Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жужгина Ирина Анатольевна, Харламов Павел Сергеевич

Объектом исследования выступает управление социально-экономическим развитием муниципального образования. Предметом исследования является разработка системы сбалансированных показателей для муниципального образования. Актуальность проблематики обусловлена необходимостью совершенствования существующих механизмов управления муниципальным образованием, в том числе его стратегическим развитием; нормативным закреплением мониторинга за систематическим достижением или недостижением показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Цель исследования заключается в разработке системы сбалансированных показателей для муниципального образования. Предложена методологическая основа разработки сбалансированной системы показателей для муниципального образования, состоящая из типовой модели сбалансированной системы показателей для муниципального образования в системе контроллинга (модель перспектива-цель), формы представления индикаторов социально-экономического развития муниципального образования для сбалансированной системы показателей и формы представления сбалансированной системы показателей для муниципального образования. Приведен пример сбалансированной системы показателей для муниципального образования - город Смоленск, на основе предложенной методологической модели. Сделан вывод об эффективности внедрения сбалансированной системы показателей для муниципального образования. Указаны преимущества внедрения методологической разработки, среди которых наиболее важным является обеспечение принятия эффективных управленческих решений по вопросам, находящимся в ведении органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жужгина Ирина Анатольевна, Харламов Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A BALANCED SCORECARD FOR THE MUNICIPALITY

The object of the study is the management of socio-economic development of the municipality. The subject of the research is the development of a balanced scorecard for the municipality. The relevance of the issue is due to the need to improve the existing mechanisms of management of the municipality, including its strategic development; normative consolidation of monitoring the systematic achievement or non-achievement of performance indicators of local government. The aim of the study is to develop a system of balanced scorecard for the municipality. The methodological basis for the development of a balanced scorecard for the municipality, consisting of a typical model of a balanced scorecard for the municipality in the system of controlling (model perspective-target), the form of indicators of socio-economic development of the municipality for a balanced scorecard and form of balanced scorecard for the municipality. The example of a balanced scorecard for the municipality of Smolensk, based on the proposed methodological model. The conclusion about the effectiveness of the introduction of a balanced scorecard for the municipality. The advantages of implementing the methodological development, among which the most important is to ensure effective managerial decision-making on issues under the jurisdiction of local government.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Разработка системы сбалансированных показателей для муниципального образования

Жужгина Ирина Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий в экономике и управлении, филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске E-mail: zhuzhgina_irina@mail.ru

Харламов Павел Сергеевич,

студент, филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске E-mail: pavel_kharlamov.mp67@mail.ru

Объектом исследования выступает управление социально-экономическим развитием муниципального образования. Предметом исследования является разработка системы сбалансированных показателей для муниципального образования. Актуальность проблематики обусловлена необходимостью совершенствования существующих механизмов управления муниципальным образованием, в том числе его стратегическим развитием; нормативным закреплением мониторинга за систематическим достижением или недостижением показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Цель исследования заключается в разработке системы сбалансированных показателей для муниципального образования. Предложена методологическая основа разработки сбалансированной системы показателей для муниципального образования, состоящая из типовой модели сбалансированной системы показателей для муниципального образования в системе контроллинга (модель перспектива-цель), формы представления индикаторов социально-экономического развития муниципального образования для сбалансированной системы показателей и формы представления сбалансированной системы показателей для муниципального образования. Приведен пример сбалансированной системы показателей для муниципального образования - город Смоленск, на основе предложенной методологической модели. Сделан вывод об эффективности внедрения сбалансированной системы показателей для муниципального образования. Указаны преимущества внедрения методологической разработки, среди которых наиболее важным является обеспечение принятия эффективных управленческих решений по вопросам, находящимся в ведении органов местного самоуправления.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие муниципального образования; система сбалансированных показателей; система контроллинга для муниципального образования; муниципальное образование; эффективные управленческие решения; стратегическое управление.

Введение

В настоящее время выявляется необходимость совершенствования существующих механизмов управления муниципальным образованием, в том числе его стратегическим развитием. Указанная необходимость вызвана обстоятельствами и изменениями как внешних, так и внутренних условий социально-экономического развития (в том числе последствиями ограничений, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции - COVID-19; санкциями недружественных России стран; необходимостью кооперации муниципальных образований и повышения их конкурентоспособности в национальном масштабе; политикой пространственного и инновационного развития муниципальных образований).

Данная проблема требует не только пересмотра сложившейся практики муниципального управления, но и определения новых механизмов и инструментов, прежде всего основанных на автоматизации различных процессов. В настоящее время одним из таких процессов является процесс контроллинга в муниципальном образовании, являющийся новым в практике муниципального управления и предоставляющим методы и инструменты, позволяющие эффективно координировать деятельность органов власти муниципального образования по достижению стратегических и текущих целей [1-3], разрабатывать и принимать эффективные управленческие решения.

Следует отметить, что на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предполагающий, в случае принятия, изменение принципов деятельности органов местного самоуправления на территории Российской Федерации. Во-первых, предполагается определение новой роли местного самоуправления как третьего уровня публичной власти вместо пространного понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Во-вторых, законопроект является основой для внедрения реформы территориальной организации местного самоуправления, предполагающей принятия принципа одноуровневого самоуправления вместо поселенческого принципа. В-третьих, законопроект предполагает введение нового основания для применения такой формы ответственности для глав муниципальных образований и субъектов Российской Федерации как удаление глав в отставку за систематическое

сз о

со £

m Р

сг

от А

недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления (особенно в областях социально-экономической политики и развития цифровой экономики на территории муниципального образования).

Исходя из вышесказанного, в рамках дальнейшего развития органов местного самоуправления на территории Российской Федерации актуальным и важным становится внедрение контроллинга в систему муниципального управления и, прежде всего, разработка системы сбалансированных показателей для муниципального образования, характеризующей эффективность управления муниципальным образованием.

Роль сбалансированной системы показателей в системе управления муниципальным образованием и особенности ее внедрения

В настоящее время для обеспечения социально-экономического развития муниципальных образований в условиях VUCA-мира, постепенно переходящего в среду ВАМ-мира, характеризующихся высокой степенью неопределенности, неоднозначности, сложности и нелинейности, требующих быстрой адаптации к изменениям во внешней среде и учитывающих текущую ситуацию (например, в условиях ограничений, вызванных пандемией COVID-19, или в условиях санкций недружественных стран). Только оперативное получение информации о показателях социально-экономического развития позволяет органам местного самоуправления своевременно принимать эффективные решения [4], скоординированные и направленные на достижение целей, формирующих стратегию социально-экономического развития муниципального образования.

В настоящий момент стратегия социально-экономического развития муниципального образования представлена в форме нормативно-правового акта. Данный нормативно-правовой акт включает в себя направления развития муниципального образования и перечень показателей, характеризующих данные направления. Однако простой перечень показателей в нормативно-правовом акте не носит системного характера, так как в документе не прописаны взаимосвязи между показателями и при выборе показателей возможно их дублирование по различным аспектам стратегии. В связи с этим целесообразным является разработка сбалансированной системы показателей для муниципального образования, под которой следует понимать элемент системы стратегического управления муниципальным образованием на основе измерения и оценки его эффективности посредством оптимально подобранных ответственными муниципальными органами власти ¡¡^ показателей, отражающих все аспекты стратегии £ социально-экономического развития муниципаль-— ного образования.

^ При использовании сбалансированной системы ^ показателей важно сохранять равновесие между Ц стратегическими и текущими целями, долгосроч-

ными и краткосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами развития муниципального образования.

Эффективность сбалансированной системы показателей для муниципального образования зависит от качества проработки каждого из этапов внедрения сбалансированной системы показателей, поскольку переход от текущего метода построения стратегии социально-экономического развития к разработке системы сбалансированных показателей для муниципального образования в составе стратегии социально-экономического развития муниципального образования должен быть поэтапным и учитывать историческую документацию (стратегии социально-экономического развития муниципального образования прошлых лет) [5-6]. Этапы внедрения сбалансированной системы показателей для муниципального образования представлены на рисунке 1.

Методология выделяет шесть последовательных этапов внедрения сбалансированной системы показателей.

На этапе подготовки к построению сбалансированной системы показателей происходит формирование стратегии социально-экономического развития муниципального образования, выбор перспектив развития, анализ процессов в муниципальном образовании, определение должностных лиц, ответственных за разработку сбалансированной системы показателей для муниципального образования [7].

На этапе анализа действующей стратегии социально-экономического развития муниципального образования происходит выбор показателей для конкретных перспектив развития, выбранных на предыдущем этапе (рис. 1).

Этап 1

Подготовка к построению сбалансированной системы показателей

Этап 2

Анализ действующей стратегии социально-

экономического развития муниципального образования

Этап 3

Построение сбалансированной системы показателей и

ее утверждение решением представительного органа

местного самоуправления

Этап 4

Каскадирование сбалансированной системы

показателей

Этап 5

Контроль выполнения стратегии социально-

экономического развития муниципального образования

Этап б

Внесение изменений в стратегию социально-экономического развития муниципального образования

Рис. 1. Этапы построения и использования сбалансированной системы показателей для муниципального образования в системе контроллинга

Этап построения сбалансированной системы показателей осуществляется путем конкретизации стратегических целей, дальнейшего связывания стратегических целей причинно-следственными цепочками, определения целевых значений выбранных показателей. Этап завершается разработкой стратегических мероприятий и утверждением сбалансированной системы показателей муниципального образования решением представительного органа местного самоуправления.

Этап каскадирования или декомпозиции сбалансированной системы показателей для муниципального образования предназначен для повышения качества стратегического управления муниципальным образованием и заключается в разработке сбалансированных систем показателей для органов местного самоуправления и их подразделений.

Этап контроля выполнения стратегии социально-экономического развития муниципального образования предназначен для улучшения сбалансированной системы показателей через анализ и оценку соответствия текущих значений показателей целевым.

По результатам контроля выполнения стратегии социально-экономического развития муниципального образования возможно внесение изменений в стратегию социально-экономического развития муниципального образования, либо принятие новой стратегии, что влечет за собой построение новой сбалансированной системы показателей для муниципального образования.

Таким образом, роль сбалансированной системы показателей в системе управления муниципальным образованием заключается в определении направлений, для которых необходима наибольшая концентрация усилий и ресурсов, возможность четкого понимания результативности решений, а также в мониторинге принятой стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Разработка сбалансированной системы показателей для муниципального образования

Методологическая основа разработки сбалансированной системы показателей для муниципального образования

Построение системы сбалансированных показателей для муниципального образования базируется на следующих методологических принципах: целостность, дифференциация, адаптивность, нормативность, оптимизация и экономическая эффективность.

Целостность свидетельствует о наличии в системе сбалансированных показателей взаимосвязей между всеми элементами системы, которые приводят при воздействии на один или несколько элементов системы к изменению других элементов. Целостность позволяет рассматривать систему сбалансированных показателей одновременно и как единое целое, и в то же время как подсистему

системы более высокого уровня (например, подсистема системы контроллинга, подсистема стратегического управления и т.п.) [8].

Дифференциация характеризует степень различия между уровнями управления, а также между отдельными подразделениями одного уровня управления. Сбалансированная система показателей связывает различные функциональные области и уровни управления, поэтому представляет собой многомерную систему показателей, отражающих деятельность подразделений и связанных со всеми уровнями управления.

Адаптивность является принципиально важным качеством любой системы, так как в современном мире ни одна система не может быть полностью закрытой и не испытывать воздействия окружающей ее среды. Сбалансированная системы показателей для муниципального образования должна быть адаптируема к реальным условиям [9].

Принцип нормативности при разработке сбалансированной системы показателей для муниципального образования реализуется посредством установления научно-обоснованных динамических нормативов для каждого показателя, входящего в систему.

Принцип оптимизации напрямую связан с принципом экономической эффективности, так как критерием оптимальности разработанной сбалансированной системы показателей для муниципального образования является интегральный показатель, характеризующий уровень экономической эффективности.

Реализация всех этих принципов осуществляется в соответствии с этапами внедрения сбалансированной системы показателей, представленными на рис. 1.

Во-первых, перед построением сбалансированной системы показателей для муниципального образования необходимо иметь разработанную стратегию социально-экономического развития муниципального образования, а уже на основании ее решить, какие перспективы должны быть выбраны, и до какого уровня надо провести декомпозицию.

Во-вторых, важно понимать, что стратегия социально-экономического развития муниципального образования состоит из следующих взаимосвязанных компонентов - миссия и стратегическая цель, которые в свою очередь оказывают влияние на формирование подцелей, состоящих из конкретных программ и проектов развития территорий. При этом стратегические цели присутствуют во всех стратегических документах.

В-третьих, при разработке сбалансированной системы показателей для муниципального образования целесообразно использовать метод динамического норматива [10-12]. Формой выражения упорядочения показателей служит ранжирование показателей.

Таким образом, вышеописанная методологическая основа разработки сбалансированной системы показателей для муниципального образования

сз о со от гп Р от

от А ш

имеет ряд преимуществ, определяющих эффективность и целесообразность разработки:

- обеспечение своевременной адаптации сбалансированной системы показателей к изменениям текущей среды в условиях УиОА-мира, имеющего крайне высокую степень неопределенности, неоднозначности, сложности и нелинейности;

- обеспечение принятия эффективных управленческих решений по вопросам, находящимся в ведении органов местного самоуправления, с помощью осуществления мониторинга социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с разработанной сбалансированной системой показателей;

- возможность проведения комплексной свертки непосредственно несоизмеримых показателей, представленных в ординарной шкале измерения с помощью инструментов нейро-нечеткого моделирования (построения нечеткой модели оценивания и прогнозирования трендов развития (динамики показателей) с помощью нейронных сетей);

- позволяет достигнуть высокую информационную емкость и получать более точные динамические интегральные оценки.

Методология внедрения сбалансированной системы показателей позволяет перевести стратегию на уровень текущего управления.

Предлагаемая методологическая разработка сбалансированной системы показателей для муниципального образования

В соответствии с предложенной выше методологической основой разработки сбалансированной системы показателей для муниципального образования можно предложить типовую модель сбалансированной системы показателей для муниципального образования (рисунок 2).

Однако представленная на рисунке 2 типовая модель сбалансированной системы показателей для муниципального образования может быть изменена в соответствии с принятой в муниципальном образовании стратегии социально-экономического развития, а также с особенностями конкретного муниципального образования. Например, если муниципальное образование является «научным центром», то необходимо сделать больший акцент на достижение прорывных результатов в научно-технологической сфере; если муниципальное образование является сельскохозяйственным, то необходимо изменить или дополнить модель развитием сельского хозяйства.

а. в

см см

Рис. 2. Типовая модель сбалансированной системы показателей для муниципального образования в системе

контроллинга (модель перспектива-цель)

После построения модели сбалансированной системы показателей для муниципального образования (определение перспектив) необходимо определить индикаторы социально-экономического

развития муниципального образования и увязать их с конкретными перспективами и целями. Авторами предлагается занесение данных индикаторов в таблицу 1.

Таблица 1. Форма представления индикаторов социально-экономического развития муниципального образования для сбалансированной системы показателей

№ Показатель Текущее значение пока- Значение показателя в соответствии со стратегией социально-

п/п зателя экономического развития

Перспектива 1 (в соответствии с моделью) - ...

Цель 1 (в соответствии с моделью) - ...

1

2

Цель 2 (в соответствии с моделью) - ...

3___

Перспектива 2 (в соответствии с моделью) - ... Цель 1 (в соответствии с моделью) - ...

4

Таблица 2. Форма представления сбалансированной системы показателей для муниципального образования

Перспектива Показатель (Ш) Целевая установка Текущее значение показателя Значение показателя в соответствии со стратегией социально-экономического развития

Перспектива 1 (в соответствии с моделью) КП1.1 - ... Рост/снижение

КП1.2 - ... Рост/снижение

КП1.3 - ... Рост/снижение

Перспектива 2 (в соответствии с моделью) КП2.1 - ... Рост/снижение

КП2.2 - ... Рост/снижение

КП2.3 - ... Рост/снижение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из разработанной модели, отражающей перспективы социально-экономического развития муниципального образования (рисунок 2), и определенных индикаторов социально-экономического развития муниципального образования строится сбалансированная система показателей для муниципального образования, форма представления которой представлена в таблице 2.

Таким образом, предложена методология разработки сбалансированной системы показателей для муниципального образования, описана методологическая основа разработки, описаны этапы разработки, а также предложены типовые формы для осуществления разработки сбалансированной системы показателей.

Результаты и обсуждение

На основе приведенных теоретико-методологических положений разработки сбалансированной системы показателей для муниципального образования и положения законопроекта № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который отражает сложившиеся тренды в организации системы органов власти на уровне местного самоуправления и принципах развития муниципальных образований при участии указанного уровня органов власти, о необходимости систематического достижения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, особенно в об-

ластях социально-экономической политики и развития цифровой экономики на территории муниципального образования определяется необходимость внедрения системы сбалансированных показателей в систему управления муниципального образования. Следует отметить, что сбалансированная система показателей может входить, как подсистема в систему высшего порядка - систему контроллинга, поэтому для дальнейшего повышения эффективности управления муниципальным образованием следует разработать и внедрить систему контроллинга, отличающуюся большей комплексностью, чем отдельная система сбалансированных показателей.

Приведенная методология разработки сбалансированной системы показателей для муниципального образования может быть использована в муниципальных образованиях любых типов, включая городские поселения (центры субъектов Российской Федерации), иные муниципальные образования в составе субъектов Российской Федерации, прежде всего, районы.

Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научных исследованиях по темам: система контроллинга в муниципальном образовании, автоматизация процессов управления и учетно-аналитической работы в муниципальном образовании, - а также при разработке и внедрении сбалансированной системы показателей в конкретных муниципальных образованиях с целью повышения эффективности исполнения стратегии социально-экономического развития.

сз о со от гп Р от

от А ш

Таблица 3. Фрагмент предложенной сбалансированной системы показателей для муниципального образования - город Смоленск (за 2020-2030 гг.)

Перспектива Показатель (№!) Целевая установка Текущее значение показателя Значение показателя в соответствии со стратегией социально-экономического развития

Перспектива 1 Улучшение демографической ситуации КП1.1 - Соотношение числа детей, переданных на воспитание в семьи граждан, по отношению к числу выявленных детей-сирот,% Рост 52 87

КП1.2 - Доля молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, от общего количества молодых семей,% Рост 6,38 36

Перспектива 2 Развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства КП2.1 - Реконструкция (замена) водопроводных сетей, км Рост 4,8 8,0

КП2.2 - Реконструкция (замена) канализационных сетей, км Рост 0,5 7,0

КП2.3 - Количество аварийных жилых домов, подлежащих сносу, ед. Снижение 20 17

Перспектива 3 Улучшение инвестиционного климата КП3.1 - Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн руб. Рост 17654,1 21769,8

КП3.2 - Индекс физического объемам/о к предыдущему году Снижение 125,0 107,8

КП3.3 - Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн руб. Рост 13689,5 14210,1

На основании указанных теоретико-методологических положений предложена сбалансированная система показателей для муниципального образования - город Смоленск, фрагмент которой представлен в таблице 3.

Таблица 4. Показатель КП3.2 сбалансированной системы показателей для муниципального образования - город Смоленск (за 2020-2030 гг.)

Показатель (Ш) 2020 год 2022 год 2027 год 2030 год

КП3.2 - Индекс физического объема,% к предыдущему году Факт 125,0 85,1 - -

Прогноз 101,9 105,9 107,8

©

ем ем

Представленный в таблице 3 фрагмент предложенной сбалансированной системы показателей для муниципального образования - город Смоленск, основан на действующей стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Проанализировав данный фрагмент, можно увидеть ошибки в составлении стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в частности указанное касается КП3.2, составленного ошибочно лишь на основе прогноза предыдущих лет (контрольная точка начала прогнозирования 2010 год). При подробном

рассмотрении показателя КП3.2 (таблица 4 и рисунок 3) можно сделать заключение о необходимости внесения изменений в стратегию.

Рис. 3. Анализ динамики показателя КП3.2 сбалансированной системы показателей для муниципального образования - город Смоленск (за 2020-2030 гг.)

На рисунке 3, видно, что динамика показателя КП3.2 (факт и прогноз) уже в 2022 году формирует разрыв, что является негативным явлением в исполнении стратегии социально-экономического развития.

Выводы

Таким образом, предложенная методология разработки сбалансированной системы показателей для муниципального образования повышает эффективность управления муниципальным образованием за счет отображения факта систематического достижения или недостижения показателей эффективности деятельности органов мест-

ного самоуправления, повышения эффективности контрольно-аналитической работы в муниципальном образовании, интерпретации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в системном виде. Также методология разработки и внедрения сбалансированной системы показателей позволяет перевести стратегию на уровень текущего управления, упрощая подготовку различных мероприятий, направленных на развитие муниципального образования.

Литература

1. Nafari E., Rezaei B. Relationship between human resources strategies and organizational performance based on the balanced scorecard in a public hospital in Iran: a cross-sectional study. BMC Health Serv Res. 2022. 22(1). 363.

2. Chen H.-M., Wu H.-Y., Chen P.-S. Innovative service model of information services based on the sustainability balanced scorecard: Applied integration of the fuzzy Delphi method, Kano model, and TRIZ. Expert Systems with Applications. 2022, № 205.117601.

3. Rahuma A., Fethi S. A new approach to evaluate environmental strategy: Empirical evidence from international petroleum companies using the balanced scorecard model. Business Strategy and the Environment. 2022, 31(7), 3152-3165.

4. Siratananont T., Ponathong C., Yongsorn C. Strategic development of a city university for higher education institutes (HEIs) under the special local government organization. Kasetsart Journal of Social Sciences. 2022, 43(4), 867-872.

5. Jeong J., Lee H., Park H. A study on the effect of knowledge services on organizational performances based on the concept of balanced scorecards for the sustainable growth of firms: Evidence from south korea. Sustainability (Switzerland), 2022, 14(19).

6. Moazeni H., Arbab Shirani B., Hejazi S.R. An integrated game theoretic model and network data envelopment analysis to determine optimal export allocation to industrial units (A case study of the stone industry). Journal of Computational Science, 2022, 64.

7. §enel U.T., Rouyendegh B.D., Demir S. A multiattribute approach to ranking departments based on performance: A balanced scorecard pilot study. Complex and Intelligent Systems, 2022, 8(5), 4177-4185.

8. Faraji O., Ezadpour M., Rahrovi Dastjerdi A., Dol-atzarei E. Conceptual structure of balanced score-card research: A co-word analysis. Evaluation and Program Planning, 2022, 94.

9. Hegazy M., Hegazy K., Eldeeb M. The balanced scorecard: Measures that drive performance evaluation in auditing firms. Journal of Accounting, Auditing and Finance, 2022, 37(4), 902-927.

10. Baker R. Government accounting in Canada: A special issue. Canadian Journal of Administrative Sciences, 2022, 39(3), 288-292.

11. Sayed N., Lento C., Henderson M. Application of the balanced scorecard for strategy reformulation: Perspectives from a canadian municipality. Canadian Journal of Administrative Sciences, 2022, 39(3), 328-346.

12. Alipour F., Jamshidizadeh S., Bastani P., Mehrali-an G. The balanced scorecard as a strategic management tool in hospital pharmacies: An experimental study. Journal of Health Organization and Management, 2022, 36(6), 767-780.

DEVELOPMENT OF A BALANCED SCORECARD FOR THE MUNICIPALITY

Zhuzhgina I.A., Kharlamov P.S.

Branch of the National Research University Moscow Power Engineering Institute in Smolensk

The object of the study is the management of socio-economic development of the municipality. The subject of the research is the development of a balanced scorecard for the municipality. The relevance of the issue is due to the need to improve the existing mechanisms of management of the municipality, including its strategic development; normative consolidation of monitoring the systematic achievement or non-achievement of performance indicators of local government. The aim of the study is to develop a system of balanced scorecard for the municipality. The methodological basis for the development of a balanced scorecard for the municipality, consisting of a typical model of a balanced scorecard for the municipality in the system of controlling (model perspective-target), the form of indicators of socio-economic development of the municipality for a balanced scorecard and form of balanced scorecard for the municipality. The example of a balanced scorecard for the municipality of Smolensk, based on the proposed methodological model. The conclusion about the effectiveness of the introduction of a balanced scorecard for the municipality. The advantages of implementing the methodological development, among which the most important is to ensure effective managerial decision-making on issues under the jurisdiction of local government.

Keywords: socio-economic development of the municipality; balanced scorecard; controlling system for the municipality; municipality; effective management decisions; strategic management.

References

1. Nafari E., Rezaei B. Relationship between human resources strategies and organizational performance based on the balanced scorecard in a public hospital in Iran: a cross-sectional study. BMC Health Serv Res. 2022. 22(1). 363.

2. Chen H.-M., Wu H.-Y., Chen P.-S. Innovative service model of information services based on the sustainability balanced score-card: Applied integration of the fuzzy Delphi method, Kano model, and TRIZ. Expert Systems with Applications. 2022, № 205. 117601.

3. Rahuma A., Fethi S. A new approach to evaluate environmental strategy: Empirical evidence from international petroleum companies using the balanced scorecard model. Business Strategy and the Environment. 2022, 31(7), 3152-3165.

4. Siratananont T., Ponathong C., Yongsorn C. Strategic development of a city university for higher education institutes (HEIs) under the special local government organization. Kasetsart Journal of Social Sciences. 2022, 43(4), 867-872.

5. Jeong J., Lee H., Park H. A study on the effect of knowledge services on organizational performances based on the concept of balanced scorecards for the sustainable growth of firms: Evidence from south korea. Sustainability (Switzerland), 2022, 14(19).

6. Moazeni H., Arbab Shirani B., Hejazi S.R. An integrated game theoretic model and network data envelopment analysis to determine optimal export allocation to industrial units (A case study of the stone industry). Journal of Computational Science, 2022, 64.

7. §enel U.T., Rouyendegh B.D., Demir S. A multi-attribute approach to ranking departments based on performance: A bal-

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

anced scorecard pilot study. Complex and Intelligent Systems, 2022, 8(5), 4177-4185.

8. Faraji O., Ezadpour M., Rahrovi Dastjerdi A., Dolatzarei E. Conceptual structure of balanced scorecard research: A co-word analysis. Evaluation and Program Planning, 2022, 94.

9. Hegazy M., Hegazy K., Eldeeb M. The balanced scorecard: Measures that drive performance evaluation in auditing firms. Journal of Accounting, Auditing and Finance, 2022, 37(4), 902927.

10. Baker R. Government accounting in Canada: A special issue. Canadian Journal of Administrative Sciences, 2022, 39(3), 288292.

11. Sayed N., Lento C., Henderson M. Application of the balanced scorecard for strategy reformulation: Perspectives from a canadian municipality. Canadian Journal of Administrative Sciences, 2022, 39(3), 328-346.

12. Alipour F., Jamshidizadeh S., Bastani P., Mehralian G. The balanced scorecard as a strategic management tool in hospital pharmacies: An experimental study. Journal of Health Organization and Management, 2022, 36(6), 767-780.

a.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.