Научная статья на тему 'Разработка системы интеграции естественных дисциплин при изучении биологии в естественно-техническом лицее'

Разработка системы интеграции естественных дисциплин при изучении биологии в естественно-техническом лицее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы интеграции естественных дисциплин при изучении биологии в естественно-техническом лицее»

! ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ !

Sk

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ

ДИСЦИПЛИН ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ

В.И. Аверкина, учитель биологии

✓ *

естественно-технического лицея г. Саранска,

C.B. Сырцова, заместитель директора по учебной работе

естественно-технического лицея г. Саранска

I

Ежедневно, приходя в школу, ученик ,ных часов в неделю. За такой сравнитель-попадает в мир «набора уроков». Если за- но небольшой промежуток времени уче-дать ему вопрос: «Что ты изучаешь?», он ответит: «Физику, математику, биологию,

нику предлагается усвоить огромный объем знаний. В связи с этим встает воп-

химию и т.д.». Но вряд ли кто-нибудь ска- рос дефицита учебного времени. Также не жет: «Я изучаю мир, природу, человека», секрет, что изучение одной и той же темы

иногда повторяется в разных дисциплинах. Например, со строением органических соединений учащиеся знакомятся в курсе биологии, а затем то же самое проходят на

Разобщенность школьных дисциплин, существующая в современных школьных программах, хорошо известна. В то же время всем ясно, что, заканчивая школу, в идеале ученик должен иметь не просто набор знаний по отдельным наукам, а некую целостную картину мира. Поэтому мало кому надо

уроках химии. Сформированная система межпредметной интеграции позволяет оптимально распределить изучение того или

доказывать необходимость интеграции в иного материала между учебными дисцип-этой связи. Однако, говоря об интеграции линами. Таким образом интеграция выступает в качестве средства повышения качества обучения в условиях дефицита вре-

мени.

как о средстве формирования у ученика целостной картины мира, мы забываем о других ее сторонах.

Только человек, владеющий методами поиска взаимосвязей между отдельными разрозненными кусками знаний, поиска общих законов развития природы и челове- ка. В будущем я буду заниматься этой на

Склонности каждого ребенка различны. Нередко от учеников можно слышать фразу, подобную этой: «Мне интересна физи-

чества, может достичь значимых вершин в науке. Поэтому интеграция служит средством для усиления фундаментализации образования.

укой. Зачем мне биология?». Понятно, чтг дав себе подобную установку, учащийо психологически настраивает себя против изучения биологии. А силой навязать зна-

«Запоминается лишь то, что востребу- ния нельзя. Интеграция, предоставляя учи-ется!» Опираясь на данный тезис, меж- телю возможность востребовать на уроке предметная интеграция позволяет построить учебный процесс таким образом, что-

бы наиболее важные элементы его содержания повторялись как можно чаще и в разном контексте. С этой точки зрения интеграция является средством закрепления знаний, получаемых учащимися на разных уроках.

Учебное время каждого ребенка ограничено не только физически - в сутках 24 ч, но и законодательно - не более 36 учеб-

знания из любимых учениками наук, является средством повышения интереса к своему предмету.

Напомним высказывание И.П. Павлова о том, что восприятие - это то, что получается в мозге, когда его раздражение оказывается связанным с другими раздражениями и со следами прежних. Следовательно, уже начальная ступень усвоения знаний - их восприятие - основана на процессе интеграции, взаимной связи, ведущей

№ 2, 2001

к слиянию знаний воедино. Интегрирован- ной интеграции и несистематического исполь-

ные знания в отличие от просто связанных между собой характеризуются целост-

ностью, системностью, стройностью. Стройная система знаний составляет сформированное научное понятие,

В естественно-техническом лицее процесс обучения и воспитания строится исходя из логической цепочки: единство природы и человека как части природы - единство наук о природе и человеке - комплекс учебных дисциплин в их максимальной взаимосвязи друг с другом. Приведенная це- : интерес к изучаемым учебным дисципли-

зования межпредметных связей на уроках.

Отвечая на третий вопрос, преподаватели назвали следующие основные мешающие факторы:

- отсутствие или недостаточность необходимой литературы,

- дефицит учебного времени,

- узкая специализация преподавателей,

- недостаток опыта такой работы.

Учащимся 10-х классов было предложено оценить по пятибалльной шкале свой

почка является основополагающим принципом идеи лицея. В развитие этой идеи

нам. Результаты анкетирования приведены в табл. 1.

г

Таблица 1

р

Оценка заинтересованности учащихся предметом по 5-балльной шкале

главной задачей научно-методическои работы педагогов лицея определена разработка общелицейской системы межпредметной интеграции.

Необходимость создания системы интеграции подтверждается результатами проведенного констатирующего педагоги-' ческого эксперимента, в задачу которого входило:

1) выяснить, каким образом решается проблема интеграции на уроках в лицее,

2) изучить индивидуальные познава- Кроме вышеуказанных результатов ис-

тельные интересы учащихся в области ее- следование показало, что среди учащихся 10-х

тественных дисциплин: биологии, физики, классов лицея имеются такие, у которых интерес к отдельным предметам естественно-

В ходе эксперимента учителям лицея го цикла не очень высок при одновременном

Предмет 1 Количество баллов

" 10 А 10 Б Среднее

Биология 3,52 4,23 3,88

Физика 4,09 3,94 4,02

Химия 3,86 3,94 3,90

химии.

были заданы следующие вопросы:

1. Что Вы понимаете под процессом интеграции?

высоком интересе к другому предмету.

Таким образом, констатирующий эксперимент доказал, что интеграция биоло-

2. Как Вы реализуете, в какой форме гии, физики и химии может и должна иметь осуществляете интегративный процесс в место в учебном процессе естественно-

обучении?

3. Что Вам мешает в работе по данному направлению?

технического лицея.

В качестве базового предмета при разработке единой системы межпредметной

Анализ анкет показал, что под интегра- интеграции в нашем лицее выбрана физи-

цией учителя понимают объединение в це- ка. Обусловлено это тем, что именно фи-

лое каких-либо частей и элементов учеб- зика изучает наиболее фундаментальные

ного процесса. Представление опрошенных явления и законы природы, наиболее глу-

о содержании и роли такой работы также бинные свойства материальных объектов,

присущие как неживой, так и живой природе. Однако при разработке системы ин-

практику интегративной работы полезной теграции в качестве базового может быть и необходимой. выбран, в принципе, любой учебный пред-

Из ответов на второй вопрос анкеты мет, причем этот выбор может быть обусловлен самыми различными причинами, как

объективными, так и субъективными.

В данной статье мы представляем ре-

соответствует положениям современной педагогики. Все без исключения считают

выяснилось, что системы интеграции при организации и проведении обучения не наблюдается. Если такая работа и проводит-

ся, то она носит характер внутрипредмет- зультат эксперимента по формированию

УУ УУ УУ УУУУ УУ УУУ V УУ 'ИУ V1 т тт ~м~ " ■ ж т _ _ _____. _ _ _

ЙЙЙЙЙЙЙШ^ЙЙЙЙЙЙЙЖ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

одной из подсистем общелицейской системы межпредметной интеграции, в которой интеграция естественных дисциплин реализуется в процессе обучения биологии в 10-х классах. ;

ф

Работа была разделена на 4 этапа (рис. 1).

I этап (подготовительный) - выявление горизонтальных и вертикальных линий интеграции учебных дисциплин. Он включает в себя изучение и анализ учебных программ по интегрируемым дисциплинам, работу по взаимодействию с учителями-предметниками и учащимися.

Изучение интереса

учащихся к базовому предмету

Консультации с учеными

П р е д в ар ите л ь н ая работа с учащимися

Система интеграции

Анализ результатов

работы

Проведение интегрированной работы

Подбор содержания учебного материала

Выявление горизонтальных и вертикальных линий

«

к-

Изучение динамики успеваемости

Изучение качества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знании

уроки

семинары

научно-практические конференции

Изучение метод, литературы

Анализ учебных программ

Взаимодействие с

учителями

Рис. 1. Схема эксперимента

II этап (теоретический) - подбор содержания учебного материала по выявленным интегративным блокам, изучение специальной, методической, психолого-педагогической литературы, материалов учебников, консультации с преподавателями вузов и др.

Ш этап (практический) - основной - осуществление интеграционной работы в различных направлениях, формах и видах (проведение уроков, семинаров, научно-практи-ческих конференций, внеклассная работа по предмету, организация научно-исследова-тельской работы учащихся и т.д.).

IV этап (заключительный) - анализ результатов работы, проведенной на предыдущих этапах, который включает изучение динамики успеваемости, качества знаний, интереса учащихся к предмету, выбранному в качестве базового для осуществления интеграции.

На I этапе для выявления горизонтальных линий интеграции проанализированы учебные программы по биологии, физике и химии для 10-го класса естественно-технического лицея. Полученные результаты представлены в табл. 2.

х х эйс

№ 2, 2001 Ж®

Сопоставительный анализ программ естественных дисциплин

Таблица 2

Главы, изучаемые

в курсе биологии 10-го класса

Горизонтальные линии интеграции

Блок

Биология - Химия

Блок

Биология - Физика

Химический Атомный состав клетки

Физические свойства веществ:

состав клет- Неорганические соединения: растворимость, цвет.

ки

вода, минеральные соли. Ор- Уникальность свойств воды: ганические соединения: уг- теплопроводность, теплоемкость, вязкость, свойства растворителя

леводы, липиды, белки, нук леиновые кислоты, АТФ. Классификация, виды, химические свойства веществ"

Структура и I Химическая организация функции

клетки: химический состав

Физические методы исследования клеток: микроскопирование

клетки

биологических мембран, ци- (световое, электронное), цен-

тозоля, органоидов, ядра

трифугирование Пространственные характеристики ультраструктуры клетки (форма, размер). Единицы измерения биологических микрообъектов

Обеспече-

Химизм процессов фотосин- Виды энергии, используемые

ние клеток | теза, бескислородного окис- живыми организмами. Транс-

ления - гликолиза, аэробно- формация энергии. КПД биоло-

энергиеи

го гликолиза, хемосинтеза

гических процессов

Наследственная ин-

ДНК, РНК, белок - химиче- Физические факторы, вызы-

* ^

ские вещества, обеспечи-

вающие изменение наследст-

формация и вающие хранение и реализа- венной информации (физиче-ее реализа- цию наследственной инфор- ские мутогены) - рентгеновские ция в клетке мации. Ген и его химическое лучи, у-лучи, УФ-излучение

строение* Химический анализ генетического кода . Химические мутогены Химические факторы,

влияющие на развитие орга- щие на развитие организма

Индивидуальное развитие орга-низмов

■ и ,

Физические факторы, влияю-

низма (ядохимикаты, никотин, алкоголь, лекарствен-

ь

ные препараты и др.)*

(температура, влажность, давление, излучение и др.)*

* Вопросы, недостаточно освещенные в содержании учебника.

1 г

Результатом работы на II этапе стало подготовке пособия была изучена различ-учебное пособие по биологии, в котором ного рода литература и учтены рекомен-наибольшее внимание уделено материалу дации учителей физики и химии, в том чис-

интегрированного характера, рассматрива- ле преподавателей вузов. ,

емому в основном учебнике недостаточно Практический этап работы складывал-полно или совсем отсутствующему. При ся из проведения серии интегрированныхуро-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ков по разделам «Химический состав клетки» и «Обеспечение клеток энергией»; семи-

«Влияние пивных дрожжей на рост и развитие лабораторных мышей»; «Влияние лазер-наров по теме «Физические методы иссле- ного облучения на выработку условных реф-дования клетки»; научно-исследовательской работы учащихся «Влияние гелий-неоново-

лексов лабораторных мышей»; подготовки и участия в естественно-научном образова-

на лазера на прорастание семян тыквы», тельном турнире в Ижевске; создания компь-

о

с

ц

с;

ю

>5

X

С1

Ф

О

X

л о о <0

X

со

О

с; о

Ю

К

0)

5

с;

4,5 4,25

4

3,75 3,5

4,25

I полугодие 1999/2000

II полугодие 1999/2000

I полугодие 2000/2001

Рис. 2. Изменение уровня знаний по биологии учащихся 10-х классов лицея

ютерной программы по расчету биоритмов че- той же параллели за прошлый учебный год ловека и обучающей программы по генетике. (рис. 2.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительный эффект проделанной

Творческие работы учащихся были

работы подтверждается следующими ре- отмечены в конкурсах городского, россий-

зультатами.

- Отмечено повышение уровня знаний в 10-х классах по биологии в текущем учебном году по сравнению с показателями в

с ко го и международного уровня.

- Учащиеся лицея неоднократно занимали призовые места в олимпиадах по биологии и экологии.

ВОПРОС ОБ ИНТЕГРАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ И МЕТОДИСТОВ XIX - XX СТОЛЕТИЙ

Ъляденкова, аспирант кафедры русского языка и методы преподавания в начальной школе МПГУ им. В.И. Ленина

В настоящее время одной из актуаль-

В последнее десятилетие, как можно

ных проблем педагогики и методики обу- судить, существенно изменилось обуче-чения является проблема интеграции ние русскому языку в школе, что выражается, например, в усилении личностно развивающей его функции. Все более

школьного образования. Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, которые предъявляются к современной школе. Сегодня уже есть разработки, отражающие стремление методистов и психологов создать курсы, которые служили бы задаче взаимосвязанного обучения разным областям знаний.

четко выраженной становится коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку, а процессы языко-

/

вого образования и литературного развития школьника сливаются воедино. Следует также заметить, что в наши дни

Создание курсов, объединяющих рус- большое внимание уделяется проблемам

V ___

скии язык и литературу, по сути дела, только начинается. Настоящая статья представля-

текста вообще и художественного текста в частности. Убеждения лингвистов и

ет собой попытку ответить на вопрос о том, методистов сходятся в том, что текст

почему так возрос интерес к проблеме ин- должен служить основной единицей обу-

теграции данных дисциплин, до недавнего вре- чения языку. Очевидно, что использова-

мени принципиально отрицавшийся. ние художественного текста открывает 46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.