! ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ !
Sk
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ
ДИСЦИПЛИН ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ
В.И. Аверкина, учитель биологии
✓ *
естественно-технического лицея г. Саранска,
C.B. Сырцова, заместитель директора по учебной работе
естественно-технического лицея г. Саранска
I
Ежедневно, приходя в школу, ученик ,ных часов в неделю. За такой сравнитель-попадает в мир «набора уроков». Если за- но небольшой промежуток времени уче-дать ему вопрос: «Что ты изучаешь?», он ответит: «Физику, математику, биологию,
нику предлагается усвоить огромный объем знаний. В связи с этим встает воп-
химию и т.д.». Но вряд ли кто-нибудь ска- рос дефицита учебного времени. Также не жет: «Я изучаю мир, природу, человека», секрет, что изучение одной и той же темы
иногда повторяется в разных дисциплинах. Например, со строением органических соединений учащиеся знакомятся в курсе биологии, а затем то же самое проходят на
Разобщенность школьных дисциплин, существующая в современных школьных программах, хорошо известна. В то же время всем ясно, что, заканчивая школу, в идеале ученик должен иметь не просто набор знаний по отдельным наукам, а некую целостную картину мира. Поэтому мало кому надо
уроках химии. Сформированная система межпредметной интеграции позволяет оптимально распределить изучение того или
доказывать необходимость интеграции в иного материала между учебными дисцип-этой связи. Однако, говоря об интеграции линами. Таким образом интеграция выступает в качестве средства повышения качества обучения в условиях дефицита вре-
мени.
как о средстве формирования у ученика целостной картины мира, мы забываем о других ее сторонах.
Только человек, владеющий методами поиска взаимосвязей между отдельными разрозненными кусками знаний, поиска общих законов развития природы и челове- ка. В будущем я буду заниматься этой на
Склонности каждого ребенка различны. Нередко от учеников можно слышать фразу, подобную этой: «Мне интересна физи-
чества, может достичь значимых вершин в науке. Поэтому интеграция служит средством для усиления фундаментализации образования.
укой. Зачем мне биология?». Понятно, чтг дав себе подобную установку, учащийо психологически настраивает себя против изучения биологии. А силой навязать зна-
«Запоминается лишь то, что востребу- ния нельзя. Интеграция, предоставляя учи-ется!» Опираясь на данный тезис, меж- телю возможность востребовать на уроке предметная интеграция позволяет построить учебный процесс таким образом, что-
бы наиболее важные элементы его содержания повторялись как можно чаще и в разном контексте. С этой точки зрения интеграция является средством закрепления знаний, получаемых учащимися на разных уроках.
Учебное время каждого ребенка ограничено не только физически - в сутках 24 ч, но и законодательно - не более 36 учеб-
знания из любимых учениками наук, является средством повышения интереса к своему предмету.
Напомним высказывание И.П. Павлова о том, что восприятие - это то, что получается в мозге, когда его раздражение оказывается связанным с другими раздражениями и со следами прежних. Следовательно, уже начальная ступень усвоения знаний - их восприятие - основана на процессе интеграции, взаимной связи, ведущей
№ 2, 2001
к слиянию знаний воедино. Интегрирован- ной интеграции и несистематического исполь-
ные знания в отличие от просто связанных между собой характеризуются целост-
ностью, системностью, стройностью. Стройная система знаний составляет сформированное научное понятие,
В естественно-техническом лицее процесс обучения и воспитания строится исходя из логической цепочки: единство природы и человека как части природы - единство наук о природе и человеке - комплекс учебных дисциплин в их максимальной взаимосвязи друг с другом. Приведенная це- : интерес к изучаемым учебным дисципли-
зования межпредметных связей на уроках.
Отвечая на третий вопрос, преподаватели назвали следующие основные мешающие факторы:
- отсутствие или недостаточность необходимой литературы,
- дефицит учебного времени,
- узкая специализация преподавателей,
- недостаток опыта такой работы.
Учащимся 10-х классов было предложено оценить по пятибалльной шкале свой
почка является основополагающим принципом идеи лицея. В развитие этой идеи
нам. Результаты анкетирования приведены в табл. 1.
г
Таблица 1
р
Оценка заинтересованности учащихся предметом по 5-балльной шкале
главной задачей научно-методическои работы педагогов лицея определена разработка общелицейской системы межпредметной интеграции.
Необходимость создания системы интеграции подтверждается результатами проведенного констатирующего педагоги-' ческого эксперимента, в задачу которого входило:
1) выяснить, каким образом решается проблема интеграции на уроках в лицее,
2) изучить индивидуальные познава- Кроме вышеуказанных результатов ис-
тельные интересы учащихся в области ее- следование показало, что среди учащихся 10-х
тественных дисциплин: биологии, физики, классов лицея имеются такие, у которых интерес к отдельным предметам естественно-
В ходе эксперимента учителям лицея го цикла не очень высок при одновременном
Предмет 1 Количество баллов
" 10 А 10 Б Среднее
Биология 3,52 4,23 3,88
Физика 4,09 3,94 4,02
Химия 3,86 3,94 3,90
химии.
были заданы следующие вопросы:
1. Что Вы понимаете под процессом интеграции?
высоком интересе к другому предмету.
Таким образом, констатирующий эксперимент доказал, что интеграция биоло-
2. Как Вы реализуете, в какой форме гии, физики и химии может и должна иметь осуществляете интегративный процесс в место в учебном процессе естественно-
обучении?
3. Что Вам мешает в работе по данному направлению?
технического лицея.
В качестве базового предмета при разработке единой системы межпредметной
Анализ анкет показал, что под интегра- интеграции в нашем лицее выбрана физи-
цией учителя понимают объединение в це- ка. Обусловлено это тем, что именно фи-
лое каких-либо частей и элементов учеб- зика изучает наиболее фундаментальные
ного процесса. Представление опрошенных явления и законы природы, наиболее глу-
о содержании и роли такой работы также бинные свойства материальных объектов,
присущие как неживой, так и живой природе. Однако при разработке системы ин-
практику интегративной работы полезной теграции в качестве базового может быть и необходимой. выбран, в принципе, любой учебный пред-
Из ответов на второй вопрос анкеты мет, причем этот выбор может быть обусловлен самыми различными причинами, как
объективными, так и субъективными.
В данной статье мы представляем ре-
соответствует положениям современной педагогики. Все без исключения считают
выяснилось, что системы интеграции при организации и проведении обучения не наблюдается. Если такая работа и проводит-
ся, то она носит характер внутрипредмет- зультат эксперимента по формированию
УУ УУ УУ УУУУ УУ УУУ V УУ 'ИУ V1 т тт ~м~ " ■ ж т _ _ _____. _ _ _
ЙЙЙЙЙЙЙШ^ЙЙЙЙЙЙЙЖ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
одной из подсистем общелицейской системы межпредметной интеграции, в которой интеграция естественных дисциплин реализуется в процессе обучения биологии в 10-х классах. ;
ф
Работа была разделена на 4 этапа (рис. 1).
I этап (подготовительный) - выявление горизонтальных и вертикальных линий интеграции учебных дисциплин. Он включает в себя изучение и анализ учебных программ по интегрируемым дисциплинам, работу по взаимодействию с учителями-предметниками и учащимися.
Изучение интереса
учащихся к базовому предмету
Консультации с учеными
П р е д в ар ите л ь н ая работа с учащимися
Система интеграции
Анализ результатов
работы
Проведение интегрированной работы
Подбор содержания учебного материала
Выявление горизонтальных и вертикальных линий
«
к-
Изучение динамики успеваемости
Изучение качества
знании
уроки
семинары
научно-практические конференции
Изучение метод, литературы
Анализ учебных программ
Взаимодействие с
учителями
Рис. 1. Схема эксперимента
II этап (теоретический) - подбор содержания учебного материала по выявленным интегративным блокам, изучение специальной, методической, психолого-педагогической литературы, материалов учебников, консультации с преподавателями вузов и др.
Ш этап (практический) - основной - осуществление интеграционной работы в различных направлениях, формах и видах (проведение уроков, семинаров, научно-практи-ческих конференций, внеклассная работа по предмету, организация научно-исследова-тельской работы учащихся и т.д.).
IV этап (заключительный) - анализ результатов работы, проведенной на предыдущих этапах, который включает изучение динамики успеваемости, качества знаний, интереса учащихся к предмету, выбранному в качестве базового для осуществления интеграции.
На I этапе для выявления горизонтальных линий интеграции проанализированы учебные программы по биологии, физике и химии для 10-го класса естественно-технического лицея. Полученные результаты представлены в табл. 2.
х х эйс
№ 2, 2001 Ж®
Сопоставительный анализ программ естественных дисциплин
Таблица 2
Главы, изучаемые
в курсе биологии 10-го класса
Горизонтальные линии интеграции
Блок
Биология - Химия
Блок
Биология - Физика
Химический Атомный состав клетки
Физические свойства веществ:
состав клет- Неорганические соединения: растворимость, цвет.
ки
вода, минеральные соли. Ор- Уникальность свойств воды: ганические соединения: уг- теплопроводность, теплоемкость, вязкость, свойства растворителя
леводы, липиды, белки, нук леиновые кислоты, АТФ. Классификация, виды, химические свойства веществ"
Структура и I Химическая организация функции
клетки: химический состав
Физические методы исследования клеток: микроскопирование
клетки
биологических мембран, ци- (световое, электронное), цен-
тозоля, органоидов, ядра
трифугирование Пространственные характеристики ультраструктуры клетки (форма, размер). Единицы измерения биологических микрообъектов
Обеспече-
Химизм процессов фотосин- Виды энергии, используемые
ние клеток | теза, бескислородного окис- живыми организмами. Транс-
ления - гликолиза, аэробно- формация энергии. КПД биоло-
энергиеи
го гликолиза, хемосинтеза
гических процессов
Наследственная ин-
ДНК, РНК, белок - химиче- Физические факторы, вызы-
* ^
ские вещества, обеспечи-
вающие изменение наследст-
формация и вающие хранение и реализа- венной информации (физиче-ее реализа- цию наследственной инфор- ские мутогены) - рентгеновские ция в клетке мации. Ген и его химическое лучи, у-лучи, УФ-излучение
строение* Химический анализ генетического кода . Химические мутогены Химические факторы,
влияющие на развитие орга- щие на развитие организма
Индивидуальное развитие орга-низмов
■ и ,
Физические факторы, влияю-
низма (ядохимикаты, никотин, алкоголь, лекарствен-
ь
ные препараты и др.)*
(температура, влажность, давление, излучение и др.)*
* Вопросы, недостаточно освещенные в содержании учебника.
1 г
Результатом работы на II этапе стало подготовке пособия была изучена различ-учебное пособие по биологии, в котором ного рода литература и учтены рекомен-наибольшее внимание уделено материалу дации учителей физики и химии, в том чис-
интегрированного характера, рассматрива- ле преподавателей вузов. ,
емому в основном учебнике недостаточно Практический этап работы складывал-полно или совсем отсутствующему. При ся из проведения серии интегрированныхуро-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ков по разделам «Химический состав клетки» и «Обеспечение клеток энергией»; семи-
«Влияние пивных дрожжей на рост и развитие лабораторных мышей»; «Влияние лазер-наров по теме «Физические методы иссле- ного облучения на выработку условных реф-дования клетки»; научно-исследовательской работы учащихся «Влияние гелий-неоново-
лексов лабораторных мышей»; подготовки и участия в естественно-научном образова-
на лазера на прорастание семян тыквы», тельном турнире в Ижевске; создания компь-
о
с
ц
с;
(О
ю
>5
X
С1
Ф
О
X
л о о <0
X
со
О
с; о
Ю
К
0)
5
с;
4,5 4,25
4
3,75 3,5
4,25
I полугодие 1999/2000
II полугодие 1999/2000
I полугодие 2000/2001
Рис. 2. Изменение уровня знаний по биологии учащихся 10-х классов лицея
ютерной программы по расчету биоритмов че- той же параллели за прошлый учебный год ловека и обучающей программы по генетике. (рис. 2.).
Положительный эффект проделанной
Творческие работы учащихся были
работы подтверждается следующими ре- отмечены в конкурсах городского, россий-
зультатами.
- Отмечено повышение уровня знаний в 10-х классах по биологии в текущем учебном году по сравнению с показателями в
с ко го и международного уровня.
- Учащиеся лицея неоднократно занимали призовые места в олимпиадах по биологии и экологии.
ВОПРОС ОБ ИНТЕГРАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ И МЕТОДИСТОВ XIX - XX СТОЛЕТИЙ
Ъляденкова, аспирант кафедры русского языка и методы преподавания в начальной школе МПГУ им. В.И. Ленина
В настоящее время одной из актуаль-
В последнее десятилетие, как можно
ных проблем педагогики и методики обу- судить, существенно изменилось обуче-чения является проблема интеграции ние русскому языку в школе, что выражается, например, в усилении личностно развивающей его функции. Все более
школьного образования. Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, которые предъявляются к современной школе. Сегодня уже есть разработки, отражающие стремление методистов и психологов создать курсы, которые служили бы задаче взаимосвязанного обучения разным областям знаний.
четко выраженной становится коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку, а процессы языко-
/
вого образования и литературного развития школьника сливаются воедино. Следует также заметить, что в наши дни
Создание курсов, объединяющих рус- большое внимание уделяется проблемам
V ___
скии язык и литературу, по сути дела, только начинается. Настоящая статья представля-
текста вообще и художественного текста в частности. Убеждения лингвистов и
ет собой попытку ответить на вопрос о том, методистов сходятся в том, что текст
почему так возрос интерес к проблеме ин- должен служить основной единицей обу-
теграции данных дисциплин, до недавнего вре- чения языку. Очевидно, что использова-
мени принципиально отрицавшийся. ние художественного текста открывает 46