Научная статья на тему 'Реализация уровневой интеграции в процессе подготовки специалиста естественно-научного образования для профильной средней школы'

Реализация уровневой интеграции в процессе подготовки специалиста естественно-научного образования для профильной средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ / СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЩЕСТВ / NATURAL SCIENCE EDUCATION / SYSTEMIC ANALYSIS / INTERDISCIPLINARY CONTENT / FUNDAMENTAL CONCEPTS / STRUCTURAL LEVELS OF SUBSTANCES ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубицкая Лариса Владимировна

Всестороннее изучение проблемы интеграции в образовании подтвердило ее значимость и положительное влияние на педагогический процесс, выразившиеся в стремлении развития современной личности, обладающей системным мышлением, способностью к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, а также приобретению новых знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of level integration in the course of training of the expert in natural sciences education for profile secondary school

The comprehensive study of the problem of integration in education has confirmed its significance and positive influence on pedagogical process, expressed in the aim of the development of the modern personality, possessing a systemic thinking, ability to conscious analysis his activity, independent actions under the conditions of uncertainty, and also to acquisition of new knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Реализация уровневой интеграции в процессе подготовки специалиста естественно-научного образования для профильной средней школы»

услуг, упустим момент и в будущем будем пользоваться чужой продукцией.

Литература

1. Голышева М. Д., Диденко А. В., Власова М. В., Асадуллина Л. И. Е-1еагт^ и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения // Грамота. - 2011. - №4(11). - С. 46-50.

2. Лукашов В. Е. Проблемы электронного образования (e-leaming) // Вестник Международной академии наук (русская секция). - 2010. - №2. - С. 49-51.

3. Mourat Tchoshanov. Engineering of learning: Conceptualizing e-Didactics. - Moscow: The Unesco Institute for Information Technologies in Education, 2013. - 192 p.

Дондукова Надежда Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и математического анализа Института математики и информатики Бурятского госуниверситета, e-mail: nadezhdad@yandex.ru

Dondukova Nadezhda Nikolaevna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of algebra and mathematical analysis, Institute of Mathematics and Informatics, Buryat State University, e-mail: nadezhdad@yandex.ru

УДК 373.5.016

© Л. В. Дубицкая

Реализация уровневой интеграции в процессе подготовки специалиста естественно-научного образования для профильной средней школы

Всестороннее изучение проблемы интеграции в образовании подтвердило ее значимость и положительное влияние на педагогический процесс, выразившиеся в стремлении развития современной личности, обладающей системным мышлением, способностью к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, а также приобретению новых знаний и умений.

Ключевые слова: естественно-научное образование, системный анализ, междисциплинарное содержание, фундаментальные понятия, структурные уровни организации веществ.

Ь. V. Dubitskaya

Realization of level integration in the course of training of the expert in natural sciences education for profile secondary school

The comprehensive study of the problem of integration in education has confirmed its significance and positive influence on pedagogical process, expressed in the aim of the development of the modern personality, possessing a systemic thinking, ability to conscious analysis his activity, independent actions under the conditions of uncertainty, and also to acquisition of new knowledge and skills.

Keywords: natural science education, systemic analysis, interdisciplinary content, fundamental concepts , structural levels of substances organization.

Модернизация содержания образования требует существенного обновления учебно-методического обеспечения и реализации в нем современных инновационных подходов. В связи переходом на уровневую систему подготовки кадров разрабатывались новые образовательные программы с учетом современных квалификационных требований к специалистам различных уровней. При этом необходимо учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО), в которых основной акцент делается на обеспечение универсальности, фундаментальности, профессиональной и практической направленности образования. В последнее время усилено внимание к подготовке специалистов в области естественнонаучного образования. В учебные планы общего среднего образования вводится интегрирован-

ный курс «Естествознание», а в образовательные программы высшего профессионального образования - «Концепции современного естествознания», «Естественно-научная картина мира».

Современной профильной школе необходимы специалисты, имеющие интегрированные знания по естественно-научным дисциплинам, которые способны вести курс «Естествознание» на старшей ступени обучения. Однако в большинстве педагогических вузов подготовка студентов по физике, химии и биологии осуществляется традиционно на основе предметной подготовки. Для обучения специалиста в области «естествознание» на базе уже имеющихся профилей необходима разработка интегрированных курсов по выбору студента, которые способствовали бы научно-методической подготовке студентов к осуществлению интеграции в буду-

щей профессиональной деятельности. Отметим, что подготовка по физике студентов естественно-научных специальностей педагогических вузов осуществляется в два этапа: в бакалавриате и затем в магистратуре.

В связи с этим возникает задача разработки программ для подготовки бакалавров и магистров в области естественно-научного образования, обладающих компетенциями, необходимыми для реализации профессиональной деятельности.

Компетенции, необходимые выпускнику педагогического вуза, делят на профессиональные и общекультурные. Формирование каждой компетенции обеспечивается определенным набором дисциплин, объединенных в соответствующие модули. Причем каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) и вариативную (профильную) часть, устанавливаемую вузом. Последняя дает возможность расширения и углубления знаний, умений и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и умения для успешной профессиональной деятельности или продолжения профессионального образования в магистратуре.

В рамках нашего исследования представляет интерес именно вариативная часть. Заметим, что в текущий момент подготовка учителя физики, химии, биологии и в том числе естествознания осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.01.00 Педагогическое образование. При этом компетенции, формируемые у учителей естественно-научных дисциплин, будут одни и те же. Таким образом, наполняя вариативную часть учебного плана соответствующими модулями, курсами по выбору студента, мы сможем подготовить в том числе помимо заявленных профилей подготовки и учителя естествознания не только для основной, но и для профильной средней школы. Дальнейшая подготовка будет осуществляться в магистратуре. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.01.00 Педагогическое образование от 14 января 2010 г. N 35. выпускник должен обладать такими общекультурными компетенциями (ОК), как готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2); способность к самостоятельному освое-

нию новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3). Формирование данных компетенций возможно, на наш взгляд, при изучении студентами интегрированного курса: «Уровни и формы интеграции физики, химии и биологии и других естественно-научных дисциплин в школьном обучении».

«Необходимо учитывать при этом, что основной задачей модернизации современной высшей школы является обеспечение качества образования при условии сохранения его фундаментальности» [2]. «В рамках разных подходов исследователи вкладывают различное содержание в понятие фундаментальное образование, однако все они сходятся в необходимости целостного представления содержания фундаментального образования на основе отражения в нем основ фундаментальных наук» [2]. Подготовка учителя естествознания в бакалавриате начинается уже с первого года обучения в момент изучения студентами курса «Естественнонаучная картина мира». Как показывает практика работы, данный курс в вузе преподают блоч-но несколько специалистов: физик, химик и биолог, причем, как правило, связь между данными блоками отсутствует. Этот факт необходимо учитывать при разработке вариативной части учебного плана. При разработке курсов по выбору студента следует опираться на опыт, накопленный в области интегрированного обучения. В диссертационном исследовании Е. В. Тара-нец на основе анализа работ В. С. Безруковой, Б. М. Кедрова, Н. К. Чапаева, М. Г. Чепикова выделила положения о педагогической интеграции:

1) педагогическая интеграция есть инструмент фундаментализации знаний учащихся на основе представлений о целостности мира и роли человека в нем;

2) педагогическая интеграция как процесс есть установление связей между объектами и создание новой целостной системы; она протекает в единстве с дифференциацией [3].

«Целостность научного познания в образовательной системе может быть реализована на нескольких уровнях: внутри предметного синтеза знаний, межпредметных связей, на уровне дидактического синтеза и на уровне интегративной целостности» [1]. Рассмотрим подробнее данную классификацию.

Первый уровень целостности может быть представлен через внутрипредметный синтез знаний.

Второй уровень целостности - межпредметные связи - характеризуется взаимосвязью знаний различных предметов, что учитывается при разработке курса по выбору студента: «Физика как основа для осуществления интеграции естественно-научного знания». На лекционных занятиях у студентов формируется представление о различных классификациях МПС, в том числе по временному и информационному признакам. Практические занятия по данному курсу позволяют сформировать у студентов умение: устанавливать генетические и функциональные связи физики с другими естественно-научными дисциплинами. Они учатся отбирать материал, создавать модель интегрированного урока на уровне МПС, выделять разделы и темы, требующие взаимосвязанного изучения.

Третий уровень - уровень дидактического синтеза. Целостность знаний на данном уровне достигается в результате синтеза предметов, объединения элементов знаний предметов (комплексный синтез), сочетания синтезированных, интегрированных, стержневых, комплексных предметов в образовательной области. Для формирования данного уровня интеграции студенты получают задания следующего типа, например: «Согласуйте любую из современных программ по естествознанию с программой базового курса физики, химии, биологии (программа и класс по выбору); определите разделы и темы школьной программы по естествознанию, изучение которых предполагает рассмотрение вопросов истории естествознания».

Четвертый уровень целостности - уровень интегративной целостности характеризуется максимальным объединением, соединением, упорядоченностью, взаимосвязью, взаимообусловленностью знаний, удовлетворяющим целям и задачам образовательного процесса. Уровень реализуется через включение в образовательный процесс общенаучных понятий: энергия, масса, температура, атом, молекула, движение, вещество и т. п.; методологических принципов: симметрии, соответствия, дополнительности; детального рассмотрения структуры естественно-научной картины как целостного представления о природе и месте в ней человека. Будущий учитель естествознания должен понимать, что природа не делится на субъект и объект, человеческое и не человеческое, на дисциплины - физика, химия, география, биология и т. п. С целью формирования данного интегра-тивного уровня на семинарских занятиях уча-

щимся будут предложены задания следующего содержания:

• создайте модель интегрированного урока естествознания по разделам «Наномир», «Микромир», «Макромир», «Мегамир» ;

• составьте поурочное планирование курса естествознания на основе интегративного подхода;

• разработайте модели интегрированных уроков естествознания для 10-11-х классов, включающих материал об общенаучных методологических принципах: симметрии, соответствия, дополнительности;

• предоставьте темы исследовательских проектов на основе дидактического синтеза;

• приведите примеры обобщающего урока по теме: «Естественно-научная картина мира» на основе уровня интеграции - уровня целостности.

Реализации интеграции на уровне дидактического синтеза в курсе естествознания профильной школы учителем по программе одной из данных дисциплин естественно-научного цикла отводится роль базовой. История становления естественно-научных дисциплин дает право считать базовой дисциплиной физику, но мы не исключаем, что за основу интегрированного курса естествознание может быть взята и химия, и биология.

Подготовка будущих учителей естественнонаучных дисциплин будет осуществляться в два этапа: 1) реализация первых двух уровней интеграции в рамках бакалавриата; 2) третий и четвертый уровни интеграции будут осуществляться в магистратуре. Полученные студентами теоретические знания о реализации уровневой интеграции в процессе обучения учащихся в профильной школе, а также их умение вести уроки интегративного содержания смогут быть проанализированы по результатам их педагогической практики в средних учебных заведениях.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день сложилась определенная система взглядов и подходов в определении понятия интеграции в педагогическом процессе, раскрывающая различные аспекты его содержания. Всестороннее изучение проблемы интеграции в образовании подтвердило ее значимость и положительное влияние на педагогический процесс.

Литература

1. Берулава М. Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Теоретико-методологический аспект. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1988. - 222 с.

2. Старченко С. А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. - Челябинск, 2000. - 421 с.

3. Таранец Е. В. Интегрированные математические

курсы по выбору для учащихся 5-9 классов гимназии автореф. дис. ... канд. пед. наук / Уссурийский гос. пед. ин-т. -Екатеринбург, 2001. - 19 с.

Дубицкая Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного областного социально-гуманитарного института, e-mail: l.v.dubi@yandex.ru

Dubitskaya Larisa Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Moscow State Regional Social and Humanitarian Institute, e-mail: l.v.dubi@yandex.ru

УДК 372.8:51

© Б. В. Заятуев

Межкультурная интеграция учащихся в контексте обучения математике

В статье освещается проблема обучения математике детей, не владеющих родным языком. Благодаря двуязычному обучению создаются педагогические условия межкультурной интеграции формирования этнической идентичности школьников.

Ключевые слова: стратегия интеграции, культурная трансмиссия, примордиализм, конструктивизм, габитус, встреча культур.

B. V. Zayatuev

Cross-cultural integration of learners in the context of teaching mathematics

The article highlights the problem of teaching mathematics to children, who don't speak native language. Due to bilingual teaching, the pedagogical conditions of cross-cultural integration are created for formation of learners' ethnic identity.

Keywords: integration strategy, cultural transmission, premordialism, constructivism, habitus, meeting of cultures.

В поликультурном обществе для недоминирующих групп желательной является стратегия интеграции, состоящая в их стремлении сохранить свою первоначальную культуру при одновременном приобщении к доминирующей культуре, в стремлении быть неотъемлемой частью общей социальной структуры.

В настоящее время реализация этой стратегии в Бурятии затруднена в связи с отчуждением нескольких поколений бурят от родного языка, из-за чего отсутствует вертикальная трансмиссия от родителей к детям, горизонтальная трансмиссия от сверстников. Непрямая культурная трансмиссия в процессе обучения детей-бурят в школе мало эффективна, поскольку оно происходит на русском языке начиная с малых классов.

Мы разработали и внедряем модель обучения, направленную на формирование у школьников этнокультурной идентичности. Этнокультурную идентичность мы понимаем как результат освоения школьником системы ценностей, выражающихся в осознании принадлежности к культуре группы, в которой он формируется как личность.

Основой нашей модели служит обучение математике на бурятском языке. Математическое

значение в силу своей абстрактности обладает огромным педагогическим потенциалом, поскольку оно может быть интегрировано как с гуманитарным, так и с естественным знанием. К тому же математика является неотъемлемой и важнейшей частью этнопедагогики. Нет такого начального математического понятия, которое не было бы освоено народом и не получило своего особого имени. Понятие натурального и дробного числа, основные геометрические фигуры, арифметические действия и их компоненты принадлежат народу. Если бы группа (общность) не научилась считать, то она бы не выжила в борьбе за существование.

Игнорирование обучения математике на родном языке не допустимо, когда речь идет о подлинном развитии личности ученика, о его этнической идентичности, на основе которой формируется гражданская идентичность. Математика вплетена в культуру, в язык народа, она была и должна оставаться обязательным компонентом обучения и развития детей. Она способствует, в том числе и освоению родного языка. Родной язык и математика, вместе взятые, составляют основной инструмент ментального развития. В. Д. Шадриков под ментальным развитием понимает «... прежде всего умственное развитие, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.