Научная статья на тему 'Разработка предложений по изменению системы льготирования пассажирских перевозок'

Разработка предложений по изменению системы льготирования пассажирских перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов А. А., Дрейбанд Д. В.

В данной статье приведен анализ существующей системы льготирования пассажирских перевозок. Авторами описаны основные недостатки существующей категориальной льготной системы, отражены проблемные места в российском законодательстве, касающиеся сферы льготирования пассажирских перевозок. В заключение авторы называют ряд мероприятий, направленных на реформирование системы льготирования пассажирских перевозок в целом и на водном транспорте в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROPOSALS FOR CHANGING THE REDUCED-CHARGE SYSTEM IN PASSENGER-TRANSPORTATION

This paper analyzes the existing passenger-transportation reduced-charge system. The major disadvantages of the existing category-based reduced-charge system are described along with the Russian legislation problems related to the passenger-transportation reduced-charge system. A number of measures aimed at reforming the passenger-transportation reduced-charge system as a whole and that used for the water transport, in particular, are presented in conclusion.

Текст научной работы на тему «Разработка предложений по изменению системы льготирования пассажирских перевозок»

стоимости поездок). По второму сценарию, т. е. с ориентацией тарифов на оплату на-. гением стоимости проезда в пределах 5 % среднего бюджета граждан, уровень та-гяфа возрастает в 2,36 раза. Поэтому формирование тарифов по этому принципу сле-1ует считать целесообразным только после 2010 г., т. е. с учетом решения комплекса ¿лач реформирования системы дотаций в сфере общественного пассажирского —знспорта России.

. пнсок литературы

[1 ] Редько J1.A. Совершенствование транспортного обслуживания и тарифов в условиях конку-тс-щии. Реферативный журнал ВИНИТИ. - М.: Транспорт. Наука, техника и управление, 2000.

;:] Тарифная политика на транспорте: Темат. сб. норм.-справ. материалов/Министерство —анспорта РФ. - М.: Трансконсалтинг, 1993.

[3] Единая транспортная система / Под ред. В.Г. Галабурды. - М.: Транспорт, 2000.

IMPROVEMENT OF THE SUBSIDY POLICY IN THE SPHERE OF PASSENGER TRANSPORT

V. Kostrov, O. Domnina, D. Dreyband

In this article we describe an economic strategy of the transport development at an administration regions level, point the way to the improvement of the tariff-subsidy policy in the sphere of passenger water transports. The authors consider the questions of subsidy to unprofitable passenger transports and enterprises; describe the method and plan of the definition of necessary subsidy sizes.

УДК 656.62.003: 656.624.2

^..4. Абрамов, д.э.«., профессор ИНГУ. J.B. Дрейбанд, аспирант ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИЗМЕНЕНИЮ СИСТЕМЫ ЛЬГОТИРОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

В данной статье приведен анализ существующей системы льготирования пассажирских перевозок. Авторами описаны основные недостатки существующей категориальной льготной системы, отражены проблемные места в российском законодательстве, касающиеся сферы льготирования пассажирских перевозок. В заключение авторы называют ряд мероприятий, направленных на реформирование системы льготирования пассажирских перевозок в целом и на водном транспорте в частности.

Важным элементом повышения результативности социальной защиты населения является реформирование системы социальных льгот, сложившейся в рамках социалистических распределительных отношений и не отвечающей современной социально-экономической ситуации. В этих условиях возникает объективная необходимость в выработке новых механизмов реализации системы государственных социальных льгот.

Одна из ключевых проблем реформирования социальной сферы заключается в настоящее время в наличии значительного объема социальных обязательств, вытекающих из действующего федерального законодательства, но не финансируемых за счет средств государственного бюджета.

В Российской Федерации система социальных пособий и льгот включает общенациональные, региональные и отраслевые компоненты. Источниками их финансирования являются федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды, в состав которых входят Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения.

Формирование социальных программ всегда связано с необходимостью решения проблемы определения оптимальных соотношений между размерами доходов, социальных трансфертов, бесплатных и льготных услуг для различных категорий населения.

В российском законодательстве отсутствует четкое определение льгот как юридической категории. Иногда льготы оказываются ближе к социальной гарантии, определенная часть льгот несет нагрузку привилегии.

Вместе с тем, и в настоящее время продолжают рассматриваться и приниматься новые законы, в которые без учета действующего законодательства, без учета ресурсных возможностей государства вносятся необоснованные предложения по расширению льготируемых категорий граждан или дублирующие уже имеющиеся льготы.

Подобные законы (и проекты) не учитывают реальных возможностей бюджетов различных уровней, не учитывают, что льготы по своей природе не соответствуют рыночному хозяйству.

На сегодняшний день социальная защита населения представляет собой достаточно сложную и порой запутанную систему, состоящую из различных пособий и социальных выплат, льгот и компенсаций различным категориям граждан, социальной помощи нуждающимся, дотаций предприятиям и организациям, производящим товары и услуги для населения. На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким категориям как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т. д.). Только 9 видами социальных пособий и компенсаций (включая ежемесячное пособие на ребенка) охвачено более 45,5 млн. чел.

По получателям льготы условно можно разделить на социальные и предоставляемые на основании профессиональной принадлежности. Причем соотношение их не равное, по экспертным оценкам, из всей численности получателей льгот социальные льготники составляют 94 % и только 6 % приходится на граждан, имеющих право на льготы в связи с их профессиональной деятельностью.

Значительная часть всей социальной поддержки приходится на льготы по проезду на внутригородском общественном и междугородном транспорте. Проблемы упорядочения перевозки пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда и компенсации выпадающих расходов от перевозки «льготников», являются одними из важнейших для предприятий пассажирского транспорта, так как недостаточная компенсация этих расходов резко ухудшает хозяйственно-финансовое и социально-экономическое положение транспортных предприятий.

Если в 1990 году только 19 категорий пассажиров имели право льготного проезда, то в настоящее время их насчитывается уже более 50. В структуре пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, 75 % приходится на получивших льготу по решению федеральных органов власти.

По данным Минтранса России, за период с 1990 по 1999 годы, удельный вес пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, возрос с 21 % до 62 %.

На пассажирском транспорте действуют четыре основных типа льгот, установ--енных российским законодательством:

1. Льготы по оплате проезда на дальних видах сообщения (междугородное меж-гюластное, междугородное внутриобластное), носящие постоянный характер.

2. Льготы по оплате проезда на дальних видах сообщения, носящие разовый характер.

3. Бесплатный проезд на ближних видах сообщений (городском, пригородном, честном, в сельской местности).

4. Льготы по приобретению билетов в первоочередном порядке.

Наличие многочисленных льготных категорий пассажиров приводит к росту задолженности муниципальных организаций перед транспортными предприятиями. В результате снижается общий объем перевозок, то есть обеспеченность соответствующими услугами всех категорий потребителей.

Основными недостатками существующей категориальной льготной системы являются:

• право на получение значительного количества всевозможных льгот установлено на основании неоднородной правовой базы. Нормативные правовые акты принимались бессистемно, и в большинстве случаев они не содержат ни механизмов реализации предоставляемых гражданам прав, ни указания источников их финансирования и не соответствуют складывающимся межбюджетным отношениям;

• отсутствуют единые критерии предоставления социальных льгот. Льготы предоставляются по принципу формальной принадлежности к той или иной социальной группе или даже профессии;

• источники финансирования расходов по предоставлению населению тех или иных видов льгот во многих нормативных правовых документах четко не определены. В результате остаются не урегулированными взаимоотношения между гражданами, получающими льготы, и предприятиями (организациями), предоставляющими те нли иные виды товаров или услуг, а также между этими хозяйствующими субъектами и бюджетами различных уровней;

• отсутствует единая статистическая база данных о количестве получателей социальных льгот и выплат.

При оценке роли государственных социальных программ в формировании потребления и доходов населения необходимо учитывать специфические условия конкретного региона и населенного пункта, поскольку реализация конкретных социальных программ (за исключением общефедеральных гарантий) является сферой деятельности муниципалитетов. Межрегиональные и внутрирегиональные различия в доходах и уровне потребления населения подчеркивают необходимость разработки адресных программ социальной помощи.

Следует также обратить внимание на то, что доступность всего набора социальных льгот и услуг в значительной степени определяется местом проживания - «ассортимент» последовательно снижается при переходе с уровня крупного промышленного центра на уровень небольшого города - областного центра и далее к муниципальному образованию более низкого уровня.

Таким образом, необходима законодательная проработка мероприятий и направления реформирования системы льготирования пассажирских перевозок вообще и на водном транспорте в частности.

Анализ предлагаемых программных мер реформирования системы льготирования позволяет назвать следующие основные решения:

1. Поэтапный переход на систему адресных дотаций из консолидированных бюджетов субъектов РФ. Для лиц, которым право проезда предоставляется в связи с их

профессиональной принадлежностью, предлагается приобретение единых проездных документов за счет средств соответствующих организаций из их смет расходов и в количествах, определяемых этими сметами. При рассмотрении «проблемы льготников» исходя из интересов государства и общества, должны быть выполнены соответствующие вариантные расчеты и обоснования, с учетом того, что сегодня многие «льготники» в силу различных причин (болезни, ограничения подвижности и др.) свои льготы реализуют редко или вообще почти не пользуются общественным транспортом, в то время как адресные дотации придется выдавать всем гражданам, попадающим под соответственные категории льготников, по указам и постановлениям, или пересматривать последние с целью сокращения льгот и ужесточения дотаций.

2. Внесение изменений и уточнений в федеральные законы и постановления, в том числе в отношении лиц, имеющих право на льготы. Для этого должны быть определены минимальные социально обусловленные стандарты транспортной подвижности различных групп населения в региональном разрезе, по видам сообщений и транспорта, и на их основании, с учетом тарифов, действующих в регионах и городах, следует установить нормативы денежных адресных дотаций. Далее должен быть разработан механизм поэтапной реализации этих дотаций, их источники, единая форма проездных документов для пассажиров льготных категорий (инвалиды и участники ВОВ и др.), для которых бесплатный проезд предполагается на ближайшие годы сохранить. Социальные льготы без проверки нуждаемости должны быть сохранены для категорий граждан, имеющих особые заслуги перед Отечеством, всем остальным льготным категориям граждан предоставление льгот должно осуществляться в зависимости от их среднедушевого дохода, насущности удовлетворения потребности. Эта работа должна быть выполнена на федеральном уровне и финансироваться федеральным бюджетом.

3. Требуется изменение системы и форм статистической отчетности, повышение достоверности данных, регулярное проведение выборочных обследований пассажиропотоков.

4. Введение формы ведомственной статистической отчетности «О-тчет о потере доходов от предоставления скидок на проезд в пригородном сообщении по обслуживанию пассажиров», основанную на выдаче льготного билета. При этом часть потерь подлежит первичному учету и должна иметь документальные основания при предъявлении к компенсации.

5. Введение именного листа талонов для определенного числа льготников на право бесплатного проезда. Талоны должны выпускаться в обращение Минфином РФ в объемах расходов, закладываемых на эти цели в федеральном бюджете и сметах расходов соответствующих ведомств, а далее распределяться среди льготных категорий граждан. Следовательно, талон становится единственным документом для всех категорий льготников на получение льготного билета в пригородном сообщении. Это должен быть федеральный компонент программы, но его форма и условия применения согласованы с округом субъектом федерации.

6. Приобретение организациями, сотрудники которых пользуются правом льготного проезда на городском и пригородном транспорте, проездных билетов за счет средств, предусмотренных на содержание данных организаций.

7. Упорядочение перевозок отдельных категорий граждан с применением пластиковых транспортных кредитных карточек, на которые ведомства и территориальные структуры могут заносить сумму безналичных денежных средств, выделенных на транспортное обслуживание льготных категорий граждан. При оформлении

—оездного документа сумма проездной платы будет автоматически сниматься с пла--яковой транспортной кредитной карточки и зачисляться на счет конкретного про-;^зиа проездного документа, т. е. предприятия-перевозчика. Эта работа может осуще-аляться областями (округами) самостоятельно и должна сопровождаться заключением договоров между администрацией области с предприятиями - организациями »одного транспорта. Таким образом, взаимоотношения сторон по льготным категорией граждан упростятся и будут аналогичны работе с обычными пассажирами.

DEVELOPMENT OF PROPOSALS FOR CHANGING THE REDUCED-CHARGE SYSTEM IN PASSENGER-TRANSPORTATION

A. Abramov, D. Dreyband

This paper analyzes the existing passenger-transportation reduced-charge system. The major disadvantages of the existing category-based reduced-charge system are described along with the Russian legislation problems related to the passenger-transportation reduced-charge system. A number of measures aimed at reforming the passenger-transportation re-duced-charge system as a whole and that used for the water transport, in particular, are presented in conclusion.

УДК 656.62.003: 656.624.2

ОЛ. Домни на, к. т. н., доцент. Л.В.Дрейбанд, аспирант, ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ДОТАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

В данной статье описывается экономическая стратегия развития транспорта на уровне администраций регионов, указаны направления совершенствования тарифно-дотационной политики в сфере пассажирских перевозок на водном транспорте. Авторами рассмотрены вопросы дотирования убыточных пассажирских перевозок и предприятий, описана методика и схема определения необходимых размеров дотирования. В статье также освещены вопросы формирования социально обоснованных тарифов в монопольном секторе перевозок и в условиях конкуренции.

Экономическая стратегия развития транспорта на уровне администраций регионов обеспечивается применением органами власти специальных методов экономического регулирования рынка транспортных услуг. Особое место среди них занимает регулярное дотирование убыточных, но социально-значимых перевозок и предприятий. Таковыми являются, как правило, предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками.

Установление величины тарифов и необходимых размеров дотаций на региональном уровне в настоящее время производится на основе затратного метода в следующей последовательности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.