Выводы. Проведенный экспертный опрос преподавателей кафедр физического воспитания доказал необходимость привлечения социологических исследований в систему мониторинга, особенно на стадии ее становления, так как позволил выявить следующее.
Преподаватели и студенты не владеют объективной информацией об уровне физической подготовленности студентов; не знают тестовых методик и нормативных требований, предъявляемых государственной программой по физической культуре для вузов.
Студенты не контролируют изменение своих физических качеств в течение учебного года; не могут выбрать в соответствии со своими интересами и уровнем физического развития обучение в группах с направленной коррекцией отстающих качеств или в группах спортивного совершенствования. На основании этого можно заключить, что студенты, не владея соответствующей информацией, не заинтересованы в развитии своей физической подготовленности и совершенствовании кондиционных физических качеств.
Данное исследование позволяет также сделать вывод о недостаточно эффективной организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Отсутствие целенаправленной диагностики физической подготовленности студентов с последующим принятием педагогических мер делают невозможным целевое планирование учебного процесса, которое, которое, в свою очередь, является основанием контроля качества учебной деятельности студентов со стороны преподавателей по конечному результату - показателям их физического развития [3, 4].
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что одним из определяющих условий эффективной постановки физического воспитания в вузе является создание модели управления, оптимизирующей управленческую деятельность на основе мониторинга, включающего регулярную диагностику физической подготовленности занимающихся и комплекс информационных средств [там же].
Управление - это процесс информационный, поскольку взаимосвязь двух основных подсистем любой системы управления (управляющей и управляемой) осуществляется при помощи информации. Поэтому в современных условиях крайне важным условием успешного управления стало информационное обеспечение.
Таким образом, информатизация учебного процесса в вузе является одним из ключевых направлений реформирования высшего образования в России. Внедрение информационного обеспечения в учебный процесс по физической культуре позволит не только повысить эффективность управления физическим воспитанием, но и создаст благоприятную среду, актуализирующую интеллектуальные и коммуникативные возможности студентов и преподавателей, позволит осуществить на практике педагогические и управленческие цели.
Литература:
1. Лубышева Л.И. Конкретно-социологические исследования стиля жизни как часть общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи // Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения: Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. -С. 64-68.
2. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ./ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело. 1998. - 800 с.
3. Миронова С.П. Управление процессом физического воспитания в вузе на основе педагогического мониторинга состояния физической подготовленности студентов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54. Ч. 3. -С. 113-119.
4. Миронова С.П., Семенов Л.А. Эффективность реализации функций управления физическим воспитанием в вузе / С.П. Миронова, Л.А. Семенов // Теория и практика физической культуры. 2004. № 4. -С. 4-6.
5. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. Научный редактор A.A. Радугин. - М.: Центр, 1997. - 432 с.
6. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, H.A. Кислякова и др.; Под ред. Д. Д. Вачугова. - М.: Высш. школа, 2001. - 367 с.
Педагогика
УДК:371
аспирант Михайлеико Татьяна Михайловна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 412 Петродворцового района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)
ВЛИЯНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПРОДУКТИВНОЙ (ДЕЛОВОЙ) ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ) НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования уровня сформированное™ личностных результатов младших школьников и результаты динамики личностных образовательных результатов младших школьников по средствам продуктивной (деловой) игры.
Ключевые слова: личностные образовательные результаты, продуктивная (деловая) игра для младших школьников, диагностика, педагогический эксперимент.
Annotation. The article deals with the results of the study of the level of younger students personal results formation and the results of personal educational results dynamics of younger students by means of productive (business) games.
Keywords: personal educational results, productive (business) game for younger students, diagnostics, pedagogical experiment.
Введение. В ходе историко-педагогического анализа игровых технологий было выявлено, что для развития комплексно всех сфер личности, необходимо подобрать нескольких видов игр, что вызывает сложности у педагога. На наш взгляд, необходимо внедрять такую активную форму обучения, которая бы
позволила бы достичь всех поставленных задач в деле развития личности младшего школьника. Нами была предложена классификация игр с учетом сфер личности: интеллектуально-познавательные игры, двигательные игры, социальные игры. В социальных играх мы выделили потенциал деловой игры и продуктивной. Тем самым мы создали комбинированную игру, направленную на развитие всех сфер личности младшего школьника, объединив деловую и продуктивную игры, так как именно в них есть потенциал, который позволит развить личность младшего школьника согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта [1].
Основываясь на анализе классификаций, признаках, структуре игровых технологий, а в частности деловой и продуктивной играх мы сконструировали условно продуктивную (деловую) игру для младших школьников, которая может использоваться в учебно-воспитательном процессе для достижения образовательных результатов.
Под продуктивной игрой понимают совместную деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов.
В процессе исследования разработана модель продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Продуктивную (деловую) игру для младших школьников имеет следующую структуру: модель профессиональной деятельности, имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях, групповое создание информационного продукта, защита проекта (продукта). Данная игра соответствует признакам игровой технологии и направлена на развитие всех сфер личности младшего школьника [1].
Теоретический анализ позволил выделить основания для формирующего эксперимента и определить комплекс организационно-педагогических условий подготовки и реализации продуктивной (деловой) игры для младших школьников, обеспечивающей развитие личностных образовательных результатов.
Организационно-педагогические условия по подготовке и реализации продуктивной (деловой) игры для младших школьников включают:
1)Знакомство учащихся с разными видами профессий;
2)Моделирование профессиональной деятельности;
3)Реализация проблемной ситуации;
4)Создание проекта и дальнейшая его защита;
5)Рефлексия каждого участника,
и имеют отличительные особенности по содержанию, этапам проведения и приемам организации познавательной деятельности детей, что учитывает психолого-педагогические особенности обучения детей этой возрастной группы: развитие профессионально - познавательных интересов, формирование теоретического мышления и становление самооценки.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ уровня сформированное™ личностных образовательных результатов младших школьников и результаты динамики личностных образовательных результатов младших школьников по средством продуктивной (деловой) игры.
Изложение основного материала статьи. В эксперименте участвовали 93 учащихся младшего школьного возраста, 12 учителей начальных классов. Эксперимент длился 4 года, начиная с того момента, когда дети поступили в первый класс (2013-2014 уч. год). Были выбраны 2 класса контрольных (класс А, класс Б) и один экспериментальный (класс В).
Для исследования развития личностных образовательных результатов младших школьников и динамики их развития средством продуктивной (деловой) игры был подготовлен и проведен педагогический эксперимент, состоящий из нескольких этапов.
Целью педагогического эксперимента является определение эффективности использования продуктивных (деловых) игр как средство формирования личностных образовательных результатов младших школьников.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента были выявлены основные проблемы, связанные с развитием личностных образовательных результатов младших школьников.
Полученные сведения были обработаны и проанализированы, и в дальнейшем использовались в качестве стартового (нулевого) уровня, с которым проводилось сравнение последующих результатов эксперимента.
Предварительный (поисковый) этап эксперимента проводился в 2013/2014 учебном году. Выше отмечалось, что для развития качеств личности ребенка используют различные игровые технологии. Между тем, опыт работы показал, что такой подход не обеспечивает личностное развитие ребенка в целом, поэтому была поставлена задача экспериментально проверить выдвинутое предположение о том, что использование игровой технологии, такой как продуктивная (деловая) игра для младшего школьника позволит развить личностные качества личности в комплексе.
Констатирующий этап эксперимента проводился в течение 2014-2015 учебного года.
Программа констатирующего эксперимента включала:
1. Диагностики учащихся с целью выявления:
•уровня проявления социально ценных качеств личности: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества.
•социализированное™ личности учащихся (адаптированность, автономность и нравственная воспитанность).
•направленности на приобретение знаний.
2. Интервьюирование педагогов с целью выявления использования игровых технологий в работе с учащимися начальной школы.
Методика «Самоанализ (анализ) личности» (методика подготовлена О.И. Мотковым, модифицирована Т.А. Мироновой).
Целью данной методики являлось исследование уровня проявления социально ценных качеств личности:
- активность нравственной позиции;
- коллективизм;
- гражданственность в труде;
- трудолюбие;
- волевые качества.
В ходе констатирующего эксперимента были проведены исследования исходного уровня проявления личностных качеств учащихся всех классов.
Самоанализ личности 2 классов
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
низким
среднии
высокии
liMk
Iнизкии I средний высокий
2а
12%
45%
43%
26
17%
63%
20%
2 в
17%
43%
40%
%
15%
51%
34%
Диаграмма 1
Результаты диагностики показали, что 34% учащихся из общего числа, показали высокий уровень проявления социально ценных качеств личности, 51% - средний уровень и только 15% принимавших участие в эксперименте, фиксируют низкий уровень.
Можно отметить, что средними показателями выступают: активная нравственная позиция (стремление к нравственности, самовоспитание), коллективизм (чуткость и взаимопомощь), волевые качества (целеустремлённость, настойчивость и самообладание).
Методика для изучения социализированное™ личности учащихся (методика разработана М.И. Рожковым).
Данная методика направленна на выявление уровня социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Результаты социализированное™ личности 2 классов
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
ÜJJ
2а 26 2 в всего
низкий 3% 3% 3% 3%
средний 45% 33% 53% 44%
высокий 52% 64% 44% 53%
Диаграмма 2
Iнизкии I средний высокий
В результате анализа социализированное™ личности учащихся можно констатировать следующее: 53 % из всех учащихся 2 классов имеют высокий уровень социализации, средний уровень 44% и только 3% от всех учащихся имеют низкий уровень социализированное™.
Изучение направленности на приобретение знаний (методика предложена Е.П. Ильиным и H.A. Курдюковой).
Было проведено изучение выраженности мотивации на приобретение знаний.
Диаграмма 3
По результатам проведенного анкетирования видно, что у 2 класса высокий уровень мотивация на получение знаний (60%), средний уровень - 32% и 8% - низкий уровень.
Высокие результаты, полученные в ходе исследования, говорят о том, что самооценка второклассников завышена и это является возрастной особенностью данных учащихся. Самооценка у детей 8-9 лет далеко не всегда адекватна их реальным достижениям и возможностям. Одни дети себя переоценивают, другие -недооценивают, один ребенок самоуверен или, наоборот, не уверен в себе.
В ходе констатирующего эксперимента также изучалась активность использования учителей начальной школы игровых технологий в своей работе. На этапе констатирующего эксперимента на основе устных опросов учителей было зафиксировано, что 30% учителей часто используют игровые технологии в своей работе, такие как познавательные игры, игры-путешествия, настольные, подвижные, ролевые, дидактические, исследовательские, сюжетно-ролевые, игры на развитие внимания, памяти. Это позволяет в начальной школе лучше усвоить изучаемый материала, возможность мотивировать учащихся, вызвать интерес к предмету. Остальные учителя используют игры на уроках в меньшей степени.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали:
1. У большинства испытуемых средний уровень сформированное™ личностных образовательных результатов, в частности уровень проявления социально ценных качеств личности, высокий уровень социальной адаптированности к школьной жизни и потребность в познании.
2. Полученные данные говорят о хорошем уровне сформированное™ личностных образовательных результатов у учащихся 2-х классов, но есть такие качества личности, как: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества, самооценка, которые необходимо формировать для дальнейшего успешного обучения учащихся и их личностного роста.
3. Результаты анкетирования учителей начальной школы показал, что педагоги в своей работе используют разнообразные игры, которые направлены на развитие отдельных качеств личности. Для развития всех качеств личности младшего школьника, учителям приходится подбирать несколько игр, что вызывает трудности.
Для проверки эффективности формирующего эксперимента была проведена сравнительная диагностика результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Диагностика проводилась с помощью тех же методик, описанных выше. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного эксперимента выявило положительную динамику в развитии личностных образовательных результатов учащихся экспериментальной группы.
Для проверки достоверности полученных данных применяются методы математической обработки результатов по г-критерию Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью определяется, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. критерий Вилкоксона для связанных выборок рассчитывается по следующей формуле:
Т = ЕЯг, где ЕЯг - сумма рангов, соответствующих нетипичным изменениям показателя.
Полученное значение ^критерия Вилкоксона сравниваем с критическим по таблице для избранного уровня статистической значимости (р=0.05 или р=0.01) при заданной численности сопоставляемых выборок п: если расчетное (эмпирическое) значение 1эмп. меньше табличного 1кр. или равно ему, то признается статистическая значимость изменений показателя в типичную сторону (принимается альтернативная гипотеза). Достоверность различий тем выше, чем меньше значение 1.
Если 1эмп. больше 1кр., принимается нулевая гипотеза об отсутствии статистической значимости изменений показателя.
В ходе расчетов были получены следующие результаты, которые представлены в таблицах 2, 3, 4.
- Исследование динамики самоанализа личности младших школьников в экспериментальной группе
Таблица 2
N "До" "После" Сдвиг (1после- Ы Абсолютное значение сдвига Ранговый номер сдвига
1 4.50 4.58 0.08 0.08 4
2 3.79 4.38 0.59 0.59 23
3 3.83 4 0.17 0.17 9,5
4 3.92 4.42 0.5 0.5 19,5
5 3.54 4.04 0.5 0.5 19,5
6 3.71 3.92 0.21 0.21 11,5
7 4.21 5 0.79 0.79 25
8 4.29 4.33 0.04 0.04 1,5
9 4.54 4.63 0.09 0.09 6
10 4.42 4.21 -0.21 0.21 11,5
11 4.17 4.29 0.12 0.12 7,5
12 2.83 3.79 0.96 0.96 26
13 3.75 3.92 0.17 0.17 9,5
14 4.17 3.63 -0.54 0.54 21,5
15 3.38 2.96 -0.42 0.42 17,5
16 3.96 3.96 0 0 0
17 3.92 4.04 0.12 0.12 7,5
18 4.63 4.71 0.08 0.08 4
19 4.63 3.88 -0.75 0.75 24
20 4.42 4.5 0.08 0.08 4
21 4.42 4.46 0.04 0.04 1,5
22 4.38 4.79 0.41 0.41 16
23 4.58 4.83 0.25 0.25 13
24 3.21 5 1.79 1.79 29
25 4.88 4.5 -0.38 0.38 15
26 3.79 4.33 0.54 0.54 21,5
27 4.46 4.75 0.29 0.29 14
28 3.50 4.83 1.33 1.33 28
29 4.54 4.96 0.42 0.42 17,5
30 3.67 4.92 1.25 1.25 27
Сумма рангов нетипичных сдвигов: 89.5
Ось значимости:
Критические значения Т при п=29
п Ткр
0.01 0.05
29 110 140
Полученное эмпирическое значение Т,„п находится в зоне значимости.
Критические значения Т при п=29
п Ткр
0.01 0.05
29 110 140
Анализ ччоси значимости'' показывает, что полученная величина I попадает в зону значимости. Следовательно, можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения не случайны и значимы
на 1% уровне. Можно говорить о положительной динамике в развитии нравственных, волевых качеств, а также таких качеств, как коллективизм, гражданственность и трудолюбие.
- Исследование динамики социализированное^ личности младших школьников в экспериментальной группе.
Таблица 3
N "До" "После" Сдвиг (1:после- Абсол ютное значение сдвига Ранговый номер сдвига
1 3.15 3.45 0.3 0.3 12,5
2 3.45 3.00 -0.45 0.45 19,5
3 2.80 2.90 0.1 0.1 1,5
4 3.05 3.20 0.15 0.15 5
5 2.65 3.05 0.4 0.4 18
6 3.30 3.55 0.25 0.25 11
7 3.50 3.95 0.45 0.45 19,5
8 2.65 3.25 0.6 0.6 21,5
9 3.35 3.15 -0.2 0.2 9
10 3.70 3.35 -0.35 0.35 15,5
11 3.30 3.50 0.2 0.2 9
12 1.80 3.40 1.6 1.6 30
13 2.60 2.75 0.15 0.15 5
14 2.85 2.70 -0.15 0.15 5
15 2.85 3.50 0.65 0.65 23
16 2.85 3.00 0.15 0.15 5
17 2.55 3.30 0.75 0.75 25
18 3.60 3.95 0.35 0.35 15,5
19 3.00 3.30 0.3 0.3 12,5
20 2.95 3.30 0.35 0.35 15,5
21 2.85 3.05 0.2 0.2 9
22 2.80 2.90 0.1 0.1 1,5
23 3.45 3.60 0.15 0.15 5
24 2.45 3.40 0.95 0.95 27,5
25 3.75 3.00 -0.75 0.75 25
26 2.35 3.40 1.05 1.05 29
27 2.65 3.60 0.95 0.95 27,5
28 3.35 3.70 0.35 0.35 15,5
29 2.60 3.35 0.75 0.75 25
30 2.80 3.40 0.6 0.6 21,5
Сумма рангов нетипичных сдвигов: 74
Результат: ТЭмп = 74 Критические змачсмия I при п=30
п
0.01 0.05
30 120 151
Ось значимости
120 151
Полученное эмпирическое значение Т,„„ находится в зоне значимости.
Анализ ччоси значимости'' показывает, что полученная величина I попадает в зону значимости. Следовательно, можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения не случайны и значимы на 1% уровне. Можно говорить о положительной динамике в социальной адаптированности младших школьников 4В класса.
- Исследование динамики изучения направленности на приобретение знаний личности младших школьников в экспериментальной группе.
Критические значения 1 при п=27
п Ткр
0.01 0.05
27 92 119
Ось значимости:
92 {19
Полученное эмпирическое значение Т„,п находится в зоне значимости.
Таблица 4
N "До" "После" Сдвиг (1:после- Абсол ютное значение сдвига Ранговый номер сдвига
1 7 11 4 4 23,5
2 7 11 4 4 23,5
3 8 10 2 2 10
4 9 11 2 2 10
5 6 9 3 3 18
6 7 10 3 3 18
7 8 11 3 3 18
8 6 8 2 2 10
9 9 10 1 1 3
10 10 8 -2 2 10
11 7 6 -1 1 3
12 2 6 4 4 23,5
13 9 9 0 0 0
14 3 9 6 6 26,5
15 8 6 -2 2 10
16 7 10 3 3 18
17 9 10 1 1 3
18 9 10 1 1 3
19 10 10 0 0 0
20 11 10 -1 1 3
21 6 9 3 3 18
22 11 9 -2 2 10
23 11 8 -3 3 18
24 5 11 6 6 26,5
25 12 10 -2 2 10
26 8 11 3 3 18
27 11 9 -2 2 10
28 7 11 4 4 23,5
29 10 10 0 0 0
30 9 11 2 2 10
Сумма рангов нетипичных сдвигов: 74
Результат: ТЭм„ = 74
Анализ ччоси значимости'' показывает, что полученная величина I попадает в зону значимости. Следовательно, можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения не случайны и значимы на 1% уровне.
Показатели после проведения продуктивной (деловой) игры для младших школьников превышают значения показателей до эксперимента, что говорит о положительной динамике в развитии личности младших школьников. Сопоставление результатов изучения уровня самоанализа, социализированное™ личности и направленности на приобретение знаний учащихся «до» и «после» показало, что наблюдается рост уровня проявления ценных качеств личности.
Таким образом, применение продуктивной (деловой) игры для младших школьников способствует повышению личностных образовательных результатов младших школьников, следовательно, оказывает положительное влияние на развитие личностных качеств младших школьников.
Сопоставим результаты констатирующего и контрольного эксперимента при изучении личностных образовательных результатов в трех классах (4А, 4Б, 4В).
Самоанализ личности
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
Iнизкии I средний высокий
и/О - 2 а (КГ) 4 а (КГ) 2 б (КГ) 4 б (КГ) 2 в (ЭГ) 4 в (ЭГ)
■ низкий 12% 12% 17% 10% 16% 7%
■средний 45% 48% 63% 27% 43% 33%
■ высокий 47% 39% 20% 63% 40% 60%
Диаграмма 4
Из диаграммы видно, что уровень самоанализа личности в экспериментальном 4 В классе увеличился (60% учащихся имеют высокий уровень социально ценных качеств личности: нравственной позиции, коллективизм, гражданственность, трудолюбие, волевые качества), а количество учащихся имеющие низкий уровень социально ценных качеств личности уменьшился в 2 раза (в начале эксперимента - 16%, в конце -7%). В контрольном 4 А классе за период эксперимента произошли незначительные изменения, а в 4 Б классе также произошел скачек в развитии социально ценных качеств (63% учащихся имеют высокий уровень социально ценных качеств).
Теперь рассмотрим, какие изменения произошли в социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Данные представлены на диаграмме 5.
Социализированность личности учащихся
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
и /о 2 а (КГ) 4 а (КГ) 2 б (КГ) 4 б (КГ) 2 в (ЭГ) 4 в (ЭГ)
■низкий 3% 6% 3% 0% 3% 0%
■ средний 45% 58% 33% 30% 53% 23%
■ высокий 52% 36% 63% 70% 43% 77%
Iнизкии I средний высокий
Диаграмма 5
Из диаграммы видно, что во всех трех классах социальная адаптированность изменилась по-разному. В 4 А классе количество учащихся, имеющих высокий уровень социальной адаптированности уменьшился (в начале эксперимента - 52%, а в конце - 36%), увеличилось число с низким уровнем социальной адаптированное™ (6%). В экспериментальном 4 В классе количество учащихся имеющих высокий уровень социальной адаптированное™ увеличился (77%), а учащихся с низким уровнем социальной адаптированное™ - нет. В 4 Б классе также увеличилось число учащихся имеющих высокий уровень социальной адаптированное™.
Далее рассмотрим изменения направленные на приобретение знаний, которые произошли в результате эксперимента. Данные представлены на диаграмме 6.
Направленность на приобретение
знании
Iнизкии I средний высокий
Диаграмма 6
На диаграмме в 4 Б и 4 В классе уровень направленности на приобретение знаний увеличился, а в 4 А остался без изменений. В экспериментальном 4 В классе видна положительная динамика на приобретение знаний, по сравнению с другими классами.
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного эксперимента при изучении личностных образовательных результатов учащихся младших классов показала, что в целом развитие личности младших школьников в экспериментальном классе повысилось.
Как показали наблюдения, опросы учителей и учащихся, положительное влияние продуктивной (деловой) игры на развитие личности младшего школьника заключается в следующем:
• повышение интереса к содержанию учения;
• большее стремление к освоению способов приобретения новых знаний;
• более легкое усвоение учебного материала;
• повышение успешности учебной деятельности.
• более частое формулирование задач на каждом этапе работы;
• более активная и самостоятельная постановка целей, адекватных своим
возможностям и задачам работы;
• большая активность при постановке целей.
Контент-анализ письменных работ учащихся показал, что 93 % участников продуктивной (деловой) игры считают, что эта игровая деятельность развивает такие качества личности, как коллективизм, трудолюбие, нравственные, волевые качества, познавательный интерес. Остальные 7 % участников положительно относятся к участию в продуктивной (деловой) игре, им нравится играть, но они не видят влияния этой деятельности на развитие своих качеств личности.
Раскрывая личностный смысл участия в продуктивной (деловой) игре младшие школьники использовали следующие утверждения:
Лера П. «Благодаря таким играм научилась лучше читать и писать... Эти игры меня меняют...».
Евгений С. «Эти игры меня учат хорошо работать, дают опыт работы в команде».
Юля Я. «Смысл таких игр в том, чтобы развиваться, развивать свою фантазию, ум, учит работать в команде».
Арсений М. «Я научился составлять тексты, работать в команде, понимать вопросы. Эти игры готовят нас к взрослой жизни».
Алена Ш. «Эти игры нужны в будущем, чтобы научиться работать».
Вика П. «Благодаря этим играм я стала относиться к жизни позитивнее, серьезнее. Мне нравятся эти игры, потому что я узнавала много нового. В дальнейшем мне пригодится опыт участия в этих играх для моей будущей профессии».
Света К. «Когда я вырасту, то возможно я буду работать по той профессии, которую мы играли, и я вспомню урок-игру, и мне будет легче работать».
Обобщение ответов учащихся позволяет нам сделать вывод: участие в продуктивных (деловых) играх влияет в положительную сторону на развитие личностных качеств учащихся, а следовательно и интерес к изучению предметов.
Выводы. Как показала практика исследования и сам эксперимент, при условии систематическом проведении продуктивной (деловой) игры проявляется ее положительное влияние на отношение учащихся к предмету, к учебному процессу, на их личностное развитие.
Любой ли младший школьник может участвовать в продуктивной (деловой) игре? По результатам исследования мы можем утверждать, что любой ученик, с любыми способностями, с любым уровнем знаний может успешно участвовать в продуктивной (деловой) игре, т.к. уровень проведения игры может быть разным; учащиеся могут выполнять множество видов действий и найти соответствующие своим способностям и индивидуальным особенностям. Задача педагога - дать возможность каждому учащемуся наиболее эффективно использовать свои способности, быть успешным в выбранном им виде деятельности.
Наиболее существенным результатом продуктивной (деловой) игры (это подтверждается исследованием) является то, что она способствует развитию личностных образовательных результатов младших школьников. Продуктивная (деловая) игра дая младших школьников положительно влияет на развитие личностных качеств учащихся, поскольку, в первую очередь, она затрагивает все основные компоненты личностного развития: ценностно-смысловые ориентации, основы гражданской идентичности, положительной «Я -концепция», мотивации учебной деятельности, внутренней позиции.
Результаты исследований дают основания дая дальнейшего изучения влияния такой игровой технологии, как продуктивная (деловая) игра для младших школьников на развитие личностных образовательных результатов учащихся: проведение исследования особенностей продуктивной (деловой) игры на различных уровнях обучения, влияния продуктивной (деловой) игры на разные виды образовательных результатов и т.д.
Литература:
1. Михайленко Т.М. Педагогические особенности продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч. 7. - 256 с.
2. Михайленко Т.М. Диагностика личностных образовательных результатов младших школьников. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 1 (143) -2017 г. - 273 с.
3. Нечаева М. П., Смирнова И. Э. Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008 - 96 с.
4. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. -СПб.: Речь, 2010. - 694 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат сельскохозяйственных наук,
старший преподаватель кафедры биологии и экологии Мишина Ольга Степановна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент 3 курса факультета биологии, химии и экологии Иванов Роман Геннадьевич
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА НА ТЕМУ: «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ФИТОРЕГУЛЯТОРА УРОЖАЙНОСТИ (РФУ) НА РОСТ И РАЗВИТИЕ ОГУРЦОВ, ВЫРАЩЕННЫХ ГИДРОПОННЫМ И ТРАДИЦИОННЫМ ПОЧВЕННЫМ СПОСОБОМ»
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся организации и содержания работы научного кружка по биологии в школе. Предложена разработка проектной работы, по выращиванию огурцов гидропонным и традиционным почвенным способом, которая может быть реализована с обучающимися, в рамках работы научного кружка.
Ключевые слова: научный кружок, школьный проект, гидропоника, фиторегулятор урожайности РФУ.
Annotation. The article deals with the issues related to the Organization and content of the scientific circle of biology at school. The development of the project work on the cultivation of cucumbers hydroponic and traditional soil method, which can be implemented with students, in the framework of the scientific circle.
Keywords: scientific circle, school project, hydroponics, RFU yield phytoregulator.
Введение. В условиях модернизации системы образования основным фактором личностного развития учащегося является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности. В связи с этим, возникла необходимость развития учебно-воспитательного процесса в школе в форме научного кружка [1, 2, 3].
При выборе темы проекта, необходимо учитывать актуальность и практическое значение изучаемого вопроса.
Разработанный практико-ориентированный проект может быть реализован с обучающимися в рамках работы научного кружка по биологии в школе.
Изложение основного материала статьи. Тема данного проекта выбрана не случайно. Ребятам интереснее будет работать над проектом, если они будут осознавать практическое значение своей деятельности. Практико - ориентированные проекты предполагают практический выход, получение продукта, удовлетворяющего конкретную потребность [2, 3].
Современное экономическое состояние страны затронуло всю сельскохозяйственную сферу, появился стимул к укреплению и повышению эффективности производства национальной сельскохозяйственной продукции. Существенным элементом в реализации этих задач являются овощные культуры, например, огурцы, которые можно выращивать круглый год, в условиях защищенного грунта [4, 5, 6].
Замена почвы в теплицах иными субстратами при периодическом их увлажнении питательным раствором позволяет искусственно создать благоприятную среду для роста и развития растений. В качестве субстрата может быть использована коноплёвая костра, содержащая большое количество важнейших микроэлементов [5, 6, 7].
В связи с вышеизложенным, тема данной исследовательской работы представляет интерес, является своевременной и актуальной и может быть использована в качестве научно-исследовательского проекта, реализуемого в научном кружке по биологии в школе.
Цель исследования: Исследовать воздействие растительного фито-регулятора урожайности (РФУ) на рост и развитие огурцов, выращенных гидропонным и традиционным почвенным способом в рамках работы научного кружка по биологии в школе.
Объект исследования: семена огурцов, коноплёвая костра, Растительный фиторегулятор урожайности (РФУ)
Предмет исследования: рост и развитие огурцов, выращенных в разных условиях членами научного кружка по биологии.