Научная статья на тему 'Разработка положений конституционной реформы при динамическом развитии правовой системы государства'

Разработка положений конституционной реформы при динамическом развитии правовой системы государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституция / право / формирование развитие / структура / constitution / law / international development / structure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беглярова Ася Левоновна, Бешукова Фатима Казбековна, Ларина Ольга Васильевна, Удычак Фатима Нурбиевна, Чеботарева Ирина Юрьевна

Формирование актуальных положений конституционной реформы направлено во многом на обеспечение суверенитета государства и структурирование его основных положений, называемых законодательством. В этой связи определяется необходимое направление реформирования отрасли конституционного права. Каждое положение основного закона и подзаконных актов, которые обеспечивают его реализацию, позволяет говорить о формировании критериев соответствия национальным интересам. Вместе с тем, формирование национальной направленности в конституционном праве позволяет говорить о том, что государство должно обеспечить не только формирование собственной позиции в конституционно праве, но также и участие в международных программах и договорах. В статье определены возможности совершенствования отрасли конституционного права в условиях дальнейшей глобализации. Авторами предлагается концепция, согласно которой расширение действия отрасли конституционного права возможно только при условии их формирования на целостной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беглярова Ася Левоновна, Бешукова Фатима Казбековна, Ларина Ольга Васильевна, Удычак Фатима Нурбиевна, Чеботарева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of constitutional reform provisions in the dynamic development of the state legal system

The formation of relevant provisions of the constitutional reform is largely aimed at ensuring the sovereignty of the state and structuring its main provisions, called legislation. In this regard, the necessary direction of reforming the branch of constitutional law is determined. This allows us to talk about the formation of criteria for matching interests. At the same time, in accordance with the principles of national law and human rights, we must participate in international programs and treaties. The article identifies opportunities for improving the constitutional law industry in the context of globalization. The concept can be provided in accordance with the principle of the formation of the right to a whole basis.

Текст научной работы на тему «Разработка положений конституционной реформы при динамическом развитии правовой системы государства»

Разработка положений конституционной реформы при динамическом развитии правовой системы государства

Беглярова Ася Левоновна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры правовых дисциплин филиала Адыгейского государственного университета в Белореченске E-mail: sandal-77@mail.ru

Бешукова Фатима Казбековна,

старший преподаватель кафедры правовых дисциплин филиала Адыгейского государственного университета в Белореченске E-mail: 99932001@gmail.com

Ларина Ольга Васильевна,

старший преподаватель кафедры правовых дисциплин филиала Адыгейского государственного университета в Белореченске E-mail: scout_1990@mail.ru

Удычак Фатима Нурбиевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Адыгейского государственного университета, Майкоп, E-mail: 9882771@mail.ru

Чеботарева Ирина Юрьевна,

кандидат юридических наук. доцент кафедры правовых дисциплин филиала Адыгейского государственного университета в Белореченске E-mail: ch_i_a@yandex.ru

Формирование актуальных положений конституционной реформы направлено во многом на обеспечение суверенитета государства и структурирование его основных положений, называемых законодательством. В этой связи определяется необходимое направление реформирования отрасли конституционного права. Каждое положение основного закона и подзаконных актов, которые обеспечивают его реализацию, позволяет говорить о формировании критериев соответствия национальным интересам. Вместе с тем, формирование национальной направленности в конституционном праве позволяет говорить о том, что государство должно обеспечить не только формирование собственной позиции в конституционно праве, но также и участие в международных программах и договорах. В статье определены возможности совершенствования отрасли конституционного права в условиях дальнейшей глобализации. Авторами предлагается концепция, согласно которой расширение действия отрасли конституционного права возможно только при условии их формирования на целостной основе.

Ключевые слова: конституция, право, формирование развитие, структура.

Следует отметить, что теоретико-методологические особенности процессов глобализации на современном этапе находят свое проявление в практической конституционной доктрине и практических аспектах имплементации международно-правовых норм национальной правовой системы Российской Федерации в современных условиях ее прогрессивного развития.

Российское государство является общепризнанным участником изучаемых процессов, что на формально-юридическом уровне отражено в основополагающих источниках ее национального конституционного правопорядка, которые практически и юридически показали не только самостоятельность, суверенность и независимость нашего государства, но и ее готовность к международному общению на основе соблюдения международного права. Об этом еще раз было отмечено и в ряде статей действующей Конституции Российской Федерации [1].

Сейчас Российская Федерация заняла должное место среди государств земного шара. Каждая из них, несмотря на размер территории, количество населения, социально-экономический уклад, природные и климатические условия, проводит самостоятельную как внутреннюю, так и внешнюю политику, что является нормальным и естественным явлением, то есть можно утверждать, что участниками взаимодействия международного и конституционного правопорядка в современных условиях глобализации является все суверенные государства мира [2, с. 42].

Присутствие на политической карте мира Российской Федерации, ее географическое расположение, международно-политическая ситуация на земном шаре и другие факторы предопределяют ключевую роль нашего государства прежде всего в процессе совершенствования современной общеевропейской безопасности и в укреплении европейской межгосударственной интеграции в целом, что, безусловно, важно для обеспечения безопасности во всем мире. Вот почему уже Конституции Российской Федерации, были определены основные принципы, на которых наша страна строит свои международные отношения [6, с. 105]. В течение последних лет Российская Федерация активно развивает свою нормативную базу для решения вопроса соотношения и урегулирования взаимодействия международного и национального права с целью приведения национального законодательства в соответствие своих международных обязательств. Главными задачами внешней деятельности страны являются:

5 -о

сз

<

- утверждение и развитие Российской Федерации как независимого, демократического государства;

- сохранение территориальной целостности государства;

- формирование экономики на основе включения отраслей народного хозяйства в мировую систему экономических отношений;

- формирование системы защиты прав и исполнение обязанностей граждан страны, которые проживают постоянно за рубежом;

- защиту промышленных зон и действий, которые могут быть реализованы путем принятия отдельных нормативных актов. Важнейшим результатом целенаправленной,

последовательной работы законодательной и исполнительной ветвей власти во внешних сношениях за годы независимости стало широкое признание Российской Федерации как активного субъекта международной жизни, о чем свидетельствует, например, тот факт, что Российская Федерация является членом около 50 международных организаций.

Большое значение для роста авторитета Российской Федерации имеет также ее присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия, что в определенной степени способствовало углублению политического, экономического и иного международного сотрудничества, налаживанию конструктивных отношений и ведущими странами мира. А вступление Российской Федерации в ОБСЕ и Совета Европы, нормализация отношений с ближайшими соседями - странами ближнего зарубежья и осуществление других мероприятий способствовали росту роли Российской Федерации на международной арене.

От степени соответствия национального законодательства любой страны нормам (стандартам) международного права во многом зависит эффективность международного сотрудничества с другими странами, их группировками, организациями как коммерческого, так и некоммерческого толка [7, с. 105]. В этом случае формирование процедуры в системе вступления в международные организации например ВТО, приводит к тому, что сегодня много государств имеют желание стать его членами, зависит наряду с другими факторами от того, насколько та или иная страна может принять интеграционное законодательство этой международной организации, которое, в свою очередь, не только базируется на нормах международного права, но и одновременно является его составной частью.

В указанном контексте характерным примером интернационализации положений Конституции Российской Федерации являются, в частности, ее разделы, посвященные правам, свободам и обя-— занностям человека и гражданина в Российской 2 Федерации. Это позволяет сформировать критерии развития государства в целом. Из 137 статей ° Конституции почти треть содержится в нем. Со-ав держание их убеждает, что в целом в них учте-

ны требования и нормы международно-правовых стандартов по правам человека, отраженные в действующих для Российской Федерации международных документах универсального уровня, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о правах ребенка.

Благодаря им появились новые конституционные нормы о том, что все люди являются свободными и равными в своем достоинстве и правах, имеют неотъемлемое право на жизнь, уважение своего достоинства, свободу мировоззрения и некоторые другие права. Они корреспондируют с положениями достаточно известных и важных международно-правовых актов.

Так, Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав граждан, их равенство перед законом, что созвучно со статьей 7 Всеобщей декларации прав человека [3, с. 90].

Впервые в Конституции Российской Федерации закреплены естественные права человека: право на жизнь (содержится во Всеобщей декларации прав человека, ст. 2 Европейской конвенции по правам человека), личную неприкосновенность (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, ст. 5 Европейской конвенции по правам человека; ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах), невмешательство в личную жизнь (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 8 Европейской конвенции по правам человека), право на свободу передвижения и избрания места жительства (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека), уважение достоинства (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах). Конституция Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека являются неотчуждаемыми и нерушимыми. Это положение Конституции соответствует требованиям Устава Организации Объединенных Наций, принципам Хельсинкского Заключительного акта. Конституция Российской Федерации закрепила и другие положения международно-правовых актов [9, с. 130].

Вместе с тем следует отметить, что и этот раздел требует дальнейшего совершенствования. На это, например, указывает сравнительный анализ содержания действующего текста Конституции с положениями Венской декларации и Программы действий, принятой Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. Взять, например, положение относительно прав ребенка. В Конституции этому вопросу непосредственно посвящены нормы, обязывающие родителей содержать детей до их совершеннолетия, обеспечивается охрана детства, семьи, материнства и отцовства со стороны государства, определяет-

ся равенство детей в своих правах и тому подобное. Однако указанная Венская декларация и Программа действий в п. 21, посвященном правам детей, обращает также внимание на необходимость совершенствования национальных и международных механизмов и программ защиты и охраны детей, в частности девочек, детей, оставленных без надзора, беспризорных детей, детей, страдающих от болезней, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, детей, находящихся в местах лишения свободы, и тому подобное [8, с. 65].

Нуждаются в совершенствовании

конституционно-правовом уровне в соответствии с международно-правовыми стандартами и правовые основы защиты других категорий людей, в частности женщин, инвалидов и тому подобное.

На наш взгляд, один из вариантов выхода из этого положения заключается в принятии отдельного закона, в котором были бы систематизированы требования, нормы и стандарты действующих для Российской Федерации международно-правовых документов по вопросам обеспечения прав человека [4, с. 88].

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Парламентов, являются частью национального законодательства Российской Федерации. Если договора в отрасли конституционного права могут только сформировать определенное правовое положение, то следует также и заметить то, что отражение национального законодательство должно соответствовать международным нормам и соответственно определить структуру национального законодательства. Если рассмотреть возможность такой им-плементации законодательства, то стоит также рассматривать и такие аспекты как прекращение действия международных правовых документов при противодействии национальным интересам и их обеспечению [10, с. 197]. Это в значительной степени способствует сближению национального законодательства Российской Федерации с международной правовой системой. А если учесть, что к этой цели аналогичным путем направляют свои усилия и другие государства мира, то международное право следует рассматривать тем своеобразным «общим знаменателем», который объединяет все национальные правовые системы. Также стоит рассмотреть и возможность становления отрасли конституционного права как специфической деятельности. При определенных условиях стоит рассмотреть и такие аспекты как формализации заключенных международных соглашений для их имплементации в национальное законодательство. И таким образом международные договора могут выступать как самостоятельные источники конституционного права [5, с. 14].

Следует указать, что структурная составляющая развития конституционного права позволяет привести любую систему конституционного харак-

тера к нормам международного характера. При этом следует говорить о том, что это позволяет сформировать универсальную систему конституционного характера. Вполне понятно, что от того, сколько в конституции будет учтено норм и принципов международного права, столько же соответственно будет их закреплено в национальном законодательстве, которое должно развивать конституционные положения. Следует отметить, что такой подход был использован и во время разработки и принятия поправок к Конституции Российской Федерации 2020 года. Многие международно-правовые акты направлены на развитие не только демократических принципов регулирования права, о также и формирования, признание и защиту прав и свобод человека. Так, согласно Уставу Совета Европы, верховенство права является основой любой истинной демократии. Учитывая это, Конституция Российской Федерации закрепила принцип верховенства права.

Любая деятельность внешнеполитического характера позволяет сформировать соблюдение национальных интересов и поддержать путем содействия взаимному сотрудничеству между государствами и соответствующими членами международного сообщества. Это все должно быть четко соответствовать принципам общих признаков и норм права международного характера. В Конституции Российской Федерации также отражены международно-правовые нормы, посвященные демократическим институтам правового государства. Это нормы относительно свободных выборов, которые должны обеспечивать свободное волеизъявление избирателей, представительскую форму правления. В них закрепляется также обязанность всех органов государства соблюдать Конституцию и действовать согласно законам, а также определены гарантии независимости судебной власти. Также Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав граждан, их равенство перед законом. Но в то же время, несмотря на интенсивные процессы интернационализации конституционного права Российской Федерации, некоторые разделы Конституции Российской Федерации требуют дальнейшего совершенствования в соответствии с универсальными и региональными (европейскими) международно-правовыми стандартами.

Следовательно, для государств конца XX - начала XXI веков характерно прогресс в сфере интернационализации регулирования правовых отношений в том числе на конституционном уровне.

Таким образом, проанализировав общие особенности влияния глобализации на современное развитие конституционного права как базовой отрасли национальной правовой системы, можно р сделать следующие важнейшие выводы: Д

- в современных условиях межгосударственной Е интеграции интернационализация конституци- К онного права институционально может проис- ё ходить не только на универсальном (глобаль- у ном) уровне, но и в форме взаимодействия А

между государством и международной правительственной или международной неправительственной организацией регионального уровня, не охватывая более широких пределов;

- интернационализация конституционно-правовой материи может функционально происходить на универсальном, региональном и двустороннем уровнях межгосударственного взаимодействия;

- основными формами конституционализации международного права в современных условиях развития правовых систем является его гармонизация, трансформация и унификация, что непосредственно отражает существенный процессов глобализации на региональное развитие конституционного права.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 ^-ФКЗ, от 05.02.2014 N2-ФКЗ, от 21.07.2014 Ш1-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Кравченко В.О. Недопустимость злоупотребления правом как конституционный принцип права в контексте конституционализации // Современный юрист. 2017. № 2 (19). С. 37-43.

3. Кудряшов К.В. Соотношение основных подходов к пониманию прав человека в современном конституционном праве // Вестник Сев-КавГТИ. 2016. № 1 (24). С. 85-92.

4. Манаева Е.В. Соотношение и реализация понятий «права человека» и «права гражданина» в конституционных актах современных постсоветских государств // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № S5. С. 87-90.

5. Пресняков М.В. Виды источников конституционного права: типичные и нетипичные формы права // Российская юстиция. 2017. № 7. С. 1115.

6. Рузанов И.В. Право на участие в процессе принятия экономических решений в российском конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 4. С. 26-28.

7. Торомырзаев Т.Т. Соотношение международного и внутригосударственного права в области конституционных прав человека и гражданина // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2016. № 2. С. 103-106.

8. Хижняк В.С. Взаимодействие российского конституционного права и международного права: история и современность // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 2 (109). С. 62-66.

9. Чайка К.Л. Актуальные вопросы права интеграционного образования и конституционного права государств-членов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 1 (56). С. 129-132.

10. Чиркин В.Е. Права человека и некоторые индикаторы социальной справедливости в конституционном праве // Обеспечение прав и свобод человека в современном мире. Материалы конференции: в 4-х частях. 2017. С. 191-198.

development of constitutional reform provisions in the dynamic development of the state legal system

Beglyarova A.L., Beshukova F.K., Larina O.V., Udychak F.N., Chebotareva I. Yu.

Adygea State University

The formation of relevant provisions of the constitutional reform is largely aimed at ensuring the sovereignty of the state and structuring its main provisions, called legislation. In this regard, the necessary direction of reforming the branch of constitutional law is determined. This allows us to talk about the formation of criteria for matching interests. At the same time, in accordance with the principles of national law and human rights, we must participate in international programs and treaties. The article identifies opportunities for improving the constitutional law industry in the context of globalization. The concept can be provided in accordance with the principle of the formation of the right to a whole basis.

Keywords: constitution, law, international development, structure. References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 5, 2014 No. 2 -FKZ, 07.21.2014 N11-FKZ) // The official text of the Constitution of the Russian Federation as amended on 07.21.2014 is published on the Official Internet portal of legal information http://www.pra-vo.gov.ru, 08/01/2014, in "Meeting of the legislation of the Russian Federation", 04.08.2014, N31, Art. 4398.

2. Kravchenko V.O. Inadmissibility of abuse of law as a constitutional principle of law in the context of constitutionalization // Modern Lawyer. 2017. No. 2 (19). P. 37-43.

3. Kudryashov K.V. Correlation of basic approaches to understanding human rights in modern constitutional law // Vestnik SevKavGTI. 2016. No. 1 (24). P. 85-92.

4. Manaev E.V. Correlation and implementation of the concepts of "human rights" and "citizen rights" in the constitutional acts of modern post-Soviet states // Actual problems of the humanities and socio-economic sciences. 2017.Vol. 11. No. S5. P. 87-90.

5. Presnyakov M.V. Types of sources of constitutional law: typical and atypical forms of law // Russian Justice. 2017. No. 7. P. 1115.

6. Ruzanov I.V. The right to participate in the process of economic decision-making in Russian constitutional law // Constitutional and municipal law. 2016. No. 4. P. 26-28.

7. Toromyrzaev T.T. Correlation of international and domestic law in the field of constitutional human and civil rights // Science, new technologies and innovations of Kyrgyzstan. 2016. No. 2. P. 103-106.

8. Khizhnyak V.S. The interaction of Russian constitutional law and international law: history and modernity // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2016. No. 2 (109).P. 62-66.

9. Seagull K.L. Actual issues of the law of integration education and constitutional law of member states // Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2016. No. 1 (56). P. 129132.

10. Chirkin V.E. Human rights and some indicators of social justice in constitutional law // Ensuring human rights and freedoms in the modern world. Conference materials: in 4 parts. 2017. P. 191-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.