Научная статья на тему 'Инвестиционные аспекты развития мирового и российского рынков стоматологических услуг'

Инвестиционные аспекты развития мирового и российского рынков стоматологических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные аспекты развития мирового и российского рынков стоматологических услуг»

А. МУРТАЗАЛИЕВА, МГИМО МИД РФ

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО РЫНКОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

По мнению ведущих социологов мира, состояние зубов является одним из важнейших составляющих понятия «качество жизни». Именно поэтому стоматология сегодня является одной из самых динамично развивающихся областей медицинских услуг. В последние годы в России, как и во всех развитых странах мира, активно развивается мировой рынок этой сферы лечебного сервиса, включающий: производство стоматологического оборудования, торгующие организации, научноисследовательские институты, а также различные стоматологические ассоциации. Немаловажную роль в формировании рынка играют международные выставки.

Основное развитие стоматологический рынок получил в таких странах как США, Германия, Италия, Франция, Япония, Австрия, Финляндия. Рынок в этих странах полностью сформирован и структурирован по продукции, производителям и услугам. Здесь также присутствует «здоровая конкуренция», что является важнейшей его характеристикой. Российский же стоматологический рынок находится в состоянии активного развития и формирования. Кроме того, масштабы нашей страны и недостаточный уровень удовлетворения потребностей в стоматологических услугах открывают неограниченные возможности в насыщении его стоматологической продукцией.

Мировой опыт развития рынка стоматологических услуг. Основное развитие стоматологической индустрии происходит в США, Германии, Италии, Великобритании, Франции, Японии.

Производство стоматологического оборудования в США - это динамично и стабильно развивающаяся отрасль. Американские производители занимают примерно 35% мирового рынка стоматологического оборудования. Вместе с тем, являясь крупнейшим потребителем данной продукции, США покупают 30% выпускаемого в мире стоматологического оборудования, Устойчивый спрос на новейшую высококачественную медицинскую технику и технологии привели к возникновению глобальной индустрии медицинского оборудования, ежегодный оборот которой оценивается в 88 млрд. долларов США. Ведущие производители стоматологического оборудования США расположены в Калифорнии, Миннесоте, Пенсильвании и Вашингтоне. Кроме многочисленных малых и средних производственных компаний в этих штатах находятся и такие гиганты как 3М / ESPE, Tyco International, Dentamerica, Biolase, Jelrus Inter-

national, Uni-Dent Int.Inc., Parkell, A-Dec, Zenith, Keystone, Premier Dental, Jonson & Jonson, Ge Medical System и другие.

Dentamerica - фирма, занимающая в США одно из лидирующих мест по производству стоматологических приборов, инструментов и аксессуаров. Гелиолампы торговой марки Litex различной модификации, наконечники для ультразвуковых скейлеров и другие стоматологические инструменты получили высокую оценку качества и широкое признание у российских стоматологов. Фирма Parkell обеспечивает стоматологов - профессионалов качественной продукцией по невысоким ценами, начиная с 1948 г. Parkell начал с простой идеи: обеспечить поставку стоматологической продукции высокого качества с постоянной технической поддержкой от фирмы-производителя и гарантиями, За прошедшие десятилетия фирма снискала большое доверие и популярность у стоматологов США и многих других стран мира. Фирма поддерживает качество своей продукции надежными гарантийными обязательствами.

Biolase Techology была основана в 1986 г. Профиль компании - разработка и продажа лазерных систем. В 1991 г. компания предложила стоматологические системы на основе лазеров. С дебютом Waterlase (стоматологические лазерные системы для обработки твердых тканей и мягких тканей полости рта) Biolase заняла лидирующее положение на мировом рынке стоматологических лазерных систем клиентам через штаб-квартиру в Москве и через торговых представителей в регионах. Uni-Dent Int.Inc. - компания, хорошо известная на российском стоматологическом рынке как крупный поставщик и производитель широкого ряда расходных материалов для стоматологии. В 2001 г. США экспортировали стоматологическое оборудование в Россию на сумму 51,3 млн. долл., что составляет 0,4% от всего экспорта стоматологического оборудования США.

Товарооборот стоматологического рынка Европы в 2002 г. составил

3,5 млрд. евро против 2,9 млрд. тремя годами ранее. Эти расчёты составлены на основе данных Европейской Ассоциации Поставщиков Стоматологической Продукции (ADDE), объединяющей более 900 компаний и Европейской Федерации Стоматологической Промышленности (FIDE) с более чем 500 предприятиями в десяти странах старого континента: Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Голландия, Швеция, Швейцария и Великобритания. На третьем месте с товарооборотом равным 308 млн. евро находится Италия. На втором - Франция (1,06 млрд. евро), на первом - Германия (1,19 млрд. евро). Эти две страны - безусловные лидеры стоматологического рынка. Однако, за по-

следние годы и другие страны показывают устойчивый рост этого сектора экономики. Основной оборот приходится на расходные материалы (2 млрд. евро), тогда как оборудование было поставлено на сумму

1,05 млрд.

Основными лидерами стоматологического рынка являются такие компании как Castellini (г. Болонья, Италия), Dental Art (Италия), Tavom (Италия), Voco (Германия), Ivoclar Vivadent (Германия), Detax (Германия), Shofu (Германия), Degudent (Германия), DMG (Германия), Renfert (Германия), Siemens (Германия), Vita Zahnfabric (Германия), Ac-teon group (Франция), Septodont (Франция), Sopro (Франция), TROPHY Radiologie (Франция), Ems (Швейцария), Unident S.A. (Швейцария), Hawe Neos Dental (Швейцария), Vanetti (Швейцария), Axis (Швейцария) и др.

Компания Castellini (г. Болонья, Италия) основана в 1935 г. и занимается производством медицинского оборудования для стоматологии. На сегодняшний день в широкой производственной программе фирмы наибольшее место принадлежит высококлассным стоматологическим установкам, которые обеспечивают беспрецедентный уровень гигиенической защиты и экспортируется во все развитые страны мира. Фирма производит пневмокомпрессоры, стулья для врачей и ассистентов, а также дентальные рентгеновские аппараты, в которых применяются оригинальные излучатели собственной разработки. Итальянская фирма Dental Art на протяжении 20 лет является крупнейшим в мире производителем стоматологической мебели. Итальянское качество, гарантия и превосходный сервис, предлагаемый фирмой, позволили ей расширить свой рынок во многие страны Европы, Азии, в том числе Япония и Корею.Концерн «^Vo», имеющий штаб-квартиру в г. Биберахе (Германия), является одним из ведущих мировых производителей стоматологического оборудования для кабинетов и лабораторий.

На территории Германии «^Vo» имеет производственные мастерские в Биберахе, Вартхаузене и Лейткирхе, а также и в других странах: Италии, Бразилии и Северной Америке. Более того, компания представлена в 21 стране посредством продаж и сервисного обслуживания оборудования, а также и в других странах посредством дилеров. "DeguDent" (Германия) - ведущий производитель приборов и расходных материалов для зуботехнических лабораторий, стоматологических сплавов, в том числе на основе благородных металлов и систем керамических масс.

BINDER (Германия) - ведущая фирма-производитель мира по научным и индустриальным лабораторным исследованиям. Это марка, ко-

торая выполняет высокие требования для точного моделирования физических, химических и биологических состояний.

Основанный в 1932 г., Septodont (Франция) гордится своей инновационной традицией. Компания развивается и продолжает разрабатывать продукцию, которая помогает улучшать клиническое лечение зубов. TROPHY Radiologie (Франция) - мировой лидер в радиовизиографии. Более 100000 потребителей, обслуживаемых широкой сетью дилеров в 80 странах мира, подтверждают качество работы и непревзойденность продукции TROPHY в дентальной диагностике.

В настоящее время стоматологи Европы, Америки, Среднего Востока, Азии и Африки используют более 35000 новейших цифровых систем от TROPHY, установленных и налаженных специалистами технической поддержки. Инновационная деятельность фирмы отражается в новейших технологиях и развитии самых современных подходов к диагностике. Так, например, созданный фирмой TROPHY радиовизиограф RVG UI является сегодня ведущей цифровой рентгеновской системой в мире.

На мировом стоматологическом рынке существуют также транснациональные корпорации, такие как Дентсплай, Керр, 3М ESPE и многие другие. Kerr - часть группы компаний Sybron Dental Specialties (SDS), главное бюро которой находится в Калифорнии. SDS, включающая Ormco, Analytic и Tycom, в свою очередь, принадлежит Корпорации Sybron, которая базируется в г.Милуоки. Фирма Kerr (отделение Sybron, пользующееся особым спросом у стоматологов), основанная в 1891, разрабатывает, производит и продает широкий ассортимент потребляемой стоматологической продукции, включая реставрационные материалы (в которые входят сплавы из амальгамы, композиты и вспомогательные (добавочные) изделия), профилактические изделия, лабораторные изделия, слепочные материалы, эндодонтические инструменты и материалы, боры, средства для дезинфекции и др.

Компания 3М работает в мировом стоматологическом бизнесе более 35 лет и сохраняет передовые позиции благодаря применению технологий 3М из различных областей индустрии. Абразивные и бондинго-вые системы, цементы, композитные материалы, слепочные массы, гелиолампы от фирмы 3М и другая ее продукция пользуется огромной популярностью и повседневным спросом у стоматологов всего мира. Начало деятельности 3М в России относится к 1980-м гг. Представительство 3М было открыто в 1991 г., а спустя несколько месяцев была образована компания «3М Россия».

Одним из самых интересных и быстроразвивающихся является Азиатско-Тихоокеанский рынок. Корейский стоматологический рынок

один из самых больших в Азии, превосходит его только Китай и Япония. Одними из самых популярных марок в России являются Cody -производитель ультразвуковых ванн (Корея), Cacan - бестеневые светильники для стоматологии и зуботехнических лабораторий (Корея), S-denti - гуттаперча (Корея), Win-Us - расходные материалы для терапии и эндодонтии (Корея), Morita - апекслокаторы и эндодонтические наконечники (Япония). Данный рынок пока практически не исследован, хотя является одним из самых приоритетных. Продукция данного рынка интересна в основном из-за ее низкой цены. Самую большую популярность у российских стоматологов завоевала Южнокорейская фирма Meta Biomed Со. Ltd, которая специализируется на разработке и выпуске расходных материалов для стоматологии. С марта 2005 г. в Россию стали завозиться стоматологические установки китайского производства, которые пользуются большим спросом на российском рынке.

Формирование российского рынка стоматологического оборудования. Как и многие отрасли медицины, отечественная стоматология в начале рыночных преобразований находилась в упадке. Одна из причин, сдерживающих освоение прогрессивных технологий, - отсутствие доступного по качеству стоматологического оборудования. Отечественная промышленность, практически не занималась выпуском такого оборудования, а позволить себе роскошь - купить импортное - могли немногие. За минувшие с момента кризиса 1998 г. неполные десять лет российская стоматология не только прошла период восстановления, но и успела значительно ускорить темпы роста. Многие эксперты отмечают, что сейчас на рынке зубоврачебного оборудования состояние стабильно.

Стоматология явилась той сферой медицинских услуг, которая первой сумела найти единственно правильный выход из сложившейся ситуации. Население довольно быстро адаптировалось к платной стоматологии. Большую роль в этом процессе сыграло чрезвычайно активное внедрение новых и новейших технологий, пришедших к нам с Запада, о многих из которых население даже не знало. Оно происходило по определенной схеме: первыми были внедрены современные анестетики и средства их введения. Далее технологии эстетической стоматологии и композиты, затем средства индивидуальной защиты и профилактики (маски, бахилы, перчатки и др.). Развитие стоматологии происходило настолько быстро, что врач должен был быть в курсе перемен в мировой стоматологии, знакомиться с научной литературой, иметь возможность апробировать последние достижения в стоматологии.

На Российский рынок пришли ведущие импортные производители, дефицит стал уходить в прошлое. В помощь стоматологам стали создаваться учебные центры, стоматологические общественные организации, стомато-

логические ассоциации поставщиков товаров. Стоматологические выставки стали приобретать международный характер. На выставках стоматолог мог не только приобрести товар, но и получить консультацию непосредственно у производителя данного товара. Информационная поддержка сыграла немаловажную роль в развитии стоматологической индустрии в России. Стали издаваться стоматологические журналы, газеты, а также стоматологические сайты, где врачи могли узнать последние новости в области стоматологии. Важную роль сыграли поставщики стоматологического оборудования, которые активно реагировали на все изменения, проходящие на мировом рынке стоматологического оборудования и предоставляли широчайший выбор расходных материалов. Многие из них являются официальными и эксклюзивными представителями ведущих мировых производителей в области медицины.

Российский стоматологический рынок сегодня - это более 1400 государственных и 10 000 частных клиник, 70 высших учебных и научноисследовательских учреждений, более 1000 торговых и производственных компаний. В настоящее время идет процесс укрепления экономической стабильности в России, улучшается инвестиционный климат в стране. Открываются клиники, оснащенные новейшим стоматологическим оборудованием, причем не только в крупных городах, но и в отдаленных регионах России. Для лечения пациентов, наряду с российской стоматологической продукцией, широко используются материалы и оборудование зарубежного производства. Крупные иностранные компании открывают свои представительства, создают центры по обучению стоматологов, образуют разветвленные дилерские сети. В настоящее время идет реорганизация страховой системы. Взят курс на переход к платной и страховой медицине. Все более популярными среди наших иностранных партнеров становятся международные стоматологические выставки, организованные на территории России, в которых принимают участие многие мировые ведущие компании - производители стоматологической продукции. На выставках предприниматели могут представить весь спектр своей продукции, а также ознакомиться с новыми разработками российской промышленности.

Российская стоматологическая индустрия производит в настоящее время некоторые виды продукции, которые не уступают мировым стандартам и высоко оценивается специалистами на международных выставках. Например, воски производства фирмы ООО «Радуга Р» (г. Воронеж) производятся и выпускаются с учетом последних мировых достижений ортопедической стоматологии и зуботехнического мате-

риаловедения, способные удовлетворить запросы самых взыскательных профессионалов.

Казанский медико-инструментальный завод осуществляет производство стоматологических материалов из импортного сырья с импортной комплектацией: боры стальные и твердосплавные, круги и головки алмазные, фрезы зуботехнические твердосплавные, инструменты для эн-додонтии, ручной инструмент, наконечники стоматологические, бормашины пневматические и т.п. Научно-производственное предприятие "ПОЛИСТОМ" занимается исследованием, разработкой и производством новых материалов для регенерации костных тканей. ЗАО «Центр Дезинфекции» производит и реализует дезинфицирующие средства на основе ЧАС "Дезэфект" и "Дезэфект-Санит".

В то же время в развитии российского стоматологического рынка существуют трудности, с которыми приходится сталкиваться всем его участникам. Это - регистрация и сертификация изделий медицинского назначения иностранного и российского производства, несовершенное таможенное законодательство и ряд других проблем. В настоящее время Стоматологическими ассоциациями ведется проработка идеи создания Фонда безопасности и развития стоматологии, цель которого -обеспечение законодательной, политической, экономической, социальной безопасности всех разделов стоматологии России.

Сложившиеся в стране экономические условия позволяют успешно вести сотрудничество с зарубежными партнерами. Россия открыта для иностранных инвестиций. Многие разработки отечественных компаний могут заинтересовать западных производителей и потребителей и стать основой для дальнейшего плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества. Такое сотрудничество послужит расширению связей, налаживанию контактов и откроет широкие возможности для получения инвестиций, создания совместных предприятий, разработки и внедрения новых технологий. Наша страна является перспективным рынком, отличительной чертой которого является быстрый рост и растущий спрос на различные виды современных стоматологических материалов и оборудования. Рынок стоматологических услуг в России имеет прогрессирующую динамику развития и открыт для инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.