Научная статья на тему 'Особенности разработки и внедрения в российских организациях Системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ р ИСО 9001-2015'

Особенности разработки и внедрения в российских организациях Системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ р ИСО 9001-2015 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗНАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснов А.А.

Проведён анализ основных изменений, внедренных в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в сравнении с предыдущей редакциейГОСТ ISO 9001-2011, обновленные структура, принципы менеджмента качества и терминология. Подробно рассмотрены требования к документированной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN ORGANIZATIONS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN ACCORDANCE WITH GOST R ISO 9001-2015

The analysis of the main changes introduced in GOST R ISO 9001-2015 in comparison with the previous edition GOST ISO 9001-2011, the updated structure, the principles of quality management and terminology. The requirements for documented information are considered in detail.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки и внедрения в российских организациях Системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ р ИСО 9001-2015»

ECONOMIC SCIENCES

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Краснов А.А.

Воронежский государственный технический университет, студент

FEATURES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN ORGANIZATIONS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN ACCORDANCE WITH GOST R ISO

9001-2015

Krasnov A.A.

Voronezh State Technical University, student

ABSTRACT

The analysis of the main changes introduced in GOST R ISO 9001-2015 in comparison with the previous edition - GOST ISO 9001-2011, the updated structure, the principles of quality management and terminology. The requirements for documented information are considered in detail.

АННОТАЦИЯ

Проведён анализ основных изменений, внедренных в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в сравнении с предыдущей редакцией- ГОСТ ISO 9001-2011, обновленные структура, принципы менеджмента качества и терминология. Подробно рассмотрены требования к документированной информации.

Ключевые слова: система менеджмента качества, среда организации, документированная информация, риск-ориентированное мышление, знания организации.

Keywords: quality management system, organization environment, documented information, risk-oriented thinking, organization knowledge.

Успешная и результативная деятельность предприятий авиационной промышленности напрямую зависит от эффективного управления организацией. Значимую роль в совершенствовании управления данных предприятий играет система менеджмента качества (далее - СМК), которая позволяет им не только держаться на плаву, а также постоянно развиваться и повышать свою конкурентоспособность во внешней среде. Правильное понимание внутренней и внешней среды позволяет выявить и оценить ключевые факторы, влияющие на деятельность предприятий авиационной промышленности, устранить или минимизировать связанные с ними риски и повысить их возможности.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 претерпел существенные изменения в сравнении с предыдущей редакцией - ГОСТ ISO 9001 -2011, значительно переработана структура документа, в состав стандарта теперь включено десять разделов против восьми в прежней редакции. Такое решение было принято для унификации структуры стандартов на системы менеджмента (ISO 9001, ISO 14001 и другие) с целью простой их интеграции в СМК организации [1, с. 16].

В прежней версии ISO 9001 декларировалось, что на разработку и внедрение СМК влияет внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой

средой. Тем не менее, эти положения были изложены во введении к стандарту, а конкретных требований не было установлено [2, с.IV].

В новой редакции ISO 9001 введен раздел 4 «Среда организации». В упомянутом разделе устанавливаются требования к определению внутренних и внешних факторов организации, к выполнению требований всех заинтересованных сторон, к определению области применения и процессов СМК, а также требования к разработке, актуализации и применению документированной информации.

В ГОСТ Р 57189 -2016 «Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015» подробно рассматриваются примеры внутренних и внешних факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации [3, с.2].

Нововведения затронули предупреждающие действия, преобразованные в концепцию риск-ориентированного мышления. При планировании и анализе деятельности необходимо определять действия в отношении рисков и возможностей. Однако стандарт не требует применения конкретных методов менеджмента рисков или документированного процесса менеджмента рисков. Для оценки рисков в стандарте ИСО/МЭК 31010-2009 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» приводится богатое

разнообразие соответствующих инструментов [ 4, c. 10].

В текущей редакции стандарта определен новый вид ресурсов - знания организации (п.7.1.6). К знаниям организации можно отнести накопленный опыт, интеллектуальную собственность и результаты обучения. Организация должна определить, поддерживать в актуальном состоянии и обеспечить доступность необходимых знаний, а также определить методы получения таких знаний.

В свою очередь изменения коснулись терминологии применяемой в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001 -2015. Там где в ГОСТ ISO 9001-2011 использовались понятия «документ», «документированная процедура», «руководство по качеству», «план качества» в новой редакции стандарта определены требования к «разработке, актуализации и применению документированной информации [1, с. 17]. Такое нововведение позволяет отказаться от применения документированных процедур и руководства по качеству. Стандарт позволяет использовать только документы необходимые с точки зрения организации для успешного функционирования СМК. Тем не менее, не стоит отказываться от руководства по качеству, так как это крайне полезный документ, как для организации, так и для сертифицирующих органов. Структура руководства по качеству совместима со структурой стандарта устанавливающего требования к СМК, что позволяет без труда проследить как обеспечивается выполнение того или иного требования. Руководство по качеству даёт полное и системное представление о СМК организации.

Предыдущей редакцией ISO 9001 были определены девять обязательных документов (Политика и цели в области качества, руководство по качеству и шесть обязательных процедур: управление документацией; управление записями по качеству; управление несоответствующей продукцией; проведение внутренних аудитов; проведение корректирующих мероприятий; проведение предупреждающих мероприятий).

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 определяет всего четыре обязательных документа: область действия СМК (п.4.3), который по сути является аналогом руководства по качеству предыдущей редакции стандарта; документированная информация, необходимая для обеспечения функционирования процессов (п. 4.4); политика в области качества (п. 5.2.2); цели в области качества (п.6.2.1).

Там, где в ГОСТ ISO 9001-2011 использовалось понятие «записи» в новой редакции используется требование «регистрировать и сохранять документированную информацию» [1, с. 17].

Анализируя требования к ведению записей в прежней и новой редакции ISO 9001 можно сделать вывод, что состав записей практически не изменился, что значительно упрощает разработку СМК организации. Однако в новой версии стандарта появились требования к регистрации и сохранению новых видов записей:

-п. 8.3.5 Информация по выходным данным проектирования и разработки;

- п. 8.5.6 Результаты анализа изменений, сведения о должностных лицах, санкционировавших внесения изменения, и все необходимые действия, являющиеся результатом анализа;

- п.9.1.1 Результаты деятельности и результативности СМК.

В свою очередь не обошлось без исключения некоторых видов записей в новой редакции ISO 9001:

- исключено требование о ведении записей по валидации процессов производства и обслуживания, результаты которых не могут быть верифицированы последующими мониторингом или измерениями п. 7.5.2 ГОСТ ISO 9001-2011;

- отсутствует требование о ведении записей свидетельствующих о правомочности предыдущих результатов измерений при выявлении фактов несоответствия оборудования требованиям п.7.6 ГОСТ ISO 9001-2011;

- исключено требование по ведению записей по результатам разработки и внедрения предупреждающих действий подраздел 8.5.3 ГОСТ ISO 9001-2011. Тем не менее, в новой версии стандарта предупреждающие действия были трансформированы в концепцию риск-ориентированного мышления, однако, отсутствует требование о регистрации и сохранении документированной информации применительно к действиям в отношении рисков и возможностей п.6.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015;

Там, где ГОСТ Р ИСО 9001-2015 ссылается на «информацию», а не «документированную информацию», нет требования, что эта информация должна быть документированной. В таких случаях организация может решить является это необходимым или уместным для разработки, актуализации или применения документированной информации [1, с. 17]

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 организация по своему усмотрению может решить является ли следующая документированная информация необходимой или уместной для разработки:

- документированная информация по определению среды организации и её заинтересованных сторон (п.4.1 и п.4.2);

- документирования информация по действиям в отношении рисков и возможностей (п.6.1);

- документированная информация по оценке компетентности, уровня подготовки и осведомленности персонала (7.1.2, 7.2 и 7.3);

- документированная информация по управлению ресурсами для мониторинга и измерений (п. 7.1.5);

- документированная информация по управлению документированной информацией (п. 7.5.3);

- документированная информация по управлению знаниями организации (п. 7.1.6);

- порядок внутреннего и внешнего обмена информацией (п. 7.4)

- документированная информация по управлению сбытом и взаимоотношениями с потребителями (п. 8.2);

- документированная информация по хранению продукции (п. 8.5.4)

В прежней версии ISO 9001 была дана ссылка на исключения требований, в разделе 7 «Процессы жизненного цикла продукции» можно было исключить любые требования не влияющие на способность и ответственность организации обеспечивать продукцией, соответствующей требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям [2, с.1].

Текущая редакция ISO 9001 не делает ссылки на исключения. Однако организация может принять решение об исключении требований, только если это решение не приведет к неспособности обеспечить соответствие продукции и услуг.

Организациям, которые ранее уже внедрили СМК нет необходимости перерабатывать все свои

5

документированные процедуры для соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Для упрощения понимания структурных изменений ISO 9001:2015 Технический комитет ИСО/ТК 76 разработал методические рекомендации ISO/TC 176/SC2/N1293, представляющие корреляционную матрицу связей разделов ISO 9001:2008 и ISO 9001:2015 [5]. К сожалению официального перевода данного документа на русский язык не существует.

В таблице 1 представлена корреляционная матрица связей разделов ISO 9001-2015 и ISO 90012008.

Таблица 1

Корреляционная матрица связей разделов ISO 9001-2015 и ISO 9001-2008_

Разделы ISO 9001:2015 Разделы ISO 9001:2008

1 2

1 Область применения 1 Область применения 1. 1 Общие положения

4 Среда организации 4 Система менеджмента качества

4.1 Понимание организации и её среды 4 Система менеджмента качества

5.6 Анализ со стороны руководства

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинте- 4 Система менеджмента качества

ресованных сторон 5.6 Анализ со стороны руководства

4.3 Определение области применения СМК 1.2 Применение 4.2.2 Руководство по качеству

4.4 Система менеджмента качества и её процессы 4 Система менеджмента качества 4.1 Общие требования

5 Лидерство 5 Ответственность руководства

5.1 Лидерство и приверженность 5.1 Обязательства руководства

5.1.1 Общие положения 5.1 Обязательства руководства

5.1.2 Ориентация на потребителей 5.2 Ориентация на потребителя

5.2 Политика 5.3 Политика в области качества

5.2.1 Разработка политики в области качества 5.3 Политика в области качества

5.2.2 Доведение политики в области качества 5.3 Политика в области качества

5.3 Функции, ответственность и полномочия организации 5.5.1 Ответственность и полномочия

5.5.2 Представитель руководства 5.4.2 Планирование СМК

6 Планирование 5.4.2 Планирование СМК

6.1 Действия в отношении рисков и возможностей 5.4.2 Планирование СМК 8.5.3 Предупреждающие действия

6.2 Цели в области качества и планирование их достижения 5.4.1 Цели в области качества

6.3 Планирование изменений 5.4.2 Планирование СМК

7 Обеспечение 6 Менеджмент ресурсов

7.1 Ресурсы 6 Менеджмент ресурсов

7.1.1 Общие положения 6.1 Обеспечение ресурсами

7.1.2 Человеческие ресурсы 6.1 Обеспечение ресурсами

7.1.3 Инфраструктура 6.3 Инфраструктура

7.1.4 Среда для функционирования процесса 6.4 Производственная среда

7.1.5 Ресурсы для мониторинга и измерения 7.6 Управление оборудованием для мониторинга и измерений

7.1.5.1 Общие требования 7.6 Управление оборудованием для мониторинга и измерений

7.1.5.2 Прослеживаемость измерения 7.6 Управление оборудованием для мониторинга и измерений

7.1.6 Знания организации Нет аналогичного раздела

7.2. Компетентность 6.2.1 Общие положения

6.2.2 Компетентность, подготовка и осведомленность

7.3 Осведомленность 6.2.2 Компетентность, подготовка и осведомленность

7.4 Обмен информацией 5.5.3 Внутренний обмен информацией

7.5 Документированная информация 4.2 Требования к документации

7.5.1 Общие положения 4.2.1 Общие положения

7.5.2 Создание и актуализация 4.2.3 Управление документацией 4.2.4 Управление записями

7.5.3 Управление документированной информацией 4.2.3 Управление документацией 4.2.4 Управление записями

8 Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг 7 Процессы жизненного цикла продукции.

8.1 Оперативное планирование и управление 7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции

8.2 Требования к продукции и услугам 7.2 Процессы, связанные с потребителем

8.2.1 Связь с потребителями 7.2.3 Связь с потребителем

8.2.2. Определение требований, относящихся к продукции и услугам 7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.2.3 Анализ требований к продукции и услугам 7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции

8.2.4 Изменения требований к продукции и услугам 7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции

8.3 Проектирование и разработка продукции и услуг 7.3 Проектирование и разработка

8.3.1 Общие положения 7.3.1 Планирование проектирования и разработки

8.3.2 Планирование проектирования и разработки 7.3.1 Планирование проектирования и разработки

8.3.3 Входные данные для проектирования и разработки 7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки

8.3.4 Средства управления проектированием и разработкой 7.3.4 Анализ проекта и разработки 7.3.5 Верификация проекта и разработки

8.3.5 Выходные данные проектирования и разработки 7.3.3 Выходные данные проектирования и разработки

8.3.6 Изменения проектирования и разработки 7.3.7 Управление изменениями проекта и разработки

8.4 Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками 7.4.1 Процесс закупок

8.4.1 Общие положения 4.1 Общие требования 7.4.1 Процесс закупок

8.4.2 Тип и степень управления 7.4.1 Процесс закупок 7.4.3 Верификация закупленной продукции

8.4.3 Информация, предоставляемая внешним поставщикам 7.4.2 Информация по закупкам 7.4.3 Верификация закупленной продукции

8.5 Производство продукции и предоставление услуг 7.5 Производство и обслуживание

8.5.1 Управление производством продукции и предоставлением услуг 7.5.1 Управление производством и обслуживанием 7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания

8.5.1 Управление производством продукции и предоставлением услуг 7.5.1 Управление производством и обслуживанием 7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания

8.5.2 Идентификация и прослеживаемость 7.5.3 Идентификация и прослеживаемость

8.5.3 Собственность, принадлежащая потребителям или внешним поставщикам 7.5.4 Собственность потребителей

8.5.4 Сохранение 7.5.5 Сохранение соответствия продукции

8.5.5 Деятельность после поставки 7.5.1 Управление производством и обслуживанием

8.5.6 Управление изменениями 7.3.7 Управление изменениями проекта и разработки

8.6 Выпуск продукции и услуг 7.4.3 Верификация закупленной продукции 8.2.4 Мониторинг и измерения продукции

8.7 Управление несоответствующими результатами процессов 8.3 Управление несоответствующей продукцией

9. Оценка результатов деятельности 8. Измерение анализ и улучшение

9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка 8. Измерение анализ и улучшение

9.1.1 Общие положения 8.1 Общие положения 8.2.3 Мониторинг и измерение процессов

9.1.2 Удовлетворенность потребителей 8.2.1 Удовлетворенность потребителя

9.1.3 Анализ и оценка 8.4 Анализ данных

9.2 Внутренний аудит 8.2.2 Внутренний аудит

9.3 Анализ со стороны руководства 5.6 Анализ со стороны руководства

9.3.1 Общие положения 5.6.1 Общие положения

9.3.2 Входные данные анализа со стороны руководства 5.6.2 Входные данные для анализа

9.3.3 Выходные данные анализа со стороны руководства 5.6.3 Выходные данные анализа

10. Улучшение 8.5 Улучшение

10.1 Общие положения 8.5.1 Постоянное улучшение

10.2 Несоответствия и корректирующие действия 8.3 Управление несоответствующей продукцией 8.5.2 Корректирующие действия

10.3 Постоянное улучшение 8.5.1 Постоянное улучшение 8.5.3 Предупреждающие действия

Разработка и внедрение СМК организации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 позволяет повысить конкурентоспособность организации, улучшить результаты деятельности и обеспечить основу для инициатив, направленных на постоянное развитие.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015 «Системы менеджмента качества. Требования».

2. ГОСТ ISO 9001 - 2011 «Системы менеджмента качества. Требования».

3. ГОСТ Р 57189 - 2016 «Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2015».

4. ГОСТ Р ИСО /МЭК 31010 - 2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».

5. Методические рекомендации ISO/TC 176/SC2/N1293 [Электронный ресурс] / Официальный сайт международной организации по стандартизации URL: http://www.iso.org/tc176/sc02/public

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.