Научная статья на тему 'Разработка системы модульного бизнес-планирования для предприятий российского рынка'

Разработка системы модульного бизнес-планирования для предприятий российского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ / МОДУЛЬНОЕ БИЗНЕСПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / BUSINESS PLAN / BUSINESS PLANNING / PLANNING TECHNIQUE / MODULAR BUSINESS PLANNING / MONITORING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Удалов Федор Егорович, Кротова Власта Владимировна

Рассматриваются основные проблемы составления бизнес-плана для российского предприятия. На основании выявленных проблем предлагается методика модульного бизнес-планирования для малого, среднего и крупного бизнеса. Данный метод сделает процесс составления бизнес-плана более простым и творческим, а также позволит руководителю сократить время его составления и корректировки, избавив от лишнего формализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A SYSTEM OF MODULAR BUSINESS PLANNING FOR THE ENTERPRISES OF THE RUSSIAN MARKET

The article discusses the main problems involved in the development of a business plan for a Russian company. Based on the problems that have been identified, a technique of modular business planning for small, medium and large businesses is proposed. This method makes the process of preparing a business plan more simple and creative. It also allows the manager to reduce the time required for its preparation and adjustment by eliminating the excessive formalism.

Текст научной работы на тему «Разработка системы модульного бизнес-планирования для предприятий российского рынка»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 307-310

УДК 65.290-2

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОДУЛЬНОГО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОГО РЫНКА

© 2012 г. Ф.Е. Удалов 1, В.В. Кротова 2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Нижегородский государственный педагогический университет

udalov@ef.unn.ru

Поттупсла в редакцию 12.12.2011

Рассматриваются основные проблемы составления бизнес-плана для российского предприятия. На основании выявленных проблем предлагается методика модульного бизнес-планирования для малого, среднего и крупного бизнеса. Данный метод сделает процесс составления бизнес-плана более простым и творческим, а также позволит руководителю сократить время его составления и корректировки, избавив от лишнего формализма.

Ключевые тлова: бизнес-план, бизнес-планирование, методика планирования, модульное бизнес-планирование, система контроля.

Планирование является тем направлением, которое задаётся предпринимателем для достижения намеченной цели. Оно необходимо во всех сферах бизнеса и при любых типах экономик: смешанной, рыночной, плановой.

Важность планирования не следует недооценивать. Критический взгляд на своё предприятие поможет вовремя выявить его слабые и сильные стороны, точно определить, что вам потребуется, не упустить чего-либо из вида, оценить открывающиеся перспективы и приступить к выработке плана конкретных действий, направленных на достижение поставленной цели, заранее предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьёзную проблему, выявить причины затруднений, а значит, найти путь их устранения [1].

Пожалуй, уже давно ни для кого не является новостью то, что методика планирования, принятая на Западе, далеко не всегда применима к российским предприятиям и порой требует существенной корректировки (доработки), чтобы быть применимой к нашей экономике. Бизнес-планирование позволяет российским предприятиям надёжно функционировать в условиях рынка и безболезненно войти в систему ВТО.

Бизнес-планирование является сравнительно новой технологией, пришедшей к нам с Запада. Бизнес-планирование - это планирование развития бизнеса предприятия, хозяйственной деятельности [2].

Важным средством конкретизации и дальнейшей детализации стратегического плана является бизнес-план. Он выступает, как будет показано ниже, в качестве основного и эффективного средства внутрифирменного планирования производства [3].

К сожалению, многими российскими предпринимателями недооценивается значение планирования, бизнес-планирования, что нередко приводит к банкротству. Нельзя полагаться на собственную интуицию! Эта проблема явилась одной из основ для исследования и написания данной статьи.

Проведя анализ общепринятых схем и определений, авторы разработали структуру модульного бизнес-планирования.

Целью данной разработки является теоретическое развитие и совершенствование системы внутрифирменного управления предприятием на основе оптимизации процесса планирования.

Модульное бизнес-планирование позволяет сделать саму систему планирования более гибкой. Комплексно спланированный проект легче реализовать, а правильно подобранная технология позволит сэкономить время, которое является невосполнимым ресурсом.

Говоря непосредственно о бизнес-плане малого предприятия, стоит подчеркнуть главное: во-первых, бизнес-план - это не просто бумажный отчёт - это творческий процесс, который требует определённого настроения и определения цели. Если целью является непосредственно контроль и развитие, следует сразу определить:

1) срок корректировки плана;

2) состав команды («мозговой штурм») для корректировки плана, что существенно повысит качество и выполнение плана.

Но не надо придерживаться общепринятого порядка в составлении. Как уже было замечено, бизнес-планирование - творческий процесс, а бизнес-план - индивидуальный документ для каждого предприятия (особенно учитывая рос-

Рис. 1. Модуль для малого бизнеса

сийскую экономику), хотя и существуют общепринятые нормы, которые, как известно, являются западной разработкой и далеки от российского рынка и условий функционирования.

Не стоит забывать, что одной из важнейших функций бизнес-плана является возможность модернизации предприятия: отказ от банальных разработок и, соответственно, внедрение новых принципов, идей.

Проанализировав данные моменты, авторы предлагают более простую схему для малого бизнеса России, представленную на рис.1, где:

- бизнес-план - основное словесное описание предприятия и цели составления данного документа;

- финансовый анализ - основные финансовые показатели, в том числе и по маркетинговой деятельности предприятия, а также анализ рисков. Стоит отметить, что многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей, стоящих перед организацией [4];

- резюме впервую очередь будет содержать блок контроля (мероприятия по контролю, результаты контроля, как итог текущей деятельности предприятия), что непременно придаст значимость данному предприятию.

Составление данного бизнес-плана поможет предпринимателю сконцентрировать своё внимание не на общепринятом стандарте (придер-

живаться норм составления бизнес-плана), а непосредственно разработать стратегию дальнейшего развития и становления предприятия, через глубокий анализ и разработку системы контроля.

Основные плюсы:

1) концентрация на финансовом анализе, то есть на цифрах (показателях);

2) сокращение объёма бизнес-плана как документа;

3) простота при составлении: рассматривая основные показатели финансовой деятельности, предприниматель непременно затронет такие области, как производство, маркетинг и так далее, так как невозможно обойти все области, проводя финансовый анализ, не выводя данные показатели в отдельный блок, сконцентрировав внимание на основных финансовых показателях

- товарообороте, издержках, рентабельности и ликвидности.

Модуль 2 - это модуль для среднего бизнеса (рис. 2). Данная схема несколько отличается от схемы для малого бизнеса, так как необходимо, по мнению авторов, более подробно рассмотреть риски в финансовом анализе и, главное, меры по снижению потерь. Данный показатель сыграет значительную роль при оформлении каких-либо сделок (кредитования, инвестирования).

На рис. 2 резюме - это сведения о компании, итоговые показатели; финансовый анализ - это основные показатели: товарооборот, издержки, рентабельность и ликвидность, доход; риски: основные виды рисков и, соответственно, мер по снижению потерь.

При составлении данного модуля следует отметить следующие плюсы:

1) все итоговые показатели представлены в начале документа;

2) финансовый анализ содержит лишь основные показатели, расчёт которых не требует глубоких знаний экономики и финансового менеджмента и позволит предпринимателю самому сделать (откорректировать) данные расчёты;

3) уменьшение объёма документа;

4) Гибкость схемы: возможность индивидуальной корректировки (добавление-изменение каких-либо блоков).

Рис. 2. Модуль для среднего бизнеса

Рис. 3. Схема бизнес-планирования для крупного предприятия

Далее рассмотрим модуль 3 - модуль бизнес-планирования для крупного предприятия (рис. 3).

При оценивании проектов наиболее существенными представляются следующие виды не-определённости инвестиционных рисков:

- риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

- внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.п.);

- неопределённость политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;

- неопределённость целей, интересов и поведения участников;

- неполнота и неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротства, срывов договорных обязательств) [5].

Основные плюсы:

1) итог (резюме) выносится в начало документа;

2) наличие системы контроля (её характеристика, описание) в бизнес-плане существенно поднимет статус, престиж предприятия, так как контроль является на сегодняшний день важным показателем деятельности предприятия, фирмы.

Таким образом, рассмотрев основные плюсы каждого модуля, авторы подчёркивают, что главной идеей является вынесение финансового анализа в основную часть бизнес-плана, что позволит и предпринимателю, и инвестору, не вникая глубоко в философию предприятия, ви-

деть конкретные результаты, на основании которых и принимать соответствующие решения.

Говоря непосредственно об инвесторе, стоит также заметить, что данные расчёты (анализ) будут являться прекрасной характеристикой руководителю как грамотному, знающему и любящему своё дело специалисту, что также непременно поднимет статус предприятия.

Процесс бизнес-планирования наряду с творческими моментами, о которых уже упоминалось в данной работе, содержит и часто повторяемые трудоемкие расчётные операции. Такие действия могут потребоваться при определении/создании картины бизнес-процессов предприятия, отраженной в сводной финансовой модели предприятия (проекта). Наряду с определением поля возможных альтернатив необходимо всегда помнить о таком невосполняемом ресурсе, как время.

Очевидно, что более глубокая проработка проблемы (более широкий охват альтернатив) возможен как раз при автоматизации наиболее трудоёмких операций в части формализуемых расчётов.

Спсток литературы

1. Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Улан-Удэ, 2005. 170 с.

2. Бригхем Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. СПб.: Питер, 2009. 960 с.

3. Царёв В.И. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Издат. дом «Вильямс», 2006. С. 65.

5. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческих решений. Учебник для вузов. 5-е издание. СПб.: Питер, 2008. 368 с. (Серия «Учебник для вузов»).

DEVELOPING A SYSTEM OF MODULAR BUSINESS PLANNING FOR THE ENTERPRISES OF THE RUSSIAN MARKET

F.E. Udalov, V. V. Krotova

The article discusses the main problems involved in the development of a business plan for a Russian company. Based on the problems that have been identified, a technique of modular business planning for small, medium and large businesses is proposed. This method makes the process of preparing a business plan more simple and creative. It also allows the manager to reduce the time required for its preparation and adjustment by eliminating the excessive formalism.

Keywords: business plan, business planning, planning technique, modular business planning, monitoring system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.