УДК 339.138
Ковалишин М.А., Лопаткин Д.С.
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ РХТУ ИМ. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА)
Ковалишин Михаил Андреевич, студент 2 курса бакалавриата кафедры менеджмента и маркетинга, e-mail: misha.kowalishin@vandex.ru
Лопаткин Дмитрий Станиславович, к.э.н. доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга; Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9
В настоящей статье, рассмотрены современные инструменты продвижения образовательных организаций в социальных сетях. На основе сравнительного контент-анализа групп университетов химической и технологической направленности, авторами были выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации высшего образования при проведении маркетинговой стратегии в социальных медиа. По результатам исследования были предложены рекомендации для модераторов официального сообщества РХТУ им. Д.И. Менделеева в «ВКонтакте».
Ключевые слова: социальная сеть, ВКонтакте, университет, Инстаграм, продвижение
THE PROMOTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION IN SOCIAL NETWORKS (ON THE EXAMPLE OF D. MENDELEEV UNIVERSITY OF CHEMICAL TECHNOLOGY OF RUSSIA)
Kovalishin M.A., Lopatkin D.S.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
In this article, we consider modern tools for promoting educational organizations in social networks. On the basis of a comparative content analysis of chemical and technological universities groups, the authors identified the main problems faced by educational institutions of higher education when they conducting a marketing strategy in social media. According to the results of the study we made the recommendations for the moderators of the official community of D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia in "VKontakte".
Keywords: social network, VKontakte, university, Instagram, promotion
Современные университеты при разработке маркетинговых стратегий все больше внимания уделяют продвижению в социальных медиа. Благодаря таргетированию по возрастному, географическому, образовательному, половому и другим признакам, социальные сети могут охватывать огромное количество потенциальных потребителей (целевую аудиторию) - абитуриентов и их родителей.
На начало 2019 года количество пользователей социальных сетей во всем мире почти достигло 3,5 миллиардов - это данные по самым популярным социальным платформам в более чем 230 странах и территориях. Только за последние 12 месяцев в соцсетях было зарегистрировано 288 миллионов новых аккаунтов, вследствие чего уровень проникновения соцсетей в мире составил 45% [5].
Как видно из рисунка 1, российская аудитория соцсетей составляет 49% от общей численности населения - всего активных пользователей соцмедиа у нас 70 миллионов человек.
Социальные сети выступают в образовательной сфере современной образовательной
коммуникацией, способной стать конкретным инструментом взаимосвязи между людьми, активизировать учебное взаимодействие. В
социальных сетях студенты получают информацию об учебной и вне учебной жизни образовательной организации. Могут задать имеющиеся вопросы другим обучающимся или представителям руководства университета. Возможности
социальных медиа в области взаимодействия с потребителями образовательных услуг почти безграничны [1].
ОБЗОР СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
общее количество общее количество к0личес
пианы* пользой те пей активных пользователей поль;
социальных сетей социальны* сетей использую
(в процентах) при.
90 активных ко личество пользователей >ваш1ей мобильных приложений
luí ыоьильные [в процентах}
70.00 49% 57.75 40%
Рисунок 1. Статистика по социальным сетям, Россия
[3].
Современные университеты, в целях привлечения новых абитуриентов и
совершенствования механизма коммуникации между студентами, создают сообщества в социальной сети «ВКонтакте». К сожалению,
продвижением групп занимаются люди (модераторы), не являющимися профессионалами в соответствующей области. Таким образом, многие образовательные организации высшего образования создают сообщества в «ВКонтакте», размещают в них базовую информацию об университете, однако группы оказываются невостребованными, о чем можно судить по их низкой посещаемости [2].
Для проведения контент-анализа были взяты зарегистрированные в социальной сети «ВКонтакте» группы крупнейших химических и технологических университетов: РХТУ имени Д.И. Менделеева (далее РХТУ), Казанский национальный исследовательский технологический университет (далее КНИТУ), Российский технологический университет (далее МИРЭА) и Томский политехнический университет (далее ТПУ).
Таблица 1.Сравнительная характеристика групп зарегистрированных в социальной сети «ВКонтакте»
(Составлено авторами по данным официальных сообществ «ВКонтакте» государственных вузов).
РХТУ КНИТУ МИРЭА ТПУ
Количество участников 6684 24015 19335 20700
Год создания 2011 2007 2014 2010
Количество администраторов в группе 2 1 Не указаны Не указаны
Альбомы 162 64 2 100
Видеозаписи 52 75 17 139
Обсуждения 5 13 0 15
Отличительные особенности Большое количество постов, но низкая активность в комментариях к ним. Большое количество постов, но отсутствует активность. Огромное количество постов, малая активность, отсутствие обсуждений Большое количество постов, не большая активность
По данным таблицы 1 мы видим, что несмотря на более поздний год создания группа МИРЭА имеет большее количество участников, чем РХТУ. Это обусловлено величиной контингента обучающихся, а также тем, что официальное сообщество РХТУ начало продвигаться профессиональными модераторами лишь с 2017 года. При детальном анализе сообществ, можно сделать вывод, что в группе РХТУ низкая вовлеченность из-за малого количества развлекательного контента (например видео экспериментов, которые есть в группах ТПУ и МИРЭА). Так же группе не хватает контакта с аудиторией, нет мотивации туда заходить. Отсутствуют опросы в группе из-за чего так же снижается вовлеченность. В сообществе РХТУ отсутствует общий чат для всей аудитории группы, в котором студенты (абитуриенты) могли бы делиться информацией друг с другом, задавать вопросы.
Аудитория Instagram может быть в два раза меньше, чем Facebook, но за последние три месяца Instagram добавил в два с лишним раза больше новых пользователей, чем Facebook. Платформа увеличила свою глобальную рекламную аудиторию на 38 миллионов новых пользователей в 4 квартале 2018 года, в то время как Facebook вырос всего на 18 миллионов новых пользователей за тот же период времени [3]. Одно из главных преимуществ «Инстаграмма» - колоссальная вовлеченность. Аудитория страниц в Instagram гораздо активнее, чем скажем, сообществ во «ВКонтакте» [4].
Именно поэтому важно, чтобы образовательная организация позиционировала себя и на этой социальной площадке. У всех вышерассмотренных университетов имеется свой официальный аккаунт в 1п81а§гаш. В Таблице 2 представлен сравнительный анализ аккаунтов в 1п81а§гаш.
Таблица 2.Сравнительная характеристика аккаунтов в «Г^ацгат»
РХТУ КНИТУ МИРЭА ТПУ
Количество участников 3163 3480 2657 9158
Год создания 2017 2016 2017 2012
Отличительные особенности Отсутствие видео контента в постах, мало развлекательного контента Отсутствие конкурсов и развлекательного контента Мало видео контента Большое количество контента
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации, которые нужно учитывать модераторам социальных сетей РХТУ им. Д.И. Менделеева:
1. ВКонтакте.
- Необходимо увеличить количество развлекательного контента (конкурсов, акций с партнерами и т.д.). Тем самым повысится активность в комментариях.
- Наладить общение со студентами через обсуждение, голосования и просто задавая вопросы в группе, для увеличения активности пользователей.
- Использовать раздел аудиозаписи группы для размещения лекций и другого аудио-контента.
2. Instagram.
- Геймификация контента. Необходимо делать контент и просить зрителей писать в личные сообщения или в комментариях. Большое количество комментариев повышает вовлеченность поста. Больше проводить опросов, голосований, конкурсов, как в постах, так и в «history».
- Делать видео-контент. Например, видео-визитки пригласительные на мероприятия РХТУ (День химика, День открытых дверей, Прощание с зимой и т.д.)
- Взаимный пиар или SFS. Университет может публиковать посты в которых отмечаются другие дружественные аккаунты (университеты побратимы, спонсоры и т.д.). В ответ - те аккаунты будут указывать ссылки на РХТУ.
3. Видеомаркетинг.
Видеохостинг YouTube - не просто сайт, на котором множество веселых видеороликов. Грамотно разработанный «канал» - является одним из лучших способов продвижения университета среди потенциальных абитуриентов.
Видеоматериалы считаются одним из самых быстрых и легких способов обучения. Абитуриенты имеют возможность одновременно читать, просматривать изображения и графики, воспринимать на слух и смотреть видео лекции, узнавать новую информацию об университете (истории, традициях и т.д.). Для существующих
студентов канал на YouTube будет являться интересным способом получения актуальных новостей о студенческой и научной жизни университета.
В конкурентной борьбе за каждого абитуриента многие университеты уже осознали, что интернет-сайт образовательного учреждения - не единственный способ продвижения своих услуг, и активное присутствие вуза в социальных сетях может стать решающим инструментом достижения победы в этой конкурентной борьбе.
Список литературы
1. Создание сообщества в социальной сети «ВКонтакте» как способ эффективного продвижения образовательной организации высшего образования. Лопаткин Д. С. Экономика и предпринимательство. 2017. №12-2 (89). C. 548-554.
2. Оценка эффективности продвижения образовательной организации в социальной сети «ВКонтакте». Фролова А.В., Лопаткин Д.С. Вестник российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. 2016. Т. 2. № VII. С. 82-91.
3. Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа. - URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения 02.06.2019).
4. Инстаграм как средство продвижения современных компаний в интернет-пространстве. Ковалишин М.А., Лопаткин Д.С. Образование и наука для устойчивого развития. XI научно-практическая конференция: материалы конференции. - М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2019. - С.124.
5. Digital 2019: Global internet use accelerates. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-global-internet-use-accelerates (дата обращения 03.06.2019).