Научная статья на тему 'Разработка оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации учащихся бакалавриата: опыт Московского педагогического государственного университета'

Разработка оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации учащихся бакалавриата: опыт Московского педагогического государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФГОС ВПО / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / СРЕДСТВА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ И УРОВНЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / FEDERAL STATE STANDARD OF HIGH PROFESSIONAL EDUCATION / PRESENT ACHIEVEMENT CONTROL / INTERIM ATTESTATION / EVALUATION MEANS OF KNOWLEDGE / SKILLS AND THE LEVEL OF OBTAINED COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Ольга Николаевна

Указаны основные объекты оценки качества подготовки учащихся бакалавриата (направление «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура»), раскрыты требования к подбору, структуре и содержанию оценочных средств текущей и промежуточной аттестации, приведены конкретные примеры заданий с критериями и шкалами оценки их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of evaluation means of present and interim attestations for bachelor students: practice of Moscow State Pedagogical University

The paper presents the main objects of quality assessment for the preparation of bachelor students (specialty “Pedagogical Education”, specialization “Physical Education”), requirements to the selection, structure and the content of evaluation means of present and interim attestations are defined, concise examples of tasks with the criteria and grading scales for their fulfillment are given.

Текст научной работы на тему «Разработка оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации учащихся бакалавриата: опыт Московского педагогического государственного университета»

УДК 378.4(470-25) + 378.22

РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ БАКАЛАВРИАТА: ОПЫТ МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

О.Н. Степанова

Указаны основные объекты оценки качества подготовки учащихся бакалавриата (направление «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура»), раскрыты требования к подбору, структуре и содержанию оценочных средств текущей и промежуточной аттестации, приведены конкретные примеры заданий с критериями и шкалами оценки их выполнения.

Ключевые слова: ФГОС ВПО, текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, средства оценки знаний, умений и уровня приобретенных компетенций.

Переход отечественной системы подготовки педагогических кадров на уровневое высшее образование и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) обусловил необходимость разработки новых средств для оценки качества подготовки обучающихся. Согласно требованиям ФГОС студенты обязаны овладеть совокупностью компетенций1, оценка уровня сформи-рованности которых должна проводиться в режиме текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации. Вузом должны быть созданы такие оценочные средства, которые обеспечивали бы с высокой степенью информативности и надежности оценку уровня приобретенных компетенций при условии максимального приближения содержания и методов контроля к будущей профессиональной деятельности учащихся.

Новый стандарт в пункте 8.4 раздела «Оценка качества освоения основных образовательных программ подготовки бакалавриата» прямо ставит следующую задачу: «Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом».

И здесь же: «Вузом должны быть созданы

условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации к условиям их будущей профессиональной деятельности».

В этой связи в Московском педагогическом государственном университете была создана рабочая группа под руководством автора данной статьи, которая занималась проблемой разработки оценочных средств, имеющих практическую направленность на решение задач будущей профессиональной деятельности выпускников.

Проанализировав отечественный и международный опыт оценки качества образования, рабочая группа пришла к выводу о том, что в наибольшей степени этому требованию удовлетворяет аттестация в формате ОСОКО2, которая обладает целым рядом преимуществ, в числе которых:

- единство требований ко всем испытуемым;

- объективность контроля;

- стандартизированность и возможность разработки единого банка оценочных средств для разных образовательных учреждений на основе требований ФГОС ВПО;

- высокая содержательная и критериальная валидность оценочных средств, позволяющая говорить о полноценной педагогической оценке уровня подготовленности обучающихся к будущей профессиональной деятельности;

- высокая прогностическая валидность, позволяющая предвидеть успехи учащихся в будущем;

- экономичность измерений.

1 Понятие компетенция определяется как совокупность знаний, умений и личностных качеств человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной должности или по конкретной специальности.

2 ОСОКО - Общероссийская система оценки качества образования. Примером оценочных средств в формате ОСОКО являются задания ЕГЭ и ГИА.

Рабочей группой были также созданы пилотные оценочные средства (задания) для текущей и промежуточной аттестации по основным профилям подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

В настоящей статье представлены основные виды заданий для профиля «Физическая культура», которые можно условно классифицировать как средства:

- текущего контроля знаний и (ментальных) умений: стандартизированные тесты, эссе, задачи/

расчетные (расчётно-графические) работы, проекты, кейсы;

- текущей оценки двигательных умений: двигательные задания (тесты, контрольные нормативы), предусматривающие демонстрацию как техники изучаемых двигательных действий, так и спортивного результата;

- промежуточной аттестации: портфолио,

балльно-рейтинговая система, а также комплексные оценочные средства в формате ОСОКО (задания, аналогичные ЭГЭ и ГИА).

1. СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ

Стандартизированные тесты - задания, содержащие вопрос и различные варианты ответов к нему. Каждое задание оценивается в определенное количество баллов. Результат тестирования зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Блок тестов может состоять из заданий двух типов:

- тесты на знание понятий, определений, терминов, формул, принципов, средств, методов и т. п.;

- тесты на знание того, как применяются формулы, принципы, средства, методы и т. п.

Основные виды (формы) тестовых заданий:

1. Задания с выбором ответов (закрытые задания) - задания, в которых учащиеся выбирают один ответ из предоставленного им списка:

а) задания с выбором одного правильного ответа;

б) задания с выбором одного неправильного ответа.

2. Задания на установление соответствия, выполнение которых связано с определением соответствия между элементами двух множеств.

3. Задания множественного выбора - тесты, в которых студенты выбирают одну группу правильных ответов из нескольких приведенных.

4. Задания на установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок элементов, действий или процессов, перечисленных в условии.

5. Задания с конструируемым ответом, требующие получения от обучающегося одного краткого ответа. Примеры оформления тестовых заданий:

Задание с выбором одного правильного ответа:

Максимальную частоту сердечных сокращений (ЧСС) для людей пожилого и старшего возраста во время занятий физическими упражнениями следует определять по формуле (подчеркните правильный ответ):

1) ЧСС = 220 - возраст (лет);

2) ЧСС = 190 - возраст (лет);

3) ЧСС = исходный пульс + возраст (лет);

4) ЧСС = 90 + возраст (лет).

Задание с выбором одного неправильного ответа:

Уровень функционального состояния организма спортсмена оценивают по (подчеркните то утверждение, которое является неверным)...

1) результатам теста PWC-170;

2) результатам пробы Штанге;

3) величине коэффициента двигательной активности;

4) соотношению величин фактической и должной жизненной емкости легких.

Задание на установление соответствия:

Установите стрелками соответствие между основными физическими качествами человека и их определениями:

1) Сила

2) Быстрота

3) Выносливость

4) Ловкость

A) Способность человека эффективно решать двигательные задачи, аде-

кватно перестраивать двигательную деятельность при изменяющихся ситуациях_______________________________________________________________

Б) Способность противостоять физическому утомлению в процессе двигательной деятельности (продолжать работу, несмотря на утомление)__________

B) Способность человека выполнять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени___________________________________

Г) Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений)______________________

Задание множественного выбора:

Сила человека определяется следующими факторами: 1 - физиологический поперечник и масса мышц; 2 - подвижность нервных процессов, то есть скорость перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно; 3 - сократительные свойства мышц; 4 - эластичность мышечно-связочного аппарата, окружающего суставы; 5 - сила и частота нервной импульсации; 6 - арсенал двигательных умений и навыков, двигательный опыт человека; 7 - качество межмышечной и внутримышечной координации; 8 - тотальные размеры и масса как всего тела, так и его отдельных сегментов; 9 - поза человека (расположение тела и его частей в пространстве) (подчеркните правильную комбинацию ответов).

1) 1, 2, 4, 6, 8, 9; 3) 1, 3, 5, 7, 8, 9;

2) 2, 4, 6, 7, 8, 9; 4) все вышеперечисленное.

Задание на установление правильной последовательности:

Укажите правильный порядок смены способов плавания при прохождении дистанций 200 и 400 м комплексного плавания:

а) кроль на спине;

б) кроль на груди;

в) брасс;

г) баттерфляй (дельфин).

Задание с конструируемым ответом:

Первые Олимпийские игры нового времени прошли в (впишите правильный ответ)___________году.

Элементами структуры стандартизированного теста выступают:

- порядковый номер;

- стандартная инструкция по выполнению, которая не меняется в рамках каждой формы теста и предваряет формулировку заданий (например, «обведите кружком номер правильного варианта ответа» или «впишите правильный ответ»);

- основная часть, содержащая постановку проблемы;

- перечень готовых ответов, сформулированных преподавателем;

- эталон правильного ответа (в целях унификации допускается только один вариант правильного ответа).

Основные требования к формулировке тестовых заданий:

1. Содержание задания должно отвечать требованиям основной образовательной программы и отражать содержание обучения.

2. Формулировки вопросов и ответов должны быть ясными и недвусмысленными.

3. Основная часть задания (вопрос или проблема) должна быть сформулирована предельно кратко.

4. Желательно, чтобы количество ответов к заданиям одного типа было равным.

5. Длина всех ответов к одному заданию должна быть приблизительно одинаковой.

6. Все варианты ответов к одному заданию должны быть в равной степени привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа.

7. Каждое задание должно предусматривать только один вариант (эталон) правильного ответа.

8. Текст задания не должен содержать подсказок или ассоциаций, способствующих выбору правильного ответа с помощью догадки.

9. Все задания должны быть относительно независимыми - исключающими цепочную логику выполнения, когда ответ из одного задания служит условием для другого задания теста.

10. Каждое задание должно содержать стандартную инструкцию по выполнению (например, «обведите кружком номер правильного варианта ответа» или «впишите правильный ответ»).

11. Задания с конструируемыми ответами должны предусматривать краткий (в виде словосочетания, слова, формулы, символа, числа и т. п.) ответ, место для которого должно быть обозначено прочерком, точками или подчеркиванием. После прочерка, если этого требует задание, следует указывать единицы измерения.

12. Каждое тестовое задание должно оцениваться по дихотомической шкале.

В педагогической практике хорошо зарекомендовала себя следующая шкала оценки тестовых заданий:

Количество правильных ответов, % Оценка

80-100 Отлично

65-79 Хорошо

50-64 Удовлетворительно

Менее 50 Неудовлетворительно

2. ЭССЕ

Эссе студента - письменная работа, предусматривающая ответ на вопрос или раскрытие темы, предложенной преподавателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагностическое средство в форме эссе должно включать в себя не только поставленный вопрос (заданную тему), но и требования к качеству выполнения задания и шкалу оценки его выполнения.

Примеры тем эссе:

Олимпийские игры древности: история возникновения, правила, ритуалы, виды спортивных состязаний.

Типология и классификация подвижных игр в педагогической практике. Урочные и внеурочные формы проведения подвижных игр.

Организация и правила проведения соревнований в прыжках в длину с разбега (инвентарь, оборудование, состав судейской бригады и ее работа, определение победителя).

Критерии классификации и типология лыжных ходов. Причины появления и первое официальное признание коньковых ходов.

Основы методики занятий аэробикой с лицами пожилого возраста (особенности организации и проведения занятий, средства, методы). Методы контроля за величиной нагрузки.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Её задачи, требования к организации и проведению (гигиенические, педагогические, организационные).

Современные системы занятий и комплексы физических упражнений, связанные с регулированием массы тела.

Общие требования к качеству эссе (критерии) и шкала оценки выполнения задания:

Критерий Оценка

Неудовлетво- рительно Удовлетво- рительно Хорошо Отлично

Корректность употребления терминов и понятий; точность определений 2 3 4 5

Полнота ответа (ответ содержит все необходимые положения и примеры, которые раскрыты и конкретизированы) 2 3 4 5

Диапазон используемого информационного пространства (использование различных источников информации; приведение различных точек зрения по предложенной проблеме) 2 3 4 5

Ясность и четкость изложения; логичность и грамотное построение ответа 2 3 4 5

Наличие и обоснованность интерпретации (иллюстрирования) текстовой информации с помощью рисунков, графиков, таблиц, структурно-логических схем 2 3 4 5

Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка, правил русской орфографии и пунктуации 2 3 4 5

Максимальный балл 30 баллов

3. КЕЙСОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Оценочное средство в форме кейса должно включать в себя следующие элементы:

- ситуацию (случай, проблему, событие) учебно-методического характера;

- контекст ситуации (хронологический, исторический, локальный, особенности действий или участников ситуации);

- вопросы или задания для работы с кейсом, предусматривающие поиск путей выхода из создавшейся ситуации, принятие решения и объяснение его;

- приложения (при необходимости);

- ключ с возможным правильным решением;

- критерии оценки.

Наиболее общими критериями оценки решения кейсового задания выступают:

1. Соответствие решения сформулированным вопросам (адекватность проблеме).

2. Глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

3. Применимость решения на практике.

4. Оригинальность подхода (новаторство, креативность).

5. Возможность долгосрочного применения.

Могут быть введены и другие критерии, в большей степени отвечающие конкретным задачам оценки сформированности компетенций. Количество критериев не должно быть слишком большим, критерии не должны пересекаться.

При оценке полученных решений кейса по каждому критерию выставляется отдельный балл.

Пример оформления кейсового задания:

При плавании брассом учащийся Вашей учебной группы допускает ошибку - выполняет асимметричные движения ногами.

Вопросы и задания:

1. Как квалифицировать данную ошибку:

- как грубую - приводящую к нарушению правил соревнований и искажающую основу техники двигательного действия;

- как значительную - негативно влияющую на эффективность движений пловца;

- как незначительную, связанную с неточным выполнением отдельных деталей техники?

2. Каковы причины появления данной ошибки?

3. Каковы последствия данной ошибки?

4. Какие упражнения следует выполнять для устранения данной ошибки?

Ключ:

Данная ошибка относится к категории грубых.

Основной причиной появления данной ошибки является неправильное освоение техники движения ног при начальном обучении.

Помимо снижения продуктивности отталкивания ногами и, как следствие, скорости плавания, выполнение асимметричных движений ногами приводит к дисквалификации пловца за нарушение правил соревнований.

Для устранения данной ошибки выполняют на суше и в воде с неподвижной опорой: имитационные упражнения с партнером, движения ногами с использованием материальных регуляторов и ограничителей движений; плавание при помощи движений ногами брассом с захватом (касанием) руками стоп в конце фазы подтягивания.

Критерии и шкала оценки выполнения задания:

Критерий Оценка

£ і І § 1 § & ¡1 Удовлетво- рительно Хорошо Отлично

Четкая квалификация ошибки (грубая/значительная/незначительная) 0 і 2 3

Обоснованность квалификации ошибки (наличие и качество аргументации в пользу сделанного вывода) 0 і 2 3

Правильное определение причин появления данной ошибки 0 і 2 3

Правильное определение последствий данной ошибки, полнота их описания 0 і 2 3

Правильность выбора упражнений для устранения данной ошибки 0 і 2 3

Достаточное количество приведенных упражнений 0 і 2 3

Полнота изложения упражнений (с описанием исходных положений, последовательности выполняемых движений) 0 і 2 3

Четкость формулировок, соблюдение гимнастической и плавательной терминологии 0 і 2 3

Творческий подход к выбору методических приемов и/или упражнений, оригинальность решения 0 і 2 3

Максимальный балл 27 баллов

4. ЗАДАЧИ (РАСЧЕТНЫЕ, РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ)

Оформление оценочных средств в форме задачи (расчетной или расчетно-графической работы) производится аналогично заданиям кейсового типа.

Пример:

В табл. 1 приведены нормативы и фактические результаты оценки уровня физической подготовленности женщины в возрасте 35 лет.

Задание: 1) определите величину индекса общего уровня физической кондиции (ОУФК) испытуемой;

2) на основании данных табл. 1 и рассчитанного индекса ОУФК (табл. 2), оцените уровень физического состояния испытуемой;

3) сформулируйте вывод, дайте практические рекомендации по оптимизации уровня общей физической кондиции испытуемой.

Таблица 1

Нормативы (по Ю.Н. Вавилову) и результаты тестирования

Тест Результат в тесте

Норматив (N0 Фактический результат (Рі)

1. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (О) (раз) 7 5

2. Прыжок в длину с места (П) (см) 125 132

3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (С) (раз) 6 12

4. Удержание тела в висе на перекладине (В) (с) 11 9

5. Наклон вперед из положения сидя (Н) (см) 5 7

6. Бег на 1000 метров (Б) (с) 327 336

Таблица 2

Шкала оценки общего уровня физической кондиции (ОУФК) по Ю.Н. Вавилову

Значение ОУФК Оценка

От 0,61 и выше Супер

От 0,21 до 0,60 Отлично

От 0,20 до -0,20 Хорошо

От -0,21 до -0,60 Удовлетворительно

От -0,61 до -1,0 Неудовлетворительно

От -1,0 и ниже Опасная зона

Ключ:

Расчет результатов в каждом из тестов (кроме бега) производится по формуле (1); в беге на 1000 м -по формуле (2):

(р,-ю

№ (1)

- Р, )

(2)

(^бега Рбега )

^бега

где Рі и Рбега - фактический результат в соответствующих тестах; N1 и ^ега - нормативы, соответствующие тестам (табл. 1).

Оценка общего уровня физической кондиции (ОУФК) производится по формуле (3):

(О + П + С + В + Н + Б)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОУФК = ^----------------------—, (3)

6

где О, П, С, В, Н, Б - результаты выполнения соответствующих контрольных упражнений из табл. 1; 6 - общее количество тестовых упражнений.

Критерии оценки:

Расчеты результатов в каждом из тестов по формулам (1) и (2) выполнены без математических ошибок 6 баллов

Допущены ошибки в расчетах результатов тестов -1 балл за каждую ошибку

Индекс общего уровня физической кондиции (ОУФК) вычислен правильно 6 баллов

Вывод об общем уровне физической кондиции (ОУФК) испытуемой сформулирован верно - в соответствии с расчётным значением ОУФК 6 баллов

Практические рекомендации по повышению общего уровня физической кондиции носят конкретный практико-ориентированный характер и полностью соответствуют результатам тестов и расчётов 6 баллов

При формулировке практических рекомендаций не полностью или не вполне корректно учтены результаты отдельных тестов и расчета ОУФД —3 балла

Практические рекомендации носят общий характер и не могут рассматриваться как основа для выработки программы совершенствования физического состояния испытуемой —3 балла

Максимальный балл 24 балла

5. ПРОЕКТЫ

Эти задания носят выраженный компетентностно ориентированный характер и предусматривают разработку проекта мероприятия в области физкультурно-спортивной или учебно-воспитательной деятельности.

Чаще всего объектом проектирования выступает разработка:

- комплекса упражнений заданной направленности;

- конспекта урока (фрагмента урока) по физической культуре или внеклассного физкультурноспортивного занятия с заданным содержанием;

- тематического четвертного плана по предмету «Физическая культура» (выбор класса и учебной четверти по желанию студента);

- плана родительского собрания или классного часа на заданную тему;

- плана или программы внеклассного или внешкольного мероприятия (туристского похода, школьного спортивного праздника, фестиваля спорта, торжественного мероприятия и т. п.);

- положения о внеклассном или внешкольном мероприятии (спортивных соревнованиях, конкурсе проектных или научно-исследовательских работ учащихся, олимпиаде по физической культуре и т. п.);

- программы мониторинга (оценки, диагностирования) достижений обучающихся (воспитанников) в определенной предметной области с учетом заданных условий и т. п.

Формулировка компетентностно ориентированного задания в форме проекта должна включать постановку проблемы, эталон выполнения (если требуется), критерии и шкалу оценки.

Пример:

Разработайте комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики и представьте его в форме конспекта.

Критерии и шкала оценки выполнения задания:

Критерий Оценка

Неудовлетво- рительно Удовлетво- рительно Хорошо Отлично

Разнообразие и достаточное количество приведенных упражнений 2 3 4 5

Соблюдение методической последовательности упражнений 2 3 4 5

Полнота изложения упражнений (с описанием исходных положений, последовательности выполняемых движений, счета) 2 3 4 5

Наличие схем и рисунков, иллюстрирующих словесное описание упражнений 2 3 4 5

Четкость формулировок, соблюдение гимнастической терминологии 2 3 4 5

Выделение наиболее важных деталей техники упражнений 2 3 4 5

Наличие указаний для предупреждения и устранения типичных ошибок 2 3 4 5

Полнота и всесторонность указания дозировки упражнений 2 3 4 5

Максимальный балл 40 баллов

6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

Для оценки двигательных умений применяют двигательные задания (тесты, контрольные нормативы), предусматривающие, как правило, демонстрацию техники изучаемых двигательных действий и демонстрацию спортивного результата.

Формулировка двигательного задания должна включать: описание задания (теста, норматива), эталон выполнения, критерии и шкалу оценки.

Пример 1:

Контрольные нормативы по дисциплине «Теория и методика плавания»:

1. Прошивание избранным способом дистанции 100 м на время (юноши - 1 мин 40 с и быстрее, девушки - 1 мин 55 с и быстрее).

2. Проплывание избранным способом дистанции 400 м без остановки (безучета времени).

3. Демонстрация техники плавания1 способом кроль на спине на дистанции 50 м (безучета времени).

4. Демонстрация техники плавания способом кроль на груди на дистанции 50 м (без учета времени).

5. Демонстрация техники плавания способом брасс на дистанции 50 м (безучета времени).

1 Норматив считается выполненным при условии получения учащимся положительной оценки («отлично», «хорошо» или «удовлетворительно»).

Оценка техники плавания:

Оценка Условия получения

Отлично Выставляется за выполнение движений, соответствующих правилам соревнований и требованиям модельных характеристик

Хорошо Выставляется за незначительные ошибки (неточное выполнение отдельных деталей техники, ведущее к снижению эффективности движений в воде)

Удовлетворительно Ставится при наличии значительных ошибок, влияющих на эффективность действий пловца в воде, в конкретном способе плавания

Неудовлетворительно Выставляется за грубые ошибки, искажающие основу техники двигательного действия, или в случае, если учащийся не может перемещаться в воде, используя движения, характерные для оцениваемого способа плавания

Критерии и шкала оценки техники плавания способом кроль на спине:

Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

Выполнение движений, соответствующих правилам соревнований и требованиям модельных характеристик Отсутствие эффективных гребковых движений руками (гребок с «провалом» локтя и/или кисти, «глажение воды»). Укороченные гребки руками (отсутствие акцентированного отталкивания). Вход руки в воду в стороне от линии плеча (15-30 см). Излишняя напряженность руки в фазе проноса над водой. При работе ног стопы выходят из воды. Отсутствие захлестывающего характера движений ногами Излишне высокое положение головы (уши видны над поверхностью воды). Чрезмерное вращение тела вокруг продольной оси (крены корпуса). Задержка рук у бедра в конце гребка. Вход руки в воду в стороне от линии плеча (свыше 30 см). Вход руки в воду, согнутой в локтевом суставе. При работе ног колени показываются над водой. Чрезмерно глубокая работа ног (отсутствие вспенивания воды стопами). Работа ног с отсутствием подошвенного сгибания стопы (стопы взяты «на себя») «Сидячее» положение тела в воде (угол между корпусом и бедрами близок к 90°). Голова не касается поверхности воды. Руки «встречаются» у бедер (одна рука начинает гребок в момент окончания гребка другой руки). Сгибание рук в фазе проноса над водой. «Педалирующая» работа ног (как при езде на велосипеде)

Критерии и шкала оценки техники плавания способом кроль на груди:

Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

Выполнение движений, соответствующих правилам соревнований и требованиям модельных характеристик Чрезмерно низкое («зарывание») или, наоборот, излишне высокое положение головы. Преждевременный поворот головы для вдоха. Укороченная фаза отталкивания рукой (неполное выпрямление руки в локтевом суставе в конце гребка). Отсутствие ускорения при выполнении гребко-вых движений руками. Низкое положение локтя в фазе проноса руки над водой. Отсутствие ритмичности и непрерывности в работе ног Подъем головы вперед-вверх для вдоха. Чрезмерные повороты туловища вокруг продольной оси (крен). Смещение таза в горизонтальной плоскости. Выполнение проноса прямой рукой у поверхности воды. Укороченное начало гребка (вход руки в воду рядом с головой). Вход руки в воду в стороне от линии одноименного плеча или напротив противоположного плеча. Размах между стопами не достигает 20 см или превышает 50 см. Низкая частота работы ног -стопы не вспенивают воду Отсутствие выдоха в воду. Угол атаки превышает 15°. Отсутствие попеременной работы рук в вертикальной плоскости. Чрезмерное сгибание ног в коленных суставах, приводящее к выходу 50 % голени из воды

Критерии и шкала оценки техники плавания способом брасс:

Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

Выполнение движений, соответствующих правилам соревнований и требованиям модельных характеристик Отсутствие фазы скольжения. Торможение рук в фазе выведения рук вперед. Укороченный гребок руками (кисти не доходят до уровня плечевых суставов). Раздельное согласование в движениях рук и ног Неполный выдох в воду (частичный выдох над поверхностью воды). Чрезмерный подъем плечевых суставов над поверхностью воды с одновременным опусканием таза и бедер. Выполнение толчкового движения ногами в стороны. Во время подтягивания и отталкивания стопы «прорывают» поверхность воды. Гребок руками через стороны ладонями вниз. При выполнении гребковых движений руками кисти заходят за линию плечевых суставов. Кисти «прорывают» поверхность воды Отсутствие выдоха в воду. Отсутствие симметрии в движениях ногами. Отсутствие разворота стоп в стороны при отталкивании ногами

Пример 2:

Контрольные нормативы по дисциплине «Теория и методика легкой атлетики»:

Виды легкой атлетики Контрольные нормативы и их оценка

Мужчины Женщины

Отлично Хорошо Удовлетво- рительно Отлично Хорошо Удовлетво- рительно

Спортивная ходьба 1000 м (мин, с) 6.00 6.15 6.30 7.00 7.15 7.30

Бег 30 м (с) 4,3 4,5 4,7 5,0 5,4 5,8

Бег 100 м (с) 13,2 13,5 13,8 15,2 15,6 16,0

Бег 800 м (мин, с) - - - 3.00 3.10 3.20

Бег 1000 м (мин, с) 3.00 3.10 3.20 - - -

Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» (см) 140 135 130 115 110 105

Толкание ядра: а) с места (м, см) б) со скачка (м, см) 7.50 8.50 7.30 8.00 7.00 7.50 6.50 7.50 6.30 7.00 6.00 6.50

7. ПОРТФОЛИО

Портфолио (портфолио достижений) - целевая подборка работ студента, раскрывающая его успехи и достижения в учебной дисциплине.

Портфолио является средством промежуточной аттестации и включает в себя все результаты работы студента в течение определенного времени (семестра, учебного года, всего курса обучения):

- домашние задания, включая рефераты, доклады;

- контрольные работы (тестирование, эссе, задачи, расчётные и проектные работы и др.);

- результаты сдачи контрольных нормативов;

- результаты тестирования физической подготовленности;

- дополнительные свидетельства достижений студента: грамоты, дипломы спортивных соревнований, олимпиад, конкурсов, творческие работы по дисциплине, дополнительные характеристики с мест прохождения спортивной подготовки, оттиски публикаций в СМИ о достижениях студента и т. п.

Возможная шкала оценки портфолио:

Высокий уровень (отлично) - портфолио характеризуется всесторонностью (в нем представлены все категории выполненных заданий, включая дополнительные свидетельства достижений студента), свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента, творческом отношении к физкультурно-спортивной деятельности.

Средний уровень (хорошо) - портфолио демонстрирует солидные знания, умения, владения основными средствами и методами физкультурно-спортивной деятельности, но в нем не выражены элемент творчества и оригинальность (содержит все категории выполненных заданий за исключением дополнительных свидетельств достижений студента)

Низкий уровень (удовлетворительно) - элемент творчества отсутствует, не продемонстрированы (продемонстрированы не в полном объеме) прикладные умения.

Слабый уровень (неудовлетворительно) - неинформационный портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях студента (представлены задания не всех категорий, задания выполнены не полностью, невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности знаний, умений, владения способами физкультурно-спортивной деятельности).

8. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Балльно-рейтинговая система - это система контроля и оценки уровня освоения дисциплины с учетом учебного рейтинга студента.

Учебный рейтинг - это сумма баллов, выставляемых студенту с учетом следующих показателей:

- посещение аудиторных занятий;

- результаты текущего контроля: тестирование физической подготовленности, итоги сдачи контрольных нормативов, контрольные работы (тесты, эссе, задачи, расчётные и проектные работы и др.), домашние задания, рефераты, доклады и др.;

- активность работы по дисциплине (демонстрация хорошего уровня знаний, умений, двигательных и профессиональных качеств);

- результаты промежуточного контроля (экзамен, зачет).

Пример:

Требования к зачету (экзамену) по дисциплине «Теория и методика плавания»:

№ п/п Виды деятельности Кол-во баллов (максимум)

1 Посещение аудиторных занятий 15

2 Демонстрация техники плавания способом кроль на спине (50 м) 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Демонстрация техники плавания способом кроль на груди (50 м) 10

4 Демонстрация техники плавания способом брасс (50 м) 10

5 Составление комплекса упражнений на суше и в воде, применяемых при освоении техники плавания способом кроль на спине 5

6 Составление комплекса упражнений на суше и в воде, применяемых при освоении техники плавания способом кроль на груди 5

7 Составление комплекса упражнений на суше и в воде, применяемых при освоении техники плавания способом брасс 5

8 Проведение фрагмента основной части урока плавания, посвященного изучению и совершенствованию техники одного из спортивных способов плавания 10

9 Контрольная работа (тестирование уровня знаний студентов по дисциплине) 15

10 Сдача экзамена по дисциплине (по инициативе студента, если его не устраивает заработанная оценка) 15

Баллы 80 и более 65-79 50-64 Менее 50

Оценка Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

Зачет Незачет

9. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМАТЕ ОСОКО Пример оформления:

Экзаменационный билет по дисциплине «Теория и методика плавания»

Задание № 1

1. По скорости движения среди всех спортивных способов плавания брасс на груди ...

1) занимает I место; 2) занимает II место; 3) занимает III место;

4) является самым медленным спортивным способом плавания.

2. На дистанциях комплексного плавания 200 и 400м способ плавания брасс применяется на ...

1) I этапе; 2) II этапе; 3) III этапе; 4) IV (последнем) этапе.

3. Подготовительное движение ногами в брассе называется ...

1) подтягиванием; 3) сгибанием ног;

2) замахом; 4) разведением ног.

4. Рабочее движение ногами в брассе носит название ...

1) удар; 2) гребок; 3) сведение ног; 4) отталкивание.

5. В конце подготовительного периода в брассе стопы ...

1) сомкнуты;

2) развернуты носками в стороны;

3) оттянуты и развернуты внутрь.

6. В конце подготовительного периода в брассе колени разведены ...

1) максимально; 2) на ширину ладони; 3) примерно на ширину таза.

7. В брассе на груди вдох выполняется ...

1) в каждом цикле движений; 2) через цикл движений; 3) произвольно.

8. В способе брасс вдох совпадает по времени ...

1) с подготовительным движением ногами; 2) с рабочим движением ногами;

3) с паузой в движениях ног - скольжением.

9. В брассе на груди выдох выполняется ...

1) через нос; 2) через рот; 3) в равной степени носом и ртом.

10. Главным движителем в брассе на груди являются ...

1) ноги; 2) руки; 3) в равной степени руки и ноги.

Каждое правильно выполненное тестовое задание оценивается 3 баллами. Максимальный балл за выполнение комплекса тестов - 30 баллов.

Задание № 2

Разработайте комплекс упражнений на суше и в воде (с неподвижной опорой, с подвижной опорой и без опоры), применяемых при освоении техники плавания способом кроль на груди.

Комплекс упражнений составляется по следующей форме:

Комплекс упражнений, применяемых при освоении техники плавания способом ...

Упражнения Организационно-методические указания

Упражнения для изучения техники движений ногами в согласовании с дыханием

На суше:

1.

2.

В воде с неподвижной опорой:

1.

В воде с подвижной опорой:

1.

В воде без опоры:

1.

Упражнения для изучения техники движений руками и общего согласования движений

На суше:

1.

В воде с неподвижной опорой:

1.

В воде с подвижной опорой:

1.

В воде без опоры:

1.

Записи должны быть краткими; допустимы сокращения слов, но лишь принятые в русском языке и гимнастической терминологии; записи упражнений должны соответствовать специальной терминологии, принятой в плавании.

Содержание графы «Организационно-методические указания»:

- указания для предупреждения и устранения типичных ошибок;

- наиболее важные детали техники упражнений;

- ощущения, возникающие при правильном выполнении упражнения;

- способы организации деятельности занимающихся;

- рисунки, схемы, чертежи.

Критерии и шкала оценки выполнения задания № 2:

Критерий Оценка

- -о | о І $ § § р Удовлетво- рительно Хорошо Отлично

Разнообразие и достаточное количество приведенных упражнений 0 1 2 3

Соблюдение методической последовательности упражнений 0 1 2 3

Полнота изложения упражнений (с описанием исходных положений, последовательности выполняемых движений, счета) 0 1 2 3

Наличие схем и рисунков, иллюстрирующих словесное описание упражнений 0 1 2 3

Четкость формулировок, соблюдение гимнастической терминологии 0 1 2 3

Выделение наиболее важных деталей техники упражнений 0 1 2 3

Наличие указаний для предупреждения и устранения типичных ошибок 0 1 2 3

Описание приемов использования спортивного инвентаря 0 1 2 3

Наличие описания способов организации занимающихся (фронтально, поочередно, по сигналу или самостоятельно и т. п.) 0 1 2 3

Полнота и всесторонность указания дозировки упражнений 0 1 2 3

Максимальный балл 30 баллов

Баллы, полученные за каждое задание, суммируются и переводятся в четырехбалльную шкалу: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»:

Количество набранных баллов Оценка

50-60 Отлично

39-49 Хорошо

30-38 Удовлетворительно

Менее 30 Неудовлетворительно

Приведем основные методические рекомендации по проведению экзамена по учебной дисциплине в формате ОСОКО:

1. Длительность экзамена не должна превышать трех астрономических или четырех академических часов.

2. Для письменной формы ответа предлагаются специальные бланки для заполнения и бланки для заданий со свободным ответом.

3. Каждый вариант оценочного средства (набора заданий) снабжается стандартной инструкцией, которая составляется разработчиками.

4. Каждый студент должен получить на экзамене пакет с вариантом оценочного средства, бланками для ответа и черновиками. На бланках студент должен записать свою фамилию, имя отчество и номер варианта.

5. В одной аудитории не должно находиться более 25 студентов. За каждым столом размещается только 1 студент.

6. Перед началом работы проводится предварительный инструктаж по заполнению бланков. Время, отведенное на инструктаж, не входит во время, выделенное на выполнение заданий.

7. Во время проведения экзамена студентам запрещаются разговоры, пересаживания, обмен любыми материалами.

8. Пользование справочной, методической литературой, техническими и аудиовизуальными средствами разрешается только в том случае, если это предусмотрено заданием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Тип и характер заданий доводятся до сведения студентов заранее, не позднее, чем за полгода до проведения экзамена.

В порядке заключения хотелось бы отметить, что приведенный перечень видов оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации отнюдь не является исчерпывающим. Пополнению этого списка во многом будет способствовать изучение опыта и практических наработок отечественных и зарубежных вузов в области оценки качества образования. Кроме того, в переводе в формат ОСОКО нуждаются задания учебной и педагогической практики (проведение комплекса упражнений, урока (фрагмента урока) по

физической культуре с заданным содержанием, педагогический анализ проведенных комплексов упражнений и фрагментов урока и т. п.).

В настоящее время в Московском педагогическом государственном университете ведется работа по созданию банка оценочных средств как для текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплинам учебного плана, так и для итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата. Результаты проделанной работы будут представлены в последующих публикациях.

Степанова Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, исполняющая обязанности заведующего кафедрой спортивных дисциплин и методики их преподавания, Московский государственный педагогический университет (Москва), tmfcs@mail.ru.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” _________________________________________________________________2013, vol. 13, no. 3, pp. 20-32

THE DEVELOPMENT OF EVALUATION MEANS OF PRESENT AND INTERIM ATTESTATIONS FOR BACHELOR STUDENTS: PRACTICE OF MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

O.N. Stepanova, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, tmfcs@mail.ru

The paper presents the main objects of quality assessment for the preparation of bachelor students (specialty “Pedagogical Education”, specialization “Physical Education”), requirements to the selection, structure and the content of evaluation means of present and interim attestations are defined, concise examples of tasks with the criteria and grading scales for their fulfillment are given.

Keywords: Federal State Standard of High Professional Education, present achievement control, interim attestation, evaluation means of knowledge, skills and the level of obtained competence.

Поступила в редакцию 11 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.