Научная статья на тему 'Бизнес-план − один из методов стратегического планирования'

Бизнес-план − один из методов стратегического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6590
1125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
бизнес-план / стратегическое планирование / стратегии / финансовые ресурсы / средства инвесторов / капиталы. / business plan / strategic planning / strategy / financial resources / means investors capital.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитренко Валентина Владимировна

В статье исследуются проблемы, которые возникают при разработке бизнес-плана, который включает в себя задачи, цели и анализ рынка. Наряду с этим, в нем расценивается важность ресурсов, которые требуются для достижения поставленных целей. Существенная необходимость в бизнес-плане появляется, в основном, в то время, когда появляется острая нужда в сторонней финансовой поддержке. Кроме этого, в статье рассматриваются основные цели и задачи составления бизнес-плана. Здесь ключевую роль играет информация, которая предоставляется либо инвестору, либо другому лицу, заинтересованному в реализации проекта. Бизнес-планирование помогает предпринимателю найти ответы на самые различные вопросы, касающиеся продукции, ресурсов, рыночного спроса, издержек и много другого. В статье приводится анализ трудностей, возникающих при составлении бизнес-плана. Так же бизнес-планирование рассматривается с точки зрения привлечений инвестиций. Приводятся примеры того, как следует и как не следует поступать при поиске инвестиций. Помимо пользы от применения бизнес-плана, обращается внимание на печальные последствия бизнес-планирования. Целью данной статьи является раскрытие содержания бизнес-плана, как одного из методов стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PLAN − ONE OF THE METHODS OF STRATEGIC PLANNING

The article examines the problems that arise when developing a business plan that includes goals, objectives, and market analysis. Along with this, it considered the importance of resources required to achieve these goals. An essential necessity in the business plan appears mainly in the time when there is an urgent need for a third-party financial support. In addition, the article considers the main goals and objectives of preparing a business plan. Here is key information that is provided to any investor or other person interested in the project. Business planning helps the entrepreneur to find the answers to the various questions concerning the products, resources, market demand, costs and much more. The article provides an analysis of difficulties encountered in the preparation of a business plan. As business planning is considered from the point of view of attracting investment. Gives examples of how and how not to do things in the search for investment. In addition to the benefits from the use of the business plan, attention is drawn to the sad consequences of the business planning. The purpose of this article is to reveal the contents of the business plan, as one of methods of strategic planning.

Текст научной работы на тему «Бизнес-план − один из методов стратегического планирования»

40

Juvenis scientia 2015 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

БИЗНЕС-ПЛАН - ОДИН ИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В.В. Дмитренко

Кубанский государственный университет

Россия, 350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

В статье исследуются проблемы, которые возникают при разработке бизнес-плана, который включает в себя задачи, цели и анализ рынка. Наряду с этим, в нем расценивается важность ресурсов, которые требуются для достижения поставленныхцелей.Существенная необходимость в бизнес-плане появляется, в основном, в то время, когда появляется острая нужда в сторонней финансовой поддержке. Кроме этого, в статье рассматриваются основные цели и задачи составления бизнес-плана. Здесь ключевую роль играет информация, которая предоставляется либо инвестору, либо другому лицу, заинтересованному в реализации проекта. Бизнес-планирование помогает предпринимателю найти ответы на самые различные вопросы, касающиеся продукции, ресурсов, рыночного спроса, издержек и много другого. В статье приводится анализ трудностей, возникающих при составлении бизнес-плана. Так же бизнес-планирование рассматривается с точки зрения привлечения инвестиций. Приводятся примеры того, как следует и как не следует поступать при поиске инвестиций. Помимо пользы от применения бизнес-плана, обращается внимание на печальные последствия бизнес-планирования. Целью данной статьи является раскрытие содержания бизнес-плана, как одного из методов стратегического планирования.

Ключевые слова: бизнес-план, стратегическое планирование, стратегии, финансовые ресурсы, средства инвесторов, капиталы.

BUSINESS PLAN - ONE OF THE METHODS OF STRATEGIC PLANNING

V.V. Dmitrenko

Kuban State University

149 Stavropolskay St., 350040, Krasnodar, Russia

The article examines the problems that arise when developing a business plan that includes goals, objectives, and market analysis. Along with this, it considered the importance of resources required to achieve these goals. An essential necessity in the business plan appears mainly in the time when there is an urgent need for a third-party financial support. In addition, the article considers the main goals and objectives of preparing a business plan. Here is key information that is provided to any investor or other person interested in the project. Business planning helps the entrepreneur to find the answers to the various questions concerning the products, resources, market demand, costs and much more. The article provides an analysis of difficulties encountered in the preparation of a business plan. As business planning is considered from the point of view of attracting investment. Gives examples of how and how not to do things in the search for investment. In addition to the benefits from the use of the business plan, attention is drawn to the sad consequences of the business planning. The purpose of this article is to reveal the contents of the business plan, as one of methods of strategic planning.

Keywords: business plan, strategic planning, strategy, financial resources, means investors capital.

В связи с изменениями экономической ситуации в стране, руководители вынуждены прибегать к поиску моделей и форм планирования, для обеспечения максимальной эффективность принимаемых решений. Большая часть успеха бизнеса кроется в умении достигать поставленных целей, которые зависят от различных факторов.

В наше время набирает популярность такое понятие как стратегическое планирование. Данное понятие представляет собой управленческую деятельность, направленную на поддержание соответствия между целями предприятия, ее возможностями по достижению стратегического преимущества перед конкурентами [1].

При современных темпах изменения экономики, стратегическое планирование является единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Ученые В. М. Попов и С. И. Ляпунов считали, что планирование является неотъемлемой частью любого бизнеса. Предприятие, которое не считает целью планировать свою деятельность, может стать объектом планирования других, более ловких, предпринимателей для достижения чужих целей. Почти все перспективные направления требуют вливания внешних инвестиционных потоков и именно поэтому без бизнес-планирования в данной ситуации не обойтись.

Бизнес-планирование является неотъемлемой частью всей экономики в целом. Поэтому целью стратегического

планирования является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Для стратегического планирования характерны следующие особенности:

• планы должны разрабатывать, корректировать и утверждаться высшим руководством фирмы каждый год;

• должно дополняться текущим планом и механизмами реализации стратегического планирования;

• годовая детализация осуществляется одновременно [3].

Бизнес-план включает в себя внутренние и внешние факторы предприятия. При составлении плана необходимо оценить проблемы, которые могут возникнуть в будущем. После анализа ситуации приступают к постановке задач и целей. Сначала определяется, какой продукцией будет заниматься фирма, а затем, определяются цены на перспективу. К основным целям бизнес-плана относятся:

• помогает получить ценный опыт планирования;

• определяет жизнеспособность продукции и самого предприятия;

• вызывает интерес и гарантирует поддержку потенциальных инвесторов фирмы;

• детализирует перспективы в виде системы показателей развития [4].

Сегодня, бизнес-план становится неотъемлемым доку-

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2015 № 1

41

ментом в ведении предпринимательской деятельности. Инвесторы требуют бизнес-план в качестве доказательства того, что идея действительно является стоящей финансовых вложений.

Бизнес-план предназначен не только для инвестора, но и для самого руководителя, ведь данный документ является четким и продуманным путем развития фирмы. Бизнес-план способствует:

- ознакомлению с финансовым положением дел;

- постановке конкретных целей и задач;

- принятию важных решений;

- предвидеть и избегать препятствия, которые могут сложиться в тех или иных ситуациях [2].

К основным трудностям стратегического планирования можно отнести:

1. Даже самый хороший бизнес-план не может детально описать будущее. Результатом стратегического планирования является описание того, к чему стремится предприятие при выборе данной позиции.

2. Для своего воспроизведения требуется немалое количество времени и ресурсов.

3. Отсутствие или наличие ошибок в стратегическом планировании приводит к гораздо более негативным последствиям.

4. Для стратегического планирования не существует какого-либо четкого алгоритма. Цели обеспечиваются только с помощью следующих факторов: активная инновационная политика, взаимодействие предприятия с внешней средой [6].

Эксперты полагают, что при подготовке нового проекта, необходимо обдумать все необходимые затраты, которые неминуемо понесет организация за свою деятельность. При неправильном планировании, бизнес-план может привести к краху. Так, например, при первоначальной разработке бизнес-плана, в него были заложены определенные внешние источники финансирования, но со временем ситуация изменилась и необходимость в этом источнике пропала. В конечном счете, данный путь является не верным, т.к. не стоит связывать деятельность фирмы с каким либо источником финансирования, иначе это приведен к снижению финансовой активности.

Процесс стратегического планирования состоит из шести этапов:

1. Оценка текущей стратегии. На данном этапе составляется общая картина положения дел данного предприятия [5]. В процессе анализа важно ответить на следующие вопросы:

- какие характеристики продукции способствуют успеху на рынке?

- какие ключевые факторы успеха есть в отрасли?

- какова структура потребностей порождают спрос в данной отрасли?

- какие входные и выходные барьеры существуют в отрасли?

Используя выше названные критерии необходимо провести сравнительный анализ отраслей рынка, на которых работает фирма.

2. Анализ портфеля продукции. На этом этапе наглядно представляются взаимосвязи с отдельными составляющими бизнеса. Анализ проходит с учетом следующего алгоритма:

- отбор уровней анализа;

- выявление объектов анализа;

- формулировка применяемых при анализе показателей;

- сбор, систематизация и анализ данных;

- оценка данного портфеля продукции предприятия [8].

3. Выбор стратегии. Выбор происходит на основании трех пунктов:

- альтернативных вариантов стратегий;

- ключевых факторах успеха, которые характеризуют стратегию;

- результатов анализа портфеля продукции.

4. Оценка выбранной стратегии. Анализ способствует в определении правильности выбранного пути [9]. Если стратегия соответствует ожиданиям, то проводится дополнительный анализ:

- оптимальность риска, входящего в стратегии;

- согласование стратегий и состояния окружающей среды;

- соответствие возможностям и потенциалу предприятия.

5. Разработка стратегического плана. Выбранная стратегия является основой составления стратегического бизнес-плана [10]. В зависимости от использования той или ой стратегии, стратегический план может быть:

• наступательным (т.е. деловое развитие фирмы. Как правило, данный план используют крупные предприятия, которые имеют высокий потенциал и рассчитывают на освоение новой продукции)

• оборонительный (направлен на удержание позиций и содержит меры для предупреждения негативных последствий рынка и банкротства фирмы).

6. Разработка системы бизнес-планов. Бизнес-план является частью стратегического планирования, но различия между бизнес-планированием и стратегическим планирование выявляются в следующем:

• бизнес-план содержит только определенные цели, которые нуждаются в определенных объемах инвестиций;

• бизнес-план имеет четкие временные рамка, в течении которых необходима реализация задуманных целей.

С помощью бизнес-плана осуществляется обоснование каждого пункта стратегического плана, нуждающегося в финансовых ресурсах для его реализации [7]. Существует восемь типов причин, определяющих характер предназначения:

1. Бизнес-план для себя (достаточная ли реалистичная идея, что именно необходимо для открытия дела).

2. Бизнес-план для получения кредита (все больше банков требует от предпринимателей бизнес-план, для окончательного решения о выдачи кредита).

3. Бизнес-план для привлечения средств инвесторов (именно бизнес-план является главным способом в определении стоящей идеи для инвестора).

4. Бизнес-план для союза с иностранным предприятием (грамотный документ дает уверенность партнеру в серьезности вашего дела).

5. Бизнес-план для заключения крупного контракта.

6. Бизнес-план для привлечения новых сотрудников (четкое представление будущего потенциала, дает будущему сотруднику уверенность в перспективах и стабильной заработной плате).

7. Бизнес-план для объединения с другой компанией (возможность увидеть достоинства и недостатки совместной работы).

8. Бизнес-план для реорганизации дела (помощь в выборе правильной концепции и осознания целей и конкретных задач).

Не только начинающий, но и опытный предприниматель должен ясно представлять перспективу в финансовых, интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсах, а так-

42

Juvenis scientia 2015 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

же источников, позволяющих осуществить задуманные цели. Успеха в бизнесе не добиться без четкого плана своей деятельности, анализа информации и собственных возможностях. Бизнес-план может быть разработан как для молодого предприятия, а также для существующего для его развития.

Итак, можно сделать вывод, что любая организация рано или поздно сталкивается с бизнес-планированием своей деятельности. Фирма не может быть уверена в своем настоящем и будущем, предугадать изменения, с которыми может столкнуться. Именно поэтому планирование может помочь снизить неопределенности риска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азоев Г. Л. Реклама промышленной продукции. М.: ГАУ, 2006.

2. Буров В. В., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. Бизнес-план фирмы. М.: ЦИПКК АП, 2014.

3. Идрисов А. Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Про-Инвест-ИТ, 2014.

4. Липсиц И. В. Бизнес-план - основа успеха. М.: Машиностроение, 2013.

5. Рольбин Я. З. Основы маркетинга. М.: Международные отношения, 2006.

6. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Предпринимательский риск: проблемы теории и практики // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В.А. Сидорова. Выпуск 16. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. С. 35-44.

7. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Антикризисная стратегия как фактор устойчивого развития предприятия // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В.А. Сидорова. Выпуск 17. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. С. 102-112.

8. Сайбель Н. Ю., Мезер С. Д. Оптимизация бизнес-процессов как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: материалы III-ой Международной научно-практической конференции / под ред. Я.С. Ядгарова, В.А. Сидорова, В.В. Чап-ли. Краснодар: Издательство НИИ экономики ЮфО, 2015. С. 440-448.

9. Уилсон Т. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. М.: ЮНИ-ТИ, 2014.

10. Янчевасий В. Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес: Деловым людям о предпринимательстве. М.: ТетраСистемс, 2008.

Поступила в редакцию 14.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.