Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯНА ПРИМЕРЕ ООО МИП "МИКРОВИНОДЕЛИЕ"'

РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯНА ПРИМЕРЕ ООО МИП "МИКРОВИНОДЕЛИЕ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНОДЕЛЬЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВО / МОДЕЛЬ / АЛГОРИТМ / ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Ирина Анатольевна, Чемисова Лариса Эдуардовна, Мачнева Ирина Александровна, Хармандарян Анастасия Игоревна

Разработана процессная модель менеджмента качества виноградо-перерабатывающего ООО МИП "Микровиноделие", включающая 3 блока процессов: высшего руководства (управляющие), основные и вспомогательные. Разработан перечень документов системы менеджмента качества ООО МИП "Микровиноделие" в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2011.Process model of quality management of grape processing LLC SIE «Mikrovinodelie» including 3 unit processes: senior managers (managers), major and minor is developed. List of documents of the quality management system of LLC SIE “Mikrovinodelie” in accordance with GOST R ISO 9001-2011 is developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильина Ирина Анатольевна, Чемисова Лариса Эдуардовна, Мачнева Ирина Александровна, Хармандарян Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯНА ПРИМЕРЕ ООО МИП "МИКРОВИНОДЕЛИЕ"»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 658.562.4

Ильина И. А., Чемисова Л. Э., Мачнева И. А., Хармандарян А. И.

Ilyino I. A., Chemisova L. E., Machneva I. A., Harmandaryan A. I.

РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО МИП «МИКРОВИНОДЕЛИЕ»

THE DEVELOPMENT OF PROCESS-ORIENTED SYSTEM QUALITY MANAGEMENT OF SMALL ENTERPRISES FOR EXAMPLE LLC SIE «MIKROVINODELIE»

Разработана процессная модель менеджмента качества виноградо-перерабатывающего ООО МИП "Микровиноделие", включающая 3 блока процессов: высшего руководства (управляющие), основные и вспомогательные. Разработан перечень документов системы менеджмента качества ООО МИП «Микровиноделие» в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2011.

Ключевые слова: винодельческая продукция, менеджмент, качество, модель, алгоритм, потребитель.

Process model of quality management of grape processing LLC SIE «Mikrovinodelie» including 3 unit processes: senior managers (managers), major and minor is developed. List of documents of the quality management system of LLC SIE «Mikrovinodelie» in accordance with GOST R ISO 9001-2011 is developed.

Key words: wine production, management, quality, model, algorithm, the consumer.

Ильина Ирина Анатольевна -

доктор технических наук, профессор

Чемисова Лариса Эдуардовна

кандидат технических наук

Ilina Irina -

Doctor in Technical Sciences, Professor

Chemisova Larisa -

Ph.D. in Technical Sciences

Мачнева Ирина Александровна -

кандидат сельскохозяйственных наук Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства, г. Краснодар

Тел.: (861) 252-70-74, факс: (861) 257-57-02 E-mail: kubansad@kubannet.ru

Хармандарян Анастасия Игоревна -

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Machneva Irina -

Ph.D. in Agriculture

FSBSI North Caucasian Regional Research Institute of Horticulture and Viticulture Krasnodar Теl.: (861) 252-70-74, fax: (861) 257-57-02 E-mail: kubansad@kubannet.ru

Harmandaryan Anastasia -

Kuban State University, Krasnodar

Виноградо-винодельческая промышленность является одной из наиболее экономически важных отраслей агропромышленного комплекса Краснодарского края, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Российской Федерации. В европейскихстранах, производящих винодельческую продукцию, переработка винограда преимущественно осуществляется на небольших частных винодельнях. В России исторически сложилось развитие сельскохозяйственного производства и перерабатывающих предприятий на специализированных, достаточно крупных предприятиях. Но вопрос создания малых предприятий по переработке винограда, особенно производящих высококачественные сортовые вина, защищенных географических указаний и защищенных наименований места происхождения, в последнее время активно актуализировался. Это потребовало решение ряда вопросов,

связанных с формированием нормативно-технической базы предприятия, необходимой для производства конкурентоспособной винодельческой продукции малыми инновационными предприятиями [1, 2, 3].

Следует отметить, что малое винодельческое предприятие в отличие от действующих специализированных предприятий имеет небольшой кадровый потенциал и более ограниченные финансовые и материальные ресурсы. Однако их значительным преимуществом является оперативность в решении административных и технико-технологических задач, гибкость в сырьевой политике, быстрая перестройка технологических процессов в соответствии с изменением потребительских спросов [4, 5].

Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению конкурентоспособной продукции, полностью удовлетворяющей запросам потребителя [6].

в

Экономика

231

Одним из основополагающих принципов построения системы менеджмента качества является принцип процессного подхода, в соответствии с которым производство продукции, услуг и управление предприятием рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как совокупность целенаправленных операций, имеющих своих поставщиков и потребителей [7].

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии [8].

В связи с этим основной целью нашей работы являлась разработка процессно-ориентированной системы менеджмента качества ООО МИП «Микровиноделие», созданногонабазеведущегонаучного-учреждения в этой области - Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского института садоводства и виноградарства.

Производственные площадки включают помещения для первичной переработки виноградного и плодового сырья; брожения; хранения и обработки вина; зал производства игристых вин; производство ликерных вин, включая херес; цех для производства и выдержки коньяков; бытовых нужд; лаборатории.

Технологическая оснащенность предполагает производство следующего сортимента винодельческой продукции: столовые вина, фруктовые (плодовые) вина; ликерные вина (в т.ч. кагор, херес, портвейн, мадера); игристые вина, коньячные дистилляты; коньяки; виноградные и плодовые водки (типа граппа и шнапс); концентрированное виноградное сусло; продукты переработки вторичного сырья (энокраситель, масло виноградных семян).

Проектируемая мощность ООО МИП «Микровиноделие» по переработке сырья составляет 30 т винограда; объем производства продукции (дал): столовых вин - 7200, ликерных вин - 2100, коньячных дистиллятов - 4200, Российского шампанского и игристых вин - 5400. Небольшой объем выпускаемой продукции обуславливает необходимость производства преимущественно эксклюзивных вин высшей категории качества.

Анализ нормативной и технической документации ООО МИП «Микровиноделие» показал, что система документооборота, предусматривающая установление правил управления документами СМК, в настоящее время отсутствует, т. к. предприятие находится на начальном этапе формирования системы менеджмента качества. В этом направлении разработан план создания системы; определены функции и ответственность постоянно действующей службы системы качества, в которую входит и научно-исследовательская лаборатория; сформулирована «Политика в области качества».

Для создания полноценной системы менеджмента предприятия, ориентированной на процессный подход, необходимо:

- определить процедуры системы качества, которые должны не только отвечать стандартам качества, но и быть взаимосвязаны;

- определить правила (алгоритм) выполнения каждого процесса и формализовать их в руководствах по процессам;

- согласовать процедуры между собой и обеспечить их соответствие «Политике в области качества»;

- определить ответственность должностных лиц за процедуры или элементы системы качества, разработать матрицу ответственности за реализацию процедур;

- разработать и формализовать «Руководство по качеству» и рабочие инструкции

На основе анализа производственной структуры предприятия и проектной документации намиразработанапроцессно-ориентированная модель системы менеджмента качества ООО МИП «Микровиноделие», включающая несколько блоков (рис.):

- процессы высшего руководства (управление документацией, руководство и утверждение руководящих документов (РД, Положений и др.), регламентирующих деятельность МИП, процедур СМК (ПСМК), руководства по качеству (РК-СМК), руководств по процессам (РП-СМК), инструкций (ИСМК) и др.);

- основные производственные процессы (приёмка сырья и виноматериалов, производство столовых, фруктовых (плодовых) вин, Российского шампанского, игристых и ликерных вин, коньяков, хранение продукции и сырья);

- блок процессов, касающихся измерения, анализа и улучшения (корректирующие действия, предупреждающие действия, управление несоответствующей продукцией);

- вспомогательные процессы (управление персоналом, поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры, технологическое и программное обеспечение, охрана труда и др.).

В соответствии с разработанной моделью определены:

- основные бизнес-процессы (планирование, порядок разработки, согласования и утверждения руководства по процессу, общие требования к документам системы менеджмента качества, проектирование и разработка, закупки сырья, производство винодельческой продукции и др.);

- поддерживающие (вспомогательные) процессы (поверка средств измерений, поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры, обеспечение пожарной безопасности, выполнения требований охраны труда; техническое обслуживание механизмов, информационное обслуживание, внутренний обмен информацией, менеджмент персонала и др.);

- процессы управления (политика и цели в области качества, анализ результативности системы менеджмента качества, правила ведения делопроизводства, подготовка кадров, мониторинг и измерение продукции).

232

,,„ „„„„, щ ^ Ставрополья

научно-практическии журнал

ПРОЦЕССЫ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА

Планирование

Разработка руководящих документов (РД, Положений и др.), регламентирующих деятельность МИП

Разработка и актуализация Политики и Целей в области качества 1 —►

—► Разработка и актуализация процедур СМК (ПСМК), руководства по качеству (РК-СМК), руководств по процессам (РП-СМК), инструкций (ИСМК) и др.

Порядок организации договорных и финансовых отношений

результативности СМК руководством

±

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

3

а

К

У п к и

* Приемка сырья и виноматериалов

Производство фруктовых (плодовых) вин

Производство игристых вин

Производство ликерных вин (херес)

Производство столовых вин

Производство коньяков

1

ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ

Мониторинг и измерение

Внутренние аудиты

А 1 1

н 1

а 1 1

л 1

и 1

3

Д 1

а 1

н 1

н 1

ы 1

X 1 1

Корректирующие действия

Предупреждающие действия

Управление несоответствующей продукцией

Менеджмент персонала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры

Обеспечение пожарной безопасности

Технологическое и программное обеспечение

Охрана труда

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Рисунок - Модель системы менеджмента качества ООО МИП «Микровиноделие»

Классификация вышеуказанных процессов СМК ООО МИП «Микровиноделие» приведена в табл. 1.

Таблица 1 - Классификация процессов системы менеджмента качества ООО МИП «Микровиноделие»

Обозначение документа Наименование документов Исполнитель

Бизнес-процессы (основные процессы) СМК

РП-СМК-О7.4.1-01 Закупки сырья Зам.директора

РП-СМК-О7.5.1-02 Производство столовых вин Главный технолог

РП-СМК-О7.5.1-03 Производство ликёрных вин (в т.ч. херес) Главный технолог

РП-СМК-О7.5.1-04 Производство Российского шампанского и игристого вина Главный технолог

РП-СМК-О7.5.1-05 Производство коньячной продукции Главный технолог

РП-СМК-О7.5.1-06 Производство фруктовых (плодовых) вин Главный технолог

РП-СМК-О7.5.1-07 Хранение продукции и сырья Главный технолог

РП-СМК-О7.5.1-08 Проектирование и разработка новой продукции Зам.директора

Процессы высшего руководства (управления) СМК

РП-СМК-У5.4.2-01 Планирование качества Зам.директора

РП-СМК-У7.5.1-02 Управление производством и обслуживанием Директор

РП-СМК-У8.4.2.-03 Определение затрат на обеспечение качества работ и их анализ Главный бухгалтер

РП-СМК-У8.2.2-04 Внутренние аудиты Служба качества

РП-СМК-У8.4-05 Организация контроля и испытаний Служба качества

РП-СМК-У8.4-06 Входной контроль и испытания Служба качества

РП-СМК-У8.2.3-07 Мониторинг и измерение технологических процессов Служба качества

РП-СМК-У8.2.4-08 Мониторинг и измерение продукции Служба качества

РП-СМК-У7.2.2-09 Организация работ по заключению договоров Зам.директора

РП-СМК-У7.5.3-10 Выполнение работ по обеспечению идентификации и прослеживаемости продукта Служба качества

|£естник АПК

Экономика

233

Продолжение

Обозначение документа Наименование документов Исполнитель

РП-СМК-У8.5.2-11 Корректирующие и предупреждающие действия Служба качества

РП-СМК-У8.3-12 Управление несоответствующей продукцией Служба качества

РП-СМК-У7.5.5-13 Сохранение соответствия продукции Служба качества

РП-СМК-У8.2.1-14 Удовлетворенность потребителя Зам. директора

РП-СМК-У7.5.1.-15. Управление качеством винодельческой продукции на основе принципов ХАССП Зам. директора

РП-СМК-У5.1-16 Информационное обслуживание Главный инженер

РП-СМК-У5.5.3-17 Внутренний обмен информацией Инспектор ОК

Поддерживающие (вспомогательные) процессы СМК

РП-СМК-П6.2.2.-01 Менеджмент персонала Инспектор ОК

РП-СМК-П6.3.-02 Поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры Главный инженер

РП-СМК-П7.6.4-03 Управление устройствами для мониторинга и измерения Главный инженер

РП-СМК-П6.4-04 Обеспечение пожарной безопасности Главный инженер

РП-СМК-П7.4.1-05 Обеспечение подразделений предприятия материально-техническими ресурсами Главный инженер

РП-СМК-П7.4.-06 Хранение товарно-материальных ценностей Зав. складом

РП-СМК-П7.5.1.-07 Техническое обслуживание механизмов, электроинструмента и инструмента Главный инженер

РП-СМК-П7.5.1.-08 Техническое и программное обеспечение Главный инженер

РП-СМК-П6.4-09 Обеспечение выполнения работниками требований охраны труда Зам. директора

Определены основные процедуры системы менеджмента качества, ориентированной на процессный подход с учетом требований ГОСТ Р ИСО 9001 -2011 (табл. 2).

Таблица 2 - Основные процедуры СМК ООО МИП «Микровиноделие»

Обозначение документа Наименование документов Исполнитель

ПСМК-4.2.3-01 Управление документацией Зам. директора

ПСМК-4.2.3-02 Правила ведения делопроизводства Инспектор ОК

ПСМК-4.2.3-03 Порядок разработки, согласования технической документации Зам. директора

ПСМК-4.2.3-04 Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и порядку разработки, согласования документов СМК Зам. директора

ПСМК-4.2.3-05 Порядок разработки, согласования, руководства по процессу Зам.директора

ПСМК-4.2.3-06 Порядок разработки, согласования СТО Зам.директора

ПСМК-4.2.3-07 Порядок разработки, согласования Положения о подразделении Зам. директора

ПСМК-4.2.3-08 Порядок разработки, согласования должностных инструкций Инспектор ОК

ПСМК-4.2.4-01 Управление записями Зам. директора

ПСМК-5.6-01 Анализ и оценка результативности системы менеджмента качества руководством ООО МИП «Микровиноделие» Директор

ПСМК-5.6-02 Определение затрат на обеспечение качества работ и их анализ Главный бухгалтер

ПСМК-6.2-01 Подготовка кадров Инспектор ОК

ПСМК-7.2.3-02 Порядок осуществления процессов, связанных с потребителями Зам.директора

ПСМК-8.2.2-01 Внутренние аудиты (анализ со стороны руководства) Менеджер по качеству

Для вышеперечисленных процессов и процедур разработана матрица распределения ответственности, полномочий и взаимодействия персонала ООО МИП «Микровиноделие» (табл. 3).

234

,,„ „„„„, щ ^ Ставрополья

научно-практическии журнал

Таблица 3 - Матрица распределения ответственности, полномочий и взаимодействия персонала

Элементы системы менеджмента качества в соответствии Документ СМК Должностные лица

с ГОСТ Р ИСО 9001-2011 Д ГИ ИОК ГБ СК ПУ

4. Система менеджмента качества

4.2.2 Руководство по качеству РК-СМК-4.2.2-01 Р О И У И

4.2.3 Управление документацией:

ПСМК-4.2.3-02

организационно-распорядительной ПСМК-4.2.3-07 ПСМК-4.2.3-08 И Р О

технологической ПСМК-4.2.3-03 И Р О

ПСМК-4.2.3-04

стандартами СМК ПСМК-4.2.3-05 ПСМК-4.2.3-06 И Р О И

внешней документацией ПСМК-4.2.3-02 Р О У

4.2.4 Управление записями ПСМК-4.2.4-01

5 Ответственность руководства

5.2 Ориентация на потребителя РП-СМК-У8.2.1-14

5.3 Политика в области качества РК-СМК-4.2.2-01-14 Р О И У И

5.4.1. Цели в области качества РК-СМК-4.2.2-01-14 Р О И У И

5.4.2. Планирование СМК РП-СМК-5.4.2.-01 И Р И О И

5.5.3. Внутренний обмен информацией РП-СМК-У5.5.3.-17 Р О И И И

5.6. Анализ со стороны руководства ПСМК-5.6-01-14 Р О И У И

6 Менеджмент ресурсов

6.2 Управление персоналом РП-СМК-П6.2.2.-01 ПСМК-6.2-01 И Р О

6.3 Инфраструктура РП-СМК-П6.3-02 И Р О

6.4 Производственная среда РП-СМК-П6.4-04 РП-СМК-П6.4-06 И Р О

7 Процессы жизненного цикла продукции

7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции РК-СМК-4.2.2-01-14 Р О И И У

7.2 Процессы, связанные с потребителями ПСМК-7.2.3-02 Р О И У

7.3. Проектирование и разработка РП-СМК-О7.5.1-09 И Р О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РП-СМК-О7.4.1 .-01

7.4 Закупки РП-СМК-П7.4.1-05 РП-СМК- П7.4.2-06 Р О И И У

РП-СМК-О7.5.1-02

РП-СМК- О7.5.1-02

РП-СМК- О7.5.1-03

7.5 Управление производством и обслуживанием РП-СМК- О7.5.1-04 РП-СМК- О7.5.1-05 РП-СМК- О7.5.1-06 РП-СМК- О7.5.1-07 РП-СМК- О7.5.1-08 И Р О

8 Измерение, анализ и улучшение

8.2.1 Измерение удовлетворенности потребителей РП-СМК-У8.2.1-14 Р О И У И

8.2.2 Внутренний аудит ПСМК-8.2.2-01 РП-СМК- У8.2.2-08 Р О И И И У

8.2.3 Мониторинг и измерение результатов выполнения работ РК-СМК-4.2.2-01-14 Р О И У И

8.3 Управление несоответствующей продукцией РП-СМК-У8.3-12 Р О У И

8.4 Анализ данных ПСМК-8.2.2-01-14 Р О И У И

8.5 Корректирующие и предупреждающие действия РП-СМК-У8.5.2-11 Р О И И У

Обозначения:

Д - директор;

ЗД - заместитель директора;

ГИ - главный инженер;

СК - руководитель службы качества;

ПУ - руководитель производственного участка;

ГБ - главный бухгалтер.

Р - руководит деятельностью; О - ответственный исполнитель процесса (процедуры); У - исполнители процесса (процедуры); И - получает информацию. ИОК - инспектор отдела кадров;

в

Экономика

235

В результате детального изучения специфики процессного подхода в управлении качеством и совершенствовании системы менеджмента качества предложена для малого предприятия процессная модель менеджмента качества, включающая основные, управляющие и вспомогательные процессы. Разработан перечень документов системы менеджмента

качества ООО МИП «Микровиноделие»в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2011. Внедрение эффективной СМК на малом предприятии позволит улучшить все осуществляемые бизнес-процессы и добиться высокого качества выпускаемой продукции, а также повысить его конкурентоспособность.

Литература

1. Панкин М. И., Гугучкина Т. И., Лопатина Л. М. Управление формированием качества продуктов переработки винограда. Краснодар : Просвещение-Юг, 2010. 307 с.

2. Martin Kurdvea, Mats Zackrisson, Magnus Wiktorsson, Ulrika Harlin. Lean and green integration into production system modelse experiences from Swedish industry // Journal of Cleaner Production xxx (2014) 1-11, [journal homepage: www.elsevier.com/lo-cate/jclepro].

3. Otavio Jose de Oliveira. Guidelines for the integration of certifiable management systems in industrial companies // Journal of Cleaner Production 57 (2013) 124-133, [journal homepage: www.elsevier.com/lo-cate/jclepro].

4. Матисон В. А., Тихомиров С. А. Формирование процессной модели интегрированной системы менеджмента качества и безопасности молочного предприятия // Пищевая промышленность. 2013. № 5. С. 30-32

5. Самсонова М. В. Управление документацией системы менеджмента качества : учебное пособие. Ульяновск : УлГТУ, 2008. 122 с.

6. Салимова Т. А. Управление качеством : учеб. по специальности «Менеджмент организации». 20-е изд., стер. М. : Издательство «Омега-Л», 2008. 414 с. : табл. (Высшая школа менеджмента).

7. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М. : Стандарты и качество, 2004. 408 с.

8. Злобин В. П., Шмайлов А. Л. Цели и преимущества процессно-ориентационной СМК // Методы менеджмента качества. 2009. № 9. С. 9.

References

1. Pankin M. I., Guguchkina T. I., Lopatina L. M. Management of formation of product quality of grape processing. Krasnodar : Prosveshenie-Yug, 2010. 307 p.

2. Martin Kurdvea, Mats Zackrisson, Magnus Wiktorsson, Ulrika Harlin. Lean and green integration into production system modelse experiences from Swedish industry // Journal of Cleaner Production xxx (2014) 1-11, [journal homepage: www.elsevier.com/ locate/jclepro].

3. Otavio Jose de Oliveira. Guidelines for the integration of certifiable management systems in industrial companies // Journal of Cleaner Production 57 (2013) 124-133, [journal homepage: www.elsevier.com/ locate/jclepro].

4. Mathison V. A., Tikhomirov S. A. The formation of process model of integrated quality management system and safety of dairy enterprises // Food Industry. 2013. № 5. P. 30-32.

5. Samsonova M. V. Management of documentation of quality management system: a training manual. Ulyanovsk : UlSTU 2008. 122 p.

6. SalimovaT. A. QualityManagement : Textbook on speciality «Management of organization». 20th ed., Sr. M. : Publishing House «Omega L», 2008. 414 p. : Table. (Graduate School of Management).

7. Repin V. V. , Eliferov V. G. Process approach to management. Business process modeling. M. : Standards and Quality, 2004. 408 p.

8. Zlobin V. P., Shmaylov A. L. The objects and advantages of process-orientation QMS // Methods of Quality Management. 2009. № 9. P. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.