Научная статья на тему 'Разработка предложений по решению проблемы низкого покупательского спроса при приватизации государственного имущества'

Разработка предложений по решению проблемы низкого покупательского спроса при приватизации государственного имущества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ / PRIVATIZATION / STATE PROPERTY / SOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионов М. О.

В представленной статье автор анализирует корни проблемы низкого покупательского спроса при приватизации государственного имущества в различных регионах Российской Федерации и предлагает варианты ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка предложений по решению проблемы низкого покупательского спроса при приватизации государственного имущества»

Родионов М.О. ©

Студент, кафедра государственного и муниципального управления, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НИЗКОГО ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ИМУЩЕСТВА

Аннотация

В представленной статье автор анализирует корни проблемы низкого покупательского спроса при приватизации государственного имущества в различных регионах Российской Федерации и предлагает варианты ее решения.

Ключевые слова: приватизация, государственное имущество, решение проблемы.

Keywords: privatization, state property, the solution.

По данным Минэкономразвития России проблеме низкого покупательского спроса при приватизации государственного имущества подвержены практически 1/4 из общего числа субъектов Российской Федерации.

Одним из таких проблемных регионов является Республика Северная Осетия-Алания. Осложнения при приватизации унитарных предприятий в указанном регионе характеризуются отсутствием средств у предприятий на оплату государственной пошлины за регистрацию права хозяйственного ведения на объекты недвижимости.

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Статья 294 ГК РФ гласит, что имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения государственным или муниципальным унитарным предприятиям [1]. Таким образом, для приватизации унитарного предприятия должна быть проведена процедура прекращения права хозяйственного ведения в отношении объектов недвижимости.

В соответствии с пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

За государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина на основании статьи 11 Закона № 122-ФЗ [2].

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается организациями в размере 15 000 рублей [3].

Из вышеперечисленного следует, что для приватизации унитарного предприятия путем преобразования его в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью необходимо произвести регистрацию прекращения права хозяйственного ведения на все недвижимое имущество. В зависимости от находящихся в хозяйственном ведении объектов недвижимости величина государственной пошлины может быть увеличена в разы и, как следствие, стать непосильным бременем для унитарных предприятий, готовящихся к приватизации.

© Родионов М.О., 2015 г.

С целью помочь предприятиям реализовывать предприватизационные процедуры Правительством Республики Северная Осетия-Алания (далее - РСОА) постановлением от 2 марта 2012 г. № 52 были утверждены Правила предоставления субсидий из

республиканского бюджета в 2012-2014 годах государственным унитарным предприятиям для оплаты государственной пошлины за регистрацию права хозяйственного ведения на объекты недвижимости (далее - Правила).

Согласно Правилам главным распорядителем средств республиканского бюджета, выделяемых для предоставления субсидий в соответствии с настоящими Правилами, является Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - Минимущества РСОА). Процесс деятельности Минимущества РСОА в рамках предоставления субсидий изображен на рисунке 4:

■Перечисление средст

( \ Министерство ' f Управление Л

Министерство государственного Федерального

Финансов РСОА •4 Шаг 2 имущества и земельных Шаг 3 ► казначейства по

Г II 1 отношений РСОА Г а РСОА

I

Шаг 1 Шаг 4 Контроль

I

ГУП

-Перечисление средств

Рис. 1 - Пошаговый процесс предоставления субсидий государственным унитарным предприятиям на оплату государственной пошлины

Для получения субсидий подлежащее приватизации государственное унитарное предприятие представляет в Минимущества РСОА перечень объектов недвижимости, которые закреплены за ним на праве хозяйственного ведения, и копию обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление Росреестра по РСОА) о регистрации права хозяйственного ведения.

Минимущества РСОА представляет в Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания реестр финансирования расходов республиканского бюджета на выплату субсидий для перечисления соответствующих средств на свой лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания.

Минимущества РСОА представляет в Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания платежные поручения на перечисление средств со своего лицевого счета на расчетный счет приватизируемого предприятия.

Правила также устанавливают обязанность предприятий предоставить отчет об использовании субсидии в течение 10 дней с даты получения денежных средств. Функции контроля за целевым использованием субсидии возлагаются на Минимущества РСОА [4].

Данное постановление является примером властного воздействия, направленного на снижение денежного бремени с предприятий, готовящихся к приватизации. Однако,

невозможно не заметить, что документ не устанавливает одного важного момента -отсутствует механизм определения размера предоставляемых предприятиям субсидий.

Правительству РСОА следует внести изменения в постановление от 2 марта 2012 года № 52. Изменения должны содержать способы расчета величины предоставляемых государственным унитарным предприятиям денежных средств. В разработанной формуле должна проявляться зависимость итоговой суммы от количества объектов недвижимости унитарного предприятия, за которые взимается государственная пошлина. В целях рационального использования денежных средств и недопущения стремительного сокращения финансовых ресурсов региона указанная зависимость должна быть обратной (т.е. при большем объеме недвижимости следует выделять меньшую величину субсидии в расчете на один объект).

Остальные 20 субъектов Российской Федерации должны обратить внимание на опыт РСОА, проанализировать причины отсутствия покупательского спроса и, в случае присутствия проблемы уплаты унитарными предприятиями государственной пошлины, наладить аналогичные механизмы субсидирования с учетом замечаний.

Для решения проблемы низкого покупательского спроса при приватизации государственного имущества властям проблемных регионов необходимо также использовать наиболее распространенные бизнес-инструменты. Одним из таких инструментов является реклама.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение слову «реклама» - это информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них.

Рекламная деятельность уже активно используется в нескольких субъектах Российской Федерации, а именно в Калининградской и Ярославской областях.

Для активизации процесса приватизации, привлечения покупателей (инвесторов) уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области организована активная рекламная компания планируемых аукционов на телевидении, с использованием сети интернет, выпускаются рекламные буклеты.

В Ярославской области активная рекламная политика проявляется прежде всего в размещении объявлений на сайтах, теле и радиоэфирах, газетах. Также на фасады приватизируемых зданий вывешиваются рекламные баннеры с информацией о продаже объекта.

Проблемным регионам следует провести исследование: проанализировать степень использования рекламных инструментов органами власти, осуществляющих приватизацию государственного имущества, и известные маркетинговые приемы представителей бизнессреды (в первую очередь - риэлтерских компаний из-за однородности объектов продажи). Результаты проведенного исследования стоит использовать как основу для разработки плана действий по повышению привлекательности приватизируемого государственного имущества.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. consultant. ru/popular/gkrf1 /

2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176355/ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_176308/

3. Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 2.03.2012 № 52 «Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета в 2012-2014 годах государственным унитарным предприятиям для оплаты государственной пошлины за регистрацию права хозяйственного ведения на объекты недвижимости» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW430;n=9388

4. Яковлев П.Ю. Дача взятки: уголовно-правовая и криминалистическая характеристики // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - № 11. - С. 87-91.

5. Яковлев П.Ю. Правовое регулирование статуса компаний в Индии // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 17. - С. 68-73.

6. Яковлев П.Ю.Проблемы расследования дачи взятки // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 13. - С. 161-165.

7. Яковлев П.Ю. Особенности деятельности следователя на первоначальном этапе расследования дачи взятки // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 19. - С. 150-155.

8. Яковлев П.Ю. Региональные корни взяточничества в России: правовые аспекты // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 21. - С. 185-189.

9. Яковлев П.Ю. Деятельность следователя при расследовании дачи взятки // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 12. - С. 126130.

10. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Правовое обеспечение противодействия терроризму в Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2014. - № 4. - С. 400-409.

11. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Компании и их виды в Индии // Проблемы права. - 2013. - № 5. - С. 67-70.

12. Алексеев А.Ю., Яковлев А.Ю. Краткий очерк новейшей истории развития системы органов исполнительной власти в городе Москве //

13. Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20. - С. 70-76.

14. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Об антитеррористических структурах Индии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2010. - № 10. - С. 248-259.

15. Яковлев А.Ю. Количественное измерение времени как инструмент эффективного управления им // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 11. - С. 204-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.