УДК 338.24
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МОДУЛЬНОГО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
IMPLEMENTATION OF MODULAR BUSINESS PLANNINGIN SMALL BUSINESS MANAGEMENT
Кротова Власта Владимировна
Krotova Vlasta Vladimirovna
аспирантка Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
postgraduate student at Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod
e-mail: [email protected]
ft*»"- ч
Грибков Михаил Владимирович
Gribkov Mikhail Vladimirovich
доктор экономических наук, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, г. Нижний Новгород
PhD (Economics), Nizhny Novgorod State Agricultural Academy, Nizhny Novgorod
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные проблемы при составлении бизнес-плана для малого промышленного предприятия. Одной из актуальных проблем малого бизнеса является повышение уровня контроля, что способствует не только повышению качества производимого товара, но и возможности дальнейшего роста и развития малого предприятия.
Проведенное исследование позволяет выявить основные ошибки при составлении бизнес-плана на малом промышленном предприятии: неполный учет издержек; отсутствие формализованного математического анализа рисков, снижающего доверие инвесторов к предприятию; расхождение в расчетах и т.д.
Анализ бизнес-плана дает более полную информацию для разработки стратегии, что также является актуальным для малого бизнеса.
На основе проведенного анализа разработана система модульного планирования.
Ключевые слова: бизнес-план, анализ деятельности малых предприятий, основные проблемы малого промышленного бизнеса, система модульного планирования, эффективность проекта.
The paper discusses the main problems in the preparation of a business plan for small industrial enterprises. One of the urgent problems of small business is to increase the level of control that not only improves the quality of produced goods but also raises the potential for further growth and development of small enterprises.
The study identifies major mistakes in the preparation of a business plan for small industrial enterprises: incomplete costs accounting, absence of a formalized mathematical analysis of risks that reduce investor confidence in the company, discrepancy in the calculations, etc.
The analysis of the business plan gives more complete information for developing business strategy that is also relevant for small businesses.
Having conducted the analysis the authors present a modular planning system.
Keywords: business plan, analysis of small business operations, major challenges of small industrial businesses, modular planning system, project efficiency.
Становление и развитие малых промышленных предприятий (МПП) играет большую роль при переходе к рыночной экономике, так как в этом процессе не требуется значительного стартового капитала и они быстро адаптируются к динамике рынка. Преимущества малого бизнеса выражаются также в быстром обороте капитала и незначительных затратах на создание новых рабочих мест.
Социальная значимость МПП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой.
Бизнес-планирование в своей сущности и особенно его качественные характеристики играют огромную роль для развития малого бизнеса, являясь прежде всего методами контроля при стратегических разработках.
Проведенный анализ конкретных предприятий показывает, что большинство предприятий малого типа используют бизнес-план лишь как необходимость (кредитование, инвестирование) или вообще не используют, что в конечном итоге позволяет сделать вывод о недостаточном понимании значения и роли такого аналитического документа в управлении, как бизнес-план. Данный анализ представлен на рисунке.
3%
/ "АЛЛ,
й! менее года ■ 0т1 года до 3 лет "от 3 лет до 5 лет > от5 лет до10 лет 'свыше 10 лет
Анализ продолжительности работы малых предприятий Нижегородской области (составлено на основе материалов исследования)
Продолжительность работы малых предприятий Нижегородской области представлена в табл. 1. Период исследования - 2010 -2013 гг.
Таблица 1
Анализ продолжительности работы малых предприятий Нижегородской области
№ Продолжительность работы Показатель, %
1 Менее года 48%
2 От 1 года до 3 лет 26%
.3 От 3 до 5 лет 15%
4 От 5 до 10 лет 8%
5 Свыше 10 лет 3%
Данная статистика показывает, что на каждом этапе происходит уменьшение почти в два раза, особенно это заметно после первого года работы предприятия: менее года - 48% , от 1 года до 3 лет - 26%. То есть:
К = 48 : 26=1,85;
К = 26 : 15=1,73;
К = 15 : 8=1,88; К = 8 : 3=2,67; К = 2 : n,
ср }
(1)
где 2 - сумма всех показателей за периоды;
п - количество периодов.
То есть средний балл составляет 2,03 - снижение в 2,03 раза на каждом этапе.
Анализ деятельности малых промышленных предприятий Нижнего Новгорода позволил выявить следующие ошибки в разработке бизнес-плана: не полностью учитываются издержки; не проводится формализованный экономико-математический анализ рисков, что снижает доверие инвесторов к предприятию; часто наблюдается расхождение в расчетах.
Как показал анализ рассмотренных нами бизнес-планов, в них не учтены и многие детали, связанные прежде всего с издержками и рисками.
Нередко предприниматели вообще не задумываются серьезно о рекламе и стимулировании клиентов, т.е. не уделяется должного внимания блоку маркетинга как одной из главных видов рыночной деятельности малых предприятий, позволяющей им эффективнее внедряться в сферу практической рыночной среды.
В этом аспекте руководству МПП важно правильно определить, на что ориентируется маркетинговая среда в продукции, изготовленной конкретным малым предприятием.
Первый этап характеризуется ориентированием маркетинга на производство. Возможности производства на этом этапе ограничены, а спрос, как правило, выше предложения. Задачи маркетинга на этом этапе весьма просты. Они заключаются в следующем: определить наиболее выгодных (готовых заплатить наивысшую цену за товар) потребителей; обеспечить своевременное продвижение товаров от производителя через рынок к потребителю; определить во временном аспекте точку насыщения рынка производимым товаром с целью своевременной переориентации производителя на производство другой продукции.
Данный этап должен быть использован МПП, внедряющими инновационную продукцию в производство.
Для второго этапа характерна ориентация на продажу (сбыт) товара. Здесь предложение выше спроса, а монопольных производителей
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
уже нет. Нет и проблем производства, но есть проблемы сбыта, т.е. главная задача маркетинга на данном этапе не терять потребителя, в первую очередь путем предоставления дополнительных услуг и локальных улучшений в производимой продукции.
Для третьего этапа маркетинга характерна ориентация на перспективный (прогнозный) рынок, т.е. своевременная ориентация МПП на необходимость подготовки производства той продукции, потребности в которой уже начинают формулироваться на рынке в текущем периоде, но в полном объеме проявятся в будущем. Данная задача является одной из сложнейших и важных в маркетинге, так как фактически обеспечивает будущее предприятия.
Говоря о методах стимулирования, в частности о рекламе, отметим еще одну типичную ошибку - неумение подбирать (составлять) рекламу. Многие авторы научных работ отмечают значение и роль рекламы, но, к сожалению, данная проблема остается открытой.
Отсутствие четко спланированной системы (блока) маркетинговой деятельности, в том числе проведение акций, рекламы, пиар, снижает возможное количество клиентов компании, соответственно - наносят ущерб бизнесу.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что любая, заранее не спланированная деятельность несет незапланированные расходы и повышает риск банкротства предприятия, т.е. предложенный модульный бизнес-план должен прежде всего помочь российскому предпринимателю в решении микропроблем.
Если предприниматель берется за составление бизнес-плана, он обязан показать в нем реалистичную, подкрепленную расчетами картину того, чего может достичь предприятие при соответствующем финансировании и управлении.
Бизнес-план должен убедить, например, кредиторов в возвратности кредитов, выплате процентов в необходимые сроки и обещать им твердые гарантии, а инвестора - убедить в высокой прибыли на вложенный капитал и ее получении в возможно короткие сроки.
Составление бизнес-плана основано прежде всего на аналитических показателях, т.е. можно сказать, что планирование является одним из методов анализа.
Предлагаемый метод модульного бизнес-планирования несет в себе также функцию повышения контроля или страховую функцию, прежде всего за счет анализа и разработки стратегии.
Как показывают практические исследования, недостаток контроля, анализа является
одной из основных причин банкротства предприятия. Следствием этого являются такие показатели, как недоучтенные издержки, снижение качества продукции, недопоставка материала, ресурсов и пр.
Как отмечалось выше, методика планирования, принятая на Западе, далеко не всегда применима к российским предприятиям и порой требует существенной корректировки (доработки), чтобы соответствовать нашей экономике.
Проведя анализ общепринятых схем и определений, мы разработали структуру модульного бизнес-планирования.
Целью данной разработки являлось теоретическое развитие и совершенствование системы внутрифирменного управления предприятием на основе оптимизации процесса планирования.
Модульное бизнес-планирование позволяет, как нами отмечалось, сделать саму систему планирования более гибкой.
Отметим также, что модуль удобен еще и тем, что включает в себя как теоретический, так и практический материал.
Таким образом, каждый модуль является тематическим, имеет «свои границы», т.е. определяются рамки намеченного вопроса (конкретизация), что защищает от ненужной информации и повышает точность результата.
Комплексно спланированный проект легче реализовать, а правильно подобранная технология позволит сэкономить время.
Рассмотрим каждый модуль отдельно (табл. 2, 3, 4, 5).
С учетом гибкости разработанной схемы (модуля) процент может меняться в зависимости от показателей, таких как вид деятельности, сроки, оригинальность проекта и т.д.
Модуль «Маркетинг» может также корректироваться, так как здесь даны общие необходимые подмодули, которые, в свою очередь, могут также разбиваться на подпункты, что, несомненно, позволит более глубоко и детально разработать и изучить бизнес (бизнес-идею, проект и т.д.). Такой глубокий анализ снизит процент риска непредвиденных расходов.
Для определения уровня эффективности деятельности предприятия нами были предложены формулы, основными достоинствами которых являются универсальность и возможность применения в любой производственной сфере.
На основе проведенного исследования нами предложены экономические показатели, которые являются ключевыми для определения эффективности принимаемого проекта: выручки, дохода, издержек, количества заказов, количества персонала.
Таблица 2 Модуль 1. РЕЗЮМЕ (SUMMARY)
Таблица 3
Модуль 2. Финансовый
№ Блок Значимость, %
Кре- Инве-
дитор стор
1 Цель (проекта или миссия организации),
описание проекта 5 7
2 Организационно-правовая форма 10 1
3 Вид деятельности 5 2
4 Директор 5 1
5 Адрес 5 1
6 Реквизиты - -
7 Персонал 5 1
8 Финансовые источники 8 8
9 Материально-техническая база 5 5
10 Хозяйственное оборудо-
вание 10 5
11 Риски 10 15
12 Эффективность 20 50
Итого 100 100
Составлено на основе материалов исследования. В данной таблице дана оценка значимости каждого подпункта, который должен учитываться руководителем при составлении данного блока.
№ Блок Описание
1 Собственные средства
2 Издержки
2.1 Персонал
2.2 Оборудование
2.2.1 Стоимость (покупка)
2.2.2 Амортизация
2.3 Помещение (аренда, содержание)
2.4 Налоги
2.5 Закупка сырья
2.6 Маркетинг
2.6.1 Мероприятия по сбыту (реклама, акции и т.д.)
2.6.2 Логистические
3 Заемные средства
4 Риски
Себестоимость
5 Эффективность
Кредитор Инвестор
Итого 30% 50%
Составлено на основе материалов исследования.
Таблица 4
Модуль 3. Маркетинг
№ Блок Описание Плюсы Минусы
1 Цель Формирование спроса и стимулирование сбыта
2 Реклама и пиар
2.1 Проведение презентации с руководителями близлежащих предприятий для установления контакта
2.2 Проведение рекламных акций, стимулирующих сбыт
2.3 СМС-рассылка
2.4 СМИ
2.5 Введение дисконтной накопительной системы для постоянных клиентов
2.6 Заключение договоров
2.7 Распространение печатной продукции
2.8 Другие мероприятия по рекламе
3 Ассортимент продукции
4 Сервис (услуги)
5 Место расположения
6 График работы
7 Риски
Кредитор Инвестор
Итого 40% 20%
Составлено на основе материалов исследования.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Таблица 5
Модуль 4. Промышленный
№ Блок Описание Плюсы Минусы
Количество ед./ч Количество человек Итого
1 Производство
2 Риски
2.1 Производственный
2.2 Финансовый
2.3 Коммерческий
Итого Кредитор 30% Инвестор 30%
Составлено на основе материалов исследования.
Выручка (V):
V = i : n x l00%,
(2)
где iv - изменения; nv - начальный результат. Доход (R):
R = i : n x l00%,
rr
(3)
где г - изменения; пг - начальный результат.
Издержки (С):
С = гс: пс х 100%, (4)
где гс - изменения; пс - начальный результат.
Количество заказов (£):
^ = гг: пг х 100%, (5)
где гг - изменения; пг - начальный результат.
Изменения численности персонала (Р):
Р = г : п х 100%, (6)
р р ' у '
где гр - изменения; пр - начальный результат.
Проведенный анализ позволил определить основные ошибки при составлении бизнес-плана на МПП: издержки учитываются не полностью; не проводится математический анализ рисков, что снижает доверие инвесторов к предприятию; расчеты расходятся.
Таким образом, достоинством модульной структуры является то, что на его основе мож-
но составить множество различных по содержанию программ и планов, что даст возможность предпринимателю самостоятельно выстраивать нужную ему бизнес-траекторию.
Оценив значение (вес, рейтинг) каждого блока, предприниматель сможет регулировать, корректировать намеченный план в зависимости от намеченной цели.
Отметим, что процесс рейтинговой оценки является ключевым в кредитном процессе, поскольку обеспечивает и контроль риска, и основу для кредитного менеджмента.
При составлении бизнес-плана предприниматель, имея заданные параметры, также «ориентируется» на определенный балл (%) значимости блока.
Таким образом, начинающий предприниматель имеет фактически заданную программу, где ему остается только заполнить блоки и проявить некоторую креативность.
Проценты также легко заменить балльной шкалой (рейтингом), что также легко позволит распределить баллы по подпунктам, определяя их вес и значимость.
Библиографический список (References)
1. Егоршин А.П. Стратегический менеджмент. Н. Новгород: НИМБ, 2010. С. 192.
Yegorshin A.P. (2010) Strategicheskiy menedzhment. [Strategic Management.] Nizny Novgorod: NIMB. S. 192.
2. Попов В.М., Ляпунов С.И. и др. Сб. бизнес-планов. 7-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2007.
Popov V.M., Lyapunov S.I. et al. (2007) Sbornik biznes-planov. 7-ye izd., ster. [Collection of business plans. 7th ed.]. Moscow: KNORUS.
3. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческих решений: учеб. для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2013. Fatkhutdinov R.A. (2013) Razrabotka upravlencheskikh resheniy: ucheb. dlya vuzov. 6-ye izd. [Making
managerial decisions: textbook for high schools. 6th ed.] St. Petersburg: Piter.
4. Энджел Дж., Удалов Ф.Е. и др. На Пути к маркетингу. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та,
1993.
Endzhel Dzh., Udalov F.Ye. et al. (1993) Na Puti k marketing. [On the way to marketing.] Nizhny Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo un-ta.