Научная статья на тему 'Динамика и объем производства и импорта стоматологических материалов и оборудования в России'

Динамика и объем производства и импорта стоматологических материалов и оборудования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
997
833
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
динамика производства и импорта / стоматологические материалы и оборудование / dynamics of production and import / stomatologic materials and equipment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манашеров Т. О.

В статье произведена оценка емкости рынка стоматологических материалов и оборудования в России. Исследуется динамика производства и импорта стоматологических материалов и оборудования в постсоветский период. Сделаны выводы из проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the capacity of the market for stomatologic materials and equipment in Russia and studies the dynamics of their production and import during the post-Soviet time.

Текст научной работы на тему «Динамика и объем производства и импорта стоматологических материалов и оборудования в России»

ДИНАМИКА И ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА И ИМПОРТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИИ

Т.О. Манашеров,

председатель Совета директоров компании Юнидент (г Москва),

кандидат экономических наук tamaz@unident.net

В статье произведена оценка емкости рынка стоматологических материалов и оборудования в России. Исследуется динамика производства и импорта стоматологических материалов и оборудования в постсоветский период. Сделаны выводы из проведенного исследования.

Ключевые слова: динамика производства и импорта, стоматологические материалы и оборудование.

УДК 338.465.4 ББК 65.206.2

В последние два десятилетия российская медицинская промышленность развивалась в условиях жесткой конкуренции. С одной стороны, на рынок России ввозится большое количество высококачественной дорогой продукции, произведенной в странах ЕС, США, Японии, и продукции в среднем ценовом сегменте, произведенной в Южной Корее. Эта продукция в основном приобретается частным сектором стоматологического бизнеса. С другой стороны, в последние годы на российский рынок начался массовый ввоз дешевой продукции из Китая и Бразилии, которая начала оказывать давление на российских производителей на их традиционном рынке, связанным с поставками для государственных стоматологических лечебных заведений.

Такой конкурентный прессинг имел двоякие последствия.

1. Объем продаж (в сопоставимых ценах) у традиционных предприятий медицинской промышленности, сохранившихся с советских времен, фактически не увеличивался. Однако острая конкуренция заставила эти предприятия существенно расширить ассортимент и повысить качество продукции и эффективность производства. Ярким примером такого предприятия является ОАО Казанский медико-инструментальный завод.

2. Отсутствие на рынке качественных отечественных стоматологических материалов и инструментов и дороговизна импорта стимулировали в 90-е годы создание в анализируемой сфере предпринимательства целого ряда частных предприятий, часть из которых успешно развилась, обеспечила частичное импорто-замещение по стоматологическим материалам и инструментам и начала выходить на международный рынок. Примером таких компаний являются ООО «ВладМиВа» (Белгород), производственный комплекс «Аверон» (Екатеринбург), группа компаний «Русимплант» (Москва), ООО «РусАтлант» (Москва) и др.

Федеральная служба статистики России с 1997 г. располагает официальными данными о производстве использующейся в стоматологии продукции по весьма ограниченному кругу позиций. Данные о производстве в натуральном выражении ограничены информацией о выпуске рабочих мест стоматолога и зубных боров. При этом очевидно, что данные о производстве зубных боров — неполные, так как отражают производство только на ОАО «Казанский медико-инструментальный завод». Между тем зубные боры в России производятся по крайней мере еще на одном предприятии — фирме «РусАтлант». Причем это высококачественные боры, которые экспортируются во многие страны [1].

Относительно стоимостных объемов производства материалов, инструментов и оборудования для стоматологии в России официальная статистика представляет слишком агрегированные данные, по которым затруднительно оценить объемы производства именно для стоматологии. Это связано с тем, что как в использовавшейся ранее (до 2002 г.) системе ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства), так и в современном статистическом классификаторе ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) производство продукции для стоматологии отдельно не выделяется. В связи с этим необходимо использовать косвенные методы оценки рынка материалов, инструментов и оборудования для стоматологии в России.

Рынок стоматологических установок

Официальная статистика предоставляет лишь данные о производстве рабочих мест стоматолога и зубных боров в России в 1997-2009 гг. Динамика производства по этим позициям носила неустойчивый характер. Сразу после кризиса 1998 г. имело место оживление производства, связанное, несомненно, с частичным импортозамещением, вследствие значительной девальвации рубля. Однако после 2002 г. наблюдается снижение производства зубных боров вплоть до 2006 г. Начавшийся с 2007 г. рост был прерван финансово-экономически кризисом 2008-2009 гг.

Производство рабочих мест стоматолога, осуществляемое ОАО «Комета» (Ульяновск), после 2001 г. носило неустойчивый характер. В 2002-2007 гг. объемы производства колебались в пределах от 280 до 500 штук в год. В 2008-2009 гг. имело место снижение производства, обусловленное наступлением финансово-экономического кризиса. Сам объем производства был весьма незначителен, если иметь в виду то обстоятельство, что, по нашим оценкам, в 2009 г. в России имелось примерно 83 тыс. стоматологических установок [2]. С учетом нормативных сроков амортизации 10-15 лет [3] примерно 10% из них, или около 8 тысяч штук ежегодно, должны заменяться на новые установки. Иначе говоря, за счет российского производства обновляется от

0,4% до 0,6% имеющегося парка стоматологических установок. В ежегодной замене стоматологических установок доля российского производства мизерна и составляет около 5%. Фактически состояние парка стоматологических установок в России полностью определяется импортом этого вида оборудования.

Эти оценки должны быть дополнены с учетом потребностей в оборудовании для вновь открывающихся стоматологических клиник. По нашей оценке, в период 1999 — 2007 гг. в России в среднем за год вводилось в действие примерно 800 стоматологических установок [2]. При средней цене стоматологической установки, равной 10 000 долл., объем рынка может быть увеличен еще на 8 млн долл.

Следовательно, емкость рынка стоматологических установок в 2010 г., включая рентгеновские установки для стоматологии и продажи пленки для них, составляла, по нашей оценке, 2,4 млрд руб., или примерно 81,2 млн долл., в том числе емкость рынка самих стоматологических установок — 64 млн долл., или примерно в 1,9 млрд руб., рентгеновских установок — 441 млн руб., или 14,7 млн долл., пленки для рентгеновских установок — 75 млн руб., или 2,5 млн долл. (см. табл. 1).

Отметим то обстоятельство, что оценка объема рынка стоматологических установок весьма близка к объему импорта бормашин и запчастей к ним в 2008 г., составившему 66,6 млн долл. (см. табл. 3). Как уже было отмечено выше, потребности в данном виде медицинского оборудования в России практически полностью обеспечиваются импортными поставками. Поэтому данные об импорте подтверждают достоверность выполненной оценки емкости данного рынка в России.

Очевидно, что при изменении экономической конъюнктуры фактические объемы продаж могут существенно отклоняться от приведенных параметров. Это, в частности, видно на примере кризисного 2009 г., когда импорт стоматологических установок значительно снизился и составил примерно 35 млн долл. (см. табл. 3).

30 1

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Таблица 1

Оценка рынка стоматологических установок, рентгеновских установок для стоматологии и пленки для них в России в 2010 г.

Показатель Значение

Число стоматологических установок в России в 2010 г., шт. 82 700

Средняя норма амортизации, % 10

Нормативный срок службы, лет11 10

Оценка количества заменяемых ежегодно стоматологических установок, шт. 8270

Разбиение приобретаемых на рынке стоматологических установок по ценовым сегментам, % Цена, тыс. руб.

50 90

20 210

15 300

15 450

Оценка рынка стоматологических установок, включая прирост их парка, млрд руб. 1,9

Оценка рынка стоматологических установок, включая прирост их парка, млн долл. 64

Оценка рынка рентгеновских установок для стоматологии, млн руб.21 441

Оценка рынка рентгеновских установок для стоматологии, млн долл.21 14,7

Оценка рынка пленки для рентгеновских установок, млн руб. 75

Оценка рынка пленки для рентгеновских установок, млн долл. 2,5

Итого рынок стоматологических и рентгеновских установок и пленки для стоматологии, млн долл. 81.2

Итого рынок стоматологических и рентгеновских установок и пленки для стоматологии, млрд руб. 2,4

Примечания

1) Нормативные сроки службы стоматологических установок колеблются от 10 до 15 лет, но из практики известно, что в условиях конкуренции многие клиники стремятся обновлять оборудование по возможности быстрее. Поэтому взята нижняя граница по нормативным срокам службы.

2) Приведены официальные данные об импорте рентгеновских установок для стоматологии, предоставленные Росстатом [4].

Рынок стоматологических материалов и инструмента

Суть использованного нами подхода к оценке данного рынка сводится к следующему. На основании имевшихся данных о приобретении материалов и инструмента в сети стоматологических клиник «Юнидент — Стоматология» (г. Москва), а также ряда других московских стоматологических клиник в 2010 г. был определен средний объем затрат на материалы и инструменты, приходящийся на одну стоматологическую установку. На основании этих данных и информации о числе стоматологических установок была оценена емкость рынка в России по названным позициям. Результаты расчетов приводятся в табл. 2.

Из данных табл. 2 видно, что общая емкость рынка стоматологических материалов и инструментов в России в 2010 г. составляла примерно 12,5 млрд руб., или 418 млн долл., в том числе — рынка терапевтических и лечебных материалов, штифтов и др. — 4,9 млрд руб., стоматологических инструментов и запасных частей для стоматологического оборудования — 2,7 млрд руб., вспомогательных и дезинфицирующих материалов, используемых в стоматологии — 3,2 млрд руб., слепочной массы и гипса — 1,7 млрд руб.

Ранее нами была выполнена оценка рынка стоматологических услуг в России применительно к 2008 г. Величина этого рынка составляла примерно 220 млрд руб. [2]. Следовательно, доля затрат на материалы, инструменты и запасные части к оборудованию в общем объеме продаж стоматологических услуг в России составила в 2010 г. 5,7%. (см. табл. 2). Эта оценка соответствует известным из практики стоматологического бизнеса данным о структуре затрат. Доля затрат на материалы, инстру-

Таблица 2

Оценка рынка стоматологических материалов и инструментов в России в 2010 г.

Оценка рынка, млрд руб. Оценка рынка, млн долл.

Терапевтические и лечебные материалы, штифты и др. 4,9 165

Затраты на приобретение инструментов и запасных частей для оборудования — всего 2,7 92

Вспомогательные и дезинфицирующие материалы 3,2 106

Слепочная масса, гипсы и пр. 1,7 56

Расходные материалы и инструменты, исключая вспомогательные, дезинфицирующие, слепоч-ные материалы и гипсы 7,7 256

Расходные материалы и инструменты — всего 12,5 418

Оценка рынка стоматологических услуг (взято на уровне 2008 г.) 220 7333

Доля затрат на материалы и инструменты в продажах услуг,% 5,7 5,7

Источник: расчеты автора

менты и запасные части к оборудованию в общем объеме продаж колеблется в разных стоматологических сетях и клиниках в пределах от 5% до 10%. В связи с этим можно сделать вывод о том, что выполненная на макроуровне оценка рынка стоматологических материалов, инструментов и запасных частей к оборудованию находится в соответствии с данными на уровне отдельных стоматологических компаний.

Импорт материалов и оборудования для стоматологии

Федеральная служба статистики не располагает длительными рядами сопоставимых данных об импорте расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии в Россию. Наиболее длинный ряд данных за 10 лет (2000-2009 гг.) имеется по динамике импорта цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, а также по импорту бормашин. По другим позициям имеются лишь данные за период 2006-2009 гг.: импорт боров, дисков, наконечников и щеток для использования в бормашинах; импорт зубов искусственных; импорт кресел стоматологических и частей к ним. По импорту рентгеновских аппаратов для использования в стоматологии данные охватывают период с 2003 г. по 2009 г. (см. табл. 3).

Общий объем импорта расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии в Россию в 2008 г. составлял в

2008 г. примерно 157 млн долл., или примерно 3,9 млрд руб., а в кризисном 2009 г . — 102,4 млн долл., или приблизительно 3,3 млрд руб. (см. табл. 3).

В период экономического подъема (2001-2008 гг.) суммарный объем импорта цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, и импорта бормашин в стоимостном выражении возрос почти в 4 раза (см. табл. 3,4), в том числе импорт зубных цементов и материалов для пломбирования — в 4,2 раза, импорт бормашин — в 3,9 раза. В данный период заметный рост импорта был характерен для всех лет, за исключением 2002 г. В 2009 г. в связи с уменьшением спроса вследствие экономического кризиса суммарный импорт по рассматриваемым позициям сократился на 37% (см. табл. 4).

В натурально-вещественной форме импорт зубных цементов, материалов для пломбирования зубов и цементов, реконструирующих кость, возрос незначительно: с 287 тонн в 2000 г. до 338 тонн в 2008 г., или на 18%. В кризисном 2009 г. величина импорта по этой позиции практически вернулась к исходному уровню (291 тонна) [4]. Следовательно, значительный рост импорта в стоимостной форме был обусловлен высоким темпом увеличения цен на товары рассматриваемой номенклатуры. Цены

возросли в 2001 — 2008 гг. примерно в 3,6 раза: с 37,6 долл. за кг до 133,4 долл. за кг. По нашему мнению, такой рост средних цен может быть объяснен изменением структуры импортируемых материалов в пользу более качественных и дорогостоящих позиций. Так, например, светоотверждаемые пломбировочные материалы превосходят по цене традиционные в 4 раза.

Сопоставление емкости рынка стоматологических расходных материалов и инструментов, исключая вспомогательные, дезинфицирующие, слепочные материалы и гипсы (256 млн долл. — см. табл. 2), с объемом импорта по соответствующим позициям в предкризисном 2008 г. (65 млн долл. — см. таблицу 3) позволяет сделать вывод о том, что за счет импорта удовлетворяется примерно четверть потребности российской стоматологии в соответствующей продукции (65/256*100% = 25%).

Исходя из имеющихся ограниченных данных, рост импорта бормашин вплоть до 2008 г. происходил как за счет его увеличения в натуральном выражении (с 12032 шт. в 2006 г. до 14194 шт. в 2008 г., так и за счет увеличения цен (с 3,2 тыс. ; в среднем за единицу в 2006 г. до 4,7 тыс. долл. за единицу в 2008 г.). В 2009 г. произошел обвал импорта бормашин: за год он снизился почти в два раза с 14194 штук до 7550 штук в 2009 г. [4].

В 2004-2008 гг. импорт рентгеновской аппаратуры в натуральной форме вырос примерно в 4 раза. Одновременно с этим средние цены на рентгеновские установки, импортируемые в Россию, выросли в 2,2 раза: с 2,9 тыс. долл. в 2003 г. до 6,3 тыс. долл. в 2008 г. [4].

В последние перед кризисом годы экономического подъема быстро рос импорт боров, дисков, наконечников и щеток для

использования в бормашинах. В 2008 г. относительно 2006 г. этот показатель в натуральном выражении возрос в 1,7 раза при росте цен на 13% [4]. Бурно рос импорт искусственных зубов из пластмассы (в 2,4 раза) и особенно из прочих материалов — примерно в 57 раз. Импорт стоматологических кресел за тот же период увеличился почти в 2 раза при росте средней цены примерно на 25% [4].

В кризисном 2009 г. произошло существенное снижение импорта по всем рассматриваемым позициям за исключение искусственных зубов из прочих материалов (рост за 2009 г. в 2,7 раза). Динамика средних цен в 2009 г. была разнонаправленной: на зубы искусственные их прочих материалов и на стоматологические кресла и части к ним цены снизились, а по остальным позициям возросли. Особенно значительным был рост цен на искусственные зубы из пластмассы — в 2,9 раза [4].

Сравнение Таможенного тарифа РФ от 2006 г. [5] и Единого таможенного тарифа от 2009 г. [6] по позициям, связанным со стоматологией, показывает, что тарифы ввозных пошлин установлены на уровне от 5% до 10% от таможенной стоимости. При этом ставки ввозных таможенных пошлин по сравнимым позициям в Едином таможенном тарифе, принятом решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября

2009 г., остались на том же уровне, что и в Таможенном тарифе РФ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 718. Следовательно, рост цен на стоматологические материалы и оборудование не был связан с увеличением импортных пошлин.

Таблица 3

Импорт расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии в России в 2000-2009 гг. — всего, тыс. $.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Импорт расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии — всего, тыс. $ (8)=(3)+(4)+(5)+(6)+(7) 28073 46838 33203 44665 48923 50201 79871 117531 157096 102435

в том числе

импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, тыс. $ (1) 10794 14437 12164 14032 14806 18093 22829 34860 45128 35960

импорт бормашин и частей к ним, тыс. $ (2) 17279 32401 21040 27781 30006 30064 38960 55986 66621 34648

Импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость и импорт бормашин — всего, тыс. $ (3)=(1)+(2) 28073 46838 33203 41813 44812 48157 61789 90846 111749 70608

импорт ренген аппаратов для использования в стоматологии (4) н.д. н.д. н.д. 2851 4111 2045 8405 12658 25197 14696

импорт боров, дисков, наконечников и щеток для использования в бормашинах (5) н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 7214 10760 14139 11839

импорт зубов искусственных (6) н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 2357 2991 5746 5179

импорт кресел стоматологических и частей к ним (7) н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 106 276 265 113

Импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость плюс импорт боров, дисков, наконечников, искусственных зубов, тыс. $ (8)=(1)+(5)+(6) — — — — — — 32400 48611 65013 52978

Источник: официальные данные Федеральной службы статистики от 17.01. 2011 г. [4].

Таблица 4

Темп роста импорта зубных цементов, материалов для пломбирования, бормашин

в Россию в 2001-2009 гг., %

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009/ 2000 2008/ 2000

Импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость 134 84 115 106 122 126 153 129 80 333 418

Импорт бормашин и частей к ним 188 65 132 108 100 130 144 119 52 201 386

Импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость и импорт бормашин — всего 167 71 126 107 107 128 147 123 63 252 398

Источник: посчитано на основе данных таблицы 3.

На основе официальных статистических данных о производстве и импорте продукции для стоматологии в России можно сделать следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Общий объем рынка стоматологических установок по состоянию на 2010 г., включающий затраты на замену устаревшего оборудования и на расширение их парка составляет примерно 64 млн долл., или примерно в 1,9 млрд руб. Емкость рынка рентгеновских установок для стоматологии и продажи пленки для них составляет 516 млн руб., или 17,2 млн долл. Более 95% продаж на этом рынке в России составляет импорт.

2. Общая емкость рынка стоматологических материалов и инструментов в России в 2010 г. составляла примерно 12,5 млрд руб., или 417 млн долл, в том числе — рынка терапевтических и лечебных материалов, штифтов и др. — 4,9 млрд руб., стоматологических инструментов и запасных частей для стоматологического оборудования — 2,7 млрд руб., вспомогательных и дезинфицирующих материалов, используемых в стоматологии — 3,2 млрд руб., слепочной массы и гипса — 1,7 млрд руб. На импорт приходится примерно четверть поставок на этом рынке.

3. В 1997-2009 гг. динамика производства продукции для стоматологии в России в натуральном выражении носила неустойчивый характер. Сразу после кризиса 1998 г. имело место оживление производства, связанное с частичным импортозаме-щением вследствие значительной девальвации рубля. Однако

после 2002 г. наблюдалось снижение производства зубных боров вплоть до 2006 г. Начавшийся с 2007 г. рост был прерван финансово-экономически кризисом 2008-2009 гг.

4. Государственная статистика России не позволяет определить объемы производства медицинской продукции для стоматологии в стоимостном выражении, так как представляет слишком агрегированные данные.

5. Анализ динамики импорта продукции для стоматологии в России в период 2000-2009 гг. позволяет сделать вывод об его существенном увеличении, как в стоимостном, так и в натурально-вещественном выражении. Например, импорт зубных цементов, материалов для пломбирования, бормашин в Россию в стоимостном выражении в 2001-2008 гг. вырос примерно в 4 раза, несколько снизившись в 2009 г.

6. По большинству анализируемых позиций в 2000-2009 гг. наблюдался существенный рост цен на единицу импортируемой для стоматологии продукции. Средняя цена единицы рентгеновской аппаратуры для стоматологии выросла в 2,2 раза, стоматологических кресел — на 25%, зубных цементов, материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, — в 3,6 раза, одной бормашины — более чем на 40%. Рост цен, по нашему мнению, был обусловлен в основном переходом на импорт более качественных и дорогостоящих образцов оборудования и материалов.

Литература

1. Сухонос С.И. Фирма Рус-Атлант. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.stomvest.ru/lnks/ products_67.shtml

2. Манашеров Т.О. Развитие рынка стоматологии в России // ЭКО. — 2011. — № 2. — С. 161-168.

3. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.afga.ш/?p=128&prt=aN.

4. Официальные данные, предоставленные Федеральной службой статистики РФ от 17.01.2011 г.

5. Интернет: сайт Федеральной таможенной службы РФ www.customs.ru/ru/tariffs

6. Интернет: официальный сайт Комиссии таможенного союза http://www.tsouz.ru/db/ettr/tnved/Pages/default.aspx

СИСТЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ СЕРВИСА

А.И. Носков-Дукельский,

старший преподаватель кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики noskov_dukelsky@mail.ru

В настоящей статье внимание сосредоточено на изучении особенностей кластеров сервисной специализации. С точки зрения целей региональной политики кластеры являются ориентиром, позволяющим формировать эффективные ее направления. Рассмотрены методы выявления кластеров сервисной направленности в российской экономике, их локализация и динамика. Определены критерии отнесения отраслей к категории «местных кластеров», среди которых высока доля сервисных кластеров.

Ключевые слова: сервисный кластер, местные кластеры, региональная экономическая политика.

УДК 332.02 ББК 65.05

Кластерный подход при формировании российской региональной экономической политики получил широкое распространение на всех уровнях государственного управления еще до всесторонней проработки вопросов кластерного анализа экономических систем в отечественной экономической науке. Легко предположить, что такая ситуация облегчает адаптацию результатов научных разработок в данной области в практике регионального управления, одновременно расширяя интерес к кластерным исследованиям со стороны широких кругов бизнеса и политики.

Кластерные исследования уже стали стандартным элементом инструмента региональной экономической политики в США и странах Евросоюза. В других странах с развитой рыночной экономикой он так же применяется все шире.

Методологической основой кластерного подхода является анализ, предложенный М. Портером при изучении структуры экономики США. В процессе исследования были выявлены системы предприятий, включая предприятия, относящиеся к разным отраслям, согласно отраслевой классификации. Однако специализация системы (кластера) определялась отрас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.