Наиболее существенным результатом продуктивной (деловой) игры (это подтверждается исследованием) является то, что она способствует развитию личностных образовательных результатов младших школьников. Продуктивная (деловая) игра дая младших школьников положительно влияет на развитие личностных качеств учащихся, поскольку, в первую очередь, она затрагивает все основные компоненты личностного развития: ценностно-смысловые ориентации, основы гражданской идентичности, положительной «Я -концепция», мотивации учебной деятельности, внутренней позиции.
Результаты исследований дают основания дая дальнейшего изучения влияния такой игровой технологии, как продуктивная (деловая) игра для младших школьников на развитие личностных образовательных результатов учащихся: проведение исследования особенностей продуктивной (деловой) игры на различных уровнях обучения, влияния продуктивной (деловой) игры на разные виды образовательных результатов и т.д.
Литература:
1. Михайленко Т.М. Педагогические особенности продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч. 7. - 256 с.
2. Михайленко Т.М. Диагностика личностных образовательных результатов младших школьников. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 1 (143) -2017 г. - 273 с.
3. Нечаева М. П., Смирнова И. Э. Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008 - 96 с.
4. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. -СПб.: Речь, 2010. - 694 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат сельскохозяйственных наук,
старший преподаватель кафедры биологии и экологии Мишина Ольга Степановна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент 3 курса факультета биологии, химии и экологии Иванов Роман Геннадьевич
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА НА ТЕМУ: «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ФИТОРЕГУЛЯТОРА УРОЖАЙНОСТИ (РФУ) НА РОСТ И РАЗВИТИЕ ОГУРЦОВ, ВЫРАЩЕННЫХ ГИДРОПОННЫМ И ТРАДИЦИОННЫМ ПОЧВЕННЫМ СПОСОБОМ»
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся организации и содержания работы научного кружка по биологии в школе. Предложена разработка проектной работы, по выращиванию огурцов гидропонным и традиционным почвенным способом, которая может быть реализована с обучающимися, в рамках работы научного кружка.
Ключевые слова: научный кружок, школьный проект, гидропоника, фиторегулятор урожайности РФУ.
Annotation. The article deals with the issues related to the Organization and content of the scientific circle of biology at school. The development of the project work on the cultivation of cucumbers hydroponic and traditional soil method, which can be implemented with students, in the framework of the scientific circle.
Keywords: scientific circle, school project, hydroponics, RFU yield phytoregulator.
Введение. В условиях модернизации системы образования основным фактором личностного развития учащегося является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности. В связи с этим, возникла необходимость развития учебно-воспитательного процесса в школе в форме научного кружка [1, 2, 3].
При выборе темы проекта, необходимо учитывать актуальность и практическое значение изучаемого вопроса.
Разработанный практико-ориентированный проект может быть реализован с обучающимися в рамках работы научного кружка по биологии в школе.
Изложение основного материала статьи. Тема данного проекта выбрана не случайно. Ребятам интереснее будет работать над проектом, если они будут осознавать практическое значение своей деятельности. Практико - ориентированные проекты предполагают практический выход, получение продукта, удовлетворяющего конкретную потребность [2, 3].
Современное экономическое состояние страны затронуло всю сельскохозяйственную сферу, появился стимул к укреплению и повышению эффективности производства национальной сельскохозяйственной продукции. Существенным элементом в реализации этих задач являются овощные культуры, например, огурцы, которые можно выращивать круглый год, в условиях защищенного грунта [4, 5, 6].
Замена почвы в теплицах иными субстратами при периодическом их увлажнении питательным раствором позволяет искусственно создать благоприятную среду для роста и развития растений. В качестве субстрата может быть использована коноплёвая костра, содержащая большое количество важнейших микроэлементов [5, 6, 7].
В связи с вышеизложенным, тема данной исследовательской работы представляет интерес, является своевременной и актуальной и может быть использована в качестве научно-исследовательского проекта, реализуемого в научном кружке по биологии в школе.
Цель исследования: Исследовать воздействие растительного фито-регулятора урожайности (РФУ) на рост и развитие огурцов, выращенных гидропонным и традиционным почвенным способом в рамках работы научного кружка по биологии в школе.
Объект исследования: семена огурцов, коноплёвая костра, Растительный фиторегулятор урожайности (РФУ)
Предмет исследования: рост и развитие огурцов, выращенных в разных условиях членами научного кружка по биологии.
Задачи исследования:
- определить в лабораторных условиях энергию прорастания и всхожесть семян, обработанных исследуемым препаратом РФУ.
- оценить воздействие РФУ на дайну и массу (сырую и сухую) проростков и корневых систем указанных растений, в условиях лабораторного опыта.
- установить влияние РФУ на формирование элементов вегетативной системы растений огурцов, выращенных в условиях вегетационного опыта, при выращивании гидропонным и традиционным (почвенным) методом.
- сравнить формирование фотосинтетического аппарата и содержание хлорофилла в листьях огурцов, выращенных гидропонным и традиционным (почвенным) способом.
- проанализировать влияние препарата на урожайность огурцов, выращенных гидропонным и традиционным (почвенным) способом.
Практическая значимость: Результаты исследований могут быть использованы специалистами в области сельского хозяйства, а также данная информация может быть интересна учителям, ведущим научную деятельность с учащимися в школах.
Объекты исследования: сорт огурцов - «Зозулёнок».
Коноплёвая костра - часть стебля, содержащая важнейшие микроэлементы, является хорошим ионообменником, удерживает влагу, защищает почву от иссушения, является природным удобрением, которое насыщает почву макро и микроэлементами [7, 9].
В питательный раствор добавляли жидкое универсальное органоминеральное удобрение для гидропонных установок, с универсальным составом необходимых питательных элементов [9].
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: анализ литературных данных, постановка лабораторного и вегетационного опытов.
Лабораторные опыты по установлению энергии прорастания и всхожести семян белого люпина проводили в соответствие с ГОСТ 12038-84, проводили в факторостатных условиях. Отбирали по 20 штук семян белого люпина, помещали их в чашки Петри на фильтровальную бумагу в трёхкратных повторностях по каждому варианту. Затем приливали по 2,5 мл РФУ в концентрации препарата 10-4 мг/мл; 10-5 мг/мл; 10-6 мг/мл д.в. Контролем служили семена, замоченные в дистиллированной воде (72 часа при температуре 260С) [6, 7].
Энергию прорастания и всхожесть определяли в установленные для данной культуры сроки (4-й и 7-й) по ГОСТ 12038-84. Измерение длины и массы корневых систем и проростков проводились на 10-е и 15-е сутки постановки опыта. Измерение длины надземных органов проростков и их корневых систем проводились на 5, 10-е сутки постановки опыта. Эффект от применения РФУ устанавливали соотношением исследуемых показателей опытных проростков к соответствующим показателям контрольных, выращенных на дистиллированной воде и принятых за 100%. При определении всхожести 95% и выше отклонения результатов анализа отдельных проб от среднеарифметического значения не должны превышать ± 4%; при всхожести 94,9-90% не выше ± 5% и т.д.
Вегетационные опыты по изучению действия регулятора роста на формирование габитуса растений и элементы продуктивности [6, 7].
Опыты с регулятором РФУ проводились в вегетационных сосудах на Агробиологической станции. Перед посевом семена замачивали на 4 часа в растворах регулятора, заданных концентраций. Контролем служили семена, замоченные в дистиллированной воде.
Повторность вариантов опыта - трёхкратная. Энергию прорастания семян определяли на 4-е сутки, всхожесть растений определяли на 7-е сутки, соответственно [ГОСТ 12038-84]. Эффект от применения регулятора роста устанавливали соотношением исследуемых показателей опытных проростков к соответствующим показателям контрольных, выращенных на дистиллированной воде и принятых за 100% [6, 7].
В период вегетации вели наблюдения за ростом и развитием растений проводили по методике госсортоиспытания сельскохозяйственных культур. Высоту растений определяли по 10 типичным растениям, отобранным с каждого варианта опыта по фазам развития в соответствии с методическими указаниями ВНИИ кормов. Площадь листовой поверхности растений определяли методом высечек (Корнилов, 1968). В каждую фазу фиксировали длину стебля главного и боковых побегов, а также число последних; число и массу листьев с одного растения, площадь листьев, содержание хлорофилла в листьях определяли в фазу бутонизации и плодообразования, число цветов, число плодов, массу плодов [6, 7].
Все данные подвергались математической обработке с помощью компьютерной программы, разработанной в Институте физиологии растений TI-TEST и Excel.
Результаты работы:
1. На основании полученных нами данных установили, что максимальную энергию прорастания и всхожесть семян огурцов имели обработанные препаратом в концентрации РФУ 10-1 мг/мл семена. Увеличение относительно контроля составило 6%.
2. Максимальным высота проростков и длина корневых систем у растений огурцов наблюдалась на 10-сутки постановки опыта, увеличение относительно контроля составило 27 и 37%, соответственно.
3. Увеличение длины проростков в результате обработки семян РФУ в концентрации 10-1 мг/мл повлияло на накопление их сырой и сухой массы на 42 и 40% - сырая масса и сухая масса проростков, соответственно. Возможно это связано с воздействием исследуемого препарата, содержащего естественные гормоны, способствующие интенсивному росту побега и формированию более мощной корневой системы. На увеличение массы корневой системы обработка препаратом не повлияла и была на уровне контроля.
4. Биометрические измерения растений огурца показали положительное влияние обработки РФУ на образование вегетативных органов. Увеличение длинны главного стебля отмечали у растений, чьи семена обрабатывались перед посевом РФУ 10-1 мг/мл. Увеличение относительно контроля составило16% на начальных этапах роста и развития как у растений, выращенных гидропонным способом, так и традиционным почвенным.
5. Установлено положительное воздействие исследуемого препарата на формирования фотосинтетического аппарата. Наибольший эффект был получен в результате обработки РФУ 10-1 мг/мл. На 25-й день постановки опыта, количество листьев на главном побеге у растений, выращиваемых гидропонным
способом, увеличивалось на 15%, относительно контрольных образцов, на боковых побегах на 14%. Масса листьев с главного побега по воздействию РФУ 10-1 мг/мл увеличивалась на 13%, а с боковых побегов на 27% по сравнению с контролем.
В условиях почвенного выращивания огурцов, предпосевная обработка препаратом в концентрации 10-1 мг/мл способствовала увеличению числа листьев на главном побеге на11%, на боковых побегах на 24%, и их масса увеличивалась на главном побеге на 13%, а на боковых на 30%.
В результате проведённых исследований, было установлено, что наибольший вклад в облиственность растений внесли боковые побеги, как при выращивании гидропонным, так и традиционным почвенным способом.
В условиях гидропонного выращивания огурцов, на 45-й день предпосевная обработка препаратом РФУ обеих концентраций способствовала увеличению фотосинтетических показателей. Однако, наибольший эффект по большинству указанных показателей был получен при обработке РФУ 10-1 мг/мл: число листьев с главного побега увеличивалось на 18%, с боковых на 26%, масса листьев с главного на 26, а с боковых на 27%.
Таким образом, в результате проведённых исследований, было установлено, что наибольший вклад в облиственность растений внесли боковые побеги, как при выращивании гидропонным, так и традиционным почвенным способом.
Полученные результаты позволили установить положительное влияние исследуемого препарата на увеличение площади листовой поверхности, накопление хлорофиллов и каротиноидов в листьях у растений, выращенных как гидропонным, так и традиционным (почвенным) методом. При этом, максимальным данный показатель был зафиксирован у растений огурцов, выращенных традиционным (почвенным) способом. Увеличение относительно контроля составило: площадь листьев на 48%; концентрация хлорофилла на 15%. Возможно это связано с наличием аминокислот, входящих в состав регулятора РФУ и гумифицироанных органических кислот в льняной костре, которые способствуют синтезу пигментов в листьях. На увеличение содержания каротиноидов обработка препаратом влияния не оказала. Обработка препаратом не оказала влияния на накопление каротиноидов.
Интенсивное развитие вегетативных органов и накопление пигментов фотосинтеза под воздействием фиторегулятора урожайности коррелировало с формированием элементов продуктивности растений при выращивании гидропонным и традиционным (почвенным) способе выращивания растений огурцов. Наибольший эффект по указанным показателям был достигнут при обработке РФУ 10-1 мг/мл растений, при выращивании гидропонным способом. При этом количество цветов на главном побеге увеличивалось на 15%, плодов на главном побеге на 22%, масса плодов на главном побеге увеличивалась на 60%. Количество цветов на боковых побегах увеличивалось на 19%, плодов на боковых побегах на 67%, масса плодов на боковых побегах увеличивалась на 142%. Что в очередной раз подтверждает больший вклад боковых побегов в формирование элементов продуктивности. Однако, в сравнении с гидропонным способом, выращивание огурцов традиционным способом было более эффективным по всем исследуемым показателям.
Обработка препаратом не способствовала защите растений от заболеваний. Наблюдали поражение растений хлорозом - заболеванием, которым часто заражаются растения огурцов, выращиваемые в условиях защищенного грунта и гидропонным способом, так как в теплице трудно контролировать необходимую температуру. Растения огурцов нормально растут и развиваются без поражения хлорозом при температуре на выше 250С. В нашем случае, максимальной температура достигала 400С. Что, в конечном итоге, способствовало угнетению растений.
Выводы:
- В лабораторных условиях энергия прорастания и всхожесть семян, обработанных исследуемым препаратом РФУ 10-1 мг/мл увеличивались относительно контроля на 6%.
- Максимальным высота проростков и длина корневых систем у огурцов наблюдалась под воздействием РФУ 10-1 мг/мл на 10-е сутки, увеличение относительно контроля составило 27 и 37%, соответственно.
- Сырая и сухая масса проростков увеличивалась на 42 и 40%, соответственно, под воздействием РФУ 10-1 мг/мл.
- Длина главного стебля на начальных этапах роста увеличивалась по воздействию РФУ 10-1 мг/мл на 16%.
- Показатели формирования фотосинтетического аппарата, в результате обработки РФУ 10-1 мг/мл были максимальными на 25-й день постановки опыта, количество листьев на главном побеге у растений, выращиваемых гидропонным способом, увеличивалось на 15%, на боковых побегах на 14%. Масса листьев с главного побега увеличивалась на 13%, а с боковых побегов на 27% по сравнению с контролем.
В условиях почвенного выращивания огурцов, число листьев на главном побеге под воздействием РФУ 10-1 мг/мл увеличивались на11%, на боковых побегах на 24%, и их масса увеличивалась на главном побеге на 13% , а на боковых на 30%.
- Обработка препаратом положительно отразилась на формирование листового аппарата. Увеличение относительно контроля составило: площадь листьев на 48%, концентрация хлорофилла на 15%.
- Наибольший эффект на формирование продукционных качеств огурцов был достигнут при обработке РФУ 10-1 мг/мл, при выращивании гидропонным способом. При этом количество цветов на главном побеге увеличивалось на 15%, плодов на главном побеге на 22%, масса плодов на главном побеге увеличивалась на 60%. Количество цветов на боковых побегах увеличивалось на 19%, плодов на боковых побегах на 67%, масса плодов на боковых побегах увеличивалась на 142%.
Таким образом, результаты проведённых исследований подтверждают ростостимулирующее действие растительного фиторегулятора урожайности как в условиях гидропонного, так и почвенного способа. Однако, выращивание традиционным почвенным способом по сравнению с гидропонным, было более эффективным.
Данный проект, с применением исследовательского метода, может быть реализован с обучающимися в научном кружке по биологии в школе. Выполняя работу, ребята знакомятся с традиционным почвенным и гидропонным способами выращивания растений. Убеждаются в том, что ростом и развитием растений можно управлять, воздействуя на них биологически активными веществами, а главное понимают, что результаты проведённой работы имеют важное практическое значение.
Литература:
1. Падун Н. А. Учебно-исследовательская деятельность как средство формирования исследовательских умений учащихся / Падун Н. А. // Научные записки НДУ имени М.Гоголя. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1
2. Пластюк А. Организация исследовательской деятельности учащихся / Пластюк А. // Биология. Школьный мир. - 2011. - № 4.
3. Шамрай С. М. Биологические эксперименты в школе / С. М. Шамрай, К. М. Задорожный. - X.: Вид. группа „Основа", 2003. - 96 с.
4. Сычёв В.Г., Цыгуткин A.C. Продовольственная безопасность страны и мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения // Плодородие. - 2003. - №5. - С. 6-9.
5. Олива Т.В., Панин С.И., Шевель Н.М., Куликова М.А. Экологизация тепличного производства огурцов на беспочвенном субстрате с использованием системы капельного полива // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
6. Ващенко, И.М. Биологические основы сельского хозяйства / И.М. Ващенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
7. Почвоведение: Учебное пособие / А.И. Горбылева, В.Б. Воробьев, Е.И. Петровский; Под ред. А.И. Горбылевой - 2-е изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2014 - 400 с.
8. Шитилова Т.И., Витол И.С., Герчиу Я.П., Белопухов С.Л., Семко В.Т. Действие препаратов -фиторегуляторов на формирование качества зерновых культур // Достижения науки и техники АПК. 2010. №12. С. 47-48.
9. Прусакова Л.Д., Кефели В.И., Белопухов С.Л., Вакуленко В.В., Кузнецова С.А. Роль фенольных соединений в растениях // Агрохимия. 2008. №7. С. 86-97.
Педагогика
УДК: 378.172
старший преподаватель кафедры физической культуры Мокрова Татьяна Игоревна
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); старший преподаватель кафедры физической культуры Вапаева Анна Владимировна Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИТНЕС-ТРЕНИНГА KANGOO JUMPS В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК
Аннотация. В настоящее время выявлено довольно значительное снижение уровня физического развития и здоровья студентов за период обучения. Одной из причин ухудшения показателей физического здоровья молодых людей эксперты называют существенный недостаток двигательной активности студентов. Для увеличения уровня двигательной активности обучающихся, специалисты предлагают использовать в процессе физического воспитания студентов современные и популярные в молодежной среде виды оздоровительного и спортивного фитнеса.
Для повышения уровня физической подготовленности студенток в процессе физического воспитания девушек (20-21 год) была использована система фитнес-тренинга Kangoo Jumps. В ходе исследований была выявлена возможность качественного повышения некоторых показателей физического развития девушек, использовавших данную систему фитнес-тренинга. Было обнаружено статистически достоверное (Р<0,01) увеличение показателей развития быстроты, общей выносливости и восстановления организма после выполнения стандартной физической нагрузки. Полученные результаты доказывают возможность эффективного использования системы фитнес-тренинга Kangoo Jumps в процессе физического воспитания студенток.
Ключевые слова: студенты; двигательная активность; фитнес-тренинг; Kangoo Jumps; физическое развитие.
Annotation. Currently, there is a significant decrease in the level of physical development and health of students during the period of study. One of the reasons for the deterioration of physical health of young people experts call a significant lack of physical activity of students. To increase the level of motor activity of students, experts suggest using in the process of physical education of students modern and popular among young people types of recreational and sports fitness.
To improve the level of physical fitness of female students (20-21 years) in the process of physical education of girls was used a system of fitness training Kangoo Jumps. In the course of the studies, the possibility of a qualitative increase in some indicators of physical development of girls applied this system to the fitness training. It was found significant (P<0,01) increase development speed, General endurance and recovery of the body after performing standard physical load. The obtained results prove the possibility of effective use of Kangoo Jumps fitness training system in the process of physical education of female students.
Keywords: students; physical activity; fitness training; Kangoo Jumps; physical development.
Введение: Специалисты в области здравоохранения и физического воспитания молодежи отмечают, что в последние годы обнаружено значимое усиление негативных тенденций ухудшения уровня физического развития и здоровья современных молодых людей практически во всех странах мира [11; 12]. Развитие данных тенденций связано в первую очередь с существенным понижением уровня двигательной активности молодежи, что способствует увеличению массы тела и развитию ожирения у лиц, ведущих малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной активности, по мнению ученых, связан как с повальным увлечением большинства современной молодежи интернетом и компьютерными играми [2], так и с недостатком