Научная статья на тему 'Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности деятельности учреждений образования'

Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности деятельности учреждений образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1552
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башарова О.Г.

Для оценки деятельности общеобразовательного учреждения с позиции качества оказываемых услуг при эффективном управлении бюджетными средствами автором сформирована система показателей для анализа эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности деятельности учреждений образования»



РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

О.Г. БАШАРОВА,

аспирантка кафедры бухгалтерского учета и аудита Ульяновский государственный университет

Для оценки деятельности общеобразовательного учреждения с позиции качества оказываемых услуг при эффективном управлении бюджетными средствами автором сформирована система показателей для анализа эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: анализ, эффективность, деятельность, общеобразовательный, учреждение.

На современном этапе экономического развития реорганизация общественного сектора стала одной из предпосылок реформирования бюджетного процесса. В период экономических реформ исторически сложившаяся модель организации и финансирования образования не могла оставаться непоколебимой. Переход от практически полностью государственного финансирования обусловил поиск новых методов учета и оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений путем сопоставления выделенного бюджетного финансирования и полученных результатов. Появилась необходимость в разработке критериальной оценки деятельности учреждений образования для содействия развитию науки и генерированию условий повышения ее экономической эффективности.

Несмотря на многообразие научных работ в области оценки эффективности расходов, при мониторинге научных источников было выявлено, что в основном результатами такого анализа являются достоверно исчисленные денежные показатели. Однако они практически неприменимы к оценке эффективности бюджетных расходов, поскольку

целью создания бюджетных учреждений не является извлечение прибыли и пополнение доходов бюджета. Бюджетный кодекс трактует бюджетное учреждение как государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы [1,ст.6гл. 1ч. 1].

Анализ законодательства, затрагивающего в той или иной степени вопросы эффективности использования бюджетных средств, вновь приводит нас к Бюджетному кодексу РФ, нормы которого являются основополагающими в части регулирования бюджетных отношений. Одним из принципов бюджетной системы является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который предусматривает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств [1, ст. 34 гл. 5ч.2].

Однако применение данной нормы на практике весьма затруднительно, так как на законодательном уровне не определено содержание термина

«заданный результат». Тем не менее Бюджетный кодекс предусматривает обязанность главных распорядителей бюджетных средств осуществлять финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств [1, ст. 269, ч. 3; 2]. То есть ответственность зареали-зацию данного принципа возлагается на главного распорядителя. Поскольку законодательно не установлены порядок, сроки и принципы оценки эффективности бюджетных расходов, органы государственной власти зачастую трактуют это как целевое использование бюджетных средств.

Кроме этого, учитывая многочисленные направления деятельности бюджетных учреждений, к примеру здравоохранение, образование, культура или, в частности, внутри системы образования: учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, определение сущности заданного результата будет индивидуально для группы монотипных элементов системы.

Вся совокупность упомянутых обстоятельств и обусловила выбор темы и цели исследования. Цель проводимого исследования — изучение действующей системы анализа и развитие методической базы оценки эффективности деятельности учреждений образования.

Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг: Образование в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может существовать без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными и религиозными. Объектом данного исследования является отдельный компонент системы образования — муниципальные общеобразовательные учреждения.

Несмотря на бурное развитие рынка образовательных услуг, основным источником деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений по-прежнему остается бюджетное финансирование. Однако применение нормативно-подушевого финансирования в общеобразовательных учреждениях в некотором роде выравнивает ценовые условия предоставления образовательных услуг. Тем самым создаются предпосылки для развития конкурентной среды.

Средняя общеобразовательная школа представляет собой сложное, многофункциональное учреждение, в которое входят внутренние структурные подразделения, обеспечивающие образовательный процесс, а также внешние учреждения, участвующие в управлении школой прямо либо косвенно.

Поэтому для систематизации комплекса элементов, участвующих в деятельности образовательного учреждения, введем термин «инфраструктура». При этом, рассматривая инфраструктуру образовательного учреждения как совокупность сооружений, знаний, систем и служб, необходимых для его функционирования. Условно выделим внешнюю и внутреннюю инфраструктуры (рис. 1).

Исследование инфраструктуры общеобразовательных школ — это важный элемент, позволяющий

получить данные о школьной среде, порядке взаимодействия с органами управления образованием и другими службами.

Данная информация необходима для формирования системы показателей анализа эффективности деятельности общеобразовательных школ, поскольку техническая оснащенность, обеспеченность квалифицированными трудовыми кадрами, теснота взаимодействия с органами власти и другими внешними пользователями прямо или косвенно будут оказывать влияние на выработанные индикаторы эффективности. Другими словами, под влиянием взаимодействия внутренней и внешней инфраструктур формируется финансово-хозяйственная деятельность общеобразовательной школы.

Финансово-хозяйственная деятельность общеобразовательных учреждений представляет собой многообразный объект для исследования. Система показателей для оценки деятельности общеобразовательных учреждений должна основываться на конкретных показателях, характеризующих достижение заданных результатов, атакже возможности выявления потенциальных отрицательных

Рис. 2. Этапы анализа хозяйственной деятельности для общеобразовательных учреждений

факторов деятельности и их элиминирование для достижения планируемых результатов работы. Система показателей должна быть сформирована таким образом, чтобы проиллюстрировать механизм действия факторов, влияющих на результативные экономические показатели.

Поэтому при формировании методики анализа эффективности деятельности общеобразовательных учреждений важно учитывать, что они получают финансирование из разных уровней бюджетной системы, используя бюджетные средства на оказание муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием. Деятельность общеобразовательных учреждений является объектом повышенного внимания как со стороны пользователей внешней инфраструктуры (налоговые органы, контролирующие органы и др.), так и внутренней (штатные сотрудники и др.). Следовательно, разработанная методика анализа позволит создать базу сопоставимых показателей по общеобразовательным школам для выявления неиспользуемых ресурсов, распространить передовой опыт деятельности общеобразовательных школ в современных условиях.

Определение последовательности выполнения аналитических исследований является исходной позицией с точки зрения теории и практики анализа эффективности хозяйственной деятельности [4, 6]. По мнению авторов Г. В. Савицкой и А. Д. Шеремета, формирование последовательности анализа составляет основу методики анализа хозяйственной деятельности. На основании исследований данных авторов были разработаны этапы анализа эффективности финансовой деятельности, применимые к общеобразовательным школам (рис. 2).

Исследовав мнения разных авторов, определим объект и предмет анализа эффективности деятельности общеобразовательных учреждений. Объект — это то, на что направлена познавательная и иная деятельность. Объекты анализа выбираются в соответствии с его задачами. К примеру, Г. В. Савицкая объектами анализа хозяйственной деятельности

Формирование информационной базы

Выявление резервов повышения эффективности

Мониторинг полученных результатов ч_У

Определение объекта, предмета и цели анализа

58

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

признает экономические результаты хозяйственной деятельности, поэтому объекты разнообразны в зависимости от отрасли хозяйства [4, 5]. Теперь определим объекты анализа эффективности: имущество учреждения (финансовые, нефинансовые активы), хозяйственные процессы, повлекшие за собой изменение состояния имущества.

С философской точки зрения предмет анализа— это определенная сторона, свойство и отношение объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Д. А. Панков раскрывает предмет анализа как причинно-следственные связи, составляющие основу экономических отношений, возникающих на уровне отдельных бюджетных организаций в ходе выполнения ими своих функций [3].

Иными словами, предмет определяет те границы, в пределах которых изучается объект исследования. Отсюда можно сделать вывод, что предметом анализа деятельности общеобразовательных учреждений является наличие связей между факторами и результативным показателем, т.е. причинно-следственные связи, возникающие при функционировании организаций, в конкретном случае — общеобразовательных школ.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности распространен в большей степени в коммерческих организациях, которые являются самоорганизующейся системой, функционирующей в жестких условиях конкурентной среды и имеющих полную хозяйственную самостоятельность. Основной задачей создания коммерческих организаций является извлечение прибыли. В _

свою очередь бюджетные учреждения образования ориентированы на достижение конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования.

При определении эффективности деятельности общеобразовательных учреждений важно не только знать, что результат достигнут, но и проанализировать эффективность полученного результата при условии наличия сравниваемых баз показателей, методики их составления и расчета.

Таким образом, анализ эффективности деятельности общеобразовательной школы — это система, включающая в себя: системное исследование состава, структуры и динамики трудовых, материальных и финансовых ресурсов школы; изучение состава и динамики финансовых результатов; выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективностьдеятельности общеобразовательной школы.

Сущностью анализа эффективности хозяйственной деятельности являются системное исследование и оценка всего комплекса экономических показателей деятельности общеобразовательных учреждений, основанных на разложении информации о ее многообразных аспектах и определяющих ее факторах на элементы и их изучение во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей.

Получателям бюджетных средств устанавливаются количественные и качественные задания, для выполнения которых им выделяются бюджетные средства. В рамках этих лимитов они могут оптимизировать свою деятельность, направив сэкономленные средства на собственные нужды внутри статьи. Тем самым устраняется противоречие интересов распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.

Анализ эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения является значительной частью в системе управления учреждением для принятия решений. Определим его место и связь с другими управляющими функциями (рис. 3).

Бюджетная смета

Бюджетный учет

Анализ

эффективности деятельности

Принятие решения

Материальные ресурсы

Трудовые ресурсы

Финансовые ресурсы

Деятельность

общеобразовательной

школы

Образовательный процесс

Сопутствующие услуги

Административно-хозяйственный блок

Оказание бюджетной образовательной услуги

Рис. 3. Система управления общеобразовательным учреждением

Рис. 4. Система показателей эффективности деятельности общеобразовательного учреждения

Особенностью анализа является его двойственный характер в процессе управления организацией. С одной стороны, стадии анализа чередуются с остальными в процессе управления, поэтому элементы анализа можно включить в каждую из описанных стадий. С другой стороны, обеспечивается оптимальный ход процесса управления на каждой стадии и поэтому стадию анализа по отношению к остальным можно рассматривать как упорядочивающее звено. Анализ обеспечивает информационную прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. Таким образом, анализ как особая управленческая функция, с одной стороны, обеспечивает возможность

принятия эффективных управленческих решений, а с другой стороны, во взаимодействии с процессами организации и регулирования обеспечивает исполнение принятых решений. Следует отметить, что эти стороны анализа находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов.

Для оценки деятельности общеобразовательного учреждения с позиции качества оказываемых услуг при эффективном использовании бюджетных средств нами сформирована система показателей для анализа эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения (рис. 4), которая может быть использована как единичным учреждением, так и отделом образования, что позволит сформировать базу сопоставимых показателей по району, области.

Предложенные блоки анализа позволяют решить задачи оценки эффективности деятельности общеобразовательных учреждений с учетом целевой направленности исследуемого объекта. Анализ эффективности использования ресурсов и финансового состояния позволит внутренним пользователям при принятии управленческих решений выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, в то время как индикаторы предоставят возможность внешним пользователям определить состояние общеобразовательного учреждения в разрезе финансовой, социальной и образовательной деятельности, а также в сравнении с другими идентичными учреждениями.

Общеобразовательным учреждениям присущ целый ряд особенностей, на которые следует ак-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0-ръ%ъ.'н'р?4?:ж'иъ4

центировать внимание при анализе эффективности их деятельности:

— финансирование общеобразовательных учреждений в отличие от коммерческих происходит путем перераспределения бюджетных средств, а не прямого поступления от потребителя. Законодательно предусмотрено получение бесплатного общего образования, поэтому учреждения, оказывая большой спектр образовательных услуг, получают средства из государственного бюджета на безвозвратной основе. Можно предположить, что, с одной стороны, ослабляется контроль за качеством выполнения возложенных функций и эффективностью расходования бюджетных средств. Однако модернизация системы финансирования образования путем перехода на подушевое финансирование предполагает не обеспечение всех потребностей в расходах на одного учащегося, а эффективное распределение бюджета на базе прозрачной формулы, основанной на принципе «деньги следуют за учеником»;

—деятельность общеобразовательных учреждений носит некоммерческий характер, поэтому формирование отрицательного финансового результата неизбежно. Как правило, субвенции предполагают финансирование конкретных статей затрат, что может повлечь за собой не только расходование ресурсов в соответствии с необходимостью, а исходя из объемов выделенных средств. Например, экономию фонда заработной платы можно направить лишь на премии работникам, перераспределение надругие статьи невозможно;

— в ходе осуществления образовательной деятельности общеобразовательные школы расхо-

Список литературы

дуют свои средства согласно установленной смете доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Но, например, проведение ЕГЭ не может оплачиваться непосредственно родителями, законодательно не закреплена данная функция и за образовательным учреждением. Поэтому можно сделать вывод, что это может привести к снижению оперативного реагирования на постоянно меняющиеся условия хозяйствования общеобразовательных школ.

Важным моментом при формировании системы показателей для определения эффективности деятельности является этап мониторинга, поскольку бюджетная отчетность должна позволять прозрачно отслеживать достижение результата при выделенном финансировании и оценивать эффективность действий органов управления по реализации планов и достижению результата. Для этой цели результаты деятельности учреждений должны быть заранее определены обществом и являться предметом отчета органов управления образованием перед законодательной властью и перед населением. Для еще более прозрачной процедуры корректировки целей на будущий бюджетный цикл необходимо создать механизм обратной связи с потребителями образовательных услуг. Для этого необходимы массовые социальные исследования общественного мнения. Поэтому начинать разработку бюджета, направленного на эффективное использование бюджетных средств, следует с достижения общественного определения стратегических целей отрасли образования в части общеобразовательных учреждений на основе анализа эффективности их деятельности.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Справочная правовая система «Консультант +».

2. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 №3266-1 (ред. от 17.07.2009) // Справочная правовая система «Консультант+».

3. Панков Д. А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие / под общ. ред. Д. А. Панкова. М.: Новое знание, 2005. 630 с.

4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. 4-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2007.

5. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: краткий курс. 2-еизд., испр. М.: Инфра-М, 2003. 302 с.

6. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб. для вузов. М.: Инфра-М, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.