Научная статья на тему 'Инновации в социально-экономическом развитии территорий'

Инновации в социально-экономическом развитии территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Наталья Григорьевна, Яшина Светлана Борисовна

Рассматривается стратегическое проектирование социально-экономического развития территории. Анализируются инновационные тенденции местного самоуправления, обеспечивающие эффективное развитие муниципальных образований. Исследуется система сбалансированных показателей как инструмент стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Some issues of the strategic planning of socio-economic development of the territory are considered. We analyze innovative trends of local government to ensure the effective development of municipalities. The balanced scorecard system as a strategic planning tool is studied.

Текст научной работы на тему «Инновации в социально-экономическом развитии территорий»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 256-260

УДК 332.024

ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ

© 2012 г. Н.Г. Титова, С.Б. Яшина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского natgriti@rambler.ru

Поступила в редакцию 20.05.2012

Рассматривается стратегическое проектирование социально-экономического развития территории. Анализируются инновационные тенденции местного самоуправления, обеспечивающие эффективное развитие муниципальных образований. Исследуется система сбалансированных показателей как инструмент стратегического планирования.

Ключевые слова: муниципальное образование, стратегия развития, муниципальное управление, инновационное развитие территории, система сбалансированных показателей развития территории.

Развитие конкретной территории в актуальный период ее функционирования - процесс многогранный и сложный. Важной частью социального и социально-экономического анализа, стратегического проектирования и планирования развития любой территории является осмысление существующей ситуации, выявление проблем и препятствий на пути ее развития, определение социальных резервов, факторов влияния и предпосылок развития территории.

В мировой практике местное самоуправление позиционируется как демократическая система правления. Само понятие отражает целый комплекс исторических, географических, политических, экономических особенностей соответствующих территорий. Термин «местное самоуправление» используется на территории стран постсоветского пространства, в европейских странах используются схожие понятия. В Великобритании «self-goverment» (самоуправление), в Германии «selbsteгwaltung» (самостоятельное управление). Различия существуют не только в названиях, но и в законодательствах. Используются разные системы местных органов управления, различаются критерии разграничения административно-территориальных единиц.

Идеология развития местного самоуправления во всем мире направлена на повышение жизненного уровня граждан, роста конкурентоспособности территории, привлечение инвестиций путем планирования, регулирования и реализации стратегий развития. Это предполагает необходимость изучения международного опыта государственного управления с ориентацией на ключевые моменты успеха и применение сложных механизмов сочетания органов госу-

дарственного управления и органов, избираемых населением. При этом важно не акцентировать внимание на автономии местного самоуправления, а рассматривать смежные территории, взаимосвязь локальных рынков, предпринимательскую инициативу. Это не означает, что интересным является только опыт стран с доминирующей экономикой, эффективно изучать инновации в местном самоуправлении других государств.

Переход к рыночной экономике и развитие местного самоуправления позволило российским регионам и муниципальным образованиям (МО) самостоятельно определять стратегию своего развития.

На этапе становления (1990-е гг. до 1998 года) власти использовали самые различные формы стратегического планирования: программы, планы, концепции и т.п. Началось создание методологической базы регионального и муниципального стратегирования, например разработки Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». Активно формировалась научно-исследовательская инфраструктура - были созданы Институт экономики города, Центр стратегических исследований ПФО, Центр стратегических разработок «Северо-Запад» и многие другие аналогичные учреждения. Первыми в разработке стратегических документов, определяющих долгосрочные перспективы развития территорий, стали крупные регионы и города - Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск. Процесс планирования стал активно использоваться на разных уровнях, вплоть до малых, и перед кризисом 1998 года можно даже было

говорить о «моде» на территориальное страте-гирование. При этом планирование велось преимущественно привлеченными консультантами, а также силами специалистов местных администраций.

Сложная финансово-экономическая ситуация, в которой очутились регионы и МО после кризиса 1998 года, привела к тому, что процессы стратегического планирования оказались свернутыми. На смену пришли краткосрочные и среднесрочные мероприятия «пожарного» характера. И лишь в конце данного этапа (19992003 годы), когда стал ощутимо проявляться рост экономики страны, вновь обозначилась потребность в стратегировании.

Следующий этап (2004-2007 годы) связан с появлением Министерства регионального развития РФ (Минрегион), на которое, в частности, были возложены функции выработки консолидированного подхода к территориальному стра-тегированию. Проведено упорядочение стратегических управленческих документов. Основным долгосрочным (15-20 лет) инструментом стратегического планирования стала Стратегия, которая подкрепляется среднесрочным (3-5 лет) документом - Программой, где приводится детализация мероприятий.

В рамках данного подхода разрабатываются стратегии и программы среднесрочного развития большинства регионов, а также муниципальных образований. В процессе стратегического планирования участвуют представители администраций, консультанты, также привлекаются региональные и местные эксперты, представители бизнес-сообщества, а на отдельных территориях - широкие слои населения.

Содержание настоящего этапа (20082012 годы) во многом определяется проблемами, возникшими в стране из-за мирового финансового кризиса. В первую очередь это социально-экономическая депрессия моногородов. Основным инструментом управления выходом из тяжелой ситуации стал так называемый Комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации моногородов, методические рекомендации по разработке которого подготовлены при участии Минрегиона. На основе предложенных рекомендаций формируются и успешно реализуются такие планы для ряда моногородов (более 150 планов на конец 2010 года).

По своей сути, структуре и содержанию Комплексный инвестиционный план имеет стратегический характер. С учетом того что к монотерриториям относится значительная часть муниципальных образований, методология под-

готовки инвестиционного плана может быть успешно использована в муниципальном стра-тегировании.

Современная ситуация (усугубление диспропорций между регионами и муниципальными образованиями, острая конкуренция за ресурсы на всех уровнях, возможность повторения мирового структурного кризиса в условиях финансовой и политической нестабильности многих стран) требует быстрого повышения уровня стратегического планирования с применением современных достижений в области управления.

В последние 15-20 лет произошло разукрупнение ведущих промышленных и сельскохозяйственных предприятий муниципальных образований Нижегородской области. На территории муниципального образования появились новые предприятия, группы влияния - органы местного самоуправления, местные предприниматели и их сообщества, общественные и религиозные организации, владельцы крупных предприятий, находящихся за пределами МО, и т.д. Развитие территорий приобрело многовекторный и скачкообразный (относительно хаотичный) характер.

Негативные тенденции в диспропорциях территориального развития усугубляются следующими факторами. Во-первых, в постиндустриальной экономике «человеческий капитал» становится главным фактором конкурентоспособности, поэтому борьба за лучших работников ведется как между местными, так и международными компаниями. Депрессивные территории быстро теряют кадровый потенциал (чем выше квалификация, тем проще человеку найти хорошую работу и переехать в более успешный регион), что еще больше усугубляет тяжелое положение территории. Во-вторых, недостаток финансовых ресурсов в федеральном и региональном бюджетах сокращает возможность получения помощи муниципалитетам из данных источников. В-третьих, в условиях кризиса инвесторы менее охотно вкладывают средства в новые проекты, способствующие развитию территорий (производственные мощности, инфраструктура и т.п.), при этом они требуют от региональных и местных властей существенных льгот, которых «бедные» муниципалитеты предоставить не могут.

Для успешного развития муниципального образования наряду с качественным управлением очень важно эффективно использовать имеющиеся на территории ресурсы, а если они ограничены, то необходимо попытаться привлечь их извне. В качестве источников развития

МО можно выделить следующие типы ресурсов:

• природные (полезные ископаемые, плодородные земли, леса);

• энергетические (генерирующие мощности АЭС, ТЭЦ, гидростанций);

• научно-производственые (уникальные специалисты, технологии, оборудование);

• рекреационно-туристические (уникальные природные, историко-культурные, культовые и технические объекты);

• транспортно-инфраструктурные (железные дороги, федеральные автотрассы, большие реки);

• креативные (нестандартные решения, привлекающие клиентов);

• потребительские (наличие близких крупных рынков сбыта);

• социально-инфраструктурные, бизнес-инфраструктурные (ярмарки, выставки, вузы, театры, учреждения здравоохранения и т.п.);

• институциональные (льготы для ведения бизнеса).

Страна сегодня находится в процессе глубокой модернизации и диверсификации экономики, переходе на инновационные рельсы с акцен-

том на экономику знаний и развитие человеческого капитала. Рассматриваемые муниципальные образования должны стать активными участниками этого процесса, соответствовать рациональности и динамичности нынешнего времени, в т.ч. современным мировым трендам, сохранить преемственность и адаптировать к современным условиям накопленный позитивный опыт работы и традиции, действовать инициативно и открыто, постоянно доказывая свою перспективность и конкурентоспособность. Тогда эти муниципальные образования могут рассчитывать на сильную поддержку государства и регионов, на масштабное привлечение инвестиций из различных источников, на постоянный приток новых идей и знаний, на эффективное использование имеющихся активов и возможностей развития. Они смогут занять достойное место в системе национальных инновационных центров, в развитии приоритетных технологических и социальных платформ.

Глобальные изменения, проходящие в политике, экономике и распределении ресурсов требуют от администраций регионов целенаправленных действий. В политическом плане стратегия муниципального образования необходима

Схема. Технология разработки стратегии развития МО на основе системы сбалансированных показателей

для обеспечения его высокой конкурентоспособности в борьбе за инвестиции, в т.ч. частные, государственные и иностранные, и решает следующие задачи:

- фиксирует ясность целей, перспектив и приоритетов развития;

- создает благоприятный имидж муниципального образования;

- консолидирует усилия и ресурсы власти и бизнеса, научной и творческой элиты, общественности в едином векторе инновационного развития;

- способствует выявлению, формализации и практической реализации новых возможностей муниципалитетов, интеграции и кооперации во внешней среде, в том числе с другими муниципальными образованиями.

Важным инструментом стратегического планирования развития муниципального образования может стать широко применяемая в менеджменте корпораций методика, основанная на использовании системы сбалансированных показателей (ССП). Благодаря четкой логике проектирования такой подход позволяет соединить стратегические цели с тактическими задачами, а также впоследствии эффективно управлять процессом развития на основе понятных и всеобъемлющих показателей (схема).

Первый этап процесса стратегирования с помощью системы сбалансированных показателей начинается с проведения анализа как самого муниципального образования, так и территории (соседние города, поселки и регион в целом), на которой оно расположено. Это связано с тем, что в своем развитии необходимо опираться не только на собственные, но и на внешние ресурсы.

На втором этапе формируется стратегическое видение развития муниципального образования, включающее миссию и фокусирование, согласованные со стратегией более высокого уровня - региональной.

Третий этап посвящен разработке стратегических карт, связывающих цели, ключевые факторы успеха и показатели, а также так называемые «стратегические инициативы» (мероприятия, направленные на успешное достижение целей).

На четвертом этапе идет реализация стратегии и мониторинг ее промежуточных результатов с целью возможной коррекции процесса. Один из возможных вариантов алгоритма стратегического планирования - система сбалансированных показателей.

Система показателей социально-экономического развития муниципальных образований

должна быть нацелена на поддержку процессов принятия решений на уровне муниципальных образований и решать три основные задачи:

1) предварительный анализ ситуации в муниципальном образовании. Круг проблем муниципалитета с большей или меньшей степенью глубины описывается набором формализованных показателей. Анализ этих показателей в динамике, их сравнение с аналогичными показателями в других муниципальных образованиях или с определенными нормативными значениями позволяет выявить критические проблемные сферы и потенциальные «полюса роста»;

2) постоянно расширяемый массив информации позволяет в ряде случаев рассчитывать ожидаемый эффект от реализации стратегии на основе сопоставления с другими муниципальными образованиями, где аналогичные меры уже реализованы. Такой подход позволяет, по крайней мере ориентировочно, произвести оценку эффекта от выполнения всей программы;

3) мониторинг и оценка выполнения принятых программ развития муниципальных образований. Периодические информационные «срезы» по ситуации в муниципальном образовании используются для оценки выполняемости мер, заложенных в программу, а также их эффективности. Таким образом, создается основа для механизма «обратной связи» в ходе муниципального управления, необходимой коррекции средне- и долгосрочного планирования, уточнения текущих планов.

Как уже отмечалось, эффективное управление развитием муниципального образования требует формирования комплекса показателей, позволяющих своевременно отслеживать ситуацию и вносить соответствующие коррективы. Данной проблеме большое внимание уделяют отечественные и зарубежные исследователи и практики. Так, например, в «Руководстве для практической оценки движения в направлении устойчивого развития» рекомендуется придерживаться следующих подходов:

• наличие сформулированного перечня требований, связывающего представление об устойчивом развитии и его цели с показателями устойчивого развития и критериями оценки;

• конечное число ключевых проблем, предназначенных для анализа;

• конечное число показателей или их комбинаций, с целью обеспечения более четкой информации в отношении движения;

• стандартизованное количественное измерение во всех возможных случаях, с целью обеспечения сопоставительного анализа;

• сопоставление величины показателей с контрольными цифрами, опорными значениями, областями значений, порогами или направлением статистических трендов, в зависимости от надобности.

Сегодня муниципальные образования как никогда нуждаются в эффективном маркетинге территории и едином векторе развития, обеспечивающем их ускоренную капитализацию и целевое развитие, наращивание производительных сил и стимулирование их самореализации, рост инвестиционной привлека-

тельности. Инновационный путь развития -ключевой приоритет стратегии муниципальных образований.

Список литературы

1. Закиров И.Д. Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований. http://sun.tsu.ru/mminfo/

2. Боссель Х. Пер. с англ. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. 123 с.

3. Hardi P. and Zdan T., 1997. Assessing Sustainable Development: Principles in Practice. Winnipeg: IISD unfccc.int>resource/docs/2008/sb/eng/inf06.pdf

INNOVATIONS IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

N.G. Titova, S.B. Yashina

Some issues of the strategic planning of socio-economic development of the territory are considered. We analyze innovative trends of local government to ensure the effective development of municipalities. The balanced scorecard system as a strategic planning tool is studied.

Keywords: municipality, development strategy, municipal management, innovative development of the territory, balanced scorecard system for territorial development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.