Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / государственная поддержка / инвестиции / развитие территорий / муниципальное образование / small and medium-sized enterprises / State support / investment / development of territories / municipality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Курдюмов

В статье рассматривается сущность и содержание деятельности малого и среднего предпринимательства на территории границ муниципального образования. Определены характерные специфические свойства для малого и среднего предпринимательства, которые позволяют изучать это явление как обособленный субъект рыночной экономики. Анализ нормативно-правовых документов и результатов исследований в отношении факторов развития позволил построить схему системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в России. Проанализирована деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования на территории Свердловской области. Дана оценка роли государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Анализ проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства на местном уровне, позволил сформулировать пути решения повышения уровня регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.В. Курдюмов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE TERRITORY OF THE MUNICIPALITY

The article considers the essence and content of small and medium-sized enterprises on the territory of the boundaries of the municipality. Characteristic specific properties for small and mediumsized enterprises have been identified, which make it possible to study this phenomenon as a separate subject of a market economy. The analysis of regulatory documents and research results regarding development factors made it possible to build a scheme for managing the development of small and medium-sized enterprises in Russia. The activity of small and medium-sized enterprises of the municipality in the Sverdlovsk region was analyzed. The role of state support for small and medium-sized enterprises was assessed. The analysis of the problems impeding the development of small and medium-sized enterprises at the local level made it possible to formulate ways to solve the problem of increasing the level of regulation and supporting small and medium-sized enterprises at the municipal level.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-224-228

А.В. Курдюмов - к.э.н., заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, kurdyumov@usue.ru,

A.V. Kurdyumov - Ph.D., Head of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Yekaterinburg, FSBEI HE Ural State University of Economics.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE TERRITORY

OF THE MUNICIPALITY

Аннотация. В статье рассматривается сущность и содержание деятельности малого и среднего предпринимательства на территории границ муниципального образования. Определены характерные специфические свойства для малого и среднего предпринимательства, которые позволяют изучать это явление как обособленный субъект рыночной экономики. Анализ нормативно-правовых документов и результатов исследований в отношении факторов развития позволил построить схему системы управления развитием малого и среднего предпринимательства в России. Проанализирована деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования на территории Свердловской области. Дана оценка роли государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Анализ проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства на местном уровне, позволил сформулировать пути решения повышения уровня регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.

Abstract. The article considers the essence and content of small and medium-sized enterprises on the territory of the boundaries of the municipality. Characteristic specific properties for small and medium-sized enterprises have been identified, which make it possible to study this phenomenon as a separate subject of a market economy. The analysis of regulatory documents and research results regarding development factors made it possible to build a scheme for managing the development of small and medium-sized enterprises in Russia. The activity of small and medium-sized enterprises of the municipality in the Sverdlovsk region was analyzed. The role of state support for small and medium-sized enterprises was assessed. The analysis of the problems impeding the development of small and medium-sized enterprises at the local level made it possible to formulate ways to solve the problem of increasing the level of regulation and supporting small and medium-sized enterprises at the municipal level.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; государственная поддержка; инвестиции; развитие территорий; муниципальное образование.

Keywords: small and medium-sized enterprises; State support; investment; development of territories; municipality.

Необходимость установления приоритетов развития современной экономики повысила научный и практический интерес к таким экономическим проблемам, как влияние малого производства на уровень социально-экономического развития территории. Поэтому исследование эффективности деятельности данного сектора является важной исходной базой при определении и обосновании региональными и муниципальными органами власти управления дальнейшей стратегии его развития.

На территории России согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства 6,0 млн при численности занятых в экономике 15,9 млн человек, что составляет 21,9 % от общего числа занятых в экономике. В свою очередь, малые компании участвуют в процессе экономического роста территорий и перехода на путь инновационного развития России.

О развитии малого бизнеса в России говорят довольно часто, есть и реальные сдвиги развития малого и среднего предпринимательства в отдельных секторах экономики. Однако позитивные тенденции в развитии предпринимательства сложились далеко не во всех регионах. И это при том, что малые предприятия обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения и способствуют стабилизации обстановки в регионе. Только активная поддержка развития предпринимательства на уровне регионов будет способствовать увеличению его потенциала и насыщению внутреннего рынка товарами народного потребления.

В связи с этим реализация региональных (муниципальных) программ поддержки малого и среднего предпринимательства при помощи федерального центра будет способствовать экономическому развитию страны в целом.

В научной литературе существует множество определение понятий «предпринимательство» и предпринимательская деятельность. Предпринимательство является экономической категорией, и с течением времени меняется его понятие, сущность и форма.

Рассмотрение дефиниции предпринимательской деятельности с точки зрения представителей разных эпох и экономических школ позволит выявить структурные особенности.

Так, в историческом аспекте с времен античности предпринимательство ассоциировалось с деятельностью (делом) предоставляющая личный (индивидуальный) доход, т.е. имело направленность на собственную выгоду (прибыль). И только спустя несколько веков деятельность «предпринимательства» приобрело вид направленного на реализацию потребностей общества.

Представитель классической экономики, известный экономист Адам Смит, предприниматель, - собственник своего дела, термин трактовал как получение прибыли, т.е. предпринимательского дохода. Данное понимание данной категории было полностью оправданно, т.к. основной формой было именно малое и среднее предпринимательство (далее - МСП), а капитал в процессе производства воспроизводился именно хозяином предприятия и его близким окружением. Последователем этой идеи был классик Карл Маркс, опираясь на теорию классов утверждал, что деятельность предпринимателя приведет к разделению общества и появлению богатых и бедных (труд и капитал).

Исследователь, французский экономист Ж. Б. Сей, представитель школы физиократии наоборот продвигал идею предпринимателя-капиталиста и в своих трактатах понятия «доход на капитал» и «предпринимательский доход» рассматривал как разные термины [1, С. 38].

Представители этой же экономической школы К. Бодо и Тюрго считали, что для ведения предпринимательской деятельности необходимо обладать специальными знаниями подкрепленные капиталом, чтобы дать толчок развитию производства.

В своих трудах американский экономист И. А. Шумпетер предпринимательство рассматривал наряду с динамической неопределенностью. Если предпринимательство основывается только на процессе производства одних и тех же товаров, и услуг, оно будет представлять простое воспроизводство, где нецелесообразно говорить о предпринимательском доходе. Предприниматель становится предпринимателем в том случае, когда становится новатором, что исключает рутинный процесс.

Предпринимательство на региональном уровне следует рассматривать как определённую сферу, систему или сектор производства товаров, работ и услуг, сфера занятости населения, источник дохода в бюджет муниципальных образований [2, 3].

Малое и среднее предпринимательство в рамках территориальных границ муниципального образования следует рассматривать как хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров, работ и услуг, которая способствует развитию данной территории [4, 5].

Для МСП характерен набор специфических свойств, которые позволяют изучать это явление как обособленный субъект рыночной экономики. Также следует отметить, что малое предпринимательство классифицируется как объект статистического учета, или как объект государственного воздействия (например, фискального или регулирующего). Если рассматривать субъект МСП как объект статистических данных или государственного воздействия, то на первый план выходят как раз количественные критерии, а если со стороны социально-экономического фактора полезного для общества и МО, то здесь приоритет составляют качественные критерии [6, С. 701].

Если рассматривать сферу МСП как сложную и динамичную экономическую систему, которая охватывает различные процессы, то она может рассматриваться с точки зрения двух аспектов: материально-производственного и социально-экономического.

Проведенный анализ научных трудов в которых исследуются вопросы социально-экономического развития территорий на базе поддержки и продвижения деятельности малого и среднего предпринимательства позволяет констатировать тот факт, что уровень государственной поддержки служит основной формой взаимодействия власти и бизнес-сообщества.

Нормативно-правовая база всех уровней (федеральный, региональный и муниципальный) регулирующая деятельность субъектов МСП в России активно начала формироваться в начале 1990-х годов.

На рисунке 1 представлена система управления и поддержки малого и среднего предпринимательства в России составленная на основе нормативно-правовых актов.

Особенности нормативно-правового регулирования развития МСП в РФ, установление критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям; уточнение целей, прин-

ципов и видов государственной поддержки обозначено в федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Субъектами государственного управления МСП региона выступают органы местного самоуправления, государственные учреждения и институты (инфраструктура поддержки), которые осуществляют управление посредством различных инструментов и методов.

В настоящей статье объектом исследования является деятельность субъектов МСП муниципального образования г. Каменск-Уральский Свердловской области.

Деятельность субъектов МСП в Свердловской области регулируется законом Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 10-03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», который регулирует отношения в сфере развития МСП в Свердловской области, а также постановлениями Правительства Свердловской области, Указами Губернатора Свердловской области. На муниципальном уровне деятельность субъектов МСП регулируется решениями Каменск-Уральской городской Думы и постановлениями администрации г. Каменска-Уральского.

Рисунок 1 - Система управления и поддержки малого и среднего предпринимательства в России

Согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года, в субъекте функционирует комплексная многоуровневая система, направленная на развитие инициатив бизнес-сообщества по средствам оказания всесторонней поддержки субъектам МСП (финансово-экономической, материально-имущественной и информационно-консалтинговой).

Из областного бюджета Министерством инвестиций и развития Свердловской области предоставляются субсидии бюджетам МО на софинансирование муниципальных программ (подпрограмм), направленных на

На поддержку и развитие МСП на уровне субъекта Российской Федерации профильным органом государственной власти активно выделяются субсидии бюджетам муниципальных образований и городским округам. В Свердловской области требования к заявкам от муниципальных образований установлены в приложении № 7 к государственной программе Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2014 № 1002-ПП. В настоящее время в Свердловской области реализуется 88 программ поддержки МСП в муниципалитетах.

Поддержка субъектам МСП предоставляется в рамках подпрограммы «Импульс для предпринимательства» государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной

привлекательности Свердловской области до 2024 года». Основным оператором выступает Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания).

Инфраструктура поддержки МСП включает в себя специализированные научные и образовательные структуры, призванные обеспечивать и создавать условия для его нормального функционирования и развития.

Исследование основных экономических показателей состояния МСП в г. Каменске-Уральском за 2016-2020 гг. показало следующие результаты:

— количество хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории МО снизилось на 18 %. Причинами снижения числа МСП являются от стагнации экономики пандемии СОУГО до снижения реальных доходов населения, увеличения налоговой нагрузки и отсутствия улучшений административного климата. Однако следует отметить о целях национального проекта «МСП и поддержка предпринимательской инициативы», согласно которому число занятых малым бизнесом (включая самозанятых) должно вырасти до 25 млн человек к 2024 г., а объем ВВП с 21,9 (по данным 2018 г.) до 32,5 %.

— показатель создания новых рабочих мест увеличился на 83,6 %;

— объём розничной торговли, включая общественное питание вырос на 4,2 %;

— количество объектов розничной торговли снизилось на 1,8 %;

— количество объектов общественного питания и бытового обслуживания выросло на 5,1 и 2,3 %.

Анализ местного бюджета по налогам от МСП показал положительную динамику, налог по

упрощенной и патентной системе налогообложения вырос на 47,14 %.

Сформированная в 2016 году база данных инвестиционных площадок (объектов недвижимости и земельных участков), расположенная на территории МО обновляется и дополняется новыми объектами. Так, на 01.01.2019 насчитывает 103 площадки: 59 муниципальных и 44 частных.

В целях продвижения территории муниципального образования (привлечение инвесторов, реализация бизнес планов, инвестиционных площадок) в 2020 году разработано 23 бизнес-плана для субъектов МСП, реализовано 16 инвестиционных площадок.

Важная роль отводится пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности. В 2020 году проведено 7 крупных мероприятий, 8 обучающих семинаров и тренингов с участием 177 представителей субъектов МСП, общее число участников мероприятий - 413 субъектов МСП. Активно развивается молодежное предпринимательство - «Школа бизнеса». По средствам официального сайта Фонда оказывается, информационная поддержка субъектам МСП.

Администрация города совместно с Фондом приняла участие в пилотном проекте Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства по созданию Центра инноваций в социальной сфере. Проведены креатив-сессия (участвовало 70 чел., 21 субъект МСП), акселератор «Социальное предпринимательство» в форме практических семинаров и межсессионной работы.

В 2021 году поддержка предпринимательства оказывалась по средствам подпрограммы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Каменск-Уральский на 2017-2021 годы», продолжалось развитие социального предпринимательства, оказывалась финансовая помощь за счет средств местного бюджета участникам Школы социальных инициатив, защитившим свои проекты.

Анализ проблем, препятствующих/сдерживающих развитие МСП на местном уровне, позволяет выделить основные факторы: на муниципальном уровне (законодательный аспект и проблема наличия площадей) и на уровне организаций (низкая квалификация кадров и низкая эффективность бизнеса).

Выявленные проблемы и пути решения повышения уровня регулирования и поддержки МСП на муниципальном уровне представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Проблемы и пути решения повышения уровня регулирования и поддержки МСП на муниципальном уровне

Выявленные проблемы Причины Пути решения Ожидаемые результаты

1 2 3 4

Низкий уровень масштабов поддержки Недостаточно развитая система финансовой поддержки Информационно-методическое обеспечение МСП на всех уровнях, составление и использование лучших практик Увеличение количества участников поддержки субъектов МСП, повышение эффективности программ развития МСП

Продолжение таблицы

1 2 3 4

Низкая финансовая эффективность Доля закупок у субъектов МСП в соответствии с действующим законодательством не менее 15 % Встраивание субъектов МСП в цепочки поставщиков других организаций. В течение 2 лет доля закупок, осуществляемых у субъектов МСП, должна удвоиться и на 20 % увеличится доля закупок госкомпаний Обеспечение доступа участия местных субъектов МСП к муниципальным закупкам

Несовершенство законодательства регионального и местного уровня Отсутствие Методики развития конкуренции на территории муниципальных образований Разработка Методики развития конкуренции и ее внедрение на территории муниципальных образований Содействие снижению или устранению административных и экономических барьеров, препятствующих развитию конкуренции

Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования требует разработки и реализации целого комплекса программных мероприятий - разработки стратегии развития отраслей от обоснования инвестиций до предложений в муниципальную программу поддержки МСП.

В результате дальнейших исследований следует рассмотреть вопрос о наиболее действенных мерах поддержки малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования, чтобы ответить на главный вопрос о достаточности и эффективных оказания помощи МСП необходимых для их развития.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-510-07003 «Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства», 2021 г.

Источники:

1. Предпринимательство в России: теория, проблемы, перспективы: коллективная монография / под науч. ред. Ю.А. Романовой; ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - Москва: Научный консультант. - 2017. - 262 с.

2. Шеина, Е. Г. Оценка влияния рисков на финансовую устойчивость субъектов малого предпринимательства при привлечении финансирования / Е. Г. Шеина // Modern Economy Success. - 2021. - № 4. - С. 218-225.

3. Развитие предпринимательства : новые вызовы экономики / С. М. М. Аль-Огили, Н. О. Вербицкая, Е.Ю. Виноградова [и др.]. - Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2020. - 345 с. - ISBN 978-5-9656-0293-3.

4. Смицких, К. В. Оценка динамической эффективности развития предпринимательства: монография [Электронный ресурс] / К.В. Смицких, Т.В. Терентьева; под науч. ред. AT. Шеломенцева. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, - 2018. - 243 с.

5. Колочун, А. Ю. Анализ форм поддержки МСП в Смоленской области и актуальные проблемы развития МСП в регионе / А. Ю. Колочун // Science Time. - 2015. - № 10(22). - С. 173-177.

6. Закирова, Э. Р. Проблемы и пути решения в сфере улучшения доступности финансовых инструментов для малого и среднего предпринимательства / Э. Р. Закирова, Е. Н. Ялунина // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 9(110). - С. 699-702.

References:

1. Entrepreneurship in Russia: theory, problems, prospects: collective monograph / under scientific. ed. Yu.A. Romanova; Federal State Educational Institution of Higher Education "Financial University under the Government of the Russian Federation. - Moscow: Scientific consultant. - 2017. - 262 p.

2. Sheina, E. G. Assessing the impact of risks on the financial stability of small businesses when attracting financing / E. G. Sheina // Modern Economy Success. - 2021. - No. 4. - S. 218-225.

3. Development of entrepreneurship: new challenges of the economy / S. M. M. Al-Ogili, N. O. Verbitskaya, E. Yu. Vinogradova [and others]. - Yekaterinburg: Ural State Economic University, 2020 .-- 345 p. - ISBN 978-59656-0293-3.

4. Smitskikh, K. V. Assessment of the dynamic efficiency of entrepreneurship development: monograph [Electronic resource] / K.V. Smitskikh, T.V. Terentyev; under scientific. ed. AT. Shelomentseva. - Moscow: RIOR: INFRA-M, - 2018. - 243 p.

5. Kolochun, A. Yu. Analysis of forms of support for SMEs in the Smolensk region and topical problems of development of SMEs in the region / A. Yu. Kolochun // Science Time. - 2015. - No. 10 (22). - S. 173-177.

6. Zakirova, E. R. Problems and solutions in the field of improving the availability of financial instruments for small and medium-sized businesses / E. R. Zakirova, E. N. Yalunina // Economy and entrepreneurship. - 2019. - No. 9 (110). - S. 699-702.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.