УДК 378.146: 378.637 ББК 74.580.2
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВО: опыт МПГУ
О.Н. Степанова
Аннотация. Переход отечественной системы подготовки педагогических кадров на уровневое высшее образование и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО) обусловил необходимость разработки новых средств для оценки качества подготовки будущих бакалавров.
Результаты анализа отечественного и международного опыта оценки качества образования, а также содержания ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»указывают на то, что эти средства должны носить компетентностный, дея-тельностный, практико-ориентированный характер и удовлетворять требованиям технологичности и стандартизации.
В данной статье представлены пилотные оценочные средства для текущей и промежуточной аттестации учащихся бакалавриата (направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура»): 1) задания для оценки знаниевого компонента результатов обучения (стандартизированные тесты, эссе); 2) задания, направленные на оценку готовности обучающихся решать задачи будущей профессиональной деятельности (доклады и сообщения, задачи и расчетные (расчетно-графические) работы, кейсы, проекты в области учебно-методической деятельности, задания учебной или педагогической практики); 3) двигательные задания (тесты).
Предлагаемые оценочные средства соответствуют требованиям ОСОКО (Общероссийской системы оценки качества образования). Все типы заданий снабжены краткой характеристикой, требованиями к структуре, содержанию и оформлению, критериями и шкалами оценки выполнения.
В своих последующих публикациях мы планируем представить результаты работы по созданию банка оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
173
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, средства оценки результатов обучения и уровня сформированности компетенций.
ESTIMATION OF QUALITY OF PEDAGOGICAL STAFF IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF FEDERAL GOVERNMENT STANDARTS FOR HIGHER EDUCATION: experience of Moscow State Pedagogical University
H O.N. Stepanova
Abstract. The transition of the national system of teacher's training at the level of higher education and the Federal state educational standards (FSES) have caused the need for the development of new tools for assessing the quality of preparation of future bachelors.
The results of the analysis of national and international experience in assessing the quality of education, as well as the content of the FSES in the area of training 44.03.01 «Pedagogical education»indicates that these funds should have competence, pragmatic, practice-oriented nature and to meet the requirements of technology and standardization.
This article presents a pilot assessment tool for current and intermediate certification undergraduate students (training area 44.03.01 «Pedagogical education» profile «Physical culture»): 1) tasks to assess knowledge component results of training (standardized tests, essays); 2) tasks related to the assessment of readiness of students to solve problems of the future professional activity (reports and messages, tasks and estimated (projected graphic) work, case studies, projects in the area of training activities, job training or teaching practice); 3) motive tasks (tests).
Suggested assessment tools meet the requirements of ARSAQE (All-Russian System of an Assessment of Quality of Education). All task types are supplied with a brief description, requirements, structure, content, and design criteria and rating scale implementation.
174 In his subsequent publications, we plan to present the results of the work
on creation of the Bank of assessment tools for total outcome (state final) examination of the students.
Keywords: Federal state educational standards of higher education, current control of progress, intermediate certification, evaluation tools of learning outcomes and competences.
Переход отечественной системы подготовки педагогических кадров на уровневое высшее образование и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО, а с 2014 г. - на ФГОС ВО) обусловил необходимость разработки новых средств для оценки качества подготовки обучающихся.
Согласно требованиям ФГОС ВО [1] к оценке качества освоения программ бакалавриата (раздел VIII):
• видами контроля за качеством являются текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся и итоговая (государственная итоговая) аттестация (п. 8.3);
• объектами оценки выступают
уровень сформированности компетенций1 и достижение запланированных в образовательной программе результатов обучения2 (п. 8.4);
• инструментами оценки должны служить оценочные средства, максимально приближенные (как по содержанию, так и по методам контроля) к задачам будущей профессиональной деятельности обучающихся (п. 8.4).
Все перечисленное говорит о том, что средства оценки качества освоения программ бакалавриата должны носить компетентностный, деятель-ностный и практико-ориентирован-ный характер. Кроме того, имеющееся в Стандарте указание на необходимость привлечения к экспертизе оценочных средств специалистов по их сертификации3 (п. 8.4) прямо указывает на то, что данные средства должны удовлетворять требованиям технологичности и стандартизации.
Проанализировав отечественный и международный опыт оценки качества образования, можно сделать вывод о том, что в наибольшей степени данным требованиям соответствует аттестация в формате ОСОКО4, которая обладает рядом преимуществ, в числе которых:
• единство требований ко всем испытуемым;
• объективность контроля;
• стандартизированность и возможность разработки единого банка
оценочных средств для разных образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС;
• высокая содержательная и критериальная валидность оценочных средств, позволяющая говорить о полноценной педагогической оценке уровня готовности обучающихся к решению задач будущей профессиональной деятельности;
• экономичность измерений.
Рабочей группой из числа ведущих преподавателей Московского педагогического государственного университета под руководством автора данной статьи были созданы пилотные оценочные средства (задания в формах, аналогичных форматам ОСОКО) для текущей и промежуточной аттестации по основным профилям подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование». В настоящей статье представлены основные виды заданий для профиля «Физическая культура», а именно:
1) стандартизированные тесты;
2) эссе;
3) задания, направленные на оценку готовности обучающихся решать задачи будущей профессиональной деятельности:
• доклады и сообщения;
• задачи, расчетные (расчетно-графические) работы;
• кейсовые задания;
175
1 Компетенция - способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной [2].
2 Результат обучения - это формулирование того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать (делать) обучающийся после завершения процесса обучения [3].
3 Сертификация - процедура, удостоверяющая соответствие продукта определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям [4].
4 ОСОКО - Общероссийская система оценки качества образования. Примером оценочных средств в формате ОСОКО являются задания ЕГЭ и ГИА.
176
• проекты в области учебно-методической деятельности;
• задания учебной/педагогической практики;
4) двигательные задания (тесты, контрольные нормативы) на оценку способности обучающихся к демонстрации как техники изучаемых двигательных действий, так и запланированного в образовательной программе спортивного результата.
Стандартизированные тесты
Стандартизированные тесты — задания, содержащие вопрос и различные варианты ответов к нему.
Каждое задание оценивается в определенное количество баллов. Результат тестирования зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
Блок тестов может состоять из заданий двух типов:
• тесты на знание понятий, определений, терминов, формул, принципов, средств, методов и т.п.;
• тесты на знание того, как применяются формулы, принципы, средства, методы и т.п.
Основные виды (формы) тестовых заданий:
1. Задания с выбором ответов (закрытые задания) — задания, в которых обучающиеся выбирают один ответ из предоставленного им списка:
а) задания с выбором одного правильного ответа;
б) задания с выбором одного неправильного ответа.
2. Задания на установление соответствия, выполнение которых связано с определением соответствия между элементами двух множеств.
3. Задания множественного выбора — тесты, в которых студенты вы-
бирают одну группу правильных ответов из нескольких приведенных.
4. Задания на установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок элементов, действий или процессов, перечисленных в условии.
5. Задания с конструируемым ответом, требующие получения от обучающегося одного краткого ответа.
Примеры оформления тестовых заданий:
Задание с выбором одного правильного ответа:
Максимальную частоту сердечных сокращений (ЧСС) для людей пожилого и старшего возраста во время занятий физическимиупраж-нениями следует определять по формуле (подчеркните правильный ответ):
1) ЧСС = 220 - возраст (лет);
2) ЧСС = 190 - возраст (лет);
3) ЧСС = исходный пульс + возраст (лет);
4) ЧСС = 90 + возраст (лет).
Задание с выбором одного неправильного ответа:
Уровень функционального состояния организма спортсмена оценивают по (подчеркните то утверждение, которое является неверным)...
1) результатам теста PWC-170;
2) результатам пробы Штанге;
3) величине коэффициента двигательной активности;
4) соотношению величин фактической и должной жизненной емкости легких.
Задание на установление соответствия:
Установите стрелками соответствие между основными физическими качествами человека и их определениями:
1) Сила А) Способность человека эффективно решать двигательные задачи, адекватно перестраивать двигательную деятельность при изменяющихся ситуациях
2) Быстрота Б) Способность противостоять физическому утомлению в процессе двигательной деятельности (продолжать работу, несмотря на утомление)
3) Выносливость В) Способность человека выполнять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени
4) Ловкость Г) Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий
Задание множественного выбора:
Сила человека определяется следующими факторами, в их числе: 1 - физиологический поперечник и масса мышц; 2 - подвижность нервных процессов, то есть скорость перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно; 3 - сократительные свойства мышц; 4 - эластичность мышечно-связочного аппарата, окружающего суставы; 5 - сила и частота нервной импульсации; 6 - арсенал двигательных умений и навыков, двигательный опыт человека; 7 - качество межмышечной и внутримышечной координации; 8 - тотальные размеры и масса как всего тела, так и его отдельных сегментов; 9 - поза человека (расположение тела и его частей в пространстве) (подчеркните правильную комбинацию ответов):
1) 1, 2, 4, 6, 8, 9;
3) 1, 3, 5, 7, 8, 9;
2) 2, 4, 6, 7, 8, 9;
4) все вышеперечисленное
Задание на установление правильной последовательности:
Укажите правильный порядок смены способов плавания при про-
хождении дистанций 200 и 400 м комплексного плавания:
A) кроль на спине;
B) брасс;
Б) кроль на груди;
Г) баттерфляй (дельфин).
Задание с конструируемым ответом:
Первые Олимпийские игры нового времени прошли в (впишите правильный ответ)_году.
Элементами структуры стандартизированного теста выступают:
• порядковый номер;
• стандартная инструкция по выполнению, которая не меняется в рамках каждой формы теста и предваряет формулировку заданий (например, «обведите кружком номер правильного варианта ответа» или «впишите правильный ответ»);
• основная часть, содержащая постановку проблемы;
• перечень готовых ответов, сформулированных преподавателем;
• эталон правильного ответа (в целях унификации допускается только один вариант правильного ответа).
Основные требования к формулировке тестовых заданий:
111
178
1. Формулировки вопросов и ответов должны быть краткими, ясными и недвусмысленными.
2. Желательно, чтобы количество ответов к заданиям одного типа было равным.
3. Длина всех ответов к одному заданию должна быть приблизительно одинаковой.
4. Все варианты ответов к одному заданию должны быть в равной степени привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа.
5. Каждое тестовое задание должно предусматривать только один вариант (эталон) правильного ответа.
6. Текст задания не должен содержать подсказок или ассоциаций, способствующих выбору правильного ответа с помощью догадки.
7. Все задания должны быть относительно независимыми — исключающими цепочную логику выполнения, когда ответ из одного задания служит условием для другого задания теста.
8. Задания с конструируемыми ответами должны предусматривать краткий (в виде словосочетания, слова, формулы, символа, числа и т.п.) ответ, место для которого должно быть обозначено прочерком, точками или подчеркиванием. После прочерка, если этого требует задание, следует указывать единицы измерения.
9. Каждое задание должно оцениваться по дихотомической шкале.
В педагогической практике хорошо зарекомендовала себя следующая
шкала оценки тестовых задании
(см. табл. 1).
Эссе
Эссе студента — письменная работа, предусматривающая ответ на вопрос или раскрытие темы, предложенной преподавателем.
Диагностическое средство в форме эссе должно включать в себя не только поставленный вопрос (заданную тему), но и требования к качеству выполнения задания и шкалу оценки его выполнения.
Примеры тем эссе:
Олимпийские игры древности: история возникновения, правила, ритуалы, виды спортивных состязаний.
Типология и классификация подвижных игр в педагогической практике. Урочные и внеурочные формы проведения подвижных игр.
Организация и правила проведения соревнований в прыжках в длину с разбега (инвентарь, оборудование, состав судейской бригады и ее работа, определение победителя).
Критерии классификации и типология лыжных ходов. Причины появления и первое официальное признание коньковых ходов.
Основы методики занятий оздоровительной аэробикой с лицами пожилого возраста (особенности организации и проведения занятий, средства, методы). Методы контроля за величиной нагрузки.
Таблица 1
Шкала оценки тестовых заданий
Количество правильных ответов Оценка
86-100% Отлично Зачтено
69-85% Хорошо
51-68% Удовлетворительно
50% и менее Неудовлетворительно Не зачтено
Таблица 2
Общие требования5 к качеству эссе (критерии) и шкала оценки выполнения задания
Требования Требование выполнено на оптимальном уровне Есть резервы или недостатки при выполнении требования Требование практически не выполнено
Корректность употребления терминов и понятий; точность определений (О,) 2 1 0
Полнота ответа (ответ содержит все необходимые положения и примеры, которые раскрыты и конкретизированы) (О2) 2 1 0
Диапазон используемого информационного пространства (использование различных источников информации; приведение различных точек зрения по предложенной проблеме) (О3) 2 1 0
Ясность и четкость изложения; логичность и грамотное построение ответа (О4) 2 1 0
Наличие и обоснованность интерпретации (иллюстрирования) текстовой информации с помощью рисунков, графиков, таблиц, структурно-логических схем (О5) 2 1 0
Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка, правил русской орфографии и пунктуации (О6) 2 1 0
Максимальный балл (О ): * тах' 1 2 баллов
Современные системы занятий и комплексы физических упражнений, связанные с регулированием массы тела (табл. 2).
Оценка за эссе (О) определяется по формуле (1):
I а
О = --100%,
О
¿¿тах
(1)
где О{ — количество набранных балов по каждому из оцениваемых показа-
О
тах - макси-
количество бал-
телей (требований); мально возможное лов; п — количество оцениваемых показателей (требований).
Итоговая оценка за эссе, выраженная в процентах, может быть переведена в традиционную форму оценки при помощи следующей шкалы:
Такой способ выведения итоговой оценки может быть использован и в других типах заданий (оценочных средств).
Таблица 3
179
Шкала оценки эссе
О (%) Оценка
86-100 Отлично Зачтено
69-85 Хорошо
51-68 Удовлетворительно
50 и менее Неудовлетворительно Не зачтено
5 Могут быть использованы и другие критерии (требования), соответствующие специфике задания.
Доклады и сообщения
Под докладом (сообщением)
принято понимать публичное выступление на заранее выбранную и подготовленную тему. В отличие от сообщения, доклад имеет более развернутый характер. Оптимальное время доклада — 5-10 минут, сообщения — не более 5 минут.
Если стандартизированные тесты и эссе предназначены, в основном, для оценки знаниевого компонента результатов обучения и формируемых компетенций, то задания в форме докладов и сообщений носят выраженный деятельностный характер и позволяют оценить способность обучающихся к устной коммуника-
ции (ОК-4), их владение основами речевой культуры (ОПК-5) и, в определенной степени, готовность реали-зовывать образовательные программы по предмету (ПК-1 и ППК-1).
Примеры тем докладов (сообщений):
Психологические средства восстановления в спорте.
Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности.
Основные вехи в истории развития отечественного ветеранского легкоатлетического спортивного движения.
Экономические методы спортивного менеджмента.
Таблица 4
Общие требования к качеству доклада/сообщения (критерии) и шкала оценки выполнения задания
180
Критерии Оценка
Неудовлетворительно- Удовлетворительно- Хорошо Отлично
1. Соответствие содержания доклада/сообщения заявленной теме 2 3 4 5
2. Степень раскрытия темы (доклад/сообщение содержит все необходимые положения и примеры, которые раскрыты и конкретизированы) 2 3 4 5
3. Диапазон используемого информационного пространства (использование различных источников информации, приведение различных точек зрения по раскрываемой теме) 2 3 4 5
4. Логичность, структурированность и грамотное построение текста доклада/сообщения, связность изложения материала 2 3 4 5
5. Корректность употребления терминов и понятий, точность определений 2 3 4 5
6. Наличие и качество (обоснованность, содержательность, грамотность, художественный уровень) иллюстративных материалов 2 3 4 5
7. Умение держаться перед группой (стойка, осанка, уверенность в действиях, выбор места для сообщения, рациональность перемещений, жестикуляции и т.д.) 2 3 4 5
8. Культура речи, владение голосом (тон, громкость, эмоциональность) 2 3 4 5
Максимальный балл (О ): * тах' 40 баллов
Таблица 5
Нормативы (по Ю.Н. Вавилову) и результаты тестирования
Результат в тесте Тест Норматив (N ) Фактический результат (F; )
1. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (А) (раз) 7 5
2. Прыжок в длину с места (Ц (см) 125 132
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (Т) (раз) 6 12
4. Удержание тела в висе на перекладине (Н) (сек) 11 9
5. Наклон вперед из положения сидя (см) 5 7
6. Бег на 1 000 метров (сек) 327 336
Спортивные маркетологи и их основные компетенции (табл. 4).
Итоговая оценка за доклад (сообщение) может быть определена либо как среднее арифметическое оценок по каждому критерию, либо способом, использованным для оценки эссе.
Задачи, расчетные (расчетно-графические) работы
Формулировка компетентностно-ориентированного задания в форме задачи (расчетной или расчетно-гра-фической работы) должна включать:
• описание проблемы (ситуации, события) из области будущей профессиональной деятельности обучающегося;
• вопрос или задание;
• ключ (алгоритм решения/эталон выполнения и/или правильный ответ);
• критерии оценки;
• шкалу оценки.
Пример:
В таблице 5 приведены нормативы и фактические результаты оценки уровня физической подготовленности женщины в возрасте 35 лет.
Задание: 1) определите величину индекса общего уровня физической кондиции (ОУФК) испытуемой по методике Ю.Н. Вавилова;
2) на основании данных таблицы 6 и рассчитанного индекса ОУФК, оцените уровень физического состояния испытуемой;
3) сформулируйте вывод, дайте практические рекомендации по оптимизации уровня общей физической кондиции испытуемой.
Ключ: 181
Расчет результатов в каждом из тестов (кроме бега) производится по формуле (2); в беге на 1000 м - по формуле (3):
F - N Ni
(2)
Таблица 6
Шкала оценки общего уровня физической кондиции (ОУФК) по Ю.Н. Вавилову
Значение ОУФК Оценка
От 0,61 и выше Супер
От 0,21 до 0,60 Отлично
От 0,20 до - 0,20 Хорошо
От - 0,21 до - 0,60 Удовлетворительно
От - 0,61 до - 1,0 Неудовлетворительно
От - 1,0 и ниже Опасная зона
^ - N
гип_гип
N....
(3)
где ^ и Ргип — фактический результат в соответствующих тестах; N1 и Nrun — нормативы, соответствующие тестам (табл. 1).
Величина индекса общего уровня физической кондиции (ОУФК) по Ю.Н. Вавилову определяется по формуле (4):
А + 3 + Т + Н + £ + Я
-6-, (4)
где А, ^ Т, Н, Я, К, — результаты выполнения соответствующих контрольных упражнений из табл. 5; 7 — общее количество тестовых упражнений.
Данное задание предназначено для проверки сформированности способностей: использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность
(ОК-8); осуществлять воспитание и развитие с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся (ОПК-2); использовать современные методы и технологии диагностики (ПК-2 и ППК-2); проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9); использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач (ПК-11 и ППК-7).
Кейсовые задания
Кейс — это проблемная задача, в которой обучающемуся предлагается осмыслить реальную профессиональную ситуацию (проблему) и предложить пути выхода из нее (ее решения). Отличительной особенностью кейсовых заданий является нередкое отсутствие однозначных решений.
Оценочное средство в форме кейса должно включать в себя:
• ситуацию (проблему, событие) учебно-методического характера;
182
Таблица 7
Критерии и шкала оценки
Расчеты результатов в каждом из тестов по формулам (1) и (2) выполнены без математических ошибок 6 баллов
Допущены ошибки в расчетах результатов тестов -1 балл за каждую ошибку
Индекс общего уровня физической кондиции (ОУФК) вычислен правильно 6 баллов
Вывод об общем уровне физической кондиции (ОУФК) испытуемой сформулирован верно - в соответствии с расчетным значением ОУФК 6 баллов
Практические рекомендации по повышению общего уровня физической кондиции носят конкретный практико-ориентированный характер и полностью соответствуют результатам тестов и расчетов 6 баллов
При формулировке практических рекомендаций не полностью или не вполне корректно учтены результаты отдельных тестов и расчета ОУФК -3 балла
Практические рекомендации носят общий характер и не могут рассматриваться как основа для выработки программы совершенствования физического состояния испытуемой -3 баллов
Максимальный балл: 24 балла
Преподаватель XXI 2 / УМА
ВЕК
• контекст ситуации (хронологический, исторический, локальный, особенности действий или участников ситуации);
• вопросы или задания, предусматривающие поиск путей выхода из создавшейся ситуации, принятие решения и объяснение его;
• приложения (при необходимости);
• ключ с возможным правильным решением;
• критерии и шкалу оценки.
Наиболее общими критериями
оценки кейсового задания выступают:
1. Соответствие решения заданию (адекватность проблеме).
2. Глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
3. Применимость решения на практике.
4. Оригинальность подхода (новаторство, креативность).
5. Возможность долгосрочного применения.
Могут быть введены и другие критерии, отвечающие конкретным задачам оценки сформированности компетенций (элементов компетенций). Количество критериев не должно быть слишком большим, критерии не должны пересекаться.
Пример оформления кейсового задания:
При плавании брассом учащийся Вашей учебной группы допускает ошибку - выполняет асимметричные движения ногами.
Вопросы и задания:
1. Как квалифицировать данную ошибку:
• как грубую — приводящую к нарушению правил соревнований и искажающую основу техники двигательного действия;
• как значительную — негативно влияющую на эффективность движений пловца;
• как незначительную, связанную с неточным выполнением отдельных деталей техники?
2. Каковы причины появления данной ошибки?
3. Каковы последствия данной ошибки?
4. Какие упражнения следует выполнять для устранения данной ошибки?
Ключ:
Данная ошибка относится к категории грубых. Основной причиной появления данной ошибки является неправильное освоение техники движения ног при начальном обучении. Помимо снижения продуктивности отталкивания ногами и, как следствие, скорости плавания, выполнение асимметричных движений ногами приводит к дисквалификации пловца за нарушение правил соревнований.
Для устранения данной ошибки выполняют на суше и в воде с неподвижной опорой: имитационные упражнения с партнером, движения ногами с использованием материальных регуляторов и ограничителей движений; плавание при помощи движений ногами брассом с захватом (касанием) руками стоп в конце фазы подтягивания (см. табл. 8).
Данное задание является средством диагностики уровня готовности студентов: к осуществлению обучения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2), к профессиональной дея-
183
Таблица 8
Критерии и шкала оценки выполнения задания
Критерий Оценка
Неудовлетворительно- Удовлетворительно- Хорошо Отлично
Четкая квалификация ошибки (грубая, значительная, незначительная) (О,) 0 1 2 3
Обоснованность квалификации ошибки (наличие и качество аргументации в пользу сделанного вывода) (О2) 0 1 2 3
Правильное определение причин появления данной ошибки (О3) 0 1 2 3
Правильное определение последствий данной ошибки, полнота их описания (О4) 0 1 2 3
Правильность выбора упражнений для устранения данной ошибки О5) 0 1 2 3
Достаточное количество приведенных упражнений (О6) 0 1 2 3
Полнота изложения упражнений (с описанием исходных положений, последовательности выполняемых движений) (О7) 0 1 2 3
Четкость формулировок, соблюдение гимнастической и плавательной терминологии (О8) 0 1 2 3
Творческий подход к выбору методических приемов и/или упражнений, оригинальность решения (О9) 0 1 2 3
Максимальный балл (О ): * тах' 27 баллов
184
тельности в соответствии с нормативными документами (ОПК-4), реализации образовательных программ по предметам (ПК-1 и ППК-1), использованию современных методов и технологий обучения (ПК-2 и ППК-2), проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (ПК-9).
Проекты
Эти задания носят выраженный компетентностно ориентированный характер и предусматривают разработку проекта мероприятия в области физкультурно-спортивной или учебно-воспитательной деятельности.
Чаще всего объектом проектирования выступает разработка:
• комплекса упражнений заданной направленности;
• конспекта урока (фрагмента урока) по физической культуре, спортивной тренировки или внеклассного физкультурно-спортивного занятия с заданным содержанием;
• положения о спортивных соревнованиях;
• плана (программы, сценария) внеклассного или внешкольного мероприятия (туристского похода, школьного спортивного праздника, фестиваля спорта, олимпиады по физической культуре и т.п.);
• календаря спортивных мероприятий на учебный год;
• плана (сценария) родительского собрания, классного часа, беседы с учащимися на заданную тему;
• тематического четвертного плана по предмету «Физическая культура»;
• программы мониторинга (диагностирования) достижений обучающихся (например, составление кроссворда или комплекса тестов контроля знаний по теме или предмету, разработка батареи тестов для оценки уровня общей/специальной физической подготовленности и т.п.).
Формулировка компетентностно ориентированного задания в форме проекта должна включать постановку проблемы, эталон выполнения (если требуется), критерии (которые будут существенно различаться в зависимости от объекта проектирования и типа задания) и шкалу оценки.
Пример:
Разработайте комплекс упражнений из избранного вида аэробики (на 25-30 минут) для учащихся старших классов и представьте его в форме конспекта (см. табл. 9).
Задания в форме проектов предназначены для проверки готовности уча-
щихся бакалавриата к самоорганизации и самообразованию (ОК-6), а также для оценки уровня сформированности способностей: осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся (ОПК-2); реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1 и ППК-1); использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2 и ППК-2); решать задачи воспитания и развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3 и ППК-3); проектировать образовательные программы (ПК-8) и образовательные маршруты обучающихся (ПК-9).
Задания учебной (педагогической) практики
Задания учебной (педагогической) практики служат для оценки
Таблица 9
Критерии (признаки) и шкала оценки выполнения задания
Критерии (признаки) Признак не проявляется Проявляется частично Проявляется в полной мере
1. Грамотность постановки педагогических задач, их соответствие заданию 0 1 2
2. Разнообразие и достаточное количество приведенных упражнений 0 1 2
3. Соответствие поставленным задачам и соблюдение методической последовательности (логичность) упражнений 0 1 2
4. Полнота изложения упражнений (с описанием исходных положений, последовательности выполняемых движений, счета) 0 1 2
5. Наличие схем и рисунков, иллюстрирующих словесное описание упражнений 0 1 2
6. Четкость формулировок, соблюдение специальной терминологии 0 1 2
7. Выделение наиболее важных деталей техники упражнений 0 1 2
8. Наличие указаний для предупреждения и устранения типичных ошибок 0 1 2
9. Полнота и всесторонность указания дозировки упражнений 0 1 2
1 0. Правильность расположения текста по графам конспекта 0 1 2
Максимальный балл (О ): * тах ' 20 баллов
185
186
степени сформированности тех компетенций (элементов компетенций), которые обусловливают готовность/ способность обучающихся:
• к коммуникации (ОК-4) и взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6 и ППК-5), включая владение основами профессиональной этики и речевой культуры
(ОПК-5);
• осуществлению обучения, воспитания и развития с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся (ОПК-2); реализации образовательных программ по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1 и ППК-1); использованию современных методов и технологий обучения (ПК-2 и ППК-2), а также возможностей образовательной среды для достижения личностных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4 и ППК-4);
• к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);
• к организации сотрудничества обучающихся и поддержанию их активности (ПК-7 и ППК-6).
Оформление заданий учебной (педагогической) практики производится аналогично заданиям проектного типа.
Пример 1:
Организуйте и проведите подвижную игру на группе студентов (см. табл. 10).
Пример 2:
Проведите педагогический анализ организации и проведения подвижной (спортивной) игры студентом Вашей учебной группы (см. табл. 11).
Двигательные задания (тесты, нормативы)
Двигательные задания (тесты, контрольные нормативы) предназначены для оценки способности обучающихся к демонстрации как техники изучаемых двигательных действий (физических упражнений), так и запланированного в образовательной программе спортивного результата.
Такого рода задания необходимы для оценки уровня сформированности следующих компетенций (элементов компетенций): готов поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8); готов реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1 и ППК-1); способен использовать современные методы и технологии обучения (ПК-2 и ППК-2).
Формулировка двигательного задания должна включать: описание задания (теста, норматива), эталон выполнения, критерии и шкалу оценки.
Примеры (дисциплина «Теория и методика плавания»):
1. Проплывание избранным способом дистанции 100 м на время (юноши - 1 мин 40 сек и быстрее, девушки - 1 мин 55 сек и быстрее).
2. Проплывание избранным способом дистанции 400 м без остановки (без учета времени).
3. Демонстрация техники плавания способом кроль на спине на дистанции 50 м (без учета времени).
В заключение хотелось бы отметить, что приведенный перечень видов оценочных средств не является исчерпывающим. Пополнению этого списка во многом будет способствовать изучение опыта и практических наработок отечественных и зарубеж-
Таблица 10
Критерии и шкала оценки выполнения задания
Критерий
Оценка
' Полное соответствие заданию
' Соблюдение методической последовательности проведения игры ' Высокое качество объяснения и показа правил и деталей игры ' Высокий уровень организации занятия, руководства группой ' Способность наладить контакт с группой, поддерживать дисциплину во время игры. ' Высокий уровень двигательной и познавательной активности занимающихся. ' Высокая общая и моторная плотность занятия
О
■ Полное соответствие заданию
■ Соблюдение методической последовательности проведения игры
■ Хорошее качество объяснения и показа правил и деталей игры, руководства группой
■ Превышение лимита времени, отведенного на проведение игры.
■ Хороший контакт с группой, но имеют место отдельные нарушения дисциплины со стороны членов группы
■ Недостаточная двигательная активность группы
о 3 о о. о X
Критерий
Оценка
■ Частичное соответствие заданию
■ Имеются нарушения методической последовательности проведения подвижной игры
■ Несущественные ошибки в проведении подвижной игры (объяснении, показе, руководстве группой)
■ Наличие ошибок в терминологии
■ Может наладить контакт с группой, но не способен поддерживать дисциплину на протяжении всего выполнения задания
■ Недостаточная двигательная активность занимающихся
■ Низкая общая и моторная плотность занятия
.
о
о
а >
' Допущены существенные ошибки в организации и проведении игры ' Нарушение правил техники безопасности ' Не соблюден регламент игры ' Неумение найти контакт с группой ' Отсутствие элементов творчества
' Низкая общая и моторная плотность занятия; наличие простоев ' Существенные (грубые) ошибки в терминологии
.
о
о а
Проведение отсутствует
187
ных вузов в области оценки качества образования. Кроме того, в переводе в формат ОСОКО нуждаются многие задания учебной (педагогической) практики, а также большой массив проектных заданий и задач (расчетных и расчетно-графических работ).
В своих последующих публикациях мы планируем представить результаты работы по созданию банка оценочных средств для промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
2.
3.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pgsga.ru/news_ umo/ (дата обращения: 07.02.2014 г.). Окуловский, О.И. Компетенции и компе-тентностный подход в обучении [Текст] / О.И. Окуловский // Молодой ученый. -2012. - № 12. - С. 499-500. Глоссарий [Электронный ресурс] // Руководство по использованию Европейской
Таблица
Критерии и шкала оценки выполнения задания
188
Критерий Оценка
1. Подготовка студента к проведению игры: наличие спортивного костюма и обуви; конспекта игры; инвентаря и оборудования, свистка, секундомера (в зависимости от содержания игры); блокнота для фиксации результатов игры и т.д. 2 3 4 5
2. Умение держаться перед группой (классом): стойка, осанка, жестикуляция, 2 3 4 5
рациональность перемещений, уверенность в действиях и т.д.
3. Умение организовать группу (класс): ■ правильность и своевременность подачи команд и распоряжений 2 3 4 5
■ владение способами выбора водящего (капитанов) и разделения группы 2 3 4 5
(класса) на команды; целесообразность назначения помощников и т.д.
■ быстрота и четкость построения и перестроения группы (класса) в исходное 2 3 4 5
положение к началу игры
4. Объяснение игры: 2 3 4 5
■ грамотность и четкость постановки задач игры
■ качество изложения содержания и правил игры:
■ доходчивость, краткость, лаконичность, последовательность, образность,
наглядность и т.д.; 2 3 4 5
■ культура речи, владение голосом (тон, громкость, эмоциональность);
■ владение спортивной терминологией и жестикуляцией
■ знание и умение правильно выбирать место при объяснении игры 2 3 4 5
■ наличие элементов показа 2 3 4 5
5. Проведение игры:
■ быстрота расстановки и своевременность раздачи инвентаря; 2 3 4 5
своевременность начала игры по заранее обусловленному сигналу
■ качество руководства игрой, объективность судейства; стиль руководства 2 3 4 5
(доброжелательность, такт)
■ умение предупредить, видеть типичные ошибки игроков в технике выполнения 2 3 4 5
заданий и находить пути их исправления
■ предупреждение об окончании игры 2 3 4 5
■ сбор инвентаря 2 3 4 5
6. Подведение итогов игры: 2 3 4 5
■ построение группы (класса)
■ объявление итогов (общего счета) игры 2 3 4 5
■ оценка действий игроков и водящих, победителей и проигравших; анализ удачных (неудачных), эффективных (неэффективных), своевременных 2 3 4 5
(несвоевременных) действий игроков
■ оценка усвоения знаний (например, по технике закрепляемых двигательных 2 3 4 5
действий), деталей и правил игры
7. Дозирование нагрузки в ходе игры:
■ владение способами регулирования нагрузки: уменьшение или увеличение 2 3 4 5
размеров игрового поля, количества повторений, интервалов отдыха,
количества водящих, смен водящих, продолжительности игры и т.д.
■ достаточность нагрузки для закрепления (совершенствования) техники двигательных действий и развития физических качеств (указать каких) 2 3 4 5
8. Обеспечение безопасности занимающихся при проведении подвижной
(спортивной) игры: достаточность расстояния от поворотной стойки до стены 2 3 4 5
или ближайшего препятствия; интервал и дистанция, исключающие
столкновение игроков; страховка и самостраховка игроков и т.д.
9. Степень реализации задач игры (образовательных, оздоровительных, 2 3 4 5
воспитательных)
Максимальный балл: 1 1 0 баллов
Таблица 12
Критерии и шкала оценки техники плавания способом кроль на спине
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетвори-_тельно_
Выполнение
движений,
соответствующих
правилам
соревнований и
требованиям
модельных
характеристик
• Отсутствие эффективных гребковых движений руками (гребок с «провалом» локтя и/или кисти, «глажение воды»)
• Укороченные гребки руками
• Отсутствие акцентированного отталкивания руками
• Вход руки в воду в стороне от линии плеча (1530 см)
• Излишняя напряженность руки в фазе проноса над водой
• При работе ног стопы выходят из воды.
• Отсутствие захлестывающего характера движений ногами
• Излишне высокое положение головы (уши видны над поверхностью воды)
• Чрезмерное вращение тела вокруг продольной оси (крены корпуса)
• Задержка руки у бедра в конце гребка
• Вход руки в воду в стороне от линии плеча (свыше 30 см)
• Вход руки в воду, согнутой в локтевом суставе
• При работе ног колени показываются над водой
• Чрезмерно глубокая работа ног (отсутствие вспенивания воды стопами)
• Работа ног с отсутствием подошвенного сгибания стопы (стопы взяты «на себя»)_
• «Сидячее» положение тела в воде (угол между корпусом и бедрами близок к 90°)
• Затылок не касается поверхности воды
• Руки «встречаются» у бедер (одна рука начинает гребок в момент окончания гребка другой руки)
• Руки согнуты в локтях в фазе проноса над водой.
• «Педалирующая» работа ног (как при езде на велосипеде)
системы переноса и накопления зачетных единиц (кредитов). - URL: http://v4.udsu. ru//files/1305573849.pdf (дата обращения: 07.02.2014 г.).
Сергеев, А.Г., Терегеря, В.В. Метрология: стандартизация и сертификация : Учебник. - М. : Юрайт, 2012. - 820 с.
REFERENCES
Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po naprav-leniju podgotovki 44.03.01 «Pedagogiches-koe obrazovanie» [Federal State educational standards of higher education in the area of training 44.03.01 «Pedagogical education»], URL: http://www.pgsga.ru/news_umo/ (data
obrascheniya: 7 February 2014). Okulovskij O.I. Kompetencii i kompetentnos-tnyj podhod v obuchenii [Competences and competence-based approach in teaching], Molodoj uchenyj, 2012, No. 12, pp. 499-500. Rukovodstvo po ispol'zovaniju Evropejskoj sistemy perenosa i nakoplenija zachetnyh edinic (ECTS) [Guide to using of the European Credit Transfer System], URL: http:// v4.udsu.ru//files/1305573849.pdf (data obra-scheniya: 7 February 2014). Sergeev A.G., Teregerja V.V. Metrologija: standartizacija i sertifikacija [Metrology, standardization and certification], Moscow, Jurajt, 2012, 820 p. ■
189
Степанова Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой спортивных дисциплин и методики их преподавания Московского педагогического государственного университета, [email protected] Stepanova O.N., Dr of Science (Pedagogy), Professor, Acting Head of the Sports Disciplines and Teaching Methods Department, Moscow State Pedagogical University, stepanova.olga.75@gmail. com