Научная статья на тему 'Единый реестр учета государственной собственности за рубежом'

Единый реестр учета государственной собственности за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2715
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PUBLIC ADMINISTRATION / STATE FOREIGN PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайдаржи С. И.

Анализируется система учета и ведения реестра федеральной собственности, находящейся за рубежом, нормативно-правовое регулирование ее использования в коммерческих целях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the accounting system and keeping the register of federal property situated abroad, the legal regulation of its use for commercial purposes

Текст научной работы на тему «Единый реестр учета государственной собственности за рубежом»

УДК 330

С.И. Гайдаржи, канд. экон. наук, зав. кафедрой финансового контроля, 8-499-943-94-37, fcontrol@fa.ru, (Россия, Москва, Высшая школа государственного управления Финансового университета при Правительстве РФ)

ЕДИНЫЙ РЕЕСТР УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗА РУБЕЖОМ

Анализируется система учета и ведения реестра федеральной собственности, находящейся за рубежом, нормативно-правовое регулирование ее использования в коммерческих целях.

Ключевые слова: государственное управление, государственная

зарубежная собственность.

Задачи создания системы учета и ведения реестра федеральной собственности, находящейся за рубежом, были определены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 05 января 1995 г. № 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» и от 03 июля 1998 г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества».

В соответствии с Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1998 г. № 696 под реестром федерального имущества понимается федеральная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных. Объектами учета реестра, расположенными как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, являются:

- земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

- участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности;

- федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятием или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями либо находящееся в федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс;

- находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

- иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.

Особо необходимо отметить, что учет федерального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов. Объекту учета реестра, прошедшему процедуру учета, должен присваиваться реестровый номер, а владельцу — направляться свидетельство о регистрации. Федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.

Ведение реестра должно осуществляться на магнитных носителях и включать в себя ведение государственных баз данных федерального имущества, формируемых по территориальному признаку, и автоматизированное объединение их в единый банк данных.

Как уже было сказано выше, в соответствии с п. 40 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации», предусмотрено, что МИД России организует учет недвижимого имущества, находящегося в его оперативном управлении, представляет необходимые сведения о нем в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для включения в реестр федерального имущества.

В целях реализации полномочий Управления делами Президента Российской Федерации по ведению государственной базы данных федерального имущества и выдаче свидетельств о внесении этого имущества в реестр федерального имущества совместным распоряжением Росимущества России и Управления делами Президента Российской Федерации от 16 августа 2001 г. № 2426-р/13 «О порядке организации учета федерального имущества, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами Президента Российской Федерации» были утверждены Порядок организации учета федерального имущества, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, а также форма бланка свидетельства о внесении в реестр федерального имущества, выдачу которого осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации.

Указанным распоряжением предусмотрено ежеквартальное представление Управлением делами Президента Российской Федерации государственной базы данных в департамент учета государственной собственности Росимущества (Минимущества России) по электронной почте для автоматизированного включения в единый банк данных реестра федерального имущества в соответствии с Картой учета федерального имущества, имеющейся у юридического лица (на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03 июля 1998 г. № 696 «06 организации

учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества ».

В соответствии сп. 15 Положения ведение государственной базы данных федерального имущества, расположенного за рубежом, производится Минимуществом России. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра должно осуществлять Росимущество.

Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 07 августа 2000 г. № 1444 полномочия по учету федерального имущества и ведению реестра закрепленного за ним имущества переданы Управлению делами Президента Российской Федерации. Управлением делами совместно с Минимуществом России Распоряжением от 16 августа 2001 г. № 2426-р/13 «О порядке организации учета федерального имущества, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами Президента Российской Федерации» был утвержден порядок организации учета федерального имущества, в том числе находящегося за рубежом. В Управлении имущественных и земельных отношений Управления делами Президента Российской Федерации введена в эксплуатацию автоматизированная система учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества — программа «Реестр федерального имущества».

Минимуществом России создан программный комплекс «СИОД» Минимущества (далее — ПК СИОД Минимущества России), включающий ряд классов задач, в том числе единый банк данных «Реестр федерального имущества», в котором по состоянию на 27 ноября 2003 г. было учтено имущество 62 251 юридического лица, включающее более 1,5 млн объектов недвижимости.

Росимущество осуществляет ведение информационной базы федерального имущества, в том числе расположенного за рубежом, которая не отвечает требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 03 июля 1998 г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества». Недостатки базы рассмотрены ниже.

1. Не соблюдается порядок учета федерального имущества:

- пообъектный учет федерального имущества, расположенного за рубежом, «позволяющий однозначно отличить» объект учета от других объектов, отсутствует;

- объектами учета реестра являются имущественные комплексы юридических лиц Российской Федерации (например, объекты, находящиеся на праве хозяйственного ведения у ФГУП «Госзагрансобственность» Управления делами Президента Российской Федерации, учтены под одним

реестровым номером, свидетельства о государственной регистрации не выданы);

- данные информационной базы не содержат полных сведений об объектах учета федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом, и не являются достоверными (например, объекты федеральной собственности, принадлежащие на праве оперативного управления МИДу России, внесены в количестве 1773 единиц, однако у МИДа России только за рубежом числится более 2000 объектов федерального недвижимого имущества. В результате МИДу России до настоящего времени не выданы свидетельства о регистрации, а всем объектам как имущественному комплексу присвоен временный реестровый номер);

- в нарушение указов Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 г. № 1771 «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями» и от 05 февраля 2002 г. № 146 «О Российском центре международного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации» вопрос о ведомственной принадлежности объектов недвижимости за рубежом, в которых размещаются российские центры науки и культуры Росзарубежцентра, до настоящего времени не решен, более 150 объектов в 43 странах мира не внесены в государственную информационную базу, реестровые номера не присвоены, свидетельства не выданы.

2. Не соблюдается порядок ведения государственных баз данных в части занесения в них объектов учета и данных о них, обновления данных об объектах учета и их исключения из базы при изменении формы собственности или других вещных прав на объект учета:

- сведения о стоимостной оценке федерального имущества, расположенного за рубежом, являются устаревшими и значительно занижены: по данным на 01 января 2006 г. на балансе МИДа России в 124 странах мира находится 2001 объект, балансовой стоимостью 2,5 млрд дол. США; на балансе ФГУП «Госзагрансобственность» Управления делами Президента Российской Федерации — в 75 странах мира 964 объекта балансовой стоимостью 125,0 млн дол. США. В нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 г. № 1611-р «О переоценке основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений» переоценка по состоянию на 01 января 2003 г. МИДом России не проведена. Управление делами Президента Российской Федерации также не проводило переоценку федеральной собственности, находящейся за рубежом. В результате допускаются случаи учета имущества в ценах 1921 г.;

- информационная база не содержит данных о фактически совершенных сделках с федеральной собственностью, находящейся за рубежом.

Так, в 2004-2005 гг. некоторые федеральные государственные унитарные предприятия, имевшие зарубежную собственность, приватизированы; акции отдельных акционерных обществ (АО «Эноцел», Финляндия) проданы, осуществлены сделки по продаже и обмену федерального имущества МИДом России и Управлением делами Президента Российской Федерации, но соответствующие сведения в информационную базу не внесены;

- не соблюдаются сроки представления документов об изменении данных об объектах учета и не ведется ежегодное обновление карт учета.

Программное обеспечение информационной базы не обладает возможностями суммарного подсчета количества объектов и их балансовой стоимости, отсутствует возможность определения сводных данных по министерствам, ведомствам и странам.

Следует отметить, что Росимуществом до сих пор не издан распорядительный документ, регламентирующий работу и ответственность специалистов министерства, осуществляющих ввод (корректировку) информации в базу данных «Учет собственности за рубежом». Внесение данных осуществляется, как правило, без экспертизы и проверки документов, подтверждающих права собственности, балансовую стоимость и другие необходимые параметры объектов учета. В этой связи показатели, внесенные в базу данных «Учет собственности за рубежом», носят субъективный характер.

До настоящего времени не учтены акции и доли участия в зарубежных кредитных организациях.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» организация деятельности представителей государства в органах управления иностранных юридических лиц, уставные (акционерные) капиталы которых сформированы с использованием государственных средств, а также имущества бывшего СССР и Российской Федерации, возложена на Росимущество. По данным Росимущества, по состоянию на 01 января 2006 г. Российская Федерация владеет долями участия в уставных капиталах 21 иностранной компании, акции которых составляют имущество казны Российской Федерации (номинальная стоимость более 200,0 млн дол. США). Практически все финансовые активы Российской Федерации в капиталах иностранных компаний убыточны, кроме СП «Вьетсовпетро» и СП «Висорутеке» (Социалистическая Республика Вьетнам); ОАО «РазТЭС» (Республика Армения); Российско-Монгольского совместного предприятия «Эрдэнэт».

До настоящего времени Росимущество не располагает отчетами о деятельности представителей государства в органах управления зарубежных компаний за 2004 г.; также не обеспечено выполнение Распоряжения Правительства РФ от 02 апреля 2002 г. № 454-р, которым было признано необходимым прекращение участия федеральных государственных уни-

тарных предприятий и государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций. Минимуществом России совместно с федеральными органами исполнительной власти, Минфином России не были изъяты в казну Российской Федерации находящиеся в оперативном управлении и на праве хозяйственного ведения акции, доли участия в уставных капиталах кредитных организаций (и это при установленном сроке не позднее 01 июля 2002 г.). В установленном порядке все акции и доли участия не были переоформлены на Минимущество России. Кроме того, до мая 2002 г. Минимущество России, Минфин России и Минэкономразвития России с участием федеральных органов исполнительной власти не предоставили Правительству РФ предложения о прекращении государственного участия в капиталах инвестиционных, финансовых и страховых компаний. В результате у более 10 федеральных унитарных предприятий не изъяты в казну Российской Федерации доли участия в капиталах иностранных кредитных организаций, в том числе 6,1 тыс. акций номинальной стоимостью 6,8 млн евро Коммерческого банка для Северной Европы — Евробанка (г. Париж) и 33,7 млн акций номинальной стоимостью 9,0 млн фунтов стерлингов Московского народного банка (г. Лондон).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 г. № 2116-р Центральным банком Российской Федерации в 2005 г. отчуждены в пользу ОАО «Внешторгбанк» доли участия и депозиты в кредитных организациях, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банк АГ (г. Вена), Ист-Вест Юнайтед банк (г. Люксембург), Коммерческий банк для Северной Европы — Евробанк (г. Париж), Московский народный банк (г. Лондон), Ост-Вест Хандельс-банк АГ (г. Франкфурт-на-Майне), а также балансовая задолженность Евробанка перед Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10 июля 2002 г. № 86-Ф3 «О Центральном банке Российской Федерации» имущество Центрального банка Российской Федерации является федеральной собственностью. Финансовые вложения в уставные капиталы вышеперечисленных иностранных кредитных организаций были осуществлены за счет средств государственного бюджета и ранее учитывались в информационной базе Минимущества России как финансовые активы за рубежом. В нарушение Федерального закона РФ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 05 января 1995 г. № 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» отчуждение федеральной собственности осуществлено по балансовой стоимости без учета рыночных котировок (цен) акций на день совершения сделки.

Использование государственной собственности за рубежом

в государственных интересах. Дипломатический иммунитет

Недвижимое имущество Российской Федерации, расположенное за рубежом, используется в государственных и коммерческих целях. В государственных интересах указанное имущество используется для осуществления служебных и представительских функций посольств и генконсульств Российской Федерации, а также функций торговых представительств Российской Федерации. Это 231 совзагранучреждение: 133 посольства, 92 консульских учреждения и 6 представительств при международных организациях.

Недвижимое федеральное имущество, находящееся за пределами Российской Федерации, также может использоваться в коммерческих целях, если данное имущество не наделено дипломатическим иммунитетом.

Оценка эффективности использования федеральной собственности за рубежом показывает наличие значительных резервов экономии бюджетных средств на ее содержание и резервов повышения доходности от коммерческого использования.

Нормативы размещения представительств Российской Федерации в иностранных государствах, федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. № 400, не соблюдаются. Указанные нормативы не выполняются в части учета реальной потребности в служебных и представительских помещениях при осуществлении нового строительства. Отдельные объекты федеральной собственности загранучреждениями МИД России не используются.

Как, например, произошло в случае перевода Посольства Российской Федерации в Германии из Бонна в г. Берлин. Ранее занимаемые Посольством Российской Федерации в Бонне 9-этажный жилой дом и представительская вилла с земельным участком пустуют с 1999 г. Здесь целесообразно рассмотреть вариант использования имущества в коммерческих целях. При этом необходимо учитывать особенности законодательного регулирования имущественных отношений того иностранного государства, в котором расположено имущество, так как при переводе собственности в разряд коммерческой начинает действовать законодательства иностранного государства.

Остановимся более подробно на вопросах действия так называемого «иммунитета».

Иммунитет является общепризнанной нормой международного права. Государственная собственность, находящаяся за пределами государства, наделена таким специфическим качеством государства как суверенитет. В свою очередь следствием общепризнанных принципов суверенитета и суверенного равенства государств является принцип иммунитета государ-

ства и его собственности. Его смысл заключается в неподчинении иностранного государства (а также его собственности) юрисдикции другого государства. Иммунитет собственности государства, находящейся за границей, сводится к тому, что это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны того государства, где указанное имущество находится. Собственность государства пользуется неприкосновенностью.

Иммунитет, которым пользуется собственность иностранного государства, делает недопустимым:

- предъявление исков непосредственно к такой собственности (исков в англо-американском праве);

- наложение ареста на собственность для обеспечения любого предъявляемого к иностранному государству иска, связанного или не связанного с такой собственностью;

- принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отношении такой собственности иностранного государства.

При решении вопросов дипломатического иммунитета очень часто ссылаются на Венскую конвенцию о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 г. в редакции 2000 г. В соответствии с ней недвижимое имущество, находящееся в распоряжении дипломатических представительств, консульских служб и торгпредств, а также полученное в использование по межправительственным соглашениям, не может использоваться в коммерческих целях. Снятие этого статуса приведет к потере ряда льгот, в том числе налоговых. В этом случае, безусловно, необходима фундаментальная аналитико-исследовательская работа по определению возможных международно-правовых, политических и экономических последствий подобных решений. Анализ и детальная проработка этих вопросов, как известно, до настоящего времени не проводились.

На практике снятие с российской собственности дипломатического иммунитета и использование ее в коммерческих целях может повлечь за собой большие неприятности. Так, непростая ситуация сложилась в Польше, где часть недвижимости торгового представительства в Варшаве была сдана в долгосрочную аренду коммерческой структуре, что вызвало негативную реакцию со стороны польского правительства и средств массовой информации. Аналогичное положение сложилось в Анголе и ряде других стран. В этом вопросе есть и другие сложности, которые определяются спецификой отдельных стран. В соответствии с законодательством Японии, например, после снятия дипломатического статуса с какого-либо здания производится обязательная его продажа.

В Германии существует другая практика. Там пересмотр условий межправительственных соглашений с Германией о безвозмездном предоставлении земельного участка и строительстве здания под российский центр науки и культуры (Росзарубежцентр) в случае использования его площадей в коммерческих целях привел бы к необходимости уплаты налога на зем-

лю. При этом вряд ли удастся избежать штрафных санкций, поскольку статус центра приравнивается к дипломатическому. Кроме того, известно, что в свое время немецкая сторона участвовала в долевом финансировании строительства российского центра науки и культуры. Пересмотр соглашений с Германией автоматически может повлечь за собой потерю части российской собственности.

Снятие дипломатического иммунитета с российского зарубежного имущества позволило бы также использовать его в качестве инструмента расчета по внешнему государственному долгу Российской Федерации. Механизм принятия решений о снятии иммунитета отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации и МИД России. До настоящего времени этот механизм не разработан.

В законах некоторых государств (Великобритания, Австралия, Пакистан) предусмотрено, что иностранное государство не пользуется иммунитетом от разбирательства относительно: а) любой доли этого государства в недвижимой собственности, находящейся на территории государства суда, ее владения или использования; б) любого обязательства этого государства, возникающего из его доли в такой собственности.

Согласно Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 г. иностранное государство не пользуется иммунитетом в судах другого государства-участника по спорам, касающимся права иностранного государства на недвижимую собственность, которая находится на территории государства суда.

Однако за исключением случаев, прямо предусмотренных в праве отдельных государств и в международных соглашениях, в отношении этой собственности должны делаться изъятия из общего распространения на собственность иностранных лиц действия закона страны места нахождения имущества. Эти положения должны полностью применяться к государственной собственности Российской Федерации в тех случаях, когда государство или его органы не дали согласия на применение соответствующих принудительных мер в отношении российского имущества.

В условиях широкого распространения в большинстве государств функционального (ограниченного) иммунитета существенное значение приобретает цель, назначение государственной собственности. Если имущество иностранного государства служит осуществлению функций пуб-лично-правового характера, оно продолжает пользоваться иммунитетом и в странах, перешедших на позиции теории функционального иммунитета, если же имущество предназначено для коммерческих целей — на такое имущество иммунитет не распространяется.

Если государство фактически обладает имуществом и заявляет, что имущество принадлежит ему, то в суде иностранного государства это обстоятельство не может подвергаться сомнению. Это положение известно как доктрина акта государства. Такое положение запрещает судам одного

государства обсуждать законность актов другого государства и выносить решение об их недействительности. В последние годы наметилась тенденция к умалению значения указанной доктрины и к ограничению сферы ее действия. Эта тенденция особенно ярко проявилась в США.

В отношении правила об иммунитете необходимо отметить, что государство может не ссылаться на иммунитет принадлежащей ему собственности, поскольку пользование иммунитетом является правом, а не обязанностью. Кроме того, каждое государство само определяет режим государственной собственности, в том числе и Россия. Часть имущества может быть передана в полное хозяйственное ведение либо оперативное управление государственным юридическим лицам, как, например, ФГУП «Госза-грансобственность». Недвижимое имущество за рубежом, закрепленное за Управлением делами Президента Российской Федерации на праве оперативного управления, было передано на праве хозяйственного ведения ФГУП «Госзагрансобственность».

Предприятие, за которым имущество закреплено собственником этого имущества на праве полного хозяйственного ведения, является юридическим лицом и осуществляет в отношении этого имущества права и обязанности собственника. Поэтому государство не принимает на себя ответственности по его обязательствам, оно не пользуется иммунитетами.

Имущество самого предприятия не пользуется иммунитетом в отношении предварительного обеспечения иска или принудительного исполнения решения только в том случае, если речь идет об обязательствах самого предприятия. Если же истец требует наложить арест на имущество предприятия по претензиям не к данному предприятию, а к каким-либо другим государственным юридическим лицам или к самому государству, то на такое имущество взыскание обращено быть не может.

Государственная собственность, находящаяся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственным имуществом юридических лиц, не пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она рассматривается как предмет взыскания по иску к такому юридическому лицу. Если же арест накладывается на это имущество как на собственность государства, в чем бы она ни заключалась и где бы она ни находилась, то подобная собственность уже не выделяется из общего фонда государственной собственности. Такой собственности как собственности государства присущ иммунитет.

Такое явление, как дипломатический иммунитет, имеет и оборотную сторону, сдерживающую возможности эффективного использования государственной зарубежной собственности. Наличие дипломатического иммунитета исключает коммерческое использование собственности. Если в использовании недвижимости заложены коммерческие принципы, то собственность автоматически лишается дипломатического иммунитета. Государственная собственность, лишенная дипломатического иммунитета (на-

пример, в случае объявления дефолта), легко может уйти в погашение внешнего государственного долга страны.

Коммерческое использование собственности.

Основные требования к договору аренды

Коммерческое использование объектов недвижимого имущества за рубежом, переданного ФГУП «Госзагрансобственность» на праве хозяйственного ведения, осуществляется на основании договора от 15 января 1997 г. № 11, заключенного между Управлением делами Президента Российской Федерации и ФГУП «Госзагрансобственность».

В соответствии с утвержденным уставом основными целями деятельности ФГУП «Госзагрансобственность» являются эффективное коммерческое использование, эксплуатация, надлежащее содержание и обеспечение сохранности федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в том числе расположенного за рубежом, поиск находящегося за рубежом имущества бывшей Российской империи и бывшего СССР, оформление и защита прав собственности Российской Федерации на указанное имущество.

Следует отметить, что ФГУП «Госзагрансобственность» является коммерческой организацией. Основная цель деятельности предприятия — получение прибыли от эксплуатации федерального недвижимого имущества, расположенного за рубежом.

Под возможностями коммерческого использования государственной зарубежной собственности, имеются в виду, в частности, такие направления, как сдача в аренду объектов недвижимости, использование объектов недвижимости в качестве залога и некоторые другие. Снятие дипломатического иммунитета с российского зарубежного имущества позволило бы также использовать его в качестве инструмента расчета по внешнему государственному долгу Российской Федерации.

Данные о доходах ФГУП «Госзагрансобственность» от использования федеральной собственности, расположенной за рубежом, бюджетном финансировании (субсидиях) приведены в табл. 1.

Таблица 1

Данные о доходах ФГПУ «Госзагрансобственностъ» от использования федеральной собственности, расположенной зарубежом, тыс. дол. США

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007

Внебюджетные средства 12 755,4 13 892,1 14 502,0 14 011,3 14 810,6

Средства федерального бюджета 5278,8 5638,0 5619,0 6674,8 7403,1

Итого 18 034,2 19 530,1 20 121,0 20 686,1 22 213,7

Из приведенных в табл. 1 данных следует, что доходы ФГУП «Госза-грансобственность» от использования федерального недвижимого имущества за рубежом за период с 2003 по 2007 гг. имеют тенденцию к росту и в целом возросли на 2055,2 тыс. дол. США. Однако и объем средств, выделенных из федерального бюджета на содержание собственности за рубежом, в этот период также увеличился на 2124,3 тыс. дол. США.

Следует отметить, что процентное соотношение бюджетного и внебюджетного финансирования (доходов от коммерческого использования объектов за рубежом) в странах различное в зависимости от страны нахождения и особенностей эксплуатации объектов недвижимости. Данные по странам представлены в табл. 2 (данные по Бразилии, Индии, Китаю, Финляндии и Японии 2004 г.).

Таблица 2

Данные орасходах на содержание недвижимого имущества и доходов от коммерческого использования объектов зарубежом,

тыс. дол. США

Страна Бюджетное и внебюджетное финансирование Доходы от использования объектов

всего ср-ва феде- ральн. бюджета % внебюд жетные ср-ва % всего от сдачи в аренду недвижимости от использования гостиницы превышение доходов над расходами

Венгрия 422,9 89,9 21,3 333,0 78,7 481,0 396,0 85,0 58,1

Чехия 767,4 65,4 8,5 702,0 91,5 1290,9 478,6 812,3 523,5

США 160,9 111,3 69,2 49,6 30,8 44,5 13,5 31,0 -116,4

ФРГ 747,8 178,6 23,9 569,2 76,1 589,2 559,7 29,5 -158,6

Чили 43,4 20,0 46,1 23,4 53,9 63,3 61,8 1,5 19,9

Перу 82,1 28,3 34,5 53,8 65,5 102,7 92,1 10,6 20,6

Индия 1217,6 651,1 53,5 566,5 46,5 1155,2 1126,4 28,8 -62,4

Китай 585,6 303,7 51,9 281,9 48,1 942,0 935,8 6,2 356,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бразилия 126,3 98,9 78,3 27,4 21,7 39,1 35,7 3,4 -87,2

Финлян- дия 460,0 225,4 49,0 234,6 51,0 538,8 538,8 88,7 78,8

Япония 881,1 484,0 54,9 397,1 45,1 840,1 819,7 20,4 -41,0

Из представленных в табл. 2 данных следует, что в Венгрии, Чехии, Чили, Перу, Китае, Финляндии расходы на содержание недвижимого имущества полностью покрывались за счет полученных доходов от его использования (внебюджетных источников). В Индии и Японии расходы не-

значительно превышали полученные доходы (до 10 %). И только расходы на содержание недвижимого имущества в США и Бразилии значительно превышали полученные доходы от его использования в коммерческих целях.

Так, в 2004-2005 гг. финансирование расходов на содержание федерального имущества в представительстве ФГУП «Госзагрансобствен-ность» в США осуществлялось преимущественно за счет средств федерального бюджета: в 2004 г. общий объем финансирования составил 103,7 тыс. дол. США, из них 70,7 тыс. дол. США (68,2 %) — средства федерального бюджета. В 2005 г. общий объем финансирования составил

160.9 тыс. дол. США, из них 111,3 тыс. дол. США (69,2 %) составляли средства федерального бюджета. Превышение расходов над доходами составило в 2004 г. 73,3 тыс. дол. США, в 2005 г. — 66,8 тыс. дол. США.

В ФРГ расходы на содержание недвижимого имущества (747,8 тыс. дол. США) превысили полученные доходы (589,2 тыс. дол. США) на

158.6 тыс. дол. США, в Индии расходы (1217,6 тыс. дол. США) превысили полученные доходы (1155,2 тыс. дол. США) на 62,4 тыс. дол. США, в Японии расходы (881,1 тыс. дол. США) превысили полученные доходы (840,1 тыс. дол. США) на 41,0 тыс. дол. США.

Напротив, расходы по содержанию недвижимого имущества в 2005 г. в Венгрии и Чехии осуществлялись ФГУП «Госзагрансобствен-ность» в основном за счет внебюджетных источников, и общий объем средств федерального бюджета в общей сумме финансирования составлял не более 20 %.

Так, общий объем финансирования в 2005 г. в Венгрии составил

422.9 тыс. дол. США, из них 333,0 тыс. дол. США (или 78,7 %) — средства внебюджетных источников, в Чехии общий объем финансирования — 767,4 тыс. дол. США, из них 702,0 тыс. дол. США (или 91,5 %) — средства внебюджетных источников.

Более того, в Чехии доходы превысили расходы на 523,5 тыс. дол. США (168,2 %), в Венгрии на 58,1 тыс. дол. США (113,7 %).

В Перу доходы (102,7 тыс. дол. США) превысили расходы (82,1 тыс. дол. США) на 20,6 тыс. дол. США.

В Индии, Китае, Бразилии, Финляндии, Японии и других странах основным источником доходов от использования федеральной собственности за рубежом являлись доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, которые составляли около 98 % всех поступлений.

В Индии поступления от предоставления в аренду недвижимого имущества составили 1126,4 тыс. дол. США, или 97,5 % от общей суммы доходов (1155,2 тыс. дол. США), в Китае — 935,8 тыс. дол. США, или 99,3 % (942,0 тыс. дол. США), в Японии — 819,7 тыс. дол. США, или

97.6 % (840,1 тыс. дол. США). Остальные доходы поступали от оказания гостиничных услуг.

Только в Чехии и США наибольший объем доходов составляют доходы от гостиничных услуг: в Чехии 812,3 тыс. дол. США, или 63,0 % от общего объема доходов (1290,9 дол. США), в США — 31,0 тыс. дол. CIIIA, или 70,0 % от общего объема доходов (44,5 тыс. дол. США).

Анализируя данные из табл. № 2, можно отметить следующее:

- отсутствие порядка и норматива расчета арендной платы объектов федеральной собственности за рубежом снижает вероятность взимания рыночной цены за пользование услугами гостиниц и свободных площадей;

- отсутствие сведений о количестве сданных в аренду объектов федеральной собственности, находящейся за рубежом, не позволяет дать анализ эффективности использования объектов и оценку доходности сделок.

Оценивая эффективность использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, необходимо отметить, что ФГУП «Госзагрансоб-ственность» не использует значительное количество объектов федеральной собственности за рубежом.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости серьезной аналитической работы и поисках путей получения доходов с объектов федеральной собственности за рубежом, переданного ФГУП «Госзагрансоб-ственность» на праве хозяйственного ведения.

Необходимо отметить, что деятельность ФГУП «Госзагрансобствен-ность» ограничена.

Во-первых, она ограничена нормами международного права. Право собственности на большинство объектов недвижимости перерегистрировано на Российскую Федерацию в лице посольств Российской Федерации и имеет дипломатический статус. Указанное недвижимое имущество согласно положению ст. 41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. не должно использоваться в целях, не совместимых с функциями дипломатических представительств.

Во-вторых, ФГУП «Госзагрансобственность» не зарегистрировано в стране пребывания в качестве представительства российского юридического лица, осуществляющего коммерческое использование недвижимого имущества, которое находится на его балансе.

В-третьих, правовой статус и характер деятельности представителей ФГУП «Госзагрансобственность» на территории иностранных государств не приведены в соответствие с нормами международного права и законодательства стран пребывания.

S.I. Gaydarzhi

Unified register of state property abroad

The article examines the accounting system and keeping the register of federal property situated abroad, the legal regulation of its use for commercial purposes.

Keywords: Public administration, State foreign property.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.