Научная статья на тему 'Подходы к изучению сферы обращения медицинских изделий, применяемых в стоматологии: первые результаты'

Подходы к изучению сферы обращения медицинских изделий, применяемых в стоматологии: первые результаты Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
218
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / СТОМАТОЛОГИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Янушевич О. О., Козичев В. И., Вощина Е. И., Мушинская Ю. А., Коковин Л. Л.

Несмотря на наличие ряда статистических данных по производству и импорту медицинских изделий, в т.ч. медицинской техники, инструментария, расходных материалов, других изделий медицинского назначения (ИМН), рынок этих средств медицинского применения, его сегментация по видам продукции, структура по областям здравоохранения, ценовые аспекты, спрос и предложение остаются для исследователей "terra incognita". Причин тому несколько. Так, классификация, по которой ведется государственная и таможенная статистика, часто не позволяет идентифицировать прикладное назначение изделий. Отсутствуют официальные источники, позволяющие оценить объемы оборотов в натуральном и денежном выражении на этом рынке. В отличие от фармрынка, в секторе медицинских изделий недостаточно активно ведутся специальные маркетинговые исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к изучению сферы обращения медицинских изделий, применяемых в стоматологии: первые результаты»

18

главная тема: российский рынок медицинских изделий

2005 март РШШШМ

О.О.ЯНУШЕВИЧ, д.м.н., проф., В.И. КОЗИЧЕВ, Е.И.ВОЩИНА, Ю.А.МУШИНСКАЯ, ЛЛ.КОКОВИН, МГМСУ

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ В СТОМАТОЛОГИИ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Несмотря на наличие ряда статистических данных по производству и импорту медицинских изделий, в т.ч. медицинской техники, инструментария, расходных материалов, других изделий медицинского назначения (ИМН), рынок этих средств медицинского применения, его сегментация по видам продукции, структура по областям здравоохранения, ценовые аспекты, спрос и предложение остаются для исследователей "terra incognita". Причин тому несколько. Так, классификация, по которой ведется государственная и таможенная статистика, часто не позволяет идентифицировать прикладное назначение изделий. Отсутствуют официальные источники, позволяющие оценить объемы оборотов в натуральном и денежном выражении на этом рынке. В отличие от фармрынка, в секторе медицинских изделий недостаточно активно ведутся специальные маркетинговые исследования.

В то же время необходимость таких исследований назрела, ведь в объективной аналитической информации о рынке ИМН нуждаются как организаторы здравоохранения, так и участники рынка, исполнители медицинских услуг, являющиеся основными потребителями медицинских изделий. Поскольку великое множество и разнообразие продуктов, обращающихся в сфере здравоохранения, делают задачу изучения рынка в целом слишком сложной и глобальной, целесообразнее начать такую работу с сегментарных маркетинговых исследований.

Рынок медицинских изделий больше зависит от развития частной медицины, чем, например, рынок лекарственных средств. Изобилие разных видов медицинских приборов, расходных материалов и т.д., с помощью которых осуществляются разнообразные медицинские технологии, позволяет ЛПУ существенно расширить спектр медицинских услуг, ориентируясь на значительную сервисную составляющую. В этом смысле показательно развитие в области стоматологии. До начала 90-х годов XX века врачи-стоматологи, работавшие в многочисленных специализированных стоматологических поликлиниках и отделениях, ощущали острый дефицит как инструментария, так и материалов. Практически отсутствовали стоматологические изделия из западных стран. Импортные изделия закупались централизованно и были представлены, в первую оче-

ТАБЛИЦА 1

Ведущие страны-импортеры оборудования и ИМН для стоматологии

Страна-импортер Кол-во позиций

Германия 39

Швейцария 14

Финляндия 11

США 6

Украина 6

Нидерланды 5

Франция 5

Швеция 5

Австрия 4

Пакистан 4

Польша 4

Словакия 4

Чешская республика 4

Япония 4

Прочие 9

Источник: ГТК РФ

редь, стоматологическими установками чехословацкого производства, слепоч-ными и пломбировочными материалами, поставлявшимися из стран СЭВ. Немногочисленные стоматологические ИМН из западноевропейских стран получали крупнейшие стоматологические ЛПУ, такие как ЦНИИС, ММСИ им. Н.А.Семашко, сосредоточенные в Москве. Отечественные производители поставляли стоматологической практике инструментарий и установки (завод в Казани), слепочные и пломбировочные материалы (завод в Харькове), ленинградскую стоматологическую керамику. В начале 90-х годов, с общими рыночными преобразованиями, начала меняться и ситуация в сфере материаль-

подходы к изучению сферы обращения медицинских изделий, применяемых в стоматологии 19

ршш1шм март 2005

РИСУНОК 1

Компании-поставщики ИМН для стоматологии

1 — Дистрибьюторы, 88%

2 — Представители и дилеры, 12%

2

1

РИСУНОК 2

Структура дистрибьюторов по специализации

4

5

6 7 8

1 — Универсальные, 45% 5 — Дезинфекция, 2%

2 — Материалы, 21% 6 — Одежда, 2%

3 — Оборудование, 21% 7 — Инструментарий, 1%

4 — Средства гигиены, 7% 8 — Мебель, 1%

1

РИСУНОК 3

Структура импорта по группам медицинских изделий

3

1 — Оборудование, 62%

2 — Инструменты, 23%

3 — Материалы, 15%

РИСУНОК 4

Структура импорта стоматологического оборудования по странам-производителям

10 11 12

1 — Прочие, 19% 7 — - Япония, 6%

2 — Австрия, 12% 8 — - Финляндия, 6%

3 — Бразилия, 12% 9 — - Корея, 3%

4 — Германия, 12% 10 — Швейцария, 3%

5 — Словакия, 12% 11 — Израиль, 3%

6 — США, 9% 12 — Испания, 3%

ного обеспечения ЛПУ стоматологического профиля. Появились первые частные предприятия, специализировавшиеся на поставке и дистрибью-ции стоматологических медицинских изделий. Под Москвой открылся специальный завод по производству стоматологических материалов «Стома-Дент», который начал свою работу с выпуска двух стоматологических материалов, а к 2000 г. расширил свой ассортимент до 40 позиций. К концу 90-х годов рынок стоматологических ИМН и техники был насыщен полностью, в т.ч. импортными изделиями из Западной Европы и Америки, а также из Японии. Сегодня на стоматологическом рынке представлено большинст-

во крупных производителей из этих регионов.

Опросы врачей-стоматологов показывают, что в настоящее время они считают предпочтительными по критерию соотношения «качество-цена» следующие медицинские изделия: стоматологические врачебные установки производства Чехии, Словакии, Финляндии, металлокерамику из ФРГ, США, слепочные материалы из ФРГ, боры и материалы для эндодонтического лечения немецкого и швейцарского производства, французские и японские расходные материалы. В то же время врачи-стоматологи достаточно широко используют и ИМН отечественного производства, например, металличес-

кий инструментарий из Казани, зубоврачебные наконечники также из Казани и из Серпухова. Таким образом, сфера обращения средств, применяемых в стоматологии и предназначенных для профессиональной деятельности врачей-стоматологов, среднего медицинского персонала, является одним из специфических сегментов рынка медицинских изделий. Задача изучения данного сегмента облегчается тем, что именно в области стоматологии можно получить наиболее полную и открытую информацию по предложениям ИМН, что не в последнюю очередь обусловлено активным развитием частных стоматологических клиник и практик (кабинетов). Кроме того, дан-

20 главная тема: российский рынок медицинских изделий

2005 март ремодшм

РИСУНОК 5

Структура импорта стоматологического инструмента по странам-производителям

10 11

1 — Прочие, 23%

2 — США, 15%

3 — Германия, 15%

4 — Швейцария, 15%

5 — Франция, 9%

6 — Пакистан, 7%

7 — Швеция, 4%

8 — Япония, 4%

9 — Италия, 4%

10 — Польша, 2%

11 — Испания, 2%

РИСУНОК 6

| Структура импорта стоматологических материалов по странам-производителям

ная сфера характеризуется чрезвычайно широким ассортиментом продукции. Редкая врачебная специальность нуждается в таком количестве видов медицинской техники, инструментария и материалов. Достаточно сказать, что перечень группировочных позиций медицинских изделий, ежедневно необходимых врачу стоматологу-ортопеду, составляет не менее 50, и это без учета зуботехнических ИМН. Такая широта ассортимента позволяет создавать и анализировать статистически значимые базы данных.

Однако очевидно, что изучение сферы обращения медицинских изделий требует разработки специфического комплекса методов, который позволил бы по возможности полно осуществить сбор информации и провести ее анализ с целью выявления и всесторонней характеристики данной области.

МАТЕРИАЛЫ

И МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ^^В■

Для сбора информации определены следующие источники: + таможенная статистика; + статистика по внутреннему производству стоматологических медицинских изделий;

« прайс-листы компаний-дистрибьюторов медицинских изделий, применяемых в профессиональной стоматологии.

На основании анализа указанных источников должны формироваться базы данных:

+ по импорту медицинских изделий, применяемых в профессиональной стоматологии;

+ по поставщикам (производителям и дистрибьюторам);

4 по предложениям медицинских изделий, применяемых в профессиональной стоматологии.

Базы данных, поддерживаемые компьютерными информационно-поисковыми системами (ИПС), позволят получить ключевые показатели в сфере обращения медицинских изделий, применяемых в профессиональной стоматологии, выявить их динамику и в перспективе оценить прогноз развития. Такими индикаторными показателями являются: показатели изменений объемов импорта, структура импорта по странам, по видам изделий и пр., ценовые показатели предложений ИМН по разным позициям, структура видов дистрибьюторов и поставщиков и ее динамика и пр. На основании баз данных по специально разработанной методике строятся ранкинки и рейтинги субъектов и объектов сферы обращения медицинских изделий, которые позволяют с достаточной долей объективности оценить позицию каждого из них по системе комплексных показателей, оценить их роль и значение во взаимосвязях и т.д.

Наиболее сложной задачей является оценка объема данной сферы в денежном выражении. Для получения этих показателей в условиях дефицита открытой и официальной статистики целесообразно применять методы математического моделирования и экстраполяции.

Первым этапом в изучении сферы обращения медицинских изделий, применяемых в профессиональной стоматологии, является исследование предложений в Москве. Первичный анализ проводился на основании прайс-листов с ценами, действующими на декабрь 2005 г., поступивших в ряд московских клиник и полученных у поставщиков по специальным запросам. Всего были проанализированы предложения 156 поставщиков.

АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Фирмы, представившие свою продукцию в прайс-листах, в основном располагаются в Москве или Московской области. Исключение составили 3 фирмы, представительства которых расположе-

ны в С.-Петербурге, Калининграде и Липецке. Большинство компаний-поставщиков являются дистрибьюторскими компаниями, специализирующимися на оптовой торговле различных стоматологических ИМН, но поставками на стоматологическим рынке занимаются и представительства компаний-производителей, а также их дилеры (рис. 1). Большинство дистрибьюторов поставляют практически полный спектр продукции для стоматологической практики.

Тем не менее можно выделить ряд компаний, специализирующихся на узких направлениях (рис. 2). Большая часть предлагаемой продукции произведена в Западной Европе. Это вполне соответствует данным таможенной статистики (табл. 1), с помощью которой в данном случае проводилась верификация полученных по прайс-листам предложений. В созданной первичной базе данных по предложениям и по импортируемым товарам заводов-изготовителей и фирмам-получателям была выявлена одна особенность: продукция одного производителя поставляется одному получателю, что позволяет выделить дистрибьюторов-импортеров («первые руки»). Исключением стали всего 5 заводов-изготовителей, продукцию которых получает более одной фирмы — это Bien Air, Fedesa, W&H Dentalwerk Burmoos GmbH, Сирона Дентал Системс ГмбХ, Эдента Аг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в прайс-листах практически отсутствуют прямые предложения от фирм-получателей. Так, на

рынок предлагают свою продукцию лишь 16 дистрибьюторов-импортеров из 57. Это свидетельствует о том, что цепочка поставки товаров для стоматологического сектора имеет более двух звеньев.

Для удобства анализа мы выделили три группы импортируемых медицинских изделий (рис. 3): « оборудование, + инструменты, + материалы.

Первичный анализ позволил выявить, что лишь за один месяц 2004 г. (сентябрь) на территорию России было ввезено оборудование 22 фирм-изготовителей из 11 стран. Наибольшее количество импортированных приборов и аппаратуры приходится на производителей Австрии, Бразилии, Германии и Словакии (рис. 4). Импортированное оборудование в основном представлено стоматологическими установками в различных комплектациях.

Большая доля импортируемого инструментария для стоматологического сектора представлена производителями США, Германии и Швейцарии (рис. 5). Всего же на территории РФ были поставлены инструменты от производителей из 10 стран.

В структуре импорта стоматологических материалов наблюдается несколько иная картина (рис. 6). Несмотря на то, что лидером по объемам импорта является Германия, достаточно большие доли принадлежат производителям из Украины и Чехии.

Приведенные данные, полученные на первом этапе исследования, позволяют представить примерную расстановку сил в области поставок стоматологических изделий, их предложения на российском сегменте рынка стоматологической техники, ИМН и материалов.

Дальнейшие исследования по разработанной методике позволят полнее охарактеризовать сферу обращения медицинских изделий, применяемых в профессиональной стоматологии, и отработать методику исследования рынка медицинской техники и ИМН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.