41 (272) - 2012
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 338.48
РАЗРАБОТКА РЕЙТИНГА РЕГИОНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
А. А. ФЕДУЛИН, доктор исторических наук, профессор, ректор Российского государственного университета туризма и сервиса E-mail: rector. 06@mail. ru
Н. А. ПЛАТОНОВА, доктор экономических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Российского государственного университета туризма и сервиса E-mail: prorektor_nir@mail. ru
О. И. ВАПНЯРСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Российского государственного университета туризма и сервиса E-mail: vap. olga@gmail. com
В статье отмечается, что уровень, условия и траектория развития туризма значительно дифференцированы по субъектам Российской Федерации, а также по отдельным территориям в составе каждого субъекта. Существует проблема сравнительной оценки развития туризма по регионам с учетом туристско-рекреационного потенциала. Представлен методический подход к разработке рейтинга регионов по уровню развития туризма.
Ключевые слова: туризм, развитие, регион, методика, рейтинг.
Различный туристский потенциал территорий, эволюция развития туристско-рекреационного комплекса в регионах, место, отводимое этому
комплексу в социально-экономическом развитии региона, а также ряд других обстоятельств обусловили высокую дифференциацию уровня развития туризма по субъектам Российской Федерации.
Реализация федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018гг.)» [2] предполагает использование программно-целевого инструментария регулирования туризма. ключевой проблемой становится обоснованный отбор региональных проектов для включения в ФЦП, каждый из которых должен не только способствовать развитию туризма в регионах, соответствовать туристскому потенциалу конкретной территории, но и решать целый ряд важных социально-экономических задач.
Таким образом, с точки зрения практики государственного регулирования представляется важной разработка методических подходов к ранжированию регионов Российской Федерации по уровню развития туризма.
Целью разработки рейтинга регионов по уровню развития туризма является обеспечение органов государственного регулирования туризма эффективным инструментом сравнительно-сопоставительного анализа и комплексной оценки состояния сферы туризма субъекта РФ.
Предполагается, что на практике данный рейтинг будет использоваться как критерий при принятии решений в сфере регулирования туризма. Данный инструмент обеспечит возможность определения перспектив, проблем и динамики развития туристско-рекреационного комплекса региона, позволит более обоснованно проводить отбор проектов, представленных на конкурс, для их государственной поддержки. Постановка указанной цели предполагает последовательное решение двух задач.
Во-первых, необходимо определить методологические основы оценки уровня развития туризма.
Во-вторых, необходимо разработать инструментарий ранжирования регионов Российской Федерации.
изучение методологических основ оценки уровня развития туризма как социально-экономической системы на региональном уровне и его отдельных элементов показало, что, как правило, объектами оценки выступают туристские ресурсы (природные и культурно-исторические) и/или отдельные сегменты (виды деятельности) индустрии туризма. Тем самым определение уровня развития туризма сводится к оценке туристско-рекреационного потенциала территории, что, по мнению авторов, не вполне корректно. Уровень развития туризма прежде всего отражает востребованность туристских услуг на территории региона или спрос на них. В свою очередь для потребителя аттрактивность туризма в определенном регионе складывается из разнообразных факторов, которые изучены многими учеными и практиками. Авторы хотят присоединиться к высказанному в некоторых работах мнению, что перечень объектов оценок крайне ограничен [1, 2]. Регион может обладать богатыми природными и/или культурно-историческими ресурсами развития туризма, но быть непривлекательным для путешественников в силу ряда причин: ограниченная транспортная и информационная доступность; дефицит различных
услуг (размещение, питание, проведение досуга и пр.). Вместе с тем совокупность предприятий и организаций индустрии туризма и социально-экономическая среда практически не выступают объектами оценки уровня развития туризма.
Следовательно, прежде всего необходимо подчеркнуть, что уровень развития туризма отражает туристскую привлекательность субъекта РФ для потенциального туриста. как показывает практика, выбор туристской дестинации осуществляется по комплексу потребительских характеристик. Чудо природы или уникальный объект культурно-исторического наследия могут вызывать туристский интерес и побуждать к принятию решения о путешествии, но в большинстве случаев решающим ограничителем выступают факторы, определяющие комфортность путешествия: наличие и выбор услуг размещения; транспортная и ценовая доступность поездки; безопасность поездки; условия проведения досуга и пр.
Таким образом, в основу методологии разработки рейтинга регионов по уровню развития туризма коллективом разработчиков Российского государственного университета туризма и сервиса заложены оценки совокупностей индикаторов ту-ристско-рекреационного потенциала и индикаторов социально-экономических условий (см. рисунок). к ним относятся:
1) индикаторы туристско-рекреационного потенциала региона, характеризующие аттрактив-ность природных и культурно-исторических ресурсов, а также их потенциал;
2) индикаторы социально-экономических условий, отражающие факторы комфортности пребывания туриста в регионе.
По мнению авторов, именно такой подход позволяет ранжировать регионы по уровню развития туризма. Также получаемый рейтинг косвенно показывает уровень комфортности пребывания туристов в регионе. В этом подходе интегрированы следующие показатели:
- оценка аттрактивности туристских ресурсов (природных и культурно-исторических);
- оценка привлекательности туристских кластеров (при их наличии);
- оценка благоприятствования социально-экономических условий отдыху и рекреации в регионе.
Дальнейшее решение первой задачи разработки рейтинга регионов по уровню развития туризма
Индикаторы туристско-рекреационного потенциала региона
Индикаторы социально-экономических условий
I
Показатели привлекательности природных ресурсов
Показатели привлекательности культурно-исторических ресурсов
V
Показатели: транспортно-географические; политико-законодательные; финансово-инвестиционные; социально-трудовые; производственно-инновационные; инженерно-инфраструктурные; маркетинговые; показатели туристско-рекреационных ресурсов и туристско-рекреационного обеспечения
Группы индикаторов рейтинга туристской привлекательности регионов
предполагало обоснование выбора значимых для рейтинга индикаторов. В основу выбора были положены следующие принципы:
— показатели должны быть актуальны для оценки уровня развития туризма в регионе;
— информация для определения показателей должна быть доступна, т. е. находиться в своде данных территориальных подразделений Рос-стата, различных ведомств и в прочих источниках;
— стремление к объективности предполагало отказ от показателей, оцениваемых экспертными методами;
— показатели должны быть однородны по характеру. Так, следует избегать включать в состав показатели, которые должны получать высшую оценку при стремлении к минимальному своему значению (например количество дождливых дней). Если такие показатели необходимы, целесообразно привести их к обратному виду (в приведенном примере - к количеству дней без осадков);
— необходимо избежать двойного счета факторов, которые характеризуют показатели.
При разработке рейтинга уровня развития туризма авторами были отобраны 15 показателей, нейтральных к туристской специализации. Такой подход был выбран осознанно, так как в против-
ном случае единого рейтинга по всем регионам РФ составить было бы практически невозможно. В научной литературе существует мнение, с которым полностью согласны авторы, что оценить комплексную привлекательность природных ресурсов возможно при условии соотнесения получаемых оценок с видом туризма, профильным для рассматриваемого региона. Так, например, заболоченность ландшафта может быть отрицательна для развития экологического туризма, но позитивно влиять на орнитологический, охотничий и рыболовный туризм. Поскольку на территории одного субъекта Российской Федерации возможно выделение различных зон по туристской специализации и не все регионы выделяют для себя приоритетный профиль или приоритетные профили развития туризма, то в интересах решения поставленных задач создания единого рейтинга туристкой привлекательности регионов было принято решение абстрагироваться от туристской специализации.
Оценка привлекательности культурно-исторических ресурсов не может выражаться только в количественных показателях. Следует отметить, что и количественные оценки должны отличаться по условно называемому статусу ресурса (так, например, максимальную оценку должны иметь объекты, внесенные в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако эти показатели долж-
ны быть скорректированы по уровню подготовки объектов к показу и уровню их использования. Под первым параметром авторы понимают готовность технологий показа и сам факт безопасности показа. Второй параметр отражает достижение максимальной емкости ресурса, обусловленное реставрацией объекта и организационными аспектами.
В число индикаторов социально-экономических условий было решено включать 8 совокупностей показателей:
— политико-законодательные (19 показателей);
— финансово-инвестиционные (7 показателей);
— социально-трудовые (5 показателей);
— транспортно-географические (24 показателя);
— производственно-инновационные (5 показателей);
— инженерно-инфраструктурные (6 показателей);
— маркетинговые (9 показателей);
— показатели туристско-рекреационных ресурсов и туристско-рекреационного обеспечения (16 показателей).
Политико-законодательная среда во многом определяет условия развития внутреннего и въездного туризма, уровень поддержки со стороны местных администраций и органов государственного управления. В связи с этим в совокупность таких показателей авторами, например, были включены следующие параметры:
— оценка факторов наличия и преемственности базовых нормативно-правовых актов по развитию туризма;
— количество проектов в форме государственно-частного партнерства в сфере рекреации и туризма;
— количество туристских кластеров, в том числе включенных в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011—2018 гг.)»;
— содержание базовых нормативно-правовых актов по развитию туризма региона [3, 4] и пр. Финансово-инвестиционные показатели отражают уровень инвестиционной привлекательности туризма региона. К таким показателям отнесены общие индикаторы (например доля иностранных инвестиций в валовом региональном продукте), а также специфические (туристские) показатели. В число последних индикаторов вошли: объем финансирования региональной программы развития туризма; инвестиционная привлекательность региональных и межрегиональных туристских кластеров и т. д.
Социально-трудовые показатели отражают состояние человеческих ресурсов сферы туризма и рекреации. Поэтому ключевое место среди них занимают показатели, характеризующие подготовку кадров для сферы туризма, прежде всего это показатели количества выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования по специальностям и специализациям, связанным с туризмом и рекреацией, гостиничным хозяйством, общественным питанием и пр.
Транспортно-географические показатели отражают уровень развития транспортной инфраструктуры, доступность основных туристских мест и дестинаций, региона в целом, а также состояние и пропускную способность транспортных коммуникаций. Здесь учитывается состояние авиационного, автомобильного, железнодорожного, речного и морского пассажирского сообщения. В совокупность таких показателей включены, например, плотность автозаправочных станций и автосервисных центров, совокупная пропускная способность пассажирских терминалов авиационных транспортных узлов и пр.
Производственно-инновационные показатели характеризуют состояние материально-технических ресурсов предприятий индустрии туризма. Инновационная составляющая отражается в показателях, связанных с затратами на научно-исследовательские работы в рекреации и туризме.
Инженерно-инфраструктурные показатели дополняют производственно-инновационные показатели, но носят более общий характер. К таким показателям, например, можно отнести: покрытие мобильной связью, обеспеченность опорными пунктами МЧС, структуру туроператоров по профилю (внутренний туризм, рецептивная деятельность) и пр.
Маркетинговые показатели во многом определяют доступность и качество туристской информации для потребителей. В эту совокупность включены показатели участия в международных и российских туристско-рекреационных выставках, количество продвигаемых региональных и межрегиональных брендов и пр.
Показатели туристско-рекреационных ресурсов и туристско-рекреационного обеспечения характеризуют обеспеченность туристов объектами досуга. К числу таких показателей авторы отнесли, например, количество терминалов, точек свободного доступа туристской информации, объектов досуга и развлечения и пр.
Формирование рейтинга туристской привлекательности регионов основывается на следующем предлагаемом алгоритме балльной оценки показателей.
Каждый из показателей (П, где г - от 1 до 83) рассчитывается для каждого из регионов (субъектов Российской Федерации) и максимально может принимать 83 значения, из которых выделяют наибольшее (П. тах) значение. Следовательно, ранжировать значение каждого показателя следует по отношению его величины к наибольшему или максимальному значению: П = П • 100 % / П ,
гр г 1 тах'
где П. - ранг показателя П.;
П. — показатель рейтинга;
П максимальное значение П..
г тах г
По результатам ранжирования показателю придается балльная оценка. Для показателей, стремление величины которых к максимуму характеризует отрицательные тенденции: показатели 2.5, 2.6, 2.8, 2.9, 2.11, 2.14 (см. табл. 2), следует выбирать обратную балльную оценку.
Шкала десятибалльной оценки показателей приведена в табл. 1.
Положение (место) региона в рейтинге будет определяться арифметической суммой корректированных балльных оценок показателей. Этим самым наряду с простотой математического аппарата будет обеспечена корректная оценка туристской привлекательности, включающей множество показателей различного характера (абсолютных и относительных).
Разработанный инструментарий построения рейтинга регионов по уровню развития туризма может использоваться для решения различных задач. Для представления апробации предлагаемого методического подхода авторы рассмотрели три
Таблица 1 Принятая шкала балльной оценки показателей рейтинга туристской привлекательности субъектов Российской Федерации
Промежуток Прямая Обратная
значений балльная оценка балльная оценка
<0—10 1 10
<10—20 2 9
<20—30 3 8
<30—40 4 7
<40—50 5 6
<50—60 6 5
<60—70 7 4
<70—80 8 3
<80—90 9 2
<90—100 10 1
региона (реальные наименования регионов не указываются, однако данные являются фактическими). В целях обеспечения наглядности логики расчетов в табл. 2 представлены три этапа алгоритма расчета рейтинга (см. ранее).
Во-первых, представлены показатели регионов «А», «Б», «В», а также определено максимальное значение из трех (в столбцах 3, 4 и 5 табл. 2 они выделены жирным шрифтом).
Во-вторых, осуществлено отнесение показателей к максимальному показателю (полученные отношения представлены в столбцах 6, 7 и 8 табл. 2).
В-третьих, произведен перевод полученных показателей в балльную оценку согласно табл. 1 (полученные баллы указаны в столбцах 9, 10 и 11 табл. 2).
Рассчитав суммы баллов по компонентам оценки туристско-рекреационного потенциала, сведем их в табл. 3.
Таблица 2
Расчет показателей рейтинга регионов по уровню развития туризма
Показатели региона Отношение к тах, % Балльная оценка
№ Индикатор Регион Регион Регион Регион Регион Регион Регион Регион Регион
«А» «Б» «В» «А» «Б» «В» «А» «Б» «В»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Индикаторы природных ресурсов
1.1 Количество солнечных дней, ед. 200 68 265 75,4717 25,66038 100 8 3 10
1.2 Площадь охотничьих угодий, км2 21 705 11 730 28 754 75,48515 40,79432 100 8 5 10
1.3 Площадь рыболовных хозяйств, км2 7 510 5 800 100 0,066578 10,65246 10 1 2
1.4 Протяженность горных маршрутов, км 812 670 1 361,6 59,63572 49,20682 100 6 5 10
1.5 Протяженность лесных маршрутов, км 2 281 1 380 1 650 100 60,49978 72,33669 10 7 8
Продолжение табл. 2
№ Индикатор Показатели региона Отношение к тах, % Балльная оценка
Регион «А» Регион «Б» Регион «В» Регион «А» Регион «Б» Регион «В» Регион «А» Регион «Б» Регион «В»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1.6 Наличие минеральных источников (да/нет), 1 1 0 100 100 0 10 10 0
1.7 Количество памятников природы, ед. 283 670 173 42,23881 100 25,8209 5 10 3
1.8 Количество природных парков, ед. 4 1 6 66,66667 16,66667 100 7 2 10
1.9 Общая площадь природных парков, км2 5 600 5 095,44 1 430 100 90,99 25,53571 10 10 3
1.10 Количество дендрологических парков и ботанических садов, ед. 1 2 1 50 100 50 5 10 5
1.11 Общая площадь дендрологических парков и ботанических садов, км2 5,4 7,4 2 72,97297 100 27,02703 8 10 3
1.12 Количество лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ед. 3 2 9 33,33333 22,22222 100 4 3 10
1.13 Общая площадь лечебно-оздоровительной местности и курортов, км2 437 145,88 1 700 25,70588 8,581176 100 3 1 10
1.14 Площадь особо охраняемых территорий, км2 6 630,8 1 061,03 3,6 100 16,00154 0,054292 10 2 1
2. Индикаторы культурно-исторического потенциала
2.1 Количество объектов культурно-исторического наследия, внесенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, ед. 1 1 0 100 100 0 10 10 0
2.2 Количество объектов культурно-исторического наследия, внесенных в перечень объектов -кандидатов на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, ед. 1 3 2 33,333 100 66,6666 4 10 7
2.3 Количество объектов культурно-исторического наследия, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, ед. 1 639 4 331 1 515 37,84345 100 34,98037 4 10 4
2.4 Количество объектов культурно-исторического наследия, внесенных в перечень объектов культурного достояния народов РФ, ед. 59 76 82 71,95122 92,68293 100 8 10 10
2.5 Количество объектов культурно-исторического наследия, закрытых на реставрацию, ед. 4 5 8 50 62,5 100 6 5 1
2.6 Количество объектов культурно-исторического наследия, имеющих ограниченную доступность, ед. 270 10 20 100 3,703704 7,407407 1 10 10
Продолжение табл. 2
№ Индикатор Показатели региона Отношение к тах, °% Балльная оценка
Регион «А» Регион «Б» Регион «В» Регион «А» Регион «Б» Регион «В» Регион «А» Регион «Б» Регион «В»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
2.7 Количество музеев, домов-музеев, посвященных жизнедеятельности известных представителей науки и культуры, ед. 16 10 11 100 62,5 68,75 10 7 7
2.8 Количество музеев, домов-музеев, посвященных жизнедеятельности известных представителей науки и культуры, закрытых на реставрацию, ед. 4 0 1 100 0 25 1 0 8
2.9 Количество музеев, домов-музеев, посвященных жизнедеятельности известных представителей науки и культуры, имеющих ограниченную доступность, ед. 1 2 5 20 40 100 9 7 1
2.10 Количество традиционных народных промыслов, представленных как объекты туристского показа и используемых для проведения культурных мероприятий, ед. 10 14 6 71,42857 100 42,85714 8 10 5
2.11 Количество традиционных народных промыслов туристского показа, временно не пригодных для посещения их туристами, ед. 10 3 2 100 30 20 1 7 8
2.12 Количество научно-производственных объектов в регионе, которые являются объектами туристского показа, ед. 9 9 1 100 100 11,1111 10 10 2
2.13 Количество научно-производственных объектов в регионе, которые потенциально можно использовать в качестве объектов туристского показа, ед. 3 9 4 33,33333 100 44,44444 4 10 5
2.14 Количество научно-производственных объектов туристского показа, временно не пригодных для посещения их туристами, ед. 1 0 0 100 0 0 1 0 0
3. Индикаторы социально-экономических условий
3.1 Количество целевых региональных (субъекта Российской Федерации) программ развития туризма, ед. 2 1 1 100 50 50 10 5 5
3.2 Количество муниципальных программ развития туризма, ед. 18 7 5 100 38,88889 27,77778 10 4 3
3.3 Количество целевых региональных (субъекта Российской Федерации) программ развития туризма, действующих второй и более срок, ед. 1 3 2 33,3333 100 66,6666 4 10 7
Продолжение табл. 2
Показатели региона Отношение к тах, °% Балльная оценка
№ Индикатор Регион Регион Регион Регион Регион Регион Регион Регион Регион
«А» «Б» «В» «А» «Б» «В» «А» «Б» «В»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
3.4 количество проектов в форме ГЧП в сфере рекреации и туризма, ед. 3 2 9 33,3333 22,2222 100 4 3 10
3.5 количество туристских кластеров, в том числе включенных в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011—2018 гг.)», ед. 2 0 1 100 0 50 10 0 5
3.6 количество проектов по созданию туристско-рекреационных зон и кластеров в перспективе (по данным базовых нормативно-правовых актов по развитию туризма), ед. 11 2 7 100 18,18182 63,63636 10 2 7
3.7 количество определяемых перспективных туристско-рек-реационных зон в перспективе (по данным базовых нормативно-правовых актов по развитию туризма), ед. 4 2 6 66,66667 33,33333 100 7 4 10
3.8 количество разрабатываемых по данным базовых нормативно-правовых актов по развитию туризма, ед.:
3.8.1 туристских продуктов 9 17 3 52,94118 100 17,64706 6 10 2
3.8.2 туристских маршрутов 84 17 2 100 20,2381 2,380952 10 3 1
3.8.3 экскурсий 8 5 30 26,66667 16,66667 100 3 2 10
3.8.4 событийных мероприятий 4 10 3 40 100 30 4 10 3
3.8.5 туристских брендов 1 5 3 20 100 60 2 10 6
3.9 Наличие раздела по развитию социального туризма в базовых нормативно-правовых актах по развитию туризма (да/нет) 1 0 1 100 0 100 10 0 10
3.10 Доля инвестиций в объеме ВРП, % 37,4 21,4 21,6 100 57,21925 57,75401 10 6 6
3.11 Доля иностранных инвестиций в ВРП, % 10 4,4 19,8 50,50505 22,22222 100 6 3 10
3.12 Финансирование региональной программы, тыс. руб. 64 820 185 032 230 836 28,08054 80,15734 100 3 8 10
3.13 количество выпускников средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров для предприятий туризма и гостеприимства, чел. 244 9 35 100 3,688525 14,34426 10 1 2
3.14 количество выпускников высших учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров для предприятий туризма и гостеприимства, чел. 38 17 0 100 44,73684 0 10 5 0
Продолжение табл. 2
№ Индикатор Показатели региона Отношение к тах, °% Балльная оценка
Регион «А» Регион «Б» Регион «В» Регион «А» Регион «Б» Регион «В» Регион «А» Регион «Б» Регион «В»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
3.15 Динамика занятых в туристско-рекреационной деятельности, % 112,9 122,3 106,5 92,31398 100 87,08095 10 10 9
3.16 Протяженность сети автомобильных дорог общего и необщего (ведомственного) пользования, тыс. км 6,2 1,12 17,9 34,63687 6,256983 100 4 1 10
3.17 Доля автомобильных дорог с твердым покрытием, %о 92,7 80,8 83,76 100 87,16289 90,35599 10 9 10
3.18 Общая протяженность линий общественного междугородного транспорта, км 21,2 9,5 2,39 100 44,81132 11,27358 10 5 2
3.19 Плотность заправочных станций на 1 тыс. км протяженности дорог, ед. 14,1 16,7 10,8 84,43114 100 64,67066 9 10 7
3.20 Плотность автосервисных центров на 1 тыс. км протяженности дорог, ед. 10 41 12,7 24,39024 100 30,97561 3 10 4
3.21 Совокупная пропускная способность пассажирских терминалов авиационных транспортных узлов, тыс. чел./ч 0,8 0,5 0,34 100 62,5 42,5 10 7 5
3.22 Совокупная пропускная способность пассажирских терминалов железнодорожных вокзалов, тыс. чел./ч 2,5 0,202 1 100 8,08 40 10 1 4
3.23 Совокупная пропускная способность пассажирских терминалов речных портов, тыс. чел./ч 1,2 5,3 0,034 22,64151 100 0,641509 3 10 1
3.24 Совокупная пропускная способность пассажирских терминалов морских портов, тыс. чел./ч 20,5 7,6 17,8 100 37,07317 86,82927 10 4 9
3.25 Количество койко-мест в санаторно-курортных учреждениях, ед. 2 328 3 613 2 407 64,43399 100 66,62054 7 10 7
3.26 Коэффициент использования наличных мест санаторно-курортных учреждений, % 63 80 78 78,75 100 97,5 8 10 10
3.27 Количество койко-мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения, ед. 1 881 2 132 21 186 8,878505 10,06325 100 1 2 10
3.28 Коэффициент использования наличных мест гостиниц и аналогичных средств размещения, % 30 29 38 78,94737 76,31579 100 8 8 10
3.29 Средняя доходность гостиничного койко-места, тыс. руб. 96,1 109,7 96 87,60255 100 87,51139 9 10 9
3.30 Динамика числа туристских маршрутов, % 101,2 92,3 104,3 97,0278 88,49473 100 10 9 10
3.31 Динамика количества коллективных средств размещения, % 107,4 101,8 102,3 100 94,78585 95,2514 10 10 10
3.32 Динамика количества санаторно-курортных организаций, % 100 100 113,6 88,02817 88,02817 100 9 9 10
Продолжение табл. 2
№ Индикатор Показатели региона Отношение к тах, °% Балльная оценка
Регион «А» Регион «Б» Регион «В» Регион «А» Регион «Б» Регион «В» Регион «А» Регион «Б» Регион «В»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
3.33 количество гостиниц, прошедших классификацию, которым присвоена категория «5 звезд», ед. 1 3 2 33,3333 100 66,6666 4 10 7
3.34 количество гостиниц, прошедших классификацию, которым присвоена категория «4 звезды», ед. 2 5 3 40 100 60 4 10 6
3.35 количество гостиниц, прошедших классификацию, которым присвоена категория «3 звезды», ед. 1 1 7 14,28571 14,28571 100 2 2 10
3.36 количество гостиниц, прошедших классификацию, которым присвоена категория «2 звезды», ед. 8 3 2 100 37,5 25 10 4 3
3.37 количество гостиниц, прошедших классификацию, которым присвоена категория «1 звезда», ед. 8 10 11 72,72727 90,90909 100 8 10 10
3.38 количество гостиниц, прошедших классификацию, которым присвоена категория «мини-отель», ед. 1 5 2 20 100 40 2 10 4
3.39 количество горнолыжных трасс, прошедших классификацию, которым присвоена зеленая категория, ед. 3 2 7 42,85714 28,57143 100 5 3 10
3.40 количество горнолыжных трасс, прошедших классификацию, которым присвоена синяя категория, ед. 3 6 4 50 100 66,66667 5 10 7
3.41 количество горнолыжных трасс, прошедших классификацию, которым присвоена красная категория, ед. 8 2 6 100 25 75 10 3 8
3.42 количество горнолыжных трасс, прошедших классификацию, которым присвоена черная категория, ед. 2 9 1 22,22222 100 11,11111 3 10 2
3.43 количество пляжей, прошедших классификацию, которым присвоена I категория, ед. 10 11 8 90,90909 100 72,72727 10 10 8
3.44 количество пляжей, прошедших классификацию, которым присвоена II категория, ед. 2 3 16 12,5 18,75 100 2 2 10
3.45 количество пляжей, прошедших классификацию, которым присвоена III категория, ед. 10 8 6 100 80 60 10 8 6
3.46 количество точек банковского обслуживания физических лиц, ед. 624 1 707 184 36,55536 100 10,77914 4 10 2
Окончание табл. 2
№ Индикатор Показатели региона Отношение к тах, °% Балльная оценка
Регион «А» Регион «Б» Регион «В» Регион «А» Регион «Б» Регион «В» Регион «А» Регион «Б» Регион «В»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
3.47 Покрытие мобильной связью, % 81 65 90 90 83,76289 100 9 9 10
3.48 Обеспеченность опорными пунктами мЧС, % 71,4 50 77,6 92,01031 64,43299 100 10 7 10
3.49 Наличие консолидирующего центра помощи туристам (да/нет) 1 1 1 100 100 100 10 10 10
3.50 Количество тематических туристских сайтов региона, ед. 3 6 7 42,85714 85,71429 100 5 9 10
3.51 Доля туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, % 97,1 83,3 91,3 100 85,78785 94,02678 10 9 10
3.52 Доля туроператоров, специализирующихся на въездном туризме (принимающие или рецептивные туроператоры), % 52,9 16,7 8,6 100 31,569 16,25709 10 4 2
3.53 Участие в международных ту-ристско-рекреационных выставках, ед. 5 8 3 62,5 100 37,5 7 10 4
3.54 Участие в российских турист-ско-рекреационных выставках, ед. 3 4 1 75 100 25 8 10 3
3.55 Количество продвигаемых региональных и межрегиональных брендов, ед. 6 2 1 100 33,33333 16,66667 10 4 2
3.56 Динамика турпотока (иностранные граждане), % 91,9 109,8 105,4 83,69763 100 95,99271 9 10 10
3.57 Динамика турпотока (граждане России), % 104,9 111,3 176,5 59,43343 63,05949 100 6 7 10
3.58 Количество спортивных объектов, доступных для использования туристами, ед. 897 5 59 100 0,557414 6,57748 10 1 1
3.59 Количество объектов досуга и развлечения, ед. 85 115 37 73,91304 100 32,17391 8 10 4
3.60 Количество терминалов, точек свободного доступа туристской информации, ед. 28 4 31 90,32258 12,90323 100 10 2 10
Таблица 3
Рейтинг регионов по уровню развития туризма
Регион Оценка природных ресурсов Рейтинг по природным ресурсам Оценка культурно-исторического Рейтинг по культурно-историческому Оценка социально-экономичес- Рейтинг по социально-экономическим Общая сумма баллов Ранг
потенциала потенциалу ких условий условиям
Регион А» 104 1 77 2 471 1 652 2
Регион «Б» 79 3 106 1 425 3 1 196 1
Регион «В» 85 2 68 3 433 2 586 3
Необходимо отметить, что частные рейтинги (по компонентам туристско-рекреационного потенциала) и итоговый рейтинг отличаются. Тем самым можно наблюдать, что предлагаемый методический подход позволяет оценить как отдельные состав-
ляющие, так и уровень развития туризма региона в целом.
Таким образом, разработка рейтинга регионов по уровню развития туризма важна не только в качестве решения локальной прикладной задачи. Формирова-
ние методики и инструментария построения рейтинга предоставит возможность измерения отдельных факторов развития туризма и их совокупности, определит критерии принятия управленческих решений по регулированию туризма на различных уровнях. кроме того, рейтинг поможет регионам самим осознать свою роль и особенности в развитии российского туризма, а также систематически накапливать определенную информационную базу для обоснования решений в области государственного регулирования туризма.
Список литературы
1. Гаврилов А. Ю. инструментарий оценки ресурсного потенциала туризма на региональном
уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 4 (235).
2. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)»: постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644.
3. Платонова Н. А. Оценка туристических ресурсов региона как инструмент их систематизации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 4 (187).
4. Платонова Н. А. Региональная программа развития туризма: методические подходы к разработке // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 36 (219).