Научно-технические разработки
УДК 630*9
Ю.В. Подрезов д.с.-х.н., Т. А. Советских (ОАО «Росгипролес»)
РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО УСТРОЙСТВА ЛЕСОВ - ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье изложены основные направления планирования противопожарного устройства лесов в Российской Федерации
Ю.В. Подрезов
ні
ІЧ
Т.А. Советских
Российская Федерация занимает первое место в мире по площади земель лесного фонда. В абсолютных величинах площади земель лесного фонда основных «лесных» государств мира представлены на рис. I, из которого видно, что Россия имеет 1 179 ООО ООО гектаров лесных площадей. Вторая и третья по величине «лесные» страны — Канада и США - владеют, соответственно, 418 ООО ООО и 300 ООО ООО гектаров лесных площадей, что на порядок ниже, чем наша страна. Следующие по размерам лесных
□ І Іспанця Ш Греция
□ Поріугаліія □ Франция
Рис. 1. Площадь земель лесного фонда, тыс. га
площадей страны Испания и Португалия имеют еще меньше лесных площадей, соответственно, 26 ООО ООО и 19 ООО ООО гектаров.
Большой ущерб лесному хозяйству во всех странах мира наносят лесные пожары. Они являются мощным антропогенным фактором, чаще всего, увеличивающим площадь непродупирующих земель и снижающим потенциальную возможность их использования.
Мировая статистика лесных пожаров приведена на рис. 2.
Из нее видно, что при самой большой площади лесов, Россия — не самая неблагополучная страна по числу и площади лесных пожаров. Лидируют здесь со значительным отрывом от других стран — США. В России ежегодно возникает от 17 до 36 тысяч лесных пожаров. Огонь проходит в среднем около 2 млн. га лесных площадей - также достаточно большое в абсолютном выражении число, что свидетельствует о важности проблемы борьбы с лесными пожарами и вызываемыми ими чрезвычайными лесопожарными ситуациями.
Важное место в обеспечении лссопожарной безопасности занимает качественное планирование, организация и проведение лесопирологических мероприятий.
Основу планирования противопожарных мероприятий в лесном фонде составляют Генеральные планы противопожарного устройства лесов субъектов Российской Федерации. Каждый
площадь, гыс. га □число пожаров, нм.
Рис. 2. Среднегодовая международная статистика лесных пожаров
план представляет собой научно-обоснованную схему основных направлений развития охраны лесов от пожаров субъектов Российской Федерации. В генплане определяется эффективность работы противопожарных служб и системы охраны лесов в целом, разрабатывается система противопожарных мероприятий, направленных на снижение пожарной опасности лесов, повышение их пожароустойчивости, предупреждение (профилактика) лесных пожаров, обнаружение возникающих лесных пожаров в начале их развития и ликвидации загораний на минимально возможных площадях. По степени детализации материалов генпланы рассчитаны на удовлетворение запросов областных, краевых и т.п. структур управления лесным хозяйством и входящих в их состав предприятий при решении стратегических задач по охране лесов от пожаров. Большое количество генпланов разработано институтом «Росгипролес» — базовым предприятием лесной отрасли в этом направлении.
Кроме генпланов разрабатываются также проекты противопожарного устройства лесов. Они разрабатываются на те предприятия областных, краевых и т.п. структур управления лесным хозяйством, которые имеют высокий класс пожарной опасности лесов и высокую горимость. Проекты составляются по каждому лесничеству и в целом по предприятию, материалы проектов предназначены для использования работниками предприятий и лесничеств при решении тактических задач по охране лесов от пожаров и при организации их тушения. За последние 20 лет институтом «Росгипролес» разработано более
100 проектов по отдельным лесхозам почти во всех субъектах РФ.
Помимо этого институт «Росгипролес» выпускает различные нормативно-методические документы по противопожарному устройству лесов.
Проектирование противопожарных мероприятий базируется на оценке пространственного размещения лесов и степени опасности возникновения и распространения пожаров в лесу (природная пожарная опасность). Природная пожарная опасность участков леса оценивается по специальной шкале по пяти классам — от 1 до 5, по степени ее уменьшения. Алгоритм планирования противопожарных мероприятий выглядит следующим образом:
• по результатам оценки составляется карта-схема противопожарного устройства лесов;
• участки леса закрашиваются по степени пожарной опасности, отражаются пути транспорта, реки, озера и другие водные объекты, наносятся существующие и проектируемые противопожарные мероприятия. В лесном фонде имеются территории и объекты, требующие усиленной охраны. Критерием выделения таких объектов служит в первую очередь не степень природной | пожарной опасности, а их ценность, значимость | или особая опасность. Объекты и территории повышенного пожарного риска подразделяются на природные и техногенные. Природные — это
в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки. При организации почти всех национальных парков, отделом разрабатывался раздел противопожарного устройства лесов.
Научно-технические разработки
5
2
н
0
КО
а
о.
го
0Q
Q.
1)
S
О
<D
Т
5 £ х
<L>
н
1
о
е
г
6 X
Техногенные объекты и территории повышенного пожарного риска включают в себя:
• расположенные в лесах оборонные объекты;
• объекты ядерно-энергетического комплекса;
• территории с высоким уровнем загрязнения радионуклидами;
•трассы нефтепроводов, газопроводов, ЛЭП.
Эти объекты подвергаются пожарному риску в случае продвижения в их сторону лесного пожара, возникшего в лесу; они сами являются возможным объектом возникновения лесного пожара в случае аварии (разлива нефти, утечки газа, короткого замыкания и пр.).
Следовательно, такие объекты должны быть тщательно обустроены в противопожарном отношении и иметь на своей территории средства и инвентарь для тушения возможных пожаров согласно существующим нормативам и «Правилам пожарной безопасности в лесах Российской Федерации».
А так, как лесной пожар представляет собой стихийное неуправляемое распространение огня, которое легче предупредить, чем остановить, в проектных разработках особое внимание уделяется профилактике лесных пожаров.
Основой противопожарной профилактики должно быть повседневное и повсеместное воспитание населения в плане соблюдения правил пожарной безопасности в лесах.
Формы этой работы могут быть разнообразными — это и проведение противопожарной пропаганды; регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, выполнения правил пожарной безопасности в лесах, противопожарное обустройство лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов объектами малых архитектурных форм различного назначения (аншлаги, плакаты и панно, напоминающие о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу; различные места отдыха, оборудованные приспособлениями для тушения окурков и др.).
Большое значение в профилактике лесных пожаров имеют ограничительные мероприятия.
В состав мероприятий по предупреждению и ограничению распространения лесных пожаров входит регулирование состава пожароопасных древостоев, введение в лесные культуры хвойных пород примеси хозяйственно-ценных лиственных пород, своевременное проведение санитарных рубок, очистка мест рубок и ликвидация захламленности, создание системы противопожарных барьеров, как естественных (реки, безлесные пространства и др.), так и специально создаваемых. Последнее мероприятие имеет большое значение, т.к. не позволит огню распространяться на большие площади и предполагает разделение пожароопасных лесных массивов на изолированные блоки, представляющие собой
участки, отграниченные друг от друга противопожарными заслонами.
Противопожарный заслон в лесу предназначен для остановки верховых пожаров. Заслон представляет собой комбинированный (сложный) барьер, состоящий из противопожарного разрыва и полос леса по обеим сторонам его, очищенных от наземных горючих материалов и расчлененных сетью минерализованных полос. Ширина заслона составляет, как правило, от нескольких десятков до нескольких сотен метров. Потребность в противопожарных барьерах в виде заслонов вызвана тем, что узкие безлесные барьеры не останавливают верховые лесные пожары, устройство барьеров средней ширины (30-50 м) в общем также не решает проблемы, а создание большого количества широких безлесных барьеров не везде возможно и целесообразно.
Создание противопожарных заслонов преследует цель: сохранить от рубки значительные площади леса и сделать этот лес минимально пожароопасным.
Целесообразность пожарных заслонов доказана опытом русских и зарубежных лесоводов. Установлено, что без поддержки низового огня верховой огонь может продвигаться на расстояние не более 80—150 м. Эта характерная особенность верхового огня подтверждается многими практиками и исследователями.
Следовательно, в лесах нужно иметь такие участки (полосы) территории, на которых низовой пожар не найдет «пищи» для поддержания горения. При определении требуемой ширины заслона необходимо исходить из возможной дальности переноса горящих частиц перед фронтом пожара. Как показывают исследования, наиболее часто происходят загорания перед фронтом пожара на расстоянии 100—200 м и редко на расстоянии 300 м и более. Можно считать, что в большинстве случаев достаточна ширина заслона в пределах 300 м или несколько больше.
В соответствии с действующими правилами, пожароопасные массивы в лесах I и II группы, а также в освоенных лесах III группы, разделяются на блоки площадью от 2 до 12 тыс. га. Для этой цели необходимо использовать противопожарные заслоны, которые должны служить границами таких блоков.
За основу противопожарного заслона принимается естественный или искусственный разрыв, по которому в большинстве случаев должна проходить дорога. Вдоль разрыва, слева и справа от него, должны создаваться различной ширины полосы из лиственных пород, а если это невозможно по лесорастительным условиям, то и из хвойных пород путем тщательной очистки полосы от древесного хлама, хвойного подроста и пожароопасного подлеска с обрезкой на высоту 1,5—2 м нижних ветвей вдоль разрыва через каждые 20—30 м, предусматриваются минерализованные полосы.
Ширина противопожарных заслонов согласно действующим правилам 120—150 м — для заслонов из лиственных или с преобладанием лиственных пород 260—320 м — для заслонов из хвойных пород (в ширину заслона включена и ширина разрыва и дороги).
С целью сокращения обшей площади вырубки при обустройстве технологических коридоров нефтяных разработок, и, следовательно, минимизации ущерба для окружающей среды, целесообразно: трассы вышеуказанных коридоров совмещать с трассами противопожарных разрывов, при условии содержания их в рабочем состоянии и возможности проезда специальных противопожарных машин и другой техники. В таких случаях ширина разрыва может быть несколько больше.
Противопожарные минерализованные полосы на территории лесного фонда служат преградой для распространения низовых пожаров, а также могут быть использованы в качестве опорных линий для пуска отжига. Минерализованные полосы проектируются вдоль дорог, при устройстве противопожарных барьеров, в других пожароопасных участках.
Минерализованная полоса может задерживать продвижение низового огня только до накопления на ее поверхности нового слоя горючих материалов. Поэтому необходим систематический уход за минерализованными полосами, их подновление и восстановление.
Пожароустойчивые опушки предусмотрено устраивать вокруг населенных пунктов и крупных объектов высокого пожарного риска. Технология их создания следующая.
Вокруг посёлков, расположенных вблизи хвойных лесов, предусматривается создание противопожарных барьеров. На полосе хвойного леса шириной 250 м, прилегающей к посёлку, создаётся противопожарный разрыв шириной 50 м с проездом по его центру. В полосах леса шириной 100 м по обеим сторонам разрыва полностью убирается валежник, подрост хвойных пород и пожароопасный подлесок, а на хвойных деревьях обрубаются сучья на высоту до двух метров. В 100-метровых полосах в продольном направлении прокладываются минерализованные полосы шириной 1,4 м через каждые 25 м.
Для ограничения распространения торфяных пожаров предусматривается создание барьеров в виде специальных канав, заполняемых водой.
При проектировании противопожарного обустройства конкретного объекта возможна комбинация различного типа противопожарных
барьеров.
В противопожарное обустройство территории входит также проектирование строительства простейших дорог противопожарного назначения, ремонт дорог, строительство и ремонт мостов, строительство искусственных водоемов с запасом воды в пожароопасный сезон не менее 100 куб.м, а также устройство подъездов к существующим водным источникам (озерам, прудам, речкам, ручьям и т.п.) и водозаборных пирсов.
Важное место в предупреждении лесных пожаров и борьбе с ними занимает лесопожарный мониторинг. В целях обеспечения своевременного обнаружения лесных пожаров осуществляется проектирование строительства наземных наблюдательных пунктов в виде вышек, мачт и других сооружений различной конструкции, позволяющих вести наблюдения за появлением над пологом леса признаков возникающего пожара, патрулирования территории работниками лесхоза, в необходимых случаях с привлечением авиации, наем временных пожарных сторожей и пр.
В случае обнаружения лесных пожаров должны приниматься неотложные меры по их локализации и тушению. Ликвидацию обнаруженных лесных пожаров в районе авиационной охраны обеспечивают в основном силы и средства авиалесоохраны, в районе наземной охраны специализированные службы (пожарнохимические станции) лесхозов, другие формирования, которые согласно Лесному кодексу РФ и другим нормативным требованиям обязаны иметь необходимые средства и оборудование для тушения лесных пожаров в лесах, входящих и не входящих в лесной фонд. Пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
Для размещения служб тушения проектируются типовые здания и соответствующее оснащение.
Для всего комплекса запроектированных мероприятий рассчитывается стоимость и календарный план выполнения мероприятий.
Из приведенного материала видно, что разработка основных планирующих документов представляет собой сложную научно-инженерную проблему, требующую, с одной стороны, всестороннего анализа влияющих факторов, а с другой стороны, привлечения высококвалифицированных специалистов как для работ на территории, так и для разработки конечной документации.
Научно-технические разработки