Научная статья на тему 'Разработка ориентировочной основы действия построения монологического высказывания на английском языке'

Разработка ориентировочной основы действия построения монологического высказывания на английском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ / СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗ РЕЗУЛЬТАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрига Светлана Сергеевна

В статье представлен алгоритм построения ориентировочной основы действия (ООД) построения монологического высказывания, реализованный в рамках занятия по практическому курсу английского языка для студентов-бакалавров педагогического направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка ориентировочной основы действия построения монологического высказывания на английском языке»

с пояснениями. Иногда текст может не соответствовать теме, и тогда нужно будет комментировать фильм [3, с. 18].

Изготовленные программой Flash короткометражные веб-анимации и фильмы, на уроках предмета технологии по направлению «Технология и дизайн», помогут учителю наглядно показать теоретические и практические работы, выполняемые в процессе изготовления изделий. А это поможет ученикам быстро освоить пройденный материал по новой теме и развивать их представления об увиденном. Повысится эффективность урока.

Список литературы

1. Дронов В.А. »Macromedia Flash MX» Санк-Петербург. Издательство «БХВ - Петербург», 2003 г. 848 с.

2. Бегимкулов У.Ш., Мамараджабов М.Е., Турсунов С.К. «Программа Flash MX и возможности её использования в образовании». Ташкент. Издательство 2006 г. С. 23-42.

3. МакДональд Дж., Петере К., Ярд Т. и др. «Flash MX studio» Москва. Издательство «СП ЭКОМ», 2003 г. 648 с.

РАЗРАБОТКА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ ПОСТРОЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Дрига С.С.

Дрига Светлана Сергеевна — кандидат филологических наук, кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: в статье представлен алгоритм построения ориентировочной основы действия (ООД) построения монологического высказывания, реализованный в рамках занятия по практическому курсу английского языка для студентов-бакалавров педагогического направления подготовки.

Ключевые слова: ориентировочная основа действия, способ действия, образ результата.

Любое умственное действие, согласно гипотезе Л.С. Выготского об образовании высших психических функций, образуется первоначально во внешней форме и лишь потом, становится внутренним новообразованием психики индивида. По В.В. Давыдову, формировать умственное действие - значит формировать соответствующие понятия как средства его выполнения [3, с. 74]. «Понятие выступает как такая форма мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводится идеализированный предмет и система его связей, отражающих в своем единстве всеобщность, сущность движения материального объекта. Понятие одновременно выступает как форма отражения материального объекта и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т.е. как особое мыслительное действие» [1, с. 63]. Поскольку за каждым понятием скрыто особое действие (или система действий), необходимо понять как эти действия формируются [3, с. 74].

Исходя из общей схемы накопления опыта, В.С. Лазарев выделил три условия формирования умственного действия. Первое условие: действие может быть освоено, только при его выполнении. Второе условие: прежде чем приступить к выполнению действия, необходимо знать, каким должен быть его результат, то есть образ, то, как это действие должно выполняться. Именно это и образует ориентировочную основу действия. Третье условие -рефлексия и корректировка действия [2, с. 6].

Ключевым моментом в реализации предложенной В.С. Лазаревым модели становится разработка ориентировочной основы действия.

Нами на конкретном материале будет предложен алгоритм создания ООД в рамках дисциплины «Практический курс английского языка» для студентов-бакалавров первого курса педагогического направления подготовки.

Прежде чем перейти непосредственно к разработке ООД, определим цель занятия, его место в будущей профессиональной деятельности, непосредственно результат занятия.

Цель занятия: освоение способа действия построения монологического высказывания.

Место действия (занятия) в профессиональной деятельности: монологическое высказывание - то, без чего педагог не может обойтись в профессиональной деятельности, это умение логически и последовательно раскрывать тему, обосновывать собственные суждения, умение пересказать текст, если в этом есть необходимость, сделать описание, подготовить лекцию и прочие умения.

Результат занятия (совместной деятельности преподавателя и студента): разработка ориентировочной основы действия построения монологического высказывания.

Достаточно легко были выделены признаки монологического высказывания. Очевидно, что, несмотря на то, что монолог - речь одного лица, всегда присутствует адресат, есть аудитория, численность «адресата» не имеет значения. Мы точно осознаем, что монолог -целенаправленная передача информации. Он может быть либо внешним, либо внутренним. Так или иначе, он образуется в результате речевой деятельности. Монологическая речь может быть как устной, так и письменной. В рамках построения монологического высказывания адресант всегда ориентирован на адресата.

Основываясь на выделенных признаках, мы переходим к формулировкам требований, предъявляемых к монологическому высказыванию. Основываясь на позиции психолингвистов, в число требований мы включаем:

1. Непрерывность (ничего общего с беглостью речи), которая сводится к сверхфразовому единству.

2. Логичность, синонимичными понятиями могут стать составленная программа высказывания, либо композиционное оформление = структура монологического высказывания. Все предложенные понятия сводятся к единому требованию, которое может быть сформулировано посредством любого из синонимов.

3. Контекстность подразумевает идею доступности и «понятности» речи, исходя из ее собственного содержания, и не требует дополнительных пояснений.

4. Связность позволяет сослаться на то, что прозвучало ранее в рамках высказывания.

5. Основным требованием, предъявляемым к монологическому высказыванию, становится достижение коммуникативной цели, другими словами, ориентация на слушателя или реализация авторского замысла. Это требование предполагает, прежде всего, грамотный подбор лексических единиц, знакомых адресату, разнообразные синтаксические конструкции. Все это психолингвистика определяет как «единое поле коммуникантов». Языковой материал должен быть адекватным, он должен быть понятен адресанту.

Выделенные признаки касаются не только монологической речи, они становятся обобщенными понятиями, которые будут применяться не только в монологической речи, но и в диалоге, дискуссии. Эти требования можно определить как «метазнания».

Учитывая каждое из обозначенных требований, предлагаю сформулировать ООД построения монологического высказывания.

Первый шаг по созданию/построению монолога, на наш взгляд, - 1) определить общую идею монологического высказывания, его цель и содержание с ориентацией на адресата. В понятие «цель монолога» будет входить и содержание и аудитория.

Второй шаг - 2) определить логико-смысловую организацию будущего высказывания (составить план) - определить структурные компоненты монолога.

В рамках реализации требования «контекстность» необходимо 3) осуществить подбор актуального материала, соотносимого с целью (общей идеей) монолога, который мы будем использовать в качестве основы нашего будущего высказывания и 4) наполнить структурные компоненты плана монологического высказывания созданного ранее.

Следующий шаг - 5) составить список активной лексики соответствующей структурным компонентам плана, без которой невозможно построение монологического высказывания. На этом этапе мы ориентируемся на изученный лексический материал, либо подбираем новый, отвечающий цели монолога с учетом содержания и аудитории.

С целью достижения коммуникативного намерения (коммуникативной цели) 6) мы определяем преобладающие временнЫе грамматические конструкции для каждого структурного компонента плана, с учетом цели монолога. Мы подбираем точное отражение языковой нормы.

На следующем этапе возникает необходимость 7) составить список средств (подобрать средства), позволяющих «связать» речь в каждом структурном компоненте плана,

наделив ее таким свойством как связность/непрерывность = coherence.

На завершающем этапе мы осуществляем 8) наполнение структурных элементов плана монологического высказывания тем содержанием, которое мы получили в ходе работы, 9) осуществляем «отработку» полученного высказывания, с целью избегания речевых, языковых ошибок, снятия трудностей.

На каждом этапе обучающийся должен отвечать себе на вопросы «Что получится в результате работы над каждым шагом ООД?» и «Что делать в рамках каждого действия?».

При этом объем монологического высказывания не имеет значения, важнейшим является достижение цели, чему способствует адекватный подбор языкового материала, сама цель «диктует» объем.

Разработанная ООД может применяться в рамках освоения различных дисциплин, имеет отношение к программе «Формирование метапредметных результатов».

Список литературы

1. ДавыдовВ.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 554 с.

2. ЛазаревВ.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов // Вестник СурГПУ, 2011. № 2. С. 5-14.

3. Носова Л.Н. Формирование предметных и метапредметных умений учащихся // Теория и практика общественного развития, 2013. № 2 (42). С. 73-77.

НЕОБХОДИМЫЕ УСТАНОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПОДДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Ачкасова Н.Н.

Ачкасова Наталья Николаевна — доцент, кандидат педагогических наук, департамент языковой подготовки, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена вопросам коммуникативного обучения иностранным языкам студентов вузов. Прежде всего, делается акцент на коммуникативной способности обучаемых, которые развивается через их вовлечение в решение широкого круга значимых задач, успешное решение которых доставляет им удовлетворение и повышает их уверенность в себе. Рассматриваются вопросы, которые помогают поддержать взаимодействие преподавателя и учащегося на занятии, вопросы, стимулирующие партнерское поведение преподавателя, а также установление обратной связи и приобретении уверенности в себе при использовании изучаемого языка. Затрагивается вопрос ролей преподавателя и учащегося на занятии иностранным языком.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, коммуникативное обучение, общение, взаимодействие.

Овладение коммуникативными умениями является непременным условием формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке, практической реализации устного иноязычного общения и совершенствования комплекса коммуникативных способностей обучаемых.

Умение общаться на ИЯ определяются Е.И. Пассовым как системно--интегративные умения, имеющие комплексную структуру. «Во-первых, общается именно индивидуальность, и общение имеет значение для жизнедеятельности индивидуальности во всех его ипостасиях -как личности, как субъекта, и как индивида. Во-вторых, общение - именно способ поддержания жизнедеятельности: вне общения невозможна никакая другая человеческая деятельность» [3:14]. В методике преподавания ИЯ коммуникативные умения рассматриваются как способности осуществлять иноязычное речевое и неречевое общение, взаимодействовать в партнерами, адекватно воспринимать и понимать их.

На современном этапе роли преподавателя и учащегося меняются. Изучение иностранного языка сегодня направлено на формирование у обучаемых коммуникативной способности, способности к общению на межкультурном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.