Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
малое предпринимательство / МСП муниципального образования / предприятия Оренбургской области / государственная поддержка / small business / small businesses municipalities / enterprises Orenburg region / government support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лынова Е.В., Султанова Т.А.

В статье исследуются современные методы развития малого предпринимательства на территории муниципального образования. Изучены и представлены основные проблемы развития малого предпринимательства в исследуемом муниципальном образовании, с учетом которых был разработан проект, направленный на развитие малого бизнеса в Оренбургской области. При этом, важность темы данной статьи связана с ролью малого и среднего бизнеса в экономическом прогрессе как всей России, так и Оренбургской области, в частности. Этот сектор значительно влияет на множество аспектов регионального развития, включая улучшение жизненного уровня населения, создание новых рабочих мест и выполнение бюджетных обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A PROJECT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE TERRITORY OF THE MUNICIPALITY

The article examines modern methods of developing small businesses on the territory of a municipality. The main problems of small business development in the municipality under study have been studied and presented, taking into account which a project aimed at developing small businesses in the Orenburg region was developed. At the same time, the importance of the topic of this article is related to the role of small and medium-sized businesses in the economic progress of both all of Russia and the Orenburg region in particular. This sector has a significant impact on many aspects of regional development, including improving living standards, creating new jobs and meeting budgetary obligations.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 33 Лынова Е.В., Султанова Т.А.

Лынова Е.В.

студент 1 курса магистратуры кафедры «Государственная и муниципальная политика» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Оренбург, Россия)

Султанова Т.А.

канд. пед. наук, доцент кафедры «Теории и практики управления» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Оренбург, Россия)

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье исследуются современные методы развития малого предпринимательства на территории муниципального образования. Изучены и представлены основные проблемы развития малого предпринимательства в исследуемом муниципальном образовании, с учетом которых был разработан проект, направленный на развитие малого бизнеса в Оренбургской области. При этом, важность темы данной статьи связана с ролью малого и среднего бизнеса в экономическом прогрессе как всей России, так и Оренбургской области, в частности. Этот сектор значительно влияет на множество аспектов регионального развития, включая улучшение жизненного уровня населения, создание новых рабочих мест и выполнение бюджетных обязательств.

Ключевые слова: малое предпринимательство, МСП муниципального образования, предприятия Оренбургской области, государственная поддержка.

В России часто обсуждают развитие малого и среднего бизнеса, которое заметно в определенных отраслях экономики. Несмотря на то, что малые предприятия играют ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности большой части населения и помогают поддерживать стабильность в регионах, не во всех областях наблюдаются положительные изменения. Во многих муниципалитетах, особенно там, где основной доход бюджета формируют крупные предприятия, отношение к развитию малого бизнеса довольно прохладное. Часто в муниципальных структурах не выделяют специалистов, которые бы занимались поддержкой малого предпринимательства, и в результате такая деятельность не рассматривается как возможный источник экономического и социального прогресса.

На уровне муниципалитетов и региональных властей отсутствует общая стратегия по развитию малого бизнеса, что препятствует его интеграции в экономику региона. При этом, во многих регионах малый бизнес процветает автономно, возобновляясь как ростки после ливня, без влияния на это местных властей. Если муниципальные структуры не осознают стратегическую важность и необходимость поддержки малого бизнеса, то даже значительные инвестиции от федерального и регионального уровней в его развитие окажутся бесполезными. Таким образом, эффективное усиление поддержки предпринимательства на муниципальном уровне могло бы значительно повысить его вклад в экономику и обогатить внутренний рынок продукцией для массового потребления.

Прежде, чем перейти к разработке проекта развития малого предпринимательства на территории муниципального образования, необходимо более подробно исследовать понятие, сущность, систему управления и поддержки малого и среднего предпринимательства в России.

Итак, предпринимательство является экономической категорией, и с течением времени меняется его понятие, сущность и форма. В муниципальных образованиях деятельность малого и среднего бизнеса играет ключевую роль в экономическом развитии, поскольку она ориентирована на удовлетворение

потребностей локального рынка в товарах, работах и услугах. Это способствует прогрессу территории в рамках ее границ [4, с. 34].

Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) обладает уникальными характеристиками, которые позволяют рассматривать его как особую единицу в системе рыночной экономики. МСП играет двойную роль: с одной стороны, оно является объектом для статистического анализа и государственного влияния, например, в фискальной или регуляторной сферах. С другой стороны, при оценке МСП с позиций его социально-экономической значимости для общества и муниципального образования, важность приобретают качественные характеристики, а не только количественные показатели [2, с. 701].

В исследованиях многочисленных научных работ, затрагивающих социально-экономическое прогрессирование регионов через поддержку малого и среднего бизнеса, выявляется ключевая роль государственной поддержки как главного механизма взаимодействия между правительством и предпринимательским сообществом. В этом контексте, малый и средний бизнес представляют собой сложную экономическую структуру, пронизывающую разнообразные производственные и социальные процессы, которые можно анализировать с двух основных позиций: производственной и социально-экономической.

На рисунке 1 представлена система управления и поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ, составленная на основе нормативно-правовых актов.

Особенности нормативно-правового регулирования развития МСП в РФ, установление критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям, уточнение целей, принципов и видов государственной поддержки обозначено в федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Управление малым и средним бизнесом в регионе осуществляется через разнообразные методы и инструменты, за которые отвечают муниципальные власти, государственные организации и поддерживающие институты [3].

Президент РФ * ~

Пр а внте.тьстк> РФ

Федеральные органы исполнительной государственной власти: 1 Минэкономразвития России; 2 МннпромторгРоссии: 3. МннсельсхозРоссики др.

Региональные органы исполнительной государственной вла ста субъекта РФ. осуществляющие полномочия в сфере развит нлМСП

Муниципальные органы

исполнительной государственной власти суоьегта РФ. осуществляющие полномочил в с фере развития

мсп

Общественные организации общественные, экспертные, ннфорьтациоиные и консультационные органы по вопросам развития и поддержгаМСП

Инфраструктура

Федеральные государстве иные учреждения и институты: 1. АО «Корпорация«МСП»; 2 АО •(Российский экспортный центр»; 3- ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм лредпрнятнкв научво-

техническонсфере" и др.

+ -

Региональные государственные учреждения и институты, входящие в инфра структуру

поддержки и р а звнтня МСП

Муниципальные государственные учреждения и институты, входящие б инфраструктуру поддержи и развития

Инструменты

Экономические: госзаказы; гранты, субсидии, налотовыельготындр.

Образовательный: обучение кадров ведению предприннма тельскон деятельно стн и др.

Правовые: нормативно- Информационные:

правовые акты; деятельность СМИ;

постановления; создание ассоциации.

положения и др. союзов и др.

Орга низа ционные: проведение форумов; кооперация; др

СубьекгыМСП: малые предприятия; крестьяне кие {фермерские)хоз«йстга; индивидуальные предприниматели

Рисунок 1. Система управления и поддержки МСП в России.

Для более расширенного исследования выбранной темы статьи, рассмотрим на примере Оренбургской области особенности развития малого предпринимательства на территории муниципального образования.

Рассмотрим состояние развития МСП в Оренбургской области за 20212023 гг. в таблице 1.

По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10.12.2023 года на зарегистрировано более 59 тысяч субъектов предпринимательства, в том числе: 16 тысяч - это малые предприятия, включая микро (меньше показателя 2021 года на 6,5 %, 151 - средних предприятий

территории малого и

области среднего

(меньше показателя 2021 года на 6,5 %) и 42,8 тысячи индивидуальных предпринимателей (выше показателя 2021 года на 11,9 %) [5].

Таблица 1. Состояние развития МСП в Оренбургской области за 2021-2023 гг.

Субъекты МСП 2021 год 2022 год 2023 год Отклонение 2023 г. от 2021 г.

+/- %

Средние предприятия 160 148 151 -9 94,4

Малые предприятия, включая микро 17 118 16 605 16 000 -1 118 93,5

Индивидуальные предприниматели 38 525 40 094 42 800 4 275 111,1

Таким образом, в экономической стратегии Оренбургской области основное внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса. Эти предприятия играют ключевую роль в создании рабочих мест, что способствует экономическому подъему и улучшению качества жизни местных жителей. Они являются значимым источником занятости и активно инвестируют в развитие региона, что, в свою очередь, стимулирует общий рост и процветание [1, с. 76]. При этом закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» регулирует предпринимательскую деятельность в Оренбургской области [6]. В субъектах Российской Федерации на местном уровне принимаются соответствующие законодательные акты.

Для успешных компаний не предусмотрена система поддержки, специализированные институты созданы только для малых и средних предприятий. Они оставлены один на один с новыми вызовами, их рост становится невыгодным из-за отсутствия необходимой помощи. Отраслевые и ситуативные меры оказываются недостаточными. Главными мерами поддержки для МСП являются кредитно-финансовые, но даже компании с устойчивым

ростом не могут получить кредиты без дополнительной поддержки при текущей ключевой ставке.

Исходя рассмотренной системы развития МСП в регионе, были выявлены основные проблемы развития малого предпринимательства (таблица 2):

Таблица 2. Основные проблемы развития малого предпринимательства в Оренбургской области.

Отрасль проблемы Проблема

Информация Предприниматели сталкиваются с нехваткой доступа к важной информации по различным темам, которые их интересуют

Про фессиональная подготовка Низкая квалификация людей, занимающихся бизнесом, и тех, кто их координирует

Финансы Недостаток фактической возможности использовать денежные средства

Административные барьеры Проблемы, связанные с устранением необоснованных административных преград, остаются нерешенными на практике

Итак, был разработан и предложен проект, направленный на поддержку малого предпринимательства в Оренбургской области, чтобы ускорить его развитие.

Основными задачами данного проекта по развитии малого бизнеса являются:

1) расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью,

2) развитие инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства с целью оказания адресной методической, информационной,

консультационной, учебно-образовательной, юридической поддержки предпринимателям,

3) развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие малого предпринимательства,

4) снижение уровня административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.

Для решения поставленных задач является приоритетным реализация системы мероприятий по шести основным направлениям (рисунок 2):

Направления проекта

1 г 1 1 Г

Создание системы пропаганды предпринимательства, направленной на формирование положительного имиджа предпринимателя и расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц Организация информационного обеспечения в сфере малого предпринимательства Создание системы подготовки кадров для МП Развитие и повышение эффективности центров сопровождения предпринимательской деятельности Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства

1

Формирование, поддержка и анализ нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивой деятельности малого предпринимательства

Рисунок. 2. Направления проекта по развитию малого бизнеса

в Оренбургской области.

Региональная власть обрисовала ключевые направления для развития малого бизнеса, но важно помнить, что каждая территория имеет свои уникальные особенности. В Оренбургской области эти меры должны быть адаптированы таким образом, чтобы они эффективно работали на местном уровне. Прежде чем приступать к мероприятиям, необходимо тщательно подготовиться и установить конкретные цели, к которым муниципалитеты будут стремиться в процессе поддержки малого бизнеса.

Можно выделить четыре основных показателя, по которым традиционно оценивается уровень развития малого бизнеса:

- количество субъектов малого предпринимательства,

- число занятых граждан в малом бизнесе,

- доля продукции, выпускаемой субъектами малого предпринимательства в валовом региональном продукте,

- объем налоговых платежей малого бизнеса в бюджете региона. Ключевым фактором из перечисленных выступает количество малых

предприятий. Основное внимание муниципальных органов следует сосредоточить на создании программы, направленной на увеличение числа малых предприятий, так как именно это является основой интенсивного роста малого бизнеса. Увеличение количества малых предприятий - вот что должно стать приоритетом в муниципальном проектировании.

Таким образом, Оренбургская область активно вступает в новую фазу своего экономического прогресса, при этом особое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса, что будет ключевым фактором для достижения поставленных целей. Регион активизирует создание благоприятных условий для бизнеса, что способствует инновациям, увеличению числа рабочих мест и способствует формированию успешного предпринимательского сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Доскулова А. А. Оренбургская область: приоритетная поддержка малого и среднего предпринимательства / А. А. Доскулова, А. Э. Захарова // Научные исследования-основа современной. 2023. С. 75-78;

2. Закирова Э. Р. Проблемы и пути решения в сфере улучшения доступности финансовых инструментов для малого и среднего предпринимательства / Э. Р. Закирова, Е. Н. Ялунина // Экономика и предпринимательство. 2019. № 9 (110). С. 699-702;

3. Курдюмов А.В. Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования / А.В. Курдюмов // ЕГИ. 2021. №6 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-na-territorii-munitsipalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.05.2024);

4. Смицких К. В. Оценка динамической эффективности развития предпринимательства: монография [Электронный ресурс] / К.В. Смицких, Т.В. Терентьева, под науч. ред. AT. Шеломенцева. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 243 с;

5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=5&ssrf=56 (дата обращения: 24.05.2024);

6. Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: https://mineconomy.orb.ru/activity/3651/?nav-documents=page-1 (дата обращения: 24.05.2024)

Lynova E. V., Sultanova T.A.

Lynova E.V.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Orenburg, Russia)

Sultanova T.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Orenburg, Russia)

DEVELOPMENT OF A PROJECT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE TERRITORY OF THE MUNICIPALITY

Abstract: the article examines modern methods of developing small businesses on the territory of a municipality. The main problems of small business development in the municipality under study have been studied and presented, taking into account which a project aimed at developing small businesses in the Orenburg region was developed. At the same time, the importance of the topic of this article is related to the role of small and medium-sized businesses in the economic progress of both all of Russia and the Orenburg region in particular. This sector has a significant impact on many aspects of regional development, including improving living standards, creating new jobs and meeting budgetary obligations.

Keywords: small business, small businesses municipalities, enterprises Orenburg region, government support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.