение Год основания Вид бизнеса Происхождение

11 ЗАО НПО «Полистом» (www.polystom.ru) г. Москва 1995 Разработка и производство материалов для регенерации костной ткани для использования в стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, дентальной имплантологии и восстановительной хирургии Основано научными сотрудниками с участием Института общей и неорганической химии Российской академии наук, ОАО «Стоматология»

12 ООО «Целит» (www.celit.ru) г. Воронеж 1992 Разработка и производство стоматологических материалов, инструмента, оснастки для терапевтической стоматологии, зуботехнических и ортопедических работ

13 Группа компаний «Русим-плант» (www.rusimplant.ru) г. Москва Разработка, производство и реализация стоматологических имплантатов, инструментов для их установки, остеопластических материалов, фармацевтических и медицинских препаратов Совместная росийско-гер-манская компания создана учеными специалистами -врачами-стоматологами, экономистами, конструкторами и инженерами-производственниками

14 ООО «НКФ Омега-Дент» (www.omegadent.ru) г. Москва Разработка и производство материалов для стоматологии

Производство и продажа мебели для стоматологических кабинетов и зуботехнических лабораторий

15 ООО «Аванта-Инвест» (www.avantainvest.ru) Псковская область, г. Остров 1995 Производство медицинской мебели из металла и специального оборудования для зуботехниче-ских и других лабораторий, стоматологических кабинетов, больниц, поликлиник, аптек, косме-тологических кабинетов и медицинских учебных заведений

16 ОАО «Комета» г. Ульяновск 1960 Производство зуботехнических столов и комплектов оборудования рабочего места зубного техника Компания оборонной промышленности, начавшая производство для стомало-гии в связи с конверсией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.