Научная статья на тему 'Бизнес-план как неотъемлемый элемент стратегического планирования'

Бизнес-план как неотъемлемый элемент стратегического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2736
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-план / стратегическое планирование / принципы / цели / задачи / особенности планирования / принципы планирования / business plan / strategic planning / principles / goals / objectives / features of planning / principles of planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чудайкина Татьяна Николаевна, Давыдкина Олеся Петровна, Желиховский Денис Олегович

В статье рассматривается процесс составления бизнес-плана, подробно расписаны этапы, цели, задачи его составления, выделены принципы планирования. Приведены основные участники и подробно описаны их выгоды при применении бизнесплана. Сделан вывод о том, что бизнес-план является самостоятельным видом плановой деятельности, связанной с предпринимательской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business plan as an integral element of strategic planning

The article discusses the process of drawing up a business plan, describes in detail the stages, goals, objectives of its preparation, outlines the principles of planning. The main participants are listed and their benefits in applying the business plan are described in detail. It is concluded that the business plan is an independent type of planned activity related to business activities.

Текст научной работы на тему «Бизнес-план как неотъемлемый элемент стратегического планирования»

Бизнес-план как неотъемлемый элемент стратегического планирования Business plan as an integral element of strategic planning

Ь А МОСКОВСКИЙ ■р ЗКОНОМИМЕСКИЙ

лЛ ЖУРНАЛ

УДК ЭЭ8.27 DOI 10.24411/241Э-046Х-2019-1Э006

Чудайкина Татьяна Николаевна,

старший преподаватель кафедры «Экономика, организация и управление производством» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и

строительства»

Давыдкина Олеся Петровна, студент 4 курса очной формы обучения по направлению 38.03.01 «Экономика» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и

строительства»

Желиховский Денис Олегович, доцент кафедры "Экономика, организация и управление производством", ПГУАС

Chudaykina Tatyana Nikolaevna, Senior Lecturer of the Department «Economics, Organization and Production Management» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Penza State University of Architecture and Construction»

Davydkina Olesya Petrovna, 4th year full-time student in the direction of the 38.03.01 «Economics» of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Penza State University of Architecture and Construction»

ZHelikhovskii Denis Olegovich,

associate Professor of the Department "Economics, organization and production management", PGWS

Аннотация. В статье рассматривается процесс составления бизнес-плана, подробно расписаны этапы, цели, задачи его составления, выделены принципы планирования. Приведены основные участники и подробно описаны их выгоды при применении бизнес-плана. Сделан вывод о том, что бизнес-план является самостоятельным видом плановой деятельности, связанной с предпринимательской деятельностью.

Summary. The article discusses the process of drawing up a business plan, describes in detail the stages, goals, objectives of its preparation, outlines the principles of planning. The main participants are listed and their benefits in applying the business plan are described in detail. It is concluded that the business plan is an independent type of planned activity related to business activities.

Ключевые слова: бизнес-план, стратегическое планирование, принципы, цели, задачи, особенности планирования, принципы планирования.

Key words: business plan, strategic planning, principles, goals, objectives, features of planning, principles of planning.

Планирование является важной частью в деятельности предприятия. Оно включает в себя постановку целей, задач, выбор наиболее эффективных путей их достижения и реализации. Планирование помогает определить, что и как нужно сделать для достижения поставленных целей.

Существует несколько вариантов определений термина «планирование». Приведены несколько из них:

1. Планирование - это постановка целей, определение способов их достижения при минимальных затратах;

2. Планирование - вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей их реализации и планированием необходимых материальных и трудовых затрат;

3. Планирование представляет собой повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, проводимый как на предприятии в целом, так и по структурным его элементам.

Система планирования - это совокупность интегрированных в упорядоченной системе элементов, таких как: информация, распределение ресурсов, принятие решений, организация процесса и используемые процедуры планирования и т.д.

Главная цель планирования заключается в том, чтобы быть результативным инструментом в достижении миссии предприятия. Из главной цели можно выделить несколько частных целей или подцелей:

1. согласованность достижения целей (согласованность целей с деятельностью работников или отделов разных уровней);

2. заранее выявленные проблемы и их ликвидация;

3. координация частных планов (позволяет преодолеть препятствия в ходе реализации планов);

4. подготовка принятия решений (выявление и исследование альтернативных решений, поиск наиболее выгодной альтернативы);

5. определение основных точек контроля (планирование является основой результативного контроля);

6. информирование сотрудников о целях, задачах, сроках реализации, альтернативах;

7. мотивация сотрудников (заинтересованность людей побуждает работать как на результат предприятия, так и для личной выгоды).

Бизнес-планирование является самостоятельным видом плановой деятельности, которая в свою очередь непосредственно связана с предпринимательской деятельностью.

Успех в бизнесе во многом зависит от планирования эффективности его развития, аккумулировании информации о собственных состояниях и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и тд.

Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Безусловно, планирование требует немалых усилий, обеспечивая при этом немалые выгоды, такие как:

1. координация деятельности предприятия;

2. улучшение информационного обмена;

3. рациональное использование ресурсов предприятия;

4. разграничение обязанностей и ответственности сотрудников;

5. прогноз ожидаемых перемен и подготовка к внезапному изменению на рынке;

6. снижение рисков деятельности предприятия;

7. улучшение контроля предприятия;

В разработке бизнес-плана заинтересованы следующие лица:

- собственники компании заинтересованы в определении целей, путей их достижения, контроля реализации;

- руководство компании заинтересованы во внешнем финансировании. При наличии бизнес-плана руководители реагируют на предвиденные и запланированные события, т.е. бизнес-план позволяет отразить ожидаемые события и повлиять на них;

- инвесторы рассматривают бизнес-план как объект финансирования и получения будущей выгоды;

- партнёры и сотрудники компании рассматривают бизнес-план как основу для деловых отношений и развития контрактов. Он позволяет оценить перспективы бизнеса и выяснить в нём своё место.

Принято выделять несколько целей разработки бизнес-плана. Первая цель состоит в оценке жизнеспособности и целесообразности реализации проекта, задачами которого могут быть введение нового вида деятельности, модернизация оборудования или совершенствование технологий производства. Вторая цель заключается в получении финансирования для развития отдельных подразделений. Третья - оценка целесообразности создания нового предприятия и четвертая - оценка целесообразности объединения компаний.

Цели и задачи бизнес-планирования определяют его участники. В первую очередь это менеджмент и специалисты компании. Функции данной группы можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.

1. Концептуально-целевая постановка бизнес-плана

У

2. Финансовые задачи

_ч_

3. Технологические процедуры разработки бизнес - плана

_I_

4. Реализация бизнес плана

Рис 1. Функции менеджмента и специалистов компании в процессе

бизнес-планирования

Бизнес-планирование имеет свои особенности, заключающиеся не только в определении чёткого плана действий для достижения поставленных целей, но и позволяет построить в некотором роде модель предприятия, позволяющая взглянуть на него со стороны и произвести более объективную оценку. Кроме того, при бизнес-планировании становиться возможным:

1. привлечь руководство предприятия активно включаться в работу над перспективами компании;

2. более четко координировать действия и усилия, направленных на достижение поставленных целей;

3. устанавливать, анализировать, а после чего и контролировать показатели деятельности предприятия;

4. подготовить предприятие ко всем возможным развитиям сценариев поведения рынка, что позволяет уменьшить время на адаптацию.

Планирование должно соответствовать определенным принципам. На данный момент времени учёные-экономисты выделяют ряд принципов, представленных в таблице 1,

которые можно систематизировать следующим образом.

Таблица 1 - Принципы планирования

Принцип Характеристика

Единство Предполагает представление организации как единого целого. Принцип подразумевает системный характер, т.е. состоит из уровней и задач взаимосвязанных между собой и имеет единое направление их развития, ориентированного на общие цели

Непрерывность Предполагает, что процесс планирования на предприятии должен проходит непрерывно и осуществляться постоянно б рамках установленного цикла. Каждый разработанный план должен последовательно приходить на смену другому плану

Гибкость Способность плана быстро изменяться под влиянием непредвиденных обстоятельств внутренней и внешней среды. Птаны должны осуществляться так чтобы в любое время в них можно было внести корректировки. Использование этого принципа подразумевает необходимость резервов

Точность Требует, чтобы конкретизации и детализации всех планом.

Участие Означает, что работники фирмы непосредственно затронутые в процессе планирования, становятся участниками независимо от должности. Планирование должно привлекать к себе тех. кто будет непосредственно затронут

Целостность Предполагает наличие общей экономической цели для всех структурных подразделений по горизонтальному и вертикальному уровням планирования. В план должны быть включены все возможные факторы, влияющие на принятие решений

Актуальность Информация на входе, в процессе переработки и на выходе должна соответствовать актуальности

Экономичность Расходы планирования должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами

Необходимость Применение планов должно носить обязательный характер. Планирование помогает контролировать процесс деятельности

Оптимальность На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее оптимального варианта решения, позволяющий максимизировать прибыль и минимизировать расходы

Ранжирование объектов планирования Вкладывать инвестиции разумно в наиболее доходные товары, развивать производства товаров с наибольшим объёмом продаж

Вариантность Разработка нескольких вариантов альтернативных решений

Социальная ориентация Предусматривает социальное и культурное развитие коллектива, обеспечение безопасности и экологичности выпускаемой продукции

Для успешной организации бизнес-планирования в организации необходимо соблюдение четырёх условий, представленных на рисунке 2.

1. Организация должна располагать соответствующей методол огнческой и методической базой. Персонал финансово-экономических служб должны быть достаточно кв ал ифнцнрованым. чтобы уметь применять методологию; 2. Для разработки финансового плана необходима внутренняя информация о деятельности предприятия (экономическая информация, учётная информация, информация валютных и товарных бирж, информация о банков с ком учр еждении, политическая информация и т.д.);

3. Бизнес-планирование осуществляется через организационную структуру и систему управления; 4. В процессе финансового планирования происходит обработка большого объёма информации.

Рис. 2 Условия организации бизнес-планирования

Можно выделить следующие основные стадии бизнес-планирования:

1. Подготовительная;

2. Стадия разработки бизнес-плана;

3. Продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;

4. Реализация бизнес-проекта.

Подготовка бизнес-плана процесс достаточно трудоемкий, требующий, как материальных затрат, так и затрат времени многих специалистов. Поэтому многие руководители отказываются от бизнес-плана, предпочитая вести управление бизнесом посредством интуитивного регулирования. Многие считают, что подготовка изменений в бизнес-плане в быстроменяющейся обстановке не имеет смысла, поскольку установленные в нем положения устаревают раньше своего воплощения. В то же время стратегия фирмы наряду с долгосрочными и среднесрочными прогнозами позволяет ей быстро подстроиться под внезапные критические ситуации и избежать нежелательные последствия.

Под бизнес-планированием понимается процесс разработки бизнес-плана, представляющий собой упорядоченную организационную процедуру по сбору и обработки информации и принятие решений для достижения желаемого результата. Бизнес-план сводит воедино стратегические цели и стратегию их достижения.

Компания, созданная на основе бизнес-плана, получает прибыль больше, чем та, которая основана без него. Это связано с тем, что бизнес-план позволяет придерживаться определенных условий и путей развития, моментально реагируя на внешние угрозы и непредвиденные ситуации. Помимо этого, ни один инвестор не захочет вкладывать деньги в предприятие, не зная сроки окупаемости проекта и т.д.

Бизнес-модель позволяет оценить успешность предприятия. В любое время руководитель может узнать, насколько высока эффективность проекта, как функционирует предприятие, приносит ли прибыль и в какой финансовом положении находится, позволит контролировать процесс деятельности.

Бизнес-план является инструментом планирования и представляет собой документ, в котором подробно расписана основная деятельность предприятия, позволяющий управлять бизнесом, поэтому его можно представить, как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-план - краткое, точное и понятное описание бизнеса, служит важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющим выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Он должен иметь грамотно структурированную и тщательно продуманную систему данных и информации, в которой представлен комплекс важнейших составляющих бизнеса - цели проекта, рынок, маркетинг, финансы и риски, календарный план работ, менеджмент.

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации. В этом отношении можно выделить следующие этапы бизнес-планирования:

1. Определение источников необходимой информации. Источниками могут быть учебники по бизнес-планированию, правительственные учреждения, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы и другие побочные организации.

2. Определение целей разработки бизнес-плана. Цели исходят из того, какие проблемы вы хотите решить бизнес-планом. Важно понимать, что внутренние и внешние цели фирмы могут быть достигнуты только в том случае, если есть качественный план.

3. Определение целевой аудитории. Это могут быть внутренние участники организации (что маловероятно) или внешние лица, которых фирма хочет видеть в качестве инвестора, будущих акционеров, коммерческих банков, венчурных капиталистов.

Необходимо ввести понятие венчурные, или рисковые, капиталисты - это коммерческие организации, которые финансируют предпринимательские проекты на различных стадиях их осуществления, а также финансируют отдельные рисковые подразделения, т.е. виды бизнеса, входящие в крупную хозяйственную организацию. Цель венчурных капиталистов - вложение денежных средств в рисковые проекты для получения высокой прибыли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Установление общей структуры создаваемого документа.

- Сбор информации. На данном этапе необходимо заручиться поддержкой опытных людей в составлении бизнес-плана. Это могут быть работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Немаловажно привлечение внешних консультантов, особенно для использования их в сфере финансового прогнозирования и маркетинговых исследований, а также привлечение экономистов широкого профиля и консультанты по управлению.

- Написание бизнес-плана. Важно: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует много времени и отсутствуют навыки такого рода

деятельности. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.

Бизнес-план может понадобиться в следующих ситуациях:

- При создании новой компании, объединении нескольких компаний в одну, смене собственника;

- При выходе компании на новые рынки, техническом перевооружении, при введении новой продукции;

- Для привлечения дополнительного капитала с целью расширения объёмов производства или развития бизнеса;

- Для получения одобрения определенного курса развития проекта компании советом директоров, владельцами компании;

- Для обоснования необходимости ресурсов на реализацию какого-либо проекта;

- Для повышения эффективности работы компании;

- При выходе на внешний рынок, установлении или расширении внешнеэкономических связей;

- При подборе кадров и стимулировании их работы.

Таким образом, при возникновении обстоятельств, кардинально меняющих условия деятельности, возникает необходимость в разработке бизнес-плана, позволяющего проанализировать дальнейшее развитие предприятия.

Бизнес-планы могут быть разнообразными, поскольку всё зависит от аудитории, которым они адресованы. Не существует единого универсального бизнес-плана, приемлемого для всех типов предприятий.

Бизнес - план позволяет предпринимателю решить ряд основных задач, связанных с функционированием фирмы:

1. определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

2. помогает оценить необходимые для изготовления и сбыта продукции затраты, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары;

3. позволяет выявить, соответствуют ли условия мотивации труда поставленным требованиям для достижения цели;

4. проанализировать соответствие материального и финансового положений фирмы с плановыми;

5. просчитать риски и предусмотреть возможные трудности, которые могут помешать выполнению бизнес - плана;

Бизнес-план выполняет пять функций:

1. Разработка стратегии бизнеса. Данная функция необходима в период создания предприятия и при выработке новых направлений деятельности;

2. Планирование. Данная функция позволяет оценить возможности развития новых направлений деятельности и контролировать внутрифирменные процессы;

3. Привлечение денежных средств. В современных условиях рынка без кредитования практически невозможно осуществления какого-либо проекта. Однако получить кредит непросто. Это связано с возросшей невозвратностью кредитов. В этой ситуации банк вынужден предпринять комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств;

4. Привлечение потенциальных партнёров, которые желают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся технологию;

5. Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих целях.

В заключении можно сказать, что бизнес-планирование является важным инструментом в деятельности предприятия, потому как даёт возможность оценить и проанализировать текущее финансовое положение предприятия и составить план деятельности на будущий период.

Список литературы

1. Хасаншин, И.И. Формирование и основы анализа инвестиционного портфеля предприятия / И.И. Хасаншин, А.А. Саватнеев, Т.Р. Нарбаев // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2018. - №2.

2. Верников, В.А. Бизнес-планировование стартапов в контексте привлечения венчурных инвестиций / В.А. Верников // Модернизация. Инновации. Развитие. - 2014. -№4

3. Кочиева, А.К. Специфика составления бизнес-плана: зарубежный подход и Российская практика/ А.К. Кочиева // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - №4.

4. Белал, А.А. Основные категории бизнес-плана / А.А. Белал, Л.Ф. голубева // Социально-экономические явления и процессы. - 2015.- №5.

5. Гаджимурадова, Л.А. Современная структура бизнес-плана и его значение в экономике / Л.А. Гаджимурадова // Вопросы структуризации экономики. - 2018. - №3.

6. https://www.e-reading.club.

7. http://www.catback.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.