Родионов М.О. ©
Студент, кафедра государственного и муниципального управления, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НИЗКОГО ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИМУЩЕСТВА
Аннотация
В представленной статье автор анализирует корни проблемы низкого покупательского спроса при приватизации государственного имущества в различных регионах Российской Федерации и предлагает варианты ее решения.
Ключевые слова: приватизация, государственное имущество, решение проблемы.
Keywords: privatization, state property, the solution.
По данным Минэкономразвития России проблеме низкого покупательского спроса при приватизации государственного имущества подвержены практически 1/4 из общего числа субъектов Российской Федерации.
Одним из таких проблемных регионов является Республика Северная Осетия-Алания. Осложнения при приватизации унитарных предприятий в указанном регионе характеризуются отсутствием средств у предприятий на оплату государственной пошлины за регистрацию права хозяйственного ведения на объекты недвижимости.
Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
Статья 294 ГК РФ гласит, что имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения государственным или муниципальным унитарным предприятиям [1]. Таким образом, для приватизации унитарного предприятия должна быть проведена процедура прекращения права хозяйственного ведения в отношении объектов недвижимости.
В соответствии с пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
За государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина на основании статьи 11 Закона № 122-ФЗ [2].
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается организациями в размере 15 000 рублей [3].
Из вышеперечисленного следует, что для приватизации унитарного предприятия путем преобразования его в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью необходимо произвести регистрацию прекращения права хозяйственного ведения на все недвижимое имущество. В зависимости от находящихся в хозяйственном ведении объектов недвижимости величина государственной пошлины может быть увеличена в разы и, как следствие, стать непосильным бременем для унитарных предприятий, готовящихся к приватизации.
© Родионов М.О., 2015 г.
С целью помочь предприятиям реализовывать предприватизационные процедуры Правительством Республики Северная Осетия-Алания (далее - РСОА) постановлением от 2 марта 2012 г. № 52 были утверждены Правила предоставления субсидий из
республиканского бюджета в 2012-2014 годах государственным унитарным предприятиям для оплаты государственной пошлины за регистрацию права хозяйственного ведения на объекты недвижимости (далее - Правила).
Согласно Правилам главным распорядителем средств республиканского бюджета, выделяемых для предоставления субсидий в соответствии с настоящими Правилами, является Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - Минимущества РСОА). Процесс деятельности Минимущества РСОА в рамках предоставления субсидий изображен на рисунке 4:
■Перечисление средст
( \ Министерство ' f Управление Л
Министерство государственного Федерального
Финансов РСОА •4 Шаг 2 имущества и земельных Шаг 3 ► казначейства по
Г II 1 отношений РСОА Г а РСОА
I
Шаг 1 Шаг 4 Контроль
I
ГУП
-Перечисление средств
Рис. 1 - Пошаговый процесс предоставления субсидий государственным унитарным предприятиям на оплату государственной пошлины
Для получения субсидий подлежащее приватизации государственное унитарное предприятие представляет в Минимущества РСОА перечень объектов недвижимости, которые закреплены за ним на праве хозяйственного ведения, и копию обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление Росреестра по РСОА) о регистрации права хозяйственного ведения.
Минимущества РСОА представляет в Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания реестр финансирования расходов республиканского бюджета на выплату субсидий для перечисления соответствующих средств на свой лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания.
Минимущества РСОА представляет в Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания платежные поручения на перечисление средств со своего лицевого счета на расчетный счет приватизируемого предприятия.
Правила также устанавливают обязанность предприятий предоставить отчет об использовании субсидии в течение 10 дней с даты получения денежных средств. Функции контроля за целевым использованием субсидии возлагаются на Минимущества РСОА [4].
Данное постановление является примером властного воздействия, направленного на снижение денежного бремени с предприятий, готовящихся к приватизации. Однако,
невозможно не заметить, что документ не устанавливает одного важного момента -отсутствует механизм определения размера предоставляемых предприятиям субсидий.
Правительству РСОА следует внести изменения в постановление от 2 марта 2012 года № 52. Изменения должны содержать способы расчета величины предоставляемых государственным унитарным предприятиям денежных средств. В разработанной формуле должна проявляться зависимость итоговой суммы от количества объектов недвижимости унитарного предприятия, за которые взимается государственная пошлина. В целях рационального использования денежных средств и недопущения стремительного сокращения финансовых ресурсов региона указанная зависимость должна быть обратной (т.е. при большем объеме недвижимости следует выделять меньшую величину субсидии в расчете на один объект).
Остальные 20 субъектов Российской Федерации должны обратить внимание на опыт РСОА, проанализировать причины отсутствия покупательского спроса и, в случае присутствия проблемы уплаты унитарными предприятиями государственной пошлины, наладить аналогичные механизмы субсидирования с учетом замечаний.
Для решения проблемы низкого покупательского спроса при приватизации государственного имущества властям проблемных регионов необходимо также использовать наиболее распространенные бизнес-инструменты. Одним из таких инструментов является реклама.
Большая советская энциклопедия дает следующее определение слову «реклама» - это информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них.
Рекламная деятельность уже активно используется в нескольких субъектах Российской Федерации, а именно в Калининградской и Ярославской областях.
Для активизации процесса приватизации, привлечения покупателей (инвесторов) уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области организована активная рекламная компания планируемых аукционов на телевидении, с использованием сети интернет, выпускаются рекламные буклеты.
В Ярославской области активная рекламная политика проявляется прежде всего в размещении объявлений на сайтах, теле и радиоэфирах, газетах. Также на фасады приватизируемых зданий вывешиваются рекламные баннеры с информацией о продаже объекта.
Проблемным регионам следует провести исследование: проанализировать степень использования рекламных инструментов органами власти, осуществляющих приватизацию государственного имущества, и известные маркетинговые приемы представителей бизнессреды (в первую очередь - риэлтерских компаний из-за однородности объектов продажи). Результаты проведенного исследования стоит использовать как основу для разработки плана действий по повышению привлекательности приватизируемого государственного имущества.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. consultant. ru/popular/gkrf1 /
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176355/ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_176308/
3. Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 2.03.2012 № 52 «Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета в 2012-2014 годах государственным унитарным предприятиям для оплаты государственной пошлины за регистрацию права хозяйственного ведения на объекты недвижимости» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW430;n=9388
4. Яковлев П.Ю. Дача взятки: уголовно-правовая и криминалистическая характеристики // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - № 11. - С. 87-91.
5. Яковлев П.Ю. Правовое регулирование статуса компаний в Индии // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 17. - С. 68-73.
6. Яковлев П.Ю.Проблемы расследования дачи взятки // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 13. - С. 161-165.
7. Яковлев П.Ю. Особенности деятельности следователя на первоначальном этапе расследования дачи взятки // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 19. - С. 150-155.
8. Яковлев П.Ю. Региональные корни взяточничества в России: правовые аспекты // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 21. - С. 185-189.
9. Яковлев П.Ю. Деятельность следователя при расследовании дачи взятки // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 12. - С. 126130.
10. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Правовое обеспечение противодействия терроризму в Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2014. - № 4. - С. 400-409.
11. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Компании и их виды в Индии // Проблемы права. - 2013. - № 5. - С. 67-70.
12. Алексеев А.Ю., Яковлев А.Ю. Краткий очерк новейшей истории развития системы органов исполнительной власти в городе Москве //
13. Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20. - С. 70-76.
14. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Об антитеррористических структурах Индии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2010. - № 10. - С. 248-259.
15. Яковлев А.Ю. Количественное измерение времени как инструмент эффективного управления им // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 11. - С. 204-207.