ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
Научная статья
УДК 37.018.43:004.9
ББК 74.00:32.973
Ж 26
DOI: 10.53598/2410-3004-2023-3-323-56-65
РАЗРАБОТКА, РЕАЛИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СЕТЕВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована)
Эмилия Чойжалсановна Жамбалова
ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», Чита,
Россия
[email protected]; orcid.org/0000-0003-1870-7541
Аннотация. Рассматриваются особенности разработки, реализации и методов оценивания результативности сетевых образовательных событий в условиях цифровизации образования, которая актуализировала проблему поиска и освоения педагогами новых технологий, отвечающих современным вызовам. Анализ литературы и практики педагогов показал, что одной из таких технологий является технология сетевого образовательного события. При этом одной из острых проблем при разработке и реализации сетевых событий в последние годы стала необходимость использования верифицированного контента и ресурсов, которые допускаются нормативными документами. Актуальность данного исследования обусловлена поиском ответа на вопрос о том, какие технологии и ресурсы эффективны для использования в ходе сетевых образовательных событий в условиях новой цифровой реальности.
Цель исследования - описание процесса разработки, реализации и методов оценивания результативности сетевого образовательного события как одной из технологий, актуальных в условиях цифровизации образования. Задачи исследования: проанализировать процесс разработки сетевых образовательных событий; определить возможности цифровых технологий и их назначение в ходе разработки, реализации и оценивания результативности сетевых образовательных событий; определить методы оценивания результативности сетевых образовательных событий.
В результате исследования автором разработан и описан алгоритм разработки сетевых образовательных событий, представлен перечень цифровых технологий, которые могут быть использованы на разных этапах сетевого события, определены методы оценивания результативности сетевых образовательных событий. Новизна исследования состоит в изучении процесса разработки и реализации сетевых образовательных событий с позиции необходимости использования только
верифицированного контента. Практическая значимость статьи состоит в наличии рекомендаций и инструкций по использованию ресурсов и инструментов на разных этапах подготовки и проведения сетевых событий.
Ключевые слова: сетевое образовательное событие, цифровизация, цифровые технологии, ресурсы и инструменты.
Для цитирования: Жамбалова Э.Ч. Разработка, реализация и методы оценивания результативности сетевых образовательных событий в условиях цифровизации образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 3(323). С. 56-65. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-3-323-56-65.
Original Research Paper
DEVELOPMENT, IMPLEMENTATION AND METHODS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF NETWORK EDUCATIONAL EVENTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Emiliya Ch. Zhambalova
Institute of Educational Development of the Trans-Baikal Territory, Chita,
Russia
[email protected], orcid.org/0000-0003-1870-7541
Abstract. The article discusses the features of the development, implementation and methods of evaluating the effectiveness of network educational events in the context of digitalization of education, which updated the problem of searching and mastering by teachers of new technologies that meet modern challenges. An analysis of the literature and practice of teachers showed that one of these technologies is the technology of a network educational event. At the same time, one of the acute problems in the development and implementation of network events in recent years was the need to use verified content and resources that are allowed by regulatory documents. The relevance of this study is based on the search for an answer to the question of which technologies and resources are effective for use during network educational events in conditions of new digital reality.
The purpose of the study is to describe the process of development, implementation and methods for evaluating the effectiveness of the network educational event as one of the technologies of relevant in the context of digitalization of education. Research objectives: to analyze the process of developing network educational events; determine the possibilities of digital technologies and their purpose during the development, implementation and assessment of the effectiveness of network educational events; determine methods for evaluating the effectiveness of network educational events.
As a result of the research, the author describes the stages of the development of network educational events, a list of digital technologies is presented, which can be used at different stages of the network event, and methods for evaluating the effectiveness of network educational events are described. The novelty of the study consists in studying the process of developing and implementing network educational events from the standpoint of the need to use only verified content. The practical significance of the article is the presence of recommendations and instructions for the use of resources and tools at different stages of preparation and conducting network events.
Keywords: network educational event, digitalization, digital technologies, resources and tools.
For citation: Zhambalova E.K. Development, implementation and methods for evaluating the effectiveness of network educational events in the context of digita-lization// Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 3(323). P. 56-65. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-3-323-56-65.
Введение. Цифровизация образования способствовала запуску процессов обновления не только условий, но и содержания образования и технологий обучения в целом. Задача поиска и освоения современных технологий стала одной из актуальных проблем, с которой педагогическое сообщество успешно справляется. При этом нужно отметить, что пандемия коронавируса существенно интенсифицировала данный процесс, когда педагоги быстро освоили технологии электронного и смешанного обучения.
Анализ литературы и практики педагогов показал, что одной из актуальных технологий современности стала технология сетевого образовательного события. Именно реализация сетевых событий способствует комплексному достижению воспитательных задач, развитию качеств личности, предметных результатов и позволяет максимально использовать возможности цифровой образовательной среды [1-3], а также позволяет получать знания и навыки в социальных сетях на стыке обучения и развлечения [4-5]. Несмотря на то, что в литературе имеются исследования, посвященные определению сущности событийного подхода и понятия «образовательное событие», нужно отметить, что трудов, посвященных вопросам исследования методики разработки и реализации сетевых образовательных событий, недостаточно. При этом особенностью последних лет стала необходимость использования верифицированного контента и ресурсов, которые нормативно допущены. Какие сервисы и инструменты можно использовать в ходе организации сетевых образовательных событий? Как проходит процесс разработки, реализации и
оценивания результатов сетевого события с использованием верифицированного контента? Поиск ответов на обозначенные вопросы обусловил актуальность данного исследования, целью которого является описание процесса разработки, реализации и методов оценивания результативности сетевого образовательного события как одной из технологий, актуальных в условиях цифровизации образования.
Материалы и методы исследования. Для достижения цели использованы следующие методы: анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования, педагогический эксперимент и наблюдение, анкетирование, анализ возможностей цифровых технологий и описание опыта.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что методологической основой технологии сетевых образовательных событий являются событийный и сетевой подходы. Изучению феномена событийности посвящены труды М.М. Бахтина [6], В.И. Слободчико-ва [7-8], Е.Ю. Петряевой [9], М.М. Миркес [10] и др. Сетевой подход является предметом исследований А.А. Филимонова [11], М. Кастельса [12], Н.И. Яблоковой [13], А.В. На-зарчука [14] и др.
В ходе анализа подходов к определению понятия «образовательное событие» предпринята попытка определения понятия «сетевое образовательное событие», которое мы понимаем как личностно-значимую ситуацию развития, возникающую в процессе осмысленной деятельности субъекта через осознание проблемы и самостоятельное определение путей её решения в условиях сетевой коммуникации в цифровой образовательной среде [15]. Особенностями
сетевых событий являются открытость, диалоговая форма взаимодействия, наличие пространства проб, необходимость работы в нестандартных ситуациях, возможность выступления в разных ролях.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогический эксперимент с временными творческими коллективами проводился в период с 2020 года по 2023 годы. Одной из задач эксперимента являлся анализ процесса разработки сетевых образовательных событий. Согласно результатам анализа разработан алгоритм, включающий следующие шаги.
1. Определяем тематику и замысел образовательного события. Замысел события подразумевает описание ситуации, в которую попадают участники, или кейса, который предстоит решить участникам. Например, в рамках сетевого события «1Т-лифт» участникам был предложен следующий сюжет: «В одной из лабораторий цифровой школы Аги школьники изучают теорию возможности способов путешествия во времени. Ими разработана капсула времени, которая может перемещать людей в разные эпохи. Первые добровольцы из числа учащихся 9-11 классов отправляются в путешествие во времени. Участникам экспедиции выдают кейс-задания. Основой для игрового поля являются разные эпохи и события в историческом развитии России: Древняя Русь, Смутное время (15981613 гг.), Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), эпоха будущего (2130 и 2250 гг.)».
2. Определяем социальную и игровую миссию события. Социальная миссия - смысл решения задач, которые предстоит решать участникам события, а также функция, которую выполняет событие в интересах общества.
Игровая миссия - это действия, выполнение которых будет способствовать реализации социальной миссии. Пример формулировок
социальной и игровой миссии из сценария события «1Т-лифт»:
«Социальная миссия заключается в том, что в ходе путешествия участники события приобретают новый опыт - опыт применения на практике новых приемов, техник и цифровых инструментов, новые ролевые позиции. Игровая миссия: участники события отправляются в экспедицию во времени. В ходе экспедиции путешественники должны выполнить кейс-задания, которые направлены на исследование «белых пятен» в исторических эпохах».
3. Формулируем учебно-познавательные задания. Задания могут быть направлены на создание продукта или общей идеи чего-либо, анализ информации, отбор контента, поиск решения проблемной ситуации и т.д. Одним из требований при разработке заданий является обязательное соблюдения принципов межпредметности и метапредмет-ности. Например, создать видеоролик, отражающий особенности эпохи и исторического события; создать «Ленту времени», в которой необходимо отразить развитие системы образования; разработать 3D-модель аппарата, машины, робота, который мог бы пригодиться на определенном историческом этапе.
4. Решаем, какую платформу использовать для размещения заданий (сайт, сообщество в социальной сети и др.), какой ресурс использовать для онлайн-встреч и для организации обратной связи. Важно отметить, что при отборе содержания необходимо использовать верифицированный контент, обозначенный в Приказе Минпросвещения России от 2 августа 2022 г. № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». При выборе инструментов для удаленной совместной
деятельности рекомендуется использовать возможности, предоставляемые платформой «Сферум», приложениями «Яндекс», социальной сетью «ВКонтакте» и другими российскими сервисами. Подробнее -далее в статье.
5. Размещаем учебно-познавательные задания на выбранной площадке. Задания могут быть опубликованы единым пакетом или публиковаться по мере прохождения каждого из этапов. Выбор способа предоставления заданий зависит от времени, условий проведения, технических возможностей и т.д.
6. Отправляем всем участникам условия проведения образовательного события, которые можно оформить в формате информационного письма или поста, если в качестве игрового поля выбрана социальная сеть. Условия должны содержать в себе все необходимые ссылки на формы, интерактивные доски и презентации, используемые в ходе события, регламент встреч онлайн и работы офлайн.
7. Разрабатываем критерии оценивания учебно-познавательных заданий. В целом критерии зависят от характера задания, но в качестве универсальных и необходимых для включения в любое сетевое событие можно отметить следующие: уровень коммуникативной компетентности членов команды; креативность членов команды; глубина и содержательность выполненной работы; разнообразие используемых инструментов; равномерное распределение ролей в ходе выступления (все члены команды участвуют в презентации, у каждого имеется своя роль).
8. Определяем роли для всех членов команды-организатора сетевого события. Основной модератор, игротехники, эксперты, специалист по техническому сопровождению - это основные роли членов команды, которые могут быть дополнены в зависимости от сложности сетевого события. Для всей команды организаторов перед проведением события необходимо
провести общий инструктаж, который позволит избежать заминок, связанных с техническими особенностями проведения события.
9. Проводим образовательное событие. В рамках сетевых образовательных событий, как правило, происходит включение обучающихся из разных школ, районов и регионов. Удаленное взаимодействие всех участников осуществляется посредством инструментов цифровой среды в режиме онлайн (комнат, форумов, групп в социальных сетях, конференций и т.д.). Решение учебно-познавательных заданий, организация образовательной деятельности осуществляется в сетевых группах [9].
Реализация всех перечисленных шагов требует использования цифровых технологий на всех этапах разработки и реализации сетевого события. Под цифровыми технологиями в данной статье понимаются технологии сбора, обработки, передачи и представления информации в электронном виде. В ходе педагогического эксперимента проведен анализ ресурсов, которые используются на разных этапах реализации сетевых событий, сделана попытка определения их возможностей и назначения:
1. Для онлайн-подключений участников могут быть использованы Яндекс. Телемост, VK Звонки, вебинарные комнаты BigBlueButton и другие платформы для организации видеовстреч.
2. В качестве игрового поля или площадки для организации удаленной совместной деятельности используются возможности групп и сообществ социальной сети «ВКон-такте», VK Мессенджер, приложения платформы «Яндекс» - Яндекс. Диск, Яндекс. Документ, Яндекс. Презентация и др.
3. С целью организации регистрации, рефлексии или любых этапов сетевого события, в которых необходимо мобильно организовать ответы на вопросы, могут также эффективно использоваться возможности Яндекс. Форм с последующим
переводом полученных ответов в Яндекс. Таблицы, чаты VK Мессен-джер и др.
4. Для создания электронных баннеров, необходимых для анонса, оформления заданий, постов с объявлениями, итогами сетевого события, может использоваться платформа Supa, бесплатной версии которой вполне достаточно для проведения сетевого события.
5. В рамках кейса учебно-познавательных заданий участникам сетевого события могут быть предложены задания, предполагающие прохождение маршрутов в формате
квеста, совместное проектирование в режиме онлайн с использованием специальной доски или сайта, решение интеллектуальных задач, созданных с использованием интерактивных площадок. Для этих задач могут использоваться, например, платформы Joyteka.ru, Яндекс. Презентация и т.д.
Подробная информация об использовании конкретного ресурса в ходе подготовки и проведения сетевого события представлена в таблице 1. Инструкции по каждому ресурсу можно изучить, перейдя по ссылкам или QR-коду.
Таблица 1. Инструкции по использованию цифровых ресурсов и инструментов в рамках сетевого образовательного события Table 1. Instructions for using digital resources and toolsin the framework of a network educational event
№ Сервис Ссылка QR-код Назначение сервиса
1. Яндекс. Диск https ://dzen .r u/a/ Yzq9TDNHJ3CPK5As ^11111 Создание общего пространства для совместной удаленной работы.
2. Яндекс. Форма https://quokka. media/shpargalka/ rukovodstvo-po-yandex-formy/ 1. Регистрация участников события 2. Использование при решении кейсов. 3. Организация обратной связи, опроса, рефлексии.
3. Яндекс. Презентация https://360.yandex.ru/ blog/articles/73 s Организация удаленной совместной деятельности, использование в качестве интерактивной доски в ходе групповой работы.
4. Квестодел https ://www.youtube. com/ watch?v =ZFKJw0HA8sc Ш Создание квестов, заданий на разных этапах события.
5. Бира https://www.youtube. com/watch?v=dlMdjX USK-k Ш Ресурс для создания электронного баннера: для анонса сетевого события в социальных сетях, мес-сенджерах, публикации постов с заданиями, подведения итогов.
6. Joyteka https://joyteka.com/ru щ Разработка интерактивных заданий, игровых ситуаций.
7. Сообщество в социальной сети «ВКонтакте» https://www.youtube. com/watch?v=lkUecrn QE0Q s Организация игрового поля сетевого события, на котором будет публиковаться вся информация, задания, ссылки и др.
Одним из важных этапов проведения сетевого образовательного события является рефлексия, в ходе которой проводится оценка его результативности. Нужно отметить, что именно в ходе рефлексии происходит осмысление и понимание ситуации развития субъектов - участников сетевого события, а также углубление смыслов и определение путей дальнейшего развития. В ходе педагогического эксперимента наиболее продуктивными определены такие методы рефлексии, как диалог с экспертом, рефлексивная эстафета, заполнение рабочей тетради участника сетевого события, метод незаконченного предложения, анкетирование с использованием Яндекс. Формы и др. Методы могут быть использованы как индивидуально, так и в формате группового обсуждения. При этом практика показала, что процесс общего обсуждения приводит к более глубокому осмыслению итогов события и высокому подъему эмоционального настроя всех участников для дальнейшего развития. Об этом свидетельствуют итоги анкетирования и общей рефлексии, которые обязательно проводятся в конце каждого сетевого события.
Например, по итогам сетевого события «Алтан саг» (в переводе с бурятского языка «Золотое время»), одной из задач которого являлась популяризация родного языка, участники в анонимных анкетах на вопрос «Какой основной вывод Вы можете сделать по итогам участия в событии?» откровенно написали: «надо больше изучать традиции бурятского народа», «мы стали более сплоченными, нужно уметь работать в команде», «нужно учить и знать свой родной язык», «нужно быстро соображать и действовать без подготовки», «мои познания о культуре моего народа малы» и т.д. А на вопрос «Над чем, по Вашему мнению, нужно работать, чтобы быть успешным в подобных сетевых событиях» получены ответы: «иметь фантазию, развивать креативность»,
«уметь работать в команде», «над ораторским искусством работать», «извлекли большой урок», «не бояться выступать перед публикой», «чаще участвовать в подобных мероприятиях, развиваться в новых сферах», «сплоченность, умения работать в команде с участниками других классов и школ» и др.
Как отмечает М.М. Миркес, в ходе образовательного события участники должны попасть в ситуацию «образовательного экстрима», когда они начинают действовать на пределе своих возможностей [10], а смыслы и приращения, которые возникают в детском сознании по результатам участия в событии, становятся «точкой роста» для дальнейшего развития. Считаем, что ранее перечисленные методы оценивания результативности позволяют выявить данные приращения и выстроить дальнейшую стратегию развития для ребенка.
Заключение. Изучение научной литературы и проведенный в рамках исследования анализ процесса разработки, реализации и методов оценивания результативности сетевых образовательных событий позволил:
- проанализировать литературу по проблеме исследования и определить подходы к определению понятия «сетевое образовательное событие»;
- определить алгоритм разработки сетевого образовательного события, включающий формулирование тематики и замысла события, социальной и игровой миссии, разработку учебно-познавательных заданий, определение перечня цифровых сервисов с последующим размещением на них учебно-познавательных заданий, анонсирование события и информационное сопровождение участников, разработку критериев оценивания, определение ролей членов команды-организатора;
- выявить перечень сервисов и цифровых инструментов, эффективных для использования в ходе сетевых образовательных событий
в условиях новой цифровой реальности и определить их возможности для организации анонсирования события, регистрации участников, онлайн-подключений команд, удаленной совместной деятельности, рефлексии и др.;
- определить методы оценивания результативности сетевых образовательных событий, основными из которых определены диалог с экспертом, рефлексивная эстафета, заполнение рабочей тетради участника сетевого события,
метод незаконченного предложения, анкетирование.
Современные цифровые технологии предлагают множество разных вариантов, которые могут быть использованы в рамках разработки и реализации сетевых образовательных событий, а их грамотное сочетание и использование позволяет успешно организовать удаленное взаимодействие участников сетевого события, в том числе в режиме онлайн, сделать событие результативным и интересным.
Примечания:
1. Кувакина Е.В., Баранова М.В. Проектирование сетевых образовательных событий (в рамках деятельности региональной сети ИБЦ ОО Ярославской области): метод. рек. Электрон. текстовые дан. (1,1 Mb). Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. 51 с.
2. Остапенко А.А. Настоящесть событий и «понарошечность» мероприятий в воспитании - событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. М., 2010. C. 6-14.
3. Якушкина М.С. Модели сетевого событийного взаимодействия как отражение современной образовательной реальности // Известия ВГПУ. 2020. № 9 (152). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-setevogo-sobytiynogo-vzaimodeystviya-kak-otrazhenie-sovremennoy-obrazovatelnoy-realnosti (дата обращения: 14.07.2023).
4. Facebook group PETCoN (Physical Education Teacher Collaborative Network). An innovative approach to PE teacher in-service training: A self-determination theory perspective / G.S. Gorozidis, Y.S. Tzioumakis, Ch. Krommidas, A.G. Papaioannou // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 96. doi:10.1016/j.tate.2020.103184
5. Jimoyiannis A., Angelaina S. Towards an analysis framework for investigating students' engagement and learning in educational blogs // Journal of Computer Assisted Learning. 2012. Vol. 28, is. 3. P. 222-234. doi.org/10.1111/j.1365-2729.2011.00467.x
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234.
7. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. М., 2010. C. 6-14.
8. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е изд., перераб. и доп. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.
9. Петряева Е. Дистанционные образовательные события: от идеи до реализации. [б. м.]: Издательские решения, 2019. 122 с.
10. Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой. М.Ю. Жилиной. М., 2010. C. 101-109.
11. Филимонов А.А. Сетевая организация образовательного процесса // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/setevaya-organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 14.07.2023).
12. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Издат. дом ВШЭ, 2017. 591 с.
13. Яблокова Н.И. Субъекты сетевого общества: социально-философский анализ // Социально-политические науки. 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/subekty-setevogo-obschestva-sotsialno-filosofskiy-analiz (дата обращения: 14.07.2023).
14. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Развитие коллективного разума: о новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека. Великая трансформация третьего тысячелетия / под ред. Б.Б. Славина. М.: ЛЕНАНД, 2018. С. 40-54.
15. Жамбалова Э.Ч., Уржинсурен Ж. Развитие субъектной позиции педагога в условиях сетевого образовательного события // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2021. № 2. С. 179-189. URL: http://ce.if-mstuca. ru/wp-content/uploads/2021/2/Zhambalova_Urzhinsuren_CE_2021-2.pdf. doi: 10.51955/2312-1327_2021_2_179.
References:
1. Kuvakina E.V., Baranova M.V. Designing network educational events (within the framework of the regional network of the IBTs OO of the Yaroslavl Region): guidelines. Electron. text data. (1.1 Mb). Yaroslavl: GAU DPO YaO IRO, 2022. 51 pp.
2. Ostapenko A.A. The realness of events and the «fakeness» of events in education - eventfulness in educational and pedagogical activities / ed. by N.B. Krylova and M.Yu. Zhilina. M., 2010. P. 6-14.
3. Yakushkina M.S. Models of network event interaction as a reflection of modern educational reality // Izvestiya VGPU. 2020. No. 9 (152). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/modeli-setevogo-sobytiynogo-vzaimodeystviya-kak-otrazhenie-sovremennoy-obrazovatelnoy-realnosti (date of access: 14.07.2023).
4. Facebook group PETCoN (Physical Education Teacher Collaborative Network). An innovative approach to PE teacher in-service training: A self-determination theory perspective / G.S. Gorozidis, Y.S. Tzioumakis, Ch. Krommidas, A.G. Papaioannou // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 96. doi:10.1016/j.tate.2020.103184
5. Jimoyiannis A., Angelaina S. Towards an analysis framework for investigating students' engagement and learning in educational blogs // Journal of Computer Assisted Learning. 2012. Vol. 28, is. 3. P. 222-234. doi.org/10.1111/j.1365-2729.2011.00467.x
6. Bakhtin M.M. Questions of literature and aesthetics. M.: Khudozh. lit., 1975. P. 234.
7. Slobodchikov V.I. Co-being educational community - a source of development and the subject of education // Eventfulness in educational and pedagogical activity / ed. by N.B. Krylova and M.Yu. Zhilina. M., 2010. P. 6-14.
8. Slobodchikov V.I. Essays on the psychology of education. 2nd ed., revised and enlarged. Birobidzhan: BSPI Publishing house, 2005.
9. Petryaeva E. Distance educational events: from idea to implementation [b.m.]: Publishing solutions, 2019. 122 pp.
10. Mirkes M.M., Mukha N.V. Educational event as a tutor practice // Eventfulness in educational and pedagogical activity / ed. by N.B. Krylova and M.Yu. Zhilina. M., 2010. P. 101-109.
11. Filimonov A.A. Network organization of the educational process // Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. 2017. No. 1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa (date of access: 14.07.2023).
12. Castells M. Communication Power. M.: Publishing house of the Higher School of Economics, 2017. 591 pp.
13. Yablokova N.I. Subjects of the network society: socio-philosophical analysis // Socio-political sciences. 2018. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/subekty-setevogo-obschestva-sotsialno-filosofskiy-analiz (date of access: 14.07.2023).
14. Nazarchuk A.V. Network society and its philosophical understanding / Development of the collective mind: On the new laws of the network society and the network economy and their impact on human behavior. The Great Transformation of the Third Millennium / Ed. by B.B. Slavina. M.: LENAND, 2018. P. 40-54.
15. Zhambalova E.Ch., Urzhinsuren Zh. Development of the teacher's subjective position in the conditions of a network educational event // Crede Experto: transport, society, education, language. 2021. No. 2. P. 179-189. URL: http://ce.if-mstuca.ru/ wp-content/uploads/2021/2/Zhambalova_Urzhinsuren_CE_2021-2.pdf (0.7 p.l). DOI 10.51955/2312-1327_2021_2_179.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила в редакцию 31.07.2023; одобрена после рецензирования 14.08.2023; принята к публикации 28.08.2023. The author declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 31.07.2023; approved after reviewing 14.08.2023; accepted for publication 28.08.2023.
© Жамбалова Э.Ч., 2023