Учет регионального компонента при визуализации учебного контента образовательных программ
Хальзова Наталья Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, высшая школа медиа, коммуникаций и сервиса, Тихоокеанский государственный университет
E-mail: [email protected]
Публикация посвящена учету регионального компонента при визуализации учебного контента дисциплины «Краеведение», изучаемой обучающимися направления бакалавриата 43.03.01 Сервис (профиль: «социально-культурный сервис») Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск). Содержательные методики данной дисциплины определены дидактически ценными материалами, соответствующими региональному компоненту образовательной программы. Применение информационно-коммуникационных технологий визуализации учебного контента обеспечивает разнообразие инструментов реализации учебного процесса, и позволяет качественно преобразовать компетентностный уровень обучения.
Два года, прошедших в ситуации вынужденной самоизоляции обучающихся и постепенный возврат к традиционным формам реализации учебного процесса в высшей школе, позволяют обсуждать преобразования, результативность которых обнаруживают возможности учебного контента, изменяющегося на фоне процесса цифровизации образования и реализации обучения с помощью дистанционных технологий. Отечественная практика обучения в сети интернет, постепенно пришла к признанию необходимости использования игровых элементов, способных разнообразить процесс обучения и компенсировать безразличие студентов с помощью обновления дидактических инструментов, способных улучшать результаты обучения. По мнению автора публикации, анализировавшего в течение трех лет результаты обучения студентов по курсу «Краеведение», использование информационно-коммуникационные технологий визуализации регионального компонента, в рамках освоения рабочей программы и предоставления результатов обучения, смогло изменить отношение студентов к учебному процессу, усилив их мотивацию к самостоятельному изучению дисциплины. Соотнося инновационно-образовательный контент, который легко осмыслить в условиях цифровизации образования, автор признает результативность освоения дисциплины и продвигает идею учета регионального компонента при визуализации учебного контента образовательных программ.
Ключевые слова: дидактика, визуализация, дистанционное обучение, цифровизация, региональный компонент, учебный контент, краеведение, Дальний Восток.
о с
U см
Работа над публикацией выполнена в Дальневосточном центре математических исследований при финансовой поддержке Минобрнауки России, соглашение от 4 февраля 2022 г. № 07502-2022-879 по реализации программ развития региональных научно-образовательных математических центров.
Введение. Решение задач, связанных с обеспечением наглядности в учебном процессе всегда вызывает интерес исследователей и разработчиков учебных курсов, поскольку ряд содержательных компонент регионального характера, определяющих образовательные программы в области туризма, социальной работы, гостиничного дела и др., всегда был узким местом в практике высшей школы, так как нуждается в большом количестве иллюстративных материалов, знакомство с которыми обеспечивает понимание неповторимых условий проживания в изучаемом регионе. Поэтому, тема исследования, обнаруживающая детали формирования учебного контента в процессе использования цифровых инструментов для его визуализации, может считаться актуальной, так как соответствуя принципу междисциплинарной интеграции учебных курсов, раскрывает особенности освоения инструментов педагогического дизайна при наполнении учебной дисциплины.
Автор публикации, опираясь на собственный уникальный опыт, позволяющий анализировать проблемы формирования учебного контента с позиции разработчика и одновременно оценивать результативность проектируемого содержательного компонента дисциплины LMS с позиции обучавшегося дистанционно, свидетельствует об улучшении результатов обучения по ряду дисциплин, при помощи приложений, позволяющих визуализацию данных. Учитывая, что особенности содержания дисциплины «Краеведение» открывают перед разработчиками учебного контента возможности, определяемые междисциплинарным характером профессиональных компетенций, становится очевидной необходимость сопоставления требований профессиональных стандартов и результатов комплексного проектирования индивидуальных учебных достижений обучающихся для выявления результативности технологий обучения.
Предмет. Поэтому, предметом публикации является демонстрация особенностей формирования учебного контента на основании визуализации, способной качественно улучшить дидактические характеристики учебного процесса в условиях дистанионного и традиционного образования.
Цель. Стремление автора публикации к доказательству позитивных изменений, определяемых технологиями электронного обучения, обусловило цель данного материала: выявление рационального зерна в использовании возможностей визуализации в браузере для формирования учебного контента курса, в котором региональный компо-
нент представляет собой определенную экзотику для массового пользователя сети и обучающихся в вузе граждан.
Возможность деятельностной проверки дидактической ценности предлагаемых для изучения материалов курса, усиление мотивации к учебной деятельности у студентов и ответственности у разработчика курса за формирование и интерпретацию данных, составляющих контент, позволяют оценить достижения в области повышения поисковой активности в учебной деятельности студентов и развития их регулятивных качеств, определяемых становлением самомотивации и саморегуляции в процессе обучения. Особая возможность сравнения действий обеих сторон педагогического процесса, как было указано выше, позволила установить объем вероятных ошибок в создании контента и результативно преодолеть их.
Результаты анализа содержательного компонента учебной дисциплины позволили предложить характер и объем заданий, разрабатываемых на основании традиционно используемых источников и материалов, предполагаемых курсом. Кроме того, допустимым мыслилось, что с их помощью студенты могут самостоятельно пройти обучение по данной дисциплине и создать инновационный проект, способный сформировать их профессиональную компетентность.
Стратегия разработки контента определила задачи данной публикации:
- фиксацию диагностированного уровня сфор-мированности представлений студентов о составе, логике и характере данных, определяющих учебный курс «Краеведение» в вузе;
- демонстрацию структуры учебного контента, сформированного с помощью визуализации в браузере,
- апробацию предполагаемой результативности способов обучения студентов в условиях дистанционной реализации учебного процесса, которая предполагает наличие визуализированного учебном контента, компенсирующего отсутствие возможности путешествий по региону и стране с общем;
- доказательства результативности применения комплексного подхода для изучения краеведения;
- оценку качественных изменений учебного контента, способного улучшить результаты обучения студентов в условиях удаленного доступа с помощью визуализации используемых данных.
Методология. Междисциплинарные основания учебного курса краеведения обусловили процесс визуализации учебного контента и комплексный анализ данных, определяемых взаимодействием наук. Огромная коллекция Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, его филиалов, расположенных по всей территории Дальнего Востока, совокупно рассматриваемых фондов библиотек, коллекций творческих союзов и меценатов, предоставляет для исследования данные, объеди-
ненные представлениями о мире и человеке в нем любому желающему, но не предполагает в структуре своих интернет-представительств виртуальных туров, экскурсий и множества оцифрованных экспонатов, знакомство с которыми способно качественно преобразовать знания населения о своей «малой Родине». В силу массового внедрения технологической поддержки ситуация изменяется и элементы коллекций постепенно становятся доступными за счет визуализации основных фондов, но этот процесс явно все еще недостаточен для широкого ознакомления населения с особенностями региона.
Основной текст. Возможности визуализации учебного контента стали очевидными для автора публикации с 2018 года, незадолго до начала всеобщей самоизоляции и перехода к дистанционным технологиям, реализующим образовательный процесс. Постепенно идея приобрела конкретные очертания удаленного доступа, что и определило последующую статистику, сформированную в результате опроса студентов в рамках «обратной связи», являющейся интегрированным компонентом в структуре электронной обучающей системы вуза.
Как показал первый год наблюдения за процессом наполнения электронной обучающей системы педагогами, актуальными оказались именно личностные показатели разработчиков, определяемые трудоспособностью и возможностью одновременного создания содержательных компонентов LMS вуза и многоуровневой коммуникации с пользователями сети. Поэтому, до момента осмысления, разработки и адаптации приложений к условиям обучающих систем вуза, задания предлагались в соответствии с возможностями системы электронного обучения.
Практика помогла осознать, что предлагаемые на уровне заданий материалы были статичными [1] и кроме редких внедрений трансляций на платформах youtube.com и т.п., создавались как перевод содержательный компонентов в режим презентации. Даже освоение конференций с помощью ZOOM или Google Meet не принесло ожидаемого результата, отчего работа со студенческими группами быстро приобрела рутинные очертания.
Поэтому актуальным оказался поиск технологий, которые бы смогли расширить возможности выполнения индивидуальных проектов студентами, находящимися на дистанционном обучении, обладающими в силу того достаточной свободой в поиске информации, которую могли бы использовать для исследований в области изучаемой дисциплины, т.е.: формировать интерактивные карты, определять ареалы обитания редких животных, устанавливать границы распространения культурных традиций и языков коренных малых народностей Дальнего Востока, и т.д.
Учитывая проектный характер технологий реализации учебного процесса, осуществляемого в ситуации дистанционного обучения, было принято решение уделить внимание приложениям, ис-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
пользуемым для визуализации данных в браузере. Визуализация учебного контента предполагалась раскрытием творческого потенциала студентов, создающих авторские исследования, поскольку «...средства информационных, и в большей части цифровых технологий представляют собой инструменты, позволяющие разрабатывать такие материалы. и представлять доступ к ним студентам и преподавателям университета в удобном для работы электронном формате» [6]. На этом основании была определена логика формирования учебного контента, направленного на освоение студентами образовательного пространства региональных компонентов образовательной программы, в том числе и курса «Краеведение».
Создавая учебный контент, позволяющий студентам осваивать образовательное пространство с помощью инструментов визуализации, автор преобразовал лекционный курс, предлагая работу с интерактивными картами, что определило последующую проектную деятельность студентов. Приложения позволяют, поддерживая академический характер интерпретации материалов регионального характера, создавать сообщения, рассказы и научные публикации просветительского характера. Идея размещения данных с открытым кодом дидактически привлекательна, поскольку поддерживает требования академической этики публикаций (обязательное цитирование, ссылки, учет лицензий и др.)
Поскольку учебный контент курса, рассчитанного на 17 недель семестра, структурирован в соответствии с темами, объясняющими как сущность, так и направленность дисциплины: компе-тентностная модель дисциплины, взаимосвязь междисциплинарных данных, историческая последовательность открытия данных. Логика формирования содержания курса предполагает пояснение деталей расселения во вновь осваиваемых землях Дальнего Востока: документы, определяющие интерес к освоению земель, выбор групп для экспедиций, направленность экспедиционной работы (ботаника, почвенные ресурсы, животные, населяющие территорию, иные ресурсы, возможные для продуктового потребления, определение границ расселения и объяснение возможных грани империи).
Особенностью определяющей характер изложения данных можно назвать размещение на интерактивной карте, в структуре которой очевидную ценность для осмысления студентами представляет сопоставление даты, географической точки, всплывающей информации о специфике данного пункта на карте и др. Подобное освещение сведений, определяющих актуальную информацию об освоении региона, представленную в возможном индивидуальном маршруте путешественника, 5 мог получить любой студент, с помощью актуаль-§ ных информационно-коммуникационных технологу гий. В зависимости от того, какую именно тему из-еЗ учал студент, у него появлялась возможность «по-ав сетить» с помощью визуализации данных в брау-
зере любое место на территории материка, вводя данные геокода. Таким образом поддерживалась поисковая активность студентов, поскольку обнаружение необходимой информации, ее проверка и размещение, открывающие доступ к виртуальной экскурсии значимы для формирования профессиональной компетентности выпускников вуза.
Все это позволяет студентам овладеть компетенциями, соответствующими формированию знаний о пространстве, истории, культуре изучаемого региона. Например, о характере природы, окружающей человека, так и коммуникативные, и ИКТ-компетенции, владение которыми позволяет получение новых знаний. Тем более, что такие компетенции определяют возможности работы в сети, самостоятельное создание информационных ресурсов, продвижения исследовательских проектов в области изучения регионального компонента.
В соответствии с тем, как создавались материалы контента, интерес представляет еще и то, что они определялись нормами, значимыми для становления навыков профессиональных коммуникаций в рамках последующего найма выпускников, поскольку учет регионального компонента при визуализации учебного контента образовательных программ создаёт малые рассказы («продающие истории»), востребованные как в медиа-пространстве, так и общем сопровождением отрасли услуг туризма и гостиничного дела.
Учитывая особенности разработки контента соотносящих фон объясняемого явления с экспонируемым на нем каким-либо предметом или явлением, студенты не только получают возможность создавать анимированные сообщения, но и овладевают опытом привлечения к публикуемым материалам массового пользователя сети, поскольку с точки зрения маркетинга такие решения выглядят интересными и способны удерживать внимание потенциального клиента. Визуализация учебного контента значима еще и с той точки зрения, что объем транслируемых и концентрируемых таким образом данных, позволяет студентам делать выводы, что именно определяет их опыт самостоятельного мышления, формализации, последующего синтеза результатов, получаемых в процессе исследования. Кроме того, опыт обобщения формирует у обучающихся понимание возможного сжатия текста до уровня какой-то узнаваемой логической схемы явления, и с этой точки зрения поиск расшифровок каких-либо ранее созданных сообщений по предполагаемым «семантическим ключам», позволяет оценить региональные традиции культуры, способные утрачиваться со временем.
В целях доказательства эффективности применения опыта визуализации дидактических материалов контента учитывались теоретические методы, позволяющие изучать источники и материалы предметной области изучения и др., определяемые на основании принципа междисциплинарно-
сти. Отдельного внимания достойны методы: картографический, статистический, полевого исследования и наблюдения, реализуемые с помощью возможностей приложений, позволяющих визуализацию.
Для реализации эмпирически проверяемого компонента исследования использовалась методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» [4], предполагающая оценивание по трем параметрам: «...«приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении программы) [3, С. 512].
Для обнаружения связей между анализируемыми показателями применялся корреляцион-
ный анализ, использующий коэффициент Пирсона. В эмпирическом фрагменте исследования приняли участие 105 студентов, в возрасте от 18 до 28 лет, обучавшиеся в Тихоокеанском государственном университете и Дальневосточном государственном университете путей сообщения (г. Хабаровск). Суммарно представлены данные, соответствующие второму курсу обучения в вузах. Анализ, полученных в соответствии с методикой Т.И. Ильиной показателей, обнаружил позитивные изменения в личностных и профессиональных характеристиках студентов, позволившие установить улучшение в области мотивации и самомотивации к учебной деятельности на фоне использования обновленных педагогических методик обучения курсу «Краеведение» (рис. 1).
10 5 0
приобретение знаний овладение профессией
получение диплома
5
-контрольная группа
-экспериментальная группа
Рис. 1. Распределение предпочтений студентов, определяющих мотивацию к учебной деятельности, изменяющееся в результате использования визуализированного учебного контента курса «Краеведение»
Учитывая, что мотивация к учебной деятельности обладает суммарным характером на уровне явления, были подвергнуты анализу
компоненты, определяющие возможные изменения в области регулятиных способностей личности у студентов.
45% 40% 35°% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
Путешествие
Наблюдение
Компенсанция изоляции
до курса —
Игровые элементы
после курса
Воспитание аккуратности
Наглядность
Рис. 2. Предпочтения студентов, определяющие интерес к возможностям визуализации учебного контента курса «Краеведение», фиксируемые до и после его реализации в условиях удаленного доступа
Результаты тестирования «до и после» освоения курса, поддерживаемого возможностями визуализации, можно видеть, исходя из результатов тестирования, обнаружившего рост средних показателей в области способности к саморегуляции и самоуправления учебной деятельностью, поскольку студенты улучшили свои результаты, анализируя ошибки, подтверждая цели обучения и корректируя собственные решения.
Таким образом, можно предположить, что овладение профессиональными компетенциями в результате освоения курса улучшило сформиро-ванность самостоятельности мышления у студентов. Общий анализ полученных результатов свидетельствует о том, что у студентов, изучающих краеведение с использованием визуализации, по-
казатели обученности, ознакомления с содержательными компонентами в условиях использования учебного контекста, существенно выше, чем у тех, кто изучал курс с традиционно предлагаемой форме (рис. 2).
Выводы. Автор публикации, опираясь на полученные в результате персонального исследования данные, свидетельствует о результативности обучения студентов, использующих визуализированный учебный контент по курсу «Краеведение». Полученные результаты свидетельствуют о возможности улучшения показателей профессионального и личностного роста студентов, поскольку определяются «.визуальными образами, .передающими нам гораздо больше, чем есть в нашей мысли. Человеческое восприятие имеет визуальную
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
природу, в отличие от других биологических видов, для которых более значимыми каналами восприятия могут служить иные чувства.» [5, С. 75]. Актуальные информационно-коммуникационные технологии, подходы и практики создают удобный набор инструментов и комфортную среду для получения знаний, формирующих профессиональные компетенции обучающихся. Поэтому, автор публикации признает свои действия, определяемые формированием учебного контента на основании визуализации, результативными в области формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся дистанционно.
Литература
1. Баранова, Е.В., Елизарова, И.К. Электронные ресурсы нового поколения для организации учебного процесса // Universum: Вестник Герце-новского университета. 2009. № 7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-resursy-novogo-pokoleniya-dlya-organizatsii-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 20.11.2021).
2. Баранников, К.А., Бартош, Д.К., Харламова, М.В. Модернизация образовательных процессов вуза на основе международного сетевого взаимодействия: возможности и риски // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/modernizatsiya-obrazovatelnyh-protsessov-vuza-na-osnove-mezhdunarodnogo-setevogo-vzaimodeystviya-vozmozhnosti-i-riski (дата обращения: 21.11.2021).
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер. - 2002. - 512 с.
4. Каргина Е.М. Мотивация обучения в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. URL: https://web.snau-ka.ru/issues/2014/06/35558 (дата обращения: 12.04.2022).
5. Князева Е.Н. Визуальные образы на службе когнитиной науки // ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики (ПРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics). 2020. Вып. 1 (23). С. 58-75
6. Томюк, О. Н., Дьячкова, М. А., Кириллова, Н. Б., Дудчик, А.Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). - С. 422-434. URL: https://pnojournal. wordpress.com/2019/12/31/tomyuk-dyachkova-kirillov%d0%b0-dudchik/ (дата обращения: 19.11.2021).
о с
U см
TAKING INTO ACCOUNT THE REGIONAL COMPONENT WHEN VISUALIZING EDUCATIONAL CONTENT
Khalzova N.A.
Pacific National University
The publication is devoted to the experience of visualizing the educational content of the discipline «Local History», studied by students of the bachelor's degree 43.03.01 Service (profile: «socio-cultural service») of the Pacific State University (Khabarovsk), in accordance with the principles of digitalization of knowledge on particular and of the whole society generally. The content methods of this discipline are determined by didactically valuable materials corresponding to the regional component of the educational program. The use of information and communication technologies for visualization of educational content provides a variety of tools for the implementation of the educational process, and allows you to qualitatively transform the competence level of learning. Two years that have passed in a situation of forced self-isolation of students and a gradual return to traditional forms of implementation of the educational process in higher education allow us to discuss transformations, the effectiveness of which reveals the possibilities of educational content that is changing against the backdrop of the process of digitalization of education and the implementation of learning using distance technologies. The domestic practice of learning on the Internet has gradually come to recognize the need to use game elements that can diversify the learning process and compensate for the indifference of students by updating didactic tools that can improve learning outcomes.
According to the author of the publication, who analyzed for three years the results of students' training in the course "Local History," the use of information and communication technologies for visualizing the regional component, as part of mastering the work program and providing training results, was able to change the attitude of students to the educational process, strengthening their motivation for independent study of the discipline. Correlating innovative and educational content, which is easy to comprehend in the context of digitalization of education, the author recognizes the effectiveness of mastering the discipline and promotes the idea of taking into account the regional component when visualizing educational content of educational programs.
Keywords: didactics, visualization, distance learning, digitalization, regional component, educational content, local history, Far East.
References
1. Baranova, E.V., Elizarova, I.K. Electronic resources of a new generation for the organization of the educational process // Universum: Bulletin of Herzen University. 2009. No. 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-resursy-novogo-pokoleniya-dlya-organizatsii-uchebnogo-protsessa (date of access: 11/20/2021).
2. Barannikov, K.A., Bartosh, D.K., Kharlamova, M.V. Modernization of educational processes of the university on the basis of international network interaction: opportunities and risks // Pedagogy and psychology of education. 2018. No. 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-obrazovatelnyh-protsessov-vuza-na-osnove-mezhdunarodnogo-setevogo-vzaimodeystviya-vozmozhnosti-i-riski (date of access: 11/21/2021).
3. Ilyin, E.P. Motivation and motives. - St. Petersburg: Peter. -2002. - 512 p.
4. Kargina E.M. Motivation for learning at the university // Modern scientific research and innovation. 2014. No. 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/35558 (date of access: 04/12/2022).
5. Knyazeva E.N. Visual images in the service of cognitive science // PPAEHMA. Problems of visual semiotics (PPAEHMA. Journal of Visual Semiotics). 2020. Issue. 1 (23). pp. 58-75
6. Tomyuk, O. N., Dyachkova, M. A., Kirillova, N. B., Dudchik, A. Yu. Digitalization of the educational environment as a factor of personal and professional self-determination of students // Prospects of science and education. 2019. No. 6 (42). - S. 422-434. URL: https://pnojournal.wordpress.com/2019/12/31/tomyuk-dyachkova-kirillov%d0%b0-dudchik/ (accessed 11/19/2021).